Научная статья на тему 'Умственно отсталые дети: социально-демографические аспекты (на примере республики Татарстан)'

Умственно отсталые дети: социально-демографические аспекты (на примере республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2518
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ЧИСЛЕННОСТЬ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ СТЕРИЛИЗАЦИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ РОЖДАЕМОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мифтахова Лейля Рамилевна

В статье поднимаются и рассматриваются проблемы жизнедеятельности умственно отсталых детей, какие именно факторы влияют на их жизнь, какие полезные и важные новшества в законодательстве приняты в нашем обществе. Приводится анализ статистических данных по численности умственно отсталых и в целом категории лиц с психическими нарушениями в Республике Татарстан. Поднимается проблема внедрения инклюзивного образования, отношения специалистов к данной тенденции, демографическая политика, проводимая в нашей стране и социальные проблемы в обществе в отношении умственно отсталых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мифтахова Лейля Рамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentally-Retarded Children: Social and Demographic Aspects (as Exemplified by the Republic of Tatarstan)

The paper dwells upon the problems of life activities of mentally-retarded children, the factors that influence their life and novelties in Russian legislation that have positive impact on this category of children. The author analyzes statistic data presenting the amount of the mentally-retarded and people with mental disorder in Tatarstan. Attention is focused on implementation of inclusive education, attitude of specialists towards this method, demographic policy and social problems of mentally-retarded children.

Текст научной работы на тему «Умственно отсталые дети: социально-демографические аспекты (на примере республики Татарстан)»

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Социология

УДК 314.145

Умственно отсталые дети: социально-демографические аспекты (на примере Республики Татарстан)

Мифтахова Л.Р.

Аспирант кафедры истории,

философии, социологии и политологии

Казанского государственного медицинского университета

В статье поднимаются и рассматриваются проблемы жизнедеятельности умственно отсталых детей, какие именно факторы влияют на их жизнь, какие полезные и важные новшества в законодательстве приняты в нашем обществе. Приводится анализ статистических данных по численности умственно отсталых и в целом категории лиц с психическими нарушениями в Республике Татарстан. Поднимается проблема внедрения инклюзивного образования, отношения специалистов к данной тенденции, демографическая политика, проводимая в нашей стране и социальные проблемы в обществе в отношении умственно отсталых детей.

Ключевые слова: умственная отсталость, численность умственно отсталых лиц, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, дискриминация, демографическая политика, принудительная стерилизация, искусственный контроль рождаемости.

Стабильность развития любого государства зависит от многих составляющих, которые направлены на поддержание баланса в системе экономики, политики, демографии, общественной безопасности. Стабильная численность населения является одним из тех факторов, который обеспечивает эффективное функционирование любого экономически активного государства и общества посредством обеспечения их необходимой рабочей силой, все новыми рабочими местами и средствами производства. От того, какой политики в области демографического развития будет придерживаться та или иная страна, будет зависеть ее мощь и процветание.

На сегодняшний день в России численность постоянного населения на 1 сентября 2012 г. составила 143,2 млн. человек и с начала года увеличилась на 171,9 тыс. человек, или на 0,12 % [1]. Мы видим динамику увеличения численности населения, но это лишь общие цифры. Конечно, такое количество граждан РФ может вполне спокойно обеспечить свою страну необходимыми трудовыми и финансовыми ресурсами, но стоит взглянуть на цифры, которые говорят о том, какое количество граждан РФ нетрудоспособно вследствие врожденных или приобретенных нарушений здоровья. Речь идет об

инвалидах, а в нашем случае - о детях с нарушениями в интеллектуальном развитии. Но и здесь мы сталкиваемся с проблемой: у нас в стране не ведется отдельная статистика лиц, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии или, говоря иначе, умственно отсталых людей. Мы понимаем, что к умственно отсталым лицам могут относиться различные категории граждан, потому что, как правило, умственно отсталые лица имеют ряд других сопутствующих заболеваний и нарушений, которые в основном связаны либо с психическими нарушениями и расстройством поведения, либо с соматическими нарушениями функций организма. Федеральная служба государственной статистики приводит следующие цифры по численности данных лиц: в 2010 г. детей, впервые признанных инвалидами до 18 лет из категории «психические расстройства и расстройства поведения», было 14409 человек, из категории «врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения» -16974 человек [2]. Цифра выглядит не такой уж и большой по сравнению с общей численностью населения, но если учесть, что каждый год количество подобных детей не уменьшается, а возрастает, пусть и не с арифметической прогрессией, мы можем за-

223

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

глянуть в будущее и спроецировать такую ситуацию, когда больше половины населения РФ будет нетрудоспособным вследствие высокого числа лиц с нарушениями в развитии здоровья.

Республика Татарстан является одним из успешных регионов по экономическому развитию. Здесь создано много условий для поддержки и развития экономически активного населения: природные и человеческие ресурсы, возможность получить поддержку с стороны государства и частных компаний для развития своего дела и производства, развитая отрасль образования и здравоохранения. Все это подкрепляется тем, что в демографической ситуации республики в январе-июле 2012 г. сохранилась позитивная динамика: число родившихся превысило число умерших. Естественный прирост населения составил 4043 человека, что обусловлено ростом коэффициента рождаемости на 9,4 % (в расчете на 1000 человек населения) и снижением коэффициента смертности на 4,7 % [3]. Данные цифры свидетельствуют, что здравоохранение в нашей республике, по-видимому, организовано и работает на достаточно хорошем уровне, так как в последние годы прирост рождаемости у нас в стране больше. На начало 2012 г. в Республике Татарстан проживает 3787,4 тыс. человек. Если говорить об инвалидности в Татарстане, а именно о численности детей с интеллектуальной недостаточностью, то здесь мы видим несколько иную ситуацию, нежели на уровне Российской Федерации. В республике также не ведется сепарированная статистика детей именно с умственной отсталостью, а только с психическими расстройствами и расстройствами поведения. На конец 2011 г. в Республике Татарстан насчитывалось 1228 человек в возрасте от 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами вследствие психических расстройств и расстройств поведения [4]. Таким образом, сложно сказать, какое количество детей с нарушениями в умственном развитии проживает в нашей стране, так как в категорию психических расстройств входят и иные нарушения, которые к умственной отсталости отношения не имеют. Так, например, люди страдающие шизофренией, имеют, как правило, достаточно высокие интеллектуальные способности, но при этом в определенные моменты просто не в состоянии контролировать свое поведение.

Так какие же факторы и условия оказывают влияние на столь прогрессирующий рост рождения детей с нарушениями в интеллектуальном развитии? Эти факторы всем известны: наследственность, хромосомные нарушения, родовые и послеродовые травмы, инфекции и болезни, перенесенные беременными женщинами и т.д. Но нельзя не сказать и о том, что есть дети, которые становятся носителями ярлыка «умственно отсталый» неоправданно. Происходит это вследствие того, что эксперты, проводящие психолого-медико-педагогическую комиссию, 224

Социология

не всегда могут определить, в каком случае ребенок умственно отсталый, а в каком - всего лишь педагогически запущенный. Дело в том, что если ребенок рождается в неблагополучной семье, где с ним никто не работает (например, элементарно не проверяют и не объясняют домашнее задание, не учат нормам поведения, не обсуждают какие-либо вопросы на определенных этапах взросления ребенка и т.д.), то ребенок вырастает социально запущенным и неадаптированным. Как следствие этого низкая успеваемость в школе и дальнейшее рассмотрение о переводе ребенка в коррекционную школу для умственно отсталых детей. Поэтому в данном случае опять же сложно сказать о достоверной статистике действительно умственно отсталых детей, среди которых, как оказывается, есть и здоровые дети, которые попросту не получили должного внимания и педагогической работы от окружения.

Следует также сказать и о том, каким образом законодательно поддержаны и закреплены права лиц с нарушениями психического развития, в чью категорию входят, как мы уже поняли, и все лица, имеющие нарушения интеллектуального развития. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что лица, признанные недееспособными вследствие психических расстройств, подтвержденные в установленном порядке экспертами медико-социальной экспертизы, не могут распоряжаться имуществом наравне с другими гражданами. В данном случае такую возможность получают законные опекуны и попечители недееспособного гражданина. К сожалению, законодатель не учитывает тот факт, что степени нарушения психического и интеллектуального развития дифференцированы в достаточно большом диапазоне. Человек может иметь нарушения, но при этом он может осознавать и понимать адекватность своих действий при осуществлении элементарных операций гражданско-правового характера. Данный факт подвергся большой критике в нашей стране летом 2012 г., когда Конституционный Суд РФ вынес решение о необходимости внесения изменений в нормы гражданского права, позволяющие суду учитывать степень нарушения способности таких граждан понимать значение своих действий или руководить ими. Решение КС РФ имеет огромное значение для преодоления социального исключения сотен тысяч российских граждан, лишенных дееспособности. Возможность ограничения, а не полного лишения гражданина дееспособности при условии предоставления необходимой поддержки в принятии решений позволит сохранить возможность самостоятельного проживания многим людям с инвалидностью, для которых сейчас единственной альтернативой является жизнь в закрытом учреждении [5]. Данное решение судом было принято после рассмотрения дела Ирины Деловой, инвалида с детства, проживающей более двадцати лет в интернате,

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Социология

которая была признана судом недееспособной по заявлению администрации интерната. Хотя как позже было определено экспертами, она является совершенно адекватно воспринимающей окружающую реальность и вполне может в дальнейшем распоряжаться своей пенсией самостоятельно. Мы считаем, что данная ситуация, когда в законодательство будут внесены изменения по такому важному вопросу как лишение или ограничение дееспособности людей с ментальными нарушениями, будет настоящим прорывом в истории правовой защиты лиц с ограниченными возможностями.

Следует отметить и другой важный нормативноправовой акт, который был принят в декабре 2012 г. Новый Закон «Об образовании» внес большие изменения, и в особенности это касается вопросов доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, по данному закону предполагается некое упрощение, но, в тоже время, усложнение системы образования. Упрощение в данном случае будет заключаться в уменьшении количества образовательных учреждений посредством закрытия большинства коррекционных школ и интеграции учеников в стены общеобразовательных массовых школ, в среду здоровых детей. Сложность данного нововведения будет заключаться в том, что, во-первых, большинство обычных школ не готовы принять «особых» учеников вследствие недоступности физической среды. Это и отсутствие пандусов, поручней, подъемников и т.д. Это может стать большой проблемой в реализации мер инклюзивного образования. Во-вторых, как мы предполагаем, окружающие дети и взрослые будут долго привыкать к соседству с детьми, имеющими явные физические и психические нарушения. Сколько бы ни говорили о том, что современный человек воспитан и толерантен, вид человека с каким-либо нарушением здоровья всегда вызывает неоднозначные чувства у окружающих, как правило, это страх, ужас, жалость, отвращение. И проблемой здесь становится то, что не всегда человек может скрыть свои чувства. Что уже говорить о том, что по телевидению, радио и в печати все чаще рассказывают об агрессивном отношении детей в школах по отношению к своим сверстникам, которые одеваются или выглядят не совсем так, как это принято в данной среде. Психологами ужа давно признано, что зачастую детская агрессивность превышает по своей изощренности и жестокости преступные поступки многих взрослых правонарушителей. И, конечно же, зная подобную ситуацию, родители детей с ограниченными возможностями могут быть против обучения своих детей в среде здоровых. В-третьих, проблемой внедрения подобного образования может стать и то, что, скорее всего, будут массовые увольнения преподавателей и учителей. При этом не ясно, кто именно подпадет под эти массовые увольнения - педагоги

коррекционных школ или обычных школ, которые не имеют дефектологического образования.

В одном из интервью с директорами, специалистами коррекционных школ мы поинтересовались их отношением к внедрению инклюзивного образования и интеграции детей с ограниченными возможностями в среду здоровых детей. И как выяснилось, мнения специалистов в отношении умственно отсталых детей сходились практически единогласно: «Дети из категории VIII вида никогда не смогут приспособиться и нормально учиться со своими сверстниками, которые в интеллектуальном развитии преобладают над ними. Это будет лишь дополнительный стресс для умственно отсталого ребенка и его родителей». Или такой ответ одного из директоров коррекционных школ: «В нашей школе дети получают образование, профессиональные навыки и после того как оканчивают школу могут сразу идти работать. В обычной же школе такой ребенок 11 лет просидит за партой, так и не усвоив материал и не получив никаких навыков работы».

И таким образом, мы считаем, что внедрение инклюзивного образования может привести к тяжелым последствиям, когда коррекционная система образования будет разрушена, но при этом новая система не оправдает возложенных на нее надежд.

Говоря об умственно отсталых детях и о демографической ситуации, которая связана с ними, следует сказать о том, что многие врачи родильных домов способствуют тому, чтобы родители, родившие ребенка с какой-либо патологией здоровья, писали отказ от такого ребенка и оставляли его на попечительство государству. Об этом в беседе говорили многие родители и их слова можно объединить ответом одной из мам ребенка с синдромом Дауна: «У меня и у мужа вначале был сильный шок, т.к. в роддоме нас уговаривали отдать Сашу в детдом, потому что такой ребенок нормально развиваться и расти не будет. Слава Богу, что тогда мы оказались благоразумными и не пошли на поводу у мед. персонала. В роддоме нам не дали никакой поддерживающей информации (как почти и всем родителям, родившим таких детей)». Таким образом, в то время как в стране выделяются финансовые средства на реализацию программ по устройству детей-сирот в семьи и снижение количества таких детей, многие врачи родильных домов способствуют развитию социального сиротства. Возможно, это происходит потому, что данному факту и явлению не придается большой огласки и значения, и родители просто предпочитают говорить об этом тогда, когда их об этом спрашивают. Говоря о демографической ситуации в нашей стране, радует то, что государство не проводит политику принудительной стерилизации, которая была характерна для США, Канады, Швеции, Дании в прошлом столетии. СССР также принимал меры по ограничению рождаемости,

225

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Социология

но успеха подобные законопроекты не принесли и не были поддержаны. Сегодня вопрос о принудительной стерилизации поднят вновь - уже в проекте Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Идея использовать стерилизацию как метод контроля над рождаемостью, как решение проблемы наследственной наркомании и для снижения числа неблагополучных детей витает в воздухе, и это же относится и к детям-инвалидам, ведь эта категория человечества считается нетрудоспособной обузой на шее государства, от которой нет никакой пользы. Такое отношение к делу весьма печально, но, как видим, имеет место быть. Остается лишь надеяться, что Россия не встанет на путь принудительной стерилизации.

Таким образом, мы попытались рассмотреть ситуацию с демографическим положением в отношении людей с умственной отсталостью, а также некоторые аспекты их жизнедеятельности. Исходя из этого, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, стоит решить вопрос с отдельной, сепарированной статистикой лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии. Это способствовало бы разграничению лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии и тем самым позволило бы иметь более четкие представления о численности детей в нашей стране с такого рода патологиями. Во-вторых, в нашей стране многие чиновники считают, что умственно отсталые дети, так же как и другие дети с различного рода нарушениями здоровья, не способны стать полноценными членами общества, иметь и вести активную жизненную позицию. Но это совсем не так, потому что, как показывает практика и результаты исследований, в коррекционных школах созданы все условия для того, чтобы ребенок мог получить профессиональные навыки и умения, которые в дальнейшем помогут ему стать полноценным и полноправным членом общества. Люди из категории умственно отсталых могут и способны трудиться, приносить пользу государству, зарабатывать деньги, создавать семьи, то есть быть вполне реальной и активно функционирующей ячейкой нашего государства. В-третьих, мы считаем, что не стоит делать акцент на принудительной стерилизации, стремлении искусственно контролировать рождаемость в стране в ходе реализации демографической политики. Стоит обратить внимание на меры, которые бы способствовали улучшению качества жизни лиц с ментальными нарушениями. Стоит пересмотреть и более активно начать пропаганду позитивного и положительного отношения населения к таким гражданам. Они должны перестать быть объектами насмешек и издевательств. Как правило, это ведь происходит по незнанию способностей и умений умственно отсталых лиц, так как все и везде слышат лишь о том, какой низкий у них интеллект, и как они проживают жизнь в специальных интер-226

натах, именуемых в народе как «дурки». Название - просто дичайшее и вызывает самые негативные ощущения, и, возможно, поэтому общество таким образом воспринимает лиц с даже с небольшим отклоняющимся поведением (в данный момент мы имеем ввиду не противозаконное отклоняющееся поведение, а всего лишь поведение лиц с нарушениями в развитии, которое окружением воспринимается как «странное»).

Для изменения этой ситуации стоит начать больше транслировать по телевидению социальные ролики и рекламу с участием лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии. Эти ролики и кампании должны донести до зрителей, населения, а особенно до молодежи, что эти люди - такие же талантливые, как и все остальные, и им тяжело бороться с такой агрессией и непониманием, которое давит на них как психологически, так и морально. Главным результатом всех этих мероприятий должно стать снижение стигматизации лиц с ментальной и психической инвалидностью.

Литература:

1. Демография в январе-августе 2012 г.: Информация о социально-экономическом положении России - 2012 год / Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks. ru/bgd/free/b12_00/IssWWW.exe/Stg/dk09/8-0.htm (дата обращения: 18.02.2013).

2. Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по формам болезней (данные Минздравсоцразвития России): Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения:

18.02.2013).

3. Демографическая ситуация в Республике Татарстан в январе-августе 2012 г.: Социально-экономическое положение Республики Татарстан / Комплексный информационно-аналитический доклад. - URL: http://www.tatstat.ru/digital/region1/ default.aspx (дата обращения: 18.02.2013)

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Социология

4. Распределение лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами по формам (классам) болезней (на конец года): Социально-экономическое положение Республики Татарстан / Комплексный информационно-аналитический доклад. - URL: http://www.tatstat.ru/ digital/region13/default.aspx (дата обращения:

18.02.2013).

5. По делу о проверке конституционности п.п. 1 и 2 ст. 29, п. 2 ст. 31 и ст. 32 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданки И.Б. Деловой: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2012 г. № 15-II // Консультант. - URL: http:// base.consultant.ru (дата обращения: 20.01.2013).

Mentally-Retarded Children: Social and Demographic Aspects (as Exemplified by the Republic of Tatarstan)

L.R. Miftakhova Kazan State Medical University

The paper dwells upon the problems of life activities of mentally-retarded children, the factors that influence their life and novelties in Russian legislation that have positive impact on this category of children. The author analyzes statistic data presenting the amount of the mentally-retarded and people with mental disorder in Tatarstan. Attention is focused on implementation of inclusive education, attitude ofspecialists towards this method, demographic policy and social problems ofmentally-retarded children.

Key words: mental retardation, the amount of the mentally-retarded, inclusive education, health disabilities, discrimination, demographic policy, forced sterilization, birth control. 227

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.