Научная статья на тему 'Универсальный механизм совместной комлексной проверки импортных операций таможенных и налоговых органов'

Универсальный механизм совместной комлексной проверки импортных операций таможенных и налоговых органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / COMPLEX APPROACH / ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT THEORY / МОТИВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / MOTIVATIONAL MODEL / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА / THE AUTOMATED TECHNOLOGY OF A CHOICE / МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ / TECHNIQUE OF A COMPLEX ESTIMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власов Дмитрий Германович

В условиях единой таможенной границы Евразийского экономического союза, в сложившейся ситуации, уполномоченным подразделениям таможен Центрального таможенного управления необходимо снизить количество нерезультативных таможенных проверок. Такие проверки нивелируют экономический эффект от поступлений в федеральный бюджет России. Это позволит персоналу уполномоченных подразделений таможен, экономя бюджетные средства сосредоточить усилия по проведению таможенных проверок на криминальных внешнеторговых товарных грузопотоках. Создание эффективного действенного универсального механизма совместной проверки импортных операций налоговой и таможенной структур, в форме выездной таможенной проверки, позволит обеспечить непрерывный, сквозной, динамичный комплексный таможенный и налоговый контроль, при снятии административных барьеров и снижении издержек, как законопослушной бизнес-среды, так и государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Власов Дмитрий Германович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNIVERSAL MECHANISM OF THE JOINT COMPREHENSIVE CHECK OF IMPORT OPERATIONS OF CUSTOMS AND TAX DEPARTMENTS

In the conditions of uniform customs border of the Eurasian economic union, in the circumstances, it is necessary for authorized divisions of customs of the Central customs office to lower quantity of not productive customs checks. Such checks negate economic benefit of the income in the federal budget of Russia. Their decrease will allow the personnel of the authorized divisions of customs to concentrate efforts on carrying out of customs checks on criminal foreign trade commodity goods traffics. Creation of the effective universal mechanism of joint check of import operations of tax and customs structures, in the form of exit customs check, will allow to provide continuous, through, dynamical complex customs and tax control. It will promote removal of administrative barriers and decrease in costs both a legislative business environment, and the state as a whole.

Текст научной работы на тему «Универсальный механизм совместной комлексной проверки импортных операций таможенных и налоговых органов»

УДК 351.713

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ СОВМЕСТНОЙ КОМЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Д.Г. Власов

Владимирская таможня, Центральное Таможенное управление

В условиях единой таможенной границы Евразийского экономического союза, в сложившейся ситуации, уполномоченным подразделениям таможен Центрального таможенного управления необходимо снизить количество нерезультативных таможенных проверок. Такие проверки нивелируют экономический эффект от поступлений в федеральный бюджет России. Это позволит персоналу уполномоченных подразделений таможен, экономя бюджетные средства сосредоточить усилия по проведению таможенных проверок на криминальных внешнеторговых товарных грузопотоках. Создание эффективного действенного универсального механизма совместной проверки импортных операций налоговой и таможенной структур, в форме выездной таможенной проверки, позволит обеспечить непрерывный, сквозной, динамичный комплексный таможенный и налоговый контроль, при снятии административных барьеров и снижении издержек, как законопослушной бизнес-среды, так и государства в целом.

Ключевые слова: комплексный подход, теория управления, мотивационная модель, автоматизированная технология выбора, методика комплексной оценки.

В настоящее время таможенный контроль после выпуска товаров, реализуемый на единой таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), характеризуется как низким уровнем результативности, выраженным малой долей доначислений и довзыска-ний таможенных платежей, налогов, штрафов в федеральный бюджет государств-членов ЕАЭС по его результатам, так и низким качеством профилактики воздействия на участников внешнеэкономической деятельности (далее - участников ВЭД), стимулирующим их к законопослушности осуществления внешнеторговых импортных операций [1]. Так, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, сумма перечислений таможенных платежей, налогов в федеральный бюджет в феврале 2016 года составила 337,7 млрд. руб., что на 14,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Суммарно за 2 месяца 2016 года ФТС России администрировала 617,4 млрд. руб. Таким образом, снижение показателя перечислений таможен-

ных платежей и налогов по сравнению с 2015 г. составило 26,5%, а с 2014 г. почти 41% [21.

Вместе с тем, в целом подразделения таможенного контроля после выпуска (далее - уполномоченные подразделения, ПТКПВТ) таможенной службы не справляются и со своей прямой задачей, пополнением федерального бюджета по взысканным таможенным платежам и налогам по результатам доначислений. Доля фактически взысканных платежей по результатам таможенных проверок стремительно снижается. Так, за 2014 год и 2015 год, процент взыскания (рис. 1) таможенных платежей составил 40% и 43% соответственно [2]. Среди всех 12 форм таможенного контроля, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС), выездная таможенная проверка получила наибольшую регламентацию (статья 132, глава 19 ТК ТС), что подчеркивает её особую значимость в осуществлении таможенного контроля [3].

Рис. 1. Результативность ПТКПВТ ФТС России по взысканным таможенным платежам в бюджет за 2011 -2015 гг. [2]

Таможенные органы при этом осуществляют пост-таможенный контроль в условиях кадровых, материальных и финансовых ограничений [21. Кроме того, сложности качественной реализации фор м пост-таможенного контроля, помимо прочего, сопряжены с условиями временного введения санкций ЕС и США, направленных на российские компании, когда импорт большинства товарных позиций на единую таможенную территорию ЕАЭС ограничен и затруднён. В этом случае, происходит перераспределение товарных потоков - нагрузка растёт неравномерно. Происходит смещение компетенции в оформлении грузов на множество международных пунктов пропуска и соответственно внутренние таможни назначения, центры электронного декларирования (ЦЭД). В связи с этим, после выпуска товаров теперь вынужденно происходит концентрация работы каждого из уполномоченных подразделений таможен в большей степени на пресечение незаконного ввоза и блокирование импорта целой категории товарных

позиций, сельхозпродукции и сырья, подпадающих под перечень товаров «эмбарго» [4], как на важнейшем новом консолидирующем направлении посттаможенного контроля. Поэтому фактически санация, как вид деятельности ПТКПВТ по поиску и ликвидации ввоза криминальных грузопотоков импорта на единую таможенную территорию ЕАЭС, уходит на второй план и нивелируется.

Поскольку полнота и своевременность уплаты таможенных платежей и налогов в федеральный бюджет способствует стабильному исполнению доходной части бюджета, подразделениям таможенного контроля после выпуска товаров (далее - уполномоченные подразделения, ПТКПВТ) остро необходим эффективный механизм пост-таможенного контроля, способствующий свободному перемещению на единую таможенную территорию ЕАЭС товаров добропорядочного бизнес-сообщества участников ВЭД [5]. В целом, результативность проводимых таможенных проверок и профилактический эффект таможенного кон-

троля после выпуска, в существенной мере, зависят от уровня методического обеспечения управлением ВТПИО, как наиболее значимой, завершающей формы таможенного контроля [6].

Теоретические и практические аспекты в области теории, методологии и практики совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров, системы таможенного аудита, взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении пост- таможенного контроля экспортных и импортных операций как в условиях обособленности таможенных границ до создания таможенного союза (далее - ТС), так и в условиях действия ТС рассмотрены в трудах отечественных учёных: Л.А. Поповой [7], Е.П. Лунёвой [8], В.А. Колобковой, А.В. Агаповой [9], А.А. Берзана, А.А. Пантелеева, З.С. Рудневой, В.Ю. Мелихова, И.Е. Ткаченко, В.В. Соловьёва [10], А.В. Черёмухиной [11], А.А. Голубь и др. Среди зарубежных авторов выделяют труды Дж. Блэйк, Л. Коллинз, Д. Диксон, Э. Райс, К. Ван Хорн. Однако несмотря на значительную теоретико- методологическую базу системы пост-таможенного контроля, являющейся неотделимой частью таможенного регулирования на единой таможенной территории ЕАЭС, за границами исследований всё же осталось комплексное изучение механизма таможенного контроля после выпуска товаров, ввозимых с уклонением от полноты уплаты причитающихся таможенных платежей, налогов (НДС). При этом методология исследований и какие-либо рекомендации в области возмещения НДС при импорте учёными всё-таки не затронуты.

Таким образом, исследования перечисленных авторов были разработаны, в большей степени, до образования ТС и сфокусированы преимущественно на теоретических подходах, имеют достаточно высокую степень научной абстракции, отсутствует прикладной характер. Одновременно с этим, по формальным

признакам, автор подтверждает своим практическим опытом выводы, теории научной школы под руководством Л.А. Поповой и теоретическое наследие, практические аспекты предшественников А.В. Агаповой и Е.П. Лунёвой, предложенные в условиях обособленности таможенных границ, которые могут быть адаптированы к новым условиям единого таможенного пространства ЕАЭС. В новых изменившихся условиях экономической, хозяйственной жизни страны необходимо совершенствовать предложенные ими методики и механизмы планирования, организации и проведения посттаможенного контроля импортных операций.

Так, в практику исследований автор привносит существенное комплексное дополнение на базе классической теории управления, построенное на конкретном примере методологии общенаучных методов познания проблем развития теории и методик, основанное на радикальном, управленческом, практическом, комплексном подходе к планированию, организации и проведению выездной таможенной проверки. Такое дополнение при планировании, организации и проведении ВТПИО позволяет расширить палитру инструментария и возможностей реализации проверки, с точки зрения выбора объектов проверки, доказательной базы занижения участником ВЭД таможенной стоимости товаров, с разоблачением прецедентов (серых схем) уклонения от уплаты причитающихся таможенных платежей, налогов в бюджет, и незаконного возмещения НДС из бюджета при импорте, с отражением полученных результатов в системе учёта товаров и отчётности участника ВЭД. В рамках развития научно-методических положений, автором предложен универсальный механизм совместной комплексной проверки импортных операций таможенных и налоговых органов, увязывающий воедино три, в свою очередь, взаимосвязан-

ные между собой и взаимодополняющие друг друга авторские модели: 1) автоматизированную технологию выбора объектов таможенной проверки [12,13]; 2) комплексный подход к реализации процесса организации и проведения совместных с налоговыми органами ВТПИО; 3) методику комплексной оценки результативности таможенных проверок [14].

В основу методологии исследования положены системный анализ, структурно-динамический, статистический анализ. Исследование опирается на методологический принцип единства теории и практики, а также системный подход. Использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, формализация, анкетирование, метод теоретического исследования, экономико-математические методы. В аналитической части работы использованы прикладные экономико-статистические методы. Научная новизна полученных результатов исследования заключается в разработке универсального механизма комплексной проверки импортных операций, реализуемого таможенными и налоговыми органами, посредством создания системы электронного кабинета налогоплательщика-участника ВЭД, позволяющего выполнять эффективную, консолидированную совместную работу после выпуска товаров на единой таможенной территории ЕАЭС в рамках единого, для обоих ведомств, срока проведения ВТПИО. В рамках предлагаемого методического обеспечения научной новизной обладают следующие положения.

Первый научный результат исследований констатирует исходное состояние таможенного дела о недостаточном уровне методического обеспечения механизма выездной таможенной проверки импортных операций. В результате анализа и обобщения методических и методологических подходов к проведе-

нию таможенной проверки с учётом международного опыта и нововведений иных государственных фискальных институтов выявлены взаимосвязанность, сопряженность таможенного контроля после выпуска и налогового контроля, доказывающие возможность упорядочивания зон регулирования государственных структур - таможенных и налоговых органов, перераспределения их полномочий в целях ускорения оборачиваемости проверочных мероприятий обоих ведомств, исключения их повторности. Кроме этого, появляется возможность переноса международного опыта Всемирной таможенной организации (далее

- ВТамО), стран ЕС, США, Сингапура в области пост-таможенного аудита (ПТА), Казахстана - в реализации системы электронных камеральных таможенных проверок и нововведений отечественных государственных структур: налоговых органов, фонда социального страхования (ФСС) и пенсионного фонда (ПФР) России, в определении объектов таможенной проверки, с применением электронного личного кабинета налогоплательщика к сфере деятельности таможенных органов.

Второй научный результат исследований составляет двухсторонняя динамическая мотивационная модель расширения зоны активности добропорядочного бизнес-сообщества участников ВЭД и санирования криминалитета внешнеторговой сферы. Предлагаемая модель соответствует задачам Стратегии. Модель, представленная в виде образно-логической схемы (рис. 2), отличается от существующей системы контроля возможностью в динамике чётко отделять криминальные внешнеторговые грузопотоки импорта незаконопослушной бизнес

- среды от «прозрачных грузопотоков» действительно добропорядочных участников ВЭД, стремящихся к «прозрачности» внешнеторговых сделок, и санировать, при этом, первых - посредством разработки новой «системы негатив-

ных» и «уточняющих позитивных» критериев оценки риска. Она принципиально отличается от существующей модели, снижения административных барьеров и упрощения таможенных формальностей, её мотивационной возможностью создавать и расширять зону добропорядочности участников ВЭД, пользующихся, при этом, максимальными привилегиями упрощённого порядка («прозрачный зелёный коридор») прохождения грузов через единую таможенную границу ЕАЭС [15].

Третий научный результат исследований составляет алгоритм формирования универсального механизма совместной комплексной проверки импортных операций, основанный на комплексном подходе и реализуемый таможенными и налоговыми органами в форме ВТПИО. В условиях роста рисков злоупотреблений на единой таможенной территории ЕАЭС, алгоритм формирования универсального механизма совместной комплексной проверки импортных операций [14], от используемого в практике меха-

низма пост-таможенного контроля, отличает его комплексность, углублённый характер проработки проверочного мероприятия, после выпуска, в рамках единого срока одной общей проверки (ВТПИО) обоих ведомств. При условии наличия полной доказательной базы фактов нарушения, в отношении ввоза криминальных внешнеторговых грузопотоков импорта, предложенный алгоритм, в рамках срока одной проверки, кроме того, демонстрирует чёткую, согласованную, взаимосвязанную, двухстороннюю позицию таможенного и налогового органов, в проверке как полноты уплаты и довзимании таможенных сборов, пошлин, налогов (НДС, акциз) при ввозе импортных товаров, так и в перепроверке уплаты налогов различного статуса налогоплательщиком-участником ВЭД в бюджеты всех уровней, на внутреннем рынке (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество и др.), в связи с произведённой корректировкой таможенной стоимости товаров.

Рис.2. Двухсторонняя динамическая мотивационная модель расширения зоны активности добропорядочного бизнес- сообщества участников ВЭД и санирования криминалитета

внешнеторговой сферы [15]

Взаимосвязанная двухсторонняя позиция двух ведомств проявляется, в том числе, в процессе автоматизированного

возмещения косвенного налога (НДС) участникам ВЭД, у которых, тем не менее, скорректирована таможенная стои-

мость поставок, или в процессе отказа в его возмещении хозяйствующим субъектам ВЭД, признанных криминальными. Полная координация действий 2-х ведомств позволит упорядочить зоны регулирования таможенных и налоговых органов и ускорить процесс оборачиваемости проверочных мероприятий [15].

Четвёртый научный результат исследований составляет автоматизированная технология выбора объектов ВТПИО с использованием метода балльной оценки риска, основанная на комплексном подходе, с применением электронного личного кабинета налогоплательщика-участника ВЭД. В отличие от существования, в практике таможенного контроля после выпуска товаров, интуитивного подхода к выбору объектов проверок, с применением системы управления рисками (СУР), когда результат мероприятия со 100% вероятностью неиз-

вестен, а выбор объекта не очевиден, предлагаемая оригинальная автоматизированная технология, основанная на методе «АВС-анализ» и правиле «Парето», позволяет изначально разделить процесс таможенного контроля на два принципиально различных этапа: 1) таможенный контроль при декларировании товаров, осуществляемый на таможенных постах; 2) таможенный контроль после выпуска товаров, осуществляемый уполномоченными подразделениями таможен [13]. На практике это позволяет таможенным органам осуществлять эффективный непрерывный, динамичный, сквозной таможенный контроль как на этапе таможенного декларирования, так и после выпуска товаров (рис.3), выделяя привилегированный отдельный сектор «прозрачный зелёный коридор» действительно законопослушных, добросовестных участников ВЭД.

Рис.3. Сквозная, непрерывная, динамичная автоматизированная система таможенного контроля «до» и «после» выпуска товаров

Пятый научный результат исследований составляет комплексный подход к реализации процесса ор ганизации и проведения совместных с налоговыми органами ВТПИО. В рассмотрении ВТПИО как универсальной комплексной открытой системы контроля соблюдения таможенного и налогового законодательства, двух взаимообъединяющих и взаимодополняющих видах государственного финансового контроля. В условиях рыночной экономики комплексный подход, в рамках контрольных сроков одной таможенной проверки, отличается глубиной проработки и обратной связью между проводимыми фискальными мероприятиями, с учётом специфики налоговой и таможенной служб. Предложенный комплексный подход, в отличие от существующей практики организации и проведения ВТПИО, зачастую носящей точечный, интуитивный характер, низкий уровень результативности таможенных проверок, в условиях жёсткой ограниченности таможенных ресурсов, сосредоточен, главным образом, на недопущении потенциального упущенного экономического эффекта от нереализуемого объёма реальных объектов ВТПИО, свидетельствующих о занижении таможенной стоимости товаров и неуплате таможенных платежей, налогов в бюджеты всех уровней государств-членов ЕАЭС, и направлен на экономию бюджетных средств государства, в результате исключения из практики нерезультативных таможенных проверок. Комплексный подход при проведении ВТПИО после выпуска товаров, представленный структурно в таблице 1 (п. 11а-11в алгоритма) [15], заключается, по сути, в установлении и аккумулировании фактов - «индикаторов несоответствия» [6].

При этом, в случае корректировки таможенной стоимости (КТС) товаров по ЭД, по результатам проведённой таможенным органом ВТПИО или КТПИО, величина выявленной положительной

разницы (дельты) НДС при импорте товара, в конечном итоге, тем не менее, подлежит возмещению налоговым органом участнику ВЭД, в связи с недостоверностью заявленных им сведений в ЭД и (или) комплектах документов к ним. Таким образом, общая величина (сумма) занижения таможенной стоимости товаров по нескольким ЭД, будет рассчитываться по формуле 1:

ХМ = IТс2 -1Тс1, (1)

где - суммарная величина положительной разницы (дельты) таможенной стоимости товаров (величины занижения таможенной стоимости товаров) по результатам корректировки таможенной стоимости (КТС) товаров;

ХТс2 - суммарная величина таможенной стоимости товаров, полученная после КТС по результатам таможенной проверки;

ХТс1 - суммарная величина таможенной стоимости товаров, заявленная в нескольких ЭД, подвергнутых таможенной проверке, до КТС.

Суммарные величины таможенных пошлин и налогов (НДС), доначисленные и довзыскиваемые впоследствии после КТС, товаров по результатам ВТПИО (таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость (НДС), в рублях), восполняемые в результате выявления фактов занижения таможенной стоимости товаров по нескольким ЭД, с учётом обложения товаров таможенной пошлиной, будут рассчитываться по формулам 2 и 3: 8шп = ^ * ТПи, (2)

где $шп - суммарная величина таможенной пошлины в рублях РФ, доначисляемая и восполняемая в федеральный бюджет по результатам ВТПИО; 8ндс - суммарная величина НДС в рублях РФ, доначисляемая и восполняемая в федеральный бюджет по результатам ВТПИО;

ТПи - величина ставки импортной таможенной пошлины, определяемая в (%) от таможенной стоимости товара, или определяемая смешанно, в зависимости от величины пошлины (при декларировании комбинированной ставки таможенной пошлины в Евро за 1 кг или за 1 шт.); Ставка НДС - величина ставки налога на добавленную стоимость соответствует 18%.

При ввозе на единую таможенную территорию ЕАЭС определённых катего-

рий льготных товаров, в том числе детского питания, детского ассортимента изделий, медицинских товаров, товары подлежат обложению НДС по сниженной ставке - 10%. В данном случае, ввоз подобного ассортимента товара может сопровождаться криминальными свойствами и характером поставки, связанных с заявлением недостоверной величины ставки налога (НДС), ведущей к занижению таможенной стоимости товаров.

Таблица 1

Систематизация доказательной базы установления недостоверности заявленных сведений в ЭД, влекущей занижение таможенной стоимости товаров

Индикаторы несоответствия, констатирующие недостоверность заявленных сведений в ЭД Категории проверочных мероприятий после выпуска в рамках организации и проведения ВТПИО

^ Факт А1 Проверка на расхождение сведений в ДТ (ЭД), внешнеторговом контракте и документах приложенных к комплекту, документах запрошенных в ходе ВТПИО и имеющихся сведений у таможенного органа

^ Факт Бь Проверка на наличие взаимосвязанности лиц (контрагентов по сделке с участниками ВЭД, лицами при реализации товара на внутреннем рынке)

X,**"сг Проверка наличия и условий выполнения лицензионных соглашений (платежей)

Проверка соотношения цены закупки товара по внешнеторговому контракту с ценой реализации товара на внутреннем рынке

^ Факт Е1 Проверка полноты уплаты налогов в бюджеты всех уровней налогоплательщиком-участником ВЭД на внутреннем рынке

где, - ■=1 ^^ - ^ г — — общее количество установленных индикаторов несоответствия с

учётом каждой категории проверочного мероприятия пост-таможенного контроля в ходе организации и проведения ВТПИО

Шестой научный результат исследований составляет методика комплексной оценки результативности таможенных проверок импортных операций. Предложенная оригинальная методика [14] принципиально отличается от существующей тем, что в ней демонстрируются совершенно новые подходы к оценке результативности работы уполномоченных подразделений, с точки зрения сопоставления полученных результа-

тов начальной бюджетной эффективности (рентабельности) таможенных проверок, с мотивацией оплаты через систему поощрения должностных лиц и с учётом бюджетных расходов, затрачиваемых государством на содержание штата уполномоченных подразделений. В отличие от существующей модели, когда результативность оценивается односторонне, с отрывом от реалий и особенностей, специфики региона таможни, где осуществ-

ляется пост-таможенный контроль, представленная оригинальная методика, комплексной оценки результативности и качества проведения таможенных проверок импортных операций, демонстрирует комплексный интегральный показатель, оценивающий деятельность должностных лиц ПТКПВТ таможни, с различных её сторон.

Кроме того, на базе усовершенствованного научно-методического аппарата, в условиях расширения единой таможенной территории ЕАЭС, и активной интеграции России в международное пространство, для совершенствования процедур таможенного контроля в целом, автором разработаны и обоснованы практические рекомендации и основные направления совершенствования механизма организации и проведения ВТПИО, включающие: Методические рекомендации по выбору объектов ВТПИО, в зависимости от статуса очерёдности проверок; Методические рекомендации по организации и проведению, совместной с налоговым органом, ВТПИО на основе комплексного подхода; перенос положительного опыта налоговых структур: формирование электронного досье (таможенной и налоговой истории) добропорядочности участника ВЭД; введение упрощённой подсистемы «постконтроль/зелёный коридор» электронных камеральных таможенных проверок; обеспечение функции непрерывности таможенного контроля (установление обратной связи в процессе декларирования); обеспечение привилегированного порядка «прозрачный зелёный коридор».

Таким образом, создание универсального механизма комплексной проверки импортных операций, реализуемого таможенными и налоговыми органами, посредством внедрения системы электронного кабинета налогоплательщика-участника ВЭД, позволяет уполномоченным подразделениям таможенных и налоговых органов выполнять эффектив-

ную, консолидированную совместную работу, после выпуска товаров на единой таможенной территории ЕАЭС, в рамках единого для обоих ведомств срока проведения ВТПИО. Реализация универсального комплексного механизма, в условиях острой ограниченности трудовых и материальных ресурсов ПТКПВТ таможен региона деятельности ЦТУ, кроме того, позволяет таможенным органам осуществлять эффективный непрерывный, динамичный, сквозной таможенный контроль, как на этапах таможенного декларирования, так и после выпуска товаров, образуя устойчивую взаимообратную связь между обоими процессами контроля. Комплексный механизм позволяет отделять от «прозрачных» грузопотоков импорта - лиц, занимающих отдельный позитивный привилегированный сектор «прозрачный зелёный коридор» действительно законопослушных, добросовестных участников ВЭД, но и поочерёдно санировать установленные криминальные внешнеторговые грузопотоки у лиц, номинально обладающих низкой степенью риска.

Внедрение универсального механизма посредством закрепления научной организации труда (НОТ), кроме того, в целом позволяет на 14% ежегодно экономить бюджетные средства государства, в результате исключения практики нерезультативных таможенных проверок, всецело определяя устойчивую взаимосвязь денежного содержания, системы поощрения служащих, штатной численности, с начальным уровнем бюджетной эффективности производства таможенных проверок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власов Д.Г. Выездная таможенная проверка -основа для санирования криминальных грузопотоков импорта товаров после выпуска на единой таможенной территории Таможенного союза // Таможенному делу - идеи молодых: сборник материалов Международной молодёжной научно -

практической конференции. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. C. 163-166.

2. Таможенный контроль после выпуска товаров: почему в России не работает зарубежная практика? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://xn--b 1 ae 2adf4f. xn--p 1ai/custom-house/national/32524-tamozhennyy-kontpoly-posle-vypuska-tovapov-pochemu-v-possii-ne-pabotaet-zapubezhnaya-ppaktika.html.

3. Трунина Е.В. Таможенная проверка и таможенная ревизия: сравнительно-правовой анализ// Налоги. 2010. № 20 (668). С. 15-22.

4. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://base. garant .ru/ 70711352/#ixzz4OqTHgxYm.

5. Самолаев Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации: учебное пособие. М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2015. 352 с.

6. Власов Д.Г. Методика организации и проведения совместной с налоговым органом выездной таможенной проверки импортных операций // Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение, 2014. №4 (40). С. 14 -23.

7. Попова Л.А. Экономические инструменты инфраструктуры рынка (на примере финансовых, страховых и таможенных услуг): дис... докт. экон. наук. М., 2000.

8. Лунёва Е.П. Методические и организационные основы таможенного аудита // Под общ. ред. д.э.н. Л.А. Поповой.- М. : РИО РТА, 2003.218 с.

9. Агапова А.В. Совершенствование контроля таможенной стоимости после выпуска товаров: дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.

10. Соловьёв, В.В. Совершенствование таможенного контроля на основе выборочного проведения таможенных ревизий: дис.. канд. экон. наук. М., 2006.

11. Черёмухина А.В. Совершенствование методических основ таможенного контроля после выпуска товаров на основе разработки концепции целенаправленного отбора объектов таможенных проверок: дис.. канд. экон. наук. М., 2013.

12. Власов Д.Г. Критерии выбора объектов выездной таможенной проверки в зависимости от степени риска нарушения таможенного законодательства // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 4. С. 121-127.

13.Власов Д.Г. Система критериев оценки риска по выбору объектов выездной таможенной проверки импортных операций и расширению зоны активности добропорядочной бизнес-среды среди участников ВЭД // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом, 2014. №11. С.49-54.

14 .Власов Д.Г. Методика оценки результативности таможенных проверок импортных операций // Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение. 2015. №3 (40). С.31-40. 15. Попова Л.А., Власов Д.Г. Алгоритм формирования универсального механизма выездной таможенной проверки импортных операций в условиях ограниченности ресурсов таможенных органов // Проблемы экономики и управления неф тегазо-вым комплексом. 2014. №10. С.48-53.

Рукопись поступила в редакцию 03.11.2016.

THE UNIVERSAL MECHANISM OF THE JOINT COMPREHENSIVE CHECK OF IMPORT OPERATIONS OF CUSTOMS AND TAX DEPARTMENTS

D. Vlasov

In the conditions of uniform customs border of the Eurasian economic union, in the circumstances, it is necessary for authorized divisions of customs of the Central customs office to lower quantity of not productive customs checks. Such checks negate economic benefit of the income in the federal budget of Russia. Their decrease will allow the personnel of the authorized divisions of customs to concentrate efforts on carrying out of customs checks on criminal foreign trade commodity goods traffics. Creation of the effective universal mechanism of joint check of import operations of tax and customs structures, in the form of exit customs check, will allow to provide continuous, through, dynamical complex customs and tax control. It will promote removal of administrative barriers and decrease in costs both a legislative business environment, and the state as a whole.

Key words: the complex approach, the management theory, the motivational model, the automated technology of a choice, a technique of a complex estimation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.