Научная статья на тему 'Унификация учета санитарных жилищно-коммунальных неблагополучий и мероприятий'

Унификация учета санитарных жилищно-коммунальных неблагополучий и мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Унификация учета санитарных жилищно-коммунальных неблагополучий и мероприятий»

Е. А. БРАГИН (Москва)

Унификация учета санитарных жилищно-коммунальных неблагополучий и мероприятий 1

Оздоровление населенных мест, наблюдение за их санитарным состоянием, разработка и проведение предупредительных санитарных мероприятий, выяснение эффективности намеченных и проведенных мер, словом, все, что составляет сущность предупредительного и текущего санитарного надзора в области жилищно-коммунальной санитарии немыслимо без хорошо разработанного плана.

Деятельность санитарной инспекции дает в этом направлении богатый материал, который, к сожалению, не учитывается и как следует не разрабатывается. Это и является причиной того, что по ряду основных санитарных вопросов нельзя дать подробного ответа, основанного на фактическом материале, а приходится ограничиваться разрозненными сведениями. Например, нет разработанных данных по Союзу о загрязнении водоемов, об организации зон санитарной охраны водоемов и их влиянии на чистоту источников водоснабжения, о загрязнении атмосферного воздуха, о санитарном состоянии санитарно-технических устройств и сооружений (водопроводов, канализаций, ассенизации и т. п.). Трудно ответить на вопросы, каково санитарное состояние нового строительства, насколько эффективна, целесообразна, интенсивна и правильна работа санитарной инспекции и т. д. Иначе говоря, нет полного подробного статистического учета санитарных неблагополучий и нарушений, оздоровительных мероприятий, всей работы санитарной инспекции и ее результатов.

Вследствие этого иногда не имеется достаточных данных и для обоснования плана намечаемых мероприятий и разрабатываемого законодательства. Отсюда же возникают трудности при составлении контрольных цифр для годового и пятилетнего плана оздоровительных мероприятий. В повседневной работе санитарной инспекции приходится также постоянно ощущать эти дефекты, так как нет возможности полностью учесть динамику санитарных неблагополучий, причины, их вызывающие, и т. п.; при проведении санитарных мероприятий нет данных для сравнения.

Между тем такой материал имеется, он даже регистрируется, но без определенной системы, без общего плана каждой республикой, каждым краем, а иногда даже районом и городом самостоятельно, без общей связи. В общесоюзном же и даже республиканском масштабе учет санитарных неблагополучий, нарушений и мероприятий

1 Настоящая статья печатается в дискуссионном порядке. Редакция считает, что необходимо обсудить предложения автора как в основной их части, т. е. необходимости унификации первичных записей жилищно-коммунальной инспекции, так и в части тех исходных соображений, на началах которых должна быть построена, по мнению автора, вся система первичной документации и отчетности. Признавая, что эта документация является чрезвычайно важным подспорьем в планировании работы. Санинспекции, в ознакомлении с успехами и недочетами самой работы, следует в-то же время принять во внимание, что та же документация может явиться причиной подмены живой оперативной деятельности бумажными записями в виде карт обследования и пр. В интересах наиболее широкого обсуждения редакция просит сообщить замечания по данному вопросу в любой форме — статей, писем, заметок и т. п. — с предложением форм записей, иллюстрирующих ту или иную местную практику.

отсутствует совершенно. Такая работа проводится случайно, несистематично и непланомерно.

Для точного учета санитарных неблагополучий и нарушений, намечаемых и проводимых санитарных мероприятий, регистрации их динамики (улучшение или ухудшение), оценки и сравнения происходящих явлений, выработки конкретного плана санитарных мероприятий и их обоснования, а также для составления санитарного обзора по всему Союзу и единого плана задания для плановых органов и различных ведомств должны быть установлены специальные записи. Эти записи должны проводиться по- единообразной форме и разрабатываться в союзном, республиканском, краевом, районном, городском масштабе в зависимости от объекта.

Начинаний в этом деле, хотя и разрозненных, было немало. Проявляли инициативу республиканские, краевые и городские инспекции, составлявшие карты санитарных описаний, стандартные методы исследования воды, изданные Бюро всесоюзных водопроводных и са-нитарно-технических съездов и др. Но все эти попытай, не будучи объединены в центре, остались эпизодически .разрозненными и не дали того эффекта, который могли бы дать при их унификации. В настоящее время деятельность санитарной инспекции нуждается в унифицировании следующих работ.

Учета объектов санитарного надзора и оздоровления, а также установления для этой цели единой классификации; санитарного описания тех же объектов; текущего санитарного надзора за ними; предупредительного санитарного надзора; плана-заданий оздоровительных мероприятий; учета влияния санитарных мероприятий; отчетов о деятельности санитарной инспекции и учета ее результатов; обзоров санитарного состояния (комплексных) населенного места, района, края, республики, Союза.

При разработке перечисленных вопросов надлежит исходить из следующих соображений.

Объекты санитарного надзора и оздоровления можно разделить:

1. По их значению на объекты: а) союзного, б) республиканского, в) краевого и г) местного значения.

Такое деление важно как при проведении санитарного надзора, так как определенные объекты берутся на учет соответствующей санитарной инспекцией, так и при составлении плана-заданий в рамках годового и пятилетнего плана оздоровительных мероприятий;

2. По проводимым мероприятиям: а) объекты, требующие крупных оздоровительных мероприятий, б) объекты, нуждающиеся только в некотором санитарном улучшении, в) объекты, требующие постоянного и регулярного санитарного надзора, г) объекты, требующие периодического санитарного наблюдения, д) объекты, требующие выяснения результатов их оздоровления, е) объекты, требующие обследования и изучения.

Такое деление дает возможность санитарной инспекции планировать свою работу, намечать сроки посещения каждого объекта, выяснить характер работы, углубить и специализировать ее;

3. По исполнителям: а) объекты, подлежащие изучению научно-исследовательскими институтами, б) объекты, подлежащие контролю лабораторий, в) объекты, требующие контроля санитарного инспектора, г) объекты, находящиеся под наблюдением помощника санитарного инспектора, д) объекты под надзором советского актива — санитарных уполномоченных.

Такое деление правильно распределяет оздоровительную работу в зависимости от санитарного значения объекта и характера работы, разгружает санитарного инспектора от мелкой повседневной работы, облегчает использование его как специалиста и дает научную базу для его деятельности.

4. По характеру, размерам и сложности санитарного надзора и мероприятий: < I

а) населенные места: города, портовые города, рабочие поселки, дачные поселки, курорты, совхозы, села, части населенного места — жилой, промышленный, административный, больничный районы;

б) отдельные элементы населенного места — здания: жилые с индивидуальными квартирами,. общежития, гостиницы, дома колхозника; общественные-— театры, цирки, музеи; личной гигиены — бани, прачечные, душевые, купальни; детские: школы, детсады, ясли; культурно-просветительные: клубы, дома культуры, библиотеки, техникумы, втузы; физкультурные — стадионы, плавательные бассейны, ипподромы; лечебно-профилактические: больницы, амбулатории, санатории, дома отдыха и т. п.;

в) отдельные элементы благоустройства: водные ресурсы-водоемы, служащие для водоснабжения, для купания, для катания, для плавания; водоснабжение: места забора воды, зоны санитарной охраны, водопроводные очистные сооружения и устройства, места разбора воды; канализация: места спуска сточных вод, кана-лизационно-очистные сооружения и устройства; ассенизация: приемники для отбросов, ассенизационные обозы; ассенизационные гаражи, ассенизационные поля, свалки, мусоросжигательные печи, утилизационные склады и заводы, кладбища, скотомогильники; озеленение: бульвары, скверы, сады, парки, парки культуры и отдыха;- замощение: площади, улицы, дорош.

Такое деление позволяет правильно распределить объекты между отдельными санитарными инспекторами, учесть их работу, специализировать ее и выработать нормы обслуживания (кадры санинспекторов и помощников). Охрана воздуха, воды и почвы входит в учет указанных объектов, например, охрана воды—в объектах водоснабжения, охрана почвы — в объектах ассенизации, охрана воздуха — в промрайоне, в жилом районе, е- объектах озеленения и т. д. Перечисленные объекты могут в зависимости от целевой установки санитарного надзора и оздоровления быть взяты в целом или дробиться, например, жилое здание на отдельные квартиры, или подвергаться, надзору и оздоровлению не в целом, а только в одном каком-либо отношении, например, по охране воздуха в жилом районе и т. д.

Помимо разработки классификации объектов, надлежит составить план учета и форм регистрации их.

Санитарное описание объектов санитарного надзора и оздоровления может быть различным' в зависимости от целевой установки. Оно может служить целям: а) текущего санитарного надзора в связи с -санитарными нарушениями, б) выяснения санитарных вредностей и выработки оздоровительных мероприятий, в) выяснения результатов проводимых оздоровительных мероприятий и г) реконструкции и планировки населенного места.

Санитарное описание, в большинстве случаев составленное вначале более подробно, в дальнейшем подвергается дополнению и исправлению в зависимости от происходящих изменений, причем в случае ухода одного исполнителя работа может быть продолжена и использована другим. Санитарное описание в зависимости от объекта и целевой установки может быть или простым и кратким (например, текущий надзор за парикмахерской), или более подробным (например, текущий надзор за очистными сооружениями, водопроводом, канализацией) и сложным (например, проведение зоны санитарной охраны водоснабжения), причем в него может войти уже описание не одного, а нескольких объектов. Санитарное описание для выработки оздоровительных мероприятий и особенно для выяснения результатов этих мероприятий может потребовать научного исследования. Наконец, для некоторых объектов при текущем надзоре, помимо санитарного описания, может потребоваться в дополнение к нему лабораторный контроль с регулярной регистрацией результатов анализов.

Самые формы регистрации санитарных неблагополучий, нарушений а санитарных мероприятий можно свести к трем основным видам:

1) к «Общей индивидуальной» карте для регистрации единичных санитарных неблагополучий, нарушений и мероприятий, 2) к «Санитарному журналу» учета динамики санитарных неблагополучий и мероприятий, 3) к специальным анкетам для записи обследований, производимых по заданиям.

«Общая индивидуальная» карта применяется в процессе проведения предупредительного' и текущего санитарного! надзора. Регистрация на ней имеет своей задачей отметить факт скоро проходящего неблагополучия и проведенное простое мероприятие, причем отметить сжато, кратко, без излишних деталей, как у амбулаторного больного, — «диагноз и лечение».

«Санитарный журнал» является как бы историей подлежащего наблюдению санитарной инспекции объекта; он подобен «истории болезни» стационарного больного. «Санитарный журнал» ведется для объекта, требующего длительного наблюдения, продолжительного или сложного мероприятия, объекта, в котором отмечается одно или несколько неблагополучий и в котором динамика занимает видное место. «Санитарный журнал» может быть простым и сложным (например, санитарный журнал домовладения, куда входит ряд простых квартирных журналов). В «Санитарный журнал» могут включаться карты со скоропроходящими неблагополучиями и данные лабораторных анализов. «Санитарный журнал» — наиболее распространенная форма регистрации, в настоящее время разработан Главной санитарной инспекцией РСФСР взамен «Санитарной тетради», принятой в большинстве городов. «Санитарный журнал» заводится с момента проведения предупредительного саннадзора и ведется во все время существования объекта и проведения текущего саннадзора («Санитарный паспорт»).

Обследования имеют разный объем в зависимости от характера обследования и того периода, на который это обследование рассчитано. Обследование может быть или простым, когда ему подвергается один объект, может быть по своему характеру и очень сложным, или массовым, например, обследование водоснабжения района. Обследования могут разниться по своему содержанию: они могут быть ориентировочными и подробными с данными исследования лабораторного и инструментального характера; могут проводиться один раз или повторно, причем материал может собираться постепенно в порядке текущей работы. Отсюда вытекает необходимость установления для записи результатов обследования нескольких форм специальных анкет: а) сокращенной, б) полной, в) комплексной.

За время существования санитарной организации разработан ряд анкет. В настоящее время надо пересмотреть анкеты с точки зрения социалистического строительства и стахановских методов работы и унифицировать их. Следует иметь в виду, что «Санитарная карта», «Санитарный журнал» и «Санитарная анкета» должны составить единое целое.

Необходимо разработать единую методику лабораторного исследования для получения вполне сравнимых записей при обследованиях. Стандартная методика исследования питьевых и сточных вод уже разработана, хотя и не получила официального^ утверждения; методика исследования воздуха, почвы, зданий пока не проработана.

Текущий санитарный надзор нуждается в учете: а) объектов надзора, б) исполнителей, в) предъявляемых требований, г) получаемых результатов, д) карательных действий. Учитывая многочисленность и разнообразие объектов санитарного надзора, необходимо обратить особое внимание на нормирование работы, на упро-

щение методики надзора и контроля. Крайне необходима разработка единообразных простых форм предъявляемых требований со стороны санинспекции и установленных ею санитарных нарушений: наложение штрафа, воспрещение пользования объектом или егоэксплоа-тации, привлечение к судебной ответственности и т. д. с указанием законоположений как основания для действия санитарного инспектора. Такие формы не только сократят работу санитарного инспектора, но и; повысят производительность труда, поднимут авторитет санитарного органа, опирающегося в своей деятельности на закон. Одновременно эти формы предъявят к санитарному инспектору более повышенные требования в его работе. Здесь стахановские методы работы могут дать наибольший эффект и наиболее применимы. Нормы работы, формы и учет уже разработаны в ряде союзных республик., но не унифицированы в союзном масштабе. Собрать нормы выработки санитарной инспекции, формы записей и методы учета работы по санитарному надзору, пересмотреть их под углом зрения стахановских методов и унифицировать для всего Союза ССР — основная задача ближайшего времени.

Предупредительный санитарный надзор нуждается в учете: а) объектов надзора, их характера и значения, б) метода проведения— экспертиза, просмотр, консультация, участие в рассмотрении, выезд на место, в) предложенных мер, г) полученных результатов. Имея надлежащий учет, можно правильно оценить данную работу и наметить необходимые мероприятия- Этот учет должен быть проработан заново.

Особенно серьезное значение имеет составление плана-задания как годового, так и особенно пятилетнего для плановых органов и ведомств. Опыт, проведенный санитарной инспекцией РСФСР, не только заслуживает внимания, но требует анализа для установления соответствующей методики по СССР. Для составления такого плана-задания требуется подробная программа, санитарные нормы и показатели, которыми могли бы руководствоваться санитарные инспектора. Планы-задания отдельных санитарных инспекций должны быть пригодны для сводки их и разделения по значению (местное, краевое, республиканское, союзное) и ведомствам (НКХоз, НКТПром, НКЗдрав и др.) его исполнителям. Кроме того,, должен быть разработан план-задание непосредственно для санитарной инспекции. В плане-задании должны быть выделены объекты срочного выполнения, основные и второстепенные. План-задание должен иметь конкретные обоснования. Все это должно иметь не только текстовое, но и цифровое выражение. Программа, нормы и санитарные показатели для плана-задания являются наиболее трудными для разработки и в то же время крайне ответственными и срочными для исполнения.

В непосредственной связи с планом-заданием стоит учет проведения оздоровительных мероприятий и их эффективности. Как составление плана-задания, так и учет влияния санитарных мероприятий должны находиться в тесной связи с исследованием естественного движения населения, исследованием причин смертности, а также с исследованием заболеваемости. ,

Все перечисленные материалы должны служить основанием для составления отчета, который в зависимости от характера работы должен иметь различные сроки исполнения. Участковые санинспектора представляют отчет в городе и районе один раз в месяц, городские и районные санинспектора — один раз в три месяца, краевые санинспектора— один раз в полугодие, республиканские и союзные глав1-

санинспекции — один раз в год. Отчет должен выявить деятельность самой инспекции, а не других органов и ведомств, хотя бы их деятельность соприкасалась с работой санинспекции и имела бы оздоровительное значение. Этого рода деятельность может составить часть-санитарного обзора, а не отчета. Отчет должен охватить работу всей санинспекции: госсанинспектора, его помощника и сануполно-моченных, работающих под руководством госсанинспектора.

Отчет составляется по единой программе; отдельные отчеты объединяются в общий отчет для .представления по восходящей линии. Отчет обнимает собой текущий саннадзор, предупредительный сан-надзор, оздоровительные и предупредительные санмероприятия. Он должен заключать в себе не только цифровые данные о проведенной санинспектором работе, но и текстовые данные, особенно данные о результате работы. Отчеты в настоящее время составляются всеми санинспекциями по различным формам. Необходимо имеющиеся программы пересмотреть- с точки зрения их унификации.

Обзор санитарного состояния должен характеризовать санитарное состояние (коплексно) населенного места, района, края, республики, Союза и всех происшедших в нем изменений за истекший период. Обзор составляется один раз в год и является, с одной стороны, обоснованием плана работ санинспекции на следующий год, а, с другой стороны, выявлением результатов работы санинспекции за истекший год. рбзор санитарного состояния не может пройти мимо освещения динамики естественного движения населения, эпидемической и общей заболеваемости. В нем должны найти отражение все мероприятия других ведомств, помимо госсанинспекции, повлиявшие на санитарное состояние населенного места, района и т. п. Поскольку обзор санитарного состояния должен вноситься в соответствующие правительственные органы и являться базой для всех последующих мероприятий, его программа должна быть особенно тщательно и всесторонне проработана. Обзор должен так же, как отчет, служить материалом для сводки по восходящей линии.

Резюмируя сказанное, укажем, что работа по унификации учета санитарных неблагополучий и санитарных мероприятий по жилищно-коммунальной 'санитарии должна проводиться как в общесоюзном, так и республиканском масштабе, причем должен быть установлен цертр разработки, руководящий и объединяющий всю работу. Работа предстоит большая, но крайне необходимая для правильного построения санитарной инспекции и проведения стахановских методов в ее деятельности. Работа должна быть проведена при активном участии научно-исследовательских институтов, лабораторий и гигиенических кафедр. Для разработки тех или иных вопросов должны привлекаться также местные санитарные инспекции.

Во избежание неправильного толкования предлагаемой регистрации следует подчеркнуть, что учет намечается не как «учет для учета», а как приспособление уже производящихся записей, их упрощение и унификация в целях сокращения времени, возможности дальнейшего использования и контроля. Объекты и мероприятия, не представляющие ценности, 'могут и должны быть изъяты из учета. Важно установление единых общесоюзных методов составления плана работы, ее проведения и учета с последующим выяснением результатов и отчетностью. Форма и методика лечебной регистрации унифицирована и разработана, санитарная же проводится кустарно и ждет упрощения и упорядочения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.