Научная статья на тему 'Умение слушать – необходимая составляющая коммуникативной компетентности личности'

Умение слушать – необходимая составляющая коммуникативной компетентности личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
387
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / коммуникативная компетентность личности / правильное слушание / активное / пассивное / эмпатическое / этикетное слушание / communication / communicative competence of personality / correct listening / active / passive / empathic / etiquette listening

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анна Евгеньевна Варнаева

Рассматривается умение слушать, являющееся важнейшим условием эффективного общения. На основе анализа особенностей четырех видов правильного слушания выделены основные компоненты данного общего коммуникативного умения. К ним относятся: умение понять основную мысль и в целом все сообщение говорящего, способность искать полезное для себя в любом его высказывании, умение слушать критически, понимать чувства собеседника и давать ему возможность выговориться, способность к эмпатии и концентрации внимания. Отмечается, что профессиональное слушание предполагает высокий уровень психического развития личности и сформированность у нее необходимых нравственных качеств (уважение и доброе отношение к человеку, терпение, сострадание), которые играют основополагающую роль в становлении данного умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ability to listen is a necessary component of a person's communicative competence

The article discusses the ability to listen, which is the most important condition for effective communication. Based on the analysis of the features of the four types of correct listening, the main components of this general communicative skill are identified. These include: the ability to understand the main idea and, in general, the whole message of the speaker, the ability to look for what is useful for oneself in any of his statements, the ability to listen critically, understand the feelings of the interlocutor and give him the opportunity to speak out, the ability to empathy and concentration of attention. It is noted that professional listening presupposes a high level of mental development of the individual and the formation of the necessary moral qualities (respect and kindness to a person, patience, compassion), which play a fundamental role in the formation of this skill.

Текст научной работы на тему «Умение слушать – необходимая составляющая коммуникативной компетентности личности»

Научная статья УДК 37:808.5

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-108-112 EDN: https://elibrary.ru/PCMBYA NIION: 2018-0077-3/23-358 MOSURED: 77/27-024-2023-03-557

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Умение слушать - необходимая составляющая коммуникативной

компетентности личности

Анна Евгеньевна Варнаева

Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, anna6772@mail.ru

Аннотация. Рассматривается умение слушать, являющееся важнейшим условием эффективного общения. На основе анализа особенностей четырех видов правильного слушания выделены основные компоненты данного общего коммуникативного умения. К ним относятся: умение понять основную мысль и в целом все сообщение говорящего, способность искать полезное для себя в любом его высказывании, умение слушать критически, понимать чувства собеседника и давать ему возможность выговориться, способность к эмпатии и концентрации внимания. Отмечается, что профессиональное слушание предполагает высокий уровень психического развития личности и сформирован-ность у нее необходимых нравственных качеств (уважение и доброе отношение к человеку, терпение, сострадание), которые играют основополагающую роль в становлении данного умения.

Ключевые слова: общение, коммуникативная компетентность личности, правильное слушание, активное, пассивное, эмпатическое, этикетное слушание

Для цитирования: Варнаева А. Е. Умение слушать - необходимая составляющая коммуникативной компетентности личности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 108-112. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2023-3-108-112. EDN: PCMBYA.

Original article

The ability to listen is a necessary component of a person's communicative competence

Anna E. Varnaeva

Smolensk State University, Smolensk, Russia, anna6772@mail.ru

Abstract. The article discusses the ability to listen, which is the most important condition for effective communication. Based on the analysis of the features of the four types of correct listening, the main components of this general communicative skill are identified. These include: the ability to understand the main idea and, in general, the whole message of the speaker, the ability to look for what is useful for oneself in any of his statements, the ability to listen critically, understand the feelings of the interlocutor and give him the opportunity to speak out, the ability to empathy and concentration of attention. It is noted that professional listening presupposes a high level of mental development of the individual and the formation of the necessary moral qualities (respect and kindness to a person, patience, compassion), which play a fundamental role in the formation of this skill.

Keywords: communication, communicative competence of personality, correct listening, active, passive, empathic, etiquette listening

For citation: Varnaeva A. E. The ability to listen is a necessary component of a person's communicative competence // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):108-112. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-3-108-112. EDN: PCMBYA.

Общение в жизни каждого человека играет огромную роль. Оно является средством обмена информацией между людьми, организации и поддержания межличностных отношений, условием объединения людей

в процессе любой совместной деятельности. Общение является основой формирования и развития человека как личности, его социализации, оно обеспечивает необходимое каждому подтверждение значимости своего

© Варнаева А. Е., 2023

108

существования, без чего невозможно психическое здоровье человека.

Вся наша жизнь проходит в постоянном речевом взаимодействии с окружающими людьми в различных коммуникативных ситуациях. Общение занимает 50-80 % времени бодрствования современного человека. По данным ученых, представитель делового мира за день произносит около тридцати тысяч слов. И здесь речь идет только о профессиональных контактах и не учтена сфера повседневной деятельности человека.

Общение как специфическую форму взаимодействия людей изучают специалисты различных научных областей: лингвисты, психологи, социологи, культурологи и др.

В языкознании общение определяется как процесс активного взаимодействия людей между собой, которое обеспечивается средствами языка и связано с характеристикой каких-либо фактов действительности.

Психологи рассматривают общение как «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» [5, с. 244].

В приведенном определении отражены три основных аспекта содержания общения: передача информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция). При этом нужно иметь в виду, что общение в широком смысле слова не обязательно предполагает совместную деятельность. Контакт между людьми может проявляться, например, в сочувствии, сопереживании в условиях дружеской беседы или даже в молчании, когда слова для понимания людьми друг друга становятся лишними.

Для осуществления эффективного общения как процесса, имеющего двусторонний характер, необходимо уметь не только выражать свои мысли и чувства и воздействовать на собеседника, но и понимать и учитывать его интересы, цели и состояние. Эти умения составляют коммуникативную компетентность личности, которую мы понимаем как способность организовывать и осуществлять эффективное речевое взаимодействие. Если детализировать данное понятие, то можно воспользоваться следующим его определением: «это: 1) знания собственно символьной системы, то есть знание языка;

2) знания об устройстве внешнего мира и его объектов;

3) владение правилами коммуникативного поведения» [4, с. 86]. Знания, умения и навыки, определяющие коммуникативную компетенцию человека, приобретаются через подражание и обучение.

Предметом нашего исследования стал один из компонентов коммуникативной компетентности языковой личности, а именно, умение слушать. Его выбор обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, названное умение действительно способствует достижению поставленных его участниками целей общения. Ученые выделяют три таких основных

цели, которые находятся в соответствии с отмеченными выше составляющими общения. К ним относят информационную цель, состоящую в донесении своей информации до собеседника; предметную цель, предполагающую воздействие на его поведение (что-либо узнать, получить, побудить к действию), и коммуникативную цель, заключающуюся в установлении и сохранении со своим адресатом уважительных и добрых отношений [7, с. 22]. Только правильное слушание позволит понять собеседника, его мысли и чувства, что даст возможность найти лучшую форму для предъявления своей позиции, определения его действий и позволит создать необходимую эмоциональную атмосферу взаимодействия (поддержать, успокоить и т. п.). Кроме этого, внимательно слушая говорящего, мы как бы отдаем приоритет его мыслям перед своими, показываем, что сообщаемое им важно для нас. Поэтому правильное слушание представляет собой скрытый комплимент, являющийся одним из действенных приемов фактического общения.

Во-вторых, особого внимания заслуживает именно умение слушать, так как из четырех видов речевой деятельности, составляющих систему нашего «языкового существования» (говорение, слушание, письмо, чтение), 80 % времени приходится на говорение и слушание, при этом слушание у среднестатистического человека занимает 45 % его времени.

Наконец, несмотря на значимость рассматриваемого умения и необходимость его постоянного использования, по данным ученых, «умением выслушать собеседника сосредоточенно и выдержанно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10 % людей, а руководители слушают с 25 %-ной эффективностью» [2, с. 128].

Объясняется этот факт прежде всего тем, что умению слушать целенаправленно не обучают ни в семье, ни в школе. Сама манера слушать (стиль слушания) обычно не контролируется. Она складывается у человека стихийно и зависит от его различных особенностей: пола, темперамента, характера, возраста, занимаемого служебного положения, уровня образованности, интересов и потребностей, эмоционального состояния и др. Например, подчиненные, как правило, являются более внимательными слушателями в разговоре с начальником, нежели наоборот, они обычно не позволяют себе перебивать его.

Такой незначительный процент умеющих слушать связан и с тем, что рассматриваемое умение является непростым, требующим значительных усилий от человека.

Слушание (аудирование) представляет собой восприятие звучащей речи при помощи органов слуха и ее понимание. Таким образом, данный процесс складывается из двух основных этапов: восприятие произносимого знака (здесь важную роль играет слуховая способность человека) и осмысление услышанного. Не случайно в русском языке есть два глагола, соответствующие двум названным этапам: слышать и слушать.

СКИЕ НАУКИ 109

Слушание представляет собой активный мыслительный процесс, направленный на переработку речевых сообщений. Правильное (эффективное, профессиональное) слушание заключается в умении максимально понять говорящего. Это определение требует своей конкретизации. Для выявления основных компонентов, составляющих данное общее коммуникативное умение, необходимо проанализировать существующие четыре вида эффективного слушания: активное, пассивное, эм-патическое и этикетное.

Активное (рефлексивное) - вид слушания, целью которого является получение от говорящего как можно больше информации. Для этого, в том числе и для проверки правильности понимания собеседника, используют три основных приема:

- прием выяснения, состоящий в обращении к говорящему с уточняющими и наводящими вопросами (Не могли бы вы объяснить это подробнее? Что Вы имеете в виду? Насколько трудно это сделать?) или с прямой просьбой остановиться на какой-либо мысли;

- прием перефразирования, заключающийся в приведении иной формулировки сообщения говорящего (Другими словами, вы считаете ... Если я Вас правильно понял, то ... Из Ваших слов следует, что ...);

- прием резюмирования, предполагающий подведение итога мыслям говорящего своими словами (Таким образом, Вы считаете... Если теперь подытожить сказанное Вами, то . Ваша основная идея, как я понял, состоит в том, что . )

Как видим, суть данного вида слушания состоит в вежливом, но активном вмешательстве в речь говорящего.

Анализ особенностей активного слушания позволяет определить эффективное слушание как умение понять основную мысль и в целом все сообщение говорящего так, как это задумал он, а не так, как кажется правильным нам; выяснить мотив и цель его речи и, возможно, даже ее подтекст (то, что по каким-либо причинам не высказано). Это умение связано со способностью к анализу и синтезу предъявляемой информации. Уровень его сформированное™ зависит и от языкового развития личности: «Исследования психолингвистов и социологов выявили такую закономерность успешного общения: чем богаче тезаурус (словарный запас) коммуниканта, чем шире база его речевой деятельности, тем адекватнее смысловое восприятие» [2, с. 43].

Кроме этого, необходимо уметь искать полезное и ценное для себя в любом высказывании собеседника, даже если способ исполнения кажется плохим, а предмет - глупым. Это, в свою очередь, требует объективного, непредубежденного, кооперативного отношения к говорящему. Задачи восприятия его речи в этом случае могут быть различными: получение новой информации, улучшение собственной речи, развитие умения вести диалог, развлечение и др.

Для того чтобы полученная информация была усвоена, стала частью системы знаний человека, нужно уметь слушать критически, что предполагает связывание сообщаемого с собственным опытом, уже имеющи-

мися знаниями и действительностью. В противном случае материал будет воспринят поверхностно и вскоре забыт.

Если активное слушание нацелено на решение задач, отражающих потребности воспринимающего речь коммуниканта, то следующий вид профессионального слушания - пассивное слушание - уже полностью ориентирован на говорящего.

Пассивное (нерефлексивное) - вид слушания, цель которого - дать возможность говорящему выговориться и успокоиться. В связи с этим данный вид необходимо применять в ситуации сильного эмоционального возбуждения собеседника. Суть пассивного слушания заключается в умении внимательно молчать. То есть в этом случае главным является невмешательство в речь говорящего, при этом ему нужно постоянно давать сигналы того, что мы сосредоточены на его словах. Для этого используются короткие реплики, так называемые «угу-реакции»: да-да, угу-угу, ну конечно, да, понимаю, это очень интересно и т.п. Следует использовать и нейтральные невербальные сигналы: кивок головы, внимательный взгляд, легкое изменение выражения лица, сокращение дистанции общения и др. Все эти языковые и неязыковые реакции призваны стимулировать говорящего продолжать свою речь. На первый взгляд такое слушание кажется пассивным, но оно требует значительного физического и психологического напряжения от коммуниканта.

Учет особенностей пассивного слушания позволяет выявить такой компонент правильного слушания, как умение отодвинуть на второй план собственные интересы, понять чувства говорящего и дать ему возможность выговориться.

Названное частное умение необходимо и для осуществления еще одного вида эффективного слушания -эмпатического слушания, которое состоит «в передаче говорящему чувства сопереживания, что выражается в позе, жестах, мимике, взгляде, репликах одобрения или сочувствия» [1, с. 249]. Эмпатическое слушание, так же, как и слушание пассивное, применяется в ситуациях, когда наш собеседник находится под влиянием негативных чувств, но в данном случае он испытывает состояние большей подавленности и нуждается уже не просто в возможности выговориться, а в получении от нас сочувствия и поддержки. Значит, этот вид слушания, в отличие от пассивного, которое «предполагает эмоциональную невключенность в общение» [3, с. 103], требует более активного участия слушателя в коммуникации и его более глубокого погружения в душевное состояние говорящего, для чего необходимо поставить себя на его место. В связи с этим важным компонентом профессионального слушания является умение личности сопереживать, способность к эмпатии. Психологи выделяют три возможных варианта проявления эмпа-тии: эмпатическое реагирование, представляющее собой «переживание эмоциональной реакции, сходной с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого человека» [3, с. 103], принятие перспективы, то есть «представление себя на месте друго-

го» [3, с. 103], и, наконец, симпатическое реагирование, заключающееся в чувстве «заботы, соучастия, сострадания» [3, с. 103].

Некоторые ученые называют еще один вид эффективного слушания - этикетное (ритуальное) слушание, цель которого соблюсти установленные правила поведения, этикет. Необходимость в таком слушании возникает в ситуациях, не располагающих к обстоятельной беседе, но требующих поддержания контакта с собеседником, проявления вежливого отношения к нему. Здесь речь уже не идет о стремлении максимально понять говорящего, но этот вид слушания можно относить к правильному слушанию, так как он также предполагает наличие заинтересованности в говорящем. Главное, чтобы проявляемое в этом случае к нему уважительное отношение не было формальным. Например, неожиданно встретив старого знакомого в транспорте, можно ограничиться приветствием и задать вопрос Как дела? При этом не нужно ждать от него подробного ответа и, вежливо выслушав своего собеседника, сказать: Рад за тебя; Надеюсь, скоро все наладится.

Наконец, еще одним частным умением, без которого невозможно эффективное слушание любого его вида, является умение быть внимательным, сосредоточиться на теме разговора. «Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» [6, с. 417]. Для теории общения важен аспект внимания, связанный со сосредоточенностью психической деятельности человека на содержании речи говорящего. Если слушатель внимателен, то его восприятие, мышление и память работают в направлении сказанного. В коре головного мозга возникает очаг возбуждения, где активно протекают познавательные психические процессы.

Концентрация внимания требует серьезных усилий, что связано с большим разнообразием объективных и субъективных факторов, определяющих нерегулярное слушание. К ним относятся, в частности, следующие: шумы и помехи, неблагоприятный микроклимат в помещении, наличие периодов внимания и изменение его уровня в течение дня, неудобное положение слушателя; отсутствие интереса к теме, антипатия к чужим мыслям и др. Проблемы устойчивости внимания вызваны и тем, что скорость мышления в три-четыре раза опережает скорость речи: мы произносим 120-150 слов в минуту, но способны за это время воспринять 300-500 слов. Поэтому, когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего. Чтобы оставаться сосредоточенным на своем собеседнике, даже когда ясна его мысль, рекомендуется, прислушиваясь к тому, что он говорит, загрузить себя полезной работой. Можно наблюдать за соответствием слов и невербальных сигналов (выражений лица, жестов) говорящего для определения, искренен ли он с вами. По речевым предикатам, направлению взгляда, осо-

бенностям жестикуляции возможно определить тип модальности собеседника. Указанное преимущество во времени должно быть использовано слушателем и для того, чтобы осмыслить и резюмировать сказанное говорящим, предвидеть развитие его мысли.

Для формирования устойчивости внимания рекомендуется по меньшей мере два раза в день по десять минут слушать кого-либо (коллегу, диктора и др.), полностью сконцентрировавшись на его сообщении и отключившись от собственных мыслей и чувств.

Таким образом, профессиональное слушание предполагает овладение различными частными умениями интеллектуального и эмоционального характера, высокий уровень развития психических процессов личности (восприятия, внимания, мышления, памяти и др.) и сформированность у нее необходимых нравственных качеств (уважение и доброе отношение к другому человеку, терпение, сострадание), играющих определяющую роль в становлении данного коммуникативного умения. Именно неподдельный, искренний интерес к собеседнику, его мыслям и чувствам, настроенность на мир говорящего составляют основу умения слушать. А главным препятствием в этом процессе может выступать только эгоизм, отведение первостепенной роли собственной позиции и состоянию.

Библиографический список

1. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение : учебное пособие. 5-е изд., стер. М. : Новое знание, 2005. 368 с.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д : Феникс, 2007. 283 с.

3. Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие. М. : ИД «ФОРУМ» ; ИНФРА-М, 2009. 192 с.

4. Основы теории коммуникации : учебник и практикум для вузов / под ред. Т. Д. Венедиктовой, Д. Б. Гуд-кова. М. : Юрайт, 2023. 193 с.

5. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат, 1990. 494 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2022. 720 с.

7. Стернин И. А. Практическая риторика : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2005. 272 с.

Bibliographic list

1. Baeva O. A. Oratory and business communication: a textbook. 5th ed., ster. M. : New Knowledge, 2005. 368 p.

2. Vvedenskaya L. A., Pavlova L. G., Kashaeva E. Yu. Russian language and speech culture. Rostov n/A : Phoenix, 2007. 283 p.

3. Efimova N. S. Psychology of communication. Workshop on psychology : textbook. M. : Publishing House «FORUM» ; INFRA-M, 2009. 192 p.

4. Fundamentals of the theory of communication: textbook and workshop for universities / edited by T. D. Ven-

СКИЕ НАУКИ 111

ediktova, D. B. Gudkov. M. : Yurayt Publishing House, 2023. 193 p.

5. Psychology. Dictionary / under the general editorship of A. V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. 2nd ed., corrected and supplemented M. : Politizdat, 1990. 494 p.

6. Rubinstein S. L. Fundamentals of general psychology. St. Petersburg : Peter, 2022. 720 p.

7. Sternin I. A. Practical rhetoric : a textbook for students of higher educational institutions. 2nd ed., corrected and additional. M. : Academy, 2005. 272 p.

Информация об авторе

А. Е. Варнаева - заведующая кафедрой теории и методики начального образования, кандидат филологических наук, доцент.

Information about the author А. E. Varnaeva - Head of the Department of Theory and Methodology of Primary Education, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 12.04.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 12.04.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

Политология : учебник для студентов вузов / [В. Ю. Бельский и др.] ; под ред. В. Ю. Бельского, А. И. Сацуты, А. Б. Шатилова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 463 с. ISBN 978-5-238-03452-2

ПОЛИТОЛОГИЯ

Содержание учебника ориентировано на реализацию требований ФГОС высшего образования к компетенциям выпускников вузов Российской Федерации. Соответствует основным темам и отражает дидактические единицы рабочих программ учебной дисциплины «Политология», преподаваемой и изучаемой в вузах России.

Раскрываются методология и история политической науки, теория политики и политической власти, их социальные, институциональные и функциональные аспекты. Рассматриваются проблемы международных отношений и мировой политики, геополитики и национальной безопасности, особенности политической жизни современной России. В контексте тем глав учебника характеризуются правовая политика государства, деятельность правоохранительных органов, выделяются различные аспекты, относящиеся к личности и поведению сотрудника правоохранительных органов.

Для докторантов, аспирантов и студентов вузов, а также для использования в образовательном процессе вузов министерств и ведомств правоохранительной системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.