Научная статья на тему 'Унифицированно-дифференцированный подход в индивидуализации процесса совершенствования физической подготовки военнослужащих'

Унифицированно-дифференцированный подход в индивидуализации процесса совершенствования физической подготовки военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военный инженер
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КВАРТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / НАСТАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / УНИФИЦИРОВАНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ РЕКОМЕНДАЦИИ / PHYSICAL TRAINING / QUARTERLY CHECK / MANUAL ON PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL QUALITIES / UNIFIED-DIFFERENTIATED RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вакуненков В.А., Головачёв А.В., Борисов А.А.

Рассмотрен вопрос разработки и применения унифицированно-дифференцированных рекомендаций в виде комплекта вербальных дидактических средств обучения для индивидуализации процесса физической подготовки военнослужащих. Использование таких рекомендаций определённой категорией военнослужащих позволило в относительно короткий срок значительно повысить качество и результативность их физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вакуненков В.А., Головачёв А.В., Борисов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unified-differentiated approach in individualization of the improving process soldiers physical training

The development and application of unified-differentiated recommendations in the form of a set of verbal didactic training tools for individualization of the servicemen physical training process is considered. The use of such recommendations by a certain category of military personnel has made it possible in a relatively short time to significantly improve the quality and effectiveness of their physical training.

Текст научной работы на тему «Унифицированно-дифференцированный подход в индивидуализации процесса совершенствования физической подготовки военнослужащих»

4. https://ascon.ru/ (дата обращения 01.07.2019 г.)

5. http://www.oborona.ru/ (дата обращения 01.07.2019 г.)

6. Постановление правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

7. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

8. ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

9. https://reestr.minsvyaz.ru/ (дата обращения 01.07.2019 г.)

10. http://www.nanocad.ru (дата обращения 01.07.2019 г.)

11. https://versia.ru/kampaniya-po-importozameshheniyu-softa-i-zheleza-provalilas (дата обращения 01.07.2019 г.)

12. http://www.csoft.ru (дата обращения 01.07.2019 г.)

13. Кодукова И.В., Коновалов А.Л., Майстер С.А. САПР Компас-3D в системе военно-научной работы курсантов военного вуза.

14. Тарасова Т.Е., Тарасов А.В. Разработка и применение информационной графики в обучении военнослужащих // Военный инженер. - 2018. - № 1. Издательство: Фонд содействия развитию Военного института (инженерно-технического) "ВИТУ"(Санкт-Петербург) с. 52 - 59. ISSN: 2500-1647

15. https://irenproject.ru/license (дата обращения 01.07.2019)

УДК 355.232:796/799

Вакуненков В.А., Головачёв А.В., Борисов А.А. Vakunenkov V.A., Golovachev A.I., Borisov A.A.

Унифицированно-дифференцированный подход в индивидуализации процесса совершенствования физической подготовки военнослужащих Unified-differentiated approach in individualization of the improving process soldiers physical

training

Аннотация:

Рассмотрен вопрос разработки и применения унифицированно-дифференцированных рекомендаций в виде комплекта вербальных дидактических средств обучения для индивидуализации процесса физической подготовки военнослужащих. Использование таких рекомендаций

40

определённой категорией военнослужащих позволило в относительно короткий срок значительно повысить качество и результативность их физической подготовки.

Abstract:

The development and application of unified-differentiated recommendations in the form of a set of verbal didactic training tools for individualization of the servicemen physical training process is considered. The use of such recommendations by a certain category of military personnel has made it possible in a relatively short time to significantly improve the quality and effectiveness of their physical training.

Ключевые слова: физическая подготовка, квартальная проверка, Наставление по физической подготовке, физические качества, унифицировано-дифференцированныхрекомендации.

Keywords: physical training, quarterly check, Manual on physical training, physical qualities, unified-differentiated recommendations

В последние годы в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) наметилась положительная тенденция по повышению престижа военной службы и уровня профессиональной подготовленности личного состава. Не последнюю роль в этом играет обновление законодательной базы Минобороны России в области совершенствования и проверки уровня физической подготовленности.

В 2009 году вступило в силу Наставление по физической подготовке в ВС РФ 2009 года (далее - «Наставление»), а также впоследствии новые его изменения и дополнения [1]. Необходимо отметить, что «Наставление» кардинально отличается от предыдущих, появилась возможность выбора военнослужащими упражнений для выполнения согласно их возрастной группе и различных родов и видов войск. Также впервые за каждое упражнение военнослужащий получает соответствующие баллы, а не оценку по пятибалльной шкале, как было ранее. Исходя из суммы баллов за все упражнения, военнослужащий получает итоговую оценку и квалификационный уровень физической подготовленности. Однозначно введение нового НФП положительно сказалось на уровне физической подготовки военнослужащих и, соответственно, боеготовности ВС РФ в целом.

Каждый квартал производится плановая проверка уровня физической подготовленности военнослужащих (рисунок 1). Кроме плановых проверок в ВС РФ, в частности в ввузах, широко практикуются внеплановые проверки уровня физической подготовленности. По этой причине каждый военнослужащий должен постоянно поддерживать высокий уровень физической подготовки и быть готовым к сдаче экзамена в любой момент.

Таким образом, в течение календарного года каждый военнослужащий должен пройти минимум четыре проверки физической подготовленности, одна из которых является контрольной. По итогам года издаётся приказ по части (ВВУЗу), в котором, при условии выполнения

соответствующих квалификационных уровней, военнослужащему может быть назначена ежемесячная надбавка к денежному довольствию, которая может достигать до 100 процентов от оклада по воинской должности [2].

Рис. 1. Проверка уровня физической подготовленности военнослужащих. Сила. Упражнение № 4.

Подтягивание на перекладине

Однако повседневная практика и результаты оценки физической готовности такой категории военнослужащих как офицерский состав показывают, что далеко не все офицеры, используя традиционные подходы, способны постоянно и с минимально необходимым качеством поддерживать свою физическую форму.

Основываясь на личном опыте, мы пришли к выводу о том, что проблема стагнации и даже снижения результатов физической готовности военнослужащих кроется в недостаточности, а по отдельным аспектам и в отсутствии технологий индивидуализации процессов подготовки офицеров к плановым и внеплановым проверкам по рассматриваемому направлению.

На протяжении ряда последних лет был обоснован, сформулирован, оформлен дидактический материал, направленный на достижение основной цели: оказание практической помощи военнослужащим в поддержании и совершенствовании ими индивидуальной физической готовности и безусловном учёте при этом антропометрических, психофизических особенностей каждого офицера.

С целью сравнения динамики возможного повышения физических качеств и уровня подготовленности были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 10 человек в каждой из них, из числа офицеров постоянного состава третьей возрастной категории (30-35 лет). Перед началом педагогического эксперимента среднее суммарное количество баллов по трём упражнениям, выполненных офицерами, составляло 182 и 184 для экспериментальной и контрольной

групп соответственно. Такие результаты были зафиксированы квартальной проверкой, и они соответствовали первому квалификационному уровню (надбавка 30% к денежному довольствию). При этом индивидуальные уровни физической подготовленности военнослужащих в обеих группах были практически одинаковыми. Срок проведения педагогического эксперимента составил один календарный год.

Для офицеров, занимавшихся в экспериментальной группе, был подготовлен комплект вербальных дидактических средств обучения. В такой комплект входили, в том числе, и индивидуальные методические рекомендации медико-педагогической направленности, подготовленные с привлечением специалистов кафедры физической подготовки и штатной поликлиники ввуза.

Офицеры экспериментальной группы в течении года выполняли все разработанные для них рекомендации во время проведения спортивно-массовой работы и самостоятельных занятий физической подготовкой. Офицеры контрольной группа занималась физической подготовкой на основании типовых методик и в рамках стандартных месячных планов работы.

Отметим, что для экзамена по физической подготовке большинство упражнений подобраны таким образом, что военнослужащий, имеющий лишний вес, практически не имеет возможности успешно пройти испытание и набрать необходимое количество баллов. Причина заключается в том, что в экзамен включены упражнения в основном на выносливость и силовую выносливость [3]. Проверяются три физических качества: сила (точнее, в большей степени силовая выносливость), быстрота, и выносливость (рисунок 2). Возможна также проверка по четырём или пяти упражнениям.

Рис. 2 . Проверка уровня физической подготовленности военнослужащих. Выносливость.

Упражнение № 46. Бег на 1000 метров

Соответственно, военнослужащие экспериментальной группы на основании предложенных им рекомендаций контролировали свой индивидуальный ежедневный рацион, не допускали присутствия в нём «вредных» продуктов, воздерживались от употребления алкоголя и исключили табакокурение, а также стремились не накапливать лишний вес за счёт жировой прослойки и лишней воды в организме. Употребляли в терапевтических дозах витаминно-минеральные комплексы. Диета была сбалансирована на основе рекомендаций специалиста по нутриентам с упором на белковую составляющую. Особое внимание уделялось соблюдению сбалансированного питьевого режима. Все военнослужащие экспериментальной группы выпивали в сутки не менее полутора литров чистой питьевой воды ежедневно. Такая диетотерапия способствовала снятию отёков и выведению лишней воды из организма [4].

С каждым военнослужащим были проанализированы его сильные и слабые физические качества, особенности антропометрии, наличие ограничений и травм, и выбраны индивидуально приемлемые упражнения, которые планировалось сдавать на проверке; заблаговременно были составлены программы тренировок, изучены и усовершенствованы техники выполнения упражнений, начата планомерная подготовка.

В разработанных и предложенных рекомендациях были учтены и психологические аспекты. В них подчёркивается мысль о том, что необходимо понимать, что сдача внеплановой проверки будет всегда в определённой степени психологически неожиданной. По этой причине военнослужащему нельзя допускать мыслей о том, что в процессе качественной подготовки допустимы какие либо перерывы не связанные со спецификой военной службы. Заостряется внимание на то, что необходимо стремиться постоянно быть в отличной спортивной форме и готовым к проверке в любой момент.

В рекомендациях для офицеров экспериментальной группы предложены техники массажа и самомассажа для лучшего восстановления тонуса мышц, которые следует прекращать за 2-3 суток до проверки физической готовности с целью недопущения пониженного тонуса мышц. Накануне проверки были даны рекомендации хорошо выспаться. Перед началом упражнения осуществлялась тщательная разминка, использовались упражнения на динамическую растяжку. Военнослужащие были обучены правильному настрою, в день проверки визуализировали, что получают за все упражнения высший балл. Заблаговременно была подобрана удобная подходящая спортивная обувь и одежда. При выполнении силовых упражнений на перекладине и с гирей было рекомендовано использование магнезии.

Военнослужащим, которые имели какие-либо травмы в прошлом, были даны рекомендации как их последствия свести к минимуму и не получить новую травму при сдаче проверки. Отдельным офицерам было рекомендовано применение разогревающих мазей, поддерживающих повязок и наколенников, налокотников.

При тренировке беговых дисциплин помогли достичь более высокого результата плиометрические упражнения (рисунок 3) и упражнения на совершенствование техники бега.

Рис. 3. Применение плиометрических упражнений на тренировке

Перед бегом рекомендовано хорошо прочистить носоглотку, использовать вдыхание нашатырного спирта, для того, чтобы взбодриться и настроиться. Во время тренировочного бега на длинные дистанции отрабатывалась способность поддержания правильного естественного ритма дыхания и дыхания диафрагмой (как будто животом) [5].

Ежеквартально анализировались результаты подготовки каждой группы, которые представлены на рисунке 4.

200

195

« 190

С

ю

185

¿Г 180

195

196

192 188

184 182

186

175

170

Контр. группа -----Линейная (Эксп. группа)

■Эксп. группа

начало 3 месяца 6 месяцев 9 месяцев 12 месяцев

Время, мес.

Рисунок 4. Рост результатов повышения уровня подготовленности по итогам эксперимента

В соответствии с представленной диаграммой результаты экспериментальной группы офицеров повышались более динамично. Однако в динамике результатов наблюдалось их некоторое снижение в обеих группах, связанное, как нам представляется, с тем, что проверка в третьем квартале проводилась осенью, после того, как большинство офицеров возвращались из ежегодных отпусков и не все испытуемые смогли сохранить физическую форму. Выявленная особенность требует учёта при дальнейшем совершенствовании содержания комплекта вербальных дидактических средств обучения.

Однако по итогам итоговой годовой проверки средняя сумма баллов офицера экспериментальной группы составила 196 баллов, что соответствует высшему уровню физической подготовки и надбавке 70% к должностному окладу в составе денежного довольствия. Результаты контрольной группы повысились в среднем до 186 баллов. Таким образом, улучшение результатов за один календарный год в экспериментальной группе составила в среднем 8% против 1% в контрольной группе.

Из состава экспериментальной группы 2 офицера по результатам итоговой проверки выполнили норматив кандидата в мастера спорта по военному многоборью (ВТ-4), 7 офицеров повысили свой уровень до высшего и 1 военнослужащий сдал на первый уровень. В контрольной группе были показаны следующие результаты: норматив кандидата в мастера спорта не выполнил никто, 3 человека сдали на высший уровень и 7 офицеров остались на первом уровне (таблица 1).

Результаты проверки уровня физической подготовки по итогам эксперимента

Таблица 1

Группа/ Уровень ФП, количество чел. Первый уровень Высший уровень Кандидат в мастера спорта (ВТ-4)

Экспериментальная группа 1 7 2

Контрольная группа 7 3 -

Таким образом, разработанные и применённые унифицировано-дифференцированные авторские рекомендации в виде комплекта вербальных дидактических средств обучения для индивидуализации процесса физической подготовки военнослужащих, позволили в относительно короткий срок, при равных исходных результатах, значительно повысить качество физической подготовки офицеров экспериментальной группы.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности применения разработанных рекомендаций в ходе физической подготовки военнослужащих. При этом, безусловно, без совершенствования качества оборудования спортивных объектов воинских частей и

организаций Минобороны России, в достижении результатов повышения уровня физической подготовленности военнослужащих будут проявляться некоторые трудности.

Указанные аспекты, а также совершенствование предложенных дидактических средств в виде унифицированно-дифференцированных рекомендаций для военнослужащих экспериментальной группы представляют интерес в плане проведения дальнейших научно-прикладных исследований.

Список литературы:

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. № 560 «О внесении изменений в Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70346418/. (дата обращения 21.06.2019).

2. Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). http://base.garant.rU/70119702/#ixzz5vwomo3XH. (дата обращения 21.06.2019).

3. В. Селуянов. Сердце - не машина // Лыжный спорт. - 2008 г. - С. 32-37.

4. Фредерик К. Хэтфилд. Всестороннее руководство по развитию силы. Новый Орлеан, 1998 г. - 546 с.

5. В. Селуянов. Подготовка бегуна на средние дистанции. - М.:, 2001 г. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.