Книжная полка Уникальный опыт кинообразования *
К. Толстых
Рецензия на монографию: Баранов О.А. Тверская школа кинообразования: к 50-летию. Таганрог: Центр развития личности, 2008. 214 с.
* 28 февраля 2009 года одному из основоположников движения медиаобразования в России - профессору Олегу Александровичу Баранову исполнилось 75 лет. К его юбилею в Тверском государственном университете была открыта выставка его трудов, появились публикации в прессе. Сам О.А.Баранов встретил эту дату публикацией новой книги, в которой он рассказал о своем многолетнем творческом пути, связанном с кинообразованием школьников и студентов. В этом номере журнала «Медиаобразование» мы публикуем рецензию на эту книгу, написанную одним из бывших студентов Олега Александровича - К. Толстых.
В монографии О.А.Баранова шаг за шагом раскрываются перипетии трудного пути развития, который прошла тверская школа кинообразования за 50 лет. Начато, положенное созданным кружком киномехаников, послужило базой для дальнейшего развития концептуальной идеи просвещения молодежи в области киноискусства. В книге последовательно излагается история модели кинообразования, пройденные ею этапы.
Несмотря на ярко выраженный историко-автобиографический характер монографии, она содержит довольно большой объем методического материала. Описанные разработки для работы кинофакультатива и киноклуба, основные идеи, формы и методы за полвека претерпели определенные изменения, но, тем не менее, и сегодня служат все той же цели, что и пятьдесят лет назад - цели гуманистического развития личности учащегося. Всё это позволяет рассматривать книгу не только как имеющую историческую ценность для тех, кто интересуется особенностями развития образования, но и как серьезный педагогический труд, изучение которого позволит изложенные в нем принципы взять в качестве основы для собственной работы в данном направлении.
По мере прочтения книги можно проследить, как меняется стиль изложения материала. Первоначально развивающиеся события, новости, удачи, да просто реакции учеников на то или иное предложение учителя - все эти и многие другие частные случаи словно разворачиваются перед глазами, настолько жив и красочен выбранный язык повествования, настолько любовно, с чувством автор описывает свои первые шаги. Биограф со стороны так бы не написал. Автор словно заново переживает яркие, характерные моменты, и благодаря этому текст получился исключительно живописным (если можно так выразиться по отношению к тексту).
Буквально дословно воспроизведенные диалоги добавляют искреннюю живость содержанию, и, кстати, несут определенный воспитательный смысл. Весьма примечателен с этой точки зрения описанный случай с А.Н.Пудовкиной. Исключительный интерес представляет встреча с С.Ф.Бондарчуком, смелое поведение директора киноклуба в трудной ситуации, но, что самое удивительное, последующая реакция известною режиссера, извинившегося перед школьниками за
свое менторское поведение на творческой встрече с участниками школьного киноклуба...
Тонкое понимание психологии детей позволяет автору с уверенностью говорить как о процессе, так и о результатах кинообразования своих учеников. Приведенные отрывки детских писем ярко и полно характеризуют их душевные порывы, их светлое, открытое всему новому виденье мира. Особенно запомнилось письмо А.Бундюковой волнующее, животрепещущее, чувственное. А могли ли проявиться такие эмоции без влияния киноклуба? Думаю, нет.
«Довженковские чтения», являясь одной из центральных тем монографии, предлагают читателю интересный и продуктивный способ работы с молодежью. Об этом свидетельствует и их возобновление почти двадцать лет спустя. Заслуживают внимания и методы работы со школьниками в летних оздоровительных лагерях. Особенно интересен опыт активного вовлечения взрослых в дело кинопросвещения молодежи: это и факультатив повышения квалификации организаторов народного образования, и созданный на базе средней школы №21 директорский киноклуб-факультатив, и работа с родителями.
Круг интересов развивающегося киноклуба включал в себя и западное кино. В современный период, когда основная масса транслируемых передач и кинофильмов приходи из-за рубежа, методы работы с зарубежным кинематографом не только сохраняют свою актуальность, как резонно замечает автор, но приобретают значительную ценность, помогая сориентироваться в мире современных аудиовизуальных медиатекстов.
Очень интересным, на мой взгляд, оказался прием использования живописи для знакомства со способами выражения сюжетного конфликта на полотне: ученик словно сживается с ролью оператора, предлагает свое аргументированное виденье изображенного сюжета.
Алгоритм использования произведений киноискусства в деятельности классного воспитателя, определенный О.А.Барановым в 70-е годы прошлого века, сыграл позитивную роль в развитии тверской школы кинообразования, и в то же время служит весьма прочной теоретической базой и для организации работы современною классного руководителя.
Тексты писем и телеграмм известных отечественных актеров и режиссеров, обращенных к участникам школьного киноклуба, вносят существенный вклад в создание целостного образа монографии как поучительной, но, вместе с тем,
и Г\ О
нескучной книги. За письмами встают их авторы, вложившие душу в свой ответ учащимся. Напишет ли хоть что-то в ответ школьникам кто-либо из современных популярных актеров? Вопрос, как говорится, риторический.
Да и в целом описание в книге процесса налаживания контактов с актерами, кинематографистами, инженерами и т.п. весьма показательно. В самом деле, трудно представить себе современный, живущий по законам коммерческого рынка завод, занимающимся выполнением заказа по просьбе школьников.
Приведенная в приложении книги О.А.Баранова структура Тверской модели кинообразования позволяет наглядно проследить за ее развитием, более полно представить пройденные этапы, помогает составить целостную картину.
Постепенно, по мере дальнейшего углубленного описания накопленного кинообразовательного опыта стиль изложения материала становится более серьезным, методически наполненным. Вот автор с теплотой вспоминает встречу с бывшим выпускником. А вот он уже рассуждает об острых проблемах
эстетического воспитания современной молодежи и выдвигает собственную теорию киновоспитания подрастающего поколения. Сюда входит и разработанный репертуар для различных возрастов, и разработанная система классных часов, и описанная работа, неустанно проводимая с родителями. При этом обращает на себя внимание довольно часто повторяющееся в тексте слово «тактично», подчеркивающее необходимость мягкого вмешательства во вкусы молодого поколения.
Предлагаемый читателю педагогический опыт поистине огромен, по мере прочтения растет удивление, как у одного человека хватило энергии воплощать в жизнь свои идеи на протяжении столь длительного времени, несмотря на неудачи (вспоминается описанный случай с ликвидацией школьного киномузея, произошедший в 1984 году), помехи и трудности.
Преградой в воплощении идей медиаобразования в школе и вузе сегодня становятся и помехи, словно нарочно выстраиваемые системой российского образования. Налицо тенденция планомерного, постепенного возрастания объема материала в учебной программе. Одна из главных целей образования -гуманистическое развитие личности вытесняется другой, не менее значимой, но и не ключевой, как можно было бы подумать, целью - обучением, в контексте современной школы принявшим форму примитивного, к тому же не всегда эффективного, усвоения материала.
Прагматичная направленность школьного учебного процесса на Единый государственный экзамен, ан мой взгляд, приводит ко все возрастающему приучению учеников к запоминанию и репродукции (которую можно смело назвать банальным узнаванием), тогда как мыслительная деятельность, способность не просто видеть, а искать логические связи, отводится на второй план. На развитие творческих и эстетических способностей ребенка в обоих направлениях просто не хватает времени.
Плюс к этому чрезмерная загруженность учителя при крайне низкой зарплате.
Интересны в книге О.А.Баранова и воспоминания о маршрутах путешествий участников школьного киноклуба, особенно пеших, морских и т.п. Следует с горечью признать, что в наше время доступность такого способа культурного просвещения для школьников резко снизилась.
В подобных трудных условиях (хотя пятьдесят лет назад, я думаю, ситуация хоть и была другой, но вовсе не более располагающей к такого рода педагогическим экспериментам) и выходит на первый план яркая, харизматическая (не побоюсь этого слова) личность учителя, увлекающая, манящая, демонстрирующая идеал, к которому не просто надо, а хочется стремиться. Не каждый педагог таков...
По словам профессора И.В.Вайсфельда, «движение вперед ... не умаляет ценности уже найденного». Это, безусловно, верно. Но движение вперед жизненно необходимо, ход прогресса неумолим, за ним необходимо идти, не отставая Техническая сторона кинематографа развивается семимильными шагами: на смену проектору приходит компьютер, цифровое видео; на смену работе с пленкой -использование компьютерных программ, позволяющих делать монтаж и предлагающими почти неограниченные возможности.
гр и и и /—ч
То же касается достижений, ценностей определенной эпохи. Они остаются в памяти, но, тем не менее, постепенно, уходя в прошлое, отодвигаются на второй
план... Но с уходом прошлой эпохи герои не исчезли, как в это ни трудно поверить. В марте 2000 года 90 бойцов шестой роты 104-го полка 76-й псковской дивизии ВДВ вступили в бой с полутора тысячами боевиков Хаттаба в Аргунском ущелье Чеченской Республики: 84 из них погибли. В октябре 2002 года во время захвата террористами Театрального центра на Дубровке полковник К.Васильев добровольно пришел к террористам, показал им удостоверение высокопоставленного чиновника военной прокуратуры: вот вам ценный заложник, только детей отпустите. Боевики не поверили, что русский офицер пришел сам, чтобы отдать свою жизнь за других, и расстреляли его. В сентябре 2004 года при штурме школы в Беслане лейтенант А.Туркин накрыл собой брошенную террористом гранату, спасая заложников; он получил смертельное ранение и скончался. Подвиги? Безусловно. Но об этом почему-то мало говорят, а в школе, пожалуй, и не вспоминают...
Поначалу у меня были противоречивые мысли и сомнения в актуальности изложенного в книге О.А.Баранова материала. Но по мере прочтения я понял, что, несмотря на неизменную идею гуманистического развития личности учащихся в процессе кинообразования, содержание, формы и методы работы меняются согласно требованиям эпохи. Актуальность кинематографических тем сохраняется из поколения в поколение, но способ донесения их до зрителя, будь то учащийся или студент, идет в ногу со временем, что придает монографии поистине уникальную ценность.
Поэтому хочется заметить, что предложенные методы работы с молодежью посредством киноискусства не ремесло, которому можно научиться, нет. Это искусство, это - дар. Не каждый педагог сможет взвалить на себя такой титанический (а он, безусловно, титанический) труд, и нести эту ношу полвека. Неслучайно профессор Г.А.Поличко называет О.А.Баранова новатором, то есть человеком, разработавшим новый концептуальный подход к развитию личности ребенка, и ставит его в один ряд с В.Шагаловым. В. Сухомлинским и другими. И думается, далеко не каждый педагог сможет хотя бы повторить пройденный профессором О.А.Барановым путь, требующий полной творческой самоотдачи, миссионерского понимания педагогической профессии.
Книжная полка Медийные манипуляции: прав ли Фрейд?
Р.В. Сальный
Рецензия на книги:
Зелинский С. А. (а) Манипулирование массами и психоанализ. СПб.: СКИФИЯ, 2008. 248 с. Зелинский С.А. (б) Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб.: СКИФИЯ, 2008. 416 с.
Влияние средств массовой информации на личность каждого человека признается подавляющим большинством исследователей. Каковы же возможности психоанализа в познании процессов воздействия СМИ на аудиторию? Ответ на этот вопрос можно найти в работах С.А. Зелинского.
С.А. Зелинский определил следующие принципы манипулирования массовым сознанием [(а), с. 9-11]:
1. Подчинение своего «Я» - «Я» коллективному. В толпе главную роль выполняют инстинкты, противостоя культурным образованиям личности.
2. Эффект заразительности. В толпе каждый индивид как бы обезличен.
3. Внушаемость.
Надо сразу отметить, что эти принципы снимают многие вопросы в отношении взаимодействия ценностных ориентиров индивида, структуры личности, иерархии мотивов. Что, впрочем, чуждо и теории психоанализа З.Фрейда, которая лежит в основе всех теоретических построений автора. В этом проявляется и однобокость его взглядов на взаимодействие СМИ и аудитории.
С.А. Зелинский, формулируя собственное понимание манипулятивного влияния СМИ на аудиторию, затрагивает проблему взаимодействия зрителя и экранного художественного медиатекста. В отношении фильма А.Балабанова «Груз 200» он отмечает, что «в течение одного просмотра фильма подобного содержания такой возможный пациент разом снимает с себя груз наболевших психосимптоматичных проблем, испытывая катарсис, очищение» [(б), с.224]. Спорить о степени принадлежности этого фильма к произведениям искусства нет необходимости. Но «катарсис» рассматривается многими исследователями именно в отношении восприятия зрителем (читателем) произведения искусства. В основном результаты их научных работ сводятся к тому, что «катарсис» может быть испытан в результате приобщения средствами искусства к духовным национальным ценностям, открытии зрителем в себе нового эмоционально-смыслового переживания этих ценностей и чувства значимости этого переживания («очищение»). И никакой взаимосвязи «катарсиса» с «отыгрыванием»