Научная статья на тему 'Социальные аспекты безнадзорности и беспризорности на Севере'

Социальные аспекты безнадзорности и беспризорности на Севере Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
382
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ / СЕМЬЯ / НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ / БЕЗНАДЗОРНЫЙ / БЕСПРИЗОРНЫЙ / NEGLECTED / HOMELESS / PREVENTION OF NEGLECT / HOMELESSNESS / A FAMILY IN SOCIALLY DANGEROUS CONDITION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лопатина Я. В., Санников А. Л.

В работе представлены результаты социологического исследования, проведенного среди детей, находящихся в социальных приютах города Архангельска. Полученные данные свидетельствуют о том, что проблема безнадзорности имеет высокую социальную значимость для нашего региона, а приюты являются адекватной формой ресоциализации детей, оставшихся без надзора родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лопатина Я. В., Санников А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF CHILD NEGLECT AND HOMELESSNESS IN THE NORTH

The results of the sociological research are presented which has been conducted among children from Arkhangelsk social orphanages. The data show that the problem of neglect has high social significance for this region and the orphanages are an adequate form of resocialization of neglected children.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты безнадзорности и беспризорности на Севере»

УДК 364.22 (470.1/.2)

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ НА СЕВЕРЕ

© 2003 г. Я. В. Лопатина, А. Л. Санников

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

В работе представлены результаты социологического исследования, проведенного среди детей, находящихся в социальных приютах города Архангельска. Полученные данные свидетельствуют о том, что проблема безнадзорности имеет высокую социальную значимость для нашего региона, а приюты являются адекватной формой ресоциализации детей, оставшихся без надзора родителей.

Ключевые слова: безнадзорный, беспризорный; профилактика безнадзорности и беспризорности; семья, находящаяся в социально опасном положении.

Одна из тревожных примет сегодняшнего времени — беспризорные дети. Опасность, которую несет беспризорность, очевидна: она прорастает преступностью, алкоголизмом, наркоманией, распространением болезней. Беспризорных детей можно встретить в любом городе России, и, что самое тревожное, число их из года в год неуклонно растет. Причем 90 % таких детей имеют здравствующих родителей.

Брошенные на произвол судьбы, дети зачастую становятся легкой добычей уголовного мира, порно- и наркодельцов. На улице дети подвержены риску стать жертвой физического, психического, сексуального насилия, часто попадают в криминальную среду, приобретают опыт противоправных действий, становятся наркоманами. Беспризорники являются группой риска заражения ВИЧ-инфекцией. Для безнадзорных детей характерны грубость, неуравновешенность, агрессивность, неумение сочувствовать и сопереживать [3].

На сегодняшний день число беспризорных детей в России по данным независимых экспертов составляет 4 млн, по данным Совета Федерации

— 3, МВД — 2,5, Генпрокуратуры — 2, Минтруда — 1 млн, Министерства образования — 308 тыс. человек [5].

Сегодня отсутствуют четкие границы между понятиями «беспризорность» и «безнадзорность». А точнее сказать, их принято считать равнозначными. Мало того, в юридической литературе все большее распространение приобретает термин «безнадзорность» [4]. И только безнадзорностью объясняют причину ухода детей на улицу, совершение подростком противоправных действий.

Между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, т. е. отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц [6].

К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, относятся:

— полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

— проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

— добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

— подчинение неписаным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

Отличает беспризорника от других детей лишь совокупность всех перечисленных признаков. Тем не менее общение детей «одинаковой судьбы» при всех неудобствах их образа жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, болезни) обладает для каждого из них притягательной силой, дает чувство облегчения после разрядки психического напряжения, которое ранее почему-либо испытывал ребенок [1].

Каким бы ни был источник детской беспризорности, чем бы ни объяснялось превращение их в особую группу детского населения, налицо социальное явление, требующее особого внимания, особого подхода, учитывающего все возникающие при этом проблемы.

С целью изучения проблемы реабилитации детей, не получающих должного контроля со стороны родителей, было организовано обследование 50 детей в возрасте от 6 до 14 лет, поступивших в социальный приют г. Архангельска и временно там находящихся.

Статистическое исследование проводилось путем заполнения опросного листа, содержащего вопросы и набор ответов на них. Респондентам предоставлялась также возможность для нестандартных ответов и предложений.

Основная группа — 96 % детей, находящихся в приюте, проживает в городе, 2 % постоянно проживают в сельской местности, остальные 2 % не ответили на этот вопрос. Семья состоит из данного ребенка и одного родителя у 26 % опрошенных, из трех человек — у 20, четырех — у 26, пяти и более

— у 26 % детей. С мамой проживают 86 % опрошенных детей, с отцом — 32, бабушкой и дедушкой

— 12, братьями и сестрами — 48, близкими родственниками — 8 %. Проживают в благоустроенной квартире 80 % детей, в неблагоустроенной 12, 2 % опрошенных не имеют постоянного места жительства, 6 % на данный вопрос ответа не дали. Своя комната есть у 46 % детей, находящихся в социальном приюте, отсутствует постоянное место в квартире у 54 % детей.

Большинство — 72 % опрошенных детей посещали детские дошкольные учреждения, 8 % не посещали их никогда, 20 % на данный вопрос ответа не дали. Помогали учиться мать и отец 28 % школьников, бабушки и дедушки — 6, братья и сестры — 8, учителя — 34 %, приходилось заниматься самостоятельно 48 % опрошенных. Вообще не выполняли заданий в школе 8 % детей, находящихся в социальном приюте. Посещали различные кружки 34 % детей, ходили в спортивные секции 8 %, никогда не посещали внешкольные учреждения 36 %.

Считают, что родители злоупотребляют алкоголем, 28 % детей, выпивают иногда — 42 %, не злоупотребляют алкоголем — 30 %. Большинство

— 88 % детей получают подарки от родителей в день своего рождения, 64 % — в Новый год, не в

праздничные дни, а когда попросят, — 26 %, никогда не получали подарков от родителей 6 % опрошенных детей.

Признали, что обучение в школе дается им с трудом 44 % детей, трудности возникают периодически у 52 %, и только у 4 % опрошенных обучение в школе проходит нормально.

В семье работает только мать у 18 % попавших в социальный приют детей, работает только отец у 8, работают оба родителя у 6, оба родителя безработные у 46 %, 22 % детей затрудняются ответить на вопрос, работают ли их родители.

Музыкальную школу хотели бы посещать 14 % опрошенных детей, художественную — 2, различные спортивные секции — 20, другие учреждения — 10, прикладным творчеством хотели бы заниматься 16, не хотят посещать никакие внешкольные учреждения 26 % детей, находящихся в социальном приюте. Имеют друзей старше себя 16 % детей, младше себя — 14, друзей-ровесников — 83, не имеют друзей 4 % детей.

Друзья курят у 28 % опрошенных детей, пробовали алкогольные напитки — у 8 %, употребление наркотических веществ друзьями отрицают 100 % опрошенных, считают, что у друзей нет вредных привычек, 70 % детей, находящихся в приюте.

Имеют летнюю одежду и обувь 98 % детей, демисезонную — 88, зимнюю одежду и обувь — только 76 % детей. Считают себя часто болеющими 28 % детей, не считают, что они часто болеют, 60 %. Проводили лето в санатории или оздоровительном лагере 62 % опрошенных детей, никогда там не были 30 %. Хотели бы провести каникулы в санатории 14 % детей, в оздоровительном лагере — 40, на школьной площадке — 2, у родственников — 6, дома — 32, в другом месте — 4 %.

Большинство — 72 % детей не убегали из дома, 12 убегали, основной причиной ухода называют пьянство родителей. Остальные 16 % отвечать на данный вопрос отказались. Большинство — 48 % детей получают карманные деньги у родителей, просят у незнакомых людей 4 % опрошенных, дают друзья 8 %, другие источники получения денег отмечены в 28 % опросных листов, однако конкретизировать источники дети отказались.

Родители постоянно причиняют физические или психические травмы 2 % опрошенных, иногда — 18, никогда не избивали и не оскорбляли в семьях 80 % опрошенных детей.

Признали, что состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних 6 % опрошенных детей, отрицательный ответ дали 72 %, 10 % затруднились ответить.

В свободное время читают книги 22 %, смотрят телевизор 48, занимаются спортом 70 % детей, находящихся в приюте.

Структура преимущественного питания в семьях опрошенных представлена на рисунке.

Структура питания в семьях опрошенных детей, %

На вопрос, кем бы хотел стать, основная часть опрошенных детей ответила: врачом, художником, сварщиком, министром, продавцом, поваром. На вопрос, о чем мечтают, были получены следующие ответы: хотели бы быть здоровыми, получить высшее образование, устроиться на работу.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что проблема безнадзорности крайне актуальна для Архангельской области. Приюты как начальный этап ресоциализации для социальных сирот представляются адекватной формой реабилитации. Во-первых, ребенка, подвергшегося психической депривации или жестокому обращению, удается изъять из агрессивной среды. Во-вторых, с биологической семьей проводится реабилитационная работа, анали-

зируются возможности осуществлять социальную защиту ребенка в будущем. В-третьих, ограниченное время пребывания ребенка в приюте обязывает заинтересованных лиц как можно быстрее решать важнейшие вопросы защиты ребенка [2].

Список литературы

1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск, 1986. — С. 89.

2. Голик А. Н., Севастьянова Л. Д. Приют для несовершеннолетних как основная организационная форма реабилитации социальных сирот // Российский психиатрический журнал. — 1999. — № 6. — С. 45.

3. Дармодехин С. В. Безнадзорность детей в России // Педагогика. — 2001. — № 5. — С. 3.

4. Мельникова Э. Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков // Правозащитник. — 1999. — № 2.

— С. 21.

5. Милкус А. Как сосчитать бесхозных детей // Комсомольская правда. — 2002. — № 13. — С. 21.

6. Нечаева А. М. Детская беспризорность — опасное социальное явление // Государство и право. — 2001. — № 6. — С. 58.

SOCIAL ASPECTS OF CHILD NEGLECT AND HOMELESSNESS IN THE NORTH

Ya. V. Lopatina, A. L. Sannikov

Northern State Medical University, Arkhangelsk

The results of the sociological research are presented which has been conducted among children from Arkhangelsk social orphanages. The data show that the problem of neglect has high social significance for this region and the orphanages are an adequate form of resocialization of neglected children.

Key words: neglected, homeless, prevention of neglect and homelessness, a family in socially dangerous condition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.