Научная статья на тему 'Особенности развития бизнеса на островных периферийных территориях Западной Европы (на примере Аландских и Фарерских островов)'

Особенности развития бизнеса на островных периферийных территориях Западной Европы (на примере Аландских и Фарерских островов) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА / АЛАНДСКИЕ ОСТРОВА / ФАРЕРСКИЕ ОСТРОВА / ОСТРОВНАЯ ПЕРИФЕРИЙНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / NORTHERN EUROPE / ALAND ISLANDS / FAROE ISLANDS / PERIPHERAL ISLAND AREAS / EUROPEAN UNION / REGIONAL POLICY OF EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Елена Глебовна

Статья посвящена особенностям ведения бизнеса на Аландских и Фарерских островах. Автор показывает, что особый исторический путь экономического развития регионов, масштаб и специализация его коммерческой деятельности оказывают существенное влияние на функционирование предприятий. Анализ внешних факторов развития территорий дается с учетом возможностей получения внешней помощи, в частности от ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business Development on the Peripheral Island Areas of the Western Europe (case of Aland and Faroe Islands)

The article is devoted to details of making business on Aland and Faroe Islands. The author shows that the historical path of regional economic development, as well as the scale and the specialization of business activities have a significant impact on the companies' operation. The analysis of external factors of the areas' development is given by taking into account the availability of external assistance, particularly from the EU.

Текст научной работы на тему «Особенности развития бизнеса на островных периферийных территориях Западной Европы (на примере Аландских и Фарерских островов)»

УДК 339.9 Е. Г. Ефимова

Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2012. Вып. 3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

НА ОСТРОВНЫХ ПЕРИФЕРИЙНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

(НА ПРИМЕРЕ АЛАНДСКИХ И ФАРЕРСКИХ ОСТРОВОВ)

Разностороннее развитие регионов, с одной стороны, ведет к расширению их самостоятельности, с другой — повышает ответственность за принятые ими решения. В свою очередь, особенности регионального развития определяются действием различных факторов, среди которых важнейшими являются их размер и географическое местонахождение. В условиях жесткой геополитической конкуренции отдаленные малые территории получили уникальный шанс найти свою нишу на рынке. Такой возможностью одними из первых воспользовались Аландские и Фарерские острова. Опыт коммерческой деятельности в данных автономиях и установления ими отношений с национальными и европейскими институтами представляется полезным для изучения и дальнейшего использования.

Периферийные регионы отличаются от материкового центра в плане формирования и развития деловых отношений. Ограниченные возможности не позволяют данным территориям привлекать масштабные ресурсы для реализации крупных проектов. Годами формировавшаяся местная специфика способствовала образованию особых социально-экономической и политической структур. Ряд островных территорий получили автономный статус, который позволил им проводить обособленную поли-тику1. Поэтому в поисках конкурентной рыночной позиции они вынуждены использовать свои механизмы взаимодействия с институтами различного уровня.

Региональные исследования получили наибольшее развитие в Европе. Здесь пространственную автономию традиционно считали вопросом двусторонних отношений между государством и входящими в него регионами. Зарождение в результате интеграционных процессов нового, наднационального, типа международных связей привело к появлению внешнего протекционизма для создания сильной общности и усиления общего интереса к территории и повышению ее престижа [1].

Еще в Римском договоре 1957 г. была провозглашена цель «объединить национальные экономики и обеспечить их гармоничное развитие при сокращении разрыва в условиях развития между отдельными территориями» [2, с. 403.]. С вступлением в ЕС разнородных по уровню национального и внутрирегионального развития территорий появились опасения замедления экономического роста, так как региональный экономический дисбаланс приводит к повышению уровня безработицы и к нерациональному использованию национальной инфраструктуры. Регионы стали влиять на политику

1 Например, в 1985 г. Гренландия, получив автономию от Дании, тут же воспользовалась своим правом выйти из Европейского сообщества.

Елена Глебовна ЕФИМОВА — д-р экон. наук, профессор кафедры мировой экономики экономического факультета СПбГУ Круг научных интересов — мировая транспортная система, региональная транспортная инфраструктура, международный бизнес, экономика региона Балтийского моря. Автор более 50 публикаций в России и за рубежом, в том числе двух научных монографий. © Е. Г. Ефимова, 2012

ЕС различными способами: давлением на свои правительства, созданием межрегиональных лобби и использованием деловых связей, установленных непосредственно с Еврокомиссией [3]. Актуальность и разноплановость исследований обусловили многочисленность авторитетных ученых, разрабатывающих обозначенные проблемы — Б. Хокинг, М. Китинг, Л. Хуг, А. Г. Гранберг, Н. И. Ларина, М. Данфорд, У Буллман, Б. Джонс, Д. Уилл, Дж. Батчлер, Ф. Уишлэд и др [2; 4; 5; 6; 7; 8]. Вместе с тем работы упомянутых выше авторов имеют узкоспециализированный характер. В них отсутствуют междисциплинарный подход и анализ региональной деловой среды. Изучение экономики и бизнеса Аландов и Фарер не проводилось в российской научной литературе. За рубежом эти проблемы также остаются слабоизученными.

Объектом данного исследования является экономика Аландских и Фарерских островов, предметом — складывающиеся на этих территориях деловые отношения и определяющие их рамочные условия. Основная цель статьи — выявление особенностей бизнеса в периферийных островных регионах Западной Европы на примере Аландских и Фарерских островов. Для достижения этой цели автором были решены следующие задачи: определить стартовые условия ведения бизнеса в каждой из автономий, оценить влияние различных факторов на развитие островных периферийных территорий, выявить характер их взаимоотношений с Евросоюзом, показать финансовую поддержку ЕС, оказываемую в рамках его региональной политики, представить современную структуру их бизнеса.

Оба региона прошли непростой путь становления. До 1917 г. Аландские острова входили в Российскую империю. В 1920 г. парламент Финляндии для подавления сепаратистских настроений на архипелаге принял Акт о его автономии. В Законе было провозглашено создание собственных органов власти, установлены их полномочия, с небольшими изменениями действующие в настоящее время. Финляндский парламент использовал процедуру, применяемую для поправок к конституции, что было необходимо для ограничения на островах конституционных полномочий финляндских государственных учреждений. Дальнейшее успешное развитие Аландской автономии нашло свое отражение, в частности, в действующем ныне Акте об автономии, который был принят в 1991 г. [9].

С 1814 г. Фарерские острова входили в состав Дании. В апреле 1940 г., после вторжения немецких войск на основную территорию, острова до окончания войны перешли под военное управление Великобритании. Ограниченный суверенитет Фарерских островов определен Законом о местном самоуправлении (№ 137 от 23.03.1948). Фарерские острова не являются самостоятельным субъектом международного права. Международные договоры автономии подписываются совместно Правительством Королевства Дания (или Королевой Дании) и местным Правительством.

Рассмотрим внешние показатели, характеризующие стартовые и современные условия коммерческой деятельности на Аландских и Фарерских островах (табл. 1, см. также табл. 5). Фареры получили автономию, так же как и Аланды, после очередного территориального передела Европы, но позже на четверть века. Архипелаги имеют сопоставимую территорию. Однако население Фарерских островов на 75% больше. Выше здесь и уровень безработицы. Валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения на островах примерно одинаков. Оба архипелага являются получателями экономической помощи от национальных правительств. Аландские острова входят в зону евро. Фареры имеют региональную валюту, хотя в обращении присутствуют и датские кроны.

Таблица 1. Сравнительная характеристика Аландских и Фарерских островов

Показатель Аландские острова Фарерские острова

Дата основания автономии 06.05.1920/09.06.1922 23.03.1948

Население 28 163 (30.06.2011) 49 267 (июль 2011)

Общая площадь 13 517 км2 Нет данных

Площадь суши 1 527 км2 1 399 км2

Геоэкономическое положение Стратегическое положение на пересечении Балтийских торговых путей, вблизи от европейских столиц Стратегическое положение в Северной Атлантике. Богатая среда для морской и шельфовой деятельности

Форма правления Автономный регион Финляндии Парламентская демократия в рамках конституционной монархии, автономная провинция Дании

Деловые коммуникации Отсутствие коммуникационных барьеров Отсутствие коммуникационных барьеров

Производственная инфраструктура Исторически развитое судоходство Развитые морское и авиационное сообщения с европейскими странами

Экономическая помощь Получатель: 0,45% от государственного дохода в соответствующем году, исключая государственные ссуды Получатель: 100 млн долл. (ежегодная субсидия от Дании) (2007)

Членство в ЕС Да, в составе Финляндии. Не входит в систему НДС ЕС2 Нет, как автономная территория Дании

Членство в ВТО Да, в составе Финляндии Да, в составе Дании

Источники: [10; 11; 12, р. 155; 13, с. 301].

Взаимоотношения Аландских и Фарерских островов с Евросоюзом

По-разному определяются взаимоотношения Аландских и Фарерских островов с Евросоюзом. Соглашение о вступлении Финляндии в ЕС автоматически не распространялось на Аланды. В статье 28 этого документа указано о его неприменимости в отношении Аландских островов до тех пор, пока Правительство Финляндии в своем уведомлении о ратификации не передаст депозитарию (Правительству Итальянской Республики) постановление о его применении на автономной территории. Соглашение о вступлении Финляндии в ЕС включило специальные положения (Протокол № 2), так как учредительные договоры Евросоюза, в частности, не обеспечивают действие специальных ограничений в отношении прав лиц, не имеющих постоянного места жительства или инкорпорации на островах, на приобретение недвижимости на Аландах [15]. Референдум о вступлении Аландов в ЕС первоначально был провален островитянами из-за их особого интереса к сохранению беспошлинной торговли на паромах. Правительство Финляндии добилось особой оговорки в европейских налоговых ди-

2 Территория исключена из общей системы НДС ЕС согласно статье 6 Директивы Совета 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 [14, р. 1].

рективах. Убедившись в присоединении Швеции, 20 ноября 1994 г. 74% населения Аландских островов проголосовало «за» вступление в ЕС [16].

Юридически Фарерские острова не входят в Евросоюз. К моменту вступления Дании в ЕС (1973 г.) они уже обладали автономией. В договоре о присоединении Дании к Евросоюзу содержалась специальная оговорка о неучастии Фареров в Евросоюзе. Выбор островитян определила зависимость их экономики от рыболовства. Население, живущее на Фарерских островах, не является гражданами ЕС. Острова не входят в Шенгенское соглашение.

Формально отношения «Фареры — ЕС» регулируются Соглашением о свободной торговле (1996 г.), Протоколом о доступе на рынок (1998 г.) и двусторонним соглашением о рыболовстве. С принятием этих документов многие первоначальные ограничения были устранены, а кооперация в сферах науки, технологий и авиации упрощена. В 1998 г. в Брюсселе было открыто деловое представительство Фарер. В 2001 г. Фареры и ЕС закончили переговоры по Ветеринарному протоколу. В 2005 г. острова вступили в систему панъевропейско-средиземноморского сотрудничества.

Вопрос о вхождении Фарер в ЕС до сих пор открыт. Правая Партия Союза ^ашЬа^зАоккипп) настаивает на членстве Фарерских островов в ЕС. Представители Левой Республиканской партии (Tj6бveldi) обеспокоены возможностью присоединения островов к Евросоюзу, призывая к первоочередному решению политических вопросов с Данией. В качестве аргументов «за» вступление приводятся списки крупнейших торговых партнеров (см. табл. 2)3, усиление молодежной миграции. Доводами «против» по-прежнему являются структура экспорта (90% рыба и морепродукты) и невозможность влиять на принятие решений в ЕС из-за малочисленности населения островов.

Таблица 2. Крупнейшие торговые партнеры Фарерских островов в 2011 г.

Страна Доля в импорте, % Доля в экспорте, %

Норвегия 27,06 3,91

Дания 26,35 7,5

Исландия 8,13 6,35

Германия 5,64 8,43

КНР (включая Гонконг) 4,01 1,94

Швеция 3,38 0,77

Велико британия 2,57 13,47

Франция 1,63 5,91

Нидерланды 1,59 6,61

США 1,04 9,21

РФ 0,24 7,78

Рассчитано по: [17].

3 Вступление Дании в ЕС сопровождалось многочисленными оговорками, что обеспечило стране особую схему регулирования торговых отношений. Фареры используют ту же схему. Согласно Двустороннему соглашению о торговле с ЕС (Agreement between the European Community, of the one part, and the Government of Denmark and the Home Government of the Faroe Islands, of the other part), а также Закону о конкуренции (Act 83 of March the 6th 1992 on Competition), несмотря на снятие пошлин на импорт рыбы и других товаров в ЕС, важные экспортные ограничения остаются в силе [18].

В отличие от членства в ЕС, вступление Дании в ВТО подразумевает, что Фарерские острова, как составная часть Королевства Дания, пользуются правами и несут обязательства, распространяющиеся на Данию. Положения Соглашения ВТО инкорпорированы Лагтингом в законодательство Фарерских островов.

Рассмотрим возможные направления и размер финансовой поддержки изучаемых периферийных территорий. Аландские острова с момента вступления в ЕС в 1995 г. стали объектом региональной политики ЕС. И если в 1994-1999 гг. решались лишь национальные проблемы новых стран-членов, в частности облегчение доступа и развитие крайних северных территорий, то уже в 2000-2006 гг. Аландские острова попали в список приоритетных регионов программы «LEADER». Первоначально поддержка оказывалась сельской местности. Был разработан План развития этих территорий для региона Аландских островов [19], основными целями которого явились: рост привлекательности автономной территории как места для жизни и ведения бизнеса, сохранение традиционных характеристик ландшафта, повышение конкурентоспособности фермерских и лесных хозяйств.

На нынешнем этапе региональной политики (2007-2013 гг.) фонды ЕС, обеспечивающие региональное развитие, способствуют реализации трех ключевых целей: конвергенции, региональной конкурентоспособности и занятости, европейской территориальной конкуренции. Для этого за период выделяется 36% бюджета ЕС, что в абсолютных показателях составит 347,041 млрд евро [20]. Средства поступают из Европейского фонда регионального развития (ЕФРР) (самым бедным регионам ЕС для реализации программ инфраструктуры, инноваций и инвестиций), Европейского социального фонда (ЕСФ) (всем странам-членам для решения проблем занятости) и Фонда сближения (ФС) (проекты в сфере экологии, транспорта и возобновляемой энергетики стран, где уровень жизни ниже 90% среднего по ЕС). Отраслевое распределение средств европейских фондов, выделяемых на решение региональных целей, представлено следующим образом: инновации — 24%, транспорт — 22, программы занятости — 22, экология — 19, иное — 13 [21], что отражает интересы рассматриваемых регионов. Современный кризис не оказал значительного влияния на распределение средств, так как решение обозначенных проблем представляется для Евросоюза одним из первоочередных.

В 2006 г. Комиссия европейских сообществ утвердила список регионов и территорий, получающих финансирование ЕФРР на цели приграничного и международного сотрудничества в 2007-2013 гг. [22]. В список регионов уровня NUTS III4, нуждающихся в финансировании развития приграничного сотрудничества, внесены Аланды и 10 датских амтов5, находящихся на «основной» территории. Среди территорий уровня NUTS II поддержкой международной деятельности будут пользоваться Аландские острова и Дания (как регионы Балтийского моря и участники программы «Северная Периферия»). Не являясь членом Евросоюза, Фарерские острова могут рассчитывать

4 NUTS (Nomenclature of Units for Territorial Statistics) — трехуровневый стандарт географических кодов для статистического учета. Используется для выделения национальных регионов в целях реализации механизмов распределения средств структурных фондов ЕС.

5 Амт — административно-территориальная единица Дании до реформы 01.01.2007. После проведенной реформы амты были объединены в 5 регионов (уровень NUTS II), включающих 11 земель (уровень NUTS III), которые, в свою очередь, подразделяются на муниципалитеты. Принятые адресные решения по поддержке амтов на нынешнем этапе выполняются.

лишь на ограниченную прямую (например, в рамках программы «Северная Периферия» 2007-2013 гг.6) и косвенную финансовую поддержку ЕС7. Однако Фареры подписали ряд европейских соглашений, что дает им возможность взаимодействовать с его структурами.

И Дания, и Финляндия получают ощутимую финансовую поддержку структурных фондов ЕС на развитие конкурентоспособности регионов (цель 2), 452 135 320 и 932 184 449 евро соответственно [24; 25]. Помощь европейских фондов в налаживании территориального сотрудничества Дании и Финляндии показана в табл. 3.

Таблица 3. Финансирование развития территориальной конкуренции структурными фондами ЕС с 01.01.2007 по 31.12.2013 (евро, цены 2004 г.)

Страна-член ЕС Приграничное сотрудничество Международное сотрудничество Всего

внутреннее в рамках европейского соседства и партнерства всего по приграничному сотрудничеству

Дания 74 215 963 0 74 215 963 17 511 738 91 727 701

Финляндия 54 696 740 35 000 000 89 696 740 16 941 695 106638435

Источник: [25].

Анализ действующих законодательных актов ЕС в области региональной политики [22; 25-29] позволяет сделать вывод, что Аландские и Фарерские острова непосредственно или через национальные правительства могут рассчитывать на помощь Европейского сельскохозяйственного фонда поддержки сельских территорий (EAFRD) (табл. 4) как зоны рыболовства и районы с естественными препятствиями (ст. 2.2 Стратегического руководства сообщества по сближению) [30], а также в рамках программы «INTERREG IV».

Таблица 4. Бюджет Аландских островов и доля финансирования ЕС (евро)

Направления финансирования Затраты региона

Общие региональные затраты Доля EAFRD в региональных затратах, % Вклад EAFRD

Модернизация сельского хозяйства 8 391 195 40 3 356 478

Поддержка депрессивных регионов 43 965 857 26,72 11 747 677

Диверсификация сельского хозяйства 1 688 238 50 844 119

«LEADER» 1 643 853 55 904 119

Техническая помощь 1 254 366 50 627 183

Итого 56 943 509 30,7 17 479 576

Источник: [18].

6 The Northern Periphery Programme 2007-2013. Участники: ряд регионов Финляндии, Швеции, Великобритании, Ирландии и Норвегии, а также Исландия, Фарерские острова и Гренландия (Источник: [23]).

7 Датские «основные» территории получают целевую финансовую поддержку от ЕС. Датское правительство имеет возможность за счет экономии национального бюджета оказывать финансовую помощь Фарерским островам, размер которой определяется в абсолютных показателях (см. табл. 1).

Адресная финансовая поддержка в рамках европейских региональных программ оказывает влияние на ведение бизнеса на Аландских и Фарерских островах. В свою очередь, развитие предпринимательства способствует повышению уровня экономического развития регионов. Вместе с тем последнее невозможно без благоприятной деловой среды в рассматриваемых автономиях.

Деловая среда и регулирование коммерческой деятельности на Аландских

и Фарерских островах

Законодательство Аландской автономии имеет ряд отличий от общего права ЕС. На Аландах действует Закон Финляндии об акционерных предприятиях. Зарубежные фирмы, образуя здесь подразделение, выбирают, как правило, форму дочерних обществ. Минимальный капитал, необходимый для их регистрации, составляет 2500 евро, что значительно меньше, чем для акционерных форм других стран Евросоюза. Однако иностранцы, а также граждане Финляндии, имеющие постоянное жительство «на материке», не могут воспользоваться этими правами. Только иммигранты, прожившие 5 лет на Аландах и знающие шведский язык, могут подать заявление на получение статуса жителя островов. Такие ограничения связаны с тем, что Правительство автономии считает необходимым осуществлять контроль предпринимательства и использования земель. Вместе с тем могут быть сделаны исключения из общих правил. В частности, ТПП Аландских островов информировала Торговое представительство РФ в Финляндии о создании «русской деревни», статус жителя которой облегчит российским предпринимателям ведение бизнеса.

Общие правила налоговой системы Финляндии, полностью гармонизированной с нормами Европейского регулирования, применимы на Аландских островах. Однако система налогообложения автономии имеет специфику по ряду вопросов. Действуют и особые налоговые льготы. Фирмы, зарегистрированные на Аландах, могут быть освобождены от уплаты НДС, если стоимость их бизнеса ниже установленного уровня. Эти меры введены для повышения конкурентоспособности островов. Так как Аланды являются членом ЕС, но не входят в его систему НДС, они могут рассматриваться как третья сторона в торговых вопросах. Это дает возможность резидентам осуществлять безналоговую торговлю. Поэтому аутсорсинг логистических функций иностранных компаний на Аланды обеспечивает им заметную экономию времени и средств. Вместе с тем применение здесь норм налогового законодательства Финляндии позволяет сделать вывод, что Аландские острова не являются «налоговой гаванью».

Сейчас на Аландах зарегистрировано 2 300 фирм. Преобладают предприятия малого и среднего бизнеса, часто с числом работников менее 10 человек8. Эти фирмы функционируют в пищевой промышленности, туризме, строительстве и торговле. Две тесно кооперирующие друг с другом инвестиционные структуры предлагают венчурный капитал малым предприятиям-резидентам Аландов, обладающим потенциалом роста. Это Alands Utvecklings Ab — государственная компания, клиентами которой являются молодые фирмы, и Alands Investerings Ab — частная компания, финансирующая малые предприятия (за исключением судоходной отрасли). Вместе с тем многие фирмы малого бизнеса в поисках капитала выходят за рубеж.

8 Информация предоставлена Торговым представительством РФ в Финляндии.

Деловое законодательство Фареров соответствует европейским стандартам. Оно представляет собой аналогичные адаптированные законы Дании с учетом условий функционирования местного бизнеса. В соответствии с «Законом о местном самоуправлении Фарерских островов» здесь действуют самостоятельная таможенная территория, система налогового и акцизного обложения, свое таможенное законодательство и таможенный тариф (на основе таможенного тарифа Дании, но с меньшим числом товарных позиций) [27]. В настоящее время Правительство Фарерских островов готовит изменения в Датское деловое законодательство9, включая объединение двух законов об акционерных формах капитала. Цель изменений заключается в упрощении процесса создания и функционирования бизнеса. Сравнительный анализ деловой среды Аландских и Фарерских островов представлен в табл. 5.

Таблица 5. Деловая среда Фарерских и Аландских островов

Фактор среды Аландские острова Фарерские острова

Налоговая сфера Корпоративный налог 26% Корпоративный налог 18%

Условия регистрации бизнеса Необходимо разрешение Правительства автономии начать бизнес. Разрешение может быть временным или выдаваться по случаю. Временное разрешение связано с более жестким регулированием Краткие сроки (несколько дней) регистрации бизнеса, существенно меньшие, чем в странах-членах ЕС

Уровень жизни По данным Евростата, в 2006 г. Аланды занимали 20-е место среди регионов ЕС по уровню жизни Нет данных

ВРП 1, 044 млрд евро (2010) 2,3 млрд долл. (2009)

ВРП на душу населения 41 910 евро (2007) 47 279 долл. (2009)

Уровень безработицы 2,5 % (май 2011), 2,8% (август 2011) 3,9% (2009)

Валюта Евро, используются в обращении шведские кроны Датская крона, фарерская крона

Составлено по: [10; 11; 12, p. 155].

Детальная характеристика бизнеса исследуемых автономных территорий поможет оценить их деловую среду.

Отраслевая структура бизнеса Аландских и Фарерских островов

Сельское хозяйство сыграло ключевую роль в развитии их экономики. В XVIII в. фермеры экспортировали свою продукцию, рыбу и лес, в Стокгольм. Богатые традиции сельского хозяйства положили основу пищевой промышленности Аландских островов. Она представлена предприятиями малого бизнеса, производящими традиционную продукцию — яблоки, горчицу, сыр, колбасу, пиво, алкоголь. Известный сорт пива «Stallhagen» производится Alands Bryggeri Ab. Крупнейшим представителем пищевой отрасли является Chips Group, лидер рынка закусок Финляндии, Швеции,

9 Закон об акционерных формах капитала был одобрен в Дании весной 2009 г., пересмотрен Парламентом Фарерских островов ранней весной 2010 г. [31].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Норвегии, Дании и Латвии. В 2006 г. фирма вошла в состав норвежской Orkla Group. Эти предприятия важны для Аландской автономии и тем, что поддерживают высокий уровень занятости. Роль сельского хозяйства значительна и для Фарерских островов. До середины XIX в. овцеводство являлось здесь основной статьей дохода. В настоящее время поголовье овец насчитывает около 80 тысяч. Однако в ХХ в. рыболовство стало основным сектором сельскохозяйственной отрасли.

Изолированное положение островных периферий и ограниченные ресурсы вынуждали местных производителей искать внешние рынки, что привело к развитию транспорта. Судоходство исторически являлось основной отраслью на Аландах. Паромное сообщение обеспечивает туристский сектор. Значительная часть флота Алан-дов ходит в зарубежное плавание, например, перевозит нефть из региона Ближнего Востока в Европу и лес между европейскими странами. Судоходство дает около 30% ВРП, с учетом смежного эффекта — около 50%. Крупнейшими компаниями являются: Viking Line, основной работодатель на островах, группа Rederiaktiebolaget Eckero, представленная пятью дочерними компаниями — Eckero Line, Eckerolinjen, Birka Cruises, Birka Cargo и Williams bus. Три крупных грузовых судоходных компании зарегистрированы на Аландах. Lundqvistrederierna специализируется на перевозках нефти в бассейнах Балтийского, Северного и Средиземного морей. Флот Rederi Ab Lillgaard состоит из малотоннажных сухогрузов и судов ро-ро, которые обеспечивают скандинавский трафик. Godby Shipping, располагающая семью судами, предлагает услуги перевозки продукции лесной промышленности между Финляндией и Южной Европой. Bore Ltd, входящий в состав Rettig Group, является судовладельцем. Скандинавский офис ASP Ship Management, специализирующийся на оказании 3PL услуг10, находится в Марие-хамне. На островах функционируют три морских порта, аэропорт обеспечивает перевозки авиакомпании Air Áland [12]. Транспортные компании поддерживают традиционную для островных территорий туристскую отрасль.

Значимой отраслью услуг Фарерских островов является судоходство [32]. Большая часть крупных и средних судов (63%) занята в рыболовной отрасли. Внутреннее сообщение обеспечивается перевозчиками Strandfaraskip Landsins и Atlantic Airways (вертолеты). Внешнее транспортное сообщение осуществляют морские и авиационные компании. Морские маршруты Северной Атлантики контролирует Smyril Line. Грузовые перевозки и логистическое обслуживание по схеме «хаб-энд-споук» обеспечивает Faroe Ship. Кроме того, фирма является эксклюзивным агентом крупной датской транспортной компании Maersk Sealand на Фарерских островах. Авиационные перевозки дополняют морские. Atlantic Airways осуществляет международные регулярные полеты в Норвегию, Данию, Исландию, Великобританию. Попытки наладить авиасообщение с Копенгагеном с помощью еще одной компании — FaroeJet — закончились провалом11. Функционирует аэропорт «Вагар».

Банковские и страховые услуги на Аландских островах изначально развивались как сопутствующие судоходству. Bank of Áland основан в 1919 г. фермерами и морски-

10 3PL (Third Party Logistics) — концепция предоставления логистических услуг, когда провайдер является посредником между производителем и потребителем, оказывая полный комплекс услуг, необходимый для движения продукции по всей цепочке поставок.

11 FaroeJet была создана 20 декабря 2005 г. Первый рейс был совершен по маршруту Копенгаген — Вагар 15 мая 2006 г. В декабре 2006 г. авиакомпания была объявлена банкротом. Окончательно деятельность авиакомпании прекращена с 1 января 2007 г. [33].

ми капитанами. Одна из крупнейших на то время судоходных компаний Windjammers была зарегистрирована на Аландах и нуждалась в банковских услугах. Сейчас банк занимается финансированием судоходства и оказывает банковские услуги состоятельным клиентам. В настоящее время еще две компании являются лидерами в данной области. Alandia Group — страховая группа, специализирующаяся на морском страховании и морском праве. Àlands Omsesidiga Forsakringsbolag страхует бизнес, недвижимость, транспортные средства, несчастные случаи. Самый быстрорастущий сектор Аландов — IT — получил развитие благодаря обслуживанию морских перевозок. Компании—лидеры данной отрасли входят в судоходный кластер (Carus PBS, SAJ Instrument, PAF Group (поставщик игр и Интернет-провайдер паромных линий)) или обеспечивают современными банковскими технологиями широкий спектр смежных отраслей (Crosskey Banking Solutions, дочерняя структура Bank of Àland). Лидирующими компаниями сектора электронной коммерции Аландских островов являются Posten Àland и Pectus. Они предлагают помощь в организации представительства зарубежным логистическим фирмам, которым надо получать лицензии Правительства Аландов.

На Фарерских островах крупнейшей финансовой структурой является BankNor-dik, основанный в 1906 г. Эта финансовая группа осуществляет банковские операции в Дании, Гренландии и на Фарерах, а также оказывает страховые услуги в Исландии и на Фарерах. Ее деятельность регулируется Финансовой инспекцией Дании (Danish Financial Inspection). Кроме того, банк участвует в Датском фонде гарантии сбережений (Danish Savings Guarantee Fund). Его ценные бумаги котируются на NASDAQ OMX в Исландии и Копенгагене. По данным отделения упомянутой выше биржи в Копенгагене, BankNordik среди 10 крупнейших банков по показателю рыночной капитализации и среди 6 крупнейших банков по общим активам12. На Фарерах действует биржа «Фарерский рынок ценных бумаг». Среди предприятий, поддерживающих морские перевозки на Фарерах, есть также судостроительные и судоремонтные верфи (570 занятых, или 2,3 %) [32].

Наличие особых ресурсов определяет различия в отраслевой структуре бизнеса исследуемых островных территорий. Богатейшие рыбные ресурсы Северной Атлантики способствовали развитию рыболовства на Фарерских островах. Данный бизнес подлежит лицензированию. Наличие чистой морской воды способствует разведению рыбы. В первой половине 1990-х годов на островах насчитывалось около 60 ферм. В 1970-е годы разводили только лосося. В начале XXI в. была построена уникальная ферма по разведению палтуса. Для координации деятельности ферм в автономии действует Faroese Fish Farming Association. В 2009 г. было произведено 48 622 т рыбы, что на 10 350 т больше, чем в 2008 г. [34, p. 44-63]. Изменилась организационная структура бизнеса. Крупные компании (Pelagic Complex, Christian i Grotinum, Faroe Origin, Framherji, Tavan, Landshandilin) владеют производственно-логистическими мощностями, контролируя весь технологический процесс в рыбоводстве. Сырая рыба продается не только с судов или специализированными фирмами, но и на аукционе — Фарерском рыбном рынке, функционирующем под контролем Агентства по продуктам питания, ветеринарии и окружающей среде.

12 Ключевые статистические показатели BankNordik в 2010 г.: число работников 430 человек, менее 2% занятых на островах, общие активы 14,3 млрд DKK, прибыль до вычета налогов 416 млн DKK, чистая прибыль 339 млн DKK, коэффициент платежеспособности 17% [34, р. 42].

Нефтяная отрасль на Фарерских островах стала активно развиваться с 90-х годов XX в. Права на использование недр, включая морской шельф в пределах 200-мильной зоны в Северном море, юридически были закреплены за Фарерскими островами по Договору 1992 г. с Правительством Дании. Первоначально Правительство Фарер лишь выдавало лицензии на работы по разведке нефти. В 1998 г. местными инвесторами была основана и зарегистрирована акционерная нефтегазовая компания Atlantic Petroleum. С 2000 г. она ведет разведку и добычу на Фарерских островах, шельфе Северного, Ирландского и Кельтского морей13.

Отдаленность и этнические особенности Фареров способствовали формированию автономной системы коммуникаций. Мобильная связь на островах предоставляется оператором Foroya Tele, имеющим доступ к оптоволоконным кабелям Канада—Европа. Компания по телерадиовещанию Kringvarp Foroya возникла на основе слияния радиостанции Ütvarp Foroya и телестудии Sjonvarp Foroya. Все радиопрограммы выходят на фарерском языке.

Отсутствие богатых природных ресурсов на Аландах способствовало развитию высокотехнологичных отраслей. Это и уже упомянутая IT, и производство полимеров, которые экспортируются во многие страны мира. Отрасль представлена фирмами: Optinova, штаб-квартира и завод по производству флюрополимерных медицинских туб которой расположены на Аландах; ScanTube, которая производит тубы, профили и упаковочные шнуры для химической, медицинской, фармацевтической и электронной промышленности на Аландах и в Таиланде и реализует товары через сбытовые подразделения в США, Германии и Швеции; Colorant Chromatics, которая владеет производством полимерных материалов на Аландах, в США, КНР и дистрибьюторским центром в Германии; Cainby, которая специализируется на выпуске стендов для размещения рекламы, используемых, прежде всего, на паромных линиях.

Сравнительный анализ бизнеса на Фарерских и Аландских островах позволяет сделать следующие выводы:

1. Первоначальные условия развития бизнеса этих регионов были одинаковы. Более того, ресурсное обеспечение в датском автономном регионе (запасы рыбы и углеводородов) представляется более предпочтительным.

2. Предприятия на Аландских островах, используя особый статус автономного региона в ЕС, достигли большего прогресса в развитии высокотехнологичных отраслей материального производства и сферы услуг.

3. Приведенное в статье отраслевое распределение средств европейских фондов полностью отражает структуру хозяйства финской автономии. Членство в ЕС обеспечивает целевую помощь ее бизнесу. Фареры, вследствие своего автономного статуса, получают лишь ограниченную прямую и косвенную помощь от ЕС.

4. Участие в международных торговых соглашениях не всегда заменяет адресную финансовую поддержку и льготы, предоставляемые наднациональными региональными органами.

13 В конце 2006 г. Atlantic Petroleum начала добычу нефти на месторождении Chestnut (разведанные запасы 1 млн т), в 2008 г. — на месторождении Etterick (4,1 млн т), в 2009 г. — на месторождении Perth (1 млн т). В настоящее время Фарерским инвесторам принадлежит 66% в акционерном капитале Atlantic Petroleum, датским — 19%, а 15% — зарубежным акционерам. В 2008 г. компания добыла 160 тысяч баррелей нефтяного эквивалента [35].

5. Несмотря на выявленные отличия, островные периферийные территории имеют схожие характеристики предпринимательской деятельности: преобладание фирм малого и среднего бизнеса, развитие традиционных отраслей хозяйства, поддержка бизнеса местными властями, прежде всего для обеспечения занятости местного населения, успешные попытки использования уникального геополитического положения территорий.

Литература

1. Hocking B. Regionalism: an international relations perspective // The Political Economy of Regionalism /eds M. Keating, J. Lounhlin. London: Frank Cass, 1996.

2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

3. Keating M., Hooghe L. By passing the nation-state? Regions in the EU policy process // Policy making in the European Union / ed. by J. J. Richardson. London: Routledge, 1995.

4. Ларина Н. И. Государственное регулирование регионального развития: Мир, Россия, Сибирь. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, 2005.

5. Dunford M. Winners and Losers: the New Map of Economic Inequality in the European Union // European Urban and Regional Studies. 1994. Vol. 1. P. 95-114.

6. Die Politik der dritten Ebene. Regionen im Europa der Union Nomos/ ed. by U. Bullman. BadenBaden, 1994.

7. Regions in the European Community/ eds B. Jones, M. Keating. Oxford: Oxford University Press, 1995.

8. Yuill D., Bachtler J., Wishlade F. European Regional Incentives 1997-1998. London: Bowker Saur, 1998.

9. Hannikainen L. Cultural, Linguistic and Educational Rights in the Alands Islands // Publications of the Advisory Board International Human Rights Affairs. Helsinki. 1993. N 5. P. 19-21.

10.URL: http://www.asub.ax/start.con?iLan=2 (дата обращения: 15.01.2012).

11. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/fo.html (дата обращения: 25.01.2012).

12. Statistical Yearbook of Äland. 2010. URL: http://www.asub.ax/files/statistisk_arsbok_for_aland. pdf (дата обращения: 16.12.2011).

13. Зайпт Е. В. Автономия Аландских островов: федеральный элемент в конституции унитарного государства // Северная Европа. Проблемы истории / отв. ред. О. В. Чернышова. М.: Наука, 1999.

14. Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax. Official Journal L 347 of 11.12.2006. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=CELEX:32006L0112:EN:N0T (дата обращения: 25.01.2012).

15. European Parliament Legislative Resolution of 4 May 1994 on the application by the Republic of Finland to become a member of the European Union (94/C 241/04). URL: http://eur-lex.europa.eu/en/ treaties/dat/11994N/htm/11994N. html 0006010004 (дата обращения: 20.01.2012).

16. Äland — a land neither Finnish nor Swedish/ Cafebabel.com. The European Magazine. URL: http://www.cafebabel.co.uk/article/3164/aland-a-land-neither-finnish-nor-swedish.html (дата обращения: 29.11.2011).

17. URL: http://www.hagstova.fo/portal/page/portal/HAGST0VAN/Statistics_%20Faroe_Islands/ Statistics/Foreign_trade (дата обращения: 29.02.2012).

18. URL: http://www.mfa.fo/Default.aspx?ID=491 (дата обращения: 25.01.2012).

19. Rural Development plan for the Region of Ек^ (Finland) MEM0/07/601. URL: http://europa. eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEM0/07/601& (дата обращения: 23.10.2011).

20. Council Regulation (EC) 1083/2006 of 11 July 2006, Regulation (EC) 1260/1999. URL: http:// eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2006:210:0025:0078:EN:PDF (дата обращения: 25.01.2012).

21. URL: http://europa.eu/pol/reg/index_en.htm. 10.08.2011 (дата обращения: 25.01.2012).

22. Official Journal L 312 of 11.11.2006. Commission Decision 2006/769/EC of 31October 2006. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2006:312:0047:0058:EN:PDF (дата обращения: 25.01.2012).

23. URL: http://www.northernperiphery.eu/en/content/show/&tid=178 (дата обращения: 25.01.2012).

24. Commission Decision 2006/593/EC of 4 August 2006. URL: http://ec.europa.eu/regional_poli-cy/sources/docoffic/official/deci_en.htm (дата обращения: 25.01.2012).

25. Official Journal L 247 of 09.09.2006. Commission Decision 2006/609/EC of 4 August 2006. URL: http://eur-lex.europa.eu/J0Html.do?uri=0J:L:2006:243:S0M:en:HTML (дата обращения: 25.01.2012).

26. Official Journal L 243 of 06.09.2006. Commission Decisions 2006/593/EC, 2006/594/EC, 2006/595/EC, 2006/596/EC, 2006/597/EC of 4 August 2006. URL: http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do ?uri=0J:L:2006:243:S0M:en:HTML (дата обращения: 25.01.2012).

27. Official Journal L 291 of 21.10.2006. Commission Decision 2006/702/EC of 6 October 2006. URL: http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ:L:2006:291:SOM:EN:HTML (дата обращения: 25.01.2012).

28. Official Journal L 310 of 28.11.2007. Commission Decision 2007/766/EC of 14 November 2007. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32007D0766:EN:NOT (дата обращения: 25.01.2012).

29. Commission Communication of 5 July 2005. COM (2005) 299. URL: http://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2005:0299:FIN:EN:PDF (дата обращения: 25.01.2012).

30. Council decision of 6 October 2006 on Community Strategic Guidelines on cohesion (2006/702/ EC). URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32006D0702:EN:NOT (дата обращения: 25.01.2012).

31. URL: http://scandinavica.info/scandinavia/today/country/denmark/ (дата обращения: 18.11.2011).

32. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 03.12.2011).

33. URL: www.faroejet.fo/ (дата обращения: 13.10.2011).

34. Faroe Business Report The International Review of Faroe Islands. Industry and Trade. North Atlantic Information Services Spf. 2011.

35. URL: http://www.petroleum.fo/ (дата обращения: 22.09.2011).

Статья поступила в редакцию 10 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.