Научная статья на тему 'От специалиста к бакалавру без снижения уровня знаний'

От специалиста к бакалавру без снижения уровня знаний Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
190
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ / СЕТИ И СИСТЕМЫ РАДИОСВЯЗИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / НАДЕЖНОСТЬ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ И СИСТЕМЫ / ТЕОРИЯ КОДИРОВАНИЯ / DIGITAL SYSTEMS OF TRANSMITTING / NETWORKS AND RADIO COMMUNICATIONS SYSTEM / TELECOMMUNICATIONS / RELIABILITY OF TELECOMMUNICATION SYSTEMS / INFO COMMUNICATIONS NETWORKS AND SYSTEMS / THEORY OF CODING

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Иванцев Анатолий Степанович, Маняев Игорь Витальевич, Соболев Николай Сергеевич, Сульдин Алексей Васильевич

Проанализирована деятельность выпускающей кафедры «Сети связи и системы коммутации» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева при переходе от специалитета к бакалавриату с целью сохранения уровня остаточных знаний студентов по результатам преподавания специальных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From a Specialist Degree to a Bachelor Degree without Academic Decline

The authors have made an analysis of the Chair of Communication Network and Switching systems activity at the Ogarev Mordovia State University in transit from a specialist degree (5-year period of studies) to a bachelor degree (4-year studies) with the purpose of checking the level of remaining knowledge of students based on results of teaching special academic disciplines.

Текст научной работы на тему «От специалиста к бакалавру без снижения уровня знаний»

111!111Й1И1!Ш № 1,

7. Перминов, Е. А. Дискретная математика : учебное пособие для 8—9 классов средней общеобразовательной школы / Е. А. Перминов. — Екатеринбург : ИРРО, 2004. — 206 с.

8. Полутин, С. В. Университет в структуре образовательно-производственного кластера / С. В. Полутин // Интеграция образования. — 2009.— № 1. — С. 98—101.

9. Садовничий, В. А. Математическое образование : настоящее и будущее / В. А. Садовничий // Всероссийская конференция. Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков. Дубна, сентябрь 2000. — Москва : МЦНМО, 2000.

10. Саранцев, Г. И. Методическое мышление : взгляд из прошлого и настоящего / Г. И. Саранцев // Материалы Всероссийской научной конференции «Методическая подготовка студентов матема-

тических специальностей педвуза в условиях фун-даментализации образования». — Саранск,

2009. — Ч. 1. — С. 3—7.

11. Саранцев, Г. И. Методология методики обучения математике / Г. И. Саранцев. — Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2001. — 144 с.

12. Саранцев, Г. И. Формирование современного методического мышления студентов педагогического вуза / Г. И. Саранцев // Педагогика. — 2011. — № 10. — С. 38—46.

13. Тихомиров, В. М. О некоторых проблемах математического образования / В. М. Тихомиров // Всероссийская конференция. Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков. Дубна, сентябрь 2000. — С. 3—15.

14. Шадриков, В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. — Москва : Аспект Пресс, 2007. — 328 с.

Поступила 09.04.12.

УДК 378.14.015.62

ОТ СПЕЦИАЛИСТА К БАКАЛАВРУ БЕЗ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

А. С. Иванцев, И. В. Маняев, Н. С. Соболев, А. В. Сульдин

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Проанализирована деятельность выпускающей кафедры «Сети связи и системы коммутации» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева при переходе от специалитета к бакалавриату с целью сохранения уровня остаточных знаний студентов по результатам преподавания специальных дисциплин.

Ключевыге слова: цифровые системы передачи; сети и системы радиосвязи; телекоммуникации; надежность телекоммуникационных систем; инфокоммуникационные сети и системы; теория кодирования.

Мордовский государственный университет в 2014 г. закончит подготовку инженеров по специальности 210406 «Сети связи и системы коммутации», произведя 11 выпусков. С 2010 г. здесь осуществляется подготовка бакалавров по направлению 210700 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». Их первый выпуск должен состояться в 2014 г. Выпускающей в обоих случаях является кафедра сетей связи и систем коммутации (СССК).

Анализ учебных планов подготовки инженеров по специальности «Сети связи и системы коммутации» и бакалавров по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» показал, что у них много общего, но имеются и различия. Ниже представлен перечень дисцип-

лин, по которым кафедра работает со специалистами и бакалаврами.

Числа рядом с названиями дисциплин обозначают количество часов, отводимых на ее изучение. Первое число — лекции, второе — практические занятия, третье — лабораторные работы. В том случае, если в списках дисциплин для специалитета и бакалавриата часы совпадают, они не указываются.

Как видим, из учебного плана подготовки бакалавров исчезли дисциплины «Техника микропроцессорных систем в коммутации», «Синхронная цифровая иерархия», «Цифровые сети КОК», «Современные телекоммуникационные технологии», «Цифровые системы коммутации»; появились новые дисциплины: «Сети и системы радиосвязи», «Надеж-

© Иванцев А. С., Маняев И. В., Соболев Н. С., Сульдин А. В., 2013

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ность телекоммуникационных систем», «Администрирование сетей связи», «Маркетинг в области инфокоммуника-ций», «Инновационная деятельность и патентоведение», «История развития телекоммуникаций», «Основы инженерной деятельности», «Услуги связи». Эти изменения произошли на фоне уменьшения

общего числа часов, так как срок обучения снизился с 5 до 4 лет. При этом выпавшие дисциплины кафедры СССК составили аудиторную нагрузку в количестве 357 ч, а вновь включенные — 346 ч. Потеря аудиторной нагрузки оказалась очень маленькой — 11 ч, и о ней можно забыть.

Специалитет

Бакалавриат

Электромагнитные поля и волны

Физические основы электроники

Химия радиоматериалов

Теория информации и теория кадров

Физические основы оптической связи

Инженерная и компьютерная графика

Основы теории цепей

Электроника

Основы схемотехники

Электропитание устройств

Метрология, стандартизация и сертификация

Безопасность жизнедеятельности

Теория электрической связи

Вычислительная техника и информационная техника

Проектирование корпоративных сетей связи

Менеджмент в телекоммуникации СУБД в телекоммуникациях Основы моделирования СМО Цифровая обработка сигналов Системы коммутации Теория телетрафика 51, 17, 34 = 102 Сети связи: 34, 34, 17 = 85

Системы документальной электросвязи: 34, 17, 34 = 85

Цифровые системы передачи Направляющие системы электросвязи Техника МПС в коммутации 34, 0, 34 = 68 Синхронная цифровая иерархия: 34, 0, 17 = 51 Цифровые системы коммутации: 34, 17, 0 = 51 ОКС-7

Цифровые сети ]БП№ 51, 0, 17 = 68 Современные телекоммуникационные технологии: 119, 0, 0 = 119

Проектирование линий связи

Экология

Электромагнитные поля и волны Физические основы электроники Материалы электронной техники Теория информации и теория кадров Физические основы оптической связи Инженерная и компьютерная графика Теория электрических цепей Электроника

Схемотехника телекоммуникационных устройств Электропитание устройств Метрология, стандартизация и сертификация Безопасность жизнедеятельности Общая теория связи

Вычислительная техника и информационная техника

Основы построения инфокоммуникационных систем и сетей

Производственный менеджмент СУБД в телекоммуникациях Основы моделирования СМО Цифровая обработка сигналов Системы коммутации Теория телетрафика 54, 36, 0 = 90 Сети связи: 56, 28, 28 = 112

Системы документальной электросвязи: 36, 18, 18 = 72

Цифровые системы передачи Направляющие системы электросвязи

Сигнализация в сетях связи

Сети и системы радиосвязи: 20, 10, 10 = 40 Основы проектирования и эксплуатации сетей связи Надежность телекоммуникационных систем. Отказоустойчивость: 18, 0, 18 = 36 Администрирование сетей связи: 18, 0, 18 = 36 Маркетинг в области инфокоммуникаций: 18, 18, 0 = 36

Инновационная деятельность (Патентоведение): 18, 18, 0 = 36

История развития телекоммуникаций: 18, 36, 0 =54 Экология

Основы инженерной деятельности:

18, 36, 0 = 54

Услуги связи: 18, 36, 0 = 54

№ 1, 2013

Выпускающей кафедре пришлось думать, как скомпоновать рабочие учебные планы подготовки бакалавров, чтобы не снизить уровень их знаний в области инфотелекоммуникаций и сетей связи по сравнению со специалистами в области сетей связи и систем коммутации. Были скрупулезно проанализированы рабочие программы исключенных и вновь введенных курсов, а в результате анализа построены рабочие учебные планы и программы бакалавриата, позволяющие преподавать учебный материал не хуже, чем было на специалитете.

Рассмотрим более подробно программы исчезнувших и вновь введенных дисциплин. Начнем с курса «Техника микропроцессорных систем в коммутации». Главные вопросы курса — принципы построения микропроцессорных и микроконтроллерных устройств в коммутационных системах и программное обеспечение для работы этих устройств — вполне могут быть рассмотрены в таких дисциплинах, как «Схемотехника телекоммуникационных устройств», «Цифровые системы коммутации». Курс «Синхронная цифровая иерархия» посвящен многоканальным сетям связи, топологии синхронных цифровых сетей, волоконно-оптическим сетям, сетям передачи данных. Эти вопросы можно включить в курсы «Цифровые системы передачи», «Основы построения ин-фокоммуникационных систем и сетей», «Теория информации и теория кодирования», «Услуги связи». Курс «Цифровые сети с интеграцией служб (КОК)» оказался неактуальным ввиду того, что технология ]8ЬК в настоящее время на сетях связи не используется. Главные во-

,'r v . ТфОП

просы, изучаемые в курсе «Цифровые системы коммутации»: понятие временной, пространственной, пространственновременной коммутации, классификация цифровых коммутационных полей, принципы построения цифровых коммутационных полей, алгоритмы поиска пар соединительных путей в цифровых коммутационных полях, — могут быть распределены по курсам «Системы коммутации», «Цифровые системы передачи», «Схемотехника телекоммуникационных устройств», «Цифровые системы передачи».

Выведенный из учебного плана курс «Современные телекоммуникационные технологии» был посвящен новому направлению в технике связи — NGN (Next Generation Network — сеть следующего поколения). Задача создания NGN состоит в том, чтобы слить в одну сеть вторичные сети: телефонные, передачи данных, телевизионного и звукового вещания. В методике преподавания концепции NGN целесообразно использовать пример слияния на практике телефонной сети общего пользования, включая услуги интеллектуальной сети связи и мобильных сетей связи, сетей передачи данных, имеющих доступ к беспроводным типа Wi-Fi, Wi-Max, к телевидению и радиовещанию. В результате слияния указанных сетей связи появились конвергированные сети [1], которые должны нести в себе признаки сети персональной связи и глобальной сети, позволяя обеспечивать пользователя необходимыми услугами в любой точке земли на месте или в движении, при использовании одного и того же номера.

Этапы эволюции сетей связи представлены на рис. 1 и 2.

ЕЮГЯДО

¿лЧуигаи cert

Р и с. 1. Этапы эволюции сетей связи

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Р и с. 2. Концепция NGN — процесс интеграции сетей

Вопрос преподавания раздела, посвященного проблеме сетей нового поколения, на кафедре решено включить в курс «Сети связи», который для бакалавров предусмотрен со значительным увеличением числа часов по сравнению со специалистами в области сетей связи и систем коммутации.

Вновь введенные курсы потребовали от преподавателей кафедры приложить усилия для создания рабочих программ. На некоторые дисциплины планируется приглашение преподавателей с других профильных кафедр университета и вузов страны.

Следует заметить, что поставленные кафедрой задачи преподавания дисциплин на высоком уровне не будут выполнены, если не улучшится существующая лабораторная база и не изменятся методики преподавания учебного материала на лекциях, практических занятиях и лабораторных работах. Считаем, что улучшения преподавания материала на всех видах учебных занятий можно добиться только в том случае, если преподавание будет базироваться на изучении физики процессов, которые лежат в основе генерирования и передачи сигналов связи.

В настоящее время на кафедре СССК устанавливается современное оборудование, позволяющее построить физические модели транспортных, или магистральных, распределительных, волоконно-оптических, атмосферно-оптических сетей. Под транспортной, или

магистральной, сетью понимается сеть связи между автоматическими междугородными телефонными станциями (АМТС). Следует заметить, что АМТС практически всегда одна в субъекте Федерации России. Для создания физической модели транспортной сети используется оборудование АТС «Элком» и «Магеллан», а также аппаратура первичного 8ОИ-мультиплексирования «Транспорт 81» с системой мониторинга. Эта модель позволяет проводить исследования и лабораторные работы по следующим дисциплинам: «Основы построения инфокоммуникационных систем и сетей», «Теория телетрафика», «Сети связи», «Системы документальной электросвязи», «Цифровые системы передачи», «Сигнализация в сетях связи», «Услуги связи», «Основы проектирования и эксплуатации сетей связи». С помощью тех же станций «Элком» и «Магеллан» можно моделировать соединительные линии между АТС, находящихся в зоновой сети связи, а также между районными АТС одного города и проводить лабораторные работы по теории телетрафика, сетям связи, сигнализации в сетях связи, системам документальной электросвязи.

Понятие физической модели распределительной сети включает в себя модели абонентских линий, т. е. линий от абонентов до АТС, а также различные корпоративные сети. Модель использует оборудование АТС «Элком» и «Магеллан», мини-АТС «Рапа8ошо2», совре-

№ 1, 2013

менные цифровые коммутаторы и маршрутизаторы различных производителей. Эта модель затрагивает такие дисциплины, как «Основы построения инфо-коммуникационных систем и сетей», «Теория телетрафика», «Сети связи», «Физические основы оптической связи», «Цифровые системы передачи», «Системы документальной электросвязи». В названных дисциплинах, а также в «На-

правляющих системах электросвязи» используются рефлектометр «OptiFiber OF-500» и тестер «Fluke DTX-1200».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гольдштейн, Б. С. Сети связи : учебник для вузов / Б. С. Гольдштейн, Н. А. Соколов, Г. Г. Янковский. — Санкт-Петербург : БХВ-Петербург,

2010. — 399 с.

Поступила 22.11.12.

УДК 37.018.43:004.7

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ч. Б. Миннегалиева (Казанский (Приволжский) федеральный

университет)

Рассматриваются особенности дистанционных образовательных технологий, ограничивающие их более широкое применение. Приводятся результаты эксперимента, при осуществлении которого обучение велось с использованием данных технологий.

Ключевыге слова: дистанционные образовательные технологии; проектирование учебных курсов; качество обучения.

По закону РФ «Об образовании» электронное обучение и дистанционные образовательные технологии могут применяться при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования [2]. В новом проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» также говорится, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе использовать электронное обучение, в том числе дистанционные образовательные технологии, при реализации образовательных программ во всех предусмотренных законодательством формах получения образования и формах обучения [6].

В настоящее время дистанционные образовательные технологии достаточно активно применяются в вузах. Их использование позволяет снизить затраты на обучение, обучать одновременно большое количество студентов, повы-

сить качество обучения, создать единую образовательную среду [3].

Более широкому распространению дистанционных образовательных технологий препятствуют их недостатки. Среди них пользователями отмечаются такие:

1) результат обучения в некоторой степени зависит от навыков работы с компьютером и работы в Сети;

2) в ряде случаев затруднен доступ к сети Интернет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) существуют практические навыки, которые можно получить только при выполнении реальных лабораторных работ;

4) ослабевает контроль со стороны преподавателя, поэтому от обучающихся требуются самодисциплина и самоконтроль;

5) подготовка материалов для дистанционных образовательных технологий занимает довольно много времени [3; 4].

© Миннегалиева Ч. Б., 2013 39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.