Научная статья на тему 'Умственная работоспособность «уличных» подростков: взаимосвязь биологических и социальных факторов'

Умственная работоспособность «уличных» подростков: взаимосвязь биологических и социальных факторов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
324
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Умственная работоспособность «уличных» подростков: взаимосвязь биологических и социальных факторов»

ской службе явились полученные отзывы из войск на студентов, которые отслужили срочную службу. В экспериментальной группе положительных отзывов было получено 87,3%, в то время как в контрольной группе таких отзывов было лишь 37,7%.

Таким образом, разработанная педагогическая технология военно-патриотического воспитания студентов с использованием средств физической культуры и туризма при подготовке к воинской службе показала высокую эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов А.В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явление политического сознания: Автореф. дис. ... канд.философ.наук. - М., 2001. - 24 с.

2. Беспалова Т.М. Патриотизм в современном российском политическом процессе: Автореф. дис. ... канд.полит.наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - 21 с.

3. Ильин Н.И. Формирование патриотических отношений у студентов: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Тамбов, 2003. - 22 с.

4. Кузнецов А.В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества: Автореф. дис. ... канд.соц.наук. - М., 2004. - 21 с.

5. Никова М.А. Формирование патриотизма у российского студенчества: Автореф. дис. ... канд.соц.наук. - М., 2004. - 27 с.

6. Новиков А.В. Государственно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи Москвы (1992-2004 гг.): Автореф. дис. ... канд.ист.наук. - М., 2005 - 23 с.

УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ «УЛИЧНЫХ» ПОДРОСТКОВ: ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

Н.Г. Путятова

Известно, что формирование возрастного интеллекта подростков связано с микросоциальным окружением [1,5]. Психологическое исследование детей, лишенных надзора взрослых, доказывает, что они отстают от своих сверстников в развитии, поскольку у них не сформирован навык целенаправленной познавательной деятельности. С.Я. Рубинштейн относит таких детей к педагогически запущенным, и отмечает, что именно из их числа формируются трудные подростки [7]. И. Кон приводит результаты психологического обследования юных правонарушителей, в котором уровень их умственного развития, исследованный стандартными психологическими методиками, оказывается ниже среднего возрастного уровня [5]. У этих же подростков уровень практического интеллекта гораздо выше среднего возрастного уровня. Такие подростки легко справляются с жизненно важными для себя задачами, возникающими в специфической ситуации их жизни, к которой они привязаны интересами и потребностями. Часть таких детей, при неблагоприятных социальных условиях, входят в состав групп безнадзорных и беспризорных детей получившие название «уличные» подростки [2]. Их образ жизни, отличающийся от нормативной социализации, называют асоциальным.

«Уличными подростками» называют неформальные группы детей младшего и старшего подросткового возраста, которые по каким - либо причинам выпадают из нормативного процесса социализации, из-под контроля общества и склонны к деви-антным формам поведения [9].

По демографическим признакам «уличные» подростки состоят из беспризорных, безнадзорных детей и «социальных «сирот».

К беспризорным относятся дети, которые потеряли связь с семьей и живут на улице. К безнадзорным относятся дети из полных и неполных семей, которые уходят из дома на некоторое время, периодически самостоятельно возвращаются или доставляются в семью в административном порядке.

«Социальные» сироты, которые находятся на обеспечении государства, отно-

сятся к условно безнадзорным «уличным» подросткам. Это дети, потерявшие родителей, или их родители лишены родительских прав.

Безнадзорные дети и «социальные» сироты, живущие на улице, в силу многих факторов, самостоятельно ослабляют связи с социальным окружением, которое должно контролировать их поведение, развитие, обучение. Более половины из них бродяжничают.

Согласно исследованиям, большинство беспризорных и безнадзорных детей страдают запущенными хроническими заболеваниями, в том числе нарушениями психики, отличаются слабым интеллектом [4,9]. В соотношении биологического и социального есть определенная закономерность: внешние причины действуют через посредство внутренних условий; внутренние действуют через внешнее и само себя изменяет. Эти формулы отражают реальное движение личности, постоянное кольцевое взаимодействие, взаимодействие внутреннего и внешнего, бытия и сознания [4].

Взаимовлияние двух факторов определяет поведение личности. Социальный фактор может трансформировать биологическую основу индивида. Ослабление витальных функций организма вызывает видоизменение социальных проявлений личности. Сочетание биологических, психологических и социальных составляющих в развитии индивида опосредует формирование определенного симптомокомплекса, ядра личности «уличного» подростка.

Для определения особенностей интеллектуальной деятельности и познавательных процессов было проведено психологическое экспериментальное исследование группы «уличных» подростков. Использовались стандартные психологические методики: 10 слов, пиктограмма, куб Линка, таблицы Шульте, 60 слов, исключение 4-го, сравнение понятий, классификация, таблицы Равенна, тест Люшера.

В экспериментальную группу исследования вошли 100 человек «уличных» подростков. Из них 50 детей до 13 лет и 50 человек старших подростков с 14 лет.

Все подростки имеют социально-педагогическую запущенность, практический интеллект у них был в пределах возрастной нормы или превышал практический интеллект подростков здоровой группы.

Исследование показало, что интеллектуально-мнестическая деятельность «уличных» подростков характеризуется неустойчивостью умственной работоспособности. Эта особенность является характерной для обеих экспериментальных групп. У младших подростков с небольшим стажем «уличной» жизни нарушение умственной работоспособности выглядит как тенденция к истощаемости, а у старших подростков она приобретает характеристики пресыщения. «Истощаемость» характеризует нарушение тонуса психических функций, а «пресыщение» связано с отношением личности к выполняемой работе [3]. Это объясняется «кольцевым взаимодействием» социальных и биологических факторов формирования личности.

Общий закон управления поведением и мышлением, сформулированный Л.С. Выготским и Ж.Пиаже, поясняет формирование внутреннего плана сознания, способности к мышлению и интериоризации, механизма социализации личности. Всякая высшая психическая функция проходит внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной.

Для « уличного» подростка с неустойчивой умственной работоспособностью, актуальными являются потребности в пище, одежде, жилище, безопасности сне, экономии сил, те есть первичные биологические потребности. Стремление удовлетворить собственные потребности формирует систему мотивов и ведущую деятельность. Социальные потребности: принадлежности к группе, доминирование, признание, лидерство, самоутверждение, внимание, - выполняют инструментальную функцию для удовлетворения биологических потребностей. Духовные потребности представлены познанием окружающего мира в контексте оптимизации выживания и экономии сил.

Биологические потребности домашнего подростка того же возраста удовлетворяются в семье. Ведущей деятельностью для них является учение и общение. Акту-

альными потребностями являются социальные мотивы, которые являются инструментом развития и удовлетворения духовных потребностей: познавательных, самоутверждения и самореализации [5].

Зависимость от своих нужд и интересов порождает направленность, динамическую тенденцию, которая в качестве мотивов определяет деятельность индивида. Для «уличных» подростков в связи с их общей направленностью, не свойственны нормативные мотивы, которые являются барьером и подчиняют деятельность определенным социальным ограничениям. Их мотивы предметны, они указывают, что должно быть в результате действий. По установкам на удовлетворение биологических потребностей, их мотивы эгоистичны, конкретны, постоянны, актуальны и ведущие.

Структура познавательных процессов, особенности мышления, мнестическая деятельность, процессы внимания, ассоциативные процессы «уличных» подростков характеризуются нарушением умственной работоспособности. Это проявляется в конкретных заданиях, где испытуемые не могут длительно удерживать правильный способ действий. Во время длительного пребывания таких подростков в асоциальном сообществе происходит быстрое формирование соответствующей системы мотивов, которая в свою очередь влияет на мышление и мировоззрение личности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Выготский Л. С. Проблемы развития психики - М., Педагогика, 1983. -368 с.

2. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Издательство "Речь", 2003. - 144 с.

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Издательство Московского университета, 1986г. -287с.

4. Иванов Е. С. Факторы риска, способствующие заболеванию наркоманией. В сб. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Мат-лы Всероссийской научн-прак. конф. Москва, 22-25 сентября 1998г. - М., 1998. -252с.

5. Кон И. С. Психология старшеклассника - М.: Просвещение, 1980. -192 с.

6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., "Просвещение", 1969.660 с.

7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие - М.: Просвещение, 1986. -192 с.

8. Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Проблемы профилактики и коррекции деви-антного поведения умственно отсталых школьников. В сб. Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 1991г. Москва. Издательство МАИ 1992. -104 с.

9. Шипицына Л.М. Социально-эмоциональные нарушения: школьная дезадаптация, средства диагностики и помощи. В сб. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Мат-лы Всероссийской научн-прак. конф. Москва, 22-25 сентября 1998г. - М., 1998. -252с.

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СПБГУФК ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА К МАССОВОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Е.Е. Пущенко

Дистанционное обучение начало разрабатываться в СПбГУФК им. П.Ф. Лес-гафта с начала 2001 года. К 2005-му году было проанализировано и апробировано на сайте университета более пяти различных платформ дистанционного обучения. Это позволило обоснованно остановить наш выбор на системе МооШе (www.moodle.org). Тщательный анализ достоинств и недостатков Moodle представлен в [1], поэтому под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.