Современная концепция модернизации России должна включать в себя идею создания боле эффективных властных структур, которые специально занимались бы регулированием этнонациональных вопросов, отстаивали бы и последовательно защищали интересы наций и национальных меньшинств. На упомянутой выше конференции были высказаны предложения о необходимости переосмысления ситуации, складывающейся в России, да и во всем мире. Для такой многонациональной страны, как Россия, с точки зрения сохранения её морально-нравственных устоев, негативные явления в этой сфере пагубны и, в конечном счете, представляют угрозу её национальной безопасности.
В обществе процессы протекают не обособленно друг от друга, всегда имеет место взаимодействие разных принципов и ценностей. Э.А. Багра-мов в своей довольно содержательной статье в «Вопросах философии» [3] убедительно показал актуальность этнонациональной проблематики и подчеркнул необходимость государственной политики, где сочетались бы такие ценности, как патриотизм, интернационализм, гуманизм, национальное чувство. Он пишет: «Исходя из этого, понятиями, составляющими концентрированную основу этнонациональной политики Российской Федерации, могли бы стать, как представляется, российский суверенитет, патриотизм, гражданское и межнациональное согласие и взаимодействие, непримиримость к ксенофобии и расизму и очищенный от былых бюрократических и авторитарных наслоений гуманистический интернационализм, вполне аккумулирующий рациональное содержание национальных чувств и ориентаций многонацио-
нального народа России» [3].
В модернизации России базой является Конституция Российской Федерации, где четко указан многонациональный характер нашей страны. Центральная идея Послания Д. Медведева о модернизации по своему содержанию значительно глубже, чем просто реформа в отдельных сферах общества, и она значительно шире, чем установка на совершенствование, инновацию, хотя все они подразумеваются. Идея модернизации выдвинута сегодняшними российскими реалиями. Национальная проблематика также не является надуманной, искусственной, ибо она тоже идет от жизни. Все это, конечно, требует научного, философского осмысления. Напряженность в межнациональных отношениях чувствуется везде. О том, какую ценность представляет единение, дружба народов в решении сложных вопросов, в борьбе с врагом, терроризмом, в преодолении негативных последствий глобализации, ещё раз показало празднование 65-летия Великой Победы.
Таким образом, реализация идей модернизации может способствовать эффективному решению сложных практических вопросов и поможет России обрести еще больший стимул для дальнейшего ее продвижения.
Литература
дералыюму собранию Российской Федерации // Якутия. 14 ноября, 2009 г.
2. Можейко М.А. Модернизации концепция//Новейший философский словарь. - Минск, 2003. - С.642.
3. Баграмов Э.А. Национальная проблематика: впо-исках новых концептуальных подходов // Вопросы философии. -2010, №2. - С.39.
УДК 159.9
Универсальные принципы мироздания в современной науке и философии
H.H. Кожевников, B.C. Данилова
Развиваемый подход принципиально отличается от предшествующих тем, что мы отталкиваемся от фундаментального относительного равновесия, как бы закрывая с его помощью все предшествующие и неизвестные нам уровни мира посредством уравновешивания имеющихся там процессов соответствующей «предельной граничной поверхностью». Рассмотрены онтологические слои мира, которым сопоставляются «вакуум», «инерциальные системы», «термодинамическое равновесие», «духовность».
__Ключевые слова: универсальный принцип мироздания, предельная граничная поверхность, равновесие-паутина, «человек сетевой».
КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич- д.филос.н., проф. каф. философии СВФУ им. М.К. Аммосова, ппкогЬеу@таП. ги; ДАНИЛОВА Вера Софроновна -
мосова.
Our conception is fundamentally different from the former one because we start from the fundamental relative equilibrium, as though we shield all the previous levels of the world, about which we know nothing. All existing processes are balanced by appropriate "the limiting boundary surface. " Beyond the unknown world remain the fundamental equilibrium quantities that are responses to that part of the world that is around us. We consider the ontological levels of the world, which are comparable to «vacuum», «inertial systems», «thermodynamic equilibria», «spirituality», equilibrium parameters of which are well identified.
Key words: universal principles of the world, the limiting boundary surface, equilibrium wide-web, «a man of networks».
пов мироздания в современных философии и науке - наиболее глубокая, осознанная человечеством за время своего существования идея. Она тесно коррелирует с такими понятиями как «Бог» и «Абсолют». Однако сами эти термины являются обозначениями «Великой тайны мира», что переводит всю сложность этой проблемы в интерпретацию выбора и конкретных деталей истолкования этих понятий. В настоящее время возникает потребность в синтетических концепциях пред-
ния, способных вобрать в себя соответствующие идеи Платона, Канта, Фихте, Шеллинга, персонализма, экзистенциализма, всеединства, космизма и других, близких к ним по духу философских и религиозных систем. Основанием для этого синтеза служат планетарно-цивилизационные оболочки, формирующиеся в настоящее время, и связанная с ними паутина сетей: культурологических, социальных, экономических и т.п.
Проблемы, связанные с осмыслением универсальных принципов мироздания в современных философии и науке и коррелирующей с ними универсальной мировой гармонии, можно исследовать только опираясь на определенные онтологические слои-основания, поскольку некоторые важнейшие философские концепции исходят из того, что человек имеет дело по крайней мере с тремя мирами: объективным, субъективным и трансцендентальным. Одновременное вовлечение всех этих миров в исследование проблемы способно только запутать исходные понятия и используемые подходы. Попытки выделения фундаментальных онтологических слоев мира предпринимались на протяжении всех эпох в философии, науке, религиях, литературе. Достаточно обоснованными являются, например, четыре слоя Н. Гартмана: неживое, живое, психологическое, духовное. Многочисленные модели иерархии природы и соответствующие им уровни структурной организации выделяют в специальных науках, прежде всего в физике, химии, биологии. Также слои бытия наглядно представлены в литературе («Божественная комедия»
Однако наш подход принципиально отличается от предшествующих тем, что мы отталкиваемся от фундаментального относительного равновесия,
80
как бы закрывая с его помощью все предшествующие и неизвестные нам уровни мира посредством уравновешивания имеющихся там процессов соответствующей «предельной граничной поверхностью». Поверх неё остаются только фундаментальные равновесные величины, являющиеся откликом неизвестной части мира в той его части, что находится вокруг нас. В качестве системы отсчета самоорганизующейся природы, которая развивается «витками» и «шагами» - от одного равновесного состояния к другому - взаимосвязанные предельные относительные равновесия наиболее естественны. Исследуя природу, общество, сознание мы часто используем основополагающие идеи, отталкивающиеся от фундаментальных равновесий, от «молчания Вселенной». В науке они представлены в виде инерци-альных систем Галилея-Ньютона, квазистатических процессов. Однако интерес в науке, философии, искусстве гораздо чаще был ориентирован на активное начало, более доступное и понятное в своих проявлениях; так исторические исследования посвящены, прежде всего, революциям, войнам, их предводителям, тогда как глубинные процессы, определившие ход истории, определялись другими причинами.
Фундаментальные динамические равновесия связаны с множеством частных динамических равновесий, образуя их разветвленную сеть, построенную по одним и тем же принципам. Устойчивость этих равновесий на всех уровнях организации природы, общества, человека определяются их связью с тремя пределами: идентификационным, коммуникационно-сетевым и соответствующим полному времени существования природной системы, которые для каждой отдельно взятой системы являются недостижимыми. В итоге образуется естественная система координат мира, основанная на этих предельных относительных равновесиях, которая хорошо коррелирует с основными, фундаментальными естественнонаучными и философскими системами, догматами и символами веры мировых религий.
2. Формулу природной системы координат представим следующим образом. «В существующем мире следует выделять две неравные части. С одной стороны это динамические равновесия, объединенные во взаимосвязанные цепочки, за-
НАУ К А И ОБРАЗОВАНИЕ, 2010, №3
кономерности образования которых, на различных уровнях организации мира, одни и те же. С другой стороны - все остальные неравновесные процессы и явления» [1]. На каждом уровне организации мира эти цепочки объединяют фундаментальные равновесия с другими их типами: относительными, предельными, метастабильными и т.п., что обусловлено общим происхождением взаимосвязей между различными природными процессами, подобием их структур на всех уровнях мира. Само конкретное динамическое равновесие создается за счет той части энергии, которая может быть уравновешена в этих конкретных природных системах, в результате чего возникают «ячейки динамического равновесия», общие для всех природных процессов и системы координат, сформированные по сходному алгоритму для всех структурных уровней мира. «Предельная граничная поверхность» составлена из множества подобных равновесных ячеек. Остающиеся неизвестными нам процессы, скрытые этой поверхностью, фор-
их взаимное уравновешивание в пределах этой поверхности - коммуникационно-сетевой предел.
Взаимодействие любого природного образования с динамическими равновесиями основывается на том, что все природные образования тяготеют к предельным фундаментальным равновесиям, никогда их не достигая. Любая природная система из сфер неживого, живого, духовного стремится к самоидентификации. Элементарные частицы связываются в химические элементы, газовые туманности превращаются в галактики, звезды, планетарные системы. Живое существует в виде отдельных организмов, особей, популяций, обладающих значительным биотическим потенциалом. С другой стороны любое природное образование стремится обрести равновесие с окружающей его средой, приняв участие в формировании некоторой коммуникационной сети. Человек не может не коммуницировать, это его естественное состояние. Параметры индивида определяются через потоки информации, которыми все уровни живого обмениваются между собой; сущность личности - через систему взаимоотношений диалога; культуры - через диалоги и взаимоотношения соответствующих уровней. Коммуникационное равновесие рассматриваемой системы делает её способной взаимодействовать со всеми сферами сущего: от мира неживой природы до сферы духовного. Еще один важный предел достигается уравновешиванием рассматриваемой системы с соседним структурным уровнем организации мира, с которого можно увидеть её развитие в целом (предел полного времени жизни сис-
муникационные пределы, также как и предел полного времени жизни, при взгляде из самой этой системы остаются недостижимыми вследствие противостоящих им тенденций, обеспечивающих в итоге некий консенсус - промежуточное динамическое равновесие или их набор.
Таким образом, любые явление, процесс, вещь, структура могут иметь в себе «ячейки взаимосвязи» с координатной системой природы, которые сами являются элементами этой системы. Все природные явления, процессы, структуры могут иметь устойчивые связи с координатной системой природы благодаря равновесным ячейкам. С одной стороны все они тем самым принимают участие в её формировании, а с другой стороны - могут быть исследованы в этой координатной системе. Система координат формирует свои фундаментальные научные понятия: «связанное вещество», «связанная энергия», «связанная информация», выделяя пассивную часть природы, совокупность некоторых пределов (аттракторов), относительно которых в остальной природе осуществляются процессы самоорганизации. Такая система координат открывается непосредственно и доступна каждому человеку [2]. Назначение человека - принять участие в процессе формирования природной координатной системы, обеспечить её устойчивость, поскольку только личность способна развивать духовные составляющие этой координатной системы.
3. Рассмотрим онтологические слои мира, которым сопоставим «вакуум», «инерциальные системы», «термодинамическое равновесие», «духовность», равновесные параметры которых идентифицированы достаточно хорошо. «Предельная граничная поверхность», сопоставляемая нами с вакуумом (основным состоянием квантовых полей, обладающих минимальной энергией, нулевыми импульсом, угловым моментом, электрическим зарядом и другими квантовыми числами), «закрывает» всю неизвестную нам часть мира, обеспечивающую его (вакуума) равновесное устойчивое существование. «Понятие «вакуума» является одним из основных в том смысле, что его свойства определяют свойства всех основных состояний. В ряде случаев, например при спонтанном нарушении симметрии, вакуумное состояние оказывается не единственным, вырожденным, - существует непрерывный спектр таких состояний, отличающихся друг от друга числом так называемых ""голдстоуновских бозонов"» [3, с. 236]. Бозоны с нулевой массой и нулевым спином, как основные параметры, характеризующие вакуум, обуславливают появление квантового поля, которое в современной науке считается наиболее фундаментальной и универсальной формой
материи, основанием всех ее конкретных проявлений. Все элементарные частицы являются квантами определенных физических полей, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом (испускаются и уничтожаются). Таким образом, вакуум можно рассматривать в качестве наиболее простой системы отсчета (предельного фундаментального равновесия) для мира, созданного этими элементарными частицами. Другими словами, основными параметрами, характеризующими вакуум, являются бозоны с нулевой массой и нулевым спином, то есть над этим покрывалом появляются частицы с нулевой массой, обуславливающие появление квантового поля. В современной науке квантовое поле считается наиболее фундаментальной и универсальной формой материи, основанием всех её конкретных проявлений.
Следующий уровень имеет дело со сформировавшимся устойчивым веществом и дальнодей-ствующими физическими взаимодействиями, а «предельная граничная поверхность» здесь отделяет механизмы, определяющие существование наиболее универсального из физических взаимодействий - гравитационного, а также связанного с ним электромагнитного, от их феноменологических проявлений в многочисленных макроскопических процессах. Параметрами системы отсчета для оставшегося над этой «граничной поверхностью» мира являются инерция и её мера - масса, что позволило сформировать представления об инерциальных системах, как основание для всех остальных более сложных систем отсчета этой части мира.
Еще одна «предельная граничная поверхность» отделяет сложные объекты макромира, каждый из которых состоит из огромного число частиц (порядка числа Авогадро N,=6.02- 1(Р). от простейших параметров характеризующих это новое равновесие. При этом температура характеризует само термическое равновесие, а качество используемой при этом энергии определяется энтропией. Далее на основе термических равновесий возникают более сложные равновесия - термодинамические. Следующий этап развития представлений о равновесиях связан с концепциями «динамического хаоса», на основе которых возникла теория динамических равновесий в открытых неравновесных системах. Очередной этап развития представлений о равновесиях приводит к образованию сложных самоорганизующихся систем, молекулярных цепей, предварительных структур «преджизни» и жизни.
Следующая «предельная граничная поверхность» связана с духовностью, которая представляет собой взаимодополнительные равновесия между всеми подсистемами «Я», и прежде всего четырьмя главными: телом, сознанием, подсозна-
82
нием, над сознанием. У духовного человека все эти подсистемы должны находиться в гармонии: тело и сознание - здоровыми, подсознание - хорошо организованным и контролируемым сознанием, надсознание (культурные коды, религия, идеология, традиции этноса) гуманистическими. Если эти подсистемы равновесно взаимодействуют друг с другом, то все остальное в человеке, его сознании, подсознании оказывается закрытым этой «предельной границей», так что остаются основные параметры духовности: свобода воли и культурно-светский аскетизм, представляющий собой связанное состояние всех интеллектуальных, социальных, индивидуальных проявлений личности.
4. Система координат характеризуется пространственным расположением, временем, структурой, однако никакой локализации или каких-либо пространственных ограничений для неё не существует, она присутствует в каждой части Вселенной, на всех уровнях её структурной организации. Время постоянно трансформируется из одних форм в другие, процессы развития начались в одном типе времени, затем продолжались в других, поскольку система координат взаимодействует со всеми возможными временными структурами, представляет чистое существование, не имеющее причины и являющееся причиной самой себя. Она взаимодействует с различными видами сущего, формируя их исходя из присущего ей «чистого бытия», в котором содержатся «зародыши» любого конкретного бытия. Обретение устойчивой взаимосвязи с координатной системой начинается с умения слушать тишину в себе, нахождения фундаментального настроения для начала процесса познания, прикосновения к различным видам «пустоты» - именно таким образом формируются исходные ячейки системы координат, через которые личность может установить с ней устойчивую взаимосвязь. Система координат также идет навстречу личности, что обуславливается её самоорганизацией. Система координат представляет собой идеальную конструкцию из всех возможных предельных состояний «фундаментальной пустоты». Она не может сливаться с природными системами, но равновесные природные процессы периодически взаимодействуют с ней эпизодически или через определенные промежутки времени, обусловленные ритмами природной системы координат.
Благодаря рассматриваемой координатной системе формируется новая эпистемология, устраняющая резкую оппозицию между научными и вненаучными знанием и мышлением. Открываются широкие возможности для диалога и межчеловеческой коммуникации, поскольку наиболее правильной и глубокой формой диалога является не связь между индивидами, а диалог в два этапа:
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2010, №3
человек - «система координат» и «система координат» - другой человек. Ценностно-познавательная установка становится ориентированной на устойчивую взаимосвязь с координатной системой, на выделение пассивной части природы, совокупности некоторых пределов (аттракторов), относительно которых осуществляются процессы самоорганизации на всех уровнях организации природы. Такая взаимосвязь является необходимым условием дальнейшего развития человека и человечества, и только в этом случае человечество не погубит биосферу, атмосферу, но сможет развиваться гармонично, оптимально и практически неограниченно долго.
Система координат существует опираясь на взаимодействия с открытыми системами, имеющими тенденцию к самоорганизации, саморазвитию, и именно эта открытость позволяет им быть взаимосвязанными с этой системой. Взаимодействие с координатной системой природы на основе предельных динамических равновесий предполагает использование плюралистической методологии, а также отдельных готовых методик, взя-
намики, термодинамики, квантовой механики, статистической физики, эволюционных концепций, теории систем, синергетики, кибернетики, экологии).
5. Система координат должна быть доступной каждому человеку, открываться ему непосредственно. Для индивида самое главное - узнать, почувствовать, что такая система координат существует, а дальше она сама настроит его на свои ритмы, будет поддерживать устойчивую связь с ним, все более и более раскрываясь ему навстречу. Для каждого индивида наиболее естественно взаимодействовать, по крайней мере, с тремя уровнями координатной системы: личностным, соответствующим культуре своего этноса и планетарным. Человек становится многоярусным, вмещающим в себе равновесные ячейки всех этих уровней.
Культура адекватная потребностям современного человека должна быть сетевой, а традиционные культуры должны входить в качестве элементов в формирующиеся на их основе системы. Каждый современный человек должен активно взаимодействовать с несколькими культурами, способствуя их замыканию в единый цикл (вещественный, энергетический, информационный).
Универсум, в который должно вступить человечество в течение ближайших десятилетий, будет представлять собой систему взаимосвязанных общепланетарных сетей-оболочек (социальных, научных, технических, экономических,
финансовых и т.п.), основанием которых станет культура и её предельные основания. Во многом эти сети будут пересекаться, дополнять, развивать друг друга, формируя общепланетарное бытие и систему координат для их самоорганизации, направленной на объединение в себе природного и духовного, материального и идеального, реального и виртуального. Формирующимся планетарным сетям будет соответствовать новый тип равновесия - «равновесие-паутина» [4], образующееся на основе хаотических процессов (обменных процессов различных типов). Новое растворение человека в сетях культуры происходит осознанно, добровольно, однако это единственный выход для него сохранить свое реальное существование, и оно в значительной степени определяется самоорганизацией мира и всех его онтологических сфер (неживого, живого, душевного, духовного). «Человек сетевой» - это ближайший этап эволюции человека и всего человечества.
В настоящее время необходимо ускорить развитие душевной и духовной онтологических сфер индивида посредством каталитических методов образования, предполагающих постоянное совмещение нескольких взглядов (от двух до пяти) на одни и те же понятия и явления, прежде всего, совмещение внешнего и внутреннего взглядов. Это позволяет совместить различные масштабы исследования, углы зрения, степени абстракции, а также наиболее полно идентифицировать любое понятие, связать его с другими в рамках непрерывного потока познания. Только когда любой элемент знания будет с одной стороны идентифицирован, а с другой - включен в систему знания более высокого структурного уровня, можно говорить о максимально возможной скорости образования и его качестве. Увеличение и уменьшение этой скорости относительно оптимальной, приводят к существенным нарушениям и перекосам в формировании, как системы знания, так и личности.
Литература
1. Кожевников H.H. От равновесия к равновесию. -М.: Мысль, 1997 - 276 с.
2. Kozhevnikov N. Phenomenological aspects of natural coordinate system // Logos of Phenomenology and Phenomenology of Logos. Book Four: The Logos of Scientific Interrogation. Participating in Nature. - Life -Sharing in Life (ANHU 91) - Oxford, 2005 - C. 45-55.
3. Вакуум. Физическая энциклопедия в 5 т. Т. 1. - M.: Советская энциклопедия, 1988-704 с.
4. Данилова В. С. Философское обоснование концепции нообиогеосферы. // Вестник MTX Серия 7 «Фило-