г
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Н. ФОМИН, профессор, проректор
Московский технический университет связи и информатики
За годы советской власти в стране сложилась система подготовки инженеров в области проводной и радиосвязи, в основном удовлетворявшая потребности отрасли. Основу этой системы составляли шесть специализированных электротехнических институтов связи: в Москве (МЭИС), Ленинграде (ЛЭИС), Новосибирске (НЭИС), Куйбышеве (КЭИС), Одессе (ОЭИС) и Ташкенте (ТЭИС), а также Всесоюзный заочный электротехнический институт связи в Москве (ВЗЭИС), относившиеся к ведению Минсвязи СССР. Инженеров связи в небольших количествах для удовлетворения главным образом региональных потребностей выпускали также факультеты ряда политехнических и радиотехнических вузов различных ведомств в Алма-Ате, Баку, Ереване, Каунасе, Киеве, Кишиневе, Львове, Минске, Риге, Рязани, Тбилиси и Харькове. К 1987 г. эти вузы готовили инженеров по основным специальностям: «Автоматическая электросвязь», «Многоканальная электросвязь», «Радиосвязь,радиовещание и телевидение », квалификационные характеристики и учебные планы которых были приняты в 1965 г. [1].
Состав и организационная структура УМО по специальностям связи начали формироваться в начале 1988 г. практически одновременно сбольшинствомдругихучебно-методических объединений [2-4]. Г оловным вузом УМО в соответствии с приказом Минвуза СССР стало старейшее и ведущее учебное заведение отрасли - Московский электротехнический институт связи. В состав объединения, кроме шести указанных выше электротехнических институтов связи, вошли факультеты 12 политехнических и радиотехнических институтов из 10 республик СССР [5].
УМО по образованию в области телекоммуникаций: 20 лет
Опыта структурной организации объединений, подобных УМО, в стране в то время не было, каких-либо директивных указаний на этот счет - тоже, поэтому приходилось начинать «с чистого листа», однако последующая практика показала, что большинство успешно работающих УМО без какой бы то ни было внешней координации образовали очень похожие структуры, что дает определенные основания считать такие структуры близкими к оптимальным с точки зрения поставленных перед УМО задач и выполняемых ими функций.
Руководство деятельностью УМО осуществляет его Совет, в который входят ректоры и первые проректоры - проректоры по учебной работе вузов связи, а также по одному представителю от факультетов связи других вузов, в которых осуществляется подготовка по соответствующим специальностям. Опыт показал, что уровень компетентности, заинтересованности и ответственности членов сформированного таким образом Совета вполне достаточен для принятия взвешенных решений по самым важным и зачастую непростым вопросам.
Текущая работа по решению возложенных на УМО задач проводится научно-методическими советами (НМС), учебно-методическими комиссиями (УМК) и учебнометодическими секциями по основным направлениям деятельности. В связи с изменениями приоритетных направлений работы УМО число, состав и активность деятельности различных НМС и УМК варьировались, однако основные советы и комиссии по курируемым специальностям всегда сохраняли работоспособность, лишь несколько меняя свой состав.
Первой значительной работой, выпол-
Страницы истории
139
ненной в рамках только что сформированного УМО, стали разработка и утверждение в 1988 г. нового поколения учебных планов специальностей «Автоматическая электросвязь », «Многоканальная электросвязь», «Радиосвязь, радиовещание и телевидение », которые оставались неизменными более двух десятилетий.
В планы всех специальностей были введены учебные курсы «Цифровая и вычислительная техника», а также дисциплины, необходимые для знакомства будущих инженеров связи с общими принципами построения телекоммуникационных систем, в которых они непосредственно не специализируются. Для новых планов были разработаны типовые программы всех учебных дисциплин, изданные в 1991 г. отдельными сборниками. В новые учебные планы были введены аттестация после окончания второго курса и государственный экзамен по специальности по окончании пятого курса.
В самом начале деятельности УМО в марте 1989 г. Советом объединения было принято решение о проведении с периодичностью раз в два года учебно-методических конференций, посвященных самому широкому кругу вопросов организации и методики учебного процесса. С целью обмена опытом и знакомства с постановкой учебного процесса на местах предполагалось проводить эти конференции в различных вузах - членах УМО. Первая такая конференция «Методические и организационные аспекты активного овладения профессией » успешно прошла в сентябре 1990 г. в Одессе, на базе ОЭИС им. А.С. Попова.
Распад Советского Союза не мог не отразиться и на деятельности УМО. Сказались и довольно длительный процесс реорганизации органов управления высшей школой и, главное, существенное сокращение самих масштабов подготовки инженеров связи в стране. В Российской Федерации осталось лишь четыре специализированных вуза связи - в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Новосибирске с филиалами в Ростове-на-Дону и Хабаровске. Незначительное число инженеров по двум
связным специальностям продолжал готовить также Рязанский радиотехнический институт (ныне Рязанский государственный радиотехнический университет).
Решающее значение для всей системы УМО имел вышедший в ноябре 1992 г. приказ Комитета по высшей школе Миннауки РФ (№ 711), который создал правовую базу для продолжения их деятельности уже как российских общественно-государственных организаций. Этим приказом за конкретными УМО закреплялись направления базового высшего образования и специальности высшего образования и утверждалось «Типовое положение об учебнометодическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации». Согласно приказу, в частности, за УМО по образованию в области связи помимо упоминавшихся выше трех специальностей закреплялось направление базового высшего образования «Телекоммуникации». В начале 1993 г. было разработано «Положение об учебно-методическом объединении вузов Российской Федерации в области связи », в котором нашли отражение новые аспекты деятельности УМО, в том числе курирование реализации образовательнопрофессиональных программ по направлению «Телекоммуникации», разработка государственных образовательных стандартов и др.
Основные направления деятельности УМО были в существенной мере определены принятием в июле 1992 г. Закона РФ «Об образовании », которым, в частности, предусматривалась разработка ГОС по всем профессиональным образовательным программам. В частности, в 1993 г. были определены «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 5504 - Телекоммуникации» (федерального компонента ГОС ВПО), согласованные и утвержденные Госкомвузом РФ, а также примерный учебный план подготовки бакалавров телекоммуникаций и примерные учебные программы по всем специальным и основным общетехническим обязательным дисциплинам.
140
Высшее образование в России • № 4, 2008
Тем самым было положено начало процессу диверсификации российского высшего образования в области связи.
Переход к многоуровневой системе высшего образования - процесс очень непростой, многогранный, а применительно к образованию в области связи он осложняется еще и чрезвычайно бурным развитием самой отрасли, переживающей в условиях демократизации российского общества и перехода страны к рыночной экономике поистине революционные качественные и количественные преобразования. Достаточно сказать, что телекоммуникации - одна из немногих отраслей российской экономики, в которой не наблюдаются кризисные или застойные явления.
Введение в России многоуровневой системы высшего образования было закреплено, как известно, утверждением в августе 1994 г. Правительством РФ «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования». По инициативе УМО по образованию в области связи в «Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования» были включены новые специальности: «Физика и техника оптической связи», «Средства связи с подвижными объектами» и «Аудиовизуальная техника», призванные удовлетворить наблюдающуюся на рынке труда острую потребность в специалистах таких профилей. Кроме того, чтобы полнее отразить происходящие изменения в содержании и объектах деятельности специалистов упоминавшихся выше более традиционных «связных» специальностей, названия «проводных» специальностей были заменены на «Сети связи и системы коммутации» и «Многоканальные телекоммуникационные системы». Специальность «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» сохранила свое традиционное название. Все шесть перечисленных специальностей, наряду с направлением «Телекоммуникации», были закреплены за УМО по образованию в области связи, что заметно расширило сферу его деятельности.
В 1994-1995 гг. Госкомвузом РФ были
разработаны и утверждены федеральные компоненты ГОС и примерные учебные планы по всем шести специальностям, в основном завершена работа по созданию примерных учебных программ обязательных специальных и основных общетехнических дисциплин.
В 1996 г. был разработан ГОС подготовки магистров в области телекоммуникаций. Это было тем более актуально, что в ведущих вузах объединения состоялся первый выпуск бакалавров телекоммуникаций, часть из которых начали подготовку по магистерским программам.
Особое место в работе УМО в 90-х гг. занимало проведение экспертиз. На волне бурного развития в стране индустрии телекоммуникаций и параллельно идущих конверсионных процессов во многих периферийных радиотехнических и политехнических вузах проявилось стремление к участию в подготовке специалистов для гражданской отрасли связи. Отвечая на запросы вузов, УМО провело экспертизы о возможности открытия ряда соответствующихспеци-альностей в технических и классических университетах, политехнических и радиотехнических институтах Т аганрога, Владивостока, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Томска, Уфы, Сургута, Ижевска, Екатеринбурга, Омска, Астрахани, Краснодара. Обращает на себя внимание «география» распространения высшего образования в области связи, очень точно отражающая региональный аспект развития отрасли.
Одной из важных функций всех УМО является, как известно, сотрудничество с общественно-профессиональными организациями зарубежных стран с целью обмена опытом по вопросам организации учебного процесса. Для реализации этой функции в 1992 г. УМО по образованию в области связи установило контакт со штаб-квартирой Европейского общества инженерного образования (SEFI) в Брюсселе и было принято в эту авторитетную международную организацию в качестве ассоциированного члена. С 2000 г. автор настоящей статьи является национальным корреспондентом SEFI от Рос-
Страницы истории
141
сии. Благодаря членству в SEFI, УМО регулярно получает два периодических издания общества - академический журнал European Journal of Engineering Education и электронный информационный бюллетень Newsto:@SEFI - и имеет возможность не только следить за новыми тенденциями в инженерной педагогике по журнальным публикациям, но и получать своевременную информацию обо всех мероприятиях (сессиях, конференциях, семинарах рабочих групп и др.), планируемых SEFI. Это позволило сотрудникам базового вуза УМО принять участие с докладами в работе годичных сессий и семинаров двух рабочих групп SEFI в Чехии, Нидерландах, Австрии, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Франции, Ирландии, Италии, Португалии, Турции. Ассоциированное членство в SEFI дает УМО два голоса при выборах новых членов Административного совета общества, проводимых на ежегодных сессиях.
Быстрый прогресс телекоммуникаций в России и странах СНГ нашел отражение в изменении содержания образования, в двукратном увеличении номенклатуры специальностей и значительном расширении «географии » вузов, в которых реализуются образовательные программы подготовки инженеров, бакалавров и магистров в области телекоммуникаций.
Принятый в августе 1996 г. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определил сроки реализации основных образовательных программ, квалификации, присваиваемые лицам, освоившим эти программы, а также установил ряд других норм, регулирующих порядок функционирования ВПО. Поскольку срок действия ГОС ВПО первого поколения истек, была поставлена задача разработки ГОС второго поколения. По сравнению с предыдущим в нем произошли следующие основные изменения. В новом «Перечне направлений и специальностей ВПО » сформировано направление подготовки дипломированных специалистов (инженеров) 654400 «Телекоммуникации», включающее 6 специальностей, из которых
была исключена специальность «Аудиовизуальная техника» (передана в другое УМО) и введена новая специальность - «Защищенные системы связи» [6].
В целях совершенствования содержания образования в ГОС ВПО второго поколения были обновлены структура и содержание циклов гуманитарных и социальноэкономических дисциплин и общих математических и естественно-научных дисциплин. Существенную доработку претерпел также цикл общепрофессиональных дисциплин. В результате была достигнута такая степень сопряженности основных образовательных программ по направлению 550400 «Телекоммуникации» (бакалавр -магистр техники и технологии) и направлению подготовки дипломированных специалистов 654400 «Телекоммуникации» (инженер), которая позволяла студентам всех образовательных траекторий и специальностей изучать на протяжении 2,5 лет (5 семестров) общий набор учебных дисциплин. Как показал последующий опыт, такая сопряженность способствует повышению технологичности учебного процесса и мобильности студентов при освоении различных образовательных программ в области телекоммуникаций.
Присоединение России в сентябре 2003 г. к Болонскому процессу сделало весьма актуальной задачу разработки ГОС нового поколения, которые учли бы новые тенденции в развитии отечественного высшего образования, связанные с реализацией этого процесса. В результате работы коллектива ведущих профессоров базового вуза УМО были разработаны проекты ФГОС по обновленному направлению подготовки бакалавров и магистров «Инфо-коммуникационные технологии и системы связи». Предложенное УМО изменение традиционного направления подготовки «Телекоммуникации» обусловлено существенными изменениями в технике и технологии телекоммуникаций, которые привели к интеграции информационных технологий и техники связи, реализующей эти технологии. В проекте ГОС ВПО третьего
142
Высшее образование в России • № 4, 2008
поколения использован компетентностный подход к оценке качества подготовки выпускников, трудоемкость студенческой работы оценивается в зачетных единицах.
В рамках нового направления предлагается реализовать ряд профилей подготовки бакалавров, которые модернизируют и развивают традиционные и широко востребованные на рынке труда специальности инженеров телекоммуникаций. В целом они соответствуют действующим специальностям, узнаваемы работодателями и охватывают все направления инфокоммуникаци-онной отрасли. Выбор профиля определяют вуз и работодатели. Такой подход, с одной стороны, позволяет отразить особенности технологических изменений, происходящих в области телекоммуникаций, а с другой - в известной степени сохранить преемственность подготовки бакалавров по отношению к традиционным специальностям инженеров, привычным для работодателей и академического сообщества.
Оценка работодателями компетент-ностной модели выпускников - один из важнейших этапов реализации двухуровневой подготовки, так как она позволяет определить цели образовательной деятельности в виде компетенций, формируемых у обучающихся. Проведенный УМО при поддержке Федерального агентства связи опрос показал, что почти все предполагаемые компетенции выпускника вуза позитивно восприняты работодателями. Анализ полученных отзывов выявил, что основные компетенции, касающиеся личностных качеств, умений и навыков, включенных в ФГОС, совпадают с требованиями, предъявляемыми работодателями к своим сотрудникам.
Поскольку профессиональные стандарты в области инфокоммуникационных технологий и систем связи пока отсутствуют, определение областей, объектов, видов и задач профессиональной деятельности, а также профессиональные компетенции выпускников по направлению подготовки
«Инфокоммуникационные технологии и системы связи » формировалось нами с учетом мнений и замечаний кадровых и технологических служб ведущих работодателей в области инфокоммуникационных технологий и систем связи России.
Отзывы работодателей, полученные в ходе подготовки проекта ФГОС ВПО, свидетельствуют о том, что объекты, виды и задачи профессиональной деятельности бакалавров и магистров, основные профессиональные компетенции, которыми должны обладать выпускники, а также предлагаемые профили подготовки отвечают потребностям рынка труда на данный момент времени. Профессорско-преподавательские коллективы вузов - членов УМО имели возможность принять участие в разработке проекта, который в результате был одобрен на пленуме Совета УМО в июне 2007 г. (Рязань).
Литература
1. См.: Шахгильдян В.В., Фомин Н.Н. Развитие
высшего радиотехнического образования в России // Электросвязь. - 1995. - № 2 .
2. Фомин Н.Н. О работе УМО по образова-
нию в области связи // Учебно-методические объединения: итоги, проблемы, перспективы. - М., 1998.
3. Коршунов С.В. Государственно-обще-
ственные объединения в системе инженерного образования России. - М., 2005.
4. Максимов Н. Учебно-методические объе-
динения вузов в системе управления высшей школой // Высшее образование в России. - 2007. - № 10.
5. См.: Шахгильдян В.В., Фомин Н.Н. Старей-
шему российскому вузу связи - 75 лет. История, достижения, проблемы // Электросвязь. - 1995. - № 11.
6. См.: Фомин Н.Н. Разработка Государствен-
ных образовательных стандартов по направлениям подготовки 550400 и 654400 Телекоммуникации // VII Междунар. на-учн.-метод. конф. вузов и ф-тов телекоммуникаций - М.; Ульяновск, 2002.