Научная статья на тему 'Унификация подходов к проведению и организации всероссийской олимпиады школьников'

Унификация подходов к проведению и организации всероссийской олимпиады школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
олимпиады школьников / система поступления / унификация подходов / английский язык. / Olympiad of schoolchildren / admission system / unification of approaches / English.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулов А.П.

Интеллектуальные состязания школьников в отечественной традиции обучения и воспитания являются архиважными проектами, направленными на поиск и развитие таланта и одаренности в масштабах всей страны. В современной образовательной парадигме складывается альтернативная система поступления в высшие учебные заведения, когда академические конкурсы получают приоритет над системой государственных экзаменов, а дипломанты олимпиад имеют особые права и преимущества в глазах приемных комиссий. Актуальность нашего исследования обусловлена массовостью участия в предметных олимпиадах, повышенным вниманием и поддержкой со стороны государства, с одной стороны, и отсутствием единства подходов к созданию олимпиадных комплектов, проведению и организации всероссийской олимпиады школьников, с другой. Нами были исследованы официальные сайты операторов ВСОШ федерального и регионального уровней, а также изучены многочисленные научные статьи современных отечественных и зарубежных исследователей по теме. В фокусе внимания авторов находится всероссийская олимпиада школьников по английскому языку, соответственно, нами предметно указываются недостатки существующего порядка. Анализ ситуации позволит предпринять меры по усовершенствованию процедуры проведения и организации ВСОШ, и в целом поднять бренд олимпиады в глазах школьников, их наставников и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unification of approaches to holding and organizing the All-Russian Olympiad for schoolchildren

Intellectual competitions of schoolchildren in the domestic tradition of education and education are archival projects aimed at finding and developing talent throughout the country. In the modern educational paradigm, an alternative system of admission to higher education institutions is formed, when academic competitions receive priority over the system of state exams, and Olympiad diplomas have special rights and advantages in the eyes of admissions offices. The relevance of our study is due to the mass participation in subject olympiads, increased attention and support from the state, on the one hand, and the lack of unity of approaches to the creation of olympiad kits and the holding and organization of the All-Russian Olympiad for schoolchildren, on the other. We studied the official websites of operators of the federal and regional levels of the All-Union Armed Forces, as well as studied numerous scientific articles by modern domestic and foreign researchers on the topic. The focus of the authors' attention is the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English, respectively, we substantively indicate the shortcomings of the existing order. The analysis of the situation will make it possible to take measures to improve the procedure for conducting and organizing the contest, and in general to raise the brand of the Olympiad in the eyes of schoolchildren, their mentors and parents.

Текст научной работы на тему «Унификация подходов к проведению и организации всероссийской олимпиады школьников»

Unification of approaches to holding and organizing the All-Russian Olympiad for schoolchildren

Gulov Artem Petrovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Moscow State Institute of International Relations (University), Moscow

Intellectual competitions of schoolchildren in the domestic tradition of education and education are archival projects aimed at finding and developing talent throughout the country. In the modern educational paradigm, an alternative system of admission to higher education institutions is formed, when academic competitions receive priority over the system of state exams, and Olympiad diplomas have special rights and advantages in the eyes of admissions offices. The relevance of our study is due to the mass participation in subject olympiads, increased attention and support from the state, on the one hand, and the lack of unity of approaches to the creation of olympiad kits and the holding and organization of the All-Russian Olympiad for schoolchildren, on the other. We studied the official websites of operators of the federal and regional levels of the All-Union Armed Forces, as well as studied numerous scientific articles by modern domestic and foreign researchers on the topic. The focus of the authors' attention is the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English, respectively, we substantively indicate the shortcomings of the existing order. The analysis of the situation will make it possible to take measures to improve the procedure for conducting and organizing the contest, and in general to raise the brand of the Olympiad in the eyes of schoolchildren, their mentors and parents.

Keywords: Olympiad of schoolchildren; admission system; unification of approaches; English

Цитировать: Гулов А.П. Унификация подходов к проведению и организации всероссийской олимпиады школьников // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 283-291. EDN: OURTEK. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.51

Гулов Артем Петрович, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет), Москва

ORCID: 0000-0001-7192-5316

Интеллектуальные состязания школьников в отечественной традиции обучения и воспитания являются архиважными проектами, направленными на поиск и развитие таланта и одаренности в масштабах всей страны. В современной образовательной парадигме складывается альтернативная система поступления в высшие учебные заведения, когда академические конкурсы получают приоритет над системой государственных экзаменов, а дипломанты олимпиад имеют особые права и преимущества в глазах приемных комиссий. Актуальность нашего исследования обусловлена массовостью участия в предметных олимпиадах, повышенным вниманием и поддержкой со стороны государства, с одной стороны, и отсутствием единства подходов к созданию олимпиадных комплектов, проведению и организации всероссийской олимпиады школьников, с другой. Нами были исследованы официальные сайты операторов ВСОШ федерального и регионального уровней, а также изучены многочисленные научные статьи современных отечественных и зарубежных исследователей по теме. В фокусе внимания авторов находится всероссийская олимпиада школьников по английскому языку, соответственно, нами предметно указываются недостатки существующего порядка. Анализ ситуации позволит предпринять меры по усовершенствованию процедуры проведения и организации ВСОШ, и в целом поднять бренд олимпиады в глазах школьников, их наставников и родителей.

Ключевые слова: олимпиады школьников; система поступления; унификация подходов; английский язык

УДК

5.8.1

Гулов А.П.

Унификация подходов к проведению и организации всероссийской олимпиады школьников

Введение

Всероссийская олимпиада школьников является федеральным проектом, направленным на выявление и поиск талантливой молодежи, призванной стать интеллектуальной элитой. Стратегические решения в образовании включают в себя обеспечение функционирования независимой национальной образовательной системы, с отказом от некоторых структурных элементов Болонской системы, и возврату к традиционной экосистеме специалитета по отдельным специальностям. Высшее образование должно стать кузницей креативных специалистов, а не фабрикой дипломов, которые никак не востребованы на рынке труда в условиях постоянно меняющегося мира и постоянного устаревания технологий. Востребованы специалисты-исследователи, а не носители мертвого груза знаний, не умеющие адекватно и целесообразно применить накопленный багаж со школьной и вузовской программ. Предметные олимпиады как феномен являются социокультурным явлением, связующим звеном между наукой в высшем учебном заведении и исследовательской, проектной деятельностью подростков с учетом потребностей общества. В то время как система государственной аттестации по различным предметам проводится в своем абсолютном большинстве в виде тестов, за что ЕГЭ достаточно часто критикуют в высшей школе и в учительских общеобразовательных учреждений, олимпиадные задания, напротив, направлены на развитие творческих способностей и нередко нуждаются в развернутом, раскрытом ответе на поставленные вопросы. Олимпиада помогает не только накапливать знания свыше школьной программы, но и грамотно их структурировать и применять в рамках решения нестандартных задач.

Уникальность отечественного олимпиадного движения в том, что создана и успешно функционирует система из 26 дисциплин (с 2022 года в предмете «Технология» появились 2 новых направления, «Робототехника» и «Информационная безопасность»), которая затрагивает абсолютно все общеобразовательные учреждения в Российской Федерации. Школьный этап ВСОШ проводится в каждой школе, и является самым массовым интеллектуальным состязанием в стране. По мере отбора учащихся, школьники проходят через сито муниципального, регионального и заключительного этапов, и лучшие молодые умы получают солидные бонусы от государства на федеральном и региональном уровнях [14]. Дипломы призера и победителя гарантируют поступление по профилю олимпиады в любые вузы страны без вступительных испытаний, а также включают возможность автоматически получить 100 баллов ЕГЭ по данному предмету в случае смены профиля поступления. Как правило, талантливая молодежь может глубоко изучать несколько смежных предметов, при этом окончательно определяясь с вектором дальнейшей образовательной траектории только к концу 11 класса. Нередки случаи результативного участия по нескольким предметам, в том числе парадоксальным образом и по не схожим направлениям.

Становится очевидным, что консолидированные усилия государства, школы и вуза приводят к желаемому результату – многие ребята начинают интересоваться нестандартными заданиями, открывают заново свои таланты и творческие способности, вступают на путь исследователя и творца. Тем не менее, существует проблема унификации подходов как к проведению интеллектуальных состязаний, так и при отборе содержания олимпиадных заданий. Целью нашего исследования является анализ процедуры проведения конкурсов вместе с нормативными документами на примере предмета «Английский язык», в рамках которого мы фокусируемся на отсутствии системности в проведении муниципального и регионального этапов ВСОШ, так как они проводятся в различных регионах без должного контроля со стороны федеральных органов. Одновременно, мы предлагаем проект информационного ресурса, который призван решить многие из указанных нами проблем ввиду его целостного характера и общности применения и использования во всех субъектах федерации.

Материалы и методы

В рамках нашего исследования были применены теоретические методы анализа и обобщения научных трудов по теме, как зарубежных, так и отечественных авторов. Нами просмотрены современные труды исследователей, изучающих вопросы развития одаренности [7,17,21]. Некоторые авторы считают, что участие в олимпиадах позволяет развивать когнитивные способности учащихся, что особенно актуально для детей, демонстрирующих склонность к исследовательской деятельности [6,19,20]. Ряд работ посвящен развитию функциональной грамотности молодежи, их критическому мышлению и умению ориентироваться в потоках информации [4,13,18]. Особенности проведения и организации олимпиадных конкурсов также находятся в фокусе внимания ученых, в том числе в трудах описаны основные отличия вузовских проектов [1,5,10]. Нами также был изучен ряд информационных порталов, посвященных тематике ВСОШ, и нормативных документов, которые были представлены на их страницах [3,11,12,16]. Некоторые исследователи предлагают опираться на комплексный, контекстный и деятельностный подходы, говоря о научно-методическом обеспечении олимпиадной подготовки [2].

Результаты и обсуждения

В рамках данного исследования нами предпринята попытка оценить уровень единства подходов к проведению всероссийской олимпиады школьников на примере английского языка. Проведенный контент-анализ олимпиадных материалов и нормативных документов в различных регионах позволил сделать определенные выводы о проблемах унификации как организации и освещения процедуры ВСОШ, так и на уровне содержания заданий для конкурсов. Безусловно, подобная система интеллектуальных состязаний нуждается в максимально полном и прозрачном информационном освещении на федеральном уровне. На сегодняшний день мы наблюдаем разобщенную систему сайтов образовательных учреждений, которые нередко дублируют одну и ту же информацию. Информационные порталы региональных и муниципальных органов управления образования размещают одинаковые комплекты документов, федеральные операторы олимпиады сменяют друг друга без сохранения информационной преемственности, площадки заключительных этапов временно создают сайты для финалистов, не сохраняя архивы на горизонте долгих лет. Единственным ресурсом в сети Интернет, стабильно накапливающим базу заданий по всем предметам за прошлые годы, является сайт vos.olimpiada.ru, который обозревает новости московских олимпиад. Данный сайт функционирует на поддомене портала Olimpiada.ru, который был запущен в 1999 году в городе Москва. Данный ресурс существует при помощи специалистов Центра педагогического мастерства, Москва, и был организован на базе Московского Центра непрерывного математического образования, при активном участии И.В. Ященко и А.К. Кулыгина. Ресурс reg.olimpiada.ru осуществляет информационную поддержку муниципального и регионального этапов в городе Москва, работая как закрытые площадки для выгрузки результатов и написания туров онлайн.

На наш взгляд, информационное освещение олимпиадного движения по всем предметам должно осуществляться на федеральном уровне, на базе единого ресурса. Например, существует информационный портал образовательного центра «Сириус» sochisirius.ru, на котором публикуются новости данного учреждения. Сам центр создан по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2014 году, и его деятельность направлена на синтез науки, искусства и спорта. Будучи учрежденным фондом «Талант и Успех», в его стенах происходит воспитание и взращивание талантливой молодежи, идущей по совершенно разным трекам, на федеральной территории «Сириус», Краснодарский край. Все образовательные программы бесплатны для школьников, хотя для участия необходимо соответствовать ряду критериев, которые опубликованы на сайте. Данный ресурс служит примером того, как образовательная организация объединяет школьников со всех регионов России, кроме того, существуют программы для студентов и педагогов.

Мы считаем, что целесообразным для развития олимпиадного движения является разработка единого федерального портала, на котором будут освещаться все вопросы, связанные с проведением и организацией ВСОШ в масштабах всей страны. Данный ресурс возможно использовать как единую интерактивную площадку, на страницах которой в оцифрованном виде возможно найти любую информацию, актуальную для участников олимпиад, их наставников и родителей. Объединение уже накопленных архивов и баз данных на едином сайте выглядит требованием времени, обусловленным как цифровизацией образования, так и общества. Среди рекомендуемых разделов выделим следующие – новости, архивы заданий прошлых лет, связь с жюри и контролирующими органами, архив официальных документов, примеры работ призеров и победителей, список рекомендованной литературы, видеоуроки и онлайн-курсы, доступные для участия проекты интеллектуальных состязаний вузов. Напомним, что ВСОШ не является единственным образовательным конкурсом, так как существует ряд «перечневых» олимпиад, интеграция с которыми выглядит разумным шагом, так как вузовские проекты рекомендованы для участия Министерством науки и высшего образования, при успехах в которых также гарантированы академические бонусы. Существует портал vserosolimp.edsoo.ru, однако данный ресурс не является интерактивным, и не объединяет деятельность всех регионов.

Обратимся к специфике олимпиады по английскому языку. Внеурочная деятельность в рамках преподавания иностранных языков является важным компонентом организации занятий. Уровень владения английским языком для успешной сдачи государственных экзаменов – В2, в то время как олимпиадные нормативные документы устанавливают минимальную планку в С1 для участия в заключительном этапе. Безусловно, для преодоления данного противоречия в школах создаются условия для дополнительного, более углубленного изучения предмета. Немаловажную роль в олимпиадном курсе играет знакомство с форматом заданий, так как специфика комплектов контрольно-измерительных материалов влияет на успешность школьников.

Вопрос разработки заданий олимпиадных комплектов является актуальным на разных уровнях. Прежде всего, обращает на себя внимание следующий факт: задания муниципального этапа разрабатывают региональные органы управления образованием, руководствуясь при этом Рекомендациями Центральной предметно-методической комиссии. Данные рекомендации носят необязательный характер, и, по сути, никак не контролируют деятельность по разработке заданий. Процедура рецензирования заданий не является обязательной и публичной, не разработаны механизмы проверки структуры олимпиадных заданий на их соответствие утвержденным рекомендациям. Муниципальный этап предстает в весьма хаотичном виде с точки зрения единства стандартов. Проанализированные нами комплекты с заданиями показывают, что в масштабах всей страны отсутствует единство подходов как к отбору содержания заданий, так и процедуре проведения олимпиады. Например, в рамках проведения муниципального тура 2022-23 учебного в Московской области проводился устный тур, в городе Москва - нет. Рекомендации к составлению заданий оставляют организацию устного тура на усмотрение региональных комиссий. Однако, мы не можем игнорировать возникающее неравенство - во-первых, наличие устного тура достаточно сильно меняет расклад в итоговом протоколе даже внутри одного региона, во-вторых, участие в таком конкурсе служит хорошей практикой перед региональным этапом, на котором говорение является обязательным структурным компонентом. Напомним, что задания регионального этапа едины для всей страны, как и критерии оценивания. На муниципальном этапе регионы трактуют рекомендации по-своему. Мы понимаем, безусловно, что в масштабах крупных городов с большим количеством участников труднее организовывать устные выступления, так как подобная деятельность требует работы экспертов и технического обеспечения. Однако, мы ведем речь о единстве подходов к проведению конкурса, пусть и путем преодоления организационных трудностей. Напомним, что в ЕГЭ по английскому конкурсу присутствует устная часть, и технически с этим заданием справляются во всех регионах страны и что первоочередная функция организатора устного тура - обеспечить запись участников, а не мгновенная проверка и выставление баллов. Эксперты могут оценивать работы дистанционно, без прямого контакта с конкурсантами.

Обратимся к письменному конкурсу. Так, в Москве последние несколько лет участникам предлагается написать эссе по цитате. Школьникам необходимо прокомментировать мудрые высказывания известных людей, а также выразить собственное отношение к представленной идее. Центр педагогического мастерства в Москве проводит разъяснительную работу с учителями-экспертами, добиваясь единства подходов к проверке данного письменного жанра. Однако, признавая методическую ценность данного задания и усилия организатора по стандартизации проверки, обратимся к анализу письменных форматов регионального этапа за последние 10 лет - среди них нет эссе. На регионе используются следующие жанры: рассказ, статья, рецензия, отчет [22]. При этом в других субъектах РФ локальные комиссии предусмотрительно включают в письменный конкурс именно те виды форматов, которые могут попасться на региональном этапе. Соответственно, участники могут получить дополнительную тренировку в реальных стрессовых условиях, что помогает адаптироваться к уровню сложности и преодолеть волнение и тревогу на следующих этапах олимпиады. Отметим, что некоторые школьники осознанно принимают участие в большом количестве конкурсов и вузовских олимпиад именно для приобретения такого опыта.

Начиная с регионального этапа, всероссийская олимпиада школьников проводится по единому комплекту заданий для всех субъектов, разработчиком выступает Центральная предметно-методическая комиссия. Тем не менее, в различных регионах проявляются некоторые оригинальные черты, которые оказывают влияние на таблицу итоговых результатов школьников и индивидуальную траекторию их успеха. Прежде всего, речь идет о работе экспертов жюри и трактовке критериев конкурсов устной и письменной речи. Безусловно, принимая во внимание наличие большого количества региональных комиссий, вопросы обучения экспертов стоят остро, и на некоторые вызовы мы получаем достойный ответ. На федеральном уровне проводятся вебинары ЦПМК, разъясняющие основные подходы и принципы организации и проверки олимпиадных туров. Тем не менее, не ведется полноценной целенаправленной работы, позволяющей выработать единые стандарты. Как правило, для участия в деятельности жюри привлекаются либо вузовские сотрудники, либо эксперты ЕГЭ, тем не менее, не существует единого пула олимпиадных экспертов по всей стране, сплоченных в единый коллектив, пусть и заочно.

Дополнительной проблемой является наличие весьма размытых критериев, которые могут различными комиссиями по проверке работ трактоваться индивидуально. Например, долгое время одним из критериев письменной работы являлась креативность участника, при этом совершенно не ясно было, что именно могло позволить считать текст креативным, а не банальным. В устной речи в критериях ничего не говорится о регламенте оценивания, если участник нарушает рамки времени высказывания, например, говорит дольше, чем следует. Соответственно, одни региональные комиссии относятся лояльно и позволяют заканчивать устное высказывание, а другие - обрывают строго по таймеру, не позволяя закончить монолог, что приводит к потере баллов. Есть сложности и с диалогической речью. Так, согласно требованиям карточки, участники должны задавать друг другу вопросы по существу презентации. Однако, как следует поступить школьнику с вопросом, ответ на который априори не содержится в выступлении или в информационном файле, представленном для ознакомления перед выступлением? Дать неполный ответ, отказаться отвечать, дать неконкретный ответ? И, самое главное, как поступить в этом случае эксперту? Критерии оценивания не дают никаких рекомендаций, что приводит к самодеятельности членов жюри, и, в свою очередь, может служить поводом для конфликтов и апелляций. Отметим, что такие случаи учащаются, так как в условиях конкуренции олимпиадники задают на туре каверзные вопросы, в том числе не совсем по существу темы выступления.

В заданиях лексико-грамматического тура регионального этапа Методические рекомендации позволяют экспертным комиссиям расширять ключи, если предлагаемые ответы участника соответствуют всем нормам современного английского языка. Достаточно часто предложенные школьниками варианты оказываются удачными и корректными даже в таких заданиях, как кроссворд и словообразование. Принимаемые в пользу учеников решения становятся частым явлением, но разные комиссии допускают разные варианты ответов, что приводит к разным баллам за одинаковое задание в разных регионах. Напомним, что проходной балл для участия в заключительном этапе является единым по всей стране, и подобные казусы нарушают принцип равенства участников.

Обратимся к практике показа и апелляции работ. В одних регионах данные процедуры проходят онлайн, оставляя участникам запас времени на анализ собственной работы и выставленных баллов. В других показ и апелляцию отделяют несколько часов, при этом участникам запрещено использовать словари и справочники при общении с экспертами. Отметим, что с недавнего времени апелляционные комиссии получили право понижать баллы за работу, что потенциально может привести к конфликтным ситуациям. Подавая апелляцию, участник рассчитывает на поднятие баллов, на пересмотр работы, надеясь в диалоге с жюри объяснить собственную позицию. Безусловно, мы признаем, что ошибки могут совершаться и в пользу ученика, однако такие ситуации единичны.

Подготовка к всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку является комплексной и сложной образовательной деятельностью, вызывающей трудности у большинства представителей педагогической общественности. Среди проблем при организации подобного курса явственно выделяется неопределенность со списком рекомендованной литературы, то есть учебно-методических пособий, научных статей или веб-ресурсов, которые могут использоваться при проектировании. Несмотря на широкий интерес к олимпиадному движению, до сих пор Министерство просвещения не публикует единые учебно-методические комплекты для подготовки к интеллектуальным состязаниям. Рассмотрим источники, которые могут использоваться для подготовки к ВСОШ. На наш взгляд, логичным выглядит внедрение материалов прошлогодних тестов для знакомства с форматом, отечественных олимпиадных учебно-методических пособий для выработки стратегий решения заданий, а также зарубежных пособий по языку для повышения качества владения языком. Изучение научных трудов по заявленной тематике также может оказаться полезной практикой для педагогов.

Официальным актуальным документом, в котором содержится информация от Центральной предметно-методической комиссии, проливающим свет на возможные источники подготовки, является сборник «Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2022/23 учебном году», которые были утверждены 14.06.2022 г. В данном документе содержатся 14 наименований, которые в своей основной массе принадлежат авторству разработчиков реальных олимпиадных заданий, и являются сборниками заданий прошлых лет. Мы разделили эти ресурсы на 3 условные группы, которые представлены в таблице.

Таблица – Сборники с олимпиадными заданиями прошлых лет

Устаревшие пособия

(2000-12 гг.) Пособия с малым тиражом (2013-16 гг.) Современные пособия и ресурсы (2018 г. –

настоящее время)

1 V Всероссийская олимпиа-да школьников по англий-скому языку. 10–11 кл.: Ме-тод. пособие / Сост. В.В. Ко-пылова. – М.: Дрофа, 2004.

2 Английский язык. Всерос-сийские олимпиады. Вып.1. Ю. Б. Курасовская, А. И. Усманова, Л. А. Городецкая. – М.: Просвещение, 2008.

3 Английский язык. Всерос-сийские олимпиады. Вып.2. С. Г. Тер-Минасова, Ю. Б. Курасовская, Л. А. Городец-кая, Н. Е. Медведева. – М.: Просвещение, 2009.

4 Английский язык. Всерос-сийские олимпиады. Вып.3. Ю. Б. Курасовская, Л. А. Го-родецкая, Н. Е. Медведева, В. Н. Симкин. – М.: Просве-щение, 2012.

5 М. В. Вербицкая и др. «Всероссийские олимпиады. Английский язык. Француз-ский язык». – М.: Дрофа, 2002.

6 Материалы Всероссийских олимпиад по иностранному языку (английский язык). – М.: Еврошкола, 2000.

7 Содержание Всероссий-ской олимпиады школьников по английскому языку и под-готовка конкурсантов // Сост. Ю. Б. Курасовская; Науч. ред. Э. М. Никитин. – М.: АП-КиППРО, 2006.

8 Всероссийская Олимпиада школьников по иностранным языкам. Английский язык. / Сост. Ю. Б. Курасовская, В. В. Копылова, В. Н. Симкин; Науч. ред. Э. М. Никитин. – М.: АПКиППРО,2005. 1 Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып.4. За-дания регионального и за-ключительного этапов с от-ветами и комментариями. Под общей редакцией Ю. Б. Курасовской. – М.: Универ-ситетская книга, 2013.

2 Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып.5. За-дания регионального и за-ключительного этапов с от-ветами и комментариями. Под общей редакцией Ю. Б. Курасовской. – М.: Универ-ситетская книга, 2014.

3 Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып.6. За-дания школьного, муници-пального, регионального и заключительного этапов с ответами и комментариями. Под общей редакцией Ю. Б. Курасовской и Т. А. Симонян. – М.: Университетская книга, 2015.

4 Всероссийская олимпиада. Английский язык. Вып.7. За-дания школьного, муници-пального, регионального и заключительного этапов с ответами и комментариями. Под общей редакцией Ю. Б. Курасовской и Т. А. Симонян. – М.: Университетская книга, 2016.

1 Key to success. Сборник тренировочных упражнений для подготовки к Всероссий-ской олимпиаде по англий-скому языку. Ю. Б. Курасов-ская, Т. А. Симонян, О. А. Ти-това. – М.: МЦНМО, 2018.

2 Сайт Центра педагогиче-ского мастерства: https://olimpiada.ru

Часть пособий выпущены в крупных издательствах, но датируются 2000-2012 гг. Данная учебная литература не может быть использована при подготовке к современным олимпиадным конкурсам, так как с 1998 года, когда впервые была проведена олимпиада, произошла серьезная эволюция заданий. Менялись подходы к разработке заданий, форматы, происходило усложнение карточек письма и говорения. Вторая группа хронологически содержит в себе пособия, изданные в 2013-16 гг, очень малым тиражом, не более 500 экземпляров. Электронные версии данных пособий не доступны в открытом доступе в сети Интернет, соответственно, доступ к данным книгам имеют только те преподаватели, которые имели возможность своевременно приобрести их. В третьей группе рекомендуемых ресурсов содержится ссылка на Интернет-сайт olimpiada.ru, на поддомене которого vos.olimpiada.ru можно найти архив материалов прошлых лет, начиная с 2009-10 учебного года. Напомним, что данный сайт запущен и обновляется Центром педагогического мастерства, который функционирует в Москве. Среди печатных изданий в списке представлена ссылка на пособие Key to success, которое при ближайшем рассмотрении оказывается сборником лексико-грамматических заданий, в основном, используемых в прошлогодних комплектах олимпиады [9], которые также доступны для бесплатного скачивания на сайте vos.olimpiada.ru.

Анализируя данный список рекомендуемой литературы, становится очевидным, что необходима его реформация, как в сторону расширения, так и систематизации. Прежде всего, смущает подход, в рамках которого рекомендуются в основном пособия авторства членов ЦПМК, бывших и действующих. Не совсем понятно, почему самое свежее печатное издание датируется 2018 г. Среди современных авторов можно выделить достойные олимпиадные пособия авторов Мельчина, Махмурян, Сигал, Гулов, и др. Определенные тексты нуждаются либо в переиздании, либо исключении из списка, так как их невозможно ни скачать в сети Интернет, ни купить на рынке учебной литературы, по причине ограниченности тиража. По сути, из указанных 14 источников только 2 доступны на сегодняшний день, один из которых – Интернет-ресурс.

Вызывает вопрос отсутствие зарубежных учебно-методических источников. На страницах своих пособий авторы Курасовская и др. неоднократно выражают благодарность издательству Cambridge University Press за возможность использовать задания, которые опубликованы на страницах англоязычных учебников [8]. Не ясно, почему не указываются конкретные издания, которые послужили источниками заимствования заданий или вдохновения разработчиков. Отметим, что такие пособия достаточно легко обнаружить преподавателям, которые знакомы с тематикой подготовки к международным экзаменам. Например, такое издание, как Pauline Cullen, Vanessa Jakeman, Amanda French. The Official Cambridge Guide to IELTS Student's Book with Answers. ISBN 978-1-107-62069-8 неоднократно цитировалось в комплектах регионального и заключительного этапов.

Единственная ссылка на электронный ресурс провоцирует дискуссию о необходимости увеличения массива вебсайтов по теме. Например, определенные англоязычные ресурсы, такие как энциклопедии и видеоканалы YouTube могут быть использованы для подготовки к заданиям, тестирующим социокультурную компетенцию [5]. Отметим, что многие организаторы (как правило, вузы) заключительных этапов прошлых лет хранят на своих сайтах документацию и реальные работы школьников, которые могли быть интересными для изучения. На сайтах upwego.ru и tea4er.com накоплены определенные методические рекомендации и полезные материалы. Большое количество групп и сообществ в социальных сетях оперативно публикуют новости и официальную информацию, способствуют дискуссии по теме и получению обратной связи от школьников и их родителей.

Отдельно подчеркнем необходимость предложить учительской общественности ссылки на научные труды современных исследователей, многие из которых являются членами жюри муниципального, регионального и заключительного этапов, авторами заданий и пособий. Издан ряд статей в сборниках конференций и в журналах ВАК, посвященных как актуальным вопросам преподавания английского языка в целом, так и в русле подготовки к интеллектуальным состязаниям.

Заключение

Таким образом, мы видим отсутствие единства подходов к разработке заданий и проведению олимпиадных конкурсов в масштабах всей страны, как на муниципальном, так и на региональном уровнях, которые являются самыми массовыми этапами. Соответственно, на наш взгляд, данная ситуация нуждается в переосмыслении и реформировании системы в целом. Мы считаем, что задания муниципального тура должны создаваться по единым стандартам и проходить рецензирование по утвержденным ЦПМК критериям. Мы также предлагаем создать единый пул экспертов, которые проверяют олимпиадные работы, при возможном взаимодействии онлайн. С учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий, видится возможным и нужным создавать экспертные группы, состоящие из представителей разных регионов, как для унификации подходов, так и для обмена опытом. Важным видится и уточнение критериев, с целью облегчить оценивание созданных школьниками устных и письменных текстов. Предметные олимпиады служат обществу с высокой целью развивать талант и творческие способности у школьников, поэтому представляется важным обеспечить максимальную прозрачность и беспристрастность в процедурах разработки заданий и оценивания работ учащихся.

Подчеркнем важность создания единого информационного ресурса как для улучшения качества образования, так и для закладывания основ педагогической деятельности. Подготовка к олимпиадам может осуществляться только при условии полной открытости и прозрачности, когда школы понимают, к чему именно и как необходимо готовить своих воспитанников. Среди рейтингов регионов Москва ежегодно лидирует в олимпиадном зачете, в среднем забирая около 50% дипломов от общего количества, отчасти именно благодаря развитой цифровой среде. Однако, целью олимпиадного движения является поиск и воспитание талантливых детей во всех регионах РФ, а не только в столице или других крупных городах. Экосистема подготовки школьников к интеллектуальным состязаниям в масштабах всей страны нуждается в реформировании, и запуск всероссийского портала, способного агрегировать важную и актуальную информацию по всем предметам, как для обучающихся, так и для педагогической общественности, выглядит логичным шагом в рамках переосмысления существующих подходов к организации и подготовки к ВСОШ.

Подводя итоги вышеизложенному, список рекомендованной литературы для подготовки к всероссийской олимпиаде школьников также нуждается в определенном переосмыслении и улучшении как количественного, так и качественного состава ресурсов. Многие молодые учителя, приходящие сегодня в школу, не имеют опыта организации дополнительных занятий, направленных на участие в олимпиаде, и поэтому формирование и постоянная актуализация подобных документов является важным направлением просветительской деятельности ЦПМК. Унификация в сфере педагогического образования не может быть достигнута без единого мнения на ресурсы для подготовки, и учительская общественность вправе ожидать от разработчиков выработанных актуальных рекомендаций.

Литература:

1 Винокурова С.А. Применение интерактивных образовательных технологий как неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса в вузе и организации олимпиадной подготовки // Современное среднее профессиональное образование. – 2022. - № 1. - С. 13-15. EDN XBQVNT.

2 Волкова Е.А., Волокитина О.А., Романчук В.О., Фролова Е.В. Ведущие педагогические подходы к научно-методическому обеспечению при подготовке к предметным олимпиадам в вузе // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. – 2022. - Вып. 3 (55). - С. 49-59.

3 Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tea4er.com/. Методический сайт Гулова А.П. (Дата обращения: 23.12.2022)

4 Горобец А.В., Пустыльник Ю.Ю. Научно-методическое и организационное обеспечение всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту // Педагогика. – 2022. - Т. 86. - № 7. - С. 45-52. EDN HXNGMZ.

5 Гулов А.П. (2021). Организация дистанционной подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку в городе Москва // Актуальные проблемы педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения: сб. мат. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Махачкала, 10–11 декабря 2021 года. - Махачкала: АЛЕФ; Дагестанский государственный педагогический университет. - С. 119-125.

6 Кисова В.В., Семенов А.В., Семенова Е.А. Анализ связи результатов регионального и заключительного этапов олимпиады школьников по иностранному языку на основе матриц сопряженности // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. - № 74-3. - С. 134-138. EDN XXXSRL.

7 Корсунова О.Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад: автореф… дис. кан. пед. наук. - М.: ИТИП РАО, 2013. - 24 с.

8 Курасовская Ю.Б. Английский язык. Всероссийские олимпиады. - Вып. 2. - М.: Просвещение, 2009.

9 Курасовская Ю.Б., Симонян Т.А., Титова О.А. Key to success: сб. тренировочных упражнений для подготовки к Всероссийской олимпиаде по английскому языку. - М.: МЦНМО, 2018.

10 Мамонтова А.К., Переверткина М.С. Всероссийская олимпиада по английскому языку как эффективный инструмент развития лингвистической одаренности учащихся // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. науч. ст. / отв. Ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. - Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2018. - С. 211-219.

11 Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2022-2023 учебном году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vserosolimp.edsoo.ru/school_way/. Центр олимпиадного движения (Дата обращения: 06.01.2022)

12 Образовательный Фонд «Талант и успех». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sochisirius.ru/. Сайт образовательного центра «Сириус» (Дата обращения: 02.01.2023)

13 Олейниц Э.В. Олимпиада как площадка независимой оценки цифровых компетенций // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: сб. науч. тр. материалов Двадцатой открытой Всероссийской конференции, Москва, 19–20 мая 2022 года. – М.: 1С-Паблишинг, 2022. - С. 64-66. – EDN HXKXAP.

14 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22.06.2022 № 566 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207220037. Официальный интернет-портал правовой информации (Дата обращения: 02.01.2023)

15 Романова А.А. Повышение качества подготовки к олимпиадам. Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика - 2022 : материалы III Международной научно-практической конференции. В 2 т., Тюмень, 26–27 мая 2022 года. Том 2. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2022. - С. 212-217. – EDN YXXNAM.

16 Этапы всероссийской олимпиады в г. Москве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vos.olimpiada.ru/. Сайт городского оргкомитета ЦПМ (Дата обращения: 02.01.2023)

17 Abizada, A., Gurbanova, U., Iskandarova, A. et al. The effect of extracurricular activities on academic performance in secondary school: The case of Azerbaijan. Int Rev Educ 66, 487–507 (2020). https://doi.org/10.1007/s11159-020-09833-2

18 Akveld, M., Cáceres, L., Crawford, D. et al. The perceived impact of mathematics competitions on teachers and their classrooms in Puerto Rico, Switzerland and the UK. ZDM Mathematics Education 54, 1009–1025 (2022). https://doi.org/10.1007/s11858-022-01414-x

19 Baker, L., Labuschagne, P., Katende, J. et al. Mathematical competitions in Africa: their prevalence and relevance to students and teachers. ZDM Mathematics Education 54, 1027–1042 (2022). https://doi.org/10.1007/s11858-022-01347-5

20 De Miranda, M. A. (2018). Pedagogical content knowledge for technology education. In M. J. de Vries (Ed.), Handbook of technology education (pp. 685–698). Springer.

21 Falk de Losada, M. (2007) Creating an Olympiad tradition in Colombia: What went right. Mathematics Competitions, 20(2), 8–28. http://www.wfnmc.org/mc20072Maria.pdf

22 Gulov A. P. (2022). Features of preparation for speaking contest at All-Russian olympiad in English . Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics. No 2. P. 36-48. – DOI 10.18384/2310-7219-2022-2-36-48. – EDN JCYASN.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.