УЛУЧШЕНИЕ КАРЬЕРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ C ПОМОЩЬЮ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ Абдуллаева М.А. Email: [email protected]
Абдуллаева Мунавара Абдулахадовна - доцент, кафедра узбекского и иностранных языков, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье обсуждается происхождение программ английского для специальных целей (ESP), рассматриваются ключевые понятия об ESP и рассматриваются вопросы разработки учебного плана ESP в Государственной консерватории Узбекистана. Данные, приведенные в статье, позволят понять проблемы, с которыми сталкивается преподаватель ESL. В статье анализируются меры, предпринимаемые руководством страны для совершенствования системы изучения иностранных языков, а также различные подходы к обучению иностранному языку с точки зрения развития языковой и профессиональной компетентности ориентированных на будущую конкретную деятельность студентов консерватории. Рассматриваются вопросы личных коммуникативных запросов обучаемых и стимулы, повышающие заинтересованность студентов в изучении языка по своей специальности, а также необходимость профессиональной готовности педагогов, преподающих образовательный курс иностранного языка в специальных целях.
Ключевые слова: английский для специальных целей, коммуникативная компетенция, профессиональная ориентация, специализация.
EXPANDING CAREER OPPORTUNITIES THROUGH LEARNING ENGLISH FOR PROFESSIONAL PURPOSES Abdullaeva MA.
Abdullaeva Munavara Abdulakhadovna - Associate Professor, UZBEK AND FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article discusses the origins of English for Special Purposes (ESP) programs, explores key concepts about ESP, and examines the development of an ESP curriculum at the State Conservatory of Uzbekistan. The data given in the article highlights the issues faced by ESL teachers. The article analyzes the measures taken by the country's leadership to improve the system of learning foreign languages, as well as various approaches to teaching a foreign language from the point of view of the development of linguistic and professional competence focused on the future specific activities of students of the conservatory. The issues of personal communication needs of students and incentives that increase students' interest in learning a language in their specialty, as well as the need for professional readiness of teachers teaching a foreign language educational course for special purposes are considered.
Keywords: English for specific purposes, communicative competence, vocational guidance, specialization.
УДК 37.012
Всемирная глобализация, оказывая огромное влияние на процессы, происходящие сегодня в мире, определяет новые требования и изменения в структуре подготовки специалистов разных профилей. Развитие социокультурных связей, высоких технологий, в современном обществе, требует новых подходов к формированию
комплекса компетенций, включающих, в том числе, коммуникативную в рамках как минимум одного-двух иностранных языков.
Дисциплина English for Specific Purpose (английский для специальных целей, далее - ESP) является относительно новой дисциплиной на постсоветском пространстве. Однако эта дисциплина в зарубежном образовании стала развиваться с конца 1950 годов [1]. Во второй половине XX века технология и торговля развивались такими темпами, что скоро возник спрос на некий «интернациональный язык». По некоторым причинам эту роль должен был сыграть английский язык [2]. Появляется необходимость для специалистов уметь слушать лекции, читать и понимать научную литературу, статьи научно-технических изданий по специальности и материалы конференций на иностранном языке, чтобы следить за тенденциями в мировой науке [3]. Это привело к быстрому росту направлений английского языка, нацеленных на конкретные дисциплины, вместо традиционных курсов общего английского.
Масштабные реформы в Узбекистане получают все более широкое распространение. Современный этап модернизации страны осуществляется в условиях устойчивого экономического, политического и социального роста. В жизни общества все больше утверждаются принципы демократии и открытости во всех сферах. Все более появляется необходимость внедрения в учебных заведениях передовых методик и педагогических технологий. В Узбекистане ESP приобретает все большую значимость. British Council разрабатывает программы в сотрудничестве с Университетом мировых языков также для институтов искусств и консерватории. Внедрение обучения английскому языку в специальных целях представляет собой организованный процесс реализации образовательного курса для специалистов с целью формирования у них иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере. В мае 2019 года Британский Совет в партнерстве с Министерством высшего и среднего специального образования запустили новую долгосрочную программу «Высшее образование для трудоустройства». Одним из ключевых направлений программы является "Преподавание предметов на английском языке" (EMI). Государственная консерватория Узбекистана не включена в проект пилотной программы преподавания предметов на английском языке, по причине того, что преподаватели предметов по специальности не владеют знанием английского языка на должном уровне.
Эта непростая задача стоит перед преподавателями кафедры иностранных языков вузов искусств. Поскольку преподаватели иностранного языка не являются выпускниками вузов искусств, они не обладают специальными знаниями в области искусствоведения или музыковедения, им придется овладевать знаниями по профилирующим дисциплинам, чтобы разрабатывать программы в нужных направлениях.
Невозможно стать конкурентоспособным специалистом в современных условиях, без способности к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов. Поэтому новые подходы к решению задач, поставленных перед образовательными учреждениями, модернизация образовательного процесса, направленная на обеспечения доступности, повышения качества и эффективности образования является главным приоритетом процесса обучения. Молодое поколение уже со студенческой скамьи должно быть готово к постоянному профессиональному росту. В связи с этим необходим совершенно новый более эффективный подход к методологическим аспектам обучения иностранных языков. Здесь наряду с образовательными и воспитательными целями следует выделить также развивающие и практические цели.
Общеизвестно, что для реализации образовательных целей студенты должны овладеть определенным объемом лингвистических знаний. Знания эти должны быть связанны с избранной сферой их будущих профессий. Будущая профессиональная деятельность студентов консерватории связана со сферой музыки, искусства и
культуры. Сюда также входит и вся страноведческая информация, которая может способствовать расширению кругозора студента и его самопознавательной деятельности. Говоря о студентах консерватории нельзя не отметить важность изучения иностранного языка с коммуникативной точки зрения, учитывая количество часов отведенных на изучение иностранного языка.
Для развития мышления, речевых коммуникативных, познавательных и творческих способностей у студентов неязыковых вузов перед ними ставятся цели овладения не только умением читать и переводить тексты. Без возможности применять на практике полученные во время обучения знания весь процесс теряет всякую значимость. В связи с этим, перед преподавателями неязыковых вузов ставятся задачи достижения такого уровня знаний у студентов, который позволил бы им использовать приобретенные навыки для профессиональной деятельности.
Студенты ESP - это, как правило, взрослые, которые уже знакомы с английским языком и изучают его, чтобы передать набор профессиональных навыков и выполнить определенные функции, связанные с работой. Поэтому программа ESP основана на оценке целей и потребностей, а также функций, для которых требуется английский. Главной особенностью ESP является то, что цели концентрируется в основном на профессиональном языке в контексте, а не на преподавании грамматики и языковых структур. Особенностью ESP является то, что английский язык не преподается как предмет, отделенный от реального мира, а интегрирован в области связанные с искусством и музыкой, другими словами - профессионально ориентированную.
Перед преподавателями ESP в консерватории Узбекистана, в первую ставится задача определения, в каких языковых навыках больше всего нуждаются студенты. Таким образом, учебная программа разрабатывается соответствующим образом, чтобы подкрепить развитие навыков у студентов, которые готовятся к выпускной работе в своей профессиональной области; или это может способствовать развитию разговорных навыков у студентов, которые изучают английский язык, чтобы продолжить обучение за рубежом по своей специальности. Последнее является существенным стимулом для студентов. Если студенты смогут применять то, что они изучают на уроках английского языка, в своей профессиональной области, это расширит их возможности при выборе профессиональной деятельности.
Способности студентов в профессиональных областях, таких как музыка и искусство в свою очередь, улучшают их способность овладевать английским языком. Знание своего предмета дает им контекст, который им необходим для понимания английского языка. Преподаватель может максимально использовать знания учащихся по предмету, тем самым помогая им быстрее выучить английский язык.
Студенты подходят к изучению английского языка через область, которая уже известна и актуальна для них. Это означает, что они могут использовать то, что они изучают в классе ESP, сразу в своей работе и учебе. Подход ESP повышает соответствие того, что студенты изучают, и позволяет им использовать английский, который они знают, чтобы постепенно расширять свои знания. Такой подход повышает мотивацию и потребности обучения коммуникативным навыкам.
Преподаватель, должен понять, каким образом его/ее педагогические навыки могут быть адаптированы для преподавания английского языка для особых целей. Кроме того, ему/ей нужно будет найти специалистов по специальности для помощи в разработке соответствующих уроков в предметной области, по которой специализируются студенты. Преподавателям иностранного языка, в первую очередь, необходимо установить учебные задачи, создать позитивную учебную среду в классе и оценить успеваемость учащихся. Далее учителя должны участвовать в разработке учебного плана на основе моделей и руководства учебной программы, но с учетом профессиональной ориентации. Таким образом, необходимо установить цели обучения первоначально, а затем преобразовать их в учебную программу, включающую отбор, разработку и организацию материалов курса, и оказание
поддержки студентам в их усилиях. Необходимо учитывать знания о потенциале студентов при разработке учебного плана, учитывающего потребности студентов в ситуации обучения.
Для создания подходящей атмосферы в классе необходимо выработка навыков общения и посредничества. Студентам легче осваивать язык, когда у них есть возможность использовать язык во взаимодействии с имеющимися у них профессиональными знаниями. Должны применяться разные стратегии обучения, использую разные навыки и дифференцированные схемы обучения, мотивированные разными потребностями и интересами. Внимание должно быть уделено потребностям учащихся, для лучшего удовлетворения индивидуальных нужд.
Студентам легче дается изучение иностранного языка, когда у них есть возможность понимать язык и работать с ним в контексте, который они понимают и находят интересным. С этой точки зрения, ESP является мощным средством для таких возможностей. Студенты будут изучать английский язык по мере того, как они будут работать с материалами, которые являются для них интересными и актуальными, и которые они могут использовать в своей профессиональной деятельности.
Студенты, изучающие английский для специальных целей, как правило, знают, для чего им потребуется использовать английский язык. Уже ориентируя свое образование на конкретную область, они считают, что обучение английскому языку дополняет эту ориентацию. Знание предметной области позволяет ученикам определить реальный контекст для словарного запаса и структур языка.
Взрослые студенты будут продолжать изучение языка естественным путем на протяжении всей нашей жизни. Процесс изучения языка должен быть непрерывный, для того чтобы они были более свободными в своих областях и приспосабливали свое лингвистическое поведение к новым ситуациям или новым ролям.
Таким образом, для изучения и преподавания английского языка для специальных целей необходим дифференцированный подход, причем на первый план выходят потребности обучающегося, анализ типичных профессиональных коммуникативных ситуаций, осознание разницы между созданием текста и его пониманием, исследование системы установок автора текста, правил успешной коммуникации.
Список литературы /References
1. Серсенбаева А.С. Кулахметова М.С. Английский язык для специальных целей: необходимость оценки. Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. № 4 (64).
2. Афанасьева М.В. ESP - Английский язык для специальных целей: история и современность. Гуманитарные науки. № 3(7) 2012.
3. Мильруд Р. Обучение языку в специальных целях: сущность, методика, рефлексия. [Электронный ресурс] / Р. Мильруд // Иностранные языки. Рубрика ИЯ в системе профобразования, 2013. 6 мая. Режим доступа: http://iyazyki.prosv.ru/2013/05/english-special/ (дата обращения: 15.03.2021).