УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЕДИНОБОРЦЕВ
Н.С. ШУМОВА, РГУФКСиТ
Аннотация
В специальном эксперименте с привлечением студентов факультета спортивных единоборств оценивалась стимульная эффективность самостоятельного анализа модельных психологических характеристик и аналогичных собственных данных на предмет формирования механизмов самореализации. В эксперименте приняли участие 93 студента-спортсмена, задействована 21 психодиагностическая методика (всего -120 показателей), в том числе репертуарные решетки, «настроенные» на проявления учтивости. Сравнительный и факторный анализы позволили сделать выводы о преемственности условий, стратегий и отношений самореализации студентов-спортсменов, характерных для проявления учтивости на факультете в целом, для его отдельных специализаций, о значимости этой преемственности на разных стадиях развития личности в группе.
Abstract
In special experiment with attraction students from faculty of athletic single combats was valued stimulus efficiency of the independent analysis of the model psychological features and similar own results for a subject of the shaping mechanisms of self-realization. 93 students-athlete have participated in the experiment, 21 psycho-diagnostic methods were used (total -120 factors), including repertory lattices, «adjusted» on manifestations of the politeness. Comparative and factorial analysises allowed us to make the conclusions about receivership conditions, strategies and relations of student-athlete’s self-realization, typical for politeness’ manifestation in the faculty, for its separate specializations, about value of this receivership on different stages of the development to personality in a group.
Ключевые слова: психология, универсальные компетенции, учтивость, спортивные единоборства, модельные характеристики, преемственность, самореализация, субъект-субъектные отношения.
Одной из главных задач совершенствования качества российского образования в ближайшее десятилетие является формирование профессиональной и личностной готовности детей и взрослых к активной жизни в современном посткризисном обществе [1]. Изменяются цели образования в направлении от «знаниевой» парадигмы к «компетентностной». Выпускник должен обладать помимо профессиональных универсальными компетенциями по данному направлению и профилю подготовки [13]. К универсальным относятся общенаучные, инструментальные, а также социально-личностные и общекультурные компетенции (СЛК). Например: общекультурные потребности СЛК-1, способность к социальной адаптации СЛК-2, коммуникативность, толерантность СЛК-3 и т.д.
Основная цель данной работы - повышение универсальной компетентностной роли учебного процесса по психологии в физкультурных вузах за счет интерактивных действий, не выходящих за временные и организационные рамки обычных лабораторно-практических занятий. Полученные данные представляют собой обобщенную вероятностную психологическую модель студентов 2 курса факультета спортивных единоборств.
Немалая доля претворения в жизнь инновационных тенденций образования ложится на плечи самих студентов в виде самостоятельной работы, самовоспитания, самореализации [4, 5]. Результаты психодиагностики в соединении с качественной интерпретацией и собесе-
дованием обладают, на наш взгляд, всеми необходимыми предпосылками для самореализации, служат условием обретения универсальных компетенций.
При этом учтивость (в полном соответствии с культурно-историческим и современным содержанием этого термина) рассматривается нами как интегральное, смыслообразующее, системное качество личности [4, 8]. С давних времен это качество считалось признаком воспитанности человека, непременным компонентом высокого профессионализма во множестве профессий, имеются общие корни учтивости и позиций толерантности [см. 12], а вместе с этим и СЛК-3. Напомним, что учтивость - одно из основных требований к подготовке мастеров в восточных единоборствах [3, 11, 15].
Задачи исследования
1. Обосновать актуальность и корректность использования термина «универсальная компетенция» (СЛК-3) применительно к учтивости в конкретной деятельности (спортивных единоборствах).
2. Разработать психодиагностический комплекс, необходимый и достаточный для получения модельных профессионально значимых характеристик студентов-спортсменов.
3. На базе метода репертуарных решеток выявить факторную структуру и стратегии самореализации учтивости студентов-единоборцев.
4. Разработать интерактивную [10] методику, направленную на учет и самореализацию студентами-
спортсменами психодиагностических данных, выявленных в ходе эксперимента, включая ВМХ.
5. В соответствии с этой методикой в рамках лабораторного практикума провести констатирующий и формирующий психолого-педагогический эксперименты.
6. Оценить стимульную эффективность анализа модельных психологических характеристик и аналогичных собственных данных на предмет формирования механизмов самореализации.
7. Выявить принципы преемственности условий и стратегий самореализации личности, характерные для проявления учтивости на факультете в целом, для его отдельных специализаций и значимости этой преемственности на разных стадиях развития личности в группе [9].
Организация исследования
Исследование проводилось со студентами 2 курса факультета спортивных единоборств РГУФКСиТ в течение двух лет. 2005-2006 учебный год - контрольный эксперимент, группа К, 53 чел. 2006-2007 учебный год - формирующий эксперимент, группа Ф, 40 чел. Из состава групп Ф и К были выделены условные группы ВК и ВФ (занимающиеся дзюдо, каратэ, айкидо, тхэквондо, 11 и 8 человек соответственно) и ОК и ОФ (занимающиеся другими единоборствами, 42 и 32 человека соответственно). Исследование проводилось максимально приближенно к естественному эксперименту. Студенты получали информацию о собственных психологических особенностях, общение в процессе взаимодействия было субъект-субъектным [6], учтивым и по форме, и по содержанию.
Результаты факторного анализа группы К послужили группе Ф вероятностными информационными психологическими модельными характеристиками факультета спортивных единоборств (сокращенно - ВМХ), подробно изложенными в журнале «Спортивный психолог» [7].
Особое место в данном исследовании отведено выявлению динамики и структуры учтивости как универсальной компетенции, как интегрального, смыслообразующего [4] качества при самореализации, самоактуализации личности единоборцев в спортивном и профессиональном планах. В качестве базовой методики для оценки структуры учтивости был использован метод репертуарных решеток [14].
Существенной особенностью организации данного исследования является преемственность, «вложенность» остальных психодиагностических методик в качестве исходного учтенного материала для предметного сти-мульного наполнения механизма самореализации личности, создающего предпосылки формирования этого механизма, а затем, на основе его сформированности (хотя бы на первичном уровне) учтивости как универсальной компетенции, как интегрального системного, смыслообразующего качества личности [4].
Методики
Задействованы четыре группы методик: 1) психические процессы, состояния и особенности личности; 2) социально-психологические методики; 3) методики психологии развития; 4) методики, связанные со спецификой авторского исследования учтивости. Большинство использованных нами методик, за исключением авторского варианта репертуарных решеток и анкеты «Учтивы ли Вы?», можно найти в практикумах по психологии для физкультурных и педагогических вузов. Всего использована 21 методика (120 показателей), преобладающее большинство методик может быть уверенно отнесено к числу надежных и валидных.
При обработке результатов использован математикостатистический аппарат, включенный в состав компьютерных пакетов Excel и Statistica 5,5: основные статистики, определение различий по t-критерию Стьюдента, корреляционный и факторный анализы. При оценке достоверности были использованы статистические таблицы Л.Н. Большева и Н.В. Смирнова.
Обработка репертуарных решеток проводилась по программе, описанной в статье Т.А. Булавкиной, Е.Д. Никитиной, А.Л. Попова [2]. Основной принцип этой обработки - вычисление четырехпольного тетрахориче-ского коэффициента Чупрова. Использовался интегральный показатель «когнитивная сложность», аналогичный по смыслу индексу Баннистера [14], который показывает многогранность восприятия определенной содержательной области опыта (в нашем случае - учтивости).
По результатам обработки для каждого испытуемого составлялись индивидуальные распечатки, включавшие структуру ролей и конструктов по факторам весомости, таблицу выводов, содержавшую краткие итоговые характеристики испытуемого и его контактной группы, а также соответствующие рекомендации. По материалам этих распечаток автором проводились индивидуальные консультации. Для обеспечения обратной связи проведено анкетирование открытого типа. У каждого испытуемого группы Ф имелась возможность сопоставить собственные данные с ВМХ группы К.
Основные результаты
Стратегии группы ВК можно охарактеризовать как ориентированные либо на достижения в спорте или учебе, либо на общение. Высокие результаты в спортивной или учебной деятельности сопряжены с волевыми проявлениями и несогласованностью поведения с общепринятыми нормами. Учебной группе импонирует согласование поведения с нормами; напротив, отношения с учебной группой для успешных в спорте не складываются. С успешностью в учебной деятельности сопряжена и интровертированность. Уверенности, спокойствию сопутствует высокая самооценка личности и учтивости, малое количество наказаний, умение выбирать друзей и хорошее знание норм поведения.
Общительные студенты-спортсмены группы ВФ ориентированы на хорошие отношения, на нормативное
а
субъект-субъектное [6] поведение на основе учтивости, когнитивно просты, консервативны, обладают высокой самооценкой. Напротив, необщительные студенты-спортсмены отказываются выстраивать межличностные отношения на основе учтивости, когда выясняется, что она требует «жертв»: уважения достоинства другого, согласования поведения с нормами, учета мнения семьи и близких. К тому же эти студенты когнитивно сложны, имеют низкую самооценку, готовы переносить напряжение и фрустрацию, «примерить» учтивость, если изменения психики хотя бы в перспективе «выведут» их на самодостаточность. Группа ВФ в отличие от группы ВК проявляет учтивость к лицам с большим стажем спортивных занятий, хотя им сопутствуют слабая непроизвольная память, плохое знание юношеской психологии, самодостаточность. Эта группа учтива также с лицами, добившимися успехов в спорте (волевыми, способными, когнитивно сложными), несмотря на несогласованность их поведения с нормами, неумение общаться, безжалостность. В культурологии такое отношение известно как особое уважение к лицам, занимающимся профессиями, связанными с риском и опасностью, но нужными, важными для членов группы [12]. Вероятно, в иерархии ценностей определяющей является практическая сторона профессиональной деятельности, а стимульная роль учтивости состоит в актуализации этой детерминанты.
Многие данные группы ОФ совпадают с результатами группы ОК. Когнитивно простые общительны, ценят достоинство другого, уверенны, спокойны, согласуют поведение с нормами, не любят подчиняться, учтивы. Когнитивно сложные, напротив, не умеют общаться, не ценят достоинство другого, беспокойны, тревожны, не согласуют поведение с нормами, готовы подчиняться, неучтивы. У общительных к концу года исчезает подозрительность и неготовность подчиняться, у неумелых в общении - доверчивость и готовность подчиняться.
В целом рассмотренные данные отражают стимуль-ную эффективность анализа ВМХ и аналогичных собственных данных, благоприятную для самореализации учтивости.
Выводы
1. Повышение роли учтивости как универсальной компетенции определяется наличием реальных путей ее «встраивания» в культуру педагогической деятельности с учетом специфики ее содержания, форм и методов.
2. Разработанный психодиагностический комплекс обеспечивает как преемственность и вариативность содержания психологических дисциплин физкультурного вуза, так и получение вероятностных информационных психологических модельных характеристик (сокращенно - ВМХ).
3. Выявлен ряд полярных стратегий самореализации учтивости, базирующихся на широкой психодиагностической основе. При этом учтивость, освоенная восточными единоборцами в довузовской спортивной деятельности, сохраняя преемственные черты, претерпевает ряд существенных структурных изменений, эффективных при сочетании спортивной и учебной деятельностей.
4. Разработанная интерактивная методика способствует реализации субъект-субъектных отношений в процессе учебной деятельности, создает предпосылки многогранного анализа психодиагностических данных, включая ВМХ.
5. Исследование проведено по схеме естественного эксперимента в рамках учебных лабораторных занятий в соответствии с действующей программой физкультурного вуза.
6. Акцентированная в данном исследовании сти-мульная роль анализа ВМХ и аналогичных собственных данных оказалась эффективной, логически оправданной, корректной с точки зрения проявлений механизма самореализации (самоактуализации) учтивости. В том числе для специализации восточных единоборств.
7. Выявлен ряд принципов, обеспечивающих преемственность условий и стратегий самореализации личности, характерных для проявлений учтивости на факультете в целом, для его отдельных специализаций, а также для преемственности на разных стадиях развития личности студентов-единоборцев (активизации, интеракции, самореализации, модельных характеристик, конкретности).
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
2. Булавкина Т.А., Никитина Е.Д., Попов А.Л. Использование метода репертуарных решеток в целях коррекции профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. -С. 41-45.
3. Воронов ИА. Психотехника восточных единоборств (Восточно-азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев) / И.А. Воронов. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2006. - 432 с.
4. Коростылева Л.А. Психология самореализации лич-
ности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005. - 222 с.
5. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М., 1997.
6. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: Дело, 1994. -216 с.
7. Попов АЛ, Шумова Н.С. Психологическая характеристика студентов-спортсменов факультета спортивных единоборств (ФСЕ) // Спортивный психолог. - 2008. -
№ 1 (13). - С. 65-72.
8. Пост Э. Взаимная учтивость. - М.: Иностранная литература, 1997. - 1026 с.
9. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
10. Психология развития: учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т.М. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 528 с.
11. Триандис Г.С. Культура и социальное поведение: учебное пособие. - М.: ФОРУМ, 2007. - 384 с.
12. Федеральная целевая программа. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -М., 2006.
14. Франселла Ф, Баннистер Д. Новый метод исследования личности / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987. - 236 с.
15. Цой Хонг Хи. Таэквон-до (корейское искусство самообороны). - М.: АО «ТКД», 1993. - 763 с.