Научная статья на тему 'Теоретические концепты гражданского общества и Российская политическая практика'

Теоретические концепты гражданского общества и Российская политическая практика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
841
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ И РИСКИ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КОНЦЕПТ / МОДЕЛЬ / TERRORISM’S COUNTERACTION / CIVIL SOCIETY / STATE POWER / EXTREMISM / TERRORISM / SECURITY / THREATS AND RISKS / GLOBAL PROBLEMS / CONCEPT / MODEL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галкина Елена Вячеславовна

В статье изложены основные теоретические концепты гражданского общества, как в зарубежной, так и отечественной политической науке. Концепты гражданского общества строятся исходя из таких категорий, как политическое пространство, политические институты, взаимодействие с государством, общественная безопасность, политические риски, политическая культура и др. Цель статьи анализ ключевых концептов гражданского общества и преломление их через призму новой российской политической реальности. Новым осмыслением проникнута неоинституциональная парадигма гражданского общества, раскрыта ее востребованность в условиях модернизационных процессов в современной России. В статье также приводится авторская концепция гражданского общества в условиях глобализационных вызовов современности. Отмечается, что отношения органов государственной власти и гражданского общества в современной России являются противоречивыми. Взаимоотношения внутри гражданского общества строятся преимущественно по горизонтали, а в государстве по вертикали. Тем не менее, выявлена взаимодетермини-рованность государственной власти и гражданского общества в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL CONCEPTS OF CIVIL SOCIETY AND POLITICAL PRACTICE OF RUSSIAN

The article is devoted to main theoretical concepts of the civil society in the foreign and native political science. The civil society’s concepts are building in such categories as political space, political institutes, interaction with the state, public security, public risks, political culture and ets. The purpose of article review of key concepts of civil society and refraction through the prism of Russia's new political reality. Imbued with a new comprehension of new institutional paradigm of civil society and its demand is disclosed in the modernization process in Russia. The article also contains the author's concept of civil society in the modern challenges of globalization. It is noted that the relations between public authorities and civil society in contemporary Russia are contradictory. Relationships within civil society are based mainly on the horizontal, as in the state the vertical. However, there was an interdependence of government and civil society in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Теоретические концепты гражданского общества и Российская политическая практика»

УДК 323.2(470)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Галкина Е.В.

В статье изложены основные теоретические концепты гражданского общества, как в зарубежной, так и отечественной политической науке. Концепты гражданского общества строятся исходя из таких категорий, как политическое пространство, политические институты, взаимодействие с государством, общественная безопасность, политические риски, политическая культура и др. Цель статьи - анализ ключевых концептов гражданского общества и преломление их через призму новой российской политической реальности. Новым осмыслением проникнута неоинституциональная парадигма гражданского общества, раскрыта ее востребованность в условиях модернизационных процессов в современной России. В статье также приводится авторская концепция гражданского общества в условиях глобализационных вызовов современности. Отмечается, что отношения органов государственной власти и гражданского общества в современной России являются противоречивыми. Взаимоотношения внутри гражданского общества строятся преимущественно по горизонтали, а в государстве - по вертикали. Тем не менее, выявлена взаимодетермини-рованность государственной власти и гражданского общества в РФ.

Ключевые слова: гражданское общество, государственная власть, экстремизм, терроризм, противодействие терроризму, безопасность, угрозы и риски, глобальные проблемы, концепт, модель.

THEORETICAL CONCEPTS OF CIVIL SOCIETY AND POLITICAL PRACTICE OF RUSSIAN

Galkina E.V.

The article is devoted to main theoretical concepts of the civil society in the foreign and native political science. The civil society’s concepts are building in such categories as political space, political institutes, interaction with the state, public security, public risks, political culture and ets. The purpose of article - review of key concepts of civil society and refraction through the prism of Russia's new political reality. Imbued with a new comprehension of new institutional paradigm of civil society and its demand is disclosed in the modernization process in Russia. The article also contains the author's concept of civil society in the modern challenges of globalization. It is noted that the relations between public authorities and civil society in contemporary Russia are contradictory. Relationships within civil society are based mainly on the horizontal, as in the state - the vertical. However, there was an interdependence of government and civil society in the Russian Federation.

Keywords: civil society, state power, extremism, terrorism, terrorism’s counteraction, security, threats and risks, global problems, concept, model.

В условиях модернизационных процессов всё большее внимание уделяется гражданскому обществу - той сфере, которая не зависит от государства и реализует разнообразные интересы граждан. Во введении отметим, что политические аспекты функционирования гражданского общества в России являются междисциплинарной проблемой. Теоретические основы ее анализа созданы в трудах зарубежных и российских исследователей в сфере политологии, философии, социологии, истории, юриспруденции, других социогуманитарных наук.

В политической науке гражданское общество исследовано достаточно глубоко. Проблемы гражданского общества и его институтов привлекали внимание исследователей, начиная с Древнего мира. Они нашли отражение в трудах Ари-

стотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка (Ъ - концепция), Ш.-Л. Монтескье (М-концепция) и др. [1, с. 307-584; 11;12;13, с.7-306]. Базовые философские и политические теории гражданского общества разрабатывались И. Кантом, Г.В.Ф. Гегелем, К. Марксом, Ф. Энгельсом, М. Вебером, А. Грамши и др. [6].

Целью автора статьи является осмысление основных концептов гражданского общества и преломление через призму новой российской политической реальности.

Среди важнейших методов и подходов изучения гражданского общества отметим системный подход, который восходит к трудам зарубежных исследователей: Т. Парсонса, Д. Истона, К. Дойча, Г. Алмонда, Н. Лумана и др. [18,р. 112-113]. Он позволил всесторонне осмыслить феномен гражданского общества и его взаимоотношение с государством.

Многообразие политических процессов, функционирующих в политическом пространстве, в западной и американской политической традиции стало изучаться в связи с осмыслением феномена социального пространства. Последнее анализировалась в концепциях П. Бурдье, Ю. Хабермаса, М. Фуко, М. Кас-тельса, Н. Лумана и др. [15, с. 124-130].

Проблемы политического функционирования гражданского общества гораздо глубже разработаны зарубежными исследователями, нежели российскими. Это обусловлено тем, что на Западе гражданское общество возникло значительно раньше, чем в России, активнее развивается, и граждане получают от него больше пользы. Значительных результатов в изучении гражданского общества добились такие аналитики, как Ю. Хабермас, Дж.Л. Коэн, Э. Арато, К. Шмитт, Р. Шмиттер, Р. Саква, Й. Шумпетер, Дж. О' Доннелл и др. [9,с. 6-27; 10, с. 210-214; 16,с. 8-12]. В их трудах исследуются как основные институты гражданского общества, так и динамика их политических трансформаций в различных странах. Работы этих специалистов в основном посвящены взаимодействию государства и гражданского общества через политическое участие граждан, оптимизации форм взаимодействий.

Ряд современных зарубежных политологов (Д. Браун, Дж. Браун, Р. Даль, С. Деспосато, К. Мерсер, Б. Штинебрикнер и др.) [19^. 74-76] обращает внимание на некоммерческие организации гражданского общества, работающие в России. Не существует единой точки зрения по поводу их влияния (от незначительного до нарастающего) на развитие гражданского общества [18, p. 293-324].

Российская модель гражданского общества исследуется в работах Е.В. Галкиной, О.В. Гаман-Голутвиной, Ю.А. Красина, С.Н. Пшизовой, А. И. Соловьева и др. [4;5;14,с.10-11].

Формированию и выработке концептуальных подходов к гражданскому обществу в современной России значительное внимание уделили политологи: Е.В. Белокурова, К.С. Гаджиев, Г.Г. Дилигенский, С.П. Перегудов и др. Ими проделана большая работа в методологическом плане, намечены основные пути разработки проблемы. В то же время в современной политической науке многие аспекты изучения гражданского общества остаются дискуссионными ввиду отсутствия синтезной теории гражданского общества. Это касается и самого понятия «гражданское общество», представленного в широком спектре трактовок: от «третьего сектора» до политического явления или процесса.

Достаточно оптимистичными в оценках гражданского общества и его перспектив в России являются труды Я.А. Пляйса, С.А. Абакумова, А.И. Подберезкина, С.В. Рогачева, Н.А. Баранова и др. [3, с. 27-33]. В качестве структуры гражданского общества они определяют сети общественных ассоциаций и организаций, независимых от государства и служащих для представительства интересов граждан во власти, а также защищающих их от нее. Их работы посвящены формированию диалоговых механизмов между государством и институтами гражданского общества.

Взаимодействию государственной власти с такими ведущими институтами гражданского общества, как независимые СМИ, общественное мнение, общественная экспертиза уделяется внимание в исследованиях Г.В. Пушкарёвой, М.Н. Грачёва, С.Г. Кара-Мурзы, А.П. Шадриковой и др.

Внимание таких специалистов, как А.М. Жаворонков, В.И. Ларин, Е.В. Малиновская, Г.А. Пядухов, А.Ю. Сунгуров, А.И. Сухарев и др. обращено на сотрудничество некоммерческих организаций (НКО) с органами государственной власти. Основные механизмы такого взаимодействия рассмотрены также в работах Т.А. Васильевой, С.А. Гладковой, Л.Е. Ильичёвой, С.В. Рогачева и др. [8, с.118-122]. Ими использовалась методология неоинституционализма для исследования природы НКО.

Согласно неоинституциональной парадигме, институты гражданского общества рассматриваются как доказательство того, что общественные затраты по их созданию и существованию должны быть меньше затрат, возникающих при их отсутствии. Большое значение уделяется концепции политических сетей, в том числе, и в глобальном гражданском обществе. В этом направлении выделяются по значимости работы исследователей С.Г. Айвазовой, Е.А. Гвоздевой, С.Г. Кирдиной, Л.Я. Машезерской, Т.В. Павловой, П.В. Панова, С.В. Патрушева, В.Д. Нечаева и др.

Крайне мало изучены проблемы, касающиеся путей развития гражданского общества в России. Это объясняется во многом инновационностью содержания, трудностью, новизной и малоразработанностью в политической науке данной сферы. Среди немногочисленных работ можно выделить исследования А.В. Баранова, Г.И. Вайнштейна, В.Я. Гельмана, Б.Г. Капустина, С.А. Панкратова и др. [2, с. 256-267].

Ценностные ориентации россиян в контексте формирования российского гражданского общества выявлены в работах С.Н. Соломатовой, З.Т. Голенковой, В.В. Витюка, Ю.В. Гридчина, А.И. Черных, Л.М. Романенко и др. На основе эмпирических исследований ценностей гражданского общества выделены основные доминанты его развития в современной России.

Достаточно новым является изучение гражданского общества в контексте обеспечения безопасности и процессов глобализации [10, с. 345-355]. Как мегатренд, определяющий основные тенденции политических отношений, глоба-

лизация отражает процессы нарастания взаимозависимости государств, формирования глобального гражданского общества. Можно отметить исследования Р.В. Евстифеева, В.Н. Лукина, В.Ю. Суркова, А.И. Сухарева и др.

Анализ научной разработанности проблемы показывает, что в политикоприкладном аспекте институты и активность гражданского общества в современной России исследованы недостаточно. Большинство исследователей рассматривают разрозненные аспекты проблемы, недостаточно акцентируя внимание на политической компоненте функционирования гражданского общества.

Исходя из концепта автора статьи, гражданское общество определяется как совокупность негосударственных институтов (общественные объединения и движения, некоммерческие организации, политические партии, фонды, ассоциации, СМИ, бизнес ассоциации и т.д.), функционирующих на основе принципов добровольности, равноправия, реализации законных прав и свобод личности. Феномен гражданского общества анализируется на трёх уровнях политического пространства: национальном, региональном и локальном.

Структура гражданского общества, включающая институциональную компоненту, коммуникативные практики, социокультурные ценности и нормы, в политическом пространстве имеет по преимуществу добровольнокоординационный характер. В отличие от государства, в нем преобладают не вертикальные отношения господства и подчинения, а горизонтальные отношения конкуренции, противоборства, а также солидарности, сотрудничества, корпоративизма между свободными и юридически равноправными партнерами. Организации гражданского общества возникают в результате свободного волеизъявления и добровольного согласия равных субъектов, являются самоорганизующимися и самоуправляемыми. Вертикальные отношения при этом не исключаются, но горизонтальные являются основополагающими и доминируют.

Роль гражданского общества в структуре политического пространства представляется в агрегации и артикуляции частных интересов граждан. Функ-

ции институтов гражданского общества в политическом пространстве определены как политическое посредничество, реализация интересов индивидов и социальных объединений, политическая социализация, рекрутирование элит.

На наш взгляд, в современной России в значительной мере реализуется патерналистская модель взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Последнее поддерживает еще не окрепшее гражданское общество, давая ему стимулы совершенствования. Институциональными формами данной поддержки являются: Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, инициирование многочисленных гражданских форумов, создание общественных палат и советов, поддержка и финансирование проектов некоммерческих организаций и др. Становление гражданского общества в политическом пространстве современной России, происходящее при весомом участии государства, приобретает форму конструирования гражданского общества, что выразилось в государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно авторскому концепту, в условиях консолидации общества и власти наиболее приемлемы партнерские взаимоотношения гражданского общества и современного демократического государства. Для консолидации демократических процессов необходимо эффективное гражданское общество, обладающее влиятельной ресурсной базой и устойчивыми институтами. Определена возрастающая роль институтов гражданского общества в решении актуальных проблем политической жизни на всех уровнях пространства: национальном, региональном и локальном.

Участие институтов гражданского общества в демократическом политическом процессе происходит посредством ассоциативных и институциональных групп, что прививает гражданам навыки и формы сотрудничества, которые необходимы для функционирования гражданского общества в современных условиях. Угрозами развитию гражданского общества в условиях демократических

трансформаций являются глобальные проблемы человечества, в том числе, международный экстремизм и терроризм, которые активизировались за последнее время. Свобода СМИ, ограничение политических прав и свобод граждан, рост влияния корпоративных интересов и организаций влекут за собой явные угрозы по отношению к гражданской активности. Основой решения этой важнейшей проблемы, позволяющей сбалансировать полюса антиномии гражданского и корпоративного интересов, может стать поддержка и развитие публичной сферы как открытого форума для диалога политических сил.

Основными трендами современного политического процесса являются модернизация, локализация, глобализация, неолиберальные, анти- и альтергло-балистские тенденции, политические трансформации, электронная демократия, медиакратия и др. Автором установлено противоречивое влияние трендов на развитие гражданского общества. Под их воздействием укрепляются некоторые институты гражданской активности, например, политические партии. В то же время, формируется медиакратия, неформальные политические практики оказывают значительное влияние на жизненное пространство граждан, оставляя всё меньше поля для свободы рационального выбора.

Выделим влияние современных трендов политического процесса на развитие гражданского общества: усиление гражданского общества и его политической активности; возникновение глобальных сетей, связывающих граждан в различных странах мира в рамках неформального управления; стремление к вытеснению негосударственными акторами государств с позиций ведущих акторов мировой политики; ослабление роли национальных государств в мире; развитие глобального гражданского общества; увеличение количества и глубины социально-политических и экономических рисков; возникновение глобальных проблем и угроз безопасности; усиление борьбы с экстремизмом и терроризмом; построение «общества безопасности», одним из институтов которого является гражданское общество.

В качестве результатов - автором выявлено, что основными институтами гражданского общества в современной России являются общественные организации и движения, политические партии, некоммерческие организации, общественное мнение, общественная экспертиза, СМИ, институт свободы слова, бизнес ассоциации и др. Ресурсная база наиболее весома у политических партий и общественных организаций, менее политически ресурсными являются СМИ, институт общественного мнения, общественной экспертизы, институт свободы слова и др. Формами взаимовлияния институтов гражданского общества и российской государственной власти являются: общественные советы, региональные и федеральные общественные палаты, гражданские форумы, институт омбудсмена, формы политического давления в виде гражданского неповиновения и протеста, солидарности, лоббизм и др.

Отношения органов государственной власти и гражданского общества в современной России являются противоречивыми. Взаимоотношения внутри гражданского общества строятся преимущественно по горизонтали, а в государстве - по вертикали. Однако они не изолированы друг от друга. Взаимодействие государства и гражданского общества постоянно генерирует и воспроизводит противоречие, связанное с плюрализмом (многообразием) гражданской сферы и суверенностью государственной власти. Участие граждан в процессах формирования гражданского общества и государства остается «слабым местом» трансформации в современной России. Диалоговые площадки между представителями государственной власти и общественными объединениями закрепляются в современной России с большим трудом. Система государственной власти дистанцируется от общества, что вызвано традициями политического администрирования и недоверия к демократическим институтам. Влияние институтов гражданского общества на государственную политику, в свою очередь, незначительно.

В заключение отметим, что в современном политическом пространстве России значительно возрастает роль гражданского общества в обеспечении национальной безопасности и снижении социально-политических рисков. Диалектически взаимосвязанными целями политического развития является, с одной стороны, укрепление государственности и обеспечение безопасности, а с другой - построение гражданского общества, которое бы отстаивало законные интересы и права граждан. Эти две тенденции конкурируют, в то же время, оказываясь в партнёрских взаимоотношениях, сотрудничают между собой. Для обеспечения безопасности и стабильности во всех сферах общественной жизни необходимо реальное функционирование институтов гражданского общества.

Политическая практика доказывает, что эффективность реформ зависит не только от желания высокостатусных акторов, но и от готовности самого общества. В процессе взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти происходит учет интересов разнообразных социальных и политических сил. Недоверие к существующим политическим институтам растет. Гражданское общество предлагает альтернативные механизмы взаимодействия с государственными структурами: потенциал работы с населением общественных институтов, некоммерческих организаций, гражданских инициатив, независимых СМИ, института общественного мнения и др. В рамках гражданского общества создаются институты для защиты граждан. Ведущее предназначение гражданского общества состоит в достижении консенсуса между различными общественными силами и интересами. Возникшие меж-групповые и институциональные взаимодействия снижают политическую напряженность.

Список литературы

1. Аристотель. Политика // Политика. Наука об управлении государством. М.: Эксмо, 2003. С. 307-584.

2. Баранов А.В. Акторы региональных политических процессов в постсоветской России. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2005. 344 с.

3. Баранов Н.А. Инновационное развитие и суверенная демократия // Политика XXI века: преемственность и инновации в России и в мире: Матер. междунар. науч. конф., г. Санкт-Петербург, 23-24 мая 2008 г. СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2008. Ч.2. С. 27-33.

4. Галкина Е.В. Становление гражданского общества в современной России: политологический анализ. Монография. Ставрополь: ООО «Мир данных», 2008. 264 с.

5. Галкина Е.В. Институционализация гражданского общества в контексте современных политических трансформаций. Ставрополь: ООО «Мир данных», 2010. 172 с.

6. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. 524 с.

7. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2004. 116 с.

8. Институциональная политология: Современный институционализм и политическая трансформация России. М.: ИСП РАН, 2006. 590 с.

9. Карл Т.Л., Шмиттер Ф. Демократизация: концепты, постулаты, гипотезы. (Размышления по поводу применимости транзитологической парадигмы при изучении посткоммунистических трансформаций) // Полис. 2004. № 4. С. 627.

10. Коэн Дж.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. 784 с.

11. Макиавелли Н. Государь. Искусство стратегии. М.: Эксмо Мидгард, 2008. 672 с.

12. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с.

13. Платон. Государство // Политика. Наука об управлении государством. М.: Эксмо, 2003. С. 7-306.

14. Соловьев А.И. Цивилизация versus политика. Российские иллюстрации // Власть. 2007. № 8. С. 10-11.

15. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь Мир, 2003.

416 с.

16. Шмидт Д. Какое гражданское общество существует в России? // Pro et contra. 2006. №1. С. 8-12.

17. Almond G., Verba S. The Civil Culture. Boston: Little Brown, 1963. 421 p.

18. Bell C., O’Rourke C. The People’s Peace? Pease Agreements, Civil Society, and Participatory Democracy // International Political Science Review. 2007. June. Vol. 28. P. 293-324.

19. Dahl R., Stinebrickner B. Modern Political Analysis. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 2002. 172 p.

References

1. Politika. Nauka ob ypravlenii gosydarstvom [Policy. The science of running the state]. Moscow, 2003. pp. 307-584.

2. Baranov A.V. Aktory regional'nyh politicheskih processov v postsovetskoi Rossii [Actors in the regional political processes in post-Soviet Russia]. Krasnodar, 2005. 344 p.

3. Baranov N.A. Innovacionnoe razvitie i suverennaya demokratiya // Politika XXI veka: preemstvennostj i innovacii v Rossii i v mire: materialy mezdunar. nauch. konf., g. Sankt-Peterburg, 23-24 maya 2008 g. [The policy of the XXI century: continuity and innovation in Russia and the world: international scientific Mater. of. Conf., St. Petersburg, 23-24 May 2008]. Spb. no. 2 (2008): 27-33.

4. Galkina E.V. Stanovlenie grazhdanskogo obczhestva v sovremennoj Rossii: politologicheskii analiz. Monografiya. [Civil Society in Contemporary Russia: political analysis. monograph]. Stavropol, 2008. 264 p.

5. Galkina E.V. Institucionalizaciya grazhdanskogo obczhestva v kontekste sovremennyh politicheskih transformacij. [The institutionalization of civil society in the context of contemporary political transformations]. Stavropol, 2008. 264 p.

6. Gegel' G.V.F. Filosofiya prava. [The philosophy of law]. Moscow, 1990.

524 p.

7. Giddens E. Uskol'zayuzhii mir. Kak globalizaciya menyaet nachu zhiznj. [Whispered World. As globalization has changed our lives]. Moscow, 2004. 116 p.

8. Institucionaljnaya politologiya: Sovremennyi instituzionalizm i

politicheskaya transformaciya Rossii. [Institutional Political Science: Modern institutionalism and political transformation of Russia]. Moscow, 2006. 590 p.

9. Karl T.L., Schmitter F. Demokratizaciya: koncepty, postulaty, gipotezy.

(Razmychleniya po povodu primenimosti tranzitologiheskoj paradigm pri izuchenii postkommunisticheskih transformacii). [Democratization: concepts, postulates,

hypotheses. (Reflections on the applicability of transitology paradigm in the study of post-communist transformations)]. Polis. [Polis], no. 4 (2004): 6-27.

10. Cohen J.L., Arato E. Grazhdanskoe obczhestvo i politicheskaya teoriya. [Civil society and political theory]. Moscow, 2003. 784 p.

11. Makkiavelli N. Gosudar. Iskusstvo strategii [Sire. The Art of strategy]. Moscow, 2008. 672 p.

12. Montesk'e Sh.-L. O duhe zakonov [The Spirit of Laws]. Moscow, 1999.

672 p.

13. Platon. Gosudarstvo [The State]. Politika. Nauka ob ypravlenii

gosydarstvom [Policy. The science of running the state]. Moscow, 2003. pp. 7- 306.

14. Solov'ev A.I. Civilizaciya versus politika. Rossiiskie illyustracii

[Civilization versus politics. Russian illustrations]. Vlast' [Power], no. 8 (2007): 10-

11.

15. Habermas J. Filosofskij diskurs o moderne [The philosophical discourse on modernity]. Moscow, 2003. 416 p.

16. Schmidt D. Kakoe grazhdanskoe obczhestvo suchestvuet v Rossii ? [What is civil society exists in Russia?]. Pro et kontra [Pro et contra], no. 1 (2006): 8-12.

17. Almond G., Verba S. The Civil Culture. Boston, 1963. 421 p.

18. Bell C., O’Rourke C. The People’s Peace? Pease Agreements, Civil Society, and Participatory Democracy. International Political Science Review, no. 28 (2007): 293-324.

19. Dahl R., Stinebrickner B. Modern Political Analysis. Englewood Cliffs, 2002. 172 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Галкина Елена Вячеславовна, доктор политических наук, доцент, профессор кафедры политологии и социологии

Северо-Кавказский Федеральный университет

просп. Кулакова, 2, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355029, Россия e-mail: galkina_e@rambler.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Galkina Elena Vyacheslavovna, Dr. of Polit. Sc., Docent, Professor of Political Science and Sociology Department

North-Caucasian Federal University

2, Kulakova Street, Stavropol, Stavropol Region, 355029, Russia e-mail: galkina_e@rambler.ru

Рецензент:

Герман Роман Эдуардович, канд. ист. наук, доцент (Филиал РГСУ в г.Ставрополе)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.