Научная статья на тему 'УКРЕПЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ'

УКРЕПЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поворот на Восток / международное сотрудничество / энергоресурсы / восточноазиатские государства / turn to the East / the international cooperation / energy resources / East Asian states

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Егоров Владимир Сергеевич

В статье рассматривается современное состояние экономических отношений Российской Федерации с государствами Восточной и Юго-Восточной Азии. Особое внимание уделено анализу проблемных вопросов и рассмотрению дальнейших перспектив сотрудничества в этих регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING ECONOMIC RELATIONS THE RUSSIAN FEDERATION WITH THE STATES EAST AND SOUTHEAST ASIA

The article examines the current state of economic relations between the Russian Federation and the states of East and Southeast Asia. Special attention is paid to the analysis of problematic issues and consideration of further prospects for cooperation in these regions.

Текст научной работы на тему «УКРЕПЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ»

УДК 339.97

укрепление экономических

отношений российской федерации с государствами восточной и юго-восточной азии

Егоров Владимир Сергеевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, главный специалист научно-исследовательского отдела; Санкт-Петербургский государственный технологический институт, магистрант 2 курса кафедры менеджмента и маркетинга, e-mail: vs-egorov-spb@yandex.ru

В статье рассматривается современное состояние экономических отношений Российской Федерации с государствами Восточной и Юго-Восточной Азии. Особое внимание уделено анализу проблемных вопросов и рассмотрению дальнейших перспектив сотрудничества в этих регионах

Ключевые слова: поворот на Восток; международное сотрудничество; энергоресурсы; восточноази-атские государства

strengthening economic relations the russian federation with the states east and southeast asia

Egorov Vladimir S.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Chief Specialist of the Research Department; St. Petersburg State Institute of Technology, 2nd year Master's student of the Department of Management and Marketing, e-mail: vs-egorov-spb@yandex.ru

The article examines the current state of economic relations between the Russian Federation and the states of East and Southeast Asia. Special attention is paid to the analysis of problematic issues and consideration of further prospects for cooperation in these regions

Keywords: turn to the East; the international cooperation; energy resources; East Asian states

Для цитирования: Егоров В.С. Укрепление экономических отношений Российской Федерации с государствами Восточной и Юго-Восточной Азии // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 4(88). С. 74-78.

После распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР) его правопреемником стала Российская Федерация, унаследовав место в ООН, получив большую часть находящейся на территории СССР и за его рубежом собственности, а также взяв на себя весь его внешний долг. Однако молодое государство в начале 1990-х гг. получило еще и выстроенные в период СССР дипломатические и социально-экономические связи с большинством государств мира в целом, а также Восточной и Юго-Восточной Азии (восточноазиатские государства) в частности.

До 2010-х гг. развитию отношений с вос-точноазиатскими государствами не предавалось стратегического значения, в связи с чем темпы развития двусторонних отношений оставались невысокими, затрагивая только основные торгово-экономические вопросы. Однако в связи с пересмотром отношений со странами Европы и Северной Америки (западные государства), вызванным необходимостью принятия ответных шагов на угрожающие национальной безопасности действия со стороны приграничных с Россией западных государств, с 2014 г. усиливается политика «поворота на Восток», предполагающая ускоренные темпы развития отношений с восточноазиат-скими государствами [1].

Дополнительные стимулы развития данных двусторонних отношений были получены в рам-

ках восстановления национальной экономики после последствий, вызванных пандемией корона-вируса SARS-CoV-2, а также благодаря введенным в 2022 г. ограничительным мерам в отношении национальной экономики, банковского сектора, отечественных компаний и физических лиц со стороны западных государств, приостановке деятельности ряда иностранных компаний, выводу иностранными инвесторами своих капиталов из ряда осуществляемых на территории России инновационных проектов. В связи с этим государством, научным и бизнес-сообществами осуществляется переориентация всех имеющихся направлений сотрудничества на Восток.

Для многих стран Российская Федерация и восточноазиатские государства являются экономически важными партнерами. Ряд азиатских государств оказывают влияние как на региональную экономику, так и на развитие мировых экономических отношений, поскольку ведут активную инвестиционную деятельность в проектах иностранных государств, а также являются крупнейшими экспортерами товаров, работ и услуг [2].

Российская Федерация также является важным экономическим и стратегическим партнером, оказывающим все большее влияние не только на процессы своего региона, но и мира. Государство обладает развитой промышленной базой, высоким уровнем научно-технического потенциала,

Таблица

Внешняя торговля Российской Федерации в период 2014-2022 гг., млрд долл. США [3]

Годы Показатель ^^^ 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Мир 784,42 526,26 468,10 585,23 688,99 668,68 569,43 786,63 694,45

Восточноазиатские страны 21,43 13,70 13,57 18,33 19,57 17,34 15,69 19,98 23,71

Китайская Народная Республика 88,27 63,55 66,03 86,97 108,25 111,46 104,20 141,60 163,82

а также значительными запасами природных ресурсов.

В связи с этим экономические процессы, происходящие как в России, так и восточноазиат-ских государствах, и вызванные рядом факторов (технологическим прогрессом, увеличением международной торговли, проводимыми реформами), означают изменения систем производства, распределения и потребления товаров и услуг, которые оказывают влияние на уровень развития и процветания этих государств.

Исходя из данных, представленных в таблице, можно заключить, что тренд внешней торговли Российской Федерации за 2014-2022 гг. показал положительное значение, несмотря на оказываемое на внешнюю торговлю влияние введенных со стороны западных государств экономических и политических санкций, валютного кризиса 2014-2015 гг., а также последствий, вызванных пандемией коронавируса SARS-CoV-2. В 2017-2018 гг. отмечается планомерное восстановление стоимостного показателя внешней торговли, который стал возможен благодаря наращиванию объемов экспортно-импортных операций между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.

В рассматриваемом периоде внешняя торговля Российской Федерации с восточноазиат-скими государствами базировалась в основном с государствами, с которыми были ранее заключены торговые соглашения в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Так, доля Республики Вьетнам во внешнеторговых отношениях с Россией увеличилась в указанном периоде почти в 2 раза (с 17,5 % до 32,3 %) [4], в частности благодаря тому, что Республика Вьетнам позиционирует взаимоотношения с нашей страной в статусе «всеобъемлющего стратегического партнерства», что позволило товарообороту к концу 2021 г. выйти на уровень 7,1 млрд долл. США. Это стало возможным вследствие оказания поддержки во внутренних процессах - борьба с последствиями пандемии из-за распространения коронавируса SARS-CoV-2, развитие в сфере циф-ровизации и др.

Однако в этом же временном промежутке доля Республики Сингапур, наоборот, сократилась почти в 3 раза (с 28,7 % до 10,6 %) по при-

чине отрицательной конъюнктуры мирового нефтяного рынка, топливно-сырьевой ориентации российского экспорта, а также в связи с введенными Республикой Сингапур торговыми и финансовыми ограничениями в отношении России. В связи с этим можно предположить, что в ближайшее время говорить об изменении ситуации в положительную сторону между государствами не приходится.

Рассмотрим динамику экспорта и импорта Российской Федерации с 2014 г. (с момента начала «поворота на Восток») по 2022 г. Данный период, как уже было отмечено выше, охватывает влияние введенных со стороны западных государств экономических и политических санкций, валютного кризиса 2014-2015 гг., а также последствий, вызванных пандемией коронавируса SARS-CoV-2.

Так, 2022 год ознаменовался некоторым изменением в товарной структуре экспорта и импорта Российской Федерации.

Совокупный рост отечественного экспорта остановился на отметке в 20 %. При этом по группе 31 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС «Удобрения» - 61 %, по группе 27 «Минеральное топливо, нефть и продукты их переработки; битумные вещества; минеральные воски» экспорт смог достигнуть отметки в 37 %, по группе 10 «Злаки» - 19 %. Однако по некоторым группам к концу 2022 г. было зафиксировано снижение экспорта: группа 44 «Древесина и из-делия из нее; древесный уголь» - 24 %, группа 72 «Черные металлы» - 18 %.

При сокращении в 2022 г. отечественного импорта его товарная структура сохранилась в рамках нескольких групп ТН ВЭД ЕАЭС [6], на долю которых приходится практически 50 % совокупного импорта нашей страны:

- группа 30 «Фармацевтическая продукция»;

- группа 39 «Пластмассы и изделия из них»;

- группа 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части»;

- группа 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности»;

- раздел XVII (группы 86-89) Средства

Динамика экспорта и импорта Российской Федерации в период 2014-2022 гг., млрд долл. США (составлено автором на основе данных [5])

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

- -Экспорт - -Импорт

наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование.

Политические и экономические курсы России до 2022 г. были ориентированы на географическое расширение зон торгового сотрудничества, однако после введения ограничительных мер со стороны недружественных государств реализация данного процесса была затруднена. В новых геополитических условиях диверсификация экспорта имеющихся у Российской Федерации ресурсов, а также кардинальное снижение зависимости от рынков западных государств стали одними из первоочередных задач. При этом ориентация торговых связей исключительно с восточноазиат-скими государствами ставит Российскую Федерацию в некоторое невыгодное положение, в котором торговые партнеры будут иметь возможность диктовать выгодные только им условия двустороннего сотрудничества.

Необходимые стратегические векторы политики «поворота на Восток» были обозначены уже в начале второй половины 2022 года [7]. Правительством Российской Федерации были определены задачи по серьезной экспортной диверсификации за счет ориентирования на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, при этом не забывая о развитии имеющихся торговых связей с дружественными странами на уже освоенных площадках. Для этого требуется сделать уклон на комплексное развитие транспортной инфраструктуры страны [7].

Среди первоочередных задач, стоящих перед отечественным энергетическим сектором, необходимо решить вопрос о развитии собственного производства сжиженного природного газа с целью повышения уровня мобильности отечественных

ресурсов и расширения возможностей для выхода на новые рынки сбыта. Многие эксперты уже пришли к выводу о том, что одним из динамично развивающихся пространств мира и крупнейших макрорегионов планеты являются восточно-азиатские государства, которые планомерно становятся одним из центров тяжести мировых экономических и политических отношений, представляя собой крупнейший рынок сбыта товаров и услуг. Данный регион является одним из примеров практического взаимодополнения в таких сферах, как энергетика и экономика. Однако не стоит забывать, что все восточноазиатские государства являются не только потенциальными партнерами нашей страны, но и конкурентами на других мировых рынках.

В условиях новых геополитических реалий, которые только начались и продлятся еще несколько десятилетий, прежнее полноценное сотрудничество нашей страны с западными государствами уже не представляется возможным. В связи с этим остро стоит вопрос поиска новых партнеров и рынков. Важнейшим и стратегическим партнером России среди восточноазиатских государств остается Китайская Народная Республика, на долю которой в настоящий момент приходится основная часть внешней торговли в этом регионе. Однако не стоит забывать, что Китайская Народная Республика не является панацеей от всех проблем, при этом также нецелесообразно менять зависимость от рынков западных государств на зависимость от китайского рынка. При этом стоит обратить внимание, что в соответствии с энер-гети-ческой политикой Китайской Народной Республики и в целях обеспечения энергетической безопасности она не собирается допускать ситуа-

цию, при которой будет полностью зависеть от импорта энергетических ресурсов той или иной страны. В связи с этим не приходится однозначно рассчитывать, что будет происходить значительное увеличение поставок отечественных энергоресурсов в Китайскую Народную Республику в большей степени на выгодных для нас условиях.

Согласно аналитическому прогнозу, Российской Федерации предстоит поиск новых выгодных рынков сбыта ресурсов, которые ранее экспортировались в западные страны. Быстрая переориентация на азиатские рынки достаточно проблематична по причине больших расстояний до потенциальных рынков, которые затрудняют строительство соответствующей инфраструктуры (например, строительство трубопроводов). Стоит отметить, что существующие поставки энергоресурсов в Китайскую Народную Республику, находящиеся на этапах реализации и контрактации, а также планируемые к вводу в эксплуатацию, смогут покрыть только менее трети поставляемого в западные страны до 2022 года объема.

Дополнительно энергетическим компаниям в ближайшее время следует обратить внимание на другие восточноазиатские государства, дипломатические и экономические отношения с которыми развиты не так сильно, как с основными игроками региона. Ожидается, что энергетический переход в восточноазиатских странах будет происходить более медленными темпами, чем в Европе и других регионах, учитывая ожидаемый экономический рост и увеличение спроса на энергоресурсы в ближайшем будущем. Однако энергоресурсы должны быть доступными и надежными для новых рынков, чтобы они стали неким переходом к новому сотрудничеству и справедливому энергетическому переходу.

Ряд проведенных исследований показывает, что Россия могла бы войти в число крупнейших экспортеров технологий в ряде энергетических областей для некоторых развивающихся восточ-ноазиатских государств, поскольку большинство крупных российских компаний обладают опытом и необходимыми компетенциями в данной сфере. Стоит заметить, что вместе с этим такое сотрудничество будет способствовать диверсификации источников формирования государственного бюджета нашей страны и открытию новых рынков сбыта. Целесообразно также развивать сотрудничество в сфере разработки перспективных технологий и материалов для возобновляемой энергии с теми восточноазиатскими государствами, которые уже имеют значительные успехи в развитии собственного научно-технического потенциала. Однако для такого сотрудничества в сфере инновационных технологий необходимо создание стабильных и устойчивых условий по привлечению необходимых финансовых ресурсов при реализации инновационных проектов внутри страны. При этом немаловажным являются

процессы, связанные с разработкой и реализацией необходимых механизмов поддержки, начиная с самых ранних стадий разработки. Осуществление этих планов даст возможность появлению новым импульсам для развития разных отраслей экономики и общества.

Политика «поворота на Восток» стала ответной реакцией на действия западных государств с целью минимизации негативного влияния с их стороны. В рамках данной политики осуществляется последовательное внедрение ряда мер, направленных на развитие и углубление торговых контактов России с восточноазиатскими государствами. Однако для применения этих мер необходимо использование всех финансовых и административных ресурсов заинтересованных стран (например, введение дополнительных тарифных, налоговых преференций) с целью упрощения взаимодействия таможенных служб.

Российская Федерация и восточноазиатские государства все больше наращивают взаимовыгодное сотрудничество, которое базируется на обмене разного рода ресурсов, развитии культурных связей, а также на укреплении сотрудничества в сфере военной и информационной безопасности. Двустороннее влияние в международных отношениях становятся все отчетливее, что позволяет предполагать дальнейшее сотрудничество на благо укрепления стабильности в наших регионах. Стоит еще раз отметить, что на данный момент ключевым партнером среди восточноазиатских государств является Китайская Народная Республика, однако при этом с другими странами региона есть все возможности для взаимовыгодного сотрудничества.

Среди уже достигнутых результатов взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и восточноазиатскими государствами можно отметить следующее:

- привлечение инвестиций, способствующих развитию инфраструктурных проектов, созданию рабочих мест, повышению уровня жизни граждан;

- технологический обмен, влияющий на развитие таких направлений, как транспорт, туризм, информационная безопасность, сельское хозяйство;

- увеличение товарооборота, способствующего экономическому росту;

- укрепление и развитие дипломатических отношений, открывающих новые возможности для двустороннего сотрудничества;

- развитие науки и образования;

- возможность обсуждения важных вопросов и принятия совместных решений и др.

Подводя итог, следует отметить, что Российская Федерация и восточноазиатские государства имеют благоприятную почву для развития и сотрудничества, которое основано на взаимопонимании, уважении, стабильности и приносит пользу и новые возможности всем сторонам.

Библиографический список:

1. Степанов Н.С. Экономическая политика России в отношении стран Восточной и Юго-Восточной Азии // Дискуссия. 2018. № 3 (88). С. 100-108.

2. Елисеева М.В. Перспективы развития торгового сотрудничества России со странами Юго-Восточной Азии и Китаем // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 9. С. 33-40.

3. Отношения России и Азии в формирующемся международном порядке [Электронный ресурс] // Клуб «Валдай». URL: https://ru.valdaiclub.eom/a/ highlight s/otnosheniya-ro ssii-i-azii-v-mezhdu-narodnom-poryadke/.

4. Проблемы и перспективы энергетического сотрудничества России со странами Восточной Азии [Электронный ресурс] // Энергетическая политика. URL: https://energypolicy.ru/problemy-i-perspektivy-

energeticheskogo-sotrudnichestva-rossiiso-stranami-vostochnoj-azii/regiony/2023/11/16/.

5. Структурные сдвиги во внешней торговле России [Электронный ресурс] // Российской совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/columns/sanctions/ strukturnye-sdvigi-vo-vneshney-torgovle-rossii/.

6. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности: коды 2023 года, расшифровка [Электронный ресурс] // Общероссийские классификаторы. URL: https://classifikators.ru/tnved.

7. Комплексный план действий по реализации стратегического партнерства между Российской Федерацией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (2021-2025 годы) [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www. kremlin.ru/supplement/5726.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.