(3-7 лет) для производства зеленой продукции, с учетом близости европейских рынков сбыта сельское хозяйство может стать крупным экспортером продукции, обеспечивающим высокие доходы сельскому населению. Кроме того, развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности обеспечивает продовольственную безопасность страны.
Стратегическое направление 5. Калининград — центр конгресс- и делового туризма. В Калининграде ежегодно проходят свыше 1000 международных конференций, совещаний и семинаров, поэтому регион можно позиционировать как центр международного развития конгресс- и делового туризма, трансфера технологий, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в различных областях предпринимательства, центр интеграционного взаимодействия России с развитыми странами Европы и Азии в области экономики знаний, экспериментальную и дискуссионную площадку для различных моделей бизнеса — азиатских, европейских, российских и др.
Стратегические направления сформулированы в контексте предложенной миссии, причем каждое из них в зависимости от развития событий может в точках бифуркаций менять свою функцию или меняться на другое стратегическое направление.
В заключение следует отметить важность выбора основных индикаторов развития в условиях турбулентности мировой экономики и ее влияния на социально-экономические и процессы в Калининградской области. В качестве основных индикаторов развития российского анклава можно выбрать ключевые: ВРП анклава на душу населения, средний дохода семьи
на человека, децильный коэффициент, долю экспорта ^
в ВРП, долю транзакционных издержек и коррупции =п
в себестоимости продукции, объемы сброса загряз- х
ненных сточных вод и выброса вредных веществ в ат- ш
мосферу, взяв за базу сравнения средние показатели х
10 ведущих стран ЕС. На наш взгляд, они отражают ^
основные экономические, социальные и экологиче- ^ ские показатели развития, производные от которых
дадут полную картину качества жизни населения Кали- ^
нинградской области. Предложенный концептуальный к подход позволит, на наш взгляд, разработать гибкую
и адаптивную стратегию развития Калининградской <
области на период до 2030 и 2045 гг. ^
Литература °
1. Материалы международного Гайдаровского форума. (Москва, 18-21 января 2012 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gaidarforum.ru.
2. Материалы «круглого стола» «Интеллектуальные организации в новой модели роста» Гайдаровского форума. (19 января 2012 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gaidarforum.ru/index.php/ru/2011-12-14-10-21-41/2011-12-14-10-24-12.
3. Ведомости. 02.04.2012: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1631599/ dopolnenie_k_otchetu.
4. Волкогон В. А. Новые подходы в организации подготовки и переподготовки кадров рыбной индустрии России в современных условиях // Экономика и управление. 2009. № 1/4 (40). С. 90-96.
5. Ведомости. 04.04.2012: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/companies/news/1604380/ putin_ poobeschal podderzhku_sp_avtotora_i_magna_v.
Ультрамалые островные периферийные регионы в историко-экономическом контексте
The Historical and Economic Context of Two Sets of Small Island in Western Europe's Ultra-Peripheral Regions
УДК 332.1
Ефимова Елена Глебовна
профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского,
д. 62
Efimova Elena Glebovna
Chaikovskogo Str. 62, St. Petersburg, 191123
Кузнецова Наталия Петровна
профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 62
Kuznetsova Nataliya Petrovna
Chaikovskogo Str. 62, St. Petersburg, 191123
«Ультрамалый регион» (понятие, практически не встречающееся в современной литературе), будучи автономным субъектом страны, является ее территориальной, политической и экономической частью
и обладает при этом конституционной автономностью. Целью данной статьи является идентификация ультрамалых территорий, выявление особенностей экономического развития и современного делового
J
<
статуса в историко-экономическом контексте классификации малых экономик. Объектом исследования выступают малые экономики Западной Европы и входящие в состав Финляндии и Дании Аландские и Фарерские острова. Изучение опыта их развития интересно прежде всего тем, что они становятся так называемыми конкурентными перифериями.
The article covers the historical and economic context of two sets of small islands in the ultra-peripheral regions of Western Europe: the Faroe Islands, belonging to Denmark; and Aaland Islands, officially belonging to Finland. It defines an 'ultra-region' (a concept that has practically ceased to exist in modern literature) as an autonomous section of a country, or a territorial, political ^ and economic section having constitutional autonomy.
^ The goal of this paper is to identify ultra-small areas,
^ revealing features of their economic development and
present business status. Finally, it calls their development an interesting phenomenon because they have become competitive peripheral entities within the broader European framework.
Ключевых слова: малая страна, крупная страна, ультрамалая территория, автономный регион, конкурентная периферия, Аландские острова, Фарерские острова
Keywords: small and large country, autonomous region, ultra-peripheral region, competitive peripherals, Aland Islands and Faroe Islands
Введение
«Ультрамалый регион», будучи автономным субъектом суверенного национального государства, является его территориальной, политической и экономической частью, обладая при этом конституционной самостоятельностью. Исходным фактором формирования особого статуса таких регионов стал тип национально-культурного этноса, а также геополитическое положение по отношению к более крупным соседям. Цель данной статьи — постановка проблемы идентификации и выявления особенностей экономического развития «ультрамалого региона» в историко-экономическом контексте классификации малых экономик. Объектом исследования выступают малые экономики Западной Европы и входящие в состав Северных стран Аландские и Фарерские острова, ныне преобразующиеся в так называемые конкурентные периферии.
Экономическое развитие малых стран в международном сравнительном историко-экономическом контексте
До недавнего времени теорию малых экономик развивала прежде всего московская академическая школа [1], в том числе ученые, занимавшиеся экономикой малых стран Северной Европы [2-10]. Отдельного внимания заслуживают работы экономической школы СПбГУ, посвященные классификации стран мировой экономики с выделением маломасштабных высокоразвитых стран в особую группу государств [11-17].
Существует несколько вариантов экономического развития малых стран вследствие различного сочетания территории, населения и его естественного прироста в маломасштабных экономиках.
Первая подгруппа малых стран Западной Европы, способных расширить свой экономический потенциал за счет разработки собственных производственных ресурсов, имеет задел для экстенсивного экономического роста (Испания, Нидерланды) [18].
Ко второй подгруппе малых стран исследуемого региона относятся те из них, которые испытывают абсолютный недостаток как сырьевых, так и трудовых
ресурсов, т. е. экстенсивных факторов роста. Модель эффективного развития здесь диктуется возможностями высокой плотности населения и нахождения «сырьевой ниши» — естественного или искусственного сырья. Обязательное условие развития — интеграция и интенсификация воспроизводства. К такому типу малых стран мы относим развитые западноевропейские государства: Бельгию, Люксембург, Австрию, Швейцарию, Лихтенштейн, Монако, Андорру, Сан-Марино и др.
Третью подгруппу формируют так называемые периферийные страны Западной Европы. Наряду со Средиземноморским регионом, островами Центральной Атлантики, колониальными владениями сюда также относятся малые страны Северной Европы. В своем исследовании мы акцентируем внимание именно на последних. В числе особенностей малых стран этого региона следует назвать относительную географическую отдаленность, ограниченную ресурсную базу (прежде всего, это земля, пригодная для сельскохозяйственного использования, и трудовые ресурсы) и сравнительно низкую плотность населения.
Развитие северных стран — западноевропейской конкурентной периферии
Экономическое развитие стран Северной Европы проходило в рамках системы взаимоотношений «центр— периферия». Появление этой модели связано с промышленной революцией ХУШ-Х1Х вв. Географическое положение предопределило место рассматриваемых стран в региональной системе как «европейской северной периферии» [19; 20]. Вместе с тем очевидные социально-экономические достижения экономик Северной Европы позволяют сделать дополнение к обозначенной типологизации, назвав их «конкурентная периферия» [21].
Формирование всеохватного рыночного хозяйства стран Северной Европы проходило по классической для «развитой периферии» схеме, предполагающей сочетание внутренних и внешних компонент: эволюционных аграрных реформ, создавших рынок свободной рабочей силы, удачной «нишевой» международной специализации в сфере услуг и промышленности, где происходило интенсивное внедрение достижений научно-технического прогресса, создание сопутствующей транспортной и социальной инфраструктуры [22, р. 3-20].
В период между Первой и Второй мировыми войнами шведскими и датскими, а в 1960-е гг. норвежскими и финскими фирмами был накоплен значительный научно-технический, управленческий и информационный потенциал, причем в виде как фундаментальных, так и прикладных исследований при ведущей роли последних. Финансирование науки обеспечивали как государство (фундаментальные исследования)1, так и ведущие ТНК (НИОКР)2, состояние которых создавалось главным образом за счет внешнеэкономической деятельности и деятельность которых привела к превращению северных стран, а также их ультрамалых периферийных сателлитов в «серебряных чемпионов» мирового инновационного развития.
1 В Дании в 1970-е гг. государственные средства были распределены следующим образом: 53% направили на исследования в области естественных наук и медицины, 29% — на сельскохозяйственные и инженерные науки, 18% — на социальные и гуманитарные исследования [10, с. 13].
2 В Финляндии, например, на частные инвестиции приходятся 70% всех расходов на НИОКР [23].
Особенности экономического развития ультрамалых автономных территорий Западной Европы (Аландские и Фарерские острова)
Весьма актуальная проблема, связанная с масштабом и получившая отражение в небольшом числе научных изданий, — экономическое развитие карликовых государств1. Не подвергались анализу вопросы развития ультрамалых автономных территорий, ни при каких условиях не имеющих возможности расширить национальные границы, да и не претендующих на такое расширение, в том числе вследствие островного, периферийного, пространственно автономного (от страны-метрополии) положения. Этот тип государств и территорий обладает теми же характеристиками, что и малые страны, представляя некий симбиоз второго и третьего вариантов при сохранении явно выраженной специфики автономности и конкурентной периферийности. Для этих стран, а особенно для автономных территорий, возможности роста лежат не только в необходимости участия в интеграционных комплексах и подчинения общей региональной политике, но и в уникальности географического положения, которое может позволить им служить транспортно-логистическим, инфраструктурным бизнес-мостом между более крупными соседями — партнерами по субконтинентальному региону Западной Европы.
Под ультрамалыми автономными территориями, отвечающими количественным показателям микростран, мы понимаем регионы, политически входящие в состав каких-либо государств, но обладающие частичным конституционным суверенитетом, собственной системой законодательной и исполнительной власти и особыми налоговыми и коммерческими системами. В настоящее время подобный статус в Западной Европе имеют Канарские острова (Испания), заморские департаменты Франции (Гваделупа, Мартиника, Гайана, Реюньон), Британские острова Ла-Манша и штат Мэн, Аландские (Финляндия) и Фарерские (Дания) острова, а также единственная сохранившаяся в континентальной Европе колония Гибралтар.
Основными компонентами разработки проблемы особенностей экономического развития в автономных островных регионах Западной Европы (на примере Аландских и Фарерских островов) в данном контексте выступают: краткая историко-экономическая справка, определение отраслевой структуры экономики островных периферийных территорий, обладающих сравнительно высокой конкурентоспособностью, выявление характера их взаимоотношений с Евросоюзом (ЕС) в рамках региональной политики, сравнение торговых балансов Аландских и Фарерских островов за период 2001-2010 гг. в контексте взаимоотношений «центр—конкурентная периферия».
Аландские и Фарерские острова прошли непростой путь историко-экономического развития и политического становления в качестве автономий Финляндии (Аланды) и Дании (Фареры). Фареры получили автономию на четверть века позднее Аландов, после очередного территориального передела Европы. Обе территории почти равны по площади, но население Фарерских островов на 75% больше. ВРП на душу
1 В терминологии ООН и Всемирного банка карликовыми (microstates) считаются суверенные государства, население которых не превышает 1 млн человек. В число европейских карликовых стран обычно включают Андорру, Лихтенштейн, Мальту, Монако, Сан-Марино и Ватикан. Сюда же часто относят Люксембург, реже — Кипр и Исландию [24].
населения на островах приблизительно одинаков. ^ Оба региона получают экономическую помощь от на- =п циональных правительств. Аландские острова входят х в зону евро, а Фареры имеют региональную валюту. ш Соглашение о вступлении Финляндии в ЕС автомати- х чески не распространялось на Аланды, а Фарерские ^ острова юридически не входят в Евросоюз.
Отраслевая структура экономики исследуемых автономных территорий имеет свои характерные осо- ^ бенности. Сельское хозяйство, заложившее основу к пищевой промышленности, сыграло ключевую роль в развитии экономики и поддержании занятости < на Аландских островах. Изолированное положение ^ островных периферий и ограниченные ресурсы вы- ^ нуждали местных производителей искать внешние ^ рынки, что привело к развитию морского транспорта 2 и судоходства, специализирующегося на перевозках нефти, леса и поддерживающего развитие туристской отрасли (эта отрасль дает около 30% ВРП). Судоходство, рыболовство, грузовые и пассажирские перевозки играют значимую роль и в экономике Фарерских островов. Банковские и страховые услуги на Аландских и Фарерских островах изначально развивались как сопутствующие судоходству и добыче Фарерами нефти на континентальном шельфе. 1Т-сектор стал самым быстрорастущим в обоих регионах как по причине их отдаленности, так и благодаря необходимости обслуживания морских перевозок.
И Дания, и Финляндия получают ощутимую финансовую поддержку структурных фондов ЕС на развитие конкурентоспособности регионов (452 135 320 и 932 184 449 евро соответственно [25]). Помощь европейских фондов в налаживании территориального сотрудничества Дании и Финляндии отражена в табл. 1.
В случае решения ключевых проблем поддержки сельских территорий, зон рыболовства и районов с естественными препятствиями [27] законодательные акты ЕС в области региональной политики [28] позволяют Аландским и Фарерским островам одновременно рассчитывать на помощь и Евросоюза, и национальных правительств (табл. 2).
Приоритетность поддержки депрессивных (прежде всего, сельскохозяйственных) территорий со стороны ЕС предполагает софинансирование национальными и местными властями как необходимое условие получения этой поддержки, что приводит к развитию этих территорий как конкурентной периферии. В рамках исследования взаимоотношений «центр—периферия» и взаимозависимости автономий и политико-экономического ядра мы попытались выявить зависимость торгового баланса от степени интенсивности торгово-экономических связей «центр—автономия», отраженных в динамике торговых балансов Фарерских и Аландских островов за 2001-2010 гг., сравнение которых позволяет сделать ряд выводов. 1. Торговый баланс Аландов с материковой Финляндией и общий торговый баланс островов показывает незначительные колебания вокруг отрицательных величин. Это объясняется преимуществом основной территории в торговле энергоносителями, промышленными изделиями и товарами высокой степени обработки, не производящимися в автономии. Наблюдается превышение отрицательных показателей общего торгового баланса вдвое по сравнению с региональными значениями. Амплитуда движения экспортно-импортных потоков возрастает в предкризисные и кризисные годы.
0
1
о
Таблица 1
Финансирование развития территорий структурными фондами ЕС с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2013 г., евро, (цены 2004 г.)
Страна — член ЕС Приграничное сотрудничество Международное сотрудничество Всего
Внутреннее В рамках программ европейского соседства и партнерства Всего по приграничному сотрудничеству
Дания 74 215 963 0 74 215 963 17 511 738 91 727 701
Финляндия 54 696 740 35 000 000 89 696 740 16 941 695 106 638 435
Источник: [26].
Таблица 2
Бюджет Аландских островов и доля финансирования ЕС, евро
Объем затрат Направления финансирования Затраты региона
Общие региональные затраты Доля EAFRD в региональных затратах, % Вклад EAFRD
Модернизация сельского хозяйства 8 391 195 40,00 3 356 478
Поддержка депрессивных регионов 43 965 857 26,72 11 747 677
Диверсификация сельского хозяйства 1 688 238 50,00 844 119
LEADER 1 643 853 55,00 904 119
Техническая помощь 1 254 366 50,00 627 183
Итого 56 943 509 30,70 17 479 576
Источник: [29].
2. Торговый баланс Фареров с основной территорией Дании и общий торговый баланс островов показывают отрицательные значения при общей торгово-экономической стабильности в предкризисные и кризисные годы. Региональный (торговля «центр—периферия») торговый баланс иллюстрируется отрицательными величинами на всем рассматриваемом горизонте. За исключением 2001, 2002 и 2010 гг., общий торговый баланс островов показывает существенные колебания вокруг отрицательных величин. Наибольшие отклонения от среднего значения наблюдались также в 2007 и в 2002 гг. [30-32, р. 33-34; 33; 34, р. 10; 35]. Динамика торгового баланса Фарерских и Аландских островов за 2001-2010 гг. графически представлена на рис. 1 и 2 (во избежание статистических ошибок — из-за использования разных валют — динамика торгового баланса за первое десятилетие XXI в. проводится раздельно).
Движение макроэкономических индикаторов может свидетельствовать о справедливости предположения, что ряд главных торговых партнеров Фареров (Великобритания, Германия, Франция) импортировали большие объемы рыбы и морепродуктов [36, р. 468-472] и острова предоставляли им услуги особого характера (финансовые, арендные; см. табл. 3)1. Именно такие взаимоотношения с крупными странами позволили сформировать модель конкурентной субпериферии ультрамалой территории.
Национальные институты автономий играют стимулирующую роль в их торгово-экономическом развитии, что отражается в формировании общих условий регулирования (прежде всего, налогового) бизнеса. Так, на Аландских островах используются правила налоговой системы Финляндии, полностью гармони-
1 2009 г. характеризуется следующими данными по экпорт-но-импортным потокам Дании: экспорт услуг составил 1,122 млн датских крон, экспорт товаров — 4,098 млн датских крон, импорт услуг — 2,102 млн датских крон, импорт товаров — 4,023 млн датских крон. Таким образом, роль экспортируемых Данией услуг не может превышать долю рыбного экспорта [37].
зированной с европейскими нормами. Несмотря на то что применение норм налогового законодательства Финляндии не позволяет считать Аланды налоговой гаванью, система налогообложения автономии по ряду вопросов имеет свои особенности, благоприятные для развития бизнеса:
1) создание особых налоговых льгот — фирмы, зарегистрированные на Аландах, могут быть освобождены от уплаты НДС, если стоимость их бизнеса ниже установленного уровня;
2) осуществление безналоговой торговли резидентами островов; международное конкурентное преимущество Аландских островов, состоящее в том, что вследствие их членства в Евросоюзе и невхождения в систему НДС ЕС они могут рассматриваться как третья сторона в решении торговых вопросов;
3)аутсорсинг логистических функций иностранных компаний на Аланды, обеспечивающий экономию 3S2. Эффект 3S экономии обеспечивает высокую деловую специализацию этого европейского региона.
Согласно данным Регионального ежегодника-2010, издаваемого Евростатом, региональная специализация и концентрация бизнеса на Аландских островах является самой высокой среди регионов уровня NUTS III стран ЕС и Норвегии. 45% работающего населения заняты в секторе товарного классификатора NACE I (транспорт, хранение, коммуникации), еще 17% — в секторе NACE G (торговля, дистрибуция). Причем вид оказываемых транспортных услуг зависит от географического положения того или иного региона. Островные и прибрежные территории в большей степени задействуют водный транспорт (NACE I 61), в то время как воздушное сообщение (NACE I 62) важно для районов, находящихся вблизи крупных городов, либо островных территорий с развитым туристским
2 Так называемая 3S-экономия означает экономию, образующуюся от синергетического эффекта: от экономии от масштабов деятельности (economies of scale), от соединения различных потребительских свойств производимых товаров и услуг (economies of scope), от соединения квалификации привлекаемого персонала (economies of skills).
о
р.
п
ш
к ч
<й и
ю о ь о о о ь а
о «
И
N Р К Ч О
И
-100
-150
-200
Торговый баланс с Центром
-250
-300
<
о
Общий торговый баланс
-350
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Год
Рис. 1. Динамика торгового баланса Аландских островов 2001-2010 гг.
Д
«
а
ч ^
(Я о X й
400
200
ю о
Еч
О
и о
Сн
а о
к! М Я
ч
ш
т
-200 -400 -600 -800 -1000 -1200 -1400 -1600
Общий торговый баланс
Торговый баланс с Центром
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Год
Рис. 2. Динамика торгового баланса Фарерских островов 2001-2010 гг.
Источник: сост. автором по: [30; 31; 32, p. 33-34; 33; 34, p. 10; 35].
Таблица 3
Крупнейшие импортеры — торговые партнеры Фарерских островов по показателю положительного сальдо торгового баланса (2010 г.)
№ Страна Импорт, млн БКК Экспорт, млн БКК Сальдо баланса, млн БКК
1 Великобритания 152 754 602
2 Франция 73 415 342
3 Германия 275 531 256
4 Испания 30 203 173
5 Япония 40 53 13
Источник: [32, p. 34].
g сектором. Аланды обладают узкой специализацией по I предоставлению услуг водного транспорта. В 2007 г. х около 35% занятых работали в данном секторе, пре-ш вышая аналогичный показатель в норвежских регионах х Vestlandet и Agder og Rogaland, занимающих вторую х и третью позиции, почти в 8 и 10 раз соответствен-s но [38, р. 102-116]. Из-за большей (по сравнению I с Аландами) удаленности от материка авиатранспорт v на Фарерских островах играет более заметную роль, к особенно в обеспечении пассажирских перевозок, но =Ц общее первенство, так же как и на Аландских островах, ^ продолжают удерживать морские перевозки, обеспе-^ чивающие превращение рассматриваемых автономных ^ конкурентно-периферийных регионов в международ-g ные транспортные бизнес-мосты [32, р. 28-29]. s Адресная финансовая поддержка в рамках европейских региональных программ и помощи национальных правительств оказывает влияние на ведение бизнеса на Аландских и Фарерских островах. В свою очередь, развитие предпринимательства способствует повышению уровня экономического развития регионов, проводящих адекватную политику регулирования рынка автономий. Перспективы развития бизнеса рассматриваемых автономных территорий в качестве бизнес-мостов между Финляндией и Данией и другими странами ЕС связаны прежде всего с финансовой помощью региональной политики ЕС в рамках программ поддержки структурно депрессивных регионов и крайних северных территорий.
Вместо заключения
I. Классификация малых высокоразвитых стран позволяет типологизировать три варианта экономического развития малых стран вследствие различного сочетания территории, населения и его естественного прироста в маломасштабных экономиках с особым выделением высокоразвитых стран Северной Европы, демонстрирующих сочетание второго и третьего вариантов.
II. Рассмотрение ультрамалых автономных регионов (Аландских и Фарерских островов) в контексте историко-экономической типологизации малых государств Западной Европы позволяет говорить:
1) о высоком уровне социально-экономического развития этих стран и территорий;
2) о специфике периферийного конкурентного характера автономных территорий;
3) о превращении островных автономных территорий в транспортно-логистические, информационно-коммуникационные, финансово-страховые бизнес-мосты, объединяющие и страны Северной Европы и другие западноевропейские государства, что стимулируется особой региональной политикой Европейского союза, направленной на развитие структурно депрессивных сельскохозяйственных регионов.
III. Сравнительный анализ деловой активности Аландских и Фарерских островов привел к ряду выводов.
1. Первоначальные условия развития бизнеса на Аландских и Фарерских островах были одинаковы.
2. Экономическое развитие и формирование бизнеса стран Северной Европы проходило в рамках системы взаимоотношений «центр—периферия».
3. Ресурсное обеспечение в датском автономном регионе (запасы рыбы и углеводородов) представляется более предпочтительным по сравнению с финляндским.
4. Сравнение торговых балансов Аландских и Фарерских островов за период 2001-2010 гг. приводит к заключению, что: а) торговый баланс Аландов с материковой Финляндией и общий торговый баланс островов показывает незначительные колебания вокруг отрицательных величин; б) торговый баланс Фареров с основной территорией Дании и общий торговый баланс островов показывают отрицательные значения при общей торгово-экономической стабильности в предкризисные и кризисные годы.
5. Эффект 3Б экономии обеспечивает высокую деловую специализацию этого европейского региона.
6. Правила налоговой системы Финляндии, полностью гармонизированной с нормами европейского регулирования, применимы на Аландских островах при сохранении территориальной специфики, отражающейся в создании особых налоговых льгот, осуществлении безналоговой торговли, аутсорсинге логистических функций иностранных компаний, обеспечивающих экономию 3Б.
7. Фирмы Аландских островов, используя свой особый автономный налоговый статус в ЕС, достигли большего прогресса в развитии высокотехнологичных отраслей материального производства и сферы услуг, чем компании Фарерских островов.
8. Приведенное в статье отраслевое распределение средств европейских фондов полностью отражает конкурентное преимущество хозяйства финляндской автономии по сравнению с датской:
♦ членство в ЕС обеспечивает целевую помощь бизнесу;
♦ благодаря своему автономному статусу Фареры получают лишь ограниченную прямую и косвенную помощь ЕС;
♦ участие в международных торговых соглашениях не всегда заменяет адресную финансовую поддержку и льготы, предоставляемые наднациональными региональными органами.
9. Несмотря на выявленные отличия, островные периферийные территории имеют схожие характеристики предпринимательской деятельности: преобладание фирм малого и среднего бизнеса, развитие традиционных отраслей хозяйства, поддержка бизнеса местными властями (прежде всего, для обеспечения занятости населения), успешное использование уникального геополитического положения территорий.
Литература
1. Малые страны Западной Европы / Под ред. Ю. И. Юданова; МЭиМО РАН СССР. М., 1984. 456 с.
2. Андреев Ю. В. Экономика Норвегии. М., 1977. 159 с.
3. Волков А. М. Экономика современной Швеции (проблема накопления капитала). М.: Наука, 1987. 142 с.
4. Волков А. М. Швеция: социально-экономическая модель. М., 1991. 189 с.
5. Градобитова Л. Д. Экономическая дипломатия Скандинавских стран. М.: МГИМО, 1982. 64 с.
6. Градобитова Л. Д., Пискулов Ю. В. Экономика и политика стран Скандинавии: Экономический фактор во внешней политике Швеции, Норвегии, Дании. М.: Междунар. отн-я, 1986. 192 с.
7. Градобитова Л. Д., Ушакова С. М. Дания: некоторые аспекты социально-экономического развития. М.: Знание, 1990. 63 с.
8. Пискулов Ю. В., Градобитова Л. Д. Север и интеграция. М.: Междунар. отн-я, 1972. 215 с.
9. Мартынов В. А., Гришин И. В., Волков А. М. [и др.]. Шведская модель современного индустриального развития: новые проблемы и характеристики социального развития. М.: ИМЭМО РАН, 2006. 80 с.
10. Эбре Л. А. Экономика Дании. М., 1980. 175 с.
11. Кузнецова Н. П. Экономический рост и интенсификация капиталистического воспроизводства. Л., 1989. 136 с.
12. Кузнецова Н. П. Экономический рост в историческом контексте. СПб., 1996. 156 с.
13. Кузнецова Н. П. Экономический рост: история и современность СПб., 2000. 143 с.
14. Kuznetsova N. Economic Growth in the Large- and Small-scaled Economies and the Role of Resources in Conversion of Energy-oriented to Innovational-driven Economy // Ekonomika. 2009. Vol. 88. Р. 52-66.
15. Кузнецова Н. П. Экономический рост в малых и крупных экономиках // Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб., 2011. С. 122-137.
16. Кузнецова Н. П. Экономическое развитие в малых и крупных переходных экономиках в контексте перехода от энергоориентированного к инновационно ориентированному типу роста // Записки Горного ин-та. 2011. Т. 191: Проблемы развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов России. С. 52-60.
17. Ефимова Е. Г. Теоретические основы формирования региональной транспортной инфраструктуры (на примере региона Балтийского моря). СПб., 2008. 314 c.
18. Кузнецова Н. П. Проблемы экономического роста высокоразвитых стран (на примере Канады): Дис. ... канд. экон. наук. Л., 1977.178 с.
19. Kirby D. G. The Baltic World 1772-1993: Europe's Northern Periphery in an Age of Change. London; N. Y.: Longman, 1995. 472 p.
20. Кузнецова Н. П. Концепция «периферической» экономики и особенности экономического роста в «центре» и на «периферии» // Вестник СПбГУ. 1995. № 2. С. 69-74.
21. Creating Nordic Capitalism: The Business History of a Competitive Periphery. Palgrave Macmillan, 2008. 636 p.
22. Scott A. J., Storper M. Industrialization and Regional Development // Pathways to Industrialization and Regional Development. London; N. Y.: Routledge, 1992. P. 3-17.
23. http://www.finland.polpred.ru/news.html?section=3&id=777 m 53&type=paid&country=168. ^
24. Eccardt Th. Secrets of the Seven Smallest States of Europe. ° N. Y., 2005. 348 p.
Ш
25. Фиксирование ориентировочного распределения на обя- cl зательства государство-члена по ассигнованиям на ре- g гиональную конкурентоспособность и занятость (цель на х период 2007-2013 гг.): Решение Комиссии от 4 августа ^ 2006 г. [Документ зарегистрирован под номером C (2006) i 3472 (2006/593/EC) в ценах 2004]. 2
26. Решение Комиссии от 4 августа 2006 г. (С (2006) 3473) ® (2006/609/EC). I
27. Решение Совета от 6 октября 2006 г. по Стратегическому ^ руководству сообщества по сближению (2006/702/EC). m
28. Official Journal of the European Union: [Электронный ре- ^ сурс]. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/en/index. ^ htm. ^
29. Rural Development Plan for the Region of Aland (Fin- § land) MEM0/07/601 // http://europa.eu/rapid/pressRelea-sesAction.do?reference=MEM0/07/601&.
30. http://pxweb.asub.ax/Dialog/Saveshow.asp.
31. http://www.hagstova.fo/portal/page/portal/HAGSTOVAN/ Statistics_%20Faroe_Islands/Statistics/Foreign_trade/ UTHJAVAR_EN.
32. Faroe Islands in Figures. 2011. Hagstova F0roya. 39 p.
33. http://pxweb.asub.ax/Dialog/Saveshow.asp.
34. Faroe Business Report. 2011: The International Review of Faroe Islands: Industry and Trade. North Atlantic Information Services Spf. 104 p.
35. www.mfa.fo.
36. Statistical Yearbook 2011 // Statistics Denmark. 2011. June. 115th ed. 545 p.
37. http://www.hagstova.fo/portal/page/portal/HAGSTOVAN/ Statistics_%20Faroe_Islands/Statistics/Foreign_trade.
38. Eurostat Regional Yearbook-2010. European Union, 2010. 264 p.
Институциональные аспекты инвестиционной привлекательности региона
(на примере Санкт-Петербурга)
Investment Attractiveness of Russian Regions Such as St. Petersburg
УДК 332.13
Мисько Олег Николаевич
профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского,
д. 62
Mis'ko Oleg Nikolaevich
Chaikovskogo Str. 62, St. Petersburg, 191123
Инвестиционная привлекательность региона является одним из важнейших критериев выбора собственником капитала направления и места осуществления потенциальных вложений. Институциональные особенности организации инвестиционной политики способны привлечь в регион инвестиции даже в условиях глобаль-
ного падения экономической конъюнктуры. В статье рассматриваются институциональные особенности инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге, который является признанным лидером среди регионов России в плане осуществления инвестиционной политики. Такие институциональные особенности, как развитие системы территориального зонирования размещения объектов промышленного производства и внедрение кластерной схемы размещения промышленности, наличие уникальной структуры органов государственной власти, осуществляющих инвестиционную политику, и наличие соответствующего местного законодательства, а также организация особых экономических зон позволяют городу с оптимизмом ожидать, по крайней мере, сохранения инвестиционного потенциала и даже некоторого роста инвестиций в ближайшем будущем.
The article says that holders of capital often choose the direction and location of potential investments according to criteria such as a region's investment at-