Научная статья на тему 'Умопостигаемый топос, рождающийся из сущей нелепости'

Умопостигаемый топос, рождающийся из сущей нелепости Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Умопостигаемый топос, рождающийся из сущей нелепости»

Д. С. Курдыбайло

УМОПОСТИГАЕМЫЙ ТОПОС, РОЖДАЮЩИЙСЯ ИЗ СУЩЕЙ НЕЛЕПОСТИ

Зрительные и пространственные образы в античной философии имеют существенное значение, и первостепенным оказывается понятие места (толос;). Начиная с Аристотеля, толос; принимает достаточно узкое терминологическое значение1, и потому интерес представляют нетерминологически употребляемые слова, этимологически или семантически производные от толос;. Мы обратимся к значениям слова атолос; в Эннеадах Плотина, где оно и его производные встречаются не менее 98 раз.

Эти места можно разделить на две группы2 (исключаются обороты вида оик атолос;, где отрицание затемняет смысл самого слова, напр. II.5.2.28,1У.4.26.28 и др.). В первой атолос; — признак или свойство чего-либо сущего; во второй — указание на ошибочность суждения, неверный ход мысли как нарушение тех или иных положений логики или метафизики. Восстанавливая комплекс этих положений, можно сделать вывод о логически верном и метафизически обоснованном толос;.

I. ’Атолос; как не-пространственность. В первой группе читаем о непространственно-сти умопостигаемого: «поскольку же сама идея пребывает непространственно (|аг\’ойаг]с; ¿V атолсо), он [умопостигаемый огонь] производит вне себя место (толос;)» (У1.5.8.31-33). Здесь толос; понимается в отношении чувственного мира, чисто физически.

Более сложный оборот: «если ум есть только мышление, то [в нём] не имеет места ничего (атолоу оиб^), что не было бы самим мышлением» (VI.7.9.25). Если здесь не простое иносказание, заменяющее «нет ничего, что...», то такое «место» в уме может трактоваться как вместилище частных умов внутри единой ипостаси ума.

Более тонкое понимание находим в суждении о едином: «чтобы устранить... причину [наших] затруднений, следует изъять из созерцания всякое место; ... [следует

1 Liddell H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon. S. v. толос;.

2 Все переводы Плотина приводятся по изд.: Плотин. Эннеады I-VI. / Пер. Т. Г. Сидаша, Р. В. Светлова. — СПб., 2004-2005. Греч, текст: Plotini opera, tom. I /Ed. P. Henry, H.-R. Schwyzer. — Leiden, 1951. Для краткости ссылки на эннеады Плотина приводятся в виде 1.2.3.4 (последняя цифра — номер строки), без указания автора и названия сочинения. Остальные авторы даются в общепринятых обозначениях.

160

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Том 12. Выпуск 4

мыслить единое] только сущим,... место же, как и всё другое — позднее, и даже — позднее всех. Следовательно, мысля [первоначало] непространственным (атолоу тоито \’00и\'Т£с;), ... ничего не полагая вокруг него наподобие круга,... мы не приписываем ему ни качества,... ни формы, даже умопостигаемой; нет и отношения к иному, ибо оно [единое] существует при себе прежде, чем возникнет что-либо иное» (VI.8.11.28). Когда толос; характеризуется умопостигаемой формой и отношением к иному, он обретает уже не эйдетический, но чисто логический характер. Из учения Аристотеля сохраняется лишь принцип конструирования топоса как границы со всеми окружающими вещами, т. е. как совокупности отношений к иному3. Этот момент описывается логически или математически, и в отношении единого место отрицается на языке учения об идеальных числах4.

Эти три фрагмента задают иерархию понимания места в философском языке Плотина: физического, умопостигаемого и идеально-числового.

II. Атолос; как «нелепость», ошибка в суждении. Во второй группе все умозаключения, ошибочность которых показывает Плотин, мы разделим по формальному типу ошибки.

А. Топос, описывающий внешнюю структуру (иерархию)

Нарушение онтологической иерархии. В метафизике Плотина сущности выстроены в жёсткую онтологическую иерархию. Лишь в отношении единого утверждается за-предельность сущему, и хотя ему нельзя предицировать отношения к иному, очевидно, что и оно встроено в эту систему как начало и порождающий принцип (II.9.3.7-11).

Плотин считает «нелепым» мнение стоиков о предшествовании материи всему сущему, поскольку в его системе её место — самое низшее в иерархии (III. 1.3.4, VI. 1.26.3 и др.). Также «нелепо» считать чувственные предметы, пока не познано число как таковое и принцип счисления (VI.6.10.27). Другая «нелепость» — низводить душу мира в чувственную сферу (ср. 11.9.10.18), отрывать её от ума и единого (II.1.4.19). «Нелепо» считать человека равным космосу и даже высшим его, — более того, это нечестиво (11.9.16.35).

Здесь атолос; означает установление сущности «не на своём месте» в иерархии, нарушение бытийной субординации. Возникает понятие онтологического места, определяемое тем, в отношении к чему сущность является подчинённой, а к чему — начальствующей. Такие места образуют связную структуру, и размещение сущности в ней определяется по отношению к онтологическому «верху» и «низу», подобно тому, как различены физические верх и низ у Аристотеля5, порождая понятие о силе места. Так и место в бытийной иерархии имеет свою «онтологическую силу».

Ошибочное терминологическое различение одного и того же предмета. «Нелепо» находить различие там, где его нет. Например, в уме нет отдельно созерцающей и отдельно созерцаемой частей, так как нельзя указать разделяющего их принципа (V.3.5.7). Нельзя различить в уме процесс мышления и его рефлексию (II.9.1.57).

Плотин требует, чтобы всякое различение было онтологически обосновано, чтобы любая пара разных предметов была разнесена на разные уровни онтологической иерархии. Бытийный толос; мыслится как объемлющий сосуд, принимающий в себя

3 Arist. Phys. IV. 4 212а 2-7.

4 Хотя бы в контексте Plot. Enn. VI. 6. См. тж.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1993. Сс. 603-620.

5 Ср.: Arist. De cael. I. 8.

только одну сущность, заполняющую его. Совершенство умной иерархии означает совершенную заполненность всех бытийных мест.

Здесь устанавливается внутреннее самотождество сущности. Категория само-тождественности образуется как особый аспект самости6.

Ошибочное обозначение одним термином существенно различных предметов. Атолос; означает «нелепость» не-различения того, что различно по логическим или метафизическим основаниям. Например, «нелепо называть окачествованным неокачествованное, также как говорить, что поскольку нечто не получило величины, оно есть [каким-то образом] величина» (11.4.13.25); «если одним и тем же именем “сущность” называется одно и то же и в чувственном, и в умопостигаемом, то будет нелепостью называть сущностью и первейших, и позднейших» (VI. 1.1.26). Всюду Плотин настаивает на различении двух предметов, основываясь на том, что один «предшествует» другому. Здесь могут быть отношения эйдоса и вещи, причины и следствия, целого и частей, и т. д., — подразумевается иерархическое подчинение вторичного первичному, и потому «нелепо» отождествлять их.

Здесь атолос; имплицирует толос; как место в онтологической иерархии; при этом полагается принцип исключения: если сущность расположена на одном уровне бытия, она не может при этом находиться на другом уровне. Есть чёткая внутренняя структура онтологической иерархии, обусловливающая структурную членораздельность всего сущего. Каждая сущность конституируется, таким образом, внутри себя как отличная ото всех прочих, формируется особый аспект её самости как отличие от иного.

В. Топос, описывающий внутреннюю структуру

Неверная предикация свойств внутри иерархии. В этом случае свойства или качества, принадлежащие одному иерархическому уровню, предицируются сущности на другом уровне. Так, ошибочно приписывать чувственные свойства умному миру (VI.7.3.30), как и переносить различие акцидентных чувственных качеств на сущностные различия в умном мире (II.6.1.15). С другой стороны, «нелепо» лишать умопостигаемое покоя, движения (VI.2.7.27) и прочих сил (У1.4.9.13). «Нелепым» может быть искажённое суждение о едином (VI.?. 19.5, VI.7.37.3) или об уме (когда его лишают способности мыслить себя, УЗ.1.16-18). «Нелепо» считать, что знание может рождаться путём аффицирования высшего (души) низшим (чувственными вещами, \YAA.\7, ср.: 1.1.4.25). Наконец, «нелепо» считать космос лишённым души, когда внутри него обитают одушевлённые существа (ГУ.3.7.5) — здесь, как и в II.9.16.35, существенна диалектика части и целого: целое выше своих частей и предшествует им.

Всякая сущность здесь является местом («вместилищем») своих свойств (потенций, качеств и проч.). Как логическое то штокещеуоу, сущность оказывается сосудом смысла и одновременно местом, на котором строится её смысловая структура. Толос; выступает в аспекте вмещения различённого содержимого.

Такое вмещение связано с различием предикатов, свойственных и не-свойственных данной сущности, предполагающим её такую определённость, при которой возможно различение «своих» и «чужих» качеств. Этот момент свойственности или усвоения7 — ещё один аспект категории самости.

6 О категории самости см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. — Т. VI. — М., 1980. — Ч. III. — Гл. III. — §2.

7 Об «усвоении» и «освоении» ср.: Топоров В. Н. Пространство и текст //Текст: семантика и структура. — М., 1983. — С. 242,266; Топоров В. Н. О некоторых предпосылках формирования категории притяжательное™ // Славянское и балканское языкознание. — М., 1986. — Сс. 142-167.

Ошибочная предикация взаимоисключающих свойств одной и той же сущности. «Нелепым» здесь называется, например, предположение о каком бы то ни было присутствии воды в огненно-горячих звёздах (II.1.6.12). А если допустить, что в каждом из элементов могут присутствовать другие элементы, то «будет всё же нелепым говорить, что каждая из стихий есть нечто сама по себе,... [но] не допускать её отдельного существования» (II.1.6.27).

Атолос; предполагает такой толос;, в котором одном невозможно уместить два совершенно различных «содержимых». Если выше сущность полагалась «сосудом смысла», то теперь возникает понятие «наполненности» и «пустоты» этого «сосуда»: если он наполнен, если положено то или иное понятие, то в нём уже не вмещается ничего кроме него. Совершенство умопостигаемой сущности означает предельную полноту её бытия, «заполненность» всех смысловых сосудов-мест.

Основные черты онтологического топоса у Плотина. Итак, семантика атолос у Плотина имплицирует ряд значимых черт понятия толос;-

1) оно мыслится местом в онтологической иерархии, обусловливающим отношение сущности к выше- и нижележащим ступеням. Заполненность места отражает совершенство его бытийной ступени8. «Заполненные» и «незаполненные» места ограничивают возможности введения новых сущностей в их систему, которые испытывают воздействие своеобразной «силы места», подобной Аристотелевой;

2) как место осмысливается сущность, принимающая в себя свойства, качества и т. п. Когда они даны в совокупности, то ими формируется «ближайшая граница» сущности в логическом пространстве. Соотношение понятий как граничащих между собой делает их представление пространственным. Тоттос; здесь выражает общегреческую «геометрическую», «наглядную» интуицию умопостигаемого;

3) толос; рождает самость вещи, её самотождественность, отличие от иного и различение свойственного и не-свойственного ей. Самость связует чисто смысловую структуру и неосмысленное бытие в «одно сущее». Благодаря ей умная сущность обладает полнотой своего бытия и является совершенной.

Эти черты умного топоса у Плотина формируют сложную диалектику, сравнимую лишь с мифологемой «сверхнебесного места» у Прокла9. С другой стороны, все основные моменты, указанные нами, имеют корреляты в Аристотелевой теории физического места10, и потому можно утверждать, что топологические интуиции, определяющие семантику атолос; в речи Плотина, возникают из античного понимания тела и подвергаются тончайшей диалектической переработке, дающей вне-физический, не-ве-щественный и бесплотный, но безусловно телесный11 умопостигаемый топос.

8 Ср.: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1997. — Сс. 38-46.

9 Proel. Theol. Plat. VI, passim.

10 В отношении пункта 3 ср. о месте-)(с1>ра у Платона: Бородай Т. Ю. Семантика слова У Платона // ZiynínaTa. Разыскания: Вопросы классической филологии. — Вып. 8. — М., 1984. — Сс. 68-69.

11 О специфике античного понимания тела см.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии — М., 1993. — Сс. 848-849.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.