ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
43
С. М. ВДОВИН УЛУЧШЕНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционный климат, устойчивое развитие, регион, факторы, сценарии развития, стратегические приоритеты, инвестиционные риски
Key words: investment policy, investment climate, sustainable development, region, factors, development scenarios, strategic priorities, investment risks
В статье рассмотрены теоретические положения, раскрывающие содержание инвестиционного климата. Обоснована необходимость учета новых методологических подходов и факторов, влияющих на его формирование.
The paper considers the theoretical propositions exposing the content of the investment climate; the necessity of taking into account new methodological approaches and factors affecting its formation is substantiated.
Эффективное функционирование и развитие хозяйственных систем предполагает экономическую и политическую стабильность, устойчивую финансово-кредитную систему, наличие соответствующей нормативно-правовой базы и т. д. Для комплексного анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория инвестиционного климата. Это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предполагающих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему: экономику страны, региона, корпорации1.
Для характеристики условий осуществления инвестиционной деятельности в России разработана схема формирования инвестиционного климата региона. Его основными составляющими являются инвестиционная активность и
ВДОВИН Сергей Михайлович, ректор Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.
инвестиционная привлекательность, включающая инвестиционный потенциал и инвестиционный риск2.
Основные параметры инвестиционного климата регулируются государством с помощью административных и экономических методов в рамках разрабатываемой государственной инвестиционной политики. Благоприятный инвестиционный климат способствует привлечению инвестиций в страну или регион, его улучшение обеспечивает дополнительные ресурсы для национальной или региональной экономики. В связи с этим необходимо управление инвестиционным климатом, схема которого представлена на рис. 1.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИГИКА ГОСУДАРСТВА »
Инвестиционный климат страны (региона)
Инвестиционный потенциал страны (региона) Инв естииио нный риск страны (региона) Инвестиционная активность в стране (регионе)
Индикаторы Индикаторы Индикаторы
|
■ 1 1
Мониторинг инвестиционного -климата Подготовка и осуществление мер по улучшению инвестиционного климата
Рис. 1. Схема управления инвестиционным климатом страны (региона)
Инвестиционная политика государства воздействует на инвестиционный климат через управляемые факторы, способствующие качественному улучшению условий инвестирования (рис. 2).
Для принятия управленческих решений целесообразно осуществлять их оценку на основе многофакторного подхода. Сводным показателем при этом является сумма множества средневзвешенных оценок по всем факторам:
Q = 2 (х]Р]) ,
где Q — суммарная взвешенная оценка инвестиционного климата региона, х — средняя балльная оценка j-го фактора для региона, отрасли, Р — вес j-го фактора.
Рис. 2. Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат страны (региона)
Сводный показатель оценки инвестиционного климата не может служить однозначным критерием привлекательности той или иной хозяйственной системы для вложения инвестиций. Он обычно дополняется информацией о развитости тех или иных факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние и динамику инвестиционного климата.
Наряду с многофакторным подходом к оценке инвестиционного климата, существует также рисковый подход, который используется специалистами рейтингового агентства «Эксперт РА». Он рассчитан на стратегического инвестора. Инвестиционный потенциал оценивается на основе макроэкономических характеристик, включающих наличие на территории факторов производства, потребительский спрос, результаты хозяйственной деятельности, уровень развития науки и внедрения ее достижений, наличие ведущих инвестиционных институтов, обеспеченность комплексной инфраструктурой. Инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода.
За рубежом оценка инвестиционного климата осуществляется применительно к национальной экономике. В Японии используют описательные характеристики инвестиционного климата без количественной оценки. Поскольку эта методика
затрудняет сравнение и в ней велик элемент субъективизма, попытки внедрить ее в России не были поддержаны специалистами. В США применяют метод учета различных факторов, на основе которого публикуется «Ежегодная статистическая карта» по всем штатам. Она включает четыре обобщенных показателя инвестиционного климата: экономическую эффективность инвестиций, деловую жизнеспособность, потенциал развития территории, составляющие налоговой политики. Методика журнала «Еиготопеу» предполагает опрос экспертов, представляющих крупные банки развитых стран, но она учитывает и статистическую информацию о состоянии того или иного фактора. Среди характеристик этих факторов: макроэкономические показатели, риск неплатежей за товары, невозврат кредитов, невыплаты дивидендов, показатели долгов, оценка кредитоспособности стран3.
Появился ряд новых методологических положений, которые необходимо учитывать при формировании инвестиционного климата. Во-первых, инвестиционный климат должен обеспечивать баланс интересов получателя инвестиций и инвестора, которые нередко преследуют неодинаковые цели: первый желает решить максимум задач при минимуме средств, второй — извлечь максимум прибыли и закрепиться на рынках на длительный период. Во-вторых, инвестиционный климат должен быть, с одной стороны, стабильным в течение длительного времени, с другой — достаточно гибким, т. е. учитывать перемены в соотношении используемых факторов-ресурсов общественного воспроизводства. В-третьих, инвестиционный климат должен способствовать инновационному развитию экономики на основе более широкого инвестирования в человеческие ресурсы. В-четвертых, инвестиционный климат не должен нарушать устойчивость и безопасность социально-экономических систем.
Многообразие и динамизм факторов, оказывающих влияние на состояние инвестиционного климата в стране (регионе), усложняют процессы мониторинга и оценки условий его формирования, что обусловливает необходимость обоснования стратегических приоритетов улучшения инвестиционного климата. Эта проблема исследуется нами применительно к одному из регионов Приволжского федерального округа — Республике Мордовия.
Инвестиционное развитие Мордовии характеризуется следующими положительными тенденциями: рост общего объема инвестирования; увеличение объемов инвестиций в создание объектов интеллектуальной собственности и затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; возрастание роли амортизационных отчислений в структуре инвестиций в основной капитал; улучшение структуры инвестиций в основной капитал за счет повышения доли инвестиций частного бизнеса; рост объемов зарубежных инвестиций, направляемых на развитие экономики. В республике создана благоприятная нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, реализуется Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанный Агентством стратегического развития, что позволяет реализовывать крупные инвестиционные и инновационные проекты.
Несмотря на активизацию инвестиционной деятельности, в республике остаются нерешенными ряд проблем, многие из которых характерны для России в целом: неустойчивый рост инвестиций; высокая степень износа производственных фондов по многим видам экономической деятельности; сравнительно низкая доля собственных средств предприятий и организаций в инвестициях в основной капитал; низкая роль банковских кредитов в системе источников финансирования инвестиций; неблагоприятная структура иностранных инвестиций (преобладание торговых кредитов). Кроме того, для республики характерен недостаточный внутренний спрос для реализации крупных инвестиционных проектов.
Согласно оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», инвестиционный рейтинг Мордовии относится к категории 3В2, который характеризуется незначительным потенциалом и умеренным риском4. На рис. 3 представлено распределение ее отдельных видов потенциалов в процентах от РФ в целом.
0,25
0,5
0,75
1,25
Трудовой Потребительский Производственный Финансовый 1Институциональный Инновационный 11нфр а с тр у кту р ный Природнор ее }р( ный Туристический Суммарный
13
.203
(
>67
0.497
Рис. 3. Распределение частных видов потенциалов Республики Мордовия, % от РФ
Республика обладает относительно неплохим инфраструктурным, трудовым и туристическим потенциалами. В то же время у нее низкий уровень природно-ресурсного, производственного и финансового потенциалов. Многие виды рисков в Мордовии выше, чем в России, исключая экологический и управленческий риски (рис. 4).
Рис. 4. Распределение частных видов рисков Республики Мордовия по сравнению со средним по России
Таким образом, в целом инвестиционный климат в республике характеризуется более низкой привлекательностью
в сравнении с другими регионами РФ и более высокими рисками. Для улучшения инвестиционного климата в Мордовии коллективом ученых Мордовского государственного университета совместно со специалистами Министерства экономики Республики Мордовия была разработана инвестиционная стратегия.
Основными целями стратегии являются повышение инвестиционной привлекательности региона как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов; рост инвестиционной активности в регионе за счет внутренних и внешних инвестиционных ресурсов; развитие инновационных кластеров и повышение конкурентоспособности существующих отраслей на основе эффективного использования мобилизованных инвестиционных ресурсов; развитие человеческого потенциала региона, рост уровня и качества жизни населения; устойчивое развитие муниципальных образований республики. При разработке инвестиционной стратегии были учтены факторы, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие Мордовии в 2013—2020 гг. (рис. 5).
Существенное влияние на социально-экономическое развитие региона в 2013—2020 гг. будут оказывать рост внутреннего рынка страны, вступление России в ВТО, изменение структуры базовых секторов экономики региона под воздействием экономической модернизации и глобальной конкуренции. С учетом этих факторов в республике возможны два сценария социально-экономического развития: умеренно оптимистический, основанный на относительно благоприятных оценках внешних условий, и консервативный, базирующийся на сохранении сложившейся модели развития региона (табл. 1).
Учитывая невысокий потенциал и относительно высокие риски, для Мордовии более приемлем умеренно-оптимистический сценарий развития, согласно которому индекс физического объема ВРП в % к предыдущему году составит 107,4 % при индексе инвестиций в основной капитал — 112,3 %. Это потребует улучшения инвестиционного климата для привлечения инвестиционных ресурсов. В табл. 2 систематизированы основные финансовые и нефинансовые способы привлечения инвестиций в регион.
Факторы, о*я.1ьгеэюпте воздействие ыишалыш-аконвмичесяое развитие Респу&шки Мордовия
Факторы олагопрнзтного во-уействня
1. Политическая стабильность £ регионе
2-ВысошечеАты ашисгмычйского роста е РЬшубпшс Мордавия. связанные с динамичным ]мянн1нем
РЫНХОЗ епафНЛШЗЦШ рСПИШЗ
3 Реатпщттия ] ■ n:i: и; п по. Iк : 1 сл per повальных органов властна и привлечению ннесс шции развитию ничовапнончой деятельно оти it малого
;j; нг.-л I - и,: и,,)
4 Высйгий уровень развития траиспоршой фраструхтурын
: азифшчилн □СЛЕПШИ промышленных зон н населенные пунктов региона
5 Относительно ■Бысокпйурозенъ обеспеченности объектами социальной инфраструктуры {здравоохранения. о^щиапц
КуЛБГурЫ. фпзтческйй кули^р! л
спорта)
Факторы неблагоприятного воздействия
1. Последствыд-фниансоЕО-мгоно^гичегкото-кризис a 200S—2010 гг
в России и Мордовки.
2. ВыИПЗШ^^ПБОЗЕВЗОа основных цронжодсгвеннык фонаовврчле отрастец экономихи.
J fllll ■ IIIIIIJ^'HIIJII^II II I ■ ■■ I II М11Ц11И II
ншращншный мтожиаселення.
4. Сохранение низкого уровнд среднедушевого дохода населения
5. Высокий уровень дифференииацнн средней заработной платы лй езхдш экоаоынявскиВдеятЁЛЬвост-
6. Недостаточность собственной эле^тротенерптплт. оказывавшая влияние на Более высокпи уроьснъ тарифов на злектроанергтпо в регионе
7. Сохранение высокого уровня дотаипонно ш регионалъног □ ою,лжета
Рис. 5. Факторы, оказывающие воздействие на социально-экономическое развитие Республики Мордовия
Таблица 1
Основные показатели прогнозных сценариев развития Республики Мордовия до 2020 г.
Показатель Умеренно Консервативный
оптимистическии сценарий
сценарии
ВРП, млн руб. в текущих ценах 434 806,7 361 934,9
Объем инвестиций в основной капитал,
за исключением бюджетных средств,
млн руб. в ценах соответствующего года 90 512,3 87 207,7
Индекс физического объема ВРП,
% к предыдущему году в сопоставимых
ценах 107,4 105,5
Инвестиции в основной капитал,
% к предыдущему году 112,3 108,2
Индекс потребительских цен,
% к предыдущему году 104,5 104,4
Показатель Умеренно оптимистический сценарий Консервативный сценарий
Производительность труда, % к предыдущему году 108,3 106,3
Расходы и сбережения, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 107,2 106,3
Таблица 2
Способы привлечения инвестиций в Республику Мордовия
Способ Форма и метод реализации способа Основание применения
Предоставление инвесторам государственной поддержки Предоставление льгот по налогам и сборам, субсидий, инвестиционного налогового кредита, государственных гарантий РМ, бюджетных кредитов, инвестиций и др. Закон РМ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия» от 20 февраля 2006 г. № 6-З
Предоставление льгот по налогу на имущество организаций Освобождение от уплаты налога на имущество организаций, реализующих инновационные и приоритетные инвестиционные проекты Закон РМ «О налоге на имущество организаций» от 27 ноября 2003 г. № 54-З
Предоставление льгот по налогу на прибыль организаций Установление налога на прибыль в размере 13,5 % для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Закон РМ «О снижении ставок по налогу на прибыль организаций» от 25 ноября 2004 г. № 77-З
Освобождение инвесторов от уплаты земельного налога Освобождение инвесторов от уплаты земельного налога, зачисляемого в местный бюджет В соответствии с решениями органов местного самоуправления
Предоставление субъектам инвестиционной деятельности государственных гарантий Предоставление государственных гарантий РМ юридическим лицам и муниципальным образованиям безвозмездно на конкурсной основе Закон РМ «О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия» от 21 февраля 2008 г. № 5-З
Содействие формированию благоприятного инвестиционного климата, снижение административных барьеров Обеспечение взаимодействия участников инвестиционного процесса Указы Главы РМ «Об утверждении инвестиционной декларации Республики Мордовия» № 155-УГ, «О совете по улучшению инвестиционного климата в Республике Мордовия» № 156-УГ
Способ Форма и метод реализации способа Основание применения
Предоставление субсидий на возмещение части затрат по оплате процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций и возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей Предоставление субсидий в целях модернизации действующих и создания новых конкурентоспособных производств (размер субсидий — 2/3 ставки рефинансирования Центробанка РФ, но не более 2/3 от суммы фактически уплаченных процентов). Предоставление субсидий организациям, реализующим инвестиционные проекты, включенные в Республиканскую целевую программу развития РМ на 2013—2018 гг. Постановления Правительства РМ от 18 марта 2013 г. № 88, от 18 марта 2013 г. № 89
Залоговое обеспечение под привлекаемые кредиты Предоставление юридическим лицам и крестьянскими (фермерскими) хозяйствам, реализующим проекты в приоритетных сферах экономики РМ, на конкурсной основе государственных кредитов Закон РМ «О Залоговом фонде Республики Мордовия» от 24 декабря 2010 г. № 106-З. Постановления Правительства РМ «Об утверждении Порядка формирования и учета залогового фонда Республики Мордовия» от 21 февраля 2011 г. № 60, «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам предоставления государственного имущества в залог» от 23 апреля 2007 г. № 181
Предоставление субъектам малого предпринимательства государственной поддержки в форме снижения налоговой нагрузки и предоставления субсидий Снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес с 15 до 5 % в зависимости от видов экономической деятельности Закон РМ «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения» от 4 февраля 2009 г. № 5-З. Постановления Правительства РМ от 27 декабря 2010 г. № 515, от 4 июля 2011 г. № 236, от 4 июля 2011 г. № 237
Содержание табл. 2 свидетельствует о том, что для улучшения инвестиционного климата в регионе планируется использование различных способов государственной поддержки инвесторов, предоставление им разнообразных льгот в виде субсидий, гарантий, освобождения от некоторых налогов. Эти способы подкреплены соответствующими нормативно-правовыми актами республики.
Таким образом, улучшение инвестиционного климата в республике позволит повысить ее инвестиционную и инновационную активность и создать предпосылки для устойчивого развития.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Гуськова Н.Д., Краковская И.Н., Слушкина Ю.Ю., Маколов В.И. Инвестиционный менеджмент. М.: КНОРУС, 2014. С. 410.
2 См.: Гришина И., Шахназаров А., Ройзман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей. URL: http://www. ivr.ru/2001/rus/po104/po1042.htm (дата обращения: 15.05.2014).
3 См.: Фоломьев А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения // Вопр. экономики. 1999. № 9. С. 60.
4 См.: URL: http://www.raexpert.ru/raitings/regions (дата обращения: 15.05.2014).
Поступила 16.07.2014.
S. M. Vdovin. Improvement of the Investment Climate as a Prerequisite for Sustainable Development of a Region
To foster innovation and investment activity of a region in the framework of the investment policy of the state it is necessary to create certain preconditions for improvement of the investment climate: economic and political stability, sustainable financial and credit system, presence of appropriate legal framework, etc. The paper considers the theoretical propositions revealing the content of the investment climate; it also substantiates the necessity of new methodological approaches and factors affecting the investment climate formation, such as: ensuring the balance of interests of the investor and the recipient of the investment, the combination of stability and flexibility, steadiness and security. A scheme to control the investment climate of the country (or a region) allowing to integrate the investment potential with risks and the investment activity is proposed. The solution to these problems is considered in the context of sustainable development of the country and the region. Along with a
multi-factorial approach to the assessment of the investment climate in the Russian Federation the risk approach based on the expert evaluation is characterized; the experience of a number of foreign countries in this area is exposed. The paper substantiates the strategic priorities of improvement of the investment climate in the Republic of Mordovia in the framework of its investment strategy. During its development two groups of factors were considered: those of positive and negative impacts on socio-economic development of the region.
Basing on the results of the factor analysis, alternative variants of the prognostic scenarios of socio-economic development of Mordovia are suggested: the moderately optimistic and the conservative ones. Taking into account the level of socio-economic development of the region, the moderately optimistic scenario is the most acceptable for it. To implement this, the ways of mobilization of investment into the economy of the region are proposed, as well as the forms and methods of their realization providing for the state support to investors, granting them with various guarantees, subsidies, tax benefits, etc.
VDOVIN Sergei Mikhailovich, Candidate of Economic Sciences, Rector of the National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).