УДК 159.9:343.83 НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ АНКУДИНОВ,
ББК 88.472 кандидат педагогических наук,
А67 начальник кафедры физической подготовки и спорта,
e-mail: ankudinov.nik@list.ru; АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВНА ЖАРКИХ,
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии;
АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ ТРУНТЯГИН,
старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта
(Академия ФСИН России) © Анкудинов Н. В., Жарких А. А., Трунтягин А. А., 2015
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСАНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
Реферат: в настоящее время для вузов ФСИН России актуальна разработка технологии психологического сопровождения курсантов-спортсменов с учетом индивидуально-типологических особенностей их личности.
В период с 2013 по 2014 год на базе Академии ФСИН России с применением исследовательских методов наблюдения, беседы, экспертной оценки, тестирования с использованием блока методик Л. Н. Собчик: «Индивидуально-типологический опросник» (ИТО), «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ), «Метод портретных выборов» (МПВ) и «Метод цветовых выборов» (МЦВ) проведено исследование индивидуально-типологических особенностей курсантов-спортсменов, добившихся наиболее высоких спортивных результатов в избранном виде спорта: циклических (лыжные гонки, легкая атлетика) и игровых (футбол, волейбол), единоборствах (рукопашный бой, самбо).
Результаты исследования сопоставлены с теорией ведущих тенденций Л. Н. Собчик, выделяющей четыре наиболее распространенных типа личности в зависимости от уровня выраженности ведущих тенденций, что позволило экспериментально выявить наиболее часто встречающиеся типы личности у курсантов-спортсменов, успешных в определенных видах спорта. Так, у курсантов-спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта, преобладает 3-й тип личности (индивидуально-типологические особенности: ригидность, агрессивность, индивидуалистичность, более высокая выраженность интроверти-рованности); игровыми видами спорта - 2-й тип (индивидуально-типологические особенности: экстраверти-рованность, эмотивность, импульсивность, эмоциональная незрелость); единоборствами - 4-й тип (индивидуально-типологические особенности: агрессивность, спонтанность, экстравертированность, оптимистич-ность, высокий уровень ригидности и тенденция к накоплению грубых аффектов).
Общими признаками, характерными для спортсменов всех видов спорта, являются наличие потребности в доминировании, экстравертированность, оптимистичность.
Выявленные индивидуально-типологические особенности курсантов-спортсменов в различных видах спорта могут быть использованы как критерии ориентации поступивших в вузы ФСИН России по различным спортивным направлениям групп спортивного совершенствования.
Ключевые слова: курсанты-спортсмены, группы спортивного совершенствования, теория ведущих тенденций Л. Н. Собчик, индивидуально-типологические особенности личности, интроверсия, экстраверсия, сензитивность, спонтанность, тревожность, стеничность, эмотивность, ригидность.
В образовательных организациях ФСИН России большое внимание уделяется не только физической подготовке будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), необходимой в их дальнейшей профессиональной деятельности, но и работе по достижению спортивных результатов на всероссийском и международном уровнях в различных видах спорта. Подготовка высококвалифицированных спортсменов из числа курсантов требует
учета всех ресурсов организма, в том числе индивидуально-типологических особенностей, как на стадии отбора в группы спортивного совершенствования, так и в процессе психологического сопровождения тренировочного процесса и соревнований [5]. В связи с этим представляется актуальной разработка технологии психологического сопровождения курсантов-спортсменов с учетом индивидуально-типоло-гических особенностей личности.
Исследование проводилось в период с 2013 по 2014 год на базе Академии ФСИН России. Психодиагностическому обследованию были подвергнуты 60 курсантов-спортсменов в подготовительный период годичного цикла, добившиеся наиболее высоких спортивных результатов в избранном виде спорта: циклических (лыжные гонки, легкая атлетика), игровых (футбол, волейбол), единоборствах (рукопашный бой, самбо). Испытуемые имели следующую спортивную квалификацию: 1-й спортивный разряд - 29 человек (игровые и циклические виды); кандидат в мастера спорта - 14 человек, мастер спорта России - 15 человек, мастер спорта России международного класса - 2 человека (единоборства и циклические виды).
Во время проведения эксперимента использовались следующие исследовательские методы: наблюдение, беседа, экспертная оценка, тестирование с использованием блока методик Л. Н. Собчик «Индивидуально-типологический опросник» (ИТО), «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ), «Метод портретных выборов» (МПВ) и «Метод цветового выбора» (МЦВ).
Для обработки эмпирического материала использовалась многофункциональная психодиагностическая система Psychometric Expert 8. Результаты эмпирического исследования подвергались следующим методам математической статистики: для уровневого анализа данных использовали расчет средних значений и стандартного отклонения по каждому показателю; для сравнения средних значений использовался критерий Манна-Уитни.
В результате анализа и обобщения специальной научно-методической литературы были выявлены основные направления исследования индивидуально-типологических особенностей спортсменов: влияние индивидуально-типологических особенностей спортсменов на тренировочный процесс и соревновательную деятельность (А. Н. Крестников (1951), Н. В. Зимкин (1956), М. Г. Амилахвари (1962), Б. М. Теплов (1964), В. А. Вяткина (1974), П. Г. Русинов (1976), В. А. Данилов (1977), Г. Г. Илларионов (1978), В. А. Сальников (1981), В. И. Гончаров (1984), Ю. В. Лубкин (1984), М. В. Пристав-кина (1984), А. Р. Ширинов (1988), В. Д. Небыли-цын (1990), В. П. Рыбчинский (2000), А. Н. Капустина и др.), изучение индивидуально-типологических особенностей как предиспозиции к определенным видам спорта (А. П. Кашин (1969), Р. К. Малинаускас (2001), Е. П. Ильин (2012) и др.), изучение критериев успешности в различных видах спорта (В. И. Баландин (1986), Л. К. Серова (1999), О. В. Романова (2009), Е. П. Ильин (2012), Д. Р. Закиров (2013) и др.) [2]. Осуществленный литературный обзор современного состояния изу-
чаемой проблемы подтверждает отсутствие целостного исследования индивидуально-типологических особенностей курсантов-спортсменов образовательных организаций ФСИН России.
Теоретической основой исследования была выбрана теория ведущих тенденций Л. Н. Собчик, которая, на наш взгляд, оптимально объясняет механизм влияния индивидуально-типологических особенностей человека на его предрасположенность к определенным видам спорта.
Личность, с позиции теории ведущих тенденций Л. Н. Собчик, представляет собой интеграцию генетического, социального и собственно активного личностного начала, характеризующуюся индивидуальной избирательностью по отношению к явлениям окружающего мира, а также собственным стилем усвоения полученной информации. В основе такой индивидуальной избирательности лежат индивидуально-типологические особенности, ведущие тенденции, представляющие собой «дефиниции, включающие в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства» [3, с. 28]. Л. Н. Собчик выделяет восемь основных тенденций, представляющих собой пары полярных характеристик личности: агрессивность (стеничность) - тревожность; спонтанность - сензитивность; интроверсия - экстраверсия; ригидность - эмотивность (лабильность). Комбинации преобладающих ведущих тенденций очерчивают четыре наиболее характерных для человека типа личности, каждый из которых обладает определенным когнитивным стилем - индивидуальным стилем восприятия и переработки информации:
1-й тип (максимальные интроверсия, сензитив-ность и тревожность) - абстрактно-аналитический когнитивный стиль;
2-й тип (максимальные тревожность, эмотив-ность и экстраверсия) - наглядно-образный когнитивный стиль;
3-й тип (максимальные интроверсия, ригидность и агрессивность) - формально-логический;
4-й тип (максимальные экстраверсия, спонтанность и агрессивность) - целостный, интуитивный когнитивный стиль.
Выявление преобладающего личностного типа определяется на основе результатов методики ИТО путем расчета среднего значения составляющих каждого из четырех типов ведущих тенденций:
1-й тип = ([М]+[8п]+[Лпх])/3;
2-й тип = ([Лпх]+[ЬаЬ])+[Бхф/3;
3-й тип = ([М]+[Лег]+[Яе])/3;
4-й тип = ([БхА+[8р])+[Лег])/3,
где [Int], [Sn], [Anx], [Lab], [Ext], [Agr], [Rg], [Sp] -значения шкал ИТО в сырых баллах; и в качестве подтверждения - наложения на круговую диаграмму результатов всех четырех методик (ИТО, СМИЛ, МПВ, МЦВ) [3].
У курсантов-спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта, наиболее выраженной является шкала ригидности (М = 7), что, вероятно, предрасполагает к выполнению длительных монотонных нагрузок, характерных для данного вида спорта. Кроме того, данный вид спортивной деятельности не носит экстремального характера и наиболее приемлем для лиц третьего личностного типа, характеризующегося ригидностью установок и наибольшей устойчивостью мотивационной направленности.
Для представителей игровых видов спорта ведущими шкалами являются экстраверсия (М = 8,4) и лабильность (М = 6,9). Высокий уровень экстраверсии лежит в основе потребности спортсмена работать в команде, включенности в коллективные виды спорта. Значительный уровень выраженности лабильности, характеризующийся подвижностью нервных процессов, способствует оптимальной деятельности спортсменов в постоянно меняющихся игровых ситуациях.
Для группы курсантов, занимающихся единоборствами, ведущей шкалой является спонтанность (М = 7,2), которая предполагает отсутствие склонности к длительным размышлениям и предрасположенность к активным стремительным действиям, что позволяет единоборцам мгновенно реагировать на действия соперника и производить атаку.
При сравнительном анализе преобладающего типа личности курсантов-спортсменов были полу-
В результате проведенного нами обследования курсантов-спортсменов Академии ФСИН России по методике «Индивидуально-типологический опросник» получены следующие результаты (рис. 1).
чены следующие результаты. Группа единоборцев отличается преобладанием 4-го типа, что, согласно Л. Н. Собчик, свидетельствует о наличии синтетического, опережающего типа мышления, основанного на быстрой интуитивной обработке информации, что на наш взгляд, оптимально в условиях поединка.
Представители циклических видов спорта по результатам проведенного исследования обнаруживают преобладание 3-го типа, характеризующегося выраженностью интроверсии, ригидности и агрессивности, определяющих рациональный, формально-логический тип мышления, что в совокупности позволяет спортсменам в течение длительного времени выполнять нагрузку на пределе психофизических возможностей.
У представителей игровых видов спорта нами было обнаружено преобладание 2-го типа, что, согласно Л. Н. Собчик, говорит о преобладании наглядно-образного типа мышления, обладатели которого нуждаются в эмоциональном компоненте при обработке информации из окружающей среды, что удачно сочетается с игровыми видами спортивной деятельности.
Статистическая достоверность различий по выраженности преобладающих типов у курсантов-спортсменов была доказана между вторым и третьим типами в парах: единоборцы - игровые виды спорта и игровые - циклические виды спорта (табл. 1).
Рис. 1. Усредненный профиль курсантов-спортсменов различных видов спорта
по методике ИТО
Таблица 1
Сравнительный анализ преобладания основных типов по Л. Н. Собчик у курсантов-спортсменов различных видов спорта
Виды спорта Представители Представители единоборств Представители
единоборств и циклических видов циклических
Тип по и игровых видов и игровых видов
Л. Н. Собчик Мед -М-игр и Мед ^^цикл и -М-игр -М-цикл и
1-й тип 3,7 3,6 129,5 3,7 3,6 131 3,6 3,6 130
2-й тип 5,2 6,4 98,5* 5,2 4,5 127,5 6,4 4,5 97,5*
3-й тип 5,2 4,1 105,5* 5,2 6,1 141 4,1 6,1 102*
4-й тип 6,8 5,4 128 6,8 5,7 143,5 5,4 5,7 133,5
* Различия статистически достоверны на уровне значимости р < 0,05.
Анализ индивидуальных обследований курсантов-спортсменов по методике «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» показал, что у курсантов-спортсменов циклических видов спорта большинство имеют профиль с повышениями по шкалам 6, 8 и 9, что говорит о наличии у данной категории лиц ригидности, предрасполагающей к устойчивости интересов, упорству, способности к монотонии; индивидуалистичности; оптимистичности, активности в целом [1, 4].
У представителей игровых видов спорта наблюдаются пики по шкалам 4 и 9, свидетельствующие о выраженности импульсивности, проявляющейся в активной личностной позиции, решительности; высокой поисковой активности,
Общую тенденцию для представителей всех видов спорта, продемонстрировавших ведущий пик по шкале 9, на наш взгляд, можно объяснить как чертой, характерной для возрастного периода (средний возраст по трем выборкам составляет 20 лет), так и некой общей чертой оптимистичности, склонностью к двигательной активности и подвижности, что может говорить не только о необходимом условии успешности в спорте, но и о более глубокой «сидящей» предрасположенности индивида к самореализации себя в спортивных видах
сопровождающейся нацеленностью на результат; соревновательности; позитивной самооценки; преобладании мотивации достижения и выраженности оптимистичности, проявляющейся в высоком уровне жизнелюбия, приподнятом настроении, ориентации на моторную активность. Низкие значения по шкале 0 свидетельствуют о высокой экстраверсии, что согласуется с данными методики ИТО. В совокупности такие показатели располагают к занятиям командными видами спорта.
Курсанты, занимающиеся единоборствами, имеют повышенные значения по шкалам 9 и 6 и низкие значения по шкале 0 (табл. 2), то есть для них характерны такие качества, как оптимистич-ность, ригидность и экстравертированность.
Таблица 2
деятельности. Установленная закономерность подтверждается и результатами исследований Л. Н. Собчик [3, с. 147].
Анализ индивидуальных обследований по методике «Метод портретных выборов» во всех группах спортсменов показал наличие выраженности факторов d+ и т+, что, на наш взгляд, является характеристикой юношеского возраста, отражающей такие черты, как поиск нового, страстность, желание обладать объектом привязанности (табл. 3).
Особенности профиля курсантов-спортсменов различных видов спорта по методике «Стандартизированный метод исследования личности» Л. Н. Собчик
Вид спорта Циклические виды спорта Игровые виды спорта Единоборства
Повышенные шкалы по методике СМИЛ (в порядке убывания значений) 6, 8, 9 4, 9 9, 6
Пониженные шкалы по методике СМИЛ - 0 0
Таблица 3
Преобладающие реакции по методике «Метод портретных выборов» Л. Н. Собчик у курсантов-спортсменов различных видов спорта
Вид спорта Циклические виды спорта Игровые виды спорта Единоборства
Преобладающие реакции 8 + (95 %) т + (80 %) а + (70 %) т + (100%) Иу + (100 %) а + (95 %) 8 ± (60 %) е - (85 %) т + (80 %) а + (75 %)
При рассмотрении преобладающих реакций в группах спортсменов по видам спорта была выявлена следующая закономерность. Для курсантов-спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта, наиболее часто встречающимися реакциями являются 8+, 8+1, 8+1!, которые отражают активную жизненную позицию, стремление к достижению успеха, вплоть до агрессивных форм самореализации. Данная реакция, по нашему мнению, не должна являться фактором, располагающим к определенному виду спорта, а должна присутствовать у всех спортсменов.
В группе курсантов-спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта, наиболее часто встречающимися реакциями являются Иу+, Иу+! и 8±. При этом Иу+ отражает стремление показать себя, быть лучшим и, согласно концепции Л. Н. Собчик, принадлежность индивида ко второму типу. Встречающаяся реакция 8± может свидетельствовать о реализации в спорте имеющихся неудовлетворенных потребностей в других сферах жизни.
В группе курсантов, занимающихся единоборствами, наиболее часто встречаются реакции е-, е-!, е-!!, свидетельствующие о накоплении грубых аффектов, которые разряжаются при борьбе. Данная тенденция также подтверждает превалирование 4-го типа у курсантов-спортсменов, занимающихся единоборствами.
Анализ индивидуальных обследований по методике «Метод цветового выбора» показал, что курсанты-спортсмены циклических видов спорта на первые позиции выбирают зеленый и красный цвета. При этом выбор зеленого цвета говорит о ригидности, педантичности, способности к монотонии, соответствующих психологическим характеристикам циклических видов спорта, а выбор красного цвета свидетельствует о наличии потребности доминировать, целеустремленности, что является необходимым фактором успешности спортсменов (табл. 4).
Таблица 4
Цвета, выбираемые курсантами-спортсменами на первых двух позициях по методике «Метод цветового выбора» Л. Н. Собчик
Вид спорта Циклические виды спорта Игровые виды спорта Единоборства
Цвета, выбираемые на первых двух позициях второго выбора Зеленый (95 %) Красный (70 %) Желтый (80 %) Фиолетовый (75 %) Красный (60 %) Красный (85 %) Зеленый (70 %)
Курсанты-спортсмены игровых видов спорта в качестве предпочитаемых цветов выбрали желтый, что свидетельствует о наличии потребности в широком спектре контактов, вовлеченности в различные сферы общения. Данное качество, на наш взгляд, является необходимым в игровых видах спорта, имеющих командный характер. Выбираемый курсантами-спортсменами игровых видов спорта фиолетовый цвет свидетельствует о наличии юношеского инфантилизма, эмоциональной незрелости, а выбор красного цвета - о потребности доминировать, целеустремленности, что является необходимым фактором успешности спортсменов.
Курсанты-спортсмены, занимающиеся единоборствами, в основном на первых позициях выбирают красный и зеленый цвета. При этом наибольшая доля выборов приходится на красный цвет, ввиду чего можно предположить, что у курсантов-спортсменов основными качествами, способствующими их эффективности в спорте, являются целеустремленность и наличие потребности доминировать.
Данные, полученные по методике «Метод цветового выбора», соответствуют результатам трех вышеперечисленных методик, а также вычислениям превалирующего типа (по методике ИТО), что позволяет говорить о преобладании качеств 3-го типа по Л. Н. Собчик у курсантов-
спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта, 2-го типа - игровыми и 4-го типа -единоборствами.
В результате проведенного исследования установлено:
1) у курсантов-спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта, преобладает 3-й тип по Л. Н. Собчик, характеризующийся такими индивидуально-типологическими особенностями, как ригидность, агрессивность, индивидуалистичность, более высокая выраженность интровертированности по сравнению с курсантами других видов спорта;
2) у курсантов-спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта, преобладает 2-й тип по Л. Н. Собчик. Наиболее характерными индивидуально-типологическими особенностями являются экстравертированность, эмотивность, импульсивность, эмоциональная незрелость;
3) у курсантов-спортсменов, занимающихся единоборствами, преобладает 4-й тип по Л. Н. Собчик, характеризующийся такими индивидуально-типо-
логическими особенностями, как агрессивность, спонтанность, экстравертированность, оптими-стичность. Кроме того, фиксируется достаточно высокий уровень ригидности и тенденция к накоплению грубых аффектов;
4) общими признаками, характерными для спортсменов всех видов спорта, являются: наличие потребности в доминировании, экстра-вертированность, оптимистичность; тенденция к поискам нового и потребность обладания объектом привязанности являются признаками юношеского возраста.
Таким образом, выявленные индивидуально-типологические особенности эффективных курсантов-спортсменов могут быть использованы как критерии ориентации первокурсников в группы спортивного совершенствования по видам спорта. Дальнейшее исследование с целью дифференциации курсантов по группам спортивного совершенствования планируется продолжить в направлении разработки программ спортивной ориентации.
Список литературы
1. Аксенова Г. И., Кожевникова Е. Н. Теоретические подходы к проблеме жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 39-47.
2. Романова О. В. Роль акцентуаций характера в спортивной деятельности : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009. 162 с.
3. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2008. 624 с.
4. Ушатиков А. И., Ганишина И. С. Использование знаний по прикладной криминальной психологии в деятельности психолога-практика уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 104-108.
5. Физическая подготовка в учреждениях высшего профессионального образования : учеб. пособие : в 2 ч. Рязань, 2014.
NIKOLAY VIKTOROVICH ANKUNDINOV,
phd in pedagogics, head of the physical training and sports department, e-mail :ankudinov.nik@list.ru; ALEKSANDRA ANATOLYEVNA ZHARKIH, phd in psychology sciences , senior lecturer of the general psychology department; ANDREI ANDREEVICH TRUNTYAGIN, senior lecturer of the physical training and sports department
(Academy of the FPS of Russia) © Ankundinov N. V., Zharkih А. А., Truntyagin А. А., 2015
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CADETS ATHLETES
Annotation: now for the universities of the Federal penitentiary service of Russia rather actual is the development of the technology of psychological support for students-athletes, taking into account individual-typological characteristics of their personality.
In the period from 2013 to 2014 at the Academy of the Federal penitentiary service of Russia with the use of research methods: observation, interview, assessment, testing using block methods L. N. Sobchik: «Individu-ally-typological questionnaire (ITO), Standardized method of personality research» (SMIL), «portrait Method
election» (IPOs) and «Method of the color of the elections» (MTV), the research is conducted of individual-typological characteristics of students-athletes who have achieved the highest results in favorites sport: circular (cross-country skiing, athletics), games (football, volleyball), combat (melee combat Sambo).
The results of the study are associated with the theory of the leading tendencies of L. N. Sobchik, who distinguishes the four most common personality types, depending on the level of expression of the major tendencies that allowed us to identify experimentally the most common personality types of students-athletes, successful in certain sports.
It is typical for the students-athletes involved in cyclic sports to have domination by the 3rd type, which is characterized by such individual-typological characteristics, such as rigidity, aggressiveness, individualistically, a higher degree of interventionist compared to students of other sports.
Students-athletes involved in team sports are characterized by the predominance of the 2nd type. The most typical individual-typological features are extravertebrality, emotiveness, impulsivity, emotional immaturity.
Students-athletes involved in martial arts are characterized by the predominance of the 4th type, which is characterized by such individual-typological characteristics, such as aggressiveness, impulsivity, extravertebral-ity, optimism, high rigidity and a tendency to the accumulation of coarse affects.
General characteristics common to effective athletes of all sports are: the need for domination, extraverte-brality, optimism.
The finding individual-typological characteristics of the effective in various sports students-athletes, which received in high schools of FSIN, may be used as a criterion of the sport orientation for various sports fields of the groups of sports perfection.
Key words: students-athletes, formation of groups of sports improvement, theory leading trends by L. N. Sobchik, individually-typological features of personality, introversion, extraversion, sensitivity, spontaneity, anxiety, stanchest, P.S. emotiveness, rigidity.
References
1. Aksenova G. I., Kozhevnikova E. N. Teoreticheskie podkhody k probleme zhiznennykh strategii uslovno osuzhdennykh nesovershennoletnikh [Theoretical approaches to the question of life strategies of underage teenagers under suspended sentence]. Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia - Applied legal psychology, 2014, no. 3, pp. 39-47.
2. Romanova O. V. Rol' akcentuacii haraktera v sportivnoi deyatel'nosti. Dis. kand. psychol. nauk [The meaning of character aktsentuations in sports activity. Cand. psychological sci. diss.]. St. Petersburg, 2009. 162 р.
3. Sobchik L. N. Psihologiya individual'nosti [The identity psychology]. St. Petersburg, 2008. 624 р.
4. Ushatikov A. I., Ganishina I. S. Ispol'zovanie znanii po prikladnoi kriminal'noi psychologii v deyatel'nosti psychologa-praktika ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Use of Knowledge of Criminal Applied Psychology of in Activity of the Psychologist of Penal System]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2014, no. 2, pp. 104-108.
5. Fizicheskaya podgotovka v uchrezdeniyah vysshego professional'nogo obrazovaniya [Physical training in institutions of the higher professional education]. Manual in 2 parts. Ryazan, 2014. 164 p.