Научная статья на тему 'Уличная беспризорность детей и ее причины'

Уличная беспризорность детей и ее причины Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2182
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / ПРИЧИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Уткина Галина Юрьевна, Францева Виктория Олеговна

Среди ведущих факторов, приводящих к беспризорности и безнадзорности детей, выделяют: социальные (алкоголизм и наркомания родителей, жестокое обращение с детьми, криминализация ближайшего окружения, безработица родителей, многодетность, низкий материальный уровень, неполная семья и др.), педагогические (педагогическая запущенность) и психологические (психические отклонения (дромомания), отставание в умственном развитии, инфантильность и т.д.), что определяет перечень мероприятий по их реабилитации и профилактике безнадзорности в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Уткина Галина Юрьевна, Францева Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уличная беспризорность детей и ее причины»

лей (84%) и рабочих (89%) согласно с тем, что общество должно взять на себя заботу по лечению этих больных. Однако неожиданно меньший процент в положительном решении этого вопроса (59%) наблюдался среди сотрудников страховых компаний (рис. 3).

Заключение. Результаты исследований показали, что такая болезнь, как эпилепсия, до настоящего времени является «клеймом» профессионального отчуждения обществом. Большая часть населения не готова принять в семью человека, страдающего эпилепсией или имеющего родственников с данным заболеванием. И самое тревожное, что более 50% сотрудников страховых компаний считает проблемы болезни личным делом каждого больного и не готовы нести расходы на их лечение.

Таким образом, значимость социальных факторов неоспорима в структуре оценки проблемы эпилепсии в целом и является не только индикатором результативности проведения мероприятий по формированию эпилептологической помощи, но и ориентиром направления дальнейшей работы.

Литература

1. Берно-Беллекур, И.В. Качество жизни больных

эпилепсией - пациентов диспансерного учёта / И.В. Берно-Беллекур // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. - 2005. - Т.2, №2. - С. 17-34.

2. Воскресенская, О.Н. Пути улучшения специализированной амбулаторной помощи детям, больным эпилепсией / О.Н. Воскресенская, А.Ю. Карась // Сб. научн. тр. Саратовского гос. мед. университета. - Саратов, 2005. - С. 89-97.

3. Гузева, В.И. Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные состояния у детей / В.И. Гузева. - Москва, 2007. - 563 с.

4. Конвенция о правах и обязанностях врачей в Российской Федерации. - СПб.: Медицинская пресса, 2004. - 16 с.

5. Медико-социальная хартия Российской Федерации. - СПб.: Медицинская пресса, 2001. - 55 с.

6. Халецкая, О.В. Опыт организации специализированной неврологической помощи детям с эпилепсией / О.В. Халецкая, Н.В. Караштин,

О.В. Конурина // Материалы региональной конференции «Вопросы эпидемиологии и психиатрии». - Киров, 2002. - С. 34-41.

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД ОБЩЕСТВА НА ПРОБЛЕМУ ЭПИЛЕПСИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ)

О.В. АГРАНОВИЧ, С.Н. РУДЕНКО,

А.О. АГРАНОВИЧ

Сделана попытка оценить отношение разных общественных слоёв к больным и родственникам больных эпилепсией. Проведено анкетирование различных групп населения, и получен материал, поднимающий пласт неожиданных проблем.

Полученные результаты показали неоспоримость значимости социальных факторов в структуре оценки проблемы эпилепсии в целом, что является не только индикатором результативности проведения мероприятий по формированию эпилептологической помощи, но и ориентиром направления дальнейшей работы.

Ключевые слова: эпилепсия, общество, взаимоотношения

© ГЮ. Уткина, В.О. Францева, 2010 УДК 947.0-057.66(043):364.273

A MODERN VIEW OF THE RELATION

OF THE SOCIETY TO THE EPILEPSY PROBLEM

(BY THE RESULTS OF POPULATION QUESTIONING)

AGRANOVICH O.V., RUDENKO S.N.,

AGRANOVICH A.O.

We made an attempt to estimate the relation of different social strata to epilepsy patients and their relatives. Questioning of various groups of the population is carried out and the material opening up a layer of unexpected problems is received.

The received results have shown indisputability of the importance of social factors in structure of estimation of a problem of epilepsy as a whole, which is not only the indicator of productivity of carrying out of measures for epi-leptologic aid formation, but also a guideline of the further work.

Keywords: epilepsy, a society, mutual relations

УЛИЧНАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ ДЕТЕЙ И ЕЕ ПРИЧИНЫ

Г.Ю. Уткина, В.О. Францева

Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Ставропольская государственная медицинская академия

Беспризорные дети - дети, в отношении которых грубо нарушены основные права ребенка, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения, не имеют правового статуса «сирота», или «ребенок, лишенный родительского попечения». Беспризорность также может быть рассмотрена как разновидность девиантного поведения [1,4,5].

Безнадзорные дети - дети, окончательно не порвавшие связи с семьей, но предоставленные сами

себе, не занятые учебой, трудовой или другими видами общественно-полезной деятельности (либо занимающиеся незаконными заработками), которые проводят большую часть времени вне дома [2,3].

Уткина Галина Юрьевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ФПДО СтГМА, тел.: 89624402380.

Францева Виктория Олеговна, кандидат медицинских наук, доцент, проректор по лечебной работе СтГМА, тел.: (8652) 35-94-63, e-mail: [email protected].

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 2, 2010

К современному явлению беспризорности относится, наряду с изученными и описанными в литературе, информационный фактор (низкая эффективность безопасности многих сайтов в Интернете, обилие отрицательных примеров поведения для детей и молодежи на всех доступных носителях средств массовой информации, низкое качество рекламы; телевизионные программы, радиопрограммы перегруженные информацией, связанной с насилием, наркотиками и др.).

Анализируя вышесказанное, необходимо отметить, что беспризорники, дети улиц, уличные дети - это синонимы, название одной и той же категории детей, для которых улица стала домом в широком смысле этого слова, местом, где тебя могут понять, принять таким, какой ты есть, где ты можешь найти помощь, защиту, укрытие.

Беспризорность 15-20 лет назад, так же, как и наркомания, считались болезнью развивающихся и слаборазвитых стран. Действительно, раньше данные проблемы не были столь актуальны: ребенок, оказавшийся на улице, немедленно попадал в сиротские учреждения. В целом, эта проблема экономической и социальной депривации подрастающего поколения все большую остроту приобретает в связи с приобщением к употреблению наркотических веществ, злоупотреблению алкоголем, с занятием проституцией, участием в преступных группировках, нарушением социально-правовых и культурных норм. Эти и многие другие факторы предопределяют социальную значимость данного исследования, направленного на определение совокупности факторов, влияющих на попадание детей на улицу, и выявление соответствующих им психолого-педагогических условий и способов социальной реабилитации.

Материал и методы. В процессе исследования и психолого-педагогической диагностики был использован комплекс методик, включающий тест-опросник Г.Айзенка ЕР1 (адаптирован А.Г.Шмелевым) для определения эмоциональной устойчивости с оценкой достоверности результатов по шкале «Искренность». Для исследования уровня адекватности самооценки была использована методика диагностики самооценки психических состояний (по Г.Айзенку). Методика состояла из 2 шкал: тревожность и фрустация. При изучении уровня социально положительных контактов использована методика диагностики социальнопсихологической адаптации К.Роджерса и Р Даймонда (опросник СПА), адаптированная к изучаемой проблеме.

Результаты и обсуждение. Оказалось, что большинство беспризорных детей имеет связь с семьей и в 48,3% случаев ночует дома. Эта категория детей характеризуется тем, что значительную часть дня проводит на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Это дети, в основной своей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции (ПДН) или комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав (КДН и ЗП). При этом 19,5% детей ночует на улице и 34,1% - живёт в детском доме.

Наркотические вещества (в основном ингалян-ты - клей, бензин, алкоголь и никотин) употребляют 92,8% беспризорных детей. Этот факт требует особого внимания при составлении программы социальнопедагогической и медицинской реабилитации.

Вызывает тревогу тот факт, что у большинства детей (70,3%) начало употребления наркотических веществ было еще до ухода из дома. Практически каждый четвертый подросток (26,8%) начал употреблять наркотические вещества после ухода из дома. Данная

ситуация свидетельствует о том, что дети приобщаются к наркотическим веществам еще до того, как попадают на улицу. Следовательно, истоки неблагополучия, прежде всего, находятся в семье.

В исследуемой группе 320 человек считали, что учатся в школе, из них более 85% детей посещали школу время от времени.

Большинство детей (79,1%) не теряло связи с домом и периодически посещало школу, следовательно, на этом этапе имеется шанс, что значительная часть детей может вернуться к полноценной жизни подростка при совместном участии семьи и социальных институтов, в том числе и органов образования.

При изучении причин беспризорности на вопрос «Что явилось причиной твоего ухода из дома?» большинство детей (56,4%) ответило, что основная причина - это постоянные побои родителей и плохие их взаимоотношения, «ругань», насилие.

Другой значимой причиной ухода из семьи 40,5% подростков указали употребление наркотических веществ родителями. Уход на улицу для этих детей становится последним средством защиты. В подавляющем большинстве случаев уход из дома является своеобразным ответом ребенка на действия родителей, и дети надеются, что жизнь на улице будет лучше, но нередко условия там оказываются еще хуже, чем в семье.

Следует отметить, что большинство подростков (84,1%) как причину ухода из семьи на улицу определяет непонимание родителей или воспитателей. Известно, что стремление убежать из дома в знак «протеста» наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период развития личности психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается особо остро. Для подростков типично стремление противопоставить свои суждения и вкусы родительским суждениям и приоритетам. Обычно это ограничивается расхождением «музыкальных и галантерейных» пристрастий, но нередки и более острые конфликты, и тогда уход является как бы манифестом, что ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно. Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны также с неправильной родительской позицией относительно трудностей учебы.

В исследовании было отмечено, что каждый десятый подросток ушел из дома из-за желания попутешествовать, чаще всего данные причины обусловлены генетическими причинами или психической дезадаптацией.

Иногда основным побудительным мотивом ухода из дома у подростков является потребность во множестве ярких и новых впечатлений.

Такого рода бродяжничеству подвержены инфантильные дети, склонные к неуемному фантазированию и авантюрам. Порой собственные фантазии захватывают их настолько, что дети теряют чувство меры и ответственности, легко переходят границы, отделяющие игру от реальности.

Обращает внимание тот факт, что каждый четвертый подросток (26,1%) ушел из дома на «заработки», так как родители испытывают материальные затруднения, каждый третий ребенок ушел из дома, желая «быть независимым и самостоятельным».

Среди анкетируемых первый раз ушли из дома 18,1% подростков, периодически уходят из дома 68,2% подростков и практически дома не живут 18,6%.

На вопрос «Ты возвращаешься в семью для того, чтобы...» испытуемые ответили следующим образом: 23,8% подростков - для того, чтобы поесть; 76% - пе-

реночевать, 24,1% - скучают по родителям, 42,4% -из-за младших братьев и сестер.

При изучении характеристики семей, из которых ушли подростки, было отмечено, что в 38,3% случаев дети были из многодетных семей, в 18,2% случаев из неполных семей при отсутствии отца, в 17,1% случаев дети были из семей, где родителей заменяют бабушки и дедушки. Исследование подтвердило, что наиболее уязвимы и наиболее часто становятся беспризорными дети из дисфункциональных семей.

Обобщая в исследовании результаты раздела семьи, следует сделать вывод, что более половины детей уходит из дома из-за жестокого обращения, и большинство уходит не первый раз либо не живёт дома вообще.

В основном уличные дети ничем особенно не отличаются от обычных детей. Их потребности в безопасности, любви, понимании и т.д. те же, что и у «домашних» детей. Различие в том, что потребности эти удовлетворены в меньшей степени. Уход на улицу вызван, прежде всего, поиском неудовлетворенных потребностей: желанием найти ту среду, где безопасно, где его примут таким, какой он есть, выслушают, помогут.

На вопрос «Что ты считаешь главным в жизни...» дети ответили так: быть любимым - 49,1%, иметь дружную семью - 60,1%, иметь много денег - 85,0%, быть независимым - 40,1%.

На вопрос «Хотел ли бы ты что-то изменить в своей жизни» все дети ответили утвердительно.

Как показали результаты исследования, дети-беспризорники нуждаются в мероприятиях различных государственных институтов, имеющих целью возвращение ребенка в семью, к активной жизни в обществе и к общественно-полезному труду.

При определении эмоциональной устойчивости, индивидуально-психологической ориентации подростков-беспризорников на мир внешних объектов (экстроверсия) либо на внутренний субъективный мир (интроверсия) было отмечено, что 75% беспризорных детей эмоционально неустойчивы и только каждый четвертый подросток (25%) эмоционально устойчив.

У детей-беспризорников в большинстве случаев встречается эмоциональная неустойчивость, которая может являться как одной из причин ухода ребенка из дома, так и одним из показателей психики ребенка, требующим особого внимания при социальнопедагогической и медицинской реабилитации детей данной группы.

Заключение. Таким образом, следует отметить, что для того, чтобы вернуть беспризорных детей в социально благополучную среду, необходимо создать условия для психолого-педагогической поддержки, социальной, медицинской реабилитации таких детей, так как только наличие специальных условий может повлиять на успешное возвращение ребенка с улицы в благополучную для него среду.

Литература

1. Володькова, Е.Н. Борьба с детской беспризорностью на юге России / Е.Н. Володькова // Власть. - 2007. - № 11. - С. 32-36.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - Издание 4-е. - М.: ЧеРо, Сфера, 2005. - 240 с.

3. Дулинова, Л.Т. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления / Л.Т Дулинова, А.Л. Маршак, Е.И. Холостова. - М.: Социальнотехнологический институт МГУС, 2000. - 48 с.

4. Иващенко, Г.М. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Г.М. Иващенко, Н.С. Кантонистова, М.М. Плоткин [и др.]. - М., 1996. - 264 с.

5. Мирсагатова, М.Н. Некоторые аспекты профилактики социального неблагополучия детей / М.Н. Мирсагатова // Межсекторальное партнерство в решении медико-социальных и правовых проблем молодого поколения. Сборник научных трудов ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава». - М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2009. -С. 101-107.

УЛИЧНАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ ДЕТЕЙ

И ЕЕ ПРИЧИНЫ

Г.Ю. УТКИНА, В.О. ФРАНЦЕВА

Среди ведущих факторов, приводящих к беспризорности и безнадзорности детей, выделяют: социальные (алкоголизм и наркомания родителей, жестокое обращение с детьми, криминализация ближайшего окружения, безработица родителей, многодетность, низкий материальный уровень, неполная семья и др.), педагогические (педагогическая запущенность) и психологические (психические отклонения (дромомания), отставание в умственном развитии, инфантильность и т.д.), что определяет перечень мероприятий по их реабилитации и профилактике безнадзорности в дальнейшем.

Ключевые слова: дети, беспризорность, причины

CHILDREN'S HOMELESSNESS: THE MOST

COMMON CAUSES

UTKINA G.Y., FRANTSEVA V.O.

The most common causes of children’s homelessness and neglect are the following: social (alcoholism and narcomania of parents, cruel treatment, criminalization of the nearest environment, unemployed parents, large family with many children, low living standard, an incomplete family etc.), pedagogical (pedagogical neglect) and psychological (mental deviations, backlog in intellectual development, infantilism etc.). The list of further actions for children rehabilitation and neglect prevention was defined.

Key words: children, homelessness, causes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.