ся к занятиям в УПК. 90-Минутные уроки для них являются дополнительной нагрузкой и приводят к значительному умственному утомлению.
Полученные данные согласуются с результатами И. С. Дронова и соавт. (1981), которые не выявили снижения работоспособности и основных физиологических функций при 90-минутных уроках у учащихся 10-х классов и установили снижение функции центральной нервной системы у учащихся 9-х классов. Однако эти авторы не проводили исследований 45-минутных уроков и объясняют установленные сдвиги процессом формирования нового динамического стереотипа к производительному труду.
Нами не обнаружено снижения функций центральной нервной системы у девятиклассниц контрольных групп, которые занимались по режиму 45-минутных уроков. Правомерно предположить, что при привычном режиме формирование нового динамического стереотипа к труду происходит быстрее, а режим работы по 90 мин для этого возраста физиологически не оправдан. Физиологические функции центральной нервной системы десятиклассниц, несомненно, более зрелые и допускают длительность трудовых процессов по 90 мин.
Выводы. 1. У учащихся 9-х классов 90-ми-нутные уроки в УПК при обучении машинописи, черчению, инкрустации по дереву и художественному промыслу вызывают глубокие признаки утомления: снижение скорости и точности
работы, уменьшение показателя П, появление утомления и выраженного утомления к концу учебного дня.
2. Наиболее выраженное утомление при 90-минутных уроках наблюдается при освоении профессии чертежницы и инкрустатора по дереву.
3. У учащихся 10-х классов 90-минутные уроки в УПК не вызывают значительного утомления.
4. Уроки по 45 мин в УПК способствуют положительным сдвигам в организме и не приводят к снижению умственной работоспособности как в 9-х, так и в 10-х классах.
Литература. Дронов И. С., Хван П. А.. Жарова В. М.
и др.— Гиг. и сан., 1981, № 4, с. 33—34. Криворучко Т. С., Война Т. И.. Штыкан М. В. и др. —
Там же, с. 27—30. Мешков В. М. — Там же, 1981, № 3, с. 31—34. Мешков В. М. — Там же, 1982, № 3, с. 23—26.
Поступила 04.03.83
Summary. The research results on the work capacity in the 9 and 10 formers having classes in educational-indust-rial centers at two regimes — 45 and 90-minute lessons were shown to cause acute fatigue in the 9-th formers: reduced work capacity, a greater number of mistakes, obvious signs of fatigue by the end of the day. The 10-th formers did not show any manifest fatigue after a 90-minute lesson. The authors conclude that 45-minute lessons produce a beneficial effect on the children's organism without reducing the work capacity of the 9-th and 10-th formers.
УДК 371.71:1612.821.1/.3+613.885/.867
г
С. А. Нетопина
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ школьников В ЗАВИСИМОСТИ от состояния ИХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Вопросы гигиены обучения и воспитания учащихся включают не только исследования внешней среды, но и изучение психофизиологических характеристик школьника. Знание этих особенностей позволяет судить о механизмах утомления и искать пути оптимизации процесса обучения.
Влиянию основных свойств нервных процессов на успешность выполнения определенных видов трудовой деятельности и проблеме профориентации посвящен ряд работ (В. Д. Небылицын; Б. М. Теплов; Н. М. Пейсахов; И. Д. Карцев и соавт.; К. М. Гуревич; Н. В. Кольченко; Т. С. Криворучко и соавт.).
Изучено влияние свойств нервных процессов на процесс обучения, предполагающий в основе мыслительную деятельность. Исследована зависимость процесса запоминания от различных показателей силы нервной системы, лабильности и
баланса нервных процессов. Из всех свойств авторами отмечено, что большая сила нервной системы оказывается фактором, способствующим лучшему непроизвольному и произвольному запоминанию.
В гигиенических работах при изучении умственной работоспособности школьников важно учитывать влияние свойств нервных процессов на показатели работоспособности. Цель данной работы состояла в установлении связи свойств нервных процессов учащихся с их работоспособностью и успеваемостью.
Были поставлены следующие задачи: изучить основные свойства нервных процессов (силу, подвижность, уравновешенность) и оценить умственную работоспособность учащихся; определить соотношение свойств нервных процессов с умственной работоспособностью и успеваемостью школьников.
Обследовано 40 школьников 8 лет (2-й класс). Умственная работоспособность учащихся оценивалась методом корректурных проб, сила нервных процессов — по методике Небылицына, подвижность—по методу Чуприковой, уравновешенность — с помощью реакции на движущийся объект (РДО). Проведено 1080 дозированных заданий, 4920 замеров на исследование силы нервных процессов, 2400 — уравновешенности, 1810 — подвижности. Учитывалась успеваемость по основным учебным предметам, анализировались характеристики поведенческих реакций учащихся, полученные психологом.
Индивидуальные данные об умственной работоспособности и свойствах нервной системы подвергнуты ранжированию на три уровня: I — высокий, II — средний, III —низкий. В таблице представлены показатели исследуемых характеристик, распределенных на уровни.
Анализ показал, что совпадение уровней (I, II или III) по силе нервных процессов с уровня-
Распределсние учащихси в зависимости от уровня работоспособности и уровня свойств нервных процессов
Nv школьника Работоспособность Уровень свойств нервных процессов
сила подвижность уравновешенность
1 III III II I
2 I II I III
3 II I III I
4 III I II III
5 III I I 11
6 I III III II
7 III III III I
8 III I I III
9 I 111 III III
10 1 III I III
11 III III III I
12 II III 11 II
13 1 III I I
14 III II II I
15 III I I II
16 II II III 11
17 I II II II
18 II III II III
19 II III II I
20 II I I I
21 III 11 I II
22 I I I 11
23 III I III I
24 I III II I
25 III II II II
26 II I III I
27 I 11 I I
28 III III III I
29 II I III II
30 III I II I
31 III II III I
32 I III I III
33 III I 11 I
34 III III I III
35 I I I III
36 III III I HI
37 II I III III
38 I III I II
39 I II I II
40 I III II II
ми работоспособности отмечено в 22,2 % случаев. Выявлены несколько большее совпадение уровней работоспособности и уравновешенности (27,5%) и значительное совпадение уровней подвижности и работоспособности (42,5%).
Полученное процентное соотношение уровней работоспособности и свойств нервных процессов указывает на большую связь работоспособности с подвижностью нервной системы. Вместе с тем необходимо учитывать ряд факторов, прежде всего динамику показателей работоспособности. В данном случае корректурные пробы и эксперименты по исследованию свойств нервной системы были проведены после учебных занятий с 13 до 16 ч. Отмеченные особенности характеризуют функциональное состояние центральной нервной системы учащихся именно в этот период.
Подвижность нервной системы (исходя из положения И. П. Павлова) определяется особенностью функционирования нервных клеток, т. е. большая подвижность предполагает более быструю смену процесса возбуждения торможением и наоборот, а значит, лучшую способность к перестройке некоторых систем реакций. Дозированное задание включает такой фактор, как способность к быстрому переключению внимания, что, безусловно, связано с подвижностью нервных процессов. Очевидно, этим можно объяснить большую связь показателей умственной работоспособности с подвижностью, чем с силой и уравновешенностью нервных процессов.
Известно, что в функционировании нервной системы наблюдаются подъем и спад, обусловленные биологическими ритмами, процессами срабатывания, утомления и т. д. В случае утомления предполагается ответственность такого свойства нервной системы, как сила, поскольку с ним связывают способность нервных клеток выдерживать длительное сильное возбуждение. III уровень умственной работоспособности, очевидно, связан со слабостью функционирования нервных клеток. Это предположение подтверждается тем фактом, что наибольший процент случаев совпадения низкой работоспособности был отмечен при низком уровне силы нервных процессов — 35,3%, а не подвижности — 23,5% и уравновешенности — 17,6 %.
Физиологической основой уравновешенности нервной системы считается хорошее соответствие между процессами возбуждения и торможения. Это свойство, хотя и в меньшей степени, чем другие, сказывается на особенностях умственной работоспособности.
Особенности умственной работоспособности и свойств нервных процессов школьника не позволяют получить полную характеристику без учета его успеваемости в школе. Поэтому мы сочли необходимым соотнести успеваемость (средний балл) с показателями свойств нервных процессов.
Средний балл вычислялся по трем основным предметам — русскому языку, математике и чтению. В младших классах оценка ниже 4 свидетельствует о недостаточной успешности обучения в школе, поэтому балл меньше 3,7 был расценен нами как низкий. Учащихся с таким баллом было 40 %•
Совпадение низкой успеваемости с низким уровнем свойств нервной системы было следующим: уравновешенности в 18,7 %, подвижности в 35,7 % и большая связь низкой успеваемости с низким уровнем силы нервных процессов в 43,8 % случаев. Процесс обучения, зависящий от умственных способностей детей, предъявляет к нервной системе определенные требования, в частности, такие свойства, как сила и подвижность, значительно связаны с успешностью обучения в школе.
Вместе с тем даже при наибольшем проценте совпадений уровней умственной работоспособности, свойств нервной системы и успеваемости он наблюдался лишь у половины школьников. Возникает вопрос: с чем связана низкая или высокая умственная работоспособность, успешность обучения у остальных групп детей?
При анализе уровней свойств нервной системы обнаружена следующая закономерность: если у школьника был низкий уровень силы нервных процессов, то отмечался высокий уровень подвижности или уравновешенности, и, наоборот, при низком уровне подвижности — высокий уровень силы и т. д. Вместе с тем в 3 случаях наблюдалось полное совпадение уровней (I. II, III). Представляет интерес случай, когда все три свойства были низкого уровня, а показатели умственной работоспособности и успеваемости оказались высокими. Чем объяснить такую, казалось бы, противоречивую картину? Анализ психологической характеристики этой школьницы показал, что она обладает такими личностными качествами, как старательность, большая ответственность, добросовестность.
Это наиболее яркий пример психологической компенсации при недостаточной физиологической организации свойств нервной системы. Подобную зависимость мы наблюдали и у других детей. При этом имели место и обратные связи, когда прн высоких уровнях свойств нервных процессов отмечались низкие показатели умственной работоспособности и успеваемости. Как правило, эти дети имели такие личностные качества, как несобранность, безответственность, безразличие. Как видно, результат какой-то деятельности зависит от психофизиологических особенностей ребенка, которые проявляются в комплексе.
При сравнительном анализе данных умственной работоспособности и свойств нервных процессов у мальчиков (п=19) и девочек (п = 21) не выявлено статистически значимых различий (/ = 0,3—0,9). Очевидно, в этом периоде онтогенеза (8 лет) различия в свойствах нервных процессов еще не проявляются и лишь позднее, с наступлением нейрофизиологической перестройки организма, связанной с половым созреванием, отмечаются различия между полами в свойствах нервной системы.
Выводы. 1. Соотношение различных уровней свойств нервной системы школьников с их умственной работоспособностью показало, что большее совпадение уровней работоспособности отмечается с подвижностью нервных процессов.
2. При низкой работоспособности получено большее совпадение с низким уровнем силы нервных процессов, такая же зависимость наблюдалась в случаях низкой успеваемости учащихся.
3. Сравнительный анализ свойств нервных процессов в группах мальчиков и девочек не выявил статистически значимых различий.
4. Выявлена компенсаторная дополняемость низкого уровня одного свойства нервной системы с высоким уровнем другого и личностными качествами учащегося в случаях высокой работоспособности и успеваемости.
Литература. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф.. Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1968. Кольченко Н. В. Функциональная подвижность основных нервных процессов и ее значение для некоторых видов трудовой деятельности. Автореф. дис. канд. Киев, 1978. Криворучко Т. С.. Война Т. И., Штыкан М. В. и др. —
Гиг. и сан., 1981, № 4, с. 27—30. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966. Пейсахов П. М. Саморегуляция и типологические свойства
нервной системы. Казань, 1974. Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
Поступила 18.04.83
Summary. The research was made in 40 pupils of 8 years old (the second form). Correlational analysis of the characteristics of the nervous system in the schoolchildren and their mental work capacity indicated a high compatibility of the work capacity levels and the nervous system mobility. A low work capacity and a poor school record were shown to correlate well with a decreased mobility of the nervous system. No statistically significant differences were found in the test indices of the boys and the girls. It has been demonstrated that a high work capacity and a good school progress can be observed in children with a low level of specific characteristics of the nervous system, which might be compensated by a high level of another index or by certain individual traits.