СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Литература
1. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 гг. Утв. Указом Президента РК от 19 марта 2010 г. № 958.
2. Карта индустриализации РК на 2010-2014 гг. Утв. Постановлением Правительства РК от 14 апреля 2010 г. №303 // http:// online.prg.kz.
3. Индустриальная Караганда №78 (21242) от 30.06.2012 г.
4. Индустриальная Караганда №61(21075) от 31.05. 2012.
5. Осипова О.П. К цивилизованному инвестиционному рынку. - Алматы: Каржы-каражат, 2013. - 268 с.
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЛЬТРАМАЛЫХ ОСТРОВНЫХ ПЕРИФЕРИЙНЫХ РЕГИОНОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (НА ПРИМЕРЕ АЛАНДСКИХ И ФАРЕРСКИХ ОСТРОВОВ)
Е.Г. Ефимова,
профессор кафедры мировой экономики экономического факультета Санкт Петербургского государственного университета, доктор экономических наук [email protected]
Н.П. Кузнецова,
профессор кафедры управления рисками и страхования экономического факультета
Санкт Петербургского государственного университета, доктор экономических наук [email protected]
Целью данной статьи является выявление особенностей экономического развития и современного делового статуса ультра-малых территорий в экономико-историческом контексте классификации малых экономик. Объектом исследования выступают малые страны Западной Европы и входящие в состав Северных стран Аландские и Фарерские острова, ныне преобразующиеся в, так называемые, «конкурентные суб-периферии».
Ключевых слова: малая страна, ультра-малая территория, автономный регион, конкурентная периферия, региональная политика Европейского союза
ББК 65.428
Большое - роскошно и соблазнительно Малое - прекрасно и трепетно
Введение. Ультра малый регион как территориальная, политическая и экономическая часть западно-европейских стран, одновременно обладает автономностью и конституционной самостоятельностью. Факторами формирования особого статуса таких территорий выступили историко-культурная традиция и геополитическое положение по отношению к более крупным соседям. По мере освоения этих регионов проявляются их особые «сильные стороны» по отношению к метрополии: ресурсные, налоговые, информационно-инновационные, транспортно-коммуникационные.
Малые страны в сравнительном историко-экономическом контексте. До недавнего времени теория малых, или маломасштабных, экономик не слишком интенсивно развивалась, хотя в отечественной экономической литературе в 80-х гг. был издан ряд работ: коллективная монография МЭиМО РАН СССР под редакцией Ю.И. Юданова по малым странам Западной Европы1 и интересующие нас по объекту исследования монографии, посвященные отдельным высокоразвитым малым странам Северной Европы: Норвегии2 Швеции3, Дании4, Финляндии5. Отдельного внимания заслуживают работы экономической школы СПбГУ, посвященные классификации стран мировой экономики с выделением маломасштабных высокоразвитых стран в особую группу государств, разделяющихся на государства, обладающие и не обладающие природными (прежде всего углеводородными) ресурсами, а также малые экономики, расположенные на периферии мирового хозяйства и в его центральных интеграционных ядрах6. В последнее время это направление исследования приобрело особое значение в связи с образованием ряда независимых малых государств бывшего СССР и стран Центральной и Восточной Европы7,
находящихся на разных стадиях экономического развития и тяготеющих к разным интеграционным группировкам. Именно в этих трудах отмечалось, что существует особая модель экономического роста и интенсификации для стран, относимых к малым по ряду показателей8. В данном исследовании мы несколько выходим за рамки проведенной в более ранних работах классификации9 и имеем в виду особенности процесса экономической динамики в экономике разных масштабов в зависимости от степени «зрелости территориальной структуры хозяйства», «интенсивности использования экономического пространства» и плотности населения10. В продолжение этой экономико-географической концепции С.Б. Саул в одной из своих исторических работ отмечал, что существует некоторый предел роста населения для малых стран, определяющийся его плотностью, природными, климатическими и историческими условиями. Свою мысль автор подтверждал анализом конкретных историко-экономических данных для западноевропейских малых стран за период 1870-1914 гг.11 Анализ долговременных рядов динамики12 показывает, что индустриализация в малых западноевропейских странах проходила быстрее, рациональнее и равномернее, чем в крупных. Одной из немаловажных причин этого являлась относительная легкость аграрных реформ (XVIII-XIX вв.) в этих государствах, обусловленных не в последнюю очередь сравнительно относительно низкой социальной напряженностью, постоянным притоком квалифицированной и дешевой рабочей силы из охваченных религиозными и гражданскими войнами крупных держав. Малые страны Западной Европы, начавшие индустриализацию только в конце XIX в., использовали так называемую экспортную ориентацию международной специализации, которую можно определить как монокультурную, направленную на производство ремес-ленниками-иммигрантами особого вида сырьевых товаров и высококачественных изделий, удовлетворявших диверси-
277
И1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
фицированный европейский спрос. Именно поэтому в малых странах наблюдался более высокий, чем в крупных, темп роста производительности труда при более низком исходном ее уровне. При этом малые ресурсо-бедные страны, осознавая противоречивость и нестабильность быстрой экономической динамики13 на долгосрочном горизонте практически никогда не были пионерами экономического роста14.
Известно, что высокий уровень экономического развития прямо пропорционален уровню и качеству жизни, степени благосостояния общества и имеет результатом все более равномерное распределение доходов. Малой стране в отличие от крупной, присуща большая степень социальной справедливости, низкая дифференциация доходов трудоспособного населения. Направленность государственной социальной политики высокоразвитых малых стран определяет более высокий уровень общественного благосостояния и более равномерное распределение доходов между различными слоями населения, чем в крупных высокоразвитых государствах15. В европейской периферии в ХХ в. сложились разные модели социального развития малых стран: от централизованно-планируемой экономики стран социалистического содружества до социал-демократического варианта быстро развившихся после Второй мировой войны стран Северной Европы и медленного, даже «ленивого», рыночного варианта экономического роста Средиземноморских государств.
Существует несколько вариантов экономического развития малых стран вследствие различного сочетания территории, населения и его естественного прироста в маломасштабных экономиках, что предопределяет их место в классификации этих стран. Первая подгруппа малых стран Западной Европы, способных расширить свой экономический потенциал за счет разработки собственных производственных ресурсов, имеет задел для экстенсивного экономического роста. Во вторую подгруппу малых стран исследуемого региона относятся те из них, которые испытывают абсолютный недостаток и сырьевых, и трудовых ресурсов, т.е. экстенсивных факторов роста. Третью подгруппу формируют так называемые периферийные страны Западной Европы, куда относятся малые страны Северной Европы16, которые можно рассматривать как модель «конкурентной периферии».
Высокоразвитые Северные страны — образец западноевропейской «конкурентной периферии».
Экономическое развитие стран Северной Европы в соответствии с концепцией «мир-экономика»17 проходило в рамках системы взаимоотношений «центр - периферия». Появление этой модели связано с промышленной революцией XVIII-XIX вв. Географическое положение государств Северной Европы предопределило место рассматриваемых стран в региональной системе как «европейской северной периферии»18. Наличие признаков периферийности в части географических характеристик (отдаленность от Франкфурта-на-Майне19) и характера инновационной деятельности (преимущественное распространение и применение результатов научно-прикладных и опытноконструкторских разработок, а не генерация фундаментальных исследований) и в настоящее время сохраняет прежний статус «периферийности» рассматриваемого региона. Вместе с тем, очевидные социально-экономические достижения экономик Северной Европы позволяют сделать дополнение к обозначенной типологизации, назвав их «конкурентная периферия»20.
Формирование всеохватного рыночного хозяйства стран Северной Европы проходило по классической для «развитой периферии» схеме, предполагающей сочетание внутренних и внешних компонент: эволюционных аграрных реформ, создавших рынок свободной рабочей силы, удачной «нишевой» международной специализации в сфере услуг и промышленности, где происходило интенсивное внедрение достижений научно-технического прогресса, создания сопутствующей транспортной и социальной инфраструктуры21.
Решающую роль в индустриализации Швеции на рубеже XIX-XX веков сыграл неограниченный спрос иностранных покупателей на шведские железную руду и лес. Важнейшим внутренним фактором ее промышленного развития было за-
вершение аграрной реформы. Усилению экспортной ориентации22 страны способствовала и успешная деятельность шведских изобретателей23. В последней трети XIX - начале ХХ вв. возникло большинство известных ныне шведских фирм, до сих пор определяющих мирохозяйственные позиции страны. Согласно списку 30 крупнейших шведских ТНК, основанном на авторском расчете биржевого индекса OMXS30 (июль 2010 г.), 10 (33,3%) были созданы до 1900 г., 7 (23,3%) - с 1901 до 1918 г., 4 (13,3%) - в 1919-1945 гг.24,25
В Дании в конце XIX - начале ХХ в. были созданы крупные по датским масштабам промышленные предприятия: дизелестроительный концерн «БурмайстерогВайн»26, группа «ФЛСмидт»27, специализирующаяся на производстве и наладке оборудования для цементной и добывающей промышленности, пивоваренный концерн «Карлсберг» и др. Расширению внутреннего рынка и экспорта Дании и высвобождению рабочей силы для промышленности способствовал рост производительности труда и производства в сельском хозяйстве. Еще до смены технологических укладов 50-х годов ХХ в. (четвертая кондратьевская волна), Дании удалось в рамках животноводческой специализации включить в процесс экономического развития интенсивные факторы роста и завоевать гарантированные рынки сбыта (Великобритания, Германия), став по некоторым видам экспортной продукции (бекон, масло) одним из лидеров мирового рынка. Высокая производительность труда28, обеспечение безупречного качества и благоприятные условия международной торговли продовольствием в тот период способствовали накоплению капитала, необходимого для проведения структурной реформы национальной экономики. Фирмы машиностроительных отраслей либо обслуживали нужды АПК, либо специализировались на традиционных отраслях (судостроение, рыболовство). Предприятия химической и пищевой промышленности также ориентировались на потребности сельского хозяйства. Политика датских компаний в 1955-1965 гг. обеспечила окончательный переход экономики от аграрно-индустриальной к индустриально-аграрной структуре.
Экономическое развитие Норвегии и Финляндии в период становления национальной промышленности обеспечивалось успехами предприятий лесной отрасли. Однако интенсивная вырубка леса в Норвегии и его экспорт в Великобританию к началу Первой мировой войны привели к истощению национальных лесных ресурсов. Основными экспортными отраслями стали рыболовство и морские перевозки, которые стимулировали вторую стадию индустриализации страны. Добыча углеводородного сырья на континентальном шельфе Норвегии в 60-е годы ХХ в. совпала с началом постиндустриальной эпохи и предопределила скачок Норвегии в информационное общество и превращение ресурсо-обеспеченной страны в одно из самых высокоразвитых, основанных на знаниях, экономик мира29. Финляндия же сохранила свои позиции в мировом ЛПК. Лесопромышленная компания «Альстрем», основанная в 1851 году, в настоящее время входит в национальный список крупнейших ТНК, не изменив при этом свою специализацию.
В период между Первой и Второй мировыми войнами шведскими и датскими фирмами был накоплен значительный научный потенциал, причем в виде как фундаментальных, так и прикладных исследований. Финансирование науки обеспечивали ведущие национальные ТНК, состояние которых создавалось главным образом за счет внешнеэкономической деятельности30. Однако послевоенная реструктуризация экономики свела на нет большинство достигнутых результатов. В настоящее время сохраняет свои ведущие позиции в данной сфере лишь шведская инвестиционная компания «Инвестор», основанная семейством Валленберг в 1916 г.
В 60-е годы ХХ в. в связи с появлением новых промышленных регионов вне центров массового производства на мировом рынке начался новый этап инновационного развития стран Северной Европы. В структуре распределения средств на научные исследования по сферам их использования для ТНК государств Северной Европы была характерна отмеченная выше меньшая доля фундаментальных исследований и преобладание опытно-конструкторских работ. Этот дисбаланс
278
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Л
был компенсирован правительственной поддержкой фундаментальных исследований. Государства отдают приоритет тем областям, научные успехи в которых очевидны31. Одновременно опытно-конструкторские работы традиционно финансируются крупным бизнесом32.
В середине 70-х годов ХХ в. взаимоотношения «центр - периферия» стали постепенно меняться. Мировой экономический кризис 1974-1975 гг. повсеместно поразил предприятия горнодобывающей промышленности, черной металлургии, судостроения, текстильной и некоторых других отраслей. Кроме того, дешевый экспорт и снижение темпов роста производительности, наблюдавшиеся в конце 1970-х годов, привели к мировому кризису системы массового производства и замедлению регионального развития. В бизнесе Северной Европы наметился постепенный отказ от эффективной стратегии массового производства и переход к более динамичным мероприятиям в рамках международной производственной кооперации, политики кастомизации и клиенто-ориентированной стратегии продаж, улучшения производственного процесса и развития инновационной деятельности33.
В основу развития промышленных компаний Североевропейского региона были положены концентрическая и конгломе-ративная диверсификации, предполагающие революционные изменения стратегии бизнеса, стимулировавшие существенные инвестиции. Эти фирмы имели преимущество в выпуске дорогостоящей, часто уникальной науко- и трудоемкой продукции, которая благодаря своему высокому качеству, почти не встречает конкуренции на рынках развитых стран. Ограниченные в финансовых возможностях компании Северной Европы вынуждены выбирать менее затратный узкий сегмент34, в котором имеется оригинальное изобретение или накоплено специфическое «ноу-хау», не интересующее, как правило, крупные фирмы, и в этой нише северные фирмы стремятся занять максимальную долю мирового рынка35. Подобная специализация не сопровождается большими рисками. Она скрывает в себе опасность резкого падения потребления адресной продукции в кризисные периоды. Монополизация компаниями Северной Европы мировых рынков отдельных видов высококачественной продукции объясняется запаздыванием малых стран в развитии хозяйственного цикла. Благодаря большей устойчивости внешнеторговых поставок в рамках кооперационных соглашений по сравнению с внутренними заказами в период кризиса экспортное производство некоторое время поддерживает общий уровень конъюнктуры в этих странах.
Специфика экономического развития ультра малых автономий (Аландские и Фарерские острова). Весьма актуальная проблема, связанная с масштабом и практически не получившая отражения в научных изданиях - экономическое развитие карликовых государств36 и ультра малых автономных территорий37, - ни при каких условиях не имеющих возможностей расширить региональные границы вследствие островного, периферийного, пространственно автономного (от страны метрополии) положения. Этот тип государств и территорий обладает теми же характеристиками, что и малые страны, представляя некий симбиоз второго и третьего варианта при сохранении явно выраженной специфики автономности и «конкурентной периферийности». Для этих стран и автономных территорий возможности роста лежат не только в необходимости участия в региональных комплексах и подчинения общей интеграционной политике, но и в уникальности географического положения, которая может позволить им (при определенных условиях) превратиться в транспортнологистические, инфраструктурные бизнес-мосты между более крупными соседями-партнерами по субконтинентальному региону Западной Европы.
Особенности экономического развития в автономных островных регионах Западной Европы (на примере Аландских и Фарерских островов) предопределяются следующей логикой: 1) краткая историко-экономическая справка, 2) оценка стартовых условий ведения бизнеса в каждой из автономий, 3) выявление характера их взаимоотношений с Евросоюзом в рамках региональной политики, 4) определение влияния
различных факторов на развитие островных периферийных территорий, обладающих сравнительно высокой конкурентоспособностью.
Оба региона Аландских и Фарерских островов прошли путь исторического развития и политико-экономического становления в качестве автономий Финляндии (Аланды) и Дании (Фареры). Фареры получили автономию позже Аландов на четверть века после очередного территориального передела Европы. Обе территории примерно равны по площади, но население Фарерских островов на 75% больше. ВРП на душу населения на островах примерно одинаков. Оба являются получателем экономической помощи от национальных правительств. Аландские острова входят в зону евро, а Фареры имеют региональную валюту.
Внешние показатели, характеризующие стартовые и современные географические, историко-экономические, политические и внешнеполитические условия экономического развития на Аландских и Фарерских островах иллюстрируются данными табл. 1.
Таблица 1
Сравнительные географические, историкоэкономические, политические характеристики Аландских и Фарерских островов
Показа- тель Аландские острова Фарерские острова
Дата основания автономии 06.05.1920 / 09.06.1922 23.03.1948
Население 28 666 человек (31.12.2013) 49947 человек (июль 2014)
Общая площадь 13 517 км2 Нет данных
Площадь суши 1 527 км2 1 399 км2
Форма правления Автономный регион Финляндии Парламентская демократия в рамках конституционной монархии, автономная провинция Дании
Экономическая помощь получатель: 0,45% от государственного дохода в соответствующем году, исключая государственные ссуды получатель: субсидии Дании 624 млн DKK, 11,7% бюджета автономии (2012)
Членство в ЕС Да, в составе Финляндии. Не входит в систему НДС ЕС38 Нет, как автономная территория Дании
Членство в ВТО Да, в составе Финляндии Да, в составе Дании
Источники: http://www.asub.ax/start.con?iLan=2, https://www.cia.gov/li-brary/pubNcations/the-world-factbook/geos/fo.hitml, Statistical Yearbook of Еland. 2010. P.155, Зайпт Е.В. Автономия Аландских островов: федеральный элемент в конституции унитарного государства. В сб. Северная Европа. Проблемы истории / Отв. ред. д.и.н. О.В. Чернышова. - М. Наука, 1999. - с. 301.
Данные таблицы 1 дают исходный материал для характеристики: истории взаимоотношений островов с Евросоюзом, его финансовой поддержки и помощи национальных институтов, специфики торгового баланса автономий и отраслевой структуры экономики исследуемых территорий.
Соглашение о вступлении Финляндии в ЕС автоматически не распространялось на Аланды. В Статье 28 этого документа указано о его неприменимости в отношении Аландских островов до тех пор, пока правительство Финляндии в своем уведомлении о ратификации не передаст депозитарию (Правительству Итальянской Республики) постановления о его применении на автономной территории. Поэтому Соглашение о вступлении Финляндии в ЕС включило специальные положения (Протокол №2), так как учредительные договоры Евросоюза, в частности, не обеспечивают действие специальных ограничений в отношении прав лиц, не имеющих постоянного места жительства или инкорпорации на островах, на приобретение недвижимос-
279
[/1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Таблица 2
Финансирование развития территорий структурными фондами ЕС с 01.01.2007 по 31.12.2013 (евро, цены 2004 г.)
Страна-член ЕС Приграничное сотрудничество Между- народное сотруд- ничество Всего
Внутрен- нее в рамках программ европейского соседства и партнерства всего по приграничному сотрудничеству
Дания 74 215 963 0 74 215 963 17 511 738 91 727 701
Финляндия 54 696 740 35 000 000 89 696 740 16 941 695 106 638 435
Источник: Commission Decisionof 4 August 2006 (С (2006) 3473) (2006/609/EC)
ти на Аландах39. Референдум о вступлении Аландов в ЕС первоначально был провален островитянами из-за их особого интереса к сохранению беспошлинной торговли на паромах. Правительство Финляндии добилось особой оговорки в европейских налоговых директивах. Убедившись в присоединении Швеции, 20 ноября 1994 г. 74% населения Аландских островов проголосовали «за» вступление в ЕС40.
Юридически Фарерские острова не входят в Евросоюз. К моменту вступления Дании в ЕС (1973 г.), они уже обладали автономией.
В договоре о присоединении Дании к Евросоюзу содержалась специальная оговорка о неучастии Фареров в Евросоюзе41, что предопределило невключение островов в Шенгенское соглашение. Формально отношения Фареры - ЕС регулируются Соглашением о свободной торговле (1996 г.), Протоколом о доступе на рынок (1998 г.) и Двусторонним Соглашением о рыболовстве. С принятием этих документов многие первоначальные ограничения были устранены, упрощена кооперация в сферах науки, технологий и авиации. В 1998 г. в Брюсселе было открыто деловое представительство Фарер. В 2001 г. Фареры и ЕС закончили переговоры по Ветеринарному Протоколу. В 2005 г. острова вступили в Систему Пан-европей-ско-Средиземноморского Сотрудничества42. Отказ от членства в ЕС позволяет Фарерским островам продолжать торгово-экономическое сотрудничество с Российской Федерацией после введения санкций, связанных с различной позицией РФ и ЕС по украинскому вопросу.
Особый статус изучаемых территорий предопределил возможные направления и размер финансовой поддержки Европейского союза.
Аландские острова с момента вступления в ЕС в 1995 г. стали объектом региональной политики ЕС. И если в 1994-1999 гг. решались лишь национальные проблемы новых стран-членов, в частности облегчение доступа и развитие крайних северных территорий, то уже в 2000-2006 гг. Аландские острова попали в список приоритетных регионов программы LEADER. Первоначально поддержка оказывалась сельской местности. Был разработан План развития этих территорий для региона Аландских островов (Финляндия)43, основными целями которого явились рост привлекательности автономной территории как места для жизни и ведения бизнеса, сохранение традиционных характеристик ландшафта, повышение конкурентоспособности фермерских и лесных хозяйств.
На прошлом этапе региональной политики (2007-2013 гг.) 36% бюджета ЕС (347,041 млрд евро)44, выделяется на реализацию трех ключевых целей: конвергенции стран и регионов, входящих в зону ЕС45, роста региональной конкурентоспособности и занятости, расширения европейской территориальной конкуренции. Средства поступают из Европейского Фонда Регионального Развития (ЕФРР) (самым бедным регионам ЕС для реализации программ инфраструктуры, инноваций и инвестиций), Европейского Социального Фонда (ЕСФ) (всем странам-членам для решения проблем занятости) и Фонда Сближения (ФС) (проекты в сфере экологии, транспорта и возобновляемой энергетики стран, где уровень жизни ниже 90% среднего по ЕС), а также в рамках программы INTERREGIV. Отраслевое распределение средств европейских фондов, выделяемых на решение региональных целей, представлено следующим образом: инновации - 24%, транспорт - 22%, программы занятости - 22%, экология - 19%, иное - 13%46, что отражает интересы рассматриваемых регионов. Современный кризис не оказал значительного влияния на распределение средств, так как решение обозначенных проблем представляется для Евросоюза одной из первоочередных задач, продиктованных важностью ситуации47.
В 2006 г. Комиссия Европейских Сообществ утвердила список регионов и территорий, получающих финансирование ЕФРР на цели приграничного и международного сотрудничества в 2007-2013 гг.48 В список регионов уровня NUTSIII, нужда-
ющихся в финансировании развития приграничного сотрудничества, внесены Аланды и 10 датских амтов, находящихся на «основной» территории. Среди территорий уровня NUTSII поддержкой международной деятельности будут пользоваться Аландские острова и Дания (как регионы Балтийского моря и Северная Периферия). Не являясь членом Евросоюза, Фарерские острова могут рассчитывать лишь на ограниченную прямую (например, в рамках программы «Северная Периферия» 2007-201349) и косвенную финансовую поддержку ЕС50. Однако Фареры подписали ряд европейских соглашений, что дает им возможность взаимодействовать со структурами ЕС.
И Дания, и Финляндия получают ощутимую финансовую поддержку структурных фондов ЕС на развитие конкурентоспособности регионов (452 135 320 и 932 184 449 евро соответственно51). Помощь европейских фондов в налаживании территориального сотрудничества Дании и Финляндии показана в табл. 2.
В случае решения ключевых проблем: поддержка сельских территорий, зон рыболовства и районов с естественными препятствиями52, законодательные акты ЕС в области региональной политики53 позволяют Аландским и Фарерским островам одновременно рассчитывать на помощь и Евросоюза, и национальных правительств (табл. 3).
Таблица 3
Бюджет Аландских островов и доля финансирования ЕС (евро)
Направления финансирования Затраты региона
Общие регио- нальные затраты Доля EAFRD в региональных затратах, в % Вклад EAFRD
Модернизация сельского хозяйства 8391 195 40 3 356 478
Поддержка депрессивных регионов 43 965 857 26,72 11 747 677
Диверсификация сельского хозяйства 1 688 238 50 844 119
LEADER 1 643 853 55 904 119
Техническая помощь 1 254 366 50 627 183
Итого 56 943 509 30,7 17 479 576
Источник: Rural Development plan for the Region of Еland (Finland) MEMO/07/601 http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do7referen ce=MEMO/07/601&
На нынешнем, седьмом, этапе европейской региональной политики (2014-2020 гг.) бюджет региональных программ запланирован на уровне 351,8 млрд евро, 100 млрд из которых будет направлено на развитие инноваций, ИТ и эффективных энергетических технологий, поддержку малого и среднего бизнеса и возобновляемой энергетики54.
Несмотря на приоритетность поддержки депрессивных (прежде всего сельскохозяйственных) территорий со стороны ЕС, необходимым условием получения этой поддержки выступает софинансирование со стороны национальных и местных властей, что приводит к развитию этих территорий как конкурентной периферии. В рамках исследования взаимоотношений «центр-периферия» и взаимозависимости автономий от политико-экономического ядра мы попытались выявить зави-
280
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
И
симость торгового баланса от степени интенсивности торговоэкономических связей Центр-Автономия (табл. 4).
Таблица 4
Торговый баланс Фарерских и Аландских островов (2013)
Доля экспорта из Автономии в Центр Доля импорта из Центра в Автономию Торговый баланс торговли Центр-Ав- тономия Общий торговый баланс
Аландские острова 57,7% 51,6% -102 094 тыс. евро -231243 тыс. евро
Фарерские острова 6,8% 24,6% -1 130 млн DKK -186 млн DKK
Источник: ЕSUB. Official statistics authority of Еland.http://pxweb. asub.ax/Dialog/Saveshow.asp, Faroe Islands in figures 2014. Hag-stovaFaroya. P.34.
Доля экспорта из автономии в центр и импорта из центра в автономию не влияет на сальдо торгового баланса торговли Центр-Автономия. Вместе с тем, можно предположить, что сальдо торгового баланса находится в обратной зависимости от интенсивности их экономических связей. Рассмотрим торговый баланс Аландских и Фарерских островов с 2001 по 2013 гг. (табл.5)
Таблица 5
Динамика торгового баланса Фарерских и Аландских островов (2001—2013 гг.)
Аландские острова Фарерские острова
Торговый баланс с Центром (млн €) Общий торговый баланс (млн €) Торговый баланс с Центром (млн DKK) Общий торговый баланс (млн DKK)
2001 -147 -198 -132 139
2002 -152 -212 -380 301
2003 -142 -197 -352 -954
2004 -163 -249 -519 -74
2005 -150 -247 -622 -904
2006 -152 -240 -946 -823
2007 -161 -305 -1074 -1466
2008 -165 -224 -1069 -675
2009 -151 -268 -827 -106
2010 -141 -271 -1012 275
2011 -151 -346 н/д н/д
2012 -172 -445 -1 176 -1 167
2013 -102 -231 -1 130 -186
Источник: http://pxweb.asub.ax/Dialog/Saveshow.asp, http://www. hagstova.fo/en, Faroe Islands in figures 2006, 2009-2011,2013-2014. HagstovaFaroya. P.33-34.
Сравнение торговых балансов Аландских и Фарерских островов за период 2001-2010 гг. позволяет придти к следующим выводам:
1) Торговый баланс Аландов с материковой Финляндией и общий торговый баланс островов показывает незначительные колебания вокруг отрицательных величин. Среднее значение торгового баланса Аландов с материковой Финляндией составляет -150 млн евро. Наибольшие отклонения от среднего значения наблюдались в 2012 г. (-22 млн евро, или -14,7%) и в 2013 г. (+48 млн евро, или +32%). Среднее значение общего торгового баланса Аландских островов составляет -264млн евро. Наибольшие отклонения от среднего значения наблюдались в 2012 г. (-48 млн евро, или -68,6%) и в 2010 г. (+67 млн евро, или +25,4%). Это объясняется преимущественной торговлей основной территории энергоносителями, промышленными изделиями и товарами высокой степени обработки, не производящимися в автономии. Наблюдается превышение отрицательных показателей общего торгового баланса вдвое по сравнению с региональными значениями. Амплитуда движения экспортноимпортных потоков возрастает в пред- и посткризисные годы.
2) Торговый баланс Фареров с основной территорией Дании и общий торговый баланс островов показывают отрицательные значения при общей торгово-экономической стабильности в предкризисные и кризисные годы. «Региональный» (торговля центр-периферия) торговый баланс иллюстрируется отрицательными величинами на всем рассматриваемом горизонте. Среднее значение торгового баланса Фареров с основной территорией Дании составляет -676 млн DKK Наибольшие отклонения от среднего значения наблюдались также в 2012 г. (-500 млн DKK, или -74,0%) и в 2001 г. (+544 млн DKK, или +80,5%). Среднее значение общего торгового баланса Фарерских островов составляет -470 млн DKK. Наибольшие отклонения от среднего значения наблюдались в 2007 г. (-996 млн DKK, или -212,0%) и в 2002 г. (+771 млн DKK, или +164,0%). Такое движение макроэкономических индикаторов может свидетельствовать о справедливости предположения о том, что ряд главных торговых партнеров Фареров (Великобритания, Франция, КНР) импортировали большие объемы рыбы и морепродуктов55 и острова предоставляли им услуги особого характера (финансовые, арендные)56. (табл.6) Именно такие взаимоотношения с крупными странами позволили сформировать модель конкурентной суб-периферии ультра-малой территории.Эта модель позволяет ультра-малым территориям избежать деиндустриализации при торговле с крупными странами и преодолеть издержки ресурсной необеспеченности, транспортной изолированности и малой масштабности рынка57.
Таблица 6
Крупнейшие торговые партнеры Фарерских
островов по показателю положительного сальдо торгового баланса (2010 г.)
№ Страна Импорт (млн DKK) Экспорт (млн DKK) Сальдо баланса (млн DKK)
1. Великобритания 154 690 536
2. Испания 42 219 177
3. Франция 145 316 171
4. КНР 274 405 131
Источник: Faroe Islands in figures.2014. HagstovaFuiroya. P. 34.
Национальные институты автономий играют стимулирующую роль в их торгово-экономическом развитии. Это, в частности отражается в формировании общих условий регулирования бизнеса. Так, правила налоговой системы Финляндии, полностью гармонизированной с нормами Европейского регулирования, применимы на Аландских островах. Несмотря на то, что применение норм налогового законодательства Финляндии не позволяет считать Аланды налоговой гаванью, система налогообложения автономии по ряду вопросов имеет свои особенности, благоприятные для развития бизнеса: 1) создание особых налоговых льгот - фирмы, зарегистрированные на Аландах, могут быть освобождены от уплаты НДС, если стоимость их бизнеса ниже установленного уровня; 2) осуществление безналоговой торговли резидентами островов. Международным конкурентным преимуществом Аландских островов выступает то, что они могут рассматриваться как третья сторона в торговых вопросах вследствие их членства в Евросоюзе и не вхождения их в систему НДС ЕС; 3) аутсорсинг логистических функций иностранных компаний на Аланды, обеспечивающий экономию 3S58. Эффект 3S экономии обеспечивает высокую деловую специализацию этого европейского региона. Согласно данным Регионального ежегодника 2010, издаваемого Евростатом, региональная специализация и концентрация бизнеса на Аландских островах является самой высокой среди регионов уровня NUTSIII стран ЕС и Норвегии. 45% работающего населения заняты в секторе товарного классификатора NACEI (Транспорт, хранение, коммуникации). Еще 17% - в секторе NACEG (Торговля, дистрибуция). Из-за большей удаленности от материка авиатранспорт на Фарерских островах играет заметную роль, особенно в обеспечении пассажирских перевозок, но общее первенство, тем не менее, продолжают удерживать морские перевозки59.
28 1
И1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Адресная финансовая поддержка в рамках европейских региональных программ и помощи национальных правительств оказывает влияние на ведение бизнеса на Аландских и Фарерских островах. В свою очередь, развитие предпринимательства способствует повышению уровня экономического развития регионов, проводящих адекватную политику регулирования рынка автономий. Перспективы развития бизнеса рассматриваемых автономных территорий в качестве бизнес-мостов между Финляндией и Данией и другими странами ЕС связаны, прежде всего, с финансовой помощью региональной политики ЕС в рамках программ поддержки структурно депрессивных регионов60 и крайних северных территорий.
Заключение. I. Страны Северной Европы занимают особое место в общей типологизации экономического развития малых высокоразвитых стран. Специфическое сочетание территории, населения и его естественного прироста в этих маломасштабных экономиках позволяют сделать вывод об уникальном сочетании второго и третьего варианта: недостатка экстенсивных факторов роста и периферийный характер экономики.
II. Исследование ультра- малых автономных регионов Финляндии и Дании (Аландских и Фарерских островов) выявило факторы их конкурентного характера. Превращение островных автономных территорий в уникальные бизнес-мосты, соединяющие страны Северной Европы с другими западноевропейскими государствами, стимулируется и особой региональной политикой Европейского союза, направленной на развитие
структурно-депрессивных, сельскохозяйственных регионов, обладающих признаками периферийности.
III. Сравнительный анализ особенностей экономического развития Аландских и Фарерских островов показал, что:
• первоначальные условия развития бизнеса на Аландских и Фарерских островах были схожи.
• сравнение торговых балансов Аландских и Фарерских островов за период 2001-2010 гг позволяет придти к заключению, что а) торговый баланс Аландов с материковой Финляндией и общий торговый баланс островов показывает незначительные колебания вокруг отрицательных величин; б) торговый баланс Фареров с основной территорией Дании и общий торговый баланс островов показывают отрицательные значения при общей торгово-экономической стабильности в предкризисные и кризисные годы.
• эффект 3S экономии, а также особенности налоговой системы Аландских островов обеспечивают высокую деловую специализацию этого европейского региона и возможности его превращения в инновационно-ориентированную экономику.
• приведенное в статье отраслевое распределение средств европейских фондов полностью отражает конкурентное преимущество хозяйства финляндской автономии по сравнению с датской: а)членство в ЕС обеспечивает целевую помощь бизнесу; б)Фареры, благодаря своему автономному статусу, получают лишь ограниченную прямую и косвенную помощь ЕС; в) участие в международных торговых соглашениях не всегда заменяет адресную финансовую поддержку и льготы, предоставляемые наднациональными региональными органами.
1 Малые страны Западной Европы / под редакцией Ю.И. Юданова МЭиМО РАН СССР - М., 1984
2 Андреев Ю.В. Экономика Норвегии. - М., 1977.
3 Волков А. М. Экономика современной Швеции (проблема накопления капитала). - М.: Наука, 1987; Волков А.М. Швеция: социальноэкономическая модель. 2010; Шведская модель современного индустриального развития: новые проблемы и характеристики социального развития / В.А. Мартынов, И.В. Гришин, А.М. Волков и др. - М.: ИМЭМО РАН. 2006.
4 Эбре Л.А. Экономика Дании. 1980; Градобритова Л.Д., Ушакова С.М. Дания: некоторые аспекты социально-экономического развития. - М.: Знание, 1990.
5 Пискулов Ю.В., Градобитова Л.Д. Север и интеграция. - М. Международные отношения, 1972; Градобитова Л.Д. Экономическая дипломатия Скандинавских стран. - М.: МГИМО, 1982; Градобитова Л.Д., Пискулов Ю.В. Экономика и политика стран Скандинавии. - М.: Международные отношения, 1986.
6 Кузнецова Н.П. Экономический рост и интенсификация капиталистического воспроизводства. Ленинград 1989. Кузнецова Н.П. Экономический рост в историческом контексте. - СПб 1996; Кузнецова Н.П. Экономический рост: история и современность. - СПб., 2000; Kuznetsova Natalia Economic Growth in the large- and small-scaled economies and the role of resources in conversion of energy-oriented to innovational-driven economy Ekonomika. 2009. Vol. 88, Vilnius University Publishing House; Кузнецова Н.П. Экономический рост в малых и крупных экономиках. “Санкт-Петербургский университетский консорциум” Университетский научный журнал / Humanities&Science university journal - СПб., 2011. Кузнецова Н.П. Экономическое развитие в малых и крупных переходных экономиках в контексте перехода от энергоориентированного к инновационно-ориентированному типу роста. Записки Горного института, т. 191 “Проблемы развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов России”, 2011.
7 Rosenberg M.The World’s Smallest Countries.geography.about.com>...countries...smallcountries.htm. Дата обращения 28.12.2014
8 Ефимова Е.Г. Теоретические основы формирования региональной транспортной инфраструктуры (на примере региона Балтийского моря). СПб. 2008.
9 Кузнецова Н.П. Экономический рост и интенсификация капиталистического воспроизводства. Л., 1989.
10 См., например: Машбиц Я.Г. Развивающиеся страны: основные проблемы экономической и социальной географии. М., 1983; Одессер
С.В. Учет территориальной структуры хозяйства в типологиях капиталистических стран // Известия АН СССР. 1986. N 2
11 Saul S.B. The Economic Development of Small Nations: the Experience of North-West Europe in the XIX Century // Economics in the Long View / Ed.by Ch.P. Kinleberger, Guido di Tella. - NewYork; London,1982. Vol.2. P.111.
12 Кузнецова Н.П. Экономический рост. История и современность. - СПб., 2001. Приложения. С.103-104;А. Maddison: Contours of the World Economy The World Economy. Historical Statistics1-2030 AD, Oxford 2007, p. 253.
13 Mancur Olsen. Rapid Economic growth as a Destabilizing Force / Journal of Economic History 23.1963.P.529-552.
14 Gerald M. Meier. Pioneers in Development.Second Series. New York: Oxford University Press. 1987
15 В капиталистических странах, небольших по территории, раньше, чем в крупных, произошло «осознание бесполезности битв труда и капитала, составлявших историю двухсотлетнего экономического роста» (Holoviak St., Sipkoff S.S. Managing Human Productivity. Peopleare Your Best Investment. New-York, London, 1987. P.29). Д. Фридман писал, что причиной динамизма экономического развития, наряду с социальной ориентированностью, является «дробление массовых рынков на малые, специализированные сегменты, что позволяет непрерывно изменять старые и изобретать новые товары» (Friedman D.The Misunderstood Miracle. Industrial Development and Political Change in Japan. Ithaca, 1988. P.2).
16 Об этом см.: Ефимова Е.Г., Кузнецова Н.П. Ультра-малые островные периферийные регионы в историко-экономическом контексте // Экономика и управление. - 2012. - №4(78). - С. 23-29.
17 Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII в. - М., 1992.
18 Kirby D.G. The Baltic World 1772-1993: Europe’s northern periphery in an age of change. London. New-York: Longman, 1995; Кузнецова Н.П. Концепция “Периферической” экономики и особенности экономического роста в “центре” и на “периферии” // Вестник СПбГУ. - 1995. - № 2.
19 Бусыгина И. Расширение Евросоюза с точки зрения подхода «центр-периферия» // Космополис. - 2004. - №1.
20 Creating Nordic Capitalism.The business history of a competitive periphery. Palgrave Macmillan, 2008.
21 Scott A.J., Storper M. Industrialization and Regional Development // Pathways to Industrialization and Regional Development. M.Storper, A.J.Scott (eds). London. New-York: Routledge, 1992.p. 3-20
22 Среди ведущих отраслей шведской промышленности, уже в середине ХХ в. специализировавшихся на производстве экспортной продукции, были металлургическая промышленность (нержавеющая, быстрорежущая, кислотно- и жароупорная сталь, а также высоко-
282
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
сортный чугун, выплавляемый с использованием технологии электроплавки), металлообработка (шариковые и роликовые подшипники, транспортерная и пружинная ленты, ленты для изготовления пил, лезвий для бритв и т.п.) и машиностроение (трудоемкая продукция, в которой затраты на рабочую силу составляют бульший удельный вес, чем затраты на сырье, что объясняется необходимостью покрытия потребностей в меди, цинке, олове, свинце и алюминии за счет импорта) Источник: Герчикова И.Н. Внешняя торговля Швеции после второй мировой войны // Бюллетень иностранной коммерческой информации. Приложение №16. 28 декабря 1957 г. с. 1-3.
23 А.Нобель сыграл важную роль в становлении крупнейшей шведской военно-промышленной компании «Бофорс». Патенты на шарикоподшипники легли в основу создания в Швеции крупнейшего их производителя - фирмы «SKF». Усовершенствовавший телефон Л.М. Эриксон учредил известную компанию, носящую его имя. Изобретения Г.Лаваля прочно усилили позиции Швеции в сфере переработки молочной продукции Источник: Шведская модель современного индустриального развития: новые проблемы и характеристики социального развития / Мартынов В.А., Гришин И.В., Волков А.М. и др. ИМЭМО РАН. 2006. 23, с. 58
24 Ефимова Е.Г., Уланов В.А. Транснациональные корпорации стран Северной Европы: становление и этапы развития // Вестник СПбГУ. - Сер.5. Экономика. - 2011. - №1.
25 URL:http://www.nasdaqomxnordic.com/aktier/shareinformation?Instrument=SSESE0000337842 (дата обращения 08.10.2010
26 Официально AS «Burmeister&Wain» возникла в 1872 г. Однако бизнес уходит корнями в 1843 г. В 1980 г. перешел под контроль западногерманского концерна «МАН». В настоящее время компания имеет три производственных подразделения: в Копенгагене, Холебю, Фридериксхафене, выпускающие дизельные двигатели и оборудование для электростанций. В 2006 г. MAN Diesel AG получило статус европейского акционерного общества «MAN Diesel» SE (SocietasEuropaea) Источники: Градобитова Л.Д. Экономическая дипломатия Скандинавских стран. М. МГИМО. 1982. с. 59, URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Burmeister_&_Wain (дата обращения 25.09.2010)
27 «F.L.Smidth&Co.» основана в 1882 г. в Копенгагене. В результате открытия в 1890 г. первого зарубежного представительства в Лондоне, затем в Париже (1893), Нью-Йорке (1895), Берлине (1901), компания стала международной. В 1957 г. Фирма контролирует 40% мирового рынка оборудования для цементной промышленности. В конце 80-х годов ХХ в. «F.L.Smidth&Co.» в результате проводимой политики поглощений была переименована в «FLS Industries» A/S, контролирующую 125 входящих в нее компаний. Активы были разделены на 7 секторов: инжиниринг, строительные материалы, сталь, услуги, упаковка, аэрокосмическая промышленность, международные инвестиции. В 1990 г. «The FLS Group» поглотила «FullerCompany», что привело к созданию «F.L.Smidth-FullerEngineeringGroup». Однако юридическое слияние этих фирм прошло только в 2001 г. с образованием «F.L.Smidth» A/S. 1 января 2010 г. для формирования единого имиджа в глобальной маркетинговой среде все дочерние компании и продуктовые подразделения изменили название на «FLSmidth». Сейчас в фирме заняты 10 500 работников в более 40 странах мира. Источник: URL:http://www.flsmidth.com/en-US/About+FLSmidth (дата обращения 25.09. 2010)
28 В начале 1960-х годов показатели эффективности производства в датским сельском хозяйстве были в 2,5 раза выше по сравнению со средними по Западной Европе. Источник: Эбре Л.А. Экономика Дании. М. Наука. 1980. с. 36.
29 Кузнецова Н.П. Экономическое развитие в малых и крупных переходных экономиках в контексте перехода от энергоориентированного к инновационно-ориентированному типу роста.Записки Горного института, т. 191 “Проблемы развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов России”, 2011.
30 В Швеции - это семейства Валленберг, Юнсон, Брустрем, в Норвегии - Аструп, Ульсен, Вильгельмсен, в Дании - А.П. Меллер, группы «Ф.Л. Смидт», «Кампсакс», в Финляндии - Юлин-Эрнрут, Вальфорс - Вреде, А. Альстрем и др Источник: Пискулов Ю.В., Градобитова Л.Д. Север и интеграция. - М.: Международные отношения, 1972. - С. 31.
31 В Дании, например, в 1973 г. государственные средства были распределены следующим образом: 53% пошли на исследования в области естественных наук и медицины, 29% - на сельскохозяйственные и инженерные науки, 18% - на социальные и гуманитарные исследования. Источник:Эбре Л.А. Экономика Дании. - М. Наука, 1980. - С. 13.
32 например, на частные инвестиции приходится 70% всех расходов на НИОКР в Финляндии URL:http://www.finland.polpred.ru/news.htm l?section=3&id=77753&type=paid&country=168 (дата обращения 20.09.2010)
33 Mintzberg H., Lampel J., Quinn J.B., Ghoshal S.The Strategy Process.Concepts, Contexts, Cases. 4thed. PearsonEducationInc. 2003. - p.361-
369.
34 Мировой рынок может дать малой экономике возможность использовать ее сравнительные преимущества и специализироваться в тех сферах экспортно-ориентированного производства, в которых малая страна имеет высокую конкурентоспособность // HodneF. AnEconomicHistoryofNorway 1815-1970. Bergen, 1975. P.6.
35 Так, датская ТНК «ФЛСмит» является вторым в Европе производителем фибро цементных строительных материалов. 99% ее дохода формируется за счет зарубежных операций URL: http://www.flsmidth.com/en-US/About+FLSmidthhttp://hugin.info/2106/R/1438877/383359. pdf (дата обращения 25.09.2010)
36 В терминологии ООН и Всемирного банка карликовыми (microstates) считаются суверенные государства, население которых не превышает 1 млн человек. В число европейских карликовых стран обычно включаются Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино и Ватикан. Также к их числу часто относят Люксембург, реже Кипр и Исландию. Источник: EccardtTh.Secrets of the Seven Smallest States of Europe. NY. 2005.
37 Под ультра малыми автономными территориями мы понимаем регионы, отвечающие количественным показателям микростран, политически входящие в состав каких-либо государств, но обладающие частичным конституционным суверенитетом, собственной системой законодательной и исполнительной власти, имеющие особые налоговые и коммерческие системы. В настоящее время подобный статус в Западной Европе имеют Канарские острова (Испания) заморские департаменты Франции (Гваделупа, Мартиник, Гайана, Реюньон), Британские острова Ла-Манша и Мэн, Аландские (Финляндия) и Фарерские (Дания) острова, а также единственная сохранившаяся в субконтинентальной Европе колония Гибралтар.
38 Территория исключена из общей системы НДС ЕС согласно Статье 6 Директивы Совета 2006/112/EC от 28 ноября 2006 (OJL 347,
11.12.2006, p. 1).
39 European Parliament Legislative Resolution of 4 May 1994 on the application by the Republic of Finland to become a member of the European Union (94/C 241/04) http://eur-lex.europa.eu/en/treaties/dat/11994N/htm/11994N.html#0006010004
40 Еland - е land neither Finnish nor Swedish/ Cafebabel.com. The European Magazine.Доступно на сайте http://www.cafebabel.co.uk/article/3164/ aland-a-land-neither-finnish-nor-swedish.html
41 Выбор островитян определила зависимость их экономики от рыболовства
42 Вопрос о вхождении Фарер в ЕС до сих пор открыт. Правая Партия Союза (Sambandsflokkurin) настаивает на членстве Фарерских островов в ЕС. В качестве аргументов «за» вступление приводятся тесная экономическая кооперация с Великобританией, Данией, Германией, Норвегией, Швецией, Францией, усиление молодежной миграции.Представители Левой Республиканской партии (Tjурveldi) обеспокоены возможностью присоединения островов к Евросоюзу, призывая к совместному решению первоочередных проблем с Данией. Доводами «против» по-прежнему являются структура экспорта (90% рыба и морепродукты), и невозможность влиять на принятие решений в ЕС из-за малочисленности населения островов.
43 Rural Development plan for the Region of Еland (Finland) MEMO/07/601 http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEMO/0 7/601&
44 Council Regulation (EC) No 1083/2006 (11 July 2006), Regulation (EC) No 1260/1999.
[20] http://europa.eu/pol/reg/index_en.htm.
45 Конвергенция в этом контексте означает сближение, сглаживание различий.
283
[/1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН___________________________________________________
46 http://europa.eu/pol/reg/index_en.htm.
47 Согласно данным официальной европейской статистики, ВРП NUTSII существенно различаются даже внутри отдельных стран. Так, в Испании, величина ВРП на душу населения более 15 000евро зафиксирована только в столичном регионе, а также на периферийных территориях - Каталонии, Наварре, стране Басков. Это, прежде всего, говорит о поддержке регионов, находящихся под угрозой сепаратизма. Источник:Eurostat regional yearbook 2010.European Union. 2010. P.75.
48 Commission Decision 2006/769/EC of 31 October 2006 .Official Journal L 312 of 11.11.2006.
49 The Northern Periphery Programme 2007-2013. Участники: ряд регионов Финляндии, Швеции, Великобритании, Ирландиии, Норвегии, а также Исландия, Фарерские острова и Гренландия. Источник: http://www.northernperiphery.eu/en/content/show/&tid=178
50 Датские «основные» территории получают целевую финансовую поддержку от ЕС. Датское правительство получает возможность за счет экономии национального бюджета оказывать финансовую помощь Фарерским островам, размер которой определяется в абсолютных показателях (см. табл.1).
51 Commission Decisionof 4 August 2006 fixing an indicative allocation by Member State of the commitment appropriations for the Regional competitiveness and employment objective for the period 2007-2013(notified under document number C(2006) 3472) (2006/593/EC), в ценах 2004 г.
52 ст.2.2 Стратегического Руководства Сообщества по Сближению // Решение Совета от 6 октября 2006 г. о стратегических ориентирах Сообщества на сплоченность (2006/702/EC)
53 Commission Decisions: 2007/766/EC of 14 November 2007, Official Journal L 310 of 28.11.2007. 2006/769/EC of 31 October 2006. Official Journal L 312 of 11.11.2006, 2006/597/EC of 4 August 2006. Official Journal L 243 of 6.9.2006, 2006/596/EC of 4 August 2006. Official Journal L 243 of 6.9.2006,2006/595/EC of 4 August 2006. Official Journal L 243 of 6.9.2006, 2006/609/EC of 4 August 2006 .Official Journal L 247 of 9.9.2006. 2006/594/ECof 4 August 2006. Official Journal L 243 of 6.9.2006. 2006/593/EC of 4 August 2006. Official Journal L 243 of
6.9.2006. 2006/702/EC of 6 October 2006. Official Journal L 291 of 21.10.2006. Commission Communication of 5 July 2005. COM (2005) 299 -Not published in the Official Journal.
54 Making Europe’s regions and cities more competitive, fostering growth and creating jobs. European Commission Directorate-General for CommunicationCitizens information. Brussels. 2014. http://europa.eu/pol/pdf/flipbook/en/regional_policy_en.pdf
55 Statistical Yearbook 2011.Published by Statistics Denmark.June 2011.115thedition. Доступно на сайте: http://www.dst.dk/pukora/epub/ upload/16218/sy2011 .pdf
56 2009 г. характеризуется следующими данными по экпортно-импортным потокам Дании: Экспорт услуг составил 1,122 млн датских крон экспорт товаров - 4,098 млн датских крон Импорт услуг - 2,102 млн датских крон. Импорт товаров 4,023 млн датских крон. Таким образом, роль экспортируемых Данией услуг не может превышать долю рыбного экспорта. http://www.hagstova.fo/portal/page/portal/HAGSTOVAN/Statistics_%20Faroe_Islands/Statistics/Foreign_trade
57 Ai-Ting Goh, Michalski T.Shouldsmallcountriesfeardeindustrialization? FinanceandEconomicDepartment.NECParis.May 19, 2009
58 Так называемая 3S экономия означает экономию, образующуюся от синергетического эффекта: экономии от масштабов деятельности (economiesofscale), соединения различных потребительских свойств производимых товаров и услуг (economiesofscope), соединения квалификации привлекаемого персонала (economiesofskills).
59 FaroeIslandsinfigures.2014. HagstovaFaroya. P. 28-29
60 В официальных документах и научной литературе не выработано единого критерия для определения проблемного региона. Б. Кор-сунский и С. Леонов под проблемными, или кризисными, ареалами понимают территории, развитие которых требует государственного вмешательства (Корсунский Б.Л., Леонов С.Н. Управление развитием проблемного региона /Отв. ред. П.А. Минакир; РАН. ДО. Ин-т экономических исследований. - Хабаровск: РИОТИП, 2006. - С.21). По классификации А. Гранберга Аландские и Фарерские острова можно отнести к категории северных территорий, где негативные факторы (неблагоприятный климат, высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость) не компенсируются сильными конкурентными ресурсными преимуществами (нефть, газ, алмазы). (Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. - М.: Экономика, 2004. - С.42. Более подробно см.: Ефимова Е.Г. Теоретические основы формирования региональной транспортной инфраструктуры (на примере региона Балтийского моря). - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - С. 70.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЕКСИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ
А.Х. Кусова,
аспирант кафедры мировой экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
В статье проводится анализ динамики развития мексиканской экономики. Проведенное исследование показывает, что в стране на протяжении долгого времени не было уверенности в своей конкурентоспособности ввиду слабой инфраструктуры и политических трений. Но начатые в 2014 году реформы нового президента Энрике Пенья Ньето внесли ясность и твердость в политику и экономику Мексики. Также автором исследуются тенденции в энергетическом секторе страны, который является основным источником роста ВВП.
Ключевые слова: энергетический сектор, реформы, Энрике Пенья Ньето, конъюнктурные преобразования, компания PeMex
ББК 65.29
На протяжении всей истории Мексики страна имела относительно отсталую экономику с сохранением феодальных отношений в сельскохозяйственном секторе. Будучи испанской колонией на протяжении 300 лет, Мексика оставалась для своей метрополии всего лишь источником дешевого сырья и рынком сбыта товаров. Естественно, такая политика не способствовала равномерному росту, а наоборот — только препятствовала экономическому развитию страны. Все базировалось лишь на экспорте минерального сырья и продуктов сельского хозяйства. Так, войны за независимость в начале 19 века и последовав-
шая за ними нестабильность разорили страну и затормозили инвестиционные процессы. Диктатор Порфирио Диас, правивший в 1876-1910 гг., решил воспользоваться финансовыми стимулами для привлечения иностранного капитала. Тогда и началось освоение месторождений нефти в Мексике, также были построены железные дороги, портовые сооружения и системы линий электропередач. Впервые нефть в стране была обнаружена еще в 1901 году, но добывать ее начали лишь спустя девять лет после гражданской войны 1910 года, окончившейся свержением диктатуры и принятием Конституции. И уже спустя
284