альными потребностями являются социальные мотивы, которые являются инструментом развития и удовлетворения духовных потребностей: познавательных, самоутверждения и самореализации [5].
Зависимость от своих нужд и интересов порождает направленность, динамическую тенденцию, которая в качестве мотивов определяет деятельность индивида. Для «уличных» подростков в связи с их общей направленностью, не свойственны нормативные мотивы, которые являются барьером и подчиняют деятельность определенным социальным ограничениям. Их мотивы предметны, они указывают, что должно быть в результате действий. По установкам на удовлетворение биологических потребностей, их мотивы эгоистичны, конкретны, постоянны, актуальны и ведущие.
Структура познавательных процессов, особенности мышления, мнестическая деятельность, процессы внимания, ассоциативные процессы «уличных» подростков характеризуются нарушением умственной работоспособности. Это проявляется в конкретных заданиях, где испытуемые не могут длительно удерживать правильный способ действий. Во время длительного пребывания таких подростков в асоциальном сообществе происходит быстрое формирование соответствующей системы мотивов, которая в свою очередь влияет на мышление и мировоззрение личности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Выготский Л. С. Проблемы развития психики - М., Педагогика, 1983. -368 с.
2. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Издательство “Речь”, 2003. - 144 с.
3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Издательство Московского университета, 1986г. -287с.
4. Иванов Е.С. Факторы риска, способствующие заболеванию наркоманией. В сб. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Мат-лы Всероссийской научн-прак. конф. Москва, 22-25 сентября 1998г. - М., 1998. -252с.
5. Кон И. С. Психология старшеклассника - М.: Просвещение, 1980. -192 с.
6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., “Просвещение”, 1969.660 с.
7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие - М.: Просвещение, 1986. -192 с.
8. Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения умственно отсталых школьников. В сб. Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 1991г. Москва. Издательство МАИ 1992. -104 с.
9. Шипицына Л.М. Социально-эмоциональные нарушения: школьная дезадаптация, средства диагностики и помощи. В сб. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Мат-лы Всероссийской научн-прак. конф. Москва, 22-25 сентября 1998г. - М., 1998. -252с.
АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СПБГУФК ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА К МАССОВОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Е.Е. Пущенко
Дистанционное обучение начало разрабатываться в СПбГУФК им. П.Ф. Лес-гафта с начала 2001 года. К 2005-му году было проанализировано и апробировано на сайте университета более пяти различных платформ дистанционного обучения. Это позволило обоснованно остановить наш выбор на системе МооШе (www.moodle.org). Тщательный анализ достоинств и недостатков Moodle представлен в [1], поэтому под-
робно на нем мы останавливаться не будем, и лишь констатируем, что на сегодняшний момент Moodle является как наиболее мощной, так и наиболее быстро распространяемой в мире системой дистанционного обучения.
В рамках подготовки к полномасштабному внедрению системы дистанционного обучения университета в 2005 г нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий в следующем: среди студентов 5-го курса заочного отделения университета была распространена анкета.
Анкетирование проводилось в период с 18.01.05 по 23.01.05 в период сессии. В анкетировании приняло участие 48 человек.
Анкета содержала краткое описание ДО, его преимущества и недостатки.
Вопросы анкеты:
1. Какие предметы, на Ваш взгляд, можно изучать с применением средств ДО.
2. Ориентировочная стоимость изучения отдельной дисциплины с применением средств ДО.
Ниже приведены результаты ответа на первый вопрос, сгруппированные в соответствии с РУП по направлению «Физическая культура».
Таблица 1
Дисциплина чел (кол) %
ГСЭ Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Иностранный язык 13 27,08%
Отечественная история 34 70,83%
Философия 24 50,00%
Экономика 29 60,42%
Правоведение 18 37,50%
Психология 9 18,75%
Педагогика 9 18,75%
Культурология 23 47,92%
Политология 27 56,25%
Русский язык и культура речи 0,00%
Социология 22 45,83%
ГСЭ.В.1 Дисциплины по выбору
Мировое педагогическое наследие 14 29,17%
Содержание и виды физкультурно-спортивной деятельности 7 14,58%
Психология развития 5 10,42%
Информационно - библиографическая культура 14 29,17%
Соц. гуманинарные проблемы ФКиС 15 31,25%
ЕН Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин
Математика 20 41,67%
Информатика 26 54,17%
Физика 19 39,58%
Химия 16 33,33%
Биология с основами экологии 25 52,08%
Комп. обработка данных эксперемента 21 43,75%
ЕН.В.1 Дисциплины по выбору 0,00%
Биомеханика мышц 6 12,50%
Тренажеры в ФК и С 6 12,50%
ОПД Цикл общепрофессиональных дисциплин
Физиология 0,00%
Биохимия 7 14,58%
Биомеханика 12 25,00%
Гигиена 16 33,33%
Спортивная медицина 0,00%
Лечебная физическая культура и массаж 1 2,08%
История физической культуры и спорта 26 54,17%
Теория физической культуры и спорта 15 31,25%
Психология физической культуры и спорта 8 16,67%
Педагогика физической культуры и спорта 8 16,67%
Менеджмент и экономика ФК и С 20 41,67%
Правовые основы физической культуры и спорта 17 35,42%
Акмелология физической культуры и спорта 23 47,92%
Информационные технологии в физической культуре и спорте 17 35,42%
Спортивные сооружения 15 31,25%
Социология физической культуры и спорта 16 33,33%
Спортивная метрология 11 22,92%
Основы научно-методической деятельности 9 18,75%
Спортивная морфология 3 6,25%
Спортивная биохимия 3 6,25%
На рис.1 представлена гистограмма приемлемой стоимости при изучении одной дисциплины с использованием дистанционных образовательных технологий. Для данной выборки среднее значение стоимости обучения = 433 руб., а ср.кв. =20 руб.
ВЫВОДЫ
Для успешного внедрения системы дистанционного обучения в университете необходимо реализовать следующие мереприятия:
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормативная база. В СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта утверждены:
1.1.1. Положение о дистанционном обучении
1.1.2. Положение об УМК
1.2. Характеристика системы дистанционного обучения университета:
1.2.1. Полностью соответствует положению об УМК:
1.2.2. Ввод текста, рисунков, видео, звука, презентаций
1.2.3. Интерактивная система обучения
1.2.4. Ввод системы тестов любого уровня сложности
1.2.5. Ввод глоссариев, энциклопедий, словарей.
1.2.6. Развитая система поиска информации
1.2.7. Текущее и итоговое тестирование
1.2.8. Статистика
1.2.9. Поддержка кредитно-модульной системы
1.2.10. Формирование рейтинга
1.2.11. Поддержка баз данных обучаемых
1.2.12. Проста в обучении преподавателей пользованию системой: достаточно знать Microsoft word и простейшие операции с файлами.
2. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
2.1. На базе УМУ создать подразделение по дистанционному обучению.
2.2. Организовать ввод учебных дисциплин, оформленных в виде УМК, в систему дистанционного обучения.
2.3. Организовать на базе ЦПК и ПК обучение преподавателей работе в системе дистанционного обучения (соответствующая программа разработана).
2.4. Выбрать кафедру(ы), учебные дисциплины и учебные группы для организации эксперимента. Перечень учебных дисциплин, в которых могут внедряться частично или полностью представлен в таблице 1.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцева Е. Строительство виртуальной образовательной сети: почему мы выбрали Open Source / Frances Bell, Information Systems Institute University of Salford, Greater Manchester, UK, [email protected] [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВЫЕЗДНОЙ ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ
Г.В. Семенов
Для людей зрелого возраста в настоящее время не существует регламентированных (организованных) форм занятий оздоровительной физической культурой [1], поэтому организация и проведение выездных школ здоровья - один из путей приобщения взрослого населения к безграничному оздоровительному потенциалу физической культуры [2].
Однако вопросы организации, подбора средств и методов проведения оздоровительных занятий в условиях выездной школы здоровья изучены еще недостаточно. В связи с многоаспектностью данной проблемы представляется актуальным проведение дополнительных исследований, посвященных организации физкультурно-
оздоровительных занятий в выездной школе здоровья.
С целью совершенствования организации и методики построения физкультурно-оздоровительных занятий в выездной школе здоровья был проанализирован половозрастной состав слушателей выездных школ здоровья за 2005-2006 год. Анализировались данные 18 двухнедельных «заездов» в школу здоровья. На каждом «заезде» школы здоровья присутствовало от 40 до 180 человек.
Анализ половозрастных особенностей состава слушателей выездной школы здоровья, свидетельствует о том, что лица женского пола проявляют большую активность, чем лица мужского пола (табл.). За время эксперимента отмечаем, что количество женщин более чем в три раза превышает количество мужчин, участников выездной школы здоровья. Таким образом, при организации физкультурнооздоровительных занятий в выездной школе здоровья необходимо учитывать анатомофизиологические и психологические особенности женского организма.