Научная статья на тему 'Дистанционное и открытое образование: проблемы и перспективы'

Дистанционное и открытое образование: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1376
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бершадский А. М., Кревский И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное и открытое образование: проблемы и перспективы»

го профессионального образования состо- функции искусственных языков, как:

ит в формировании умений адекватного

создание избыточного информаци-

опыта индивида;

перевода информации с одного языка на онного потока, облегчающего включение другой, т. е. умений кодирования, переко- нового знания в субъективный контекст

дирования и декодирования информации.

Анализ практики работы в вузе показывает, что существует разрыв между вербальными и образными компонентами в мышлении студентов.

Для эффективной организации учебного процесса необходима разработка:

— отражение средствами наглядности пространственно-временных, функциональных, причинно-следственных и логических связей, структурных отношений, динамики процессов, что в отличие от естественного языка обеспечи-

системы контроля, посредством ко- вает одномоментность и целостность

торой диагностируется наличие умении кодирования и перекодирования информации;

восприятия;

— обеспечение непрерывной профес-

методических средств и приемов, сиональной направленности обучения,

направленных на преодоление разрыва между вербальным и наглядным компонентами знания и изменение структуры деятельности при оперировании символьными образами при переходе от одной дисциплины к другой.

начиная с цикла общенаучных дисциплин, путем развития умений оперировать наглядными и символьными образами, что является центральным звеном фундаментального инженерного умения — моделирования.

ДИСТАНЦИОННОЕ И ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

I

Л.М. Бершадский, зав. кафедрой системы автоматизации проектирования

Пензенского государственного университета, профессор,

И.Г. Кревский, доцент кафедры системы автоматизации проектирования

Пензенского государственного университета

На рубеже третьего тысячелетия че- В последние годы все чаще и чаще говорят об открытом образовании (00), хотя правильнее говорить об открытой образовательной системе. И хотя чет-

ловечество вступает в новую эпоху развития — эпоху информационного общества, что стало возможным благодаря достижениям в области информатизации и коммуникаций. Постоянное ускорение научно-технического прогресса, сокращение сроков внедрения достижений в общество (на внедрение радио потребовалось 40 лет, телевизора — 13, 1п1егпе1—

— 4 года), создание огромных сетевых хранилищ информации, доступных каждому человеку в месте его проживания, вызывают резкий рост потребности в образовании. Образованность отдельного человека и общества в целом становится одним из факторов безопасного и устойчивого развития страны, ее экономического процветания.

В информационном обществе появляется и новый взгляд на образование.

кои терминологии пока нет, но основные принципы такой системы уже известны:

1) свободное поступление в учебное заведение;

2) свободное планирование траектории обучения из набора предлагаемых курсов;

3) свобода в выборе времени и темпов обучения, отсутствие фиксированных сроков обучения;

4) свобода в выборе учебного заведения независимо от места проживания обучаемого;

5) движение знаний к обучаемому;

6) свободное развитие индивидуальности обучаемого;

А.М. Бершадский, И.Г. Кревский, 2002

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

7) постоянное получение образова- нии изменений и дополнений в Законы

ния, т.е. образование в течение всей жизни, а не образование на всю жизнь;

8) открытость образования будущему,

РФ “Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (в части дистанционных обра-

т.е. опережающее образование. При от- зовательных технологий)». Однако в этих крытой модели образования данное по- документах речь идет фактически об

уточнении правил применения дистанционной технологии в рамках существующих образовательных форм. С другой стороны, 00 — это практически новая форма образования, так как очевидно, что многие из вышеперечисленных принципов 00 не вписываются в традиционные формы образования. Так, свободное поступление в вузы без вступительных

ложение является основополагающим, тогда как классическая модель образования предполагает жесткие нормы обучения, которые унифицируют человеческую индивидуальность.

К наиболее важным перспективам формирования открытой образовательной системы можно отнести следующие: — обеспечение опережающего харак-

тера всей системы образования, ее на- испытании прямо противоречит деиству-

правленности на проблемы формирующейся постиндустриальной (информационной) цивилизации;

— обеспечение широкой доступнос-

ти образования для всех желающих путем использования новых информационных технологий и телекоммуникаций и увеличения роли самообразования;

— повышение качества образования и

ющему законодательству, которое пока не предусматривает отдельной формы «открытое образование». Общепризнанно, что система традиционного образования не может обеспечить подготовку и переподготовку требуемого стране количества специалистов, удовлетворить потребности всех желающих в получении образования. Выход — внедрение

сокращение сроков обучения за счет ис- новых образовательных технологий в

пользования новых технологий обучения; традиционные формы образования и со-

— повышение творческого начала в здание системы 00. Однако «здесь и сей-

образовании, индивидуализации разви- час» 00 в своем классическом виде в России находится за рамками правового поля, и его применение связано с ухищрениями по «втискиванию» новой формы получения образования в рамки законов, написанных совсем для других форм.

Наиболее крупным российским про-

тия личности.

В последние годы постоянно происходит смешивание понятий дистанционного и открытого образования. По мнению большинства специалистов, дистанционной является не форма получения образования, а технология обучения, ектом в области развития 00 на сегод-

Поэтому правильнее говорить не о дис- няшний день является создание Инфор-

танционном образовании, а о дистанционном обучении. Согласно действующим нормативным документам эта технология может использоваться в рамках существующих форм получения образования, предусмотренных законодательством (очная, очно-заочная, заочная, экстернат). В настоящее время обсуждается проект нормативного документа Минобразования России «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях

мационно-образовательной среды открытого образования РФ (ИОС 00 РФ), головным разработчиком которой выступает Российский государственный институт открытого образования (РГИОО). Согласно проекту Концепции ИОС О0 РФ дистанционное обучение (ДО) — это совокупность информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса синхронного и асинхронного интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со сред-

высшего профессионального образова- ствами обучения, инвариантного к их

ния Российской Федерации», уже выно- расположению в пространстве и согласившийся на коллегию министерства в сованного во времени,

июне 2002 г. В сентябре этого же года 00, в принципе, возможно и без ис-

планируется второе чтение в Госдуме пользования дистанционных технологий,

проекта Федерального закона «О внесе- однако реально обеспечить обучающего-

ся в 00 аудиториями, оборудованием, контактами с преподавателями в любое время крайне тяжело. Очевидно, что дистанционные образовательные технологии являются идеальной основой для 00. С другой стороны, ДО может использоваться в рамках любых существующих форм образования. Особенно большой выигрыш ДО может дать в повышении доступности и качества заочного обучения и экстерната. Таким образом, 00 и ДО имеют множество точек пересечения, но все-таки это принципиально разные вещи.

Оценивая создаваемую сейчас ИОС 00, можно уверенно прогнозировать, что до тех пор пока не решатся законодательные и организационные проблемы развития 00, ИОС будет использоваться как среда для ДО в рамках существующих образовательных форм. Период, когда эта среда будет фактически ИОС ДО, а не ИОС 00, вероятно, достаточно долгий. Впрочем, концепция развития ИОС и ее программная организация полностью соответствуют такому варианту развития событий. Основным достоинством предлагаемой концепции является заложенный принцип равноправного партнерства и самостоятельности учебных заведений в решении всех вопросов, связанных с их учебной деятельностью и наполнением ресурсами своих виртуальных представительств. Типовое ПО «Виртуальный Университет» предоставляет пользователям 00 унифицированные средства для поиска нужных ресурсов и выбора наиболее привлекательных для них программ обучения на различных стадиях подготовки.

Очевидно, что развитие российской системы образования в целом, ДО и 00 в особенности, требует опережающей подготовки специалистов по информационным технологиям для учебных заведений, и в первую очередь для школ. В то же время переподготовка огромного количества школьных преподавателей в области информационных технологий, которая является одной из ключевых задач реализуемой ныне Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», невозможна без использования дистанционных технологий. Если первичное обучение преподавателей основам компьютерной грамотности осуществляется традиционными ме-

тодами, то постоянное повышение квалификации и даже поддержание достигнутого в результате переподготовки уровня знаний невозможны без создания системы сетевого консультирования как по предметным областям, так и по использованию новых информационных технологий в образовании. Оборудованные компьютерами школы в селах и малых городах России после подключения к сети потенциально становятся базой для развития ДО и 00 всех уровней — от школьного до программ высшего образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации для всех категорий населения.

В декабре 2000 г. на базе ПГУ создан Региональный виртуальный университет (РВУ), являющийся частью ИОС ОО РФ. В настоящее время в ПГУ осуществляется работа по переводу разработанных электронных учебных курсов в формат ИОС 00 для информационно-методиче-ского наполнения виртуального университета. Так как перевод большого числа курсов — достаточно трудоемкая, рутинная задача, в ПГУ ведется разработка конверторов для преобразования электронных курсов к формату ИОС и перевода тестов в промежуточный формат тестовой системы ИОС.

Важным следствием развертывания

ИОС 00 является возникновение сообщества ее пользователей, что может стать крайне полезным и с точки зрения организации сетевого учебного процесса в вузах, имеющих свои виртуальные представительства в ИОС. Любой вуз, осуществляющий ДО, неизбежно сталкивается с проблемой проведения аттестаций обучаемых. При этом требование явки в базовый вуз на итоговую аттестацию разумно, но необходимость приезжать для сдачи зачета или экзамена, например, с Дальнего Востока в вуз европейской части России может сделать нереальной саму возможность обучения. Создание широкой филиальной сети каждым вузом экономически нецелесообразно, тем более что для собственно обучения с помощью сетевых технологий филиалы не являются необходимыми. При использовании сетевого приема зачетов и экзаменов неизбежно возникает проблема идентификации личности. Заключение партнерских отношений между

В888888&&888Я& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

вузами, представленными в ИОС, позволит решить эту проблему на взаимовыгодной основе (обучение в любом месте, но сдача экзаменов и зачетов под конт- использования в локальной сети.

курса: базовый, ориентированный на использование в ІШете^ и полный, предназначенный для передачи на СЭ-И-ОМ или

ролем представителей вуза-партнера).

Основными источниками учебного материала в ДО являются электронные

Приведем примерную типовую структуру электронного учебного курса.

1. Аннотация (для кого курс предна-

учебные средства (электронные учебные значен, примерный объем в часах, требо-курсы, системы тестирования, компьютерные и видеодемонстрации и пр.). К достоинствам электронных учебных кур-

сов по сравнению с традиционными бумажными изданиями относятся:

возможность включения мульти-

медийных фрагментов и анимации;

вания к аппаратному и программному обеспечению, возможное место в академических планах различных специальностей, возможные траектории изучения курса для различных учебных программ).

2. Оглавление.

3. Введение (обзор, точки и методы

возможность подключения компь- контроля).

ютерных тестовых систем;

— легкость тиражирования;

— относительная простота обновле-

ния материала или его адаптации к потребностям отдельных категорий пользо-

V/

вателеи;

— удобство гипертекстовой навигации.

Идеальный вариант требует дополнения электронного учебного курса печатными материалами. При разработке вузом большого числа курсов необходимо решить вопросы стандартизации требований к структуре и оформлению электронных учебных курсов. На основе анализа существующих курсов и собственного опыта определим ряд общих моментов.

4. Разделы курса.

4.1. Теоретическая часть (в основном текст, содержащий гиперссылки на глоссарий при использовании терминов, а также ссылки на другие разделы курса. По мере необходимости включаются иллюстрации, таблицы, аудио-, видео- и анимационные фрагменты).

4.2. Тесты для самопроверки (программа тестирования, вызываемая пользователем).

4.3. Практические задания.

4.4. Контрольные вопросы (программа тестирования, вызываемая преподавателем).

4.5. Рекомендуемая литература и се-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. При создании курса должны исполь- тевые ссылки.

зоваться возможности гипертекста (формат

5. Задания для курсовых работ, рефе-

НТМЬ, который позволяет использовать ратов, семинарских занятий (в зависимо-курс в 1Шеше1, а также включать в его со- сти от специфики курса).

став графику, аудио- и видеофрагменты и пр., подключать скрипты и апплеты).

2. Курс должен иметь модульную структуру; необходимо предусматривать

6. Итоговые тесты для различных вариантов курса.

7. Заключение.

8. Справочный раздел (в зависимос-

различные образовательные траектории ти от специфики курса это может быть

его изучения.

3. Нужно обеспечить корректную работу курса при использовании основных типов броузеров, 1п!егпе1, в локальных сетях, а также на отдельном компьютере пользователя без выхода в сети.

глоссарии терминов, словарь, грамматический и фонетический справочники, справочник основных формул, список ключевых дат и персоналий и т.д.).

9. Сводный список литературы. Очевидно, что можно ускорить и уде-

4. Необходимо учитывать относитель- шевить разработку большого числа курсов,

но низкие скорости сетевых каналов, доступных пользователям. Поэтому нецелесообразно использование мультимедиа

выделив общие для всех них функции.

1) при использовании курса в 1Шегпе1/ 1Шгапе1 обеспечение защиты данных и

как самоцели. В тех же случаях, когда разграничение прав доступа, учет инфор-применение больших объемов мультиме- мации о работе учащихся с курсом;

дийных фрагментов может значительно

2) тестирование, которое может быть

повысить качество учебных средств, еле- обеспечено универсальной программой, дует иметь два варианта комплектации общей для всех разрабатываемых курсов

и используемой для реализации пунктов 4.2, 4.4 и 6 приведенной выше структуры курса.

Для использования курса в ДО также необходимо соблюдать рекомендации по организации off-line взаимодействия и on-line сеансов связи обучаемого с преподавателем в процессе изучения дисциплины.

Важнейшими элементами электронных курсов, значительно улучшающими восприятие материала, являются динамические и расчетные фрагменты. В практике Центра ДО ПГУ для их создания используются язык Java (курсы «Физика», «Экология», «Базы данных», экономические и управленческие дисциплины), средства MacroMedia Flash (курсы «Химия», «Концепция современного естествознания», исторические дисциплины), язык VRML (курс «Инженерная графика»).

Электронные учебные курсы обычно представляются в двух вариантах в оригинальном исполнении (используются в локальной сети университета и филиалов, передаются учащимся на CD-ROM и дискетах) и в формате загрузки ИОС 00 РФ — для сетевого ДО.

Для контроля знаний обучающихся в Центре ДО ПГУ разработан комплекс программ тестирования, включающий систему подготовки тестов, локальную и сетевые системы тестирования. Комплекс тестирования обеспечивает работу с графикой, широкий набор сервисных функций и поддерживает следующие типы вопросов:

простой — ввод ответа (например, числа или слова) пользователем с клавиатуры;

альтернативный — выбор одного правильного ответа из нескольких предлагаемых вариантов;

многоальтернативный — выбор нескольких правильных ответов из предлагаемых вариантов;

хронологический (последовательный) — выбор правильной последовательности ответов, например: расположить исторические события в хронологическом порядке;

вопрос на сопоставление — составление правильных пар из вариантов в левой и правой части вопроса, например: сопоставить английские слова и их русский перевод в языковом тесте;

формулировка — выбор правильных «вставок» из приведенного списка и их подстановка в формулировку с пропуском нескольких ключевых слов или фраз.

Система тестирования кроме контрольного тестирования обеспечивает и обучающее. Она может легко встраиваться в электронные курсы путем добавления ActiveX компонента в нужные места курса. При вызове подсистемы тестирования ей передаются параметры, включающие имя теста или профиля, которые должен выполнить тестируемый. Таким образом, в курсах обеспечивается текущий контроль усвоения материала (отдельной темы, параграфа и пр.).

Одной из наиболее сложных проблем ДО, соотносимой с электронными обучающими средствами, является организация лабораторных работ и практикумов. Достаточно просто обстоит дело с дисциплинами, связанными с разработкой программного обеспечения, изучением программных продуктов и пр. В этом случае студент получает задание и в соответствии с ним разрабатывает программу (создает базу данных, электронную таблицу, моделирует схему и пр.). Результаты работы и отчет о работе высылаются преподавателю по электронной почте (перекачиваются на соответствующий ftp адрес). Преподаватель изучает полученные результаты работы и либо засчитывает лабораторную работу, либо высылает замечания студенту по электронной почте. В последнем случае процесс повторяется до выполнения работы в соответствии с требованиями.

Гораздо сложнее обстоит дело с изучением курсов, традиционно связанных с натурными экспериментами: физики, химии, электротехники, специальных предметов. В этом случае возможны следующие подходы.

1) выполнение экспериментов на оборудовании ближайших образовательных учреждений, имеющих договоры с базовым учебным заведением;

2) выполнение лабораторных работ на удаленном оборудовании;

3) выполнение экспериментов с использованием различных моделирующих систем.

4) выполнение экспериментов с использованием специальных программ-имитаторов, которые воспроизводят «кар-

388888888888888? ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тинку» эксперимента и позволяют пользователю провести эксперимент на модели. Хорошо сделанные подобные программы в большинстве случаев могут обеспечить «ощущение присутствия» практически на уровне реальной лабораторной установки. Надо отметить, что при проведении уникальных экспериментов,этот подход неприемлем, так как показывает, что должно быть, а не что происходит на самом деле. С помощью данного подхода в Центре ДО ПГУ в настоящее время реализованы лабораторные работы по большей части разделов физики, химии, деловые игры для практикума по экологии, лабораторные работы по концепции современного естествознания и пр.

Развитие новых образовательных технологий, в первую очередь ДО, в корне меняет ситуацию на рынке образовательных услуг. В большинстве регионов образовательная система традиционно носит в значительной степени замкнутый характер, т.е. региональные вузы (не считая некоторых узко специализированных) принимают на обучение в основном абитуриентов из своего региона (свыше 90 —

фессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.01 № 264, предусмотрена возможность использовать в учебном процессе «иные виды занятий» помимо традиционных лекций, лабораторных и пр. Таким образом, вуз может внутренними документами устанавливать новые виды занятий и включать их в учебные планы.

Развертывание ДО по программам высшего образования требует комплексного анализа учебных планов и разработки электронных учебных курсов сразу по ряду предметов, закрывающих целиком учебный год или хотя бы семестр. Надо отметить, что допускаются различные режимы работы студентов с учебными ресурсами ДО. Обязательным использование глобальных сетей является только для осуществления контактов с преподавателем вуза. Работа с электронными учебными курсами возможна следующими способами:

1) по Шегпе! на сервере университета;

2) закачка курсов с сервера и затем

95 % от общего количества студентов), а работа с ними в локальном режиме;

молодые люди не могут выезжать в другие регионы для получения высшего образования. ДО «разрывает» замкнутость региональных образовательных систем,

3) по локальной сети в компьютерных классах филиалов университета и кабинетах ДО;

4) получение курсов на магнитных

создает для региональных вузов, с одной носителях (СО-ЯОМ, дискеты) и работа

стороны, потенциальную возможность выхода на новые рынки сбыта образовательных услуг за пределами своего реги-

она, с другой

реальную конкуренцию

внутри традиционной для вуза «экологической» ниши. В свете вышесказанного проблема взаимоотношений регионально-

с ними в локальном режиме.

Очевидно, что три последних варианта значительно снижают трафик и стоимость оплаты услуг сети.

В ПГУ с 1996 г. работают Дистанционные подготовительные курсы, через которые прошло более 300 чел. Важным

го вуза и технологий ДО, поиска их места результатом их работы следует считать

в стремительно меняющемся образовательном пространстве страны и мира в

целом становится крайне острой.

Одной из наиболее сложных проблем развития ДО является неурегулированность перевода принятых в ДО форм за- вательных технологий бакалавров по нятий (работа с электронным учебником, направлению 552800 «Информатика и

создание в ряде малых городов региона точек доступа к получению образовательных услуг по сети (кабинетов ДО). В вузе ведется подготовка с использованием сетевых дистанционных образо-

консультации с преподавателем и другими учащимися с использованием E-mail и телеконференций, сетевые сеансы online диалога и пр.) в часы традиционных учебных планов. В связи с этим надо отметить, что Типовым положением об об-

вычислительная техника», недавно открыто обучение по специальности

350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления». Вся программа первых лет подготовки полностью обеспечена электронными

разовательном учреждении высшего про- учебными и контрольными материала-

ми. Разработаны и используются в учебном процессе электронные учебники и тесты для контроля знаний по всем дисциплинам I курса технических специальностей заочного факультета, а также для ряда дисциплин экономических и гуманитарных специальностей. Электронные учебные курсы и система компьютерного контроля знаний широко применяются в традиционном учебном процессе студентов очного обучения, работе филиалов университета, что позволяет повысить эффективность обучения, несколько разгрузить аудиторный фонд и т.д. Также с использованием технологий ДО в ПГУ реализуется профессиональная переподготовка государственных служащих на базе разработанных под эгидой Российской академии государственной службы при Президенте РФ материалов.

В проекте концепции ИОС 00 РФ справедливо отмечается, что развертывание ИОС создает уникальные возможности для информационного обеспечения органов управления образованием как на региональном, так и на федеральном уровне. В целом задача мониторинга системы 00 является крайне важной, особенно с учетом распределенного характера системы и разноплановости предоставляемых в ее рамках услуг. Для ДО в рамках традиционных форм предоставления образования также характерно территориальное распределение обучающихся, учебных заведений, точек доступа к услугам ДО. Поэтому логичным было бы использование для мониторинга создаваемой системы 00 геоинформа-ционных технологий. В уже существующей версии ПО ИОС 00 РФ имеется геонавигатор, отражающий распределение РВУ по территории России и доступность их серверов на текущий момент. Использование ГИС для мониторинга и поддержки планирования развития системы 00 и услуг ДО позволит наглядно представить и проанализировать:

1) наличие технической и коммуникационной баз 00 и ДО в регионах;

2) контингент обучаемых в 00 и ДО по учебным заведениям, направлениям, программам и отдельным курсам подготовки;

3) потребности тех или иных территорий в услугах 00 и ДО, определение потенциально наиболее востребованных программ обучения на основании следующих данных:

— количество потенциальных абитуриентов вузов;

— количество лиц, нуждающихся в профессиональной переподготовке и повышении квалификации (оценить этот показатель в целом крайне трудно, но его достаточно легко получить для отдельных категорий лиц, например государственных и муниципальных служащих, увольняемых в запас военнослужащих и пр.);

— имеющееся в регионе предложение образовательных услуг по традиционным технологиям обучения;

— демографическая и социальная ситуации в регионе, уровень доходов населения;

4) необходимость создания территориальных пунктов доступа населения к услугам 00 и ДО для лиц, не имеющих собственных компьютеров и (или) доступа в Шегпе!;, транспортная доступность этих пунктов для жителей той или иной местности;

5) потенциальные точки прохождения промежуточной аттестации для студентов отдельных вузов, регионы, в которых необходимо наличие вузов-партнеров. Выше уже было упомянуто о возможностях решения этой проблемы в рамках создаваемой ИОС 00 РФ.

В ПГУ активно ведутся работы по применению геоинформационных технологий для мониторинга развития системы 00. Они базируются на проводимых в течение ряда последних лет исследованиях региональной образовательной системы с использованием ГИС.

Альтернативы открытой системе образования нет. Постепенно внедряясь, она, не вытесняя традиционного образования, будет играть все большую роль, особенно при переподготовке кадров (принцип «образование — через всю жизнь»). Те учебные заведения, которые будут внедрять новые формы образования, получат в скором будущем ощутимые преимущества в конкурентной борьбе за контингент обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.