Научная статья на тему 'Улучшение качества услуг при государственно-частном партнерстве'

Улучшение качества услуг при государственно-частном партнерстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Улучшение качества услуг при государственно-частном партнерстве»

среднегодового количества коек, количества койко-дней, среднегодового числа должностей медицинского и административно-хозяйственного персонала, количества поликлинических посещений и т.д. Например, по амбулаторно-поликлинической помощи расходы планировались по числу врачебных посещений в поликлинике (примерно 12 посещений в год), а по стационарной помощи - по среднегодовому количеству коек.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

2. Данилов Е.Н. и др. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебное пособие. Минск: Книжный дом; Экоперспектива, 2005. 336 с.

УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ Чичкан А.В.

Чичкан Артур Валерьевич - студент, факультет технологического менеджмента и инноваций, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптик (Университет ИТМО), г. Санкт-Петербург

Введение

В Российской Федерации границы и состав государственного (общественного) сектора определяются Классификатором институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС), в основе которого лежит функционально-управленческий принцип разграничений секторов. Согласно КИЕС, государственный (общественный) сектор образуют сектор государственного управления (включающий органы власти разных уровней и подведомственные им учреждения) и государственные и муниципальные институциональные единицы, входящие в секторы нефинансовых и финансовых корпораций. Поэтому в отечественной и зарубежной литературе используется термин «общественный сектор» (англ. public sector). Иногда в госсектор включаются также государственные финансы (бюджетные средства, характеризующие текущий финансовый потенциал), но следует учесть, что они могут расходоваться на нужды общественного и частного секторов.

Если не придавать значимости проблеме трактовки госсектора как экономической категории, то вследствие этого могут возникать существенные ошибки в нормативно-правовом обеспечении процесса функционирования госсектора и сбора достоверной статистической информации для анализа, формирование неверных концепций управления госсектором, государственной собственностью и всей национальной экономикой.

В данной работе рассматриваются особенности формирования и развития общественного (государственного) сектора сферы услуг.

Влияние государства в развитии сферы должно иметь определенные пределы, так как при недостаточной мере такого воздействия происходит ущемление уязвимых слоёв населения, преграждая им доступ к жизненно важным видам услуг.

В мировой и отечественной экономической науке социальная сфера находится в центре внимания широкого круга специалистов. Теоретические основы таких исследований представляет изучение общественных благ в рыночной экономике в трудах П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, Л.И. Якобсона. Усиление роли социальных

услуг в производстве и накоплении человеческого капитала при переходе к постиндустриальной экономике отражено в трудах Д. Белла, Дж.М. Бьюкенена, Д. Норта, Дж.К. Гэлбрейта, Ф. Хайека, М. Кастельс. Работы этих ученых представляет интерес и сегодня, так как содержат общетеоретические положения.

1. Особенности формирования и развития общественного (государственного) сектора сферы услуг

Отрасли социальной сферы приобретают все большее значение в развитии общественного производства, непосредственно влияя на уровень благосостояния и качество жизни населения. В связи с этим актуализируется повышение эффективности управления государственным сектором сферы услуг, поскольку его ключевым принципом является нацеленность на человека, отдельные группы населения и общество в целом.

В условиях рыночной экономики в сфере социальных услуг происходят коренные изменения, связанные с отношениями собственности, ролью государства в управлении и финансировании, трансформацией функций определенных секторов экономики. Эта сфера тесно связана с реализацией задач социальной политики, в которой принимают участие не только государственные, но и негосударственные субъекты, чьи роль и место должны быть усилены путем введения новых механизмов взаимодействия и сотрудничества в схеме «государство - бизнес - общество».

Для современной России острыми проблемами является государственное регулирование сферы услуг, а конкретно: стимулирование развития бизнеса, выступающего основой сферы услуг создание системной правовой базы, регламентирующей функционирование услуг; обеспечение производства общественных благ и формирование современной структуры государственного предпринимательства; регулирование внешнеэкономического оборота услуг.

Социальная политика государства как составляющая мероприятий, проводимых с целью регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической и политической ситуацией. Главными параметрами этой политики является доходы и уровень занятости, а следовательно, и качество жизни населения. С целью повышения уровня жизни граждан государство неоднократно определяло и уточняло стратегические приоритеты развития общественного (государственного) сектора сферы услуг [1].

Нынешнее состояние отечественного общественного сектора сферы услуг, который является основным производителем социальных услуг, в значительной степени обусловлен тем, что в переходный период рыночные механизмы полностью не срабатывают. Кроме того, эти механизмы в социальной сфере, особенно в области социальных услуг, распространяются сравнительно медленно, поскольку последняя традиционно относится к компетенции государства. Именно учитывая высокую общественную значимость, представляется невозможным использование в сфере социальных услуг только рыночных механизмов регулирования.

Человек - социальное существо, которому, кроме индивидуальных, присущие потребности, определяющие его место и роль в обществе, характеризующие отношения с другими людьми и государством. Удовлетворение социальных потребностей как природного и неотъемлемого права каждого гражданина возложено на государство как непосредственного субъекта реализации этих прав в различных формах.

В ходе развития общества в рамках социальной рыночной экономики, с учетом приоритетов государственного регулирования решается проблема сохранения социального равновесия, что означает обеспечение равных социальных прав, компенсацию потерь от несовершенства рынка, рост общего благосостояния населения.

В создании благоприятных условий жизнедеятельности людей определяющая роль принадлежит общественному сектору сферы услуг. Общественный сектор сферы

услуг - это совокупность государственных, коммунальных предприятий и общественных организаций, продуктом деятельности которых являются услуги [2].

Услуги могут предоставляться предприятиям, организациям и населению. Сфера услуг населению включает виды деятельности, которые обеспечивают общие условия удовлетворения личных и коллективных потребностей членов общества и создают благоприятную среду для проживания и работы человека. Для эффективного функционирования социальной сферы принципиальное значение имеет ее секторальная структура, предусматривающая отнесение всех субъектов хозяйствования, которые ее формируют в один из ее секторов: государственный, коммерческий и некоммерческий.

Сфера социальных услуг охватывает следующие виды экономической деятельности:

- образование;

- культура;

- здравоохранение;

- социальное обеспечение;

- коммунальное обслуживание (ЖКХ);

- бытовое обслуживание населения;

- транспорт и связь;

- спорт и туризм;

- торговля и общественное питание.

Для общественного сектора сферы услуг можно выделить четыре уровня регулирования: международный, государственный, региональный, местный, которые зависят от вида услуг, принадлежности предприятий к коммунальной или общегосударственной собственности, а также от способов регулирования, а именно [3]:

- правового;

- индикативного планирования;

- разработки и реализации целевых комплексных программ;

- бюджетно-финансового и денежно-кредитного, ценового регулирования.

Центральные органы исполнительной власти выполняют следующие функции по

регулированию общественного сектора сферы услуг:

- определяют главные цели и предложения развития общественного сектора сферы услуг, его концепцию;

- прогнозируют главные показатели на долгосрочный период по объему и ресурсами, определяют главные параметры развития услуг на кратко - и среднесрочный период;

- разрабатывают нормативы потребления услуг, социально-экономические нормативы развития инфраструктуры;

- составляют программы развития отдельных отраслей сферы услуг (образования, здравоохранения, культуры);

- обеспечивают бюджетное финансирование объектов общественного сектора, которые находятся в общегосударственной собственности.

Целью государственного регулирования и поддержки некоммерческого сектора сферы обслуживания является защита населения от такого явления, как исчезновение с рынка социально-бытовых услуг. При этом государство реализует регулятивные функции посредством следующих мероприятий:

- создание нового механизма использования средств государственного, местного бюджетов через систему программ развития отраслей образования, здравоохранения, спорта, культуры, искусства;

- формирование страховых медицинских фондов и фондов поддержки сферы обслуживания.

Особенностью государственного регулирования развития объектов некоммерческого сектора сферы обслуживания является переход к планированию и

61

финансированию отраслей социальной сферы по стабильным нормативам в расчете на одного жителя.

Главным финансовым источником регулирования деятельности учреждений и организаций общественного сектора сферы услуг является государственный бюджет.

Развитие сферы государственных услуг предусматривает разработку и использование общих подходов, принципов и методов регулирования процесса их предоставления. Реализация антикризисных мер в рамках сложившейся сервисной экономики требует основательной проработки теоретических аспектов повышения эффективности регулирования этой сферы, а также создания и внедрения действенных механизмов, обеспечивающих воспроизводство и развитие человеческого капитала. Развитие социальной сферы в РФ остается одним из самых актуальных вопросов государства, поскольку непосредственно касается каждого гражданина и охватывает значительный спектр проблем: обеспечение достойного уровня жизни всех слоев населения и устойчивого человеческого развития, социальной защиты и социальной поддержки, здравоохранения, образования, духовного и физического развития[4].

Основой осуществления реформ государственного сектора в сфере услуг должно быть не только устойчивое экономическое развитие, но и ответственность государственных и местных органов исполнительной власти перед обществом, налаживание отношений доверия между государством, бизнесом и обществом, разграничение и закрепление полномочий между ними.

2. Механизм повышения эффективности и качества услуг

Социально-экономическое развитие страны во многом определяется эффективностью функционирования системы государственного регулирования экономики, в том числе наличием и уровнем административных барьеров, обусловленных особенностями формирования и развития общественного (государственного) сектора сферы услуг.

Проблемы повышения эффективности сбалансированного взаимодействия рыночных и государственных регуляторов особенно актуальны в высокомонополизированных инфраструктурных отраслях российской экономики. При этом важнейшим критерием эффективности функционирования государственного сектора сферы услуг является наличие и величина «административных барьеров», возникающих в процессе потребления государственных услуг. Особый научный интерес вызывает двойственность экономической и правовой природы института государственных услуг (функций). Общество в лице рядовых потребителей, с одной стороны, заинтересовано в реализации правил, гарантирующих безопасность и упорядочивание предпринимательской деятельности. Эту функцию выполняют, например, такие государственные услуги (функции), как лицензирование, пономерной учет подвижного состава, процедуры примыкания и открытия для постоянной эксплуатации объектов инфраструктуры, сертификация и т. Д [5].

С другой стороны, помимо непосредственных затрат предпринимательская среда несет значительные трансакционные издержки от неэффективного взаимодействия регуляторов, обеспечивающих деятельность государственного сектора сферы услуг, которые в конечном счете также возлагаются «на плечи» конечных потребителей, являются предпосыл кой для необоснованного роста доли непроизводительных затрат в структуре себестоимости отечественной продукции.

Это обстоятельство свидетельствует о необходимости разработки механизмов эффективного взаимодействия рыночных и государственных регуляторов, обеспечивающих повышение качества и доступности государственных услуг, а также снижение административных барьеров, функционирующих в государственном секторе сферы услуг.

В качестве приоритетного направления для поиска дополнительного резерва сокращения затрат потребителей государственных услуг, в условиях рыночной формации экономики следует рассматривать определение оптимальных пределов государственного участия в регулировании экономики.

Применительно к данной сфере необходимо ставить под сомнение целесообразность целого ряда административных процедур и их параметров, являющихся составляющими государственных услуг, замещение которых возможно механизмами естественной рыночной саморегуляции. Естественно, что полнота такого перечня оказываемых государственных услуг периодически изменяется, это обусловлено объектно-ориентированным пониманием необходимых пределов участия государства в регулировании экономики. Кроме того, необходимо принимать во внимание разнонаправленность, диссонанс в управленческих воздействиях государственных регуляторов, обеспечивающих функционирование одного и того же государственного сектора сферы услуг. Указанные воздействия способны как усилить, дополнив друг друга, так и уравновесить друг друга в суммарном, итоговом измерении совокупного регулирующего воздействия, приведя к нулю эффективность взаимных усилий. Реализация подобных подходов способна обеспечить сокращение трансакционных издержек пользователей государственных услуг.

3. Государственно-частное партнерство в сфере услуг

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - эффективный механизм решения государственных задач в области создания и эксплуатации общественной инфраструктуры в различных областях (транспорт, здравоохранение, ЖКХ и др.). Более 1400 проектов ГЧП общей стоимостью 260 миллионов евро насчитывается в период с 1990 по 2009 в Европейском Союзе. В развивающихся странах с 2000 года общая стоимость проектов к 2008 году достигла 64 миллионов долларов США. Тем не менее, далеко не все проекты являются успешными. Успех или неудача проекта ГЧП определяется исходя из критериев завершенности проекта в рамках планируемого бюджета, времени и критериев качества. Модель критических факторов успеха (КФУ), определяющая сферы деятельности в рамках проекта, которые необходимы для достижения целей проекта, используется в менеджменте с 1970 года, и адаптирована к проектам ГЧП. Примечательно, что процесс становления ГЧП в каждой стране различается, поэтому представляется интересным изучение взаимосвязи между успехом/неудачей проектов ГЧП и такими КФУ, как уровень развития ГЧП в стране, политика в сфере ГЧП, институциональный механизм и закон о ГЧП, которые, по мнению многих исследователей, являются необходимыми для успешной реализации проектов ГЧП [6].

В современной российской экономике имеется около 1200 проектов ГЧП. Количество проектов ГЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия, увеличилось за 2013-2015 годы на 115 %. Значительная их часть реализуется на муниципальном уровне — 86,7%, на региональном уровне - 11,9 %, на федеральном уровне - 1,4 %. (рисунок 2). Значительная часть проектов ГЧП реализуется в сфере транспорта, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Около 16% проектов ГЧП связано с деятельностью социальной сферы, при этом их основная часть приходится на здравоохранение.

Рис. 1. Проекты государственно-частного партнерства в Российской Федерации и их основные характеристики [7]

Что касается региональной структуры проектов ГЧП, то она характеризуется большой неравномерностью. Можно выделить как регионы, ведущие большое количество проектов ГЧП и МЧП (Москва, Санкт-Петербург, Самарская область и др.), так и области, в которых они до сих пор отсутствуют, или ведутся в минимальном количестве и, как правило, имеют низкое качество проработки (Республика Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Чукотский автономный округ и др.).

Проекты ГЧП и МЧП имеют определенный «жизненный цикл», который включает такие фазы как инициация (концепция), организация и подготовка, реализация и завершение. На всех этапах жизненного цикла осуществляется мониторинг и контроль проекта. Каждая фаза должна иметь определенные «входы» и «выходы», а также «вехи» проекта. Проекты ГЧП и МЧП могут быть инициированы либо публичным, либо частным партнером. В России инициаторами проектов ГЧП и МЧП все еще являются в основном публичные, а не частные партнеры как в большинстве других стран.

Проекты ГЧП и МЧП могут выполняться в различных организационно-правовых формах. Наиболее распространенной формой является концессия, используемая во многих развитых и развивающихся странах. В последнее время участники партнерства все чаще используют такую разновидность концессии как «контракт жизненного цикла» (от английского «Life Cycle Contract»). Данная форма основана на модели «Частная финансовая инициатива», применяемой в Великобритании, или на алгоритме «Проектирование, строительство, финансирование и эксплуатация»» (Design-Build-Finance-Maintain (DBFM)) широко применяемой в других странах. В случае «контракта жизненного цикла» публичный партнер заключает с частным партнером соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации объекта соглашения в течение его жизненного цикла. Привлечение финансовых ресурсов в проект осуществляется частным партнером на условиях проектного финансирования посредством специальной проектной компании. Публичный партнер не является инвестором проекта соглашения, а лишь оплачивает товары, работы и услуги, создаваемые после его ввода в действие. Оплата, как правило, производится равномерно при условии соблюдения частным партнером заданных параметров эксплуатации объекта соглашения. Все это стимулирует выполнение работ в рамках

объекта соглашения на высоком качественном уровне, поскольку все расходы на ремонтные работы осуществляются подрядчиком [8]. Заключение

Влияние государства в развитии сферы должно иметь определенные пределы, так как при недостаточной мере такого воздействия (то есть расширение платных услуг) происходит ущемление уязвимых слоёв населения, преграждая им доступ к жизненно важным видам услуг. Чрезмерное же государственное вмешательство порождает иждивенчество, дефицит, растущую нехватку финансовых средств у государства. Оптимальное сочетание государственного и частного секторов в сфере услуг, а также различных форм и методов ведения хозяйственной деятельности обеспечит гибкость сферы услуг, доступность, сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение.

Таким образом, к факторам, способствующим сокращению трансакционных издержек пользователей государственных услуг, необходимо относить как материальные, так и временные параметры процедур государственных услуг. В таком случае ключевым показателем эффективности взаимодействия рыночных и государственных регуляторов общественного (государственного) сектора сферы услуг станет сокращение совокупного уровня издержек пользователей государственных услуг.

Список литературы

1. Агапов Е.П. Методы исследования в социальной работе: Учебное пособие / Е.П. Агапов. Дашков и Ко, 2013. 224 с.

2. Анисимова С.А. Социальная политика: учебник / С.А. Анисимова. М.: Юрайт, 2015. 368 с.

3. Новосельский Н.А. Социальные вопросы в России: Монография / Н.А. Новосельский. М.: Ленанд, 2015. 166 с.

4. Пруель Н.А. Социальная политика государства и бизнеса: Учебник / Н.А. Пруель. М.: Юрайт, 2015. 344 с.

5. Сольская И.Ю. Методика оценки последствий структурного реформирования на второй стадии реализации реформы с учетом внешних и внутренних факторов / И.Ю. Сольская, В.В. Тарасова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2014. № 1 (41). С. 192-196.

6. Государственно-частное партнерство в России / Коллектив авторов, М., Центр развития государственно-частного партнерства, 2013 год. С 24.

7. ГЧП в цифрах: Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ. Центр развития государственно-частного партнерства при поддержке Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL.: http://pppi.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).

8. Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП 2015-2016: Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ. Центр развития государственно-частного партнерства при поддержке Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL.: http://pppi.ru/regions/ (дата обращения: 05.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.