#
_________________________Взгляд________________________
Елена ГАЛКИНА, Геннадий КОСОВ
УКРЕПЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РФ
Первая волна в развитии российского гражданского общества была порождена демократическими преобразованиями 90-х гг. XX в. Своеобразными «волнорезами», которые снизили степень интенсивности этого процесса, выступили авторитарные элементы политического режима. В настоящее время они также присутствуют в политической жизни России, что вносит свою специфику в институционализацию и общий «дизайн» гражданского общества. Цель статьи - проанализировать сложности взаимоотношений государственной власти и гражданского общества через призму укрепления вертикали власти в современной России.
ГАЛКИНА
Елена
Вячеславовна — к. ист. н., доцент кафедры политологии и социологии Ставропольского государственного университета
КОСОВ Геннадий Владимирович — д. п. н., профессор кафедры политологии и социологии СГУ
Отношения власти и гражданского общества сложны в любом обществе и в любое время. Дело в том, что связи внутри гражданского общества — горизонтальные, а в государстве
— вертикальные. Горизонтально-гражданские отношения, несомненно, многократно пересекаются с вертикально-государственными. Государственная власть стремится обрести большую устойчивость и легитимность через взаимодействие с гражданским обществом, укрепляя каналы взаимодействия с ним.
Здесь же кроется парадокс современных взаимоотношений гражданского общества и российского государства. Выступая за «открытое» общество, власть осуществляет дрейф к этатистскому, что проявляется в стремлении максимально контролировать социально-политические процессы. Человеку внушается необходимость ради национального спасения подчиниться предложенной программе и слиться с коллективной волей. А это приводит к ослаблению гражданской активности. С другой стороны, в свете тенденций мирового развития политическая власть стремится к стимуляции активности граждан. Таким образом, в настоящее время максимально проявляются две разновекторные тенденции взаимодействия государства и гражданского общества.
Проанализируем первую тенденцию. В ходе избирательной кампании 2003—2004 гг. в адрес власти то и дело раздавались упреки1 в «декоративности» независимых гражданских институтов, «пропагандистском» характере сближения государства и неправительственных организаций. Между тем Президент РФ В. В. Путин поставил четко очерченные задачи и призвал общество решать их вместе. Государственная власть первой поняла, что ей нужен партнер в виде широкой коалиции граждан и их объединений.
В начале октября 2004 г. Президент РФ предпринял ряд мер по усилению вертикали власти.
Оппозиция в обществе жестко критиковала новую реформу по укреплению вертикали власти, ссылаясь на «попрание демократических ценностей» (имеется в виду отмена прямых выборов губернатора). При этом, по свидетельству социологов Фонда общественного мнения (ФОМ), 63% россиян не поняли смысла новых реформ с первой их подачи2.
1 Проблемы соответствия партийной системы интересам гражданского общества современной России / Отв. ред. В. Г. Игнатов. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2004
2 «Аргументы и факты». 2004, № 40 (1249), 6 октября, стр. 4
ф
4________________________ВЛАСТЬ___________________09’2008
Объявляя о планах по укреплению вертикали власти, В. В. Путин выступил с предложением по созданию Общественной палаты как своего рода «компенсаторного механизма» при отсутствии в стране системной оппозиции. Идея состояла в том, чтобы придать власти либеральный оттенок за счет создания ячейки гражданского общества.
Приоритетом для Общественной палаты стала работа над документами по четырем национальным проектам, выдвинутым Президентом РФ. Это образование, медицинское обслуживание населения, обеспечение россиян доступным жильем, развитие сельского хозяйства. Во вступительном слове на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов 7 апреля 2006 г. Президент РФ В. В. Путин подчеркнул: «К реализации национальных проектов реально подключаются не только органы власти, но и структуры гражданского общества. Но проекты потому и национальными называются, что их успех достигается солидарными усилиями государства и общества, и сами они работают на общенациональные цели»1. Палата — это политический орган, инициированный Президентом РФ именно как часть действующей системы власти. Следовательно, она не может существовать вне системы доминирующих во властном пространстве тенденций, главная из которых — повышение управляемости всеми политическими процессами из одного центра власти. Отметим, что, развивая систему «власть — гражданское общество», органы власти повышают эффективность осуществления своих властных функций и вместе с тем способствуют реализации потенциала свободной личности, ее потребностей в социальном действии.
Свидетельством укрепления вертикали власти в политической жизни российского общества является и ужесточение законодательства в области некоммерческих организаций (НКО). В конце 2005 г. в обществе бурно обсуждался процесс внесения поправок в четыре действующих законодательных акта — Гражданский кодекс РФ и три закона — «О закрытом административно-территориальном образовании», «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях». Особенно напряженно велись
1 Официальный сайт Президента РФ. www. kremlin.ru
дискуссии о поправках в последние два закона. Поправки в законодательство об НКО вызвали бурную дискуссию не только в России, но и во всем мире.
С 19 по 21 декабря 2005 г. в российских городах прошли Дни единых действий в защиту общественных организаций. Ряд политических экспертов считает, что законопроект № 233364-4 резко ограничивал право граждан на объединение в части деятельности незарегистрированных общественных организаций. Если до принятия поправок они не должны были ни перед кем отчитываться и никого уведомлять о своей деятельности, то, согласно новому законопроекту, они обязаны были уведомлять органы государственной регистрации о целях своей деятельности и своем существовании.
Таким образом, государственная власть стремится поставить под свой контроль и деятельность некоммерческих организаций — одного из главных институтов гражданского общества.
Вторая тенденция, очерченная нами в начале статьи, также предстает в широком диапазоне политического развития в современной России: это взаимодействие органов власти и управления с общественными объединениями.
Государственная власть старается создать механизмы обратной связи с обществом. Это и общественные приемные приближенных к ней политических партий, и периодические социологические опросы, и ежегодные Послания Президента, и регулярные телеконференции главы государства, и бесчисленные круглые столы с участием представителей государства, и волеизъявление избирателей на выборах, и проведение гражданских форумов и ассамблей, создание Общественной палаты и др.2 Но государственные институты не могут в полной мере «сверху» создать и тем более навязать действенные каналы обратной связи с общественным мнением.
Одним из главных условий полноценного взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества В. В. Путин считает информационную открытость. Однако в этой сфере остро назрела потребность решения целого ряда задач. Это:
2 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. 2007 г. Официальный сайт Общественной палаты РФ. http: www.oprf.ru/files/ Doklad 2007.- 1 doc.
#
09’2008__________________ВЛАСТЬ__________________________5
— радикальное обновление функций, методов, критериев деятельности существующих информационных служб органов исполнительной власти;
— обучение государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости;
— установление каналов двухсторонней связи государственных органов с общественными организациями, занимающимися аналогичными проблемами1.
Исходя из первых двух тенденций, перед нами высвечивается и третья, которая связана с партнерством государства и гражданского сектора.
Взаимодействие государства и гражданского общества постоянно генерирует и воспроизводит противоречие, связанное с плюрализмом гражданской сферы и суверенностью (монолитом) государственной власти. Если же государство и гражданское общество вступают в диалог в конструктивном формате, то тогда между ними развивается партнерство, технологию которого сегодня называют «межсекторным взаимодействием»2. И власть, и общество заинтересованы в «превентивных шагах», которые предохранили бы их от бесконечного роста противоречий, заложили каналы действенной обратной связи и завязали реальный диалог государства и развивающегося гражданского общества.
Говорить от лица гражданского общества может только организованное сообщество граждан, обладающее целым набором важных параметров. Прежде всего оно должно располагать бесспорным авторитетом в гражданской среде
— в противном случае сказанные слова не будут услышаны ни властью, ни широкими общественными кругами. Кроме того, чрезвычайно важны такие параметры, как относительная политическая и финансовая независимость (в первую очередь от самой власти), отсутствие однозначной ангажированности, связывающей общественные организации или иные институты гражданского общества с избранным
1 Зотова З. М. Власть и общество: проблемы взаимодействия / Под общ. ред. С. А. Попова. М.: ИКФ «Омега-Л», 2001, стр. 211—212
2 Никовская Л. И. Конфликтные аспекты взаимодействия государства и гражданского общества в России: состояние и особенности развития в регионах. Проблемы становления гражданского общества в России. Материалы научного семинара. / Науч. ред. С. С. Сулакшин. М., 2003, вып. 2, стр. 75
«спонсором» и его узкими интересами, четко заявленная и проводимая ориентация на национальные интересы, широкая представительность и, наконец, доказанная дееспособность.
Между тем именно участие граждан в процессах формирования общества и государства остается «слабым местом» в современной России. Диалоговые площадки между представителями государственной власти и общественными объединениями — главным субъектом гражданского общества — строятся в современной России с большим трудом. Жестко выстроенная властная вертикаль неплохо работает в сложившихся российских условиях, однако тем самым власть дистанцируется от общества. Изменение законодательства в области некоммерческих объединений, отмена выборов губернаторов плохо сочетаются с попытками государственной власти либерали-зировать современную российскую политическую систему.
В связи с этим государственной власти следует более бережно относиться к институтам гражданского общества, которые и без того недостаточно окрепли на демократической почве в РФ.
В заключение отметим, что несовершенство законодательных норм, регулирующих функционирование гражданского общества, остается растущим фактором социально-политического риска для российского общества. И только объединение усилий гражданского общества и государства смогут помочь России выйти из затяжного системного кризиса и перейти к прочной демократической основе политического процесса.
Выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может служить реализация следующей модели развития. Необходима управленческая структура, суть которой в выстраивании вертикально-горизонталь -ных гражданских связей, пересечений государственно-гражданских активностей. Это должно привести к появлению смешанных гражданско-государствен-ных структур, которые будут искать компромисс, консенсусный потенциал в конфликте государства и гражданского общества, вырабатывая рекомендации для аналитического центра (возможно, при президенте, губернаторах, парламенте и т.д.), чтобы окончательно принимать политические решения в государстве.