УДК 323.21
Галкина Елена Вячеславовна
Galkina Elena Vyacheslavovna
доктор политических наук, доцент, профессор кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Гуманитарного института
Северо-Кавказского федерального университета
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ДИСКУССИИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ [1]
D.Phil. in Political Science, Professor, Foreign History, Political Science and International Relations Department, Liberal Arts Institute, North Caucasus Federal University
THE SOCIAL POLICY OF THE MODERN RUSSIAN STATE: CONCEPTUAL DEBATES AND FUNCTIONING PROBLEMS [1]
Аннотация:
В статье представлен анализ деятельности современного социального государства в системе приоритетов государственной власти Российской Федерации. Автором проанализированы новые концепции социальной политики в отечественной политической науке. Особо отмечено, что современный диалог государства и гражданского общества, безусловно, проходит через призму социальной политики, где акцент ставится на укреплении среднего класса, поддержке различных слоев населения, молодежи и др.
Ключевые слова:
социальная политика, государство, гражданское общество, население, средний класс, социальная структура, бедность, политическая партия, общественные организации, некоммерческие организации.
Summary:
The article analyzes the modern welfare state in the context of priorities of the state authorities of the Russian Federation. The author reviews the new conceptions of the social policy in the national political science. It is emphasized, that the modern dialogue between the state and the civil society is certainly carried out in the framework of the social policy focusing on the strengthening of the middle class, support of different population groups, including young people and others.
Keywords:
social policy, state, civil society, population, middle class, social structure, poverty, political party, public organizations, non-profit organizations.
Социальная политика является чрезвычайно важной сферой общественного развития, которая затрагивает интересы подавляющего большинства граждан. Она предствляется социально ответственной сферой, здесь учитываются интересы как малообеспеченных слоев населения - инвалидов, матерей-одиночек, пожилых граждан, так и молодого поколения.
Ключевая роль среди различных социальных институтов принадлежит государству. Его роль настолько значительна в любом обществе с различными политическими системами и режимами, что отдельно выделяют государственную социальную политику по обеспечению жизненно важных условий (стандартов) и по обеспечению интересов различных социальных групп населения.
В современной России указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. было образовано Министерство труда и социальной защиты РФ, которое напрямую занимается соответствующими проблемами в сфере социальной политики. Оно курирует вопросы, связанные с установлением минимального прожиточного минимума населения, пособий по безработице, обеспечением инвалидов и матерей одиночек и т. д., проводит работу по взаимодействию с социально ориентированными некоммерческими организациями (НКО) (преимущественно с 2014 г.).
К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации не приходится говорить о сильной социальной политике - существуют значительные трудности в этой сфере. Растет число бедных, увеличивается пропасть между ними и богатыми; проблемы формирования среднего класса -основы любого общества - в современной России встают достаточно остро.
Однако нельзя обойти стороной и вклад гражданского общества в функционирование социальной политики, здесь и общественные организации и движения, активность политических партий (преимущественно парламентских партий), некоммерческие организации, бизнес-сообщество, неравнодушное к социальным проблемам малозащищенных слоев населения и др.
Институты гражданского общества приходят на помощь гражданам в обеспечении достойной жизни, создании стабильности в социальной сфере. Это зафиксировано в программах политических партий (преимущественно «левых» и «центристских»), уставах общественных организаций и движений (преимущественно социальной направленности), программах бизнес-сообще-
ства, проведения благотворительных акций, деятельности волонтерских движений. Только помощи социально незащищенным слоям населения явно недостаточно в современных условиях. Государство в этом направлении заинтересовано в поддержке гражданского общества, которое, к сожалению, в Российской Федерации достаточно пока слабое и неактивное [2, с. 14-15].
Поэтому действительно актуальной ставится проблема изучения особенностей проведения социальной политики в современной России в условиях нестабильного социума и угроз со стороны мирового сообщества.
Начиная с 90-х гг. XX в. появились новые концепции осмысления социальной политики. Так, по мнению профессора Г.П. Сопова, социальная политика - это «целенаправленная деятельность государства и других политических институтов по созданию благоприятных условий жизни людей и реализации их межличностных отношений» [3, с. 590].
С точки зрения экономистов, профессоров Н.А. Волгина и Б.В. Ракитского, социальная политика - это взаимоотношения основных элементов социальной структуры (классов, социальных групп, общностей) по поводу сохранения и изменения социального происхождения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей [4, с. 280-281].
Исследования российских ученых, таких как А.М. Жаворонков, В.И. Ларин, С.В. Патрушев, Г.А. Пядухов, А.Ю. Сунгуров, А.И. Сухарев и др. [5; 6; 7], обращены на сотрудничество некоммерческих организаций (в том числе социальной направленности) с органами государственной власти. Технологии такого взаимодействия рассмотрены также в работах Т.А. Васильевой, С.А. Гладковой, Е.В. Галкиной, Л.Е. Ильичевой, Г.В. Косова, С.В. Рогачева, Е.Е. Рябцевой и др. [8; 9; 10]. Ими использовалась методология институционализма и неоинституционализма для исследования природы политических партий, некоммерческих организаций социальной направленности.
Согласно неоинституционализму, институты гражданского общества имеют некоммерческий характер деятельности, преимущественно добровольческий потенциал активности. Принципиально новым направлением в изучении гражданского общества является концепция политических сетей, в том числе и в сфере социально ориентированной политики. В этом направлении выделяются оригинальные работы исследователей С.Г. Айвазовой, Л.Я. Машезерской, Т.В. Павловой, П.В. Панова, С.В. Патрушева, В.Д. Нечаева, А.Д. Хлопина и др. [11; 12].
Политологи рассматривают такие новые направления в изучении социальной политики, как проблемы институциональной демократии, легитимности политической власти и социальной политики (Г.И. Авцинова, В.В. Юдаев, РГСУ; Е.В. Галкина, СКФУ, г. Ставрополь), социальная политика как патрон-клиентские отношения (У.И. Сересова, Академия социального управления), социальная мобильность и проблемы политического регулирования (А.Е. Шапаров, Архангельский ГТУ), стратегической управление как новая парадигма социальной политики (А.Л. Гуторова, РГСУ), региональные аспекты социальной политики (В.И. Вакурина, г. Можайск), парламентские выборы и значение социальной политики (В.В. Юдаев, РГСУ; Г.В. Косов, Пятигорский государственный лингвистический университет), проблемы социализации молодежи в условиях социально-политического развития России (О.П. Копичникова, РГСУ; М.М. Шульга, СКФУ, г. Ставрополь) и др. [13].
Социальная политика - это одна из важных составляющих элементов общественного развития любого общества, особенно находящегося на стадии постсовременного развития (так называемого постмодернити).
Обращаясь к научным определениям социальной политики, подчеркивающим ее сущность, отметим, что распространены и другие определения социальной политики, делающие акцент на ее содержательных характеристиках и формах. Например, часто социальную политику сводят к совокупности мер или мероприятий, направленных на обеспечение тех или иных параметров социального положения. Нередко социальную политику ограничивают деятельностью государства, забывая о деятельности институтов и организаций гражданского общества (некоммерческих организаций, фондов и ассоциаций социально-политической, экономической направленности).
Согласно марксистской трактовке, социально-политические отношения в обществе не могут существовать обособленно, они представляют собой сложную общественную форму всех без исключения экономических, хозяйственных, образовательных, культурных, потребительских процессов и естественно связаны с конкретными интересами классов, социальных групп, общностей. И в изучении социальной политики марксисты уделяли первостепенное значение государству.
Для содержательного раскрытия современной социальной политики следует учитывать реально действующие и социально пассивные субъекты; их цели, стратегии и приоритеты; состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп) и параметры их социального положения; место государства и гражданского общества в социальной политике; устойчивые тенденции и векторы социального развития; степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы его стабильности - нестабильности и др. [14, с. 280-281].
Политика непосредственно отражает все стороны общественной жизни. В современных условиях России социальная политика, на наш взгляд, должна быть направлена на создание «среднего класса» - как основы стабильного демократического общества.
Если на Западе (точнее, в США, Канаде и странах ЕС) самым многочисленным является средний класс как базис устойчиво развивающегося гражданского общества, который постепенно поглощает крайние классы, то в Российской Федерации самым многочисленным является, к сожалению, низший класс [15].
Социальное государство возникает не стихийно, а на основе целенаправленной политической стратегии. Объективными предпосылками его становления и развития выступают социально ориентированные экономика, правовое государство, предусматривающее эффективные гражданские, трудовые, социальные и другие законодательства. Поэтому социальное государство начинает возникать в условиях индустриального общества и достигает высокого уровня развития на постиндустриальной стадии развития (постмодерна).
Существенным показателем результативности активной социальной политики в условиях социального государства является высокая доля расходов на социальные нужды в структуре ВВП развитых стран, которая в настоящее время по Западной Европе составляет 50 % [16, с. 258].
Исторический и политический опыт показал, что социальное государство и присущая ему активная социальная политика возникают и действуют как в республиках, так и в конституционных монархиях, как в парламентских, так и в президентских республиках, как в унитарных, так и в федеративных странах [17, с. 61-62].
Характеризуя формы социальной политики, выделим следующие из них: реактивную, пассивную и активную. Так, реактивная форма распространена в странах с невысоким уровнем социально-экономического развития и выражается в эпизодическом решении государством острых социальных проблем, нерешенность которых составляет угрозу существующему политическому режиму. Государство в рамках данной формы социальной политики действует по принципу «стимул - реакция» (отсюда и название - «реактивная»).
Пассивную социальную политику характеризует декларативное признание государством ее значения и общественного статуса. Однако в своей практической политике государство отводит социальной сфере второстепенное место. Более того, финансирование социальных программ в рамках такой социальной политики подчас осуществляется на основе социального принципа, а благосостояние граждан остается на невысоком уровне. Поэтому отсутствие реального роста уровня жизни в таких условиях государство старается компенсировать чрезмерной политической риторикой и пропагандистскими мерами.
Активная форма социальной политики характерна для высокоразвитых стран современного мира. Реализация такой политики связана с процессом становления во второй половине XX столетия в целом ряде западных стран социального государства (государства всеобщего благоденствия), а позднее и общества всеобщего благоденствия [18, с. 259].
Представляется, что для современной России характерна преимущественно реактивная социальная политика, особенно в условиях экономического кризиса и давления санкций со стороны стран ЕС, Канады, США и др.
В заключение отметим, что в современных условиях у государства появляются новые проблемы и функции. Разрабатываются и утверждаются очередные социальные программы (по социальной поддержке граждан, по содействию занятости населения, по доступной среде и др.), в том числе и долгосрочные - до 2025 и 2035 гг. Основой таких программ является поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации, и социальные обязательства государства здесь должны выполняться полностью. Так, необходимо создание организационно-правовых условий для развития и укрепления отношений между различными формами собственности. Также планируется повысить роль негосударственного сектора НКО в предоставлении социальных услуг. Укажем важность развертывания и укрепления диалога государства и институтов гражданского общества в поддержку демократических основ социальной политики.
Ссылки и примечания:
1. Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 15-03-00369).
2. Галкина Е.В. Гражданское общество в политическом пространстве современной России : дис. ... д-ра полит. наук. Краснодар, 2010. 370 с.
3. Политическая социология / отв. ред. Г.П. Сопов. Ростов н/Д., 2001. 640 с.
4. Социальная политика : толковый словарь. 2-е изд., дораб. / отв. ред. д. э. н., проф. Н.А. Волгин, проф. Б.В. Ракитский. М., 2002. 456 с.
5. Пядухов Г.А., Ларин В.И., Жаворонков А.М. НКО и межсекторное взаимодействие на муниципальном уровне. Пенза, 2006.
6. Сухарев А.И. Институциональная НПО-политика: роль и функции неправительственных, некоммерческих организаций в современном мире // Безопасность Евразии. 2005. № 2. С. 457-463.
7. Тезисы докладов. V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы». Москва, 20-22 ноября 2009 г. / отв. ред. О.В. Гаман-Голутвина, О.Ю. Малинова, С.В. Патрушев. М., 2009. 480 с.
8. Государство, бизнес, общество: проблемы оптимизации взаимодействия / под ред. Л.Е. Ильичевой М., 2010. 296 с.
9. Рогачев С.В. Социальная консолидация общества: механизм межсекторного ресурсного взаимодействия // Государство, НКО и бизнес: процесс взаимодействия : материалы междунар. науч.-практ. конф. / ред. кол.: Т.А. Васильева, С.А. Гладкова. М., 2007. С. 20-33.
10. Общество безопасности как альтернатива обществу риска : монография / Косов Г.В. [и др.]. М., 2006. 210 с.
11. Власть и народ в России: повседневные практики и проблема универсализации институционального порядка / С.В. Патрушев [и др.] // Полития. 2003. № 2. С. 54-79.
12. Роль институтов гражданского общества в демократизирующихся политических системах / под ред. В.Д. Нечаева. М., 2007. 128 с.
13. Тезисы докладов ... С. 98-135.
14. Социальная политика ... С. 280-281.
15. Бараш Р.Э. Гражданское общество как пространство свободы [Электронный ресурс]. URL: http:// www.civisbook.ru (дата обращения: 11.08.2015).
16. Политология : учебное пособие / под ред. Н.П. Медведева, Г.В. Косова, Е.В. Галкиной. Ставрополь, 2007. 440 с.
17. Галкина Е.В. Концептуальный анализ современных моделей гражданского общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 8-1. С. 61-63.
18. Политология. С. 259.
References and notes:
1. This article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Humanities (grant № 15-03-00369).
2. Galkina, EV 2010, Civil society in the political space of modern Russia: D.Phil. thesis, Krasnodar, p. 370.
3. Sopov GP (ed.) 2001, Political Sociology, Rostov n / d., p. 640.
4. Volgin, NA & Rakitskiy, BV 2002, Social policy: Dictionary, 2nd ed., Moscow, p. 456.
5. Pyadukhov, GA, Larin, VI & Zhavoronkov, AM 2006, NGOs and inter-sectoral cooperation at the municipal level, Penza.
6. Sukharev, AI 2005, 'Institutional NGO policy: the role and function of non-governmental, non-profit organizations in the modern world', Security of Eurasia, no. 2, pp. 457-463.
7. Gaman-Golutvina, OV, Malinova, OJ & Patrushev, SV (eds.) 2009, Abstracts. V All-Russian Congress of Political Scientists "Changes in policy and policy changes: strategies, institutions, actors." Moscow, November 20-22, 2009, Moscow, p. 480.
8. Ilicheva, LE (ed.) 2010, The state, business and society: problems of optimization of interaction, Moscow, p. 296.
9. Rogachev, SV 2007, 'Social consolidation of society: the mechanism of inter-sectoral cooperation', Resource state, NGOs and business: interaction process: Proceedings of the international. scientific and practical. conf.. Moscow, pp. 20-33.
10. Kosov, GV 2006, Social security as an alternative to public risk: monograph, Moscow, p. 210.
11. Patrushev, SV 2003, 'The authorities and the people in Russia, everyday practices and the problem of the universalization of the institutional order', Watered, no. 2, pp. 54-79.
12. Nechayev, VD (ed.) 2007, The role of civil society in democratizing political systems, Moscow, p. 128.
13. Gaman-Golutvina, OV, Malinova, OJ & Patrushev, SV (eds.) 2009, Abstracts. V All-Russian Congress of Political Scientists "Changes in policy and policy changes: strategies, institutions, actors." Moscow, November 20-22, 2009, Moscow, pp. 98-135.
14. Volgin, NA & Rakitskiy, BV 2002, Social policy: Dictionary, 2nd ed., Moscow, pp. 280-281.
15. Barash, RE 2015, Civil society as a space of freedom, retrieved 11 August 2015, <http: // www.civisbook.ru>.
16. Medvedev, NP, Kosov, GV & Galkina, EV (eds.) 2007, Politics: Textbook, Stavropol, p. 440.
17. Galkina, EV 2012, 'Conceptual analysis of modern models of civil society', Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and practice, no. 8-1, pp. 61-63.
18. Medvedev, NP, Kosov, GV & Galkina, EV (eds.) 2007, Politics: Textbook, Stavropol, p. 259.