КОСМАЧЕВ А. В.
УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА СТРАН СНГ
Аннотация. Статья посвящена особенностям территориального деления унитарных стран СНГ и их отличиям друг от друга. Автор рассматривает специфику этих государств и делает вывод о том, как влияет такая форма территориального устройства на их развитие в целом.
Ключевые слова: государство, унитарное деление, область, район, город, конституция, единство, СНГ, Азербайджан, Грузия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан.
KOSMACHEV A. V. UNITARY STATES OF CIS
Abstract. The article considers territorial division of the unitary CIS countries and their distinctive features. The author studies the specifics of these countries and concludes on the effects of the form of territorial structure on their development.
Keywords: state, unitary division, region, district, city, constitution, unity, CIS, Azerbaijan, Georgia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Uzbekistan.
На сегодняшний день унитарная форма государственного устройства является самой распространенной в мире. Такая форма государственного устройства имеется почти во всех частях света. Основными отличительными признаками унитарного государства являются одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти, одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы, наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.
Исходя из этого, можно определить, что унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства как, например, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии и Азербайджане [1].
Рассмотрим несколько стран СНГ и определим главные отличия между ними. По форме государственного устройства почти все страны СНГ являются унитарными республиками. При этом в ряде из них имеются автономные включения (Азербайджан, Грузия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина). Так Конституция Азербайджанской Республики от 14 октября 1995 г. говорит о том, что это государство - унитарная республика. Республика делится на 66 районов, 12 городов республиканского подчинения,
1 автономную республику - Нахичеванскую Автономную Республику. Деление на районы берет свое начало с советских времен. В свою очередь районы делятся на муниципалитеты. Всего насчитывается 2698 муниципалитетов. Два города республиканского подчинения Баку и Гянджа в свою очередь разделены на районы. Уже давно в Азербайджане существуют разногласия с Арменией по поводу Нагорного Карабаха, это спорная территория.
Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. гласит, что «Грузия - независимое, единое и неделимое государство, что подтверждено референдумом, проведенным 31 марта 1991 г. на всей территории страны, включая Абхазскую АССР и бывшую Юго-Осетинскую автономную область, и Актом о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля 1991 г.». Однако из-за неграмотных шагов Грузинского правительства в прошлом возникла возможность полного отсоединения Абхазии и Южной Осетии и полного признания их другими государствами [2, с. 164].
В отличие от Азербайджана и Грузии, в Конституции Беларуси говорится о том, что Белоруссия - это демократическое, унитарное, социальное правовое государство. На ее территории действует верховенство и полнота власти, самостоятельное осуществление внутренней и внешней политики, защита своей независимости и территориальной целостности, Конституция обеспечивает правопорядок и законность. Из этого следует, что Белорусская Республика является унитарным государством и делится на 6 областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская) - это первый административно-территориальный уровень. Главным является город Минск, не входящий ни в одну область. В свою очередь области делятся на 118 районов и 12 городов областного подчинения - это административно-территориальные единицы основного, второго уровня. Третий уровень административно-территориального деления формируют сельские, поселковые и городские Советы. Столица - Минск, центры в областях и город Бобруйск, делятся на городские районы.
В Белоруссии административно-территориальное деление устанавливается Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года № 154-З «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». Существуют главные принципы административно-территориального устройства Белоруссии, они демонстрируют нам основные отличительные особенности унитарного государства стран СНГ. Это единая и неделимая территории Белорусской Республики, что является непосредственным и главным условием действующего самоопределения народа Белоруссии, фундаментом его благополучия и независимости; совпадение интересов граждан с интересами государства; сочетание единой и неделимой власти в государстве с местным самоуправлением; комплексное, равномерное и
сбалансированное развитие административно-территориальных единиц; составление плана развития административно-территориальных единиц на основании общего подсчета сложившихся экономических, социальных, градостроительных, экологических и других различных условий; объединение в составе крупных более мелкие территории административно-территориальных единиц; разнообразие правовых статусов различных территорий в соответствии с их характерными чертами и уровнем социально-экономического развития; открытость и особое внимание к мнениям местных Советов депутатов и граждан при решении вопросов административно-территориального устройства.
Среднеазиатские страны Содружества также являются унитарными государствами. В Конституции Казахстана от 30 августа 1995 г. говорится о том, что Казахстан является унитарным государством (ст. 2) [3, с. 220].
Административно-территориальное устройство Казахстана делит страну на следующие составные части: село, поселок, сельский округ, район в городе, город, район, область. Для реализации управления в государстве на основе наилучшего сочетания местных и республиканских интересов территория Казахстана делится на две главные группы -населенные пункты и регионы. В Казахстане регион является частью территории страны, включающий населенные пункты координируемый в интересах республики. Регионами можно назвать область, район и сельский округ как главные части административно-территориального устройства всей страны.
Населенный пункт в Республике является частью плотно заселенной территории, сформировавшейся по итогам хозяйственной и разной общественной деятельности граждан, где численность должна быть не менее 50 человек, учтенная и зафиксированная в законном порядке, которая управляется местными представительными и исполнительными органами власти. Населенные пункты, которые располагаются на территории Казахстана делятся на городские и сельские. Городские населенные пункты - это города республиканского, областного и районного значения, а также поселки, присутствующие на месте их административной зависимости. А к сельским относят все остальные населенные пункты вне зависимости от их административной подчиненности.
Киргизия - также унитарное государство. Административно-территориальное деление Киргизии включает 3 уровня. К первому уровню относятся 7 областей и 2 города республиканского значения. Области в свою очередь делятся на 40 районов и 13 городов областного значения. А город республиканского значения и столица Киргизии Бишкек подразделяется на 4 внутригородских района. В областях районы разграничиваются на айылные аймаки (сельские округа), города районного значения и поселки городского типа. Айылные аймаки делятся в свою очередь на села.
Поселки и села городского типа также могут непосредственно входить в города областного значения и во внутригородские районы Бишкека. А села входят не только в айылные аймаки, но и даже в поселки городского типа и в города районного значения.
Столица Киргизии город Бишкек является экономическим, политическим, административным, научным, историческим и культурным центром всей страны, местом размещения высших органов государственной власти республики, посольств других стран и представительств иностранных государств.
Республика Таджикистан является, как и другие среднеазиатские страны СНГ, унитарным, независимым светским, демократическим государством (ст. 1 Конституции от 6 ноября 1994 г.). Сегодня Таджикистан включает Согдийскую и Хатлонскую области, Горно-Бадахшанскую автономную область, 17 городов, 62 района (из них 13 районов республиканского подчинения), 55 поселков и 368 сельских джамоатов. В соответствии Конституционным Законом РТ от 4 ноября 1995 года № 101 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Таджикистан»,
административно-территориальными частями и населенными пунктами Таджикистана являются: Горно-Бадахшанская автономная область; области; города; районы; поселки; сельские общины; села [4, с. 193].
Как и в других вышеперечисленных странах СНГ, в Таджикистане районы делятся на городские и сельские и они могут находиться либо в городском, либо в областном, либо в республиканском подчинении. В Таджикистане населенные пункты делятся на сельские поселения и городские поселения. Города и поселки относятся к городским поселениям, а села принадлежат к сельским поселениям, вне зависимости от их административной подчиненности. Города подразделяются на города районного, областного и республиканского значения.
Еще одно государство-член СНГ, Республика Узбекистан, является унитарным государством. Административно-территориальное устройство Узбекистана делится на 3 уровня: на первом уровне находятся 12 областей, 1 автономная республика (Каракалпакстан) и 1 город центрального подчинения столица страны - Ташкент. В Узбекистане области подразделяются на районы (туманы) и города республиканского или областного подчинения. Столица Республики город Ташкент разграничивается на внутригородские районы. В свою очередь районы республики и областей разделяются на города районного подчинения, городские поселки и сельские сходы граждан. Также могут входить в состав городов областного подчинения сельские сходы граждан, а городские поселки — в города областного (республиканского) подчинения и в состав внутригородских районов города Ташкента [5, с. 138].
Данная информация очень ясно демонстрирует то, что для большинства суверенных унитарных государств СНГ характерны следующие признаки: территориальное верховенство; система легитимных органов государственной власти; единая конституционно-правовая система; единое гражданство; единое и неделимое экономическое пространство; единая кредитно-денежная система и финансовая политика; национальная государственная символика; национальные вооруженные силы; абсолютная международная правосубъектность.
В унитарных государствах существует одно гражданство. Однако в республиках, имеющих в своем составе национально-государственные образования, могут существовать два уровня единого гражданства, например гражданство Узбекистана и Каракалпакстана. Однако национально-государственное образование может иметь гражданство при условии признания его статуса как государства.
Сравнив унитарные государства СНГ и изучив их особенности, мы пришли к выводу о том, что между ними существует большое сходство. Но учитывая национальные различия, этапы становления унитарной формы административно-территориального устройства, в каждой из стран СНГ существует своя специфика, прослеживаются некоторые различия, например, в Узбекистане и Республике Беларусь, Таджикистане, Киргизии и Грузии, Казахстане и Азербайджане. Унитарная форма территориального устройства помогает этим странам решать многие проблемы, способствует сплоченности нации, единству законодательной, исполнительной и судебной власти, постепенному выравниванию экономического положения регионов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Унитарные государства: понятие и особенности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jourclub.ru/33/1176/.
2. Сущность унитарной формы государственного устройства / под ред. А. Е. Иринина. -М.: БЕК, 2009. - 285 с.
3. Конституционное право зарубежных стран СНГ / под ред. Н. А. Михалева. - М.: Юристъ, 2007. - 368 с.
4. Конституционное право зарубежных стран / под ред. А. А. Мишин. - М.: Право и закон, 2012. - 375 с.
5. Модели современного унитаризма: сравнительный анализ / под ред. В. В. Чиркина. -М.: Проспект, 2008. - 270 с.