Научная статья на тему 'Философское осмысление светского аскетизма'

Философское осмысление светского аскетизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
621
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКИЙ АСКЕТИЗМ / ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КУЛЬТУР / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / SECULAR ASCETICISM / DYNAMIC BALANCE / IDENTIFICATION / COMMUNICATION / CULTURAL DIVERSIFICATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

В статье предлагается концепция «светского аскетизма», связанная с системой координат мира на основе предельных динамических равновесий, с которой тесно коррелируют представления о сетевых равновесиях и «связанной субстанции». Культурно-светский аскетизм представляет собой связанное состояние интеллектуальной и духовной деятельности индивидов в контексте их этнических особенностей. В современном глобальном мире выявились две основные тенденции, которым подвержены большинство культур. С одной стороны, все они стремятся к самоидентификации, то есть к четкому выявлению своих границ, характерных черт. С другой стороны, они способствуют интеграции человечества. Противостояние этих тенденций привело к диверсификации культур, что на фоне все более активно взаимодействующих экономических и финансовых глобальных систем представляется парадоксом. Опора на светский аскетизм и его различные виды позволяет современным культурам более устойчиво взаимодействовать друг с другом и преодолеть имеющуюся в настоящее время диверсификацию культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical reflection on secular asceticism

The paper offers the concept of “secular asceticism”, related to the world coordinate system based on the utmost dynamic balances. Secular asceticism is a state of intellectual and spiritual activities of individuals in the context of their ethnic origin. In today’s global world, two major trends affect most cultures. On the one hand, all cultures strive for self-identification, meaning clear identification of its borders and features. On the other hand, they contribute to the integration of humankind. The confrontation of these trends has led to the diversification of cultures, which is a paradox against the background of increasingly interactive global economic and financial systems. Reliance on secular asceticism and its different variations allows modern cultures more to interact with each other smoothly and overcome the current cultural diversification.

Текст научной работы на тему «Философское осмысление светского аскетизма»

УДК 130.12

Н.Н. Кожевников, В.С. Данилова*

философское осмысление светского аскетизма

В статье предлагается концепция «светского аскетизма», связанная с системой координат мира на основе предельных динамических равновесий, с которой тесно коррелируют представления о сетевых равновесиях и «связанной субстанции». Культурно-светский аскетизм представляет собой связанное состояние интеллектуальной и духовной деятельности индивидов в контексте их этнических особенностей. В современном глобальном мире выявились две основные тенденции, которым подвержены большинство культур. С одной стороны, все они стремятся к самоидентификации, то есть к четкому выявлению своих границ, характерных черт. С другой стороны, они способствуют интеграции человечества. Противостояние этих тенденций привело к диверсификации культур, что на фоне все более активно взаимодействующих экономических и финансовых глобальных систем представляется парадоксом. Опора на светский аскетизм и его различные виды позволяет современным культурам более устойчиво взаимодействовать друг с другом и преодолеть имеющуюся в настоящее время диверсификацию культур.

Ключевые слова: светский аскетизм, динамическое равновесие, идентификация, коммуникация, диверсификация культур, глобализация

Philosophical reflection on secular asceticism. NIKOLAY N. KOZHEVNIKOV, VERA S. DANILOVA (North-Eastern Federal University)

The paper offers the concept of "secular asceticism", related to the world coordinate system based on the utmost dynamic balances. Secular asceticism is a state of intellectual and spiritual activities of individuals in the context of their ethnic origin. In today's global world, two major trends affect most cultures. On the one hand, all cultures strive for self-identification, meaning clear identification of its borders and features. On the other hand, they contribute to the integration of humankind. The confrontation of these trends has led to the diversification of cultures, which is a paradox against the background of increasingly interactive global economic and financial systems. Reliance on secular asceticism and its different variations allows modern cultures more to interact with each other smoothly and overcome the current cultural diversification.

Keywords: secular asceticism, dynamic balance, identification, communication, cultural diversification, globalization

Представления о светском аскетизме основываются на развиваемой нами концепции «системы координат мира на основе предельных динамических равновесий» [7]. Формула этой системы

координат может быть представлена следующим образом. «Все объекты (природные образования) стремятся к трем предельным фундаментальным равновесиям-пределам, которым сопостав-

* КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Северо-Восточного федерального университета. E-mail: nnkozhev@mail.ru

ДАНИЛОВА Вера Софроновна, доктор философских наук, профессор кафедры философии Северо-Восточного федерального университета. E-mail: vsdanilova@gmail.com © Кожевников Н.Н., Данилова В.С., 2017

ляются три «координатных оси». Во-первых, это внутреннее идентификационное динамическое равновесие, соответствующее идентификационному пределу. Во-вторых, равновесие со всеми окружающими этот объект средами (коммуникационно-сетевой предел). В-третьих, предельная частота ритмов мировой гармонии. Тяготея к этим предельным фундаментальным равновесиям объекты (природные образования), никогда их не достигают» [17]. Помимо системы координат мира, развиваемая нами концепция светского аскетизма опирается на тесно коррелирующие с ней представления о сетевых равновесиях и «связанной субстанции».

Основные исходные концепции

Кроме системы координат на основе предельных динамических равновесий и связанных с ней представлений, к фундаментальным понятиям и идеям, лежащим в основании светского аскетизма, могут быть отнесены концепция «пустоты» и «нищеты духа». Эти понятия и концепции подробно рассмотрены в даосизме, буддизме (дзен-буддизме), христианстве. В буддизме центральным понятием является «путь» - «пада», в даосизме - «серединный путь» - «дао», на которые можно вступить в любое время в любом месте. Они характеризуют собой гармонию или связь с началом системы координат мира. Когда этот путь находят природа, общество, отдельный человек, то они обретают свою гармонию развития, оптимальность и устойчивость существования, поскольку взаимодействуют со всеми отмеченными выше пределами фундаментальных равновесий.

«Пустота» - центральное понятие даосизма. «Дао пусто, но благодаря нему существует все и не переполняется» [9, с. 13]. «Тридцать спиц в колесе сходятся к втулке, середина которой пуста, благодаря этому и можно пользоваться колесом. Когда формуют глину, изготавливая из неё сосуд, то делают так, чтобы в середине было пусто, благодаря этому и можно пользоваться сосудом. Когда строят жилье, проделывают окна и двери, оставляя середину пустой, благодаря этому и можно пользоваться жильем. И поэтому наполнение - это что приносит доход, опустошение - это то, что приносит пользу» [9, с. 23]. Опыт аскетов, которому придается огромное значение во всех религиях, подтверждает фундаментальное значение «пустоты» как ориентира для взаимной компенсации взаимодействий с тремя отмеченными выше пределами. В христианстве особое значение придается равновесному состо-

янию духа. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» [4, с. 228].

Эти утверждения могут быть истолкованы через развитие представлений о видах динамических равновесий, которые были разработаны в последние десятилетия и присутствуют во всех сферах природы, общества, человека. Они изучаются неравновесной термодинамикой, синергетикой, термодинамикой информационных процессов, общей теорией систем. К динамическим равновесиям устремлены все природные и культурные объекты. Следующим этапом их развития являются сетевые равновесия, наиболее распространенное среди которых «равновесие-паутина» образуется на основе различных обменных хаотических процессов в процессе формирования общепланетарных сетей (культуры, образования и т.п.). Сама сеть взаимодействий в равновесии-паутине важнее их источников, следовательно, основные информационные и духовные ресурсы содержатся внутри самой этой сети взаимодействий.

Хотя естественные и социально-гуманитарные науки имеют дело с разными типами предельных оснований культуры, «равновесие-паутина» может обеспечить устойчивые их взаимодействия. Исходя из представлений о равновесии-паутине, можно выявить устойчивые корреляционные отношения между этими типами и связанными с ними предельными основаниями науки и культуры. Такие взаимодополнительные отношения позволяют реализовать концепцию универсального общепланетарного культурного бытия.

В качестве «связанной субстанции» может быть рассмотрено природное или культурное образование, в котором все энергетические, информационные, духовные взаимодействия находятся в равновесии. Таким образом, понятие «связанной субстанции», охватывая все возможные взаимодействия природного или культурного образования с окружающей средой, характеризует их полноту, что в свою очередь обеспечивает связь этого образования с равновесиями фундаментальными. Связанные энергия, информация, духовность как представления этого понятия, обеспечивают существование конструкции из предельных относительных равновесий, являющейся основной внутренней его характеристикой. В философии понятие «связанная субстанция» не рассматривалось, хотя примеры использования, например, связанной энергии или связанной информации в термодинамических и информационных науках обеспечили формирование интегрального подхода к исследованию многих процессы в естественных и социально-гуманитарных науках.

PHILOSOPHIA PERENNIS

различные направления в аскетизме

«Все религиозные учения так или иначе предполагают аскетическую практику как средство духовно-нравственного очищения, а также преображения повседневной деятельности... Как нравственный принцип аскетизм предписывает самоограничение, воздержание от чувственных наслаждений и укрепление воли к совершенному исполнению долга. В аскетическом усилии - воздержание в пище, питье, в чувственных влечениях, преодолении своих слабостей (например, сластолюбия или сладострастия), овладении физическими и душевными состояниями - человек должен отрешиться от плотского в себе и добиться самообладания. Важным средством аскетизма являются медитация, молитва» [2, с. 188]. В религиозном аскетизме возможности тела используются как подспорье в процессе духовного совершенствования человека, в его восхождении к Богу, приобщении к нему. «Аскеты составляли в первоначальной церкви особый класс верных, более прочих, простых людей» [16, с. 135]. Религиозный аскетизм имеет несколько направлений. Некоторые из них допускают возможность заниматься «насущными мировыми проблемами, оставив мистицизм мечтателям и мистикам» [11, с. 369].

Культурно-светская разновидность аскетизма может опираться на религиозный опыт, хотя здесь имеются значительные отличия. В античности начали развиваться подходы, ориентированные на идеалы аскетизма (школа киников). «Все виды физической и духовной бедности для киников предпочтительнее богатства: лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком. Житейское опрощение дополнялось интеллектуальным» [1, с. 245]. Еще большее значение для развития представлений о культурно-светском аскетизме имеет понятие «эпохе», «восходящее к античному скептицизму, в XX в. возрожденное Э. Гуссерлем и толкуемое им как совокупность подготовительных процедур феноменологического метода, функцией которых является «выведение из игры», или приостановка, или «заключение в скобки», или «подвешивание» «наивно-реалистических» постулатов науки и философии относительно мира, человека, его сознания. Само «заключение в скобки» носит исключительно методический характер: это только мысль, только методическая «нейтрализующая модификация», не затрагивающая фактического положения вещей в самом мире» [12, с. 452].

В Новое время идеалы аскетизмы подверглись суровой критике со стороны многих философов. Особо острая критика содержалась в работах

П. Гольбаха и Ф. Ницше. Гольбах считал, что аскеты «в своем исступлении считают добродетелью ненависть и презрение к самому себе, добровольное рабство, меланхолию, праздность, самоистязание, - короче, беспрерывное оскорбление своей природы, не приносящее реальной пользы ни им, ни обществу». Кроме того, «возведение страданий в ранг религиозного культа неопровержимо свидетельствовало, по Гольбаху, что религия предписывает человеку "отказаться от всего, что может сделать его счастливым", тогда как подлинная "мораль велит человеку работать для подлинного счастья"» [8, с. 267-268]. Ницше считал, что аскетизм противоречит стремлению человека к здоровью, красоте, совершенству, вкусу. «Аскетический идеал возникает из защитного и врачующего инстинкта вырождающейся жизни, которая всеми силами старается удержаться и борется за свое существование; он указывает на частичную физиологическую задержку (каких-либо функций) и усталость, против которых неустанно борются все новыми средствами, глубочайшие, оставшиеся нетронутыми инстинкты жизни . аскетический идеал является уловкой для сохранения жизни» [13, с. 165].

Культурно-светский аскетизм представляет собой связанное состояние интеллектуальной и духовной деятельности индивидов в контексте их этнических особенностей. С этим определением коррелирует протестантская этика М. Вебера, которая «наставляет верующего пренебрегать благами мира, избегать излишеств и вести аскетический образ жизни» [14, с. 306]. Оценки аскетизма в контексте социологии, политологии или религиоведения, по мнению авторов, выходят за пределы настоящего исследования. На основе аскетизма была разработана догматическая идеология, широко использованная всеми теоретиками коллективизма. У аскетизма много положительных и отрицательных сторон, однако, нас он интересует как система координат, относительно которой протекают различные культурные и социальные процессы.

Формирование системы координат связанной с аскетизмом может происходить, ориентируясь на три фундаментальных предела (идентификационный, коммуникационно-сетевой и предельные ритмы мировой гармонии) и включать в себя два типа связывания (уравновешивания). Первый тип действует в пределах определенной культурной сферы в целом, Второй, в пределах её подсистем (определенных культурных направлений, характерных черт). Ориентация на «идентификационный предел» позволяет выделить ядро определен-

ного вида культурной деятельности или несколько таких ядер. В религиях такими ядрами являются догматы и символ веры, в литературе - хронотопы, в современной культуре - культурные коды, мемы. Во многих случаях идентификация имеет многозначный характер, так что идентифицируются комплексы подобных ядер.

Стремление к коммуникационно-сетевому пределу предполагает образование устойчивых и оптимальных систем, охватывающих идентификационные ядра в пределах какой-либо деятельности или всей культурной сферы. Если отдельное ядро часто определяется с долей неопределенности, то системы и их совокупности на основе этих ядер представляют собой, как правило, более устойчивые структуры. В религиях с коммуникационно-сетевым пределом связаны коллективные обряды и службы, в культуре (искусстве, литературе) - художественные стили.

Ритмы мировой гармонии пронизывают весь мир, природу, социум, гуманитарную сферу и связывают различные уровни их структурных образований. Устойчивый аскетизм непременно связан с этими ритмами.

Конструкции связанной субстанции соответствуют фундаментальным («нулевым») равновесиям связанной информации, связанной духовности, связанного интеллекта и т.п., объединяющим все присущие им явления в единое целое. Соответствующие им процессы обеспечивает все большее и большее упрощение по сравнению со стихийно возникающими структурами. Принципиальное значение связанные духовность и интеллект имеют для обеспечения устойчивости и системности в образовании.

Существуют яркие примеры связанных субстанций в культуре, искусстве, лингвистике, философии. В науках о культуре связанную субстанцию можно рассматривать как «нулевой культурный код», под которым следует понимать элементы культуры, отсутствие которых приводит к ее полному разрушению. В искусстве есть знаки предельно простого стиля, например, картины «Красный квадрат», «Черный квадрат», «Белый квадрат» К.С. Малевича, которые сам автор прокомментировал так. «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений... чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие» [10, с. 187-188]. Философское осмысление лингвистики также содержит яркие примеры предельно простого стиля. Следует упомянуть об атомарных предложениях Л. Витгенштейна из его «Логико-философского тракта-

та», в котором нет ничего лишнего, только самое необходимое для выражения основных мыслей [5], и о нулевой степени письма Р. Барта [3].

Философские концепции аскетизма связаны, прежде всего, с исихазмом, что представляется нам односторонним подходом. Так, С.С. Хоружий отмечает, что исихастское сознание «никогда не признало «симфонии» и «гармонии» [15, с. 213]. Аскетизм в исихазме служит глубоко религиозной цели. «Полноту же соединения, цель мистического пути, выражает понятие Обожения. Это - центральное понятие исихастской традиции, мистический и антропологический идеал Православия (хотя в строгом смысле, термин «идеал» здесь не адекватен). Из сказанного уже ясно, что Обоже-ние - вид мистического трансцензуса; и этот вид отличен от всего, что мы находим в других традициях. Мистика обожения не есть мистика экстаза, медитации или созерцания. Практика исихаста направляется прямо и непосредственно к целостному и актуальному претворению «тварной падшей» природы человека в природу Божественную. Именно это претворение и именуют Обожением человека» [15, с. 264].

Н.К. Гаврюшин, прежде всего, последовательно демонстрирует, как В.Н. Лосский использует идеи исихазма для выявления фундаментальных расхождений между апофатическим и катафати-ческим богословиями, связывая эти расхождения с проблемой Filioque [6]. Каждое из этих направлений уходит далеко в сторону от проблемы культурно-светского аскетизма, решая свои конкретные задачи в логике, литературоведении, религии.

Аскетизм и культура

В современном мире большинство культур подвержены двум основным тенденциям. С одной стороны, все они имеют стремление к самоидентификации: четкому выявлению своих границ, характерных черт, культурных кодов. Многие культуры не завершили своей идентификации, не сумели определить свою сущность, так как история не отвела им на это достаточного времени. С другой стороны, в глобализирующемся мире идет интеграция человечества, в которой культуры, так или иначе, участвуют. Таким образом, ослабление экономических, политических, государственных границ сочетается в настоящее время со все большим культурным обособлением (культурной диверсификацией).

Решение этого парадокса в том, что современная культура стремится стать сетевой, включив традиционные культуры в качестве своих основных элементов и подсистем. В природе залогом

PHILOSOPHIA PERENNIS

устойчивости является разнообразие. В гуманитарной и социальной сфере элементов разнообразия еще больше, и только сетевые структуры способны обеспечить их устойчивую взаимосвязь между собой. Такая устойчивость и оптимальность на основе естественного разнообразия способны обеспечить дальнейшее развитие человечества без глобальных катастроф. Все современные культуры должны быть толерантными, гуманистическими, уникальными, а каждый человек должен активно взаимодействовать с несколькими из них, способствуя их интеграции.

Рассмотрение отмеченных выше проблем с точки зрения их собственного аскетизма может стать основным методом при установлении диалога между культурами, совокупность таких этнических, культурных и духовных аскез способна стать фундаментом синтетической общечеловеческой культуры. Все уникальное, специфичное у разных народов будет уже надстройкой над этими «нулевыми» состояниями духовности, культурных и этнических процессов.

Одним из вариантов развиваемого подхода является рассмотрение устремленности всех современных культур к устойчивым состояниям синхронических и диахронических колебаний. В случае синхронических колебаний (условно называемых горизонтальными) взаимодействуют ядра самоидентификации традиционных культур и формирующиеся инварианты общечеловеческой культуры. В случае диахронических колебаний (условно называемых вертикальными) взаимодействуют лучшие образцы культурного общемирового достояния и ориентиры современного общества. В итоге образуется двухмерное динамическое равновесие, обеспечивающее взаимодействие традиционных культур с современными экономическими, финансовыми, технологическими, информационными системами мира. Все перечисленные выше процессы связаны с предельными динамическими равновесиями и через них с природной системой координат. Каждый индивид и каждый этнос способны внести свой вклад в формирование системы координат мира на основе предельных динамических равновесий, и чем больше будет таких вкладов, тем устойчивее станет эта координатная система. При этом аскетические части традиционных культур войдут в основные культурные (мировоззренческие) универсалии, обеспечивающие дальнейшее допустимое развитие человечества.

Культуры, идентифицировавшие свой собственный аскетизм, способны сформировать диалог между собой по универсальным правилам, способствуя установлению общепланетарных

коммуникативной реальности и бытия. Для этих процессов необходимы новые образовательные подходы.

Образованию следует раскрыть особенности самоидентификационного аскетизма личности. Структура её самоидентификации не должна включать ничего лишнего, сохранив все элементы, необходимые для последующего смоиден-тификационного аскетизма сетевого. Структура сетей также отбраковывает все мешающее ей оптимально формироваться, в противном случае она становится неустойчивой. При самоорганизации сетей необходимы оптимальные скорости взаимодополнительного объединения синхронической и диахронической культур. С одной стороны, это могут быть элементы национальной и массовой культур, с другой - лучшие образцы мировой культуры и идеалы информационного общества.

Большое значение имеет развитие непрерывного гуманитарного образования на основе «равновесия-паутины». Это позволяет человеку в течение своей жизни создавать коммуникационную сеть, ориентированную на систему координат мира, которая связывает его с другими людьми, объединяет представителей различных культур. Такая сеть позволяет развивать новые формы коммуникации, сохранения разнообразия этих форм, восстанавливает целостность отдельных индивидов, нарушенную нелинейностью окружающего мира, характером его развития.

список литературы

1. Аверенцев С.С. Киники // Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т. II. М.: Мысль, 2001. С. 452.

2. Апресян Р.Г. Аскетизм // Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т. I. М.: Мысль, 2001. С. 218-220.

3. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика: Антология. М.: Академический проект, 2001. С. 327-370.

4. Библия в 2 т. Т. 2. М.: Духовное Просвещение, 1991.

5. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994.

6. Гаврюшин Н.К. Истинное богословие преображает метафизику. Заметки о Владимире Лосском // Символ. 2004. № 48. С. 164-216.

7. Кожевников Н.Н. Система координат мира на основе предельных динамических равновесий. Якутск: Издательский Дом СВФУ, 2014.

8. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М.: Мысль, 1981.

9. Лао Цзы. Дао дэ цзин. Новосибирск, 1995.

10. Малевич К.С. Соб. соч. в 5-ти т. Т. 1. М.: Гилея, 1995.

11. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Клин: Христианская жизнь, 2001.

12. Мотрошилова Н.В. Эпохе // Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т. IV. M: Мысль, 2000.C. 188-189.

13. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Собрание сочинений в 2-х т. Т. 2. М.: Сирин, 1990.

14. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 4-х т. Т. 4. СПб.: Петрополис, 1997.

15. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000.

16. Христианство // Энциклопедический словарь в 3-х т. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993

17. Kozhevnikov, N.N. and Danilova, V.S., 2016. The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums. European Journal of Philosophical Research, Vol. 5, no. 1, pp.18-26.

REFERENCE

1. Averentsev, S.S., 2001. Kiniki [Cynics]. In: Novaya filosofskaya entsiklopediya v 4-kh t. T. II. Moskva: Mysl', p. 452. (in Russ.)

2. Apresyan, R.G., 2001. Asketizm [Ascetism]. In: Novaya filosofskaya entsiklopediya v 4-kh t. T. I. Moskva: Mysl', pp. 218-220. (in Russ.)

3. Bart, R., 2001. Nulevaya stepen' pis'ma [Zero degree of writing]. In: Semiotika: Antologiya. Moskva: Akademicheskiy proekt, pp. 327-370. (in Russ.)

4. Bibliya v 2 t. T. 2 [Bible in 2volumes. Vol. 2]. Moskba: Dukhovnoe Prosveshchenie, 1991. (in Russ.)

5. Wittgenstein, L., 1994. Filosofskie raboty [Philosophical works]. Ch. I. Moskva: Gnozis. (in Russ.)

6. Gavryushin, N.K., 2001. Istinnoe bogoslovie preobrazhaet metafiziku. Zametki o Vladimire

Losskom [True theology transforms metaphysics. Notes about Vladimir Lossky], Simvol, no. 48, pp. 164-216. (in Russ.)

7. Kozhevnikov, N.N., 2014. Sistema koordinat mira na osnove predel'nykh dinamicheskikh ravnovesiy [World coordinate system based on the utmost dynamic balances]. Yakutsk: Izdatel'skiy Dom SVFU. (in Russ.)

8. Kuznetsov, V.N., 1981. Frantsuzskiy materializm XVIII veka [French materialism of the XVIIIth century]. Moskva: Mysl'. (in Russ.)

9. Lao-Tzu, 1995. Dao de tszin [Daodejing]. Novosibirsk. (in Russ.)

10. Malevich, K.S., 1995. Sob. soch. v 5-ti t. T. 1. [Collected works in 2 volumes. Vol. 1]. Moskva: Gileya. (in Russ.)

11. Meyendorf, I., 2001. Vvedenie v svyatootecheskoe bogoslovie [Introduction to Patristic theology]. Klin: Khristianskaya zhizn'. (in Russ.)

12. Motroshilova, N.V., 2000. Epokhe [Epoche]. In: Novaya filosofskaya entsiklopediya v 4-kh t. T. IV. Moskva: Mysl', pp. 188-189. (in Russ.)

13. Nietzsche, F., 1990. Po tu storonu dobra i zla [Beyond good and evil]. In: Nietzche, F., 1990. Sobranie sochineniy v 2-kh t. T. 2. Moskva: Sirin. (in Russ.)

14. Reale, G. and Antisseri, D., 1997. Zapadnaya filosofiya ot istokov do nashikh dney v 4-kh t. [Western philosophy from the beginnings to the present day in 4 volumes]. T. 4. Sankt-Peterburg. (in Russ.)

15. Khoruzhiy, S.S., 2000. O starom i novom [On the old and the new]. Sankt-Peterburg: Aleteyya. (in Russ.)

16. Khristianstvo [Christianity]. In: Entsiklopedicheskiy slovar' v 3-kh t. T. 1. Moskva: Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya, 1993. (in Russ.)

17. Kozhevnikov, N.N. and Danilova, V.S., 2016. The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums. European Journal of Philosophical Research, Vol. 5, no. 1, pp. 18-26.

2017 • № 1 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.