Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социально значимых услуг'

Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социально значимых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2247
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ УСЛУГИ / БИЗНЕС-СТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социально значимых услуг»

«Гарантии качества профессионального образования» М.:РАНХиГС, 2012. - С-90-97. - 0,8 п.л.

3. Гуськова, М.В. Пользователи системы эвалюации в управлении качеством образования [Текст] /М.В.Гуськова// Философия образования.-2012.-№°3(42) -С.109-118-0,8 п.л.

4. Гуськова, М.В. Эвалюация в образовании: Монография. [Текст]/М.В. Гуськова. - М: Издательство ИНФРА-М, 2012. - 153с. - 9 п.л.

5. Гуськова, М.В. Об использовании аппарата эвалюации в ходе модернизации профессионального образования [Текст] /М.В. Гуськова // Инновационное развитие Российской экономики: Материалы IV Международного научно-практического форума. «Инновационное развитие Российской экономики» М.: МЭСИ, 2011. -С.119-123. - 0,4 п.л

6. Гуськова, М.В. Основные модели оценки качества образовательных проектов [Текст] /М.В.Гуськова // Alma Mater Вестник высшей школы.-2012.-Вып.2 - С.54-57-0,4 п.л.

З.Г. Зайнашева О.С. Семкина

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ УСЛУГ

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, социально значимые услуги, бизнес-структура, социально ориентированные некоммерческие организации.

В сегодняшней экономической ситуации, когда существенный рост бюджетов всех уровней маловероятен, вопросы взаимодействия государственных (муниципальных) органов власти, некоммерческих и частных коммерческих структур приобретают особую значимость. В сложившихся условиях обеспечить количественный рост и повышение качества услуг социальной сферы населению возможно только с привлечением частного бизнеса и некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги и предлагающих их на рынок. Здесь важная роль принадлежит межсекторному взаимодействию как фактору развития социальных отраслей экономики и, в первую очередь, государственно-частному партнерству - эффективному инструменту модернизации сферы социально значимых услуг.

В контексте комплексного развития национальной экономики государственно-частное партнерство (ГЧП) трактуется как система взаимодействия государства и частного предпринимательства, обладающая особым комплексом социальных, административно-правовых, финансовых и организационно-экономических взаимосвязей и взаимоотношений, направленных на максимально эффективное использование имеющихся ресурсов и их источников в целях реализации общественно значимых проектов в широких сферах деятельности. Приоритетные сферы для применения механизмов ГЧП в России представлены довольно широко. Смещение акцентов в решении экономических проблем социальной сферы

© Зайнашева З.Г., Семкина О.С., 2013

с федерального уровня на региональный и муниципальный требует уточнения понятия государственно-частного партнерства в данном контексте.

Не ставя перед собой цели освещения мирового опыта ГЧП, все же отметим, что сама дефиниция «государственно-частное партнерство» является переводом английского термина «public-private partnership» (PPP), который за рубежом активно используется. В широком смысле термин «государственно-частное партнерство» применяется при использовании ресурсов частного сектора для решения общественно значимых задач. Несмотря на то, что единого общепризнанного определения ГЧП сегодня ни в правовом поле, ни в научной и периодической литературе не сформулировано, можно говорить о его ключевых признаках:

- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

- взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на юридической основе;

- взаимодействие бизнеса и власти имеет партнерский характер, основанный на учете интересов обеих сторон;

- ГЧП имеет четко выраженную публичную направленность, а интересы обоих партнеров координируются на основе общегосударственных общественно-полезных целей;

- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются усилия (активы) сторон;

- финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным юридически оформленным договоренностям [1], [2].

На основе этих признаков авторами многочисленных исследований предлагается принять в качестве базы для законодательного закрепления различные трактовки и формулировки понятия ГЧП. Так, Всемирный банк дает следующее определение: «ГЧП - это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования» [3]. По определению Европейского инвестиционного банка, ГЧП - общий термин для характеристики отношений между предпринимательским сектором и структурами государственного сектора с целью привлечения ресурсов и кадрового потенциала частного сектора для оказания помощи в производстве общественных благ и услуг [4].

В специальной литературе также отсутствует единство мнений по поводу сущности и содержания государственно-частного партнерства. Так, Д.М. Амунц рассматривает ГЧП как «совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях» [5]. Правота позиции автора в том, что по своей природе государственно-частное партнерство относится именно к долгосрочным или среднесрочным (по международной классификации - свыше 3-4 лет) формам сотрудничества государства и частного предпринимательства, что позволяет отделить ГЧП от некоторых сходных форм взаимодействия власти и бизнеса, таких, в частности, как единичный государственный заказ или полная приватизация объектов государственной собственности.

А.А. Спиридонов, указывая на отсутствие единого подхода к определению сущности государственно-частного партнерства в общей системе взаимодействия бизнеса и власти, предлагает рассматривать исследуемую нами категорию в широком и узком смыслах: «В широком смысле под ГЧП подразумевается любое официальное конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке. В узком смысле под государственно-частным партнерством понимается - взаимодействие бизнеса и власти в процессе реализации социально значимых проектов, имеющих общегосударственное значение» [6]. По определению В.А. Кабашкина «государствен-

но-частное партнерство - это привлечение органами власти на контрактной основе частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики на условиях компенсации затрат, разделения между партнерами рисков, обязательств, компенсаций» [7]. С нашей точки зрения, одним из основных аргументов в пользу именно этой трактовки понятия государственно-частного партнерства является ее институциональный аспект, а также всеобъемлющее толкование с отдельным выделением не только инфраструктурных услуг, но и сферы услуг в целом.

Начало ГЧП в России положил принятый в 2005 году Федеральный Закон «О концессионных соглашениях». Концессии представляют собой контрактную организацию инвестиций, при которой государственный сектор передаёт недвижимость или право оказывать услугу частному предприятию и право на управление ГЧП в течение определённого периода времени. Дальнейшая работа по созданию условий для развития государственно-частного партнерства продолжилась в 2006 г. в соответствии с поручением Правительства РФ о реализации Комплексного плана мероприятий на 2006-2007 гг. по развитию механизмов частно-государственного партнерства.

В то же время, как указывают авторы большинства научных публикаций, посвященных исследуемой теме, понятие государственно-частного партнерства на федеральном уровне не определено законодательно. Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере ГЧП, представлена в российском законодательстве довольно фрагментарно, в частности Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ (в редакции от 25.04.2012) «О концессионных соглашениях» и рядом подзаконных нормативных правовых актов, принятых в его развитие; Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; Постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 г. № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» и подзаконными актами, регламентирующими отдельные вопросы конкурсного отбора проектов для предоставления бюджетных ассигнований из Фонда; отдельными федеральными законами в области создания государственных корпораций в различных областях. Таким образом, федеральное законодательство включает отдельные нормы о государственно-частном партнерстве, а наибольшее количество норм заложено в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Недостаточность федерального законодательства, регулирующего отношения в данной сфере, исходя из потребностей и реалий практической деятельности, была восполнена регионами на инициативной основе. Начало законотворческой деятельности в сфере ГЧП на региональном уровне в 2005 - 2006 годах было положено первыми законами о ГЧП в Томской области и Санкт-Петербурге. Постепенно эта работа оживилась и в других субъектах Федерации.

Разработанный в 2010 году Экспертным советом по законодательству о государственно-частном партнерстве Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Модельный региональный закон «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства» сыграл важную роль в оказании методологической помощи регионам Российской Федерации в формировании соответствующей законодательной базы. Данный закон впервые определил термин ГЧП как «привлечение субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием российского или иностранного юридического лица, либо объединения юридических лиц, либо индивидуальных предпринимателей для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов обще-

ственной (социальной) инфраструктуры, предоставлению публичных услуг с их использованием на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, путем заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве» [8]. В итоге 22 из 30 законов о ГЧП были приняты именно в 2010 году, а на 01.08.2012 года их уже было 60 (с перечнем можно ознакомиться на федеральном портале «ГЧП-инфо» www.pppi.ru).

К сожалению, большинство принятых законов носит декларативный характер, то есть не отвечает требованиям создания регуляторов соответствующих отношений, имеет недостаточный уровень юридической проработки. Сложность разработки регионального законодательства о ГЧП обусловливалась, в определенной степени, отсутствием единого рамочного закона, регулирующего вопросы ГЧП на федеральном уровне. На исправление данного пробела была направлена инициатива Министерства экономического развития России: в ноябре 2011 года прошли публичные слушания о необходимости принятия Федерального закона «О публично-частном партнерстве», призванном решить наиболее острые проблемы в данной области и предоставить участникам рынка широкие правовые возможности. Дальнейшее развитие законотворческая деятельность получила в рамках подготовки указанным ведомством в июле 2012 года проекта Федерального закона «О государственно-частном партнерстве» [9].

Поскольку в рамках данной работы не ставятся задачи исследования юридических аспектов формирования законодательного поля ГЧП в России, ограничимся выделением положительных результатов происходящих процессов:

- законопроект дает определение ГЧП, проектов ГЧП, возможных форм реализации проектов и пр. Так, по замыслу Минэкономразвития РФ, ГЧП - это «долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов ГЧП, в целях достижения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов»;

- представлены признаки ГЧП, а также широкий (открытый) перечень возможных объектов соглашения, что позволит более четко установить правила конкурсной процедуры при подготовке ГЧП-проектов и выборе исполнителей;

- установлено, что предметом ГЧП являются государственная и муниципальная собственность, а также услуги, оказываемые государством, муниципальными образованиями и организациями бюджетного сектора;

- сформулированы принципы ГЧП, например, принцип справедливого распределения рисков и обязательств между сторонами соглашения о государственно-частном партнерстве и компенсации затрат;

- определены участники партнерства: на стороне публичного партнёра могут выступать Российская Федерации, субъекты РФ и муниципальные образования (в любом количестве и любых комбинациях), госкомпании и госкорпорации, государственные и муниципальные предприятия и учреждения, хозяйственные общества, более 50% долей в которых в совокупности принадлежит публично-правовым образованиям. На стороне частного партнёра - юридические лица независимо от их организационно-правовой формы (российские и иностранные; более того - их объединения, действующие без образования юридического лица) и индивидуальные предприниматели;

- регламентированы базовые положения о процедуре заключения ГЧП-соглашений, за публичными партнерами федерального, регионального, муниципального уровня - право устанавливать порядок проведения конкурса;

- к законопроекту прилагается обширный перечень федеральных законов, в которые необходимо внести изменения в связи с принятием Закона о ГЧП, а также постановле-

ний Правительства России, которые предстоит принять или изменить (с обоснованием необходимости внесения изменений, сроками подготовки и ответственными исполнителями).

На наш взгляд, достижение продекларированной в законопроекте цели ГЧП - «социально-экономическое развитие публично-правовых образований, повышение уровня доступности и качества публичных услуг» - является одним из важных условий обеспечения равных возможностей для граждан России независимо от места проживания в реализации своих социальных и экономических прав на удовлетворение базовых потребностей в социально значимых благах, предоставляемых в качестве услуг сферы образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, общественного питания, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального обслуживания, социального обеспечения и обслуживания, пассажирского транспорта, связи, туризма и рекреации. Необходимо уточнить, что понятие публичной услуги наиболее адекватно отношениям «public-private partnership», где речь идет о публично-частном партнерстве (РРР). Здесь партнером бизнеса является не только государство, но и муниципалитеты, и общественные институты, взаимодействующие при финансировании, разработке, строительстве и текущем обслуживании объектов муниципальной инфраструктуры или оказании частными предприятиями и предпринимателями определенного вида публичных услуг.

По мнению экспертов, в развитых экономиках 75-80% всех проектов, реализуемых на принципах РРР, как совокупности форм взаимодействия муниципальной власти и частных структур, приходится на объекты, оказывающие социально значимые услуги [10]. Сегодня, в условиях дефицита большинства региональных и местных бюджетов, именно такое понимание партнерства может стать эффективным инструментом привлечения внебюджетных средств в проекты по модернизации социальных отраслей сферы услуг и социальной инфраструктуры в целом, адаптация которых к рыночным условиям проходила более сложно: в значительной степени устарела материально-техническая база, произошел отток специалистов, снизились как объемы финансирования, так и их эффективность. В целом инфраструктура социально значимых отраслей, особенно в сельской местности, преимущественно созданная в советский период, в большинстве случаев не соответствует современным задачам повышения качества жизни населения. В связи с этим уместно вспомнить о такой форме ГЧП, не представленной в рассматриваемом законопроекте, но имеющей принципиальное значение для развития социально значимых объектов по предоставлению услуг, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, как модель на основе договора подряда (социального подряда) с оплатой платежей в рассрочку в течение 10-15 лет (требует изменений в БК РФ). Самый простой и эффективный способ ГЧП в России пока не работает, поскольку в правовой системе нашего государства бюджетное право превалирует над контрактным.

Учитывая, что основная часть проектов неконцессионного типа складывается на уровне муниципальных образований, многие аналитики предпочитают говорить о муници-пально-частном партнерстве (МЧП): муниципалитет привлекает средства частных партнеров для выполнения работ по строительству либо эксплуатации, реконструкции объектов социальной значимости, а также на предоставление публичных услуг с их использованием. По сути, это то же самое ГЧП, но только по вопросам местного значения, способное обеспечить на длительную перспективу стабильный экономический рост муниципальных образований через увеличение показателей занятости населения, развитие торговли и бытового обслуживания, увеличение спроса на социально значимые услуги в целом, стимулирование предпринимательской активности, в том числе малого и среднего бизнеса.

Сегодня наиболее распространенными формами ГЧП являются: сервисный контракт; договор на управление; аренда в ее традиционной форме (договора аренды) и в форме лизинга; концессия; соглашения о разделе продукции; совместные предприятия; проектное финансирование. Известны также различные механизмы ГЧП:

- ВОТ (Build, Operate, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - передача);

- ROT (Rehabilitate, Own, Transfer - модернизация - владение - передача);

- ВООТ (Build, Own, Operate, Transfer - строительство - владение - эксплуатация/ управление - передача);

- ВТО (Build, Transfer, Operate - строительство - передача - эксплуатация/управление);

- ВОО (Build, Own, Operate - строительство - владение - эксплуатация/управление) и др.

На наш взгляд, основными формами реализации муниципально-частного партнерства являются: договора подряда; концессия; финансирование части расходов на реализацию социальных программ и инвестиционных проектов; предоставление муниципального имущества в пользование инвестору.

В зарубежной практике делегирование полномочий по оказанию социально значимых услуг частным лицам, коммерческим и некоммерческим организациям, преимущественно в сфере развития жилищной, коммунальной, социально-бытовой, культурной, образовательной и физкультурно-спортивной инфраструктуры муниципалитетов и инфраструктуры муниципальных объектов здравоохранения, применяется довольно активно. При этом партнерство обязательно должно рассматриваться как совокупность отношений, подлежащих мониторингу, позволяющему сохранить контроль и надзор государства и муниципалитетов за сферой оказания социально значимых услуг в необходимых для населения объемах, структуре и качеству. В англоязычной литературе эту сферу зачастую описывает особый термин, получивший хождение в последние годы, - «public social private partnerships» (PSPP), то есть «публично-частное партнерство в сфере оказания социально значимых услуг и социальной поддержки незащищенных групп населения» [11].

Выбор форм реализации МЧП определяет уровень риска и уровень ожидаемого дохода, которые находятся в прямой зависимости. Развитие форм МЧП зависит от многих факторов: общее социально-экономическое развитие муниципалитета, наличие нормативно-правовой базы, а также долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития территории. В настоящее время важнейшим условием успешной реализации МЧП является разработка концепций развития социальной сферы муниципального образования как главного звена в пирамиде ответственности за выполнение социальных мандатов по предоставлению населению в полном объеме и надлежащего качества социально значимых услуг. Основными критериями для отнесения той или иной формы взаимодействия бизнеса и государства к ГЧП (МЧП) являются уровень переноса риска на предпринимательский сектор, право собственности на возведенный объект, срок договора на право получения доходов от построенного объекта.

С нашей точки зрения, и государственно-частное, и муниципально-частное партнерства являются формами (частными случаями) публично-частного партнерства. Подтверждением тому, на наш взгляд, служит концептуальное содержательное наполнение рассматриваемого выше законопроекта о ГЧП, определяющего в качестве публичного партнера участие Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (в любом количестве и любых комбинациях), госкомпаний и госкорпораций, государственных и муниципальных

предприятий и учреждений, хозяйственных обществ, более 50% долей в которых в совокупности принадлежит публично-правовым образованиям. В целях решения задач проводимого исследования термин ГЧП далее трактуется нами с учетом высказанных выше позиций, т.е. как синоним публично-частного партнерства.

Одним из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, является развитие институтов гражданского общества и эффективное взаимодействие некоммерческих организаций, бизнеса и органов государственной власти, местного самоуправления в решении важнейших социальных задач. С нашей точки зрения, существенным фактором становления ГЧП в социальных отраслях сферы услуг является активное участие в отношениях партнерства не только бизнес-структур и государства, но и социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), которые должны играть роль связующего, координирующего и контролирующего звена между бизнесом, государством и населением как главной целевой группы, получающей социально значимые услуги. Ряд авторов считают, что «одним из современных направлений развития ГЧП в различных отраслях социальной сферы является развитие партнерства на базе участия не только государства и частного сектора, но и различных некоммерческих организаций» [12]. К сожалению, законопроект в опубликованной редакции не предусматривает отдельной статьи, содержащей положения о внесении изменений в отраслевые федеральные законы (в том числе регулирующие социальные отрасли сферы услуг) и законы, снимающие правовые барьеры в использовании механизмов ГЧП с участием негосударственных некоммерческих организаций.

Использование механизма ГЧП в сфере предоставления социально значимых услуг является своевременным и правильным в свете проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (последняя редакция от 9 мая 2012 года), подготовленного Минздравсоцразвития РФ, по которому с 2013 года социальные услуги должны оказываться по-новому: к социальному обслуживанию населения допустят частные компании, а для регионов установят единые правила игры. Так, в соответствии со Статьей 12 Главы 3 законопроекта «к полномочиям федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания относится: установление порядка осуществления социального обслуживания на принципах государственно-частного партнерства».

Сегодня ГЧП и инвестиционная деятельность в России регулируются более чем 80 нормативно-правовыми актами федерального, регионального и местного уровней. В Республике Башкортостан действует Закон РБ от 30.05.2011 № 398-з «Об участии Республики Башкортостан в государственно-частном партнерстве». Закон устанавливает основы правового регулирования, порядок и условия участия республики в государственно-частном партнерстве путем заключения и исполнения от имени республики соглашений о государственно-частном партнерстве. В нем регулируется имущественное и финансовое участие Республики Башкортостан в проектах государственно-частного партнерства, содержатся положения, определяющие этапы проведения конкурса на право заключения соглашения государственно-частного партнерства, содержание конкурса, документацию, сроки рассмотрения и оценки конкурсных предложений, а также требования к участникам конкурсов, порядок подачи конкурсных предложений. Законом также определена компетенция органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере государственно-частного партнерства. Кроме того, он позволяет решать вопросы использования различных соглашений для категорий государственного и муниципального имущества, которые могут быть предоставлены в поль-

зование частнопредпринимательскому сектору, а также эффективно применять положения Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Участники ГЧП (государственные (муниципальные), коммерческие и некоммерческие структуры) объединены, прежде всего, территориально в рамках локальной системы оказания социально значимых услуг. При этом государственные (муниципальные) структуры в проектах ГЧП устанавливают стандарты и критерии для услуг. Структуры бизнеса обеспечивают финансирование/софинансирование, разработку, создание и управление проектами в соответствии с заданными стандартами и критериями. СО НКО исполняют роль экспертов (при определении стандартов и специфики оказываемых услуг), непосредственных исполнителей (поставщиков услуг) и организаторов общественного контроля за соблюдением качества и условий контракта. Таким образом, формируется трехстороннее взаимодействие с инвестиционной составляющей в форме государственно-частного партнерства.

С нашей точки зрения, современным институтом, обеспечивающим производство и предоставление социально значимых услуг с использованием объектов государственной (муниципальной) собственности, ресурсного потенциала учреждений социальных отраслей сферы услуг, социально ответственного бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, выступает государственно-частное партнерство. Именно ГЧП, основанное на принципах достижения баланса публичных и частных интересов, экономической эффективности реализуемых проектов, деятельности социальной направленности и взаимной ответственности сторон за принятые обязательства - наиболее точно и полно характеризует взаимодействие участников партнерства в развитии системы предоставления социально значимых услуг, обеспечении высвобождения части бюджетных средств и привлечении адресных инвестиций.

Литература

1. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления / Варнавский В.Г.//Отечественные записки. - 2009. - № 6.

2. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы: монография / Кабашкин В.А. - М.: Международный Инновационный Центр, 2010.

3. Холодная Н.Д. Государственно-частное партнерство - новый тип отношений в российской экономике / Н.Д. Холодная // Вопросы государственного и муниципального управления.- 2009. - № 2. С. 52.

4. Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоемких проектов // Справочник руководителя учреждений культуры. - 2005. - №12. С.16.

5. Козлов А.А. Государственно-частное партнерство: сущность, классификация // УЭкС, 2/2012. http://uecs.ru/uecs-38-382012/item/1053-2012-02-20-06-19-20 -

6. Спиридонов А. А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования / А.А. Спиридонов // Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия. - М.: Изд-во РАГС, 2010.

7. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы: монография / Кабашкин В.А. - М.: Международный Инновационный Центр, 2010. С.16.

8. Модельный региональный закон «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства».

9. Проект Федерального закона «О государственно-частном партнерстве».

10. Барьеры развития механизма ГЧП в России. - М.; НПФ «Экспертный институт», 2010.

11. Перегудов С., Семененко И.. Бизнес и государство в социальной сфере: конфронтация или партнерство? // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 7. - С. 13 - 15.

12. Зусман Е., Корнев М. Государственно-частное партнерство, 94-ФЗ, 40-ФЗ: инструкция по применению // Спорт и право. - 2011. - Март. С. 2-4.

К.С. Золотавин

РЕФОРМА СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ключевые слова: 83-ФЗ, реформа системы финансирования, казенные учреждения, автономные учреждения, бюджетные учреждения, субсидии, государственное задание.

Как известно Российская Федерация, являясь правопреемником и правопродол-жателем Союза Советских Социалистических Республик (далее - СССР), взяла на себя обязанности по финансированию затрат на развитие народного хозяйства, социально-культурные мероприятия и оборону [1]. Вместе с тем была перенята система государственного финансирования в целом и механизмы финансового обеспечения в частности. Сама система предполагала выполнение ряда определенных функций: формирование средств, их аккумулирование и финансовое обеспечение предоставления товаров/услуг/ работ. Ее краеугольным камнем являлся механизм финансового планирования, представляющий собой совокупность экономико-организационных и правовых форм и методов управления финансовой деятельностью государства в процессе создания и использования фондов финансовых ресурсов.

Подобные «правовые формы» и «методы сметно-бюджетного финансирования» государственных учреждений, применяемые в СССР, сомнительно вписывались в развивающуюся рыночную экономику Российской Федерации, поскольку сам процесс выглядел следующим образом. В конце каждого года бюджетным учреждением рассчитываются приблизительные объемы денежных средств, необходимых для его функционирования в следующем году. Такой расчет носит название индивидуальной сметы, в которой отражаются:

1. общие сведения об учреждении, общая сумма расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов;

© Золотавин К.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.