Научная статья на тему 'Стратегические интересы России в контексте присоединения к деятельности Восточноазиатского саммита'

Стратегические интересы России в контексте присоединения к деятельности Восточноазиатского саммита Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
280
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РОССИЯ / ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ САММИТ / ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СИБИРЬ И ДА ЛЬНИЙ ВОСТОК / STRATEGY / RUSSIA / EAST ASIA / EAST ASIAN SUMMIT / TRADE RELATIONS / INVESTMENT COOPERATION / SIBERIA AND FAR EAST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арапова Екатерина Яковлевна

В статье рассмотрены стратегические цели внешнеэкономической политики России в Восточной Азии в условиях перехода к инновационной модели развития. Подробно раскрыты наиболее перспективные направления сотрудничества с основными партнерами России в регионе (Китаем, Японией, Республикой Корея и странами, входящими в Ассоциацию государств Юго-восточной Азии). А втором так же проанализированы крупнейшие инвестиционные проекты в отдельных регионах России, таких как Сибирь и Да льний Восток, реализуемых совместно с азиатскими партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические интересы России в контексте присоединения к деятельности Восточноазиатского саммита»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНО ПРЕНИЯ

Стратегические интересы России в контексте присоединения к деятельности Восточноазиатского саммита

В статье рассмотрены стратегические цели внешнеэкономической политики России в Восточной Азии в условиях перехода к инновационной модели развития. Подробно раскрыты наиболее перспективные направления сотрудничества с основными партнерами России в регионе (Китаем, Японией, Республикой Корея и странами, входящими в Ассоциацию государств Юго-восточной Азии). Автором также проанализированы крупнейшие инвестиционные проекты в отдельных регионах России, таких как Сибирь и Дальний Восток, реализуемых совместно с азиатскими партнерами.

Ключевые слова: стратегия, Россия, Восточная Азия, Вос-точноазиатский саммит, торговые связи, инвестиционное сотрудничество, Сибирь и Дальний Восток.

Сегодня выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) является одной из приоритетных задач внешнеэкономической политики России, что объясняется, в первую очередь, высокими темпами экономического роста азиатских стран по сравнению с Европейскими государствами или странами Северной Америки. Россия участвует в расширении сотрудничества и интеграции со странами АТР по многим направлениям: активно работает в форуме АТЭС, готовится к председательству в этом форуме в 2012 году и саммиту, который состоится в сентябре 2012 года во Владивостоке, Министерство экономического развития Российской Федерации проводит «апробацию формата ЗСТ со странами АСЕАН в ходе консультаций о целесообразности заключения соглашения о ЗСТ между странами Таможенного союза и Вьетнамом» [1]. Одним из главных доказательств «движения России на Восток» является то, что в 2010 году она была приглашена к участию в Восточ-ноазиатском саммите (ВАС) в качестве полноправного партнера. Однако открытым остается вопрос: какое место займет Россия в отношениях с азиатскими государствами и какая роль ей отведена («великой сырьевой державы» или полноценного партнера, в том числе и в сфере высоких технологий).

© Арапова Е.Я., 2011

Е.Я. Арапова

Одним из основных правовых документов, определяющих цели и направления внутреннего экономического развития и внешнеэкономической политики России является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [2]. В связи с активизацией движения России «на Восток» экспертами Российского национального комитета Азиатско-Тихоокеанского совета сотрудничества по безопасности (АТССБ) к июлю 2010 года была разработана Тихоокеанская стратегия России. По мнению экспертов Российского национального комитета АТССБ, «путь интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион — это интенсивное экономическое и социальное развитие Сибири и Дальнего Востока в рамках единого индустриально-промышленного комплекса Российской Федерации. Поэтому именно сюда надо в первоочередном порядке направлять инвестиции, инновационные и людские ресурсы, создавать для этого соответствующие условия» [3].

Таким образом, расширение торговых и инвестиционных связей России со странами Восточной Азии (в особенности тремя государствами Северо-Восточной Азии) призвано способствовать повышению уровня экономического развития не только страны в целом, но и ее отдельных регионов, таких, как Сибирь и Дальний Восток. В связи с этим еще одним важным документом выступает «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и байкальского региона на период до 2025 года», которая стала дополнением «Специальной федеральной программы экономического и социального развития Дальнего Востока и региона Байкал до 2013 года», а также принятая Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», включающая в себя подпрограмму «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе», в ходе реализации которой 58% финансирования будет направлено на развитие транспортного комплекса [14].

На совещании в Хабаровске в мае 2009 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев заявил о том, что Дальний Восток является одним из ключевых приоритетов в экономическом развитии России, а развитие этого российского региона напрямую зависит от расширения экономического и социального сотрудничества со странами Восточной Азии, особенно такими, как Китай, Япония и Республика Корея. В качестве результата углубления такого взаимодействия Россия ожидает значительное увеличение товарооборота и инвестиций, способствующих развитию инфраструктуры и переходу на инновационную модель развития российской экономики.

Для лучшего понимания целей развития экономического сотрудничества России со странами Восточной Азии необходимо более подробно остановиться на стратегических интересах России при сотрудничестве с

отдельными странами региона. Основными стратегически важными партнерами для Российской Федерации в Восточной Азии выступают государства Северо-Восточной Азии, к числу которых относятся Китай, Япония и Республика Корея.

В отношении сотрудничества с Китаем основными приоритетами являются [3,11]:

1. Отход от экспорта сырья в пользу углубления процессов его переработки, и, как результат, сокращение прямого экспорта в Китай непере-работанного российского сырья и расширение экспорта более технологичной продукции. Это касается как продукции топливно-энергетического комплекса, так и других отраслей, в частности, лесоперерабатывающей промышленности.

2. Координация программ развития северо-восточных регионов Китая и Дальневосточного и Байкальского регионов России путем разработки и реализации совместных программ.

3. Создание на территории России при трудовой кооперации с Китаем инновационных предприятий и на территории России (Сибирь, Дальний Восток) по переработке сырья и продаже полуфабрикатов для Китая, при непрерывном повышении доли российской добавленной стоимости.

4. Создание условий для инвестирования в экономику Дальнего Востока.

5. Совместная работа в области улучшения инвестиционного климата региона как в сырьевой, так и в высокотехнологичных отраслях.

Особое значение в отношениях России и Китая имеет Программа сотрудничества между российскими регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири и Северо-Восточными регионами Китая на период с 2009 по 2018 годы. Именно эта программа призвана способствовать достижению целей Стратегии национальной безопасности России до 2020 года и во многом будет определять направления двустороннего сотрудничества. Одним из основных направлений сотрудничества в рамках Программы является строительство и реконструкция приграничной инфраструктуры и сотрудничество в сфере транспорта (реконструкция международного автомобильного пункта пропуска Забайкальск — Маньчжурия, строительство многостороннего автомобильного пункта пропуска Краскино — Хуньчунь, открытие российско-китайского международного железнодорожного сообщения, начиная от г. Даньдун провинции Ляонин (на юге) до дороги в города Цзямусы, Муданьцзян и других городах провинции Хэйлунцзян (на севере), изучение возможности взаимного использования портов Дальнего Востока Российской Федерации и Северо-Востока Китая и так далее) [4]. При этом в рамках программы важное значение придается развитию зон сотрудничества, в частности, зон научно-техничес-

кого сотрудничества, что в наибольшей степени отвечает стратегическим интересам России при переходе на инновационную модель развития. Подобные зоны создаются как на территории Российской Федерации, так и на территории Китая. В качестве примеров можно привести зону в рамках российско-китайского парка по внедрению информационных технологий («один парк — три зоны») в городе Владивосток, российско-китайскую экспериментальную инновационную площадку «Техноград» в г. Партизанск, российско-китайский центр трансфера аграрных технологий в Амурской области, китайско-российские парки по внедрению информационных технологий в Харбине и Муданьцзяне, китайско-российский парк по внедрению высоких и инновационных технологий в Даляне и других. [4]

Китай обладает очень емким рынком и нацелен на расширение национального производства как с целью повышения уровня своего экономического и социального развития (в особенности для создания дополнительных рабочих мест и решения проблемы безработицы), так и достижения и укрепления своего лидерства и в регионе, и в мире в целом. В этой связи Китай будет испытывать растущую потребность как в энергоресурсах, так и современных технологиях. Эти два направления и должны стать приоритетными в развитии отношений между Россией и Китаем. Россия должна не только наращивать поставки комплектного оборудования для китайских предприятий, но и более активно расширять инвестирование на территории Китая, поощряя национальных инвесторов к зарубежным вложениям.

Что касается Японии, то здесь в качестве приоритетных задач выступают:

1. сотрудничество в энергетической сфере: заключение долгосрочных соглашений по поставкам сырья, а также реализация совместных проектов развития атомной энергетики;

2. привлечение японских инвестиций для модернизации производства в информационной и телекоммуникационной отраслях, сфере транспорта и нанотехнологий.

Стратегической сферой российско-японского экономического сотрудничества является топливно-энергетический комплекс, где наиболее перспективным направлением является реализация сахалинских нефтегазовых проектов, в которых принимают участие ряд японских компаний (доля японской стороны в проекте «Сахалин-1» составляет 30%, «Сахалин-2» — 22,5%) [5]. Настоящий прорыв в области атомной энергетики был достигнут в ходе визита в Токио премьер-министра России В.В. Путина в мае 2009 года. После двухлетнего периода ведения переговоров японская корпорация Toshiba подписала меморандум с Технабэкспорт, являющейся частью Атомэнергопрома. Подписанное соглашение предполагает поставки российской стороной обогащенного урана по сниженным ценам в обмен

на расширение присутствия и использования японской стороной современных технологий в области атомной энергетики на территории России с целью модернизации экономики страны. Особое значение имеет Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов на период с 2007 по 2015 годы» (ФЦП «Курилы»), утвержденная в 2006 году.

К числу перспективных направлений относится также сотрудничество в области освоения космоса, информационных технологий и связи, а также охраны окружающей среды, в частности, реализации проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола [5].

В отношении Республики Корея приоритетными являются:

1. наращивание экспорта черных металлов в РК и совместная реализация проектов в топливно-энергетическом комплексе (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», сотрудничество между ОАО «Газпром» и «^N00» по освоению Западно-Камчатского шельфа Охотского моря и т. д.);

2. развитие сотрудничества в сфере судостроения и автопрома, в частности, организации сборки южнокорейских автомобилей;

3. развитие сотрудничества в сфере туризма, в частности, в сфере гостиничного бизнеса и рекреации, строительства горнолыжных баз и других объектов туристической инфраструктуры [6].

Помимо двустороннего сотрудничества достаточно активно развивается диалог Россия-АСЕАН. Подтверждением перспективности сотрудничества с данной интеграционной группировкой является подписание межправительственного соглашения о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития, а также комплексной программы действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005—2015 годы. Приоритетными направлениями являются [7]:

1. расширение промышленного сотрудничества в отдельных отраслях производства, таких как тяжелое машиностроение, станкостроение, автомобилестроение, производство дорожно-строительной и сельхозтехники, электротехнических изделий, и сфере высоких технологий;

2. наращивание взаимодействия в сфере научных исследований, инноваций и внедрения появляющихся передовых технологий в горно-добывающей промышленности;

3. расширение инвестиционных возможностей и обмен технологиями для развития инфраструктуры в сфере энергетики и транспорта, обмен опытом в области гидро- и ядерной энергетики, в проведении пилотных исследований альтернативных источников энергии и использовании энергосберегающих технологий;

4. практическое сотрудничество, связанное с реагированием на стихийные бедствия и техногенные катастрофы;

5. ускорение развития Дальнего Востока и привлечение инвестиций из стран-членов Ассоциации.

В последние годы начало активно развиваться взаимодействие России и АСЕАН в областях энергетики, космоса, чрезвычайного реагирования, культуры, туризма, природопользования [1].

Таким образом, в результате анализа интересов России можно выделить 3 стратегически важных основы развития сотрудничества между Россией и странами Восточной Азии: энергетика, транспорт и высокие технологии, — причем сотрудничество в области высоких технологий должно развиваться более интенсивно по сравнению с первыми двумя направлениями.

В развитии внешнеэкономических отношений между Россией и странами Восточной Азии уже удалось достичь некоторых успехов. Уровень товарооборота Российской Федерации со странами региона стремительно растет, причем темпы его прироста значительно превышают аналогичные показатели в торговле со странами других регионов. Однако при этом главной проблемой торговых отношений с государствами Восточной Азии остается сырьевая направленность экспорта и сохранение высокого уровня технологичности импорта.

Присоединение России к деятельности Восточноазиатского саммита на постоянной основе с 2011 года, решение о котором было принято в ходе пятого ВАС в Ханое в октябре 2010 года [13], будет лишь способствовать закреплению за Россией статуса «великой сырьевой державы». Сотрудничество в рамках 16 государств нацелено преимущественно на достижение энергетической безопасности в регионе, рынки ряда азиатских стран отличаются высокой энергоемкостью, а конкурентами России в этом направлении могут выступить только Австралия и Индонезия, также богатые природными ресурсами.

Примерами расширения сотрудничества в сырьевой, в частности энергетической, сфере является ряд соглашений, подписанных между Россией и отдельными государствами Восточной Азии. Москва и Республика Корея в ноябре 2010 года подписали соглашение о поставках сжиженного природного газа в размере 1,5 млн. тонн в год сроком на 20 лет, которые будет осуществлять российская компания «Сахалин Энерджи» в рамках проекта «Сахалин-2» [8]. Расширению торговых связей в сфере ТЭК будет способствовать и запущенный осенью 2010 года нефтепровод «Россия-Китай», что позволит значительно сократить издержки при транспортировке нефти в другие государства региона (по оценке аналитиков транспортировать нефть сухопутным путем, то есть посредством трубопровода, в ряде случаев гораздо выгоднее, нежели путем морских перевозок) [8].

Торговля энергоресурсами и инвестирование в этот сектор российской экономики будут оставаться приоритетными и для Японии. Во-первых, Япония в значительных объемах закупает сжиженный природный газ, а во-вторых, японские компании «Мицуи» и «Мицубиси» владеют 22,5% ак-

ций «Сахалин Энерджи» — компании-оператора проекта «Сахалин-2». Помимо Японии и Южной Кореи, российский газ идет в Китай, Тайвань, Таиланд, Филиппины и США [8].

Присоединение России к деятельности Восточноазиатского саммита будет способствовать росту как торговых, так и инвестиционных отношений с государствами Восточной Азии за счет постепенного сокращения барьеров на пути перемещения товаров, услуг и капитала, оно будет вести к росту товарооборота и инвестиционных потоков между Россией и восточноазиатскими государствами. Однако при этом сохранится сырьевая направленность российского экспорта, то есть роль России в качестве «сырьевой державы» будет только укрепляться, что не соответствует стратегическим интересам России.

Особое значение укрепление торговых и инвестиционных связей между Россией и государствами Восточной Азии имеет для отдельных регионов Российской Федерации, таких как Сибирь и Дальний Восток. В этих регионах реализуется ряд инвестиционных проектов с участием китайских, японских и корейских партнеров. Сегодня очевидно, что азиатские партнеры заинтересованы в расширении инвестиционного сотрудничества и совместной реализации инвестиционных проектов на территории Российской Федерации. Однако необходимо объективно оценивать, насколько это соответствует стратегическим интересам России. Объемы средств, которые азиатские компании инвестируют на территории Сибири и Дальнего Востока — далеко не единственный показатель, на который необходимо обращать внимание. Важна также отраслевая структура инвестирования. А основными сферами совместной реализации инвестиционных проектов остаются нефтегазовая промышленность, энергетика и лесной комплекс.

В нефтегазовой промышленности это проекты «Сахалин-2» и «Са-халин-3». Еще одним важным инвестиционным направлением является освоение месторождений Западно-Камчатского шельфа в рамках проектов «Камчатка-1» и «Камчатка-2», в реализации которых участвует ОАО «НК"Роснефть» совместно с Корейской национальной нефтяной корпорацией ^N00).

В сфере энергетики основным является проект создания энергомоста «Хабаровский край — Сахалин», с перспективой экспорта в Японию. Об этом заявил генеральный директор ОАО «РАО ЭС Востока» Иван Благо-дырь на совещании, проведённом премьер-министром Российской Федерации Владимиром Путиным 19 марта 2011 года, Инвестпрограмма «ЭС Востока» до 2013 года, предполагает, в частности, строительство ТЭЦ мощностью 120 МВт в городе Советская Гавань и Сахалинской ГРЭС-2 мощностью 330 МВт, стоимость которых составляет 12,1 млрд. рублей и 21,8 млрд. рублей, а ввод в строй в 2013 и 2017 годах соответственно. Кроме того, компания намерена включить в инвестпрограмму проект строительства

5-го блока мощностью 91,2 МВт на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. В свои проекты «ЭС Востока» намерено привлекать японских инвесторов. В частности, энергохолдинг уже договорился о сотрудничестве с Mitsui & Co Ltd [15].

Что касается лесного хозяйства, то здесь российскими компаниями совместно с азиатскими партнерами уже был реализован ряд проектов, таких как создание совместного российско-китайского лесоперерабатывающего комбината в Асине.

При этом в наиболее существенные проекты в области машиностроения, туризма или развития транспорта и инфраструктуры инвестируют в основном отечественные компании, органы местного самоуправления (Правительство Республики Саха, Тыва, Алтай, администрации Камчатской области, Хабаровского края и другие), или они финансируются за счет средств федерального бюджета. Тем не менее, в настоящее время российской стороной предпринимаются конкретные меры, направленные на расширение сотрудничества с азиатскими государствами в данных областях. В частности, в июле 2010 года в Брунее старшие должностные лица стран АСЕАН положительно отреагировали на предложение о разработке «дорожной карты» торгово-экономического сотрудничества России с Ассоциацией с целью реализации Комплексной программы действий между Россией и АСЕАН до 2015 года. По итогам консультаций по реализации Генерального плана укрепления взаимосвязанности АСЕАН (17 декабря 2010 года) во Вьетнаме Россия была приглашена к сотрудничеству с АСЕАН в сфере транспорта [1]. В части реализации конкретных проектов наиболее перспективным представляется наращивание транзита грузов из АСЕАН по основному евразийскому транспортному коридору, соединяющему Европу и Азию — «Транссибу», используя мощности морских портов Приморья и дальнего Востока.

В долгосрочной перспективе сотрудничество России с государствами Восточной Азии может дать существенные результаты в области модернизации национальной экономики. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что «на Востоке у России начали формироваться модернизационные альянсы с целым рядом передовых в технологическом отношении государств. В качестве примера можно привести интерес к участию в проекте «Сколково», проявленный Республикой Корея, Китаем, Японией, Индией, Сингапуром» [9]. Помимо этого, в последние годы возник ряд других примеров, свидетельствующих о росте сотрудничества в технологичных отраслях: динамично развивалось сотрудничество в области мирного атома с Китаем, Индией, Вьетнамом, Австралией, Японией, расширилось взаимодействие в космической области с КНР, Индией, Японией, Республикой Корея, Индонезией. Заключены соглашения с Индией по совместному использованию потенциала российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС [9]. Кроме того, уже реализованы совместные российско-асеановские проекты в области

возобновляемой энергетики, медицины, биотехнологий, атомной энергетики, образования [1].

Несмотря на присоединение к деятельности Восточноазиатского саммита, России следует продолжать активно развивать двусторонние отношения со странами региона. Взаимодействие в рамках Восточноазиатского саммита будет направлено преимущественно на развитие топливной энергетики, совместное освоение российских месторождений, а также строительство и модернизацию инфраструктуры, необходимой для облегчения российского экспорта нефтепродуктов. А это, надо отметить, не в полной мере соответствует стратегическим интересам России и планам модернизации российской экономики. Разумеется, «энергетический вектор» в сотрудничестве со странами региона необходимо развивать, но его недостаточно для достижения результатов в области модернизации российской экономики. Необходимо параллельно развивать более тесное сотрудничество в финансовой сфере, области образования, заниматься совместной реализацией высокотехнологичных проектов как на уровне государств в целом, так и на уровне отдельных регионов России, таких как Сибирь и Дальний Восток.

Литература

1. Тезисы выступления заместителя директора Департамента Азии и Африки Н.Н. Стригуновой «О торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве России и АСЕАН и о проекте «дорожной карты» торгово-экономических связей Россия—АСЕАН» / Министерство экономического развития, 2010.

2. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» / от 12 мая 2009 г. № 537.

3. В.А. Никонов, Г.Д. Толорая, К.М. Барский, Г.И. Чуфрин, Ю.А. Дубинин, В.И. Трифонов Тихоокеанская стратегия России / Российский национальный комитет Азиатско-Тихоокеанский совет сотрудничества по безопасности, М., 2010.

4. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009—2018 годы).

5. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Японией // Материалы Министерства экономического развития Российской Федерации 18.03.2011.

6. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Корея // Материалы Министерства экономического развития Российской Федерации 18.03.2011.

7. Приоритеты России в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Информационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, 10.06.07.

8. Пале С. Стратегии России в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Published on Новое Восточное Обозрение 22.12.2010.

9. Бородавкин А.Н. «Восточное направление российской внешней политики — итоги и перспективы» // «Международная жизнь», №1, 2011.

10. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Китаем // Материалы Министерства экономического развития Российской Федерации 18.03.2011.

11. Stephen J. Blank Russia's Prospects in Asia / SSI Monograph December 2010.

12. Going East: Russia's Asia-Pacific Strategy / CSCAP 25 December 2010.

13. Ha Noi Declaration on the commemoration of the fifth anniversary of the EAST ASIA summit Ha Noi, Viet Nam, 30 October 2010.

14. www.minregion.ru.

15. http://www.bigpowernews.ru/news/document29569.phtml.

16. www.vneshmarket.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.