Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 2 (140). Экономика. Вып. 18. С. 37-42.
Д. В. Рушанин
методологические подходы к исследованию проблем государственного регулирования конкурентных рынков
Российская экономика развивается в русле общемировых закономерностей рыночных отношений, хотя и обладает рядом транзитивных особенностей (несовершенство институциональной среды, рен-тоориентированное поведение хозяйствующих субъектов и власти, низкая конкурентоспособность товаров и услуг и т. п.). В современных условиях все большее значение приобретает государственное регулирование рынков, непосредственно связанных с ростом спроса и предложения общественных и смешанных благ.
Ключевые слова: государственное регулирование, макроэкономическая политика, типы рыночной структуры, монополия, монополистическая власть.
Известно, что любой рынок характеризуется такими основными элементами, как цена, спрос и предложение, конкуренция. Конкуренция — одно из главных свойств рыночных отношений — может быть различной, и в зависимости от ее особенностей в экономической науке выделяют совершенные и несовершенные рынки. В настоящее время моделью рынка, наиболее соответствующей реальным российским условиям, является рынок несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция проявляется в следующих видах:
- чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;
- олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;
- монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.
На разных по типу рынках складываются особые цены: на конкурентном — свободные, на монопольном, соответственно,— монопольные цены. В экономической теории под монопольной понимается цена, которая устойчиво отклоняется от уровня, возможного на конкурентном рынке. Монопольная цена устанавливается доминирующим на товарном рынке хозяйствующим субъектом в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монополистической властью. В анализе монополистических структур особое место занимают естественные монополии и устанавливаемые ими цены.
Монопольная цена заключается в способности фирмы воздействовать на цену и повышать
экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. У фирмы — совершенного конкурента цена товара равна предельным издержкам, у фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, монопольную власть фирмы можно измерить величиной, на которую цена, максимизирующая прибыль монополиста, превышает предельные затраты (МС). Такой способ измерения монопольной власти фирмы предложил в 1934 году английский экономист А. Лернер. Соответствующий показатель получил наименование «индекс Лернера», который определяется по формуле
Ь =
Р - МС
(1)
Величина L находится в интервале между 0 и 1. При совершенной конкуренции, когда Р = МС, индекс Лернера равен нулю. Чем больше разница между Р и МС, тем ближе Ь к единице и тем выше степень монопольной власти. Однако в связи с трудностями определения на практике предельных издержек подсчитать £ достаточно сложно, отчего и предельные издержки заменяются средними общими издержками. В этом случае формула индекса Лернера выглядит так:
Ь=
Р - АТС
(2)
т. е. Ь — это прибыль, приходящаяся на единицу товара и отнесенная к его цене. Если умножим числитель и знаменатель на Q, то получим прибыль фирмы (П) в числителе и ее общий доход (ТЕ) в знаменателе:
Ь=
(Р - АТС)0
(3)
Измеряя этим индексом монопольную власть, можно считать, что чем больше отношение прибыли к выручке от продаж, тем выше степень монопольной власти на рынке. Однако нередко высокая доля прибыли не является свидетельством сильной монопольной власти. Например, это возможно, когда не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, а также оплата предпринимательских способностей менеджеров и высокие трансакционные затраты фирмы.
Монопольная власть характеризуется также показателями степени концентрации рынка. Простейшим показателем, измеряющим концентрацию рынка, является коэффициент концентрации, показывающий долю продаж, приходящуюся на определенное число крупнейших фирм. Наиболее широко используется уровень концентрации четырех фирм, который показывает долю рынка четырех крупнейших фирм. Недостаток данного показателя в том, что он не учитывает разницы между отраслями, в которых на рынке доминирует одна фирма, и теми, в которых четыре (или даже больше) крупных фирмы делят рынок примерно поровну.
Например, рынок, на котором одна фирма контролирует 74 % продаж, а остальные 13 фирм — по 2 %, будет иметь такой же коэффициент концентрации четырех фирм, как и рынок, где пять фирм контролируют по 20 % продаж каждая. Этот недостаток преодолевается, если концентрация рынка измеряется с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана (1НН). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирм в отрасли (чем больше удельный вес, тем больше потенциальные возможности для монополизации рынка). Рассчитывается 1НН по следующей формуле:
!нн - + + ■■■ +
(4)
где — доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.
При чистой монополии, когда все 100 % рынка контролируются одной фирмой, 1НН достигает своего максимального значения, равного 10 000, если же в отрасли 100 одинаковых фирм, то 1т = 100 х 1 = 100.
НН
Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, если 1НН < 1000 (в США — при 1НН < 1800). По формуле легко подсчитать, что это условие выполняется, если
доля крупнейшей из фирм меньше 31 %, двух крупнейших — 44 %, трех — 54 %.
Монополия, имеющая рыночную власть, при определении цены на свою продукцию устанавливает наценку на МС отнюдь не произвольно. Цена, назначаемая монополией, превышает предельные издержки на величину, обратно пропорциональную ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Следовательно, важнейшим фактором, определяющим рыночную власть фирмы, является уровень эластичности спроса на ее продукцию. Определив эластичность спроса на продукцию фирмы, менеджер может рассчитать соответствующую наценку. Если ценовая эластичность спроса на продукцию фирмы велика, наценка будет небольшой (и значит, у фирмы небольшая монопольная власть). Если же эластичность спроса невелика, данная наценка будет высокой (значит, фирма обладает значительной монопольной властью).
Другим определяющим фактором монопольной власти компании является количество фирм, работающих на рынке, и характер их взаимодействия. При прочих равных условиях, по мере того как растет число фирм на рынке, монопольная власть каждой из них ослабляется. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью они обладают.
Фирмы, имеющие рыночную власть, далеко не всегда могут ее использовать в полной мере. Это связано со следующими обстоятельствами:
- во-первых, даже обладание большой рыночной властью не гарантирует монополисту максимально возможную цену, поскольку в условиях сокращающегося спроса оно не обеспечивает наибольшей прибыли;
- во-вторых, обладание рыночной властью не является постоянной гарантией получения прибыли. Так как прибыль зависит не только от цены, но и от уровня издержек, то при определенном их сочетании (например, в случае падения спроса) фирма может даже получить убытки;
- в-третьих, само по себе монопольное положение на рынке не является свидетельством высокой прибыли. Даже при отсутствии конкурентов низкий спрос и высокие издержки уже сами по себе ограничивают возможности получения больших прибылей;
- в-четвертых, действует ряд факторов, ограничивающих монополии в реализации имеющейся у них рыночной власти. В частности, это
опасения, связанные с применением антимонопольных мер в случае получения чрезмерно высоких прибылей. Почти всегда существующая угроза проникновения в отрасль потенциальных конкурентов заставляет монополистов умерить свои стремления в реализации всей рыночной власти в целях сохранения высоких барьеров проникновения в отрасль, т. е. сохранения своего монопольного положения.
Деятельность естественных или локальных (региональных) монополий — это специфическая сфера рыночных отношений, объективно требующая вмешательства государства. Свободные рыночные цены в условиях высокой конкурентности рынка практически не зависят от влияния отдельных производителей-продавцов и являются внешним по отношению к ним фактором. Напротив, монопольные цены есть результат рыночной власти производителя, инструмент его ценовой политики. И в то же время именно монопольные цены являются объектом государственного регулирования.
Естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства) удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции, причем товары и услуги, производимые субъектами естественной монополии, в обозримом будущем не могут быть заменены в потреблении другими товарами и услугами.
Спрос на производимую субъектами естественных монополий продукцию в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров. Естественная монополия основана не на правах собственности или государственных лицензиях, а на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы. Принудительное рассредоточение производства на некоторое множество фирм неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства, так как блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, принято называть квазиобщественными благами. На наш взгляд, совокупность квазиобщественных благ с полным основанием следует отнести к разновидности частно-общественных благ (impure public). Сравнение публичности благ предполагает поиск общей метрики и единиц измерения. В работах Р. М. Нуреева,
А. Я. Рубинштейна, Б. А. Ерзнкяна, М. Блауга, П. Самуэльсона, М. Райтера, А. Вайхенридера и др. достаточно подробно рассмотрены актуальные проблемы измерения публичности благ.
Во избежание «провалов» рынка, пока достаточно характерных для российской экономики (четкая монополизация рыночной власти, неравная осведомленность конкурентов о состоянии рынка, дискреционное управление компаниями и т. п.), участие государственных и муниципальных органов власти должно быть определяющим в развитии конкурентных, неконкурентных (общественных), партнерских и комплементарных процессов на различных уровнях, и особенно на рынке инфраструктурных услуг. При этом в условиях формирующихся рыночных товарно-денежных отношений «провалы» государства оказываются значительно более ощутимыми, чем «провалы» рынка в относительно стабильных рыночных экономиках.
По мере устойчивого развития отраслевых рынков будут последовательно устраняться неэффективные хозяйственные стратегии и равновесные схемы обмена, с которыми, вероятно, связаны и разнообразные институциональные ловушки, и запирающие эффекты микроэкономического уровня. Поэтому, на наш взгляд, существует необходимость в создании механизмов регулирования, предполагающих учет региональной специфики, что связано с особенностями как самих рынков, так и государственного регулирования на региональном уровне.
Одним из важнейших инструментов реализации целей макроэкономической политики является государственное регулирование цен. Это системное макроэкономическое воздействие органов государственной и муниципальной власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренное законами и иными нормативно-правовыми актами. Разработке концепции государственной ценовой политики предшествует определение стратегических целей государственного регулирования национальной экономики на федеральном и региональном уровнях. Эти цели формулируются исходя из приоритетов экономической политики государства с учетом текущего состояния экономики.
Концепция государственной ценовой политики предусматривает следующие аспекты:
- макроэкономический и микроэкономический, которые определяют ценовое пространство
с точки зрения уровней экономики, то есть разграничения инструментов и механизмов проведения ценовой политики;
- государственное регулирование цен на макроуровне реализуется через методы и инструменты бюджетной, денежно-кредитной политики, через воздействие на покупательную способность денежной единицы, регулирование валютного курса. Это, в основном, является косвенным воздействием на цены;
- на микроуровне, как правило, используются инструменты, непосредственно влияющие на деятельность конкретного предприятия,— регулирование предельных уровней цены и тарифа, предельных уровней рентабельности, предельных надбавок. В данном случае используются методы прямого регулирования цен;
- федеральный и региональный аспекты, по которым различаются субъекты, осуществляющие ценовое регулирование, то есть разграничение властных полномочий и функций субъектов регулирования.
На уровне субъектов Федерации чаще всего используются следующие методы регулирования цен:
- снижение тарифов на услуги;
- льготная арендная плата за помещения, землю, объекты социальной и производственной инфраструктуры;
- предоставление или отзыв лицензий на соответствующие виды деятельности;
- предоставление отсрочек платежей по контрактам.
Одной из важнейших составляющих государственной ценовой политики является контроль соблюдения порядка применения цен. К государственным органам контроля порядка ценообразования относятся:
- Министерство экономики Российской Федерации (федеральный уровень);
- исполнительные и законодательные органы государственной власти субъектов Федерации (комитеты по экономике и экономическому развитию);
- органы местного самоуправления.
Кроме вышеназванных органов власти контроль осуществляют в пределах своих полномочий: финансовые и антимонопольные комитеты, органы регулирования естественных монополий, органы государственной налоговой службы и государственной торговой инспекции. К полномочиям контролирующих органов относятся:
- проверка соблюдения порядка применения цен и тарифов всеми субъектами хозяйственной деятельности на территории, находящейся в ведении этих органов;
- выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов;
- привлечение к административной ответственности в виде предупреждений или штрафов руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.
Полномочия органов контроля ценообразования на местном и локальном уровнях распространяются только на объекты хозяйственного оборота, находящиеся в муниципальной собственности.
Под механизмом ценообразования на конкурентных рынках следует понимать, на наш взгляд, устойчивые совокупности рыночных институтов, субъектов, методов и инструментов взаимодействия, которые определяют изменения цен и их виды — монопольные, свободные рыночные, розничные, оптовые, закупочные, отпускные и т. п.
В экономической теории выделяются два основных этапа ценообразовательного процесса на предприятии. Этап первый: определение базовой цены, то есть цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов и др. Этап второй: определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок и пр.
Кроме того, в рыночной экономике хозяйствующие субъекты применяют пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать изолированно либо в различных комбинациях друг с другом:
- метод полных издержек;
- метод стоимости изготовления (переработки);
- метод определения цены на базе сокращенных затрат;
- метод прямых затрат;
- метод рентабельности (доходности) инвестиций.
Механизм ценообразования зависит от типа рынка. Экономическая классификация рынков является ключевой для понимания проблем ценообразования (см. таблицу).
Краткая характеристика методов определения базовой цены
Метод полных издержек. К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют
Характеристики конкурентных рынков
Элементы Рынки Кол-во поставщиков Кол-во потребителей Барьеры для доступа Степень свободы выбора цены Тип продукта
Совершенная конкуренция Много Много Нет Нет Однородный
Монополистическая конкуренция Много Много Низкие Небольшая Разнородный
Монополия Один Много Высокие Очень высокая Однородный
Олигополистическая конкуренция Мало Много Существенные Умеренная Однородный/ Разнородный
Монопсония Больше одного Один Высокие Небольшая Однородный
Двусторонняя мо-нопсония Один Один Высокие Небольшая Однородный
определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты на реализацию и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Преимущества: обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемой прибыли. Недостатки метода: игнорируется эластичность спроса. Снижаются конкурентные стимулы к минимизации издержек. Цена не может быть установлена до тех пор, пока не определены доля постоянных затрат в общей их сумме и уровень спроса, а уровень спроса не может быть выявлен без установления цены. Сфера применения: наиболее распространенный метод. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.
Метод стоимости изготовления. К полной сумме затрат (на единицу товара) на покупное сырье, материалы, узлы, полуфабрикаты добавляют сумму (процент, норму прибыли), соответствующую собственному вкладу предприятия в формирование стоимости изделия. Преимущества метода: учитывается собственный вклад предприятия в наращивание стоимости товара. Недостатки: метод не может использоваться для ценовых решений на длительную перспективу, не заменяет, а дополняет метод
полных издержек. Применяется в специфических условиях и в случаях принятия решений:
- о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства; об отказе или продолжении конкурентной борьбы;
- об изменении ассортиментной структуры производства (определении наиболее и наименее рентабельных изделий, изменении структуры продаж);
- по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.
Метод маржинальных издержек. К переменным затратам на единицу продукции добавляется сумма (процент), покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли. Преимущества метода: более широкие возможности ценообразования; полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли. Внедрение метода облегчается официальным введением в учетную практику и отчетность классификации затрат (условно-переменные и условно-постоянные). Недостатки метода: пока не нашел широкого практического применения в условиях транзитивной экономики РФ.
Метод рентабельности инвестиций. Метод основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Преимущества метода: единственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Недостатки метода: высокий уровень процентных ставок за кредит и их неопределенность во времени в условиях инфляции.
Сфера применения: подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Может использоваться как для традиционно производимых товаров с устоявшейся рыночной ценой, так и для новых изделий. Успешно применяется при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой.
Методы маркетинговых оценок. Для этой группы методов характерна неопределенность количественных оценок. Часто цены устанавливаются практически произвольно.
Метод оценки реакции покупателя. Продавец старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар.
Метод сходной цены. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.
Метод «предложения втемную», или тендерный метод. Покупатели анонимно участвуют в конкурсе предложения (тендере). Выигрывает тот, чья цена предложения обеспечивает продавцу максимальную прибыль. Преимущество метода: равноправие покупателей. В странах с развитой рыночной экономикой чаще других применяется при размещении государственных заказов.
Методологические подходы к исследованию государственного участия в развитии региональных рынков обобщенно можно разделить на две группы: традиционные (одноуровневые) подходы и межуровневый подход
к моделированию экономической системы. Исследования Ю. К. Перского, А. А. Пороховского, Л. В. Костаревой, Е. Е. Жуланова, С. Б. Авдашевой, Н. Р. Гудвина, Т. Э. Вайскопфа, Ф. Аккермана и др. показали, что современная экономика — это иерархическая экономика, которая функционирует на основе деятельности разнокачественных хозяйствующих субъектов — физических и юридических лиц, государственных и муниципальных институтов и организаций. На деятельность микроэкономических агентов активно влияют разнообразные средства макроэкономической политики Правительства и Центрального банка РФ, региональных и муниципальных органов власти субъектов Федерации.
Исходным пунктом в моделировании сущности государственного регулирования иерархической экономики является метод описания межуровневых взаимосвязей хозяйствующих субъектов. Базовая модель межуровневого взаимодействия разрабатывается для описания взаимозависимостей между показателями системы на микро- и макроуровнях ее функционирования. Расширение базовой модели предполагает классификацию и моделирование всего спектра межуровневых связей, отражающих средовую устойчивость системы в целом и синергизм ее подсистем.
Теоретически следует выделить качественно разнородные связи между уровнями иерархии социально-экономической системы: прямые, косвенные, обратные; восходящие, нисходящие и их подтипы; существенные и несущественные; слабые и сильные; положительные и отрицательные.