Научная статья на тему 'Универсальная система сбалансированных показателей как инструмент мотивации обучения в вузе'

Универсальная система сбалансированных показателей как инструмент мотивации обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова Майя Викторовна

Рассматриваются показатели, которые помогают развивать у студентов мотивацию к обучению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Универсальная система сбалансированных показателей как инструмент мотивации обучения в вузе»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378

М. В. САМСОНОВА

УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Рассматриваются показатели, которые помогают развивать у студентов мотивацию к обучению. Ключевые слова: высшее образование, показатели деятельности.

В настоящее время образование рассматривается как производство человеческого капитала, важной составляющей которого является интеллектуальный капитал. Образование становится главной движущей силой развития современного общества. Значительное место в совершенствовании управлением образованием занимает реформирование. Центральной проблемой реформирования образования в настоящее время является повышение его качества и, как следствие, переход от результатов образовательного процесса «знания - умения - навыки» к развитию компетенций.

Качество образования в вузе состоит из следующих элементов:

- качество студентов;

- качество преподавателей;

- качество учебных программ, технологий и методик образования;

- качество системы управления вузом.

Наиболее проблемным элементом в системе

высшего образования является качество студентов. Под этим качеством подразумевается как общий уровень подготовки студента, так и его мотивация к обучению и развитию профессиональных и иных компетенций.

Развитию мотивации студентов к обучению может способствовать внедрению в учебный процесс универсальной системы показателей деятельности (Total Performance Scorecard, TPS). В TPS совершенствование, развитие и обучение трактуются как циклические, основанные на этике процессы, посредством которых компетенции личности и организации (в данном случае вуза) и вовлеченность в работу усиливают друг друга.

Центральным элементом такой системы является личная система сбалансированных показателей, которая включает в себя личное видение, миссию, ключевые роли, ключевые факторы успеха,

© М. В. Самсонова, 2008

цели, показатели результативности, целевые значения и действия по совершенствованию. Данная система показателей подразумевает непрерывное совершенствование индивидуальных навыков и поведения, направленных на развитие компетенций, и акцентирует внимание на благополучии человека и его общественных достижений.

Кроме того, элементами универсальной системы сбалансированных показателей деятельности являются:

- цикл Шухарта-Деминга;

- цикл обучения Колба;

- цикл развития компетенций.

Состав ключевых факторов в системе сбалансированных показателей показан на рис. 1.

Универсальная система сбалансированных показателей деятельности показана на рис. 2.

На первом курсе для студентов проводится обучение по универсальной системе сбалансированных показателей, изучению всех методов и инструментов, применяемых в системе [1]. После обучения студенты разрабатывают личные миссию и видение на первый год обучения. Далее по всем ключевым факторам студенты ежегодно устанавливают цели, показатели результативности и их целевые значения. В конце учебного года определяются полученные результаты, проводится

1 ^ ' *

оценка учебной деятельности каждого студента по однородным показателям по методике «360°».

На основе полученных результатов студенты корректируют свои цели и целевые показатели, устанавливают новые на следующий учебный год. Для проведения оценки некоторые данные в течение года собирают как студенты, так и преподаватели. Например, преподаватели могут учитывать в оценке по дисциплине такую составляющую, как своевременная сдача контрольных и иных работ, которая в свою очередь является показателем одного из факторов системы - «внутренние процессы».

Также работа студентов в данной системе предполагает планирование действий для своего

Рис. 1. Состав ключевых факторов в системе сбалансированных показателей

Формулирование

Личные показатели результативности

и целевые значения

Действия по совершенствованию личности

Финансовая перспектива

Личная миссия, видение и ключевые роли

Перспектива потребителя

Личные цели

Ключевые факторы успеха

Личная система сбалансированных показателей

Перспектива обучения и знаний

Перспектива внутренних процессов

ПолучеХ

/ Экспери- ниепрак-\

/ ментиро- тического \ / Действуй Планируй \

попил А~>СД 11X1 V Л Г1 Ж 1ПГЛ \ шю1 ■ а к

\ Выводы Наблюде- / N. / Развитие Планиро-\ \ Проверяй Делай /

ние и реф- / \ у компетенций вание ре-

\ лексия / зультатов \

\ Аттестация Коучинг /

Анализ и обучение Совершенствование

Развитие

Рис. 2. Система сбалансированных показателей деятельности

личного совершенствования, в первую очередь связанного с процессом обучения и развития необходимых компетенций.Данная система в основном предназначена для развития самодисци-: плины и самоорганизации, для овладения системой внутреннего, личного совершенствования, овладения методами и инструментами для повышения качества жизни самого студента. Результаты, полученные студентами в ходе реализации данной системы, должны обязательно контролироваться, учитываться в различных оценках и рейтингах учебной и внеучебной деятельности студентов.

Универсальная система сбалансированных

показателей деятельности позволяет не только повысить мотивацию студентов к обучению, но и за время обучения в вузе овладеть умениями, навыками, компетенциями в следующих областях: - стратегическое планирование,

- управление качеством,

- управление результативностью деятельности,

- управление проектами,

- статистическое управление процессами,

а также многочисленными методами и инструментами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рамперсад, К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности : Как достигать результатов, сохраняя целостность/ Хьюберт К. Рамперсад ; пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 352 с.

Самсопова Майя Викторовна, старший преподаватель кафедры «Управление качеством»

УлГТУ.

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.