Научная статья на тему 'Анализ готовности СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта к массовому использованию дистанционных образовательных технологий'

Анализ готовности СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта к массовому использованию дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пущенко Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ готовности СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта к массовому использованию дистанционных образовательных технологий»

альными потребностями являются социальные мотивы, которые являются инструментом развития и удовлетворения духовных потребностей: познавательных, самоутверждения и самореализации [5].

Зависимость от своих нужд и интересов порождает направленность, динамическую тенденцию, которая в качестве мотивов определяет деятельность индивида. Для «уличных» подростков в связи с их общей направленностью, не свойственны нормативные мотивы, которые являются барьером и подчиняют деятельность определенным социальным ограничениям. Их мотивы предметны, они указывают, что должно быть в результате действий. По установкам на удовлетворение биологических потребностей, их мотивы эгоистичны, конкретны, постоянны, актуальны и ведущие.

Структура познавательных процессов, особенности мышления, мнестическая деятельность, процессы внимания, ассоциативные процессы «уличных» подростков характеризуются нарушением умственной работоспособности. Это проявляется в конкретных заданиях, где испытуемые не могут длительно удерживать правильный способ действий. Во время длительного пребывания таких подростков в асоциальном сообществе происходит быстрое формирование соответствующей системы мотивов, которая в свою очередь влияет на мышление и мировоззрение личности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Выготский Л. С. Проблемы развития психики - М., Педагогика, 1983. -368 с.

2. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Издательство “Речь”, 2003. - 144 с.

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Издательство Московского университета, 1986г. -287с.

4. Иванов Е.С. Факторы риска, способствующие заболеванию наркоманией. В сб. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Мат-лы Всероссийской научн-прак. конф. Москва, 22-25 сентября 1998г. - М., 1998. -252с.

5. Кон И. С. Психология старшеклассника - М.: Просвещение, 1980. -192 с.

6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., “Просвещение”, 1969.660 с.

7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие - М.: Просвещение, 1986. -192 с.

8. Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения умственно отсталых школьников. В сб. Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 1991г. Москва. Издательство МАИ 1992. -104 с.

9. Шипицына Л.М. Социально-эмоциональные нарушения: школьная дезадаптация, средства диагностики и помощи. В сб. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Мат-лы Всероссийской научн-прак. конф. Москва, 22-25 сентября 1998г. - М., 1998. -252с.

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СПБГУФК ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА К МАССОВОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Е.Е. Пущенко

Дистанционное обучение начало разрабатываться в СПбГУФК им. П.Ф. Лес-гафта с начала 2001 года. К 2005-му году было проанализировано и апробировано на сайте университета более пяти различных платформ дистанционного обучения. Это позволило обоснованно остановить наш выбор на системе МооШе (www.moodle.org). Тщательный анализ достоинств и недостатков Moodle представлен в [1], поэтому под-

робно на нем мы останавливаться не будем, и лишь констатируем, что на сегодняшний момент Moodle является как наиболее мощной, так и наиболее быстро распространяемой в мире системой дистанционного обучения.

В рамках подготовки к полномасштабному внедрению системы дистанционного обучения университета в 2005 г нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий в следующем: среди студентов 5-го курса заочного отделения университета была распространена анкета.

Анкетирование проводилось в период с 18.01.05 по 23.01.05 в период сессии. В анкетировании приняло участие 48 человек.

Анкета содержала краткое описание ДО, его преимущества и недостатки.

Вопросы анкеты:

1. Какие предметы, на Ваш взгляд, можно изучать с применением средств ДО.

2. Ориентировочная стоимость изучения отдельной дисциплины с применением средств ДО.

Ниже приведены результаты ответа на первый вопрос, сгруппированные в соответствии с РУП по направлению «Физическая культура».

Таблица 1

Дисциплина чел (кол) %

ГСЭ Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Иностранный язык 13 27,08%

Отечественная история 34 70,83%

Философия 24 50,00%

Экономика 29 60,42%

Правоведение 18 37,50%

Психология 9 18,75%

Педагогика 9 18,75%

Культурология 23 47,92%

Политология 27 56,25%

Русский язык и культура речи 0,00%

Социология 22 45,83%

ГСЭ.В.1 Дисциплины по выбору

Мировое педагогическое наследие 14 29,17%

Содержание и виды физкультурно-спортивной деятельности 7 14,58%

Психология развития 5 10,42%

Информационно - библиографическая культура 14 29,17%

Соц. гуманинарные проблемы ФКиС 15 31,25%

ЕН Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин

Математика 20 41,67%

Информатика 26 54,17%

Физика 19 39,58%

Химия 16 33,33%

Биология с основами экологии 25 52,08%

Комп. обработка данных эксперемента 21 43,75%

ЕН.В.1 Дисциплины по выбору 0,00%

Биомеханика мышц 6 12,50%

Тренажеры в ФК и С 6 12,50%

ОПД Цикл общепрофессиональных дисциплин

Физиология 0,00%

Биохимия 7 14,58%

Биомеханика 12 25,00%

Гигиена 16 33,33%

Спортивная медицина 0,00%

Лечебная физическая культура и массаж 1 2,08%

История физической культуры и спорта 26 54,17%

Теория физической культуры и спорта 15 31,25%

Психология физической культуры и спорта 8 16,67%

Педагогика физической культуры и спорта 8 16,67%

Менеджмент и экономика ФК и С 20 41,67%

Правовые основы физической культуры и спорта 17 35,42%

Акмелология физической культуры и спорта 23 47,92%

Информационные технологии в физической культуре и спорте 17 35,42%

Спортивные сооружения 15 31,25%

Социология физической культуры и спорта 16 33,33%

Спортивная метрология 11 22,92%

Основы научно-методической деятельности 9 18,75%

Спортивная морфология 3 6,25%

Спортивная биохимия 3 6,25%

На рис.1 представлена гистограмма приемлемой стоимости при изучении одной дисциплины с использованием дистанционных образовательных технологий. Для данной выборки среднее значение стоимости обучения = 433 руб., а ср.кв. =20 руб.

ВЫВОДЫ

Для успешного внедрения системы дистанционного обучения в университете необходимо реализовать следующие мереприятия:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Нормативная база. В СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта утверждены:

1.1.1. Положение о дистанционном обучении

1.1.2. Положение об УМК

1.2. Характеристика системы дистанционного обучения университета:

1.2.1. Полностью соответствует положению об УМК:

1.2.2. Ввод текста, рисунков, видео, звука, презентаций

1.2.3. Интерактивная система обучения

1.2.4. Ввод системы тестов любого уровня сложности

1.2.5. Ввод глоссариев, энциклопедий, словарей.

1.2.6. Развитая система поиска информации

1.2.7. Текущее и итоговое тестирование

1.2.8. Статистика

1.2.9. Поддержка кредитно-модульной системы

1.2.10. Формирование рейтинга

1.2.11. Поддержка баз данных обучаемых

1.2.12. Проста в обучении преподавателей пользованию системой: достаточно знать Microsoft word и простейшие операции с файлами.

2. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

2.1. На базе УМУ создать подразделение по дистанционному обучению.

2.2. Организовать ввод учебных дисциплин, оформленных в виде УМК, в систему дистанционного обучения.

2.3. Организовать на базе ЦПК и ПК обучение преподавателей работе в системе дистанционного обучения (соответствующая программа разработана).

2.4. Выбрать кафедру(ы), учебные дисциплины и учебные группы для организации эксперимента. Перечень учебных дисциплин, в которых могут внедряться частично или полностью представлен в таблице 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева Е. Строительство виртуальной образовательной сети: почему мы выбрали Open Source / Frances Bell, Information Systems Institute University of Salford, Greater Manchester, UK, E.Zaitseva@salford.ac.uk F.Bell@salford.ac.uk

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЫЕЗДНОЙ ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ

Г.В. Семенов

Для людей зрелого возраста в настоящее время не существует регламентированных (организованных) форм занятий оздоровительной физической культурой [1], поэтому организация и проведение выездных школ здоровья - один из путей приобщения взрослого населения к безграничному оздоровительному потенциалу физической культуры [2].

Однако вопросы организации, подбора средств и методов проведения оздоровительных занятий в условиях выездной школы здоровья изучены еще недостаточно. В связи с многоаспектностью данной проблемы представляется актуальным проведение дополнительных исследований, посвященных организации физкультурно-

оздоровительных занятий в выездной школе здоровья.

С целью совершенствования организации и методики построения физкультурно-оздоровительных занятий в выездной школе здоровья был проанализирован половозрастной состав слушателей выездных школ здоровья за 2005-2006 год. Анализировались данные 18 двухнедельных «заездов» в школу здоровья. На каждом «заезде» школы здоровья присутствовало от 40 до 180 человек.

Анализ половозрастных особенностей состава слушателей выездной школы здоровья, свидетельствует о том, что лица женского пола проявляют большую активность, чем лица мужского пола (табл.). За время эксперимента отмечаем, что количество женщин более чем в три раза превышает количество мужчин, участников выездной школы здоровья. Таким образом, при организации физкультурнооздоровительных занятий в выездной школе здоровья необходимо учитывать анатомофизиологические и психологические особенности женского организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.