Научная статья на тему 'УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ТОРГОВЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ'

УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ТОРГОВЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СФЕРА ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук С.И., Нугуманов М.Р.

Для рыночной экономической системы характерно образование монополистических структур в различных отраслях хозяйственной деятельности, в частности в торговле. Очевидно отрицательное влияние монополий на процесс ценообразования в этой сфере. С целью усиления конкурентных начал при формировании цены на товары, возможно использование торговых предприятий, принадлежащих государству и имеющих организационно-правовую форму унитарных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ТОРГОВЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

4.Жирнов, А.В. Социальный пакет как элемент кадровой политики /А.В.Жирнов, Ю.А.Лапшин, Г.В.Лапшина //Экономика и социум. - 2014. - №

4 (13).

5. Лапшина, Г.В. Программно-целевой подход к социальному развитию села Ульяновской области / Г.В. Лапшина, Н.Р.Александрова, А.В. Жирнов //Международный технико-экономический журнал. -2013. - №1. - С. 61-66.

6. Лапшин, Ю.А. Стимулирование работников сельскохозяйственных организаций (на примере Ульяновской области) /Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина, Е.Ю. Лапшина //Международный технико-экономический журнал. -2013. - №3. - С. 49-52.

Жук С.И., к.э.н. доцент Нугуманов М.Р., к.э.н.

доцент

Набережночелнинский институт Казанский Федеральный Университет Россия, г. Набережные Челны УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ТОРГОВЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Аннотация. Для рыночной экономической системы характерно образование монополистических структур в различных отраслях хозяйственной деятельности, в частности в торговле. Очевидно отрицательное влияние монополий на процесс ценообразования в этой сфере. С целью усиления конкурентных начал при формировании цены на товары, возможно использование торговых предприятий, принадлежащих государству и имеющих организационно-правовую форму унитарных предприятий.

Ключевые слова: унитарное предприятие, антимонопольная политика, сфера торговли.

В классической теории рынка рассмотрена и обоснована одна из базовых категорий экономической теории - равновесная (рыночная) цена. Однако реалии процесса ценообразования значительно отличаются от предложенной теоретической модели. В условиях существования монополий, цена не является равновесной, учитывающей интересы продавцов и покупателей.

Отечественная экономика не имеет столь длительного опыта формирования рыночного хозяйства, как у стран, называемых развитыми. При дальнейшем сохранении существующего направления развития нам предстоит либо пройти путём других государств, предполагающим социально-экономические потрясения, либо предотвратить негативные процессы и явления воспользовавшись накопленными знаниями в области социально-экономических отношений. При этом следует понимать, у России

свой исторический опыт, объясняющий несколько большую склонность к патриархальному укладу. Патриархальность и общинность весьма сложно сочетать с индивидуализмом классического рынка, но именно такой сложный синтез и есть основа формирования устойчивой экономики. Российская действительность предполагает гораздо большее участие государства и муниципальных образований в экономических процессах, чем того требует классическая экономическая теория. Влияние властных структур не должно ограничиваться только контрольно-надзорными функциями.

В ГК РФ ч.1 помимо таких характерных для рыночной системы организационно-правовых форм коммерческих организаций как хозяйственные товарищества и общества, предусмотрены производственные кооперативы и унитарные предприятия. [1] Формы организации хозяйствующих субъектов посредством объединения граждан для совместной трудовой деятельности посредством кооперации встречаются и в других государствах с рыночной системой, к примеру, в Германии. [2] Унитарное предприятие, по своему содержанию специфичная форма, аналогов в мире не имеет. Конечно, такая организационно-правовая форма достаточно противоречива в своём содержании, но при этом наряду с недостатками имеет отличительные преимущества. Преимущества государственных унитарных предприятий (ГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП) могут быть эффективно использованы в антимонопольной политике по отношению к крупным корпоративным структурам.

Несомненно, административный хозяйственный контроль над общественной собственностью менее эффективен в сравнении с другими формами, основанными на частной капиталистической собственности, но именно при такой форме возможно использование директивных методов в ценообразовании, косвенно воздействуя на ценовую политику в частном секторе. То есть, если нельзя диктовать, можно составить конкуренцию и, тем самым, устанавливать правила игры на рынке.

Ни для кого не секрет, в большинстве крупных городов России существуют картельные образования контролирующие сбыт некоторых товаров народного потребления. Не беда если под контролем торговой монополии находятся товары не первой необходимости, тем более предметы роскоши, это выразится только в перераспределении доходов и мало скажется на уровне жизни большинства граждан, а значит на социальном климате в стране. Проблема обретает существенный, а порой весьма существенный характер, если под контроль торговых монополий попадают социально-значимые блага, чаще всего товары первой необходимости: продукты питания, медикаменты, жильё. Такую ситуацию лучше выразить ненаучным выражением «обогащение на страданиях», хотя категория

содержащая корень «бог» здесь неуместна, правильнее сказать «нажива на страданиях».

Конечно, в арсенале современных антимонопольных мероприятий содержится огромное количество как мягких, так и жестких инструментов. Но при этом первые далеко не всегда достаточно действенны, вторые требуют контроля и задействования большого количества служащих, нарушают принципы свобод, требуют доказательств и длительных судебных процедур, порождают коррупцию, крышевание и т.д. Создание конкуренции посредством появления на монопольном рынке унитарного предприятия способствует приведения цены к сравнительно справедливому (социальному) уровню. При этом имеется ряд преимуществ и требований.

Основное преимущество в том, что ни одна крупная компания в России не в состоянии препятствовать вхождению унитарного предприятия на отечественный рынок, если на то есть политическая воля у властей. Другое преимущество - отпадает необходимость контроля над частным сектором, бывшая монополия будет вынуждена следовать заданному лидером фарватеру. По сути такая ситуация на рынке может быть описана моделью Штакельберга, [3] если бывший монополист не согласиться принять навязываемые ценовые условия в будущем он рискует отдать всю долю своего рынка. Но при этом следует понимать, быстрый уход крупного игрока с рынка может усугубить ситуацию возникновением дефицита товаров, поэтому ценовое давление должно быть адаптационным и у бывшего игрока должен сохраняться достаточный стимул, чтобы оставаться на рынке с достаточным для потребителей объёмом. С большой вероятностью бывший монополист может объявить ценовую войну, ситуация будет развиваться по модели Бертрана, [4] что только ускорит приведение цены к рыночной. При этом он не только не будет стремиться уменьшить своё участие на рынке, но и сохранить как можно большую долю на нём. Последняя модель наиболее отвечает общественным интересам.

Требования для осуществления такого рода политики заключаются в необходимости наличия необходимых ресурсов при любых сценариях развития рыночной конъюнктуры. Исходя из принципа, не навреди, следует понимать, любое вмешательство на рынке спровоцирует встречную реакцию со стороны существующих игроков (игрока). Необходимы эффективный менеджер, способный вести разумную экспансию, а также возможности в предложении товара в случае быстрого ухода с рынка бывших продавцов. Очень важен, разумеется, и вездесущий человеческий фактор, выраженный, в данном случае, в степени порядочности и аппетитах представителей администрации, участвующих в решении вопросов, обусловленных хозяйственной деятельностью субъекта.

При любом сценарии рынок должен сохранить цену, обеспечивающую нормальную доходность бизнеса с эффективной организацией. В противном случае, если частный сектор покинет рынок, возможны два варианта

последствий. Первый - дефицит товара, второй - нерентабельный бизнес, предполагающий субсидирование из бюджета учредителя. Высока вероятность обоих последствий одновременно. В случае эффективного менеджмента и разумной политики, результатами будут, и разрушение монопольной власти на рынке и поступления в бюджет учредителя унитарного предприятия доходов с прибыли учреждённой коммерческой организации. В последнем случае налицо положительные социальный и экономический эффекты.

Использованные источники:

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1,2,3 и 4» (по состоянию 01.02.2015) - М.: Проспект, КноРус, 2015. - 606 с.

2. Виды организационно-правовых форм в Германии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eec-rus.ru/ru/public/50

3. Шагин В.Л. Теория игр. Учебник и практикум / В.Л.Шагин. - М.: Юрайт, 2014. - 224 с.

4. Некооперированная ценовая олигополия. Модель Бертрана [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bourabai.kz/cm/bertran.htm

Жукова Ю.В. студент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Россия, г. Екатеринбург ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА Муниципальный заказ осуществляется путем заключения муниципального контракта и размещения его на конкурсной основе путем проведения открытых или закрытых торгов. Муниципальный контракт -договор, заключенный органом местного самоуправления, уполномоченным муниципальным учреждением с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета (ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Во многих муниципальных образованиях приняты нормативные правовые акты, регулирующие систему муниципального заказа. Опыт реализации муниципального заказа в крупных городах России, введение конкурса на его размещение позволили снизить расходы бюджетов до 10 -15% и свести к минимуму факты коррупции при распределении муниципальных контрактов.

В мировой и отечественной практике используются следующие способы размещения муниципального заказа [2, ^ 13]:

Открытый конкурс - самый предпочтительный способ размещения заказа. Объявления о проведении конкурса публикуются в средствах массовой информации. Приглашаются любые предприятия и организации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.