Научная статья на тему 'Украинское и сирийское направления внешней политики России'

Украинское и сирийское направления внешней политики России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / УКРАИНА / СИРИЯ / ИГИЛ / ДНР / ЛНР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калита Владимир Николаевич

В статье анализируется внешняя политика России в отношении конфликтов на Украине и в Сирии, выделяются их сходства и различия, рассматриваются цели России и делается вывод о важности и украинского конфликта, и сирийского с точки зрения национальных интересов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UKRAINIAN AND SYRIAN DIRECTIONS IN RUSSIA’S FOREIGN POLICY: A COMPARATIVE ANALYSIS

The article analyses Russia's foreign policy with respect to the conflicts in Ukraine and Syria, distinguishes similarities and differences of both directions. The author considers Russia’s objectives in those countries and concludes that proceeding from Russia’s vital interests the Ukrainian conflict is much more important than Syrian. It means that Russia’s ability for concessions in the problem of Ukraine is distinctly limited.

Текст научной работы на тему «Украинское и сирийское направления внешней политики России»

УДК 327

Украинское и сирийское направления внешней политики

России

Владимир КАЛИТА

В последние годы внимание отечественных СМИ, освещающих международную тематику, сосредоточено главным образом на двух её аспектах -событиях на Украине и в Сирии. Именно с ними обычно увязывается большинство материалов, посвящённых проблемам международной безопасности. Востребованность украинской и сирийской тематики обусловлена в первую очередь тем, что во внешней политике России на этих направлениях сегодня наиболее чётко проявляются новые тенденции, возникшие за последние десять лет:

- отказ от навязываемой ей роли «младшего партнёра» Запада, который должен вести себя по правилам, формально являющимся общепризнанными, но на деле необязательным для «старшего партнёра»;

- возвращение реального (а не номинального, как у некоторых стран «Большой семёрки») статуса великой державы, принимающей политические решения самостоятельно, без оглядки на заокеанский «обком»;

- превращение в один из главных факторов, препятствующих закреплению однополюсного миропорядка, который начал было складываться после окончания холодной войны.

Эти тенденции способствуют патриотической мобилизации населения и подъёму рейтингов руководителей внешнеполитического блока - в первую очередь президента, а также министров иностранных дел и обороны. Они же

КАЛИТА Владимир Николаевич - кандидат исторических наук (Московский авиационный институт - НИУ). E-mail: freelance51@rambler.ru

Ключевые слова: Россия, Украина, Сирия, ИГИЛ, ДНР, ЛНР.

позволяют, несмотря на все усилия западной пропаганды, поддерживать на достаточном уровне международный авторитет страны, особенно за пределами «золотого миллиарда».

Вместе с тем в условиях обострения международной напряжённости в российской прессе - и не только явно оппозиционной - можно встретить оценку обоих направлений как «глобальных тупиков» в российской внешней политике и международных отношениях [1].

История вопроса

На обоих направлениях политика России особенно явно идёт вразрез с усилиями «коллективного Запада» * по установлению Pax Americana. Так, конфликт в Сирии -последней стране Ближнего Востока, сохранившей фактически союзнические отношения с Россией, -изначально вписывался в череду попыток свержения режимов, выглядевших недостаточно прозападными (Югославия, Ирак, Ливия). События на Украине также начались после попытки президента В. Януковича слегка притормозить казавшийся уже безальтернативным процесс евроинтеграции страны. Но здесь антироссийская составляющая проявилась гораздо ярче. Как показывает история, продвижение ЕС в страны Восточной Европы практически всегда сопровождается продвижением НАТО, или, говоря словами З. Бжезинского, «любое расширение пределов Евро-

пы автоматически становится также расширением границ прямого американского влияния» [2]. Подобное развитие событий в зоне, примыкающей к границам России, не может не восприниматься её руководством как прямая угроза национальной безопасности. Проблема усугубляется также тем, что украинский конфликт разворачивается не только «на стыке геополитических интересов крупных государств», но и «на границе культурно-исторических, экономических, «ци-вилизационных материков» [3], и одной из его главных причин выступает «ползучая экспансия» Запада на восточноевропейский «цивилизационный материк».

Однако до второй половины 2013 г. российское руководство уделяло этим направлениям явно недостаточно внимания, что способствовало неконтролируемому «дрейфу» Украины на Запад и полной «свобо-

1 См., напр.: Очень холодный мир // URL: https://www.gazeta.ru/comments/2016/10/ 19_e_10259621.shtml

2 Цит. по: Украина и проект «Большой Европы»: США ставят перед Россией «дилемму единственной альтернативы» // URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1768510.html

3 Путин В. Большая пресс-конференция 17 декабря 2015 года // URL: http://kremlin.ru/ events/president/transcripts/press_conferences/50971

* Необходимо отметить, что страны Запада в политических вопросах практически всегда идут в фарватере американского курса, а позволяют себе более или менее самостоятельную позицию лишь при отстаивании своих экономических интересов.

де рук» для США и их союзников в арабском мире. Первое же активное вмешательство России (сентябрь 2013 г.) в продолжавшийся к тому времени уже более двух лет сирийский конфликт дало положительный, хотя и не очень долговременный эффект, позволив администрации Б. Обамы, «сохранив лицо», отменить уже объявленные бомбардировки правительственных сил Сирии в обмен на передачу её химического оружия под международный контроль [4]. Это оружие, будучи практически бесполезным с военной точки зрения, в то же время давало почву для недоказанных обвинений в его применении в адрес сирийского режима. Попытка же остановить набирающий силу кризис на Украине путём экономических уступок [5] (декабрь 2013 г.) оказалась запоздалой и не смогла предотвратить произошедший через два месяца государственный переворот, закончившийся захватом власти в Киеве откровенно антироссийскими силами, во многом опирающимися на праворадикальных, близких к нацизму, экстремистов типа «Правого сектора».

После этого Москва в течение двух лет ограничивалась поставками вооружений сирийскому правительству для борьбы с вооружённой оппозицией, где главная роль постепенно перешла к исламским радикалам, среди которых наиболее боеспособными являются террористические организации «Исламское государство» (ИГИЛ) и «Фронт ан-Нусра» (местное отделение «Аль-Каиды»). Обе эти группировки (как и украинские праворадикальные организации) в России запрещены и на информационном уровне рассматриваются как «абсолютное зло», противодействие которому является основной причиной вовлечения России в рассматриваемые конфликты. На Украине же российская политика сосредоточилась на всесторонней поддержке тех сил, которые не признали законности государственного переворота. Первый этап нового курса России закончился неожиданным для всех мировых игроков событием - присоединением Крыма (март 2014 г.), которое коренным образом изменило место страны в системе международных отношений.

Современный этап: позиция России по Украине

и Сирии

Главный очаг сопротивления новым властям Украины образовался на юго-востоке страны, где были провозглашены Донецкая и Луган-

ская народные республики. При этом вначале речь в основном шла лишь о широкой автономии в составе Украины в рамках федерализа-

4 Богданов К. Россия помогает Обаме в его желании не бомбить Сирию // URL: http://ria. ru/analytics/20130911/962453638.html

5 Поливанов А. Газ до отказа, а там поглядим: Москва пошла на беспрецедентные уступки Киеву // URL: https://lenta.ru/articles/2013/12/17/aid

ции (хотя среди протестовавших были и сторонники вхождения в состав России). Но когда стало окончательно ясно, что киевские власти делают ставку не на переговоры, а на террор против несогласных, ДНР и ЛНР по итогам всенародного референдума провозгласили независимость, которую признала только Южная Осетия.

Официальная цель России на Украине и в Сирии - политическое урегулирование на основе сохранения существующих государственных границ при гарантировании законных прав меньшинств, имеющих особые интересы - вплоть до предоставления им широкой территориальной автономии.

В Сирии в качестве такого меньшинства выступают в первую очередь курды, а террористические группировки выведены за скобки политического урегулирования, и вооружённая борьба с ними будет вестись до полной их ликвидации либо до безоговорочной капитуляции. А на Украине главные претенденты на территориальную автономию -ДНР и ЛНР (в пределах реально контролируемой территории) *. При этом очевидно, что в случае срыва политического урегулирования любого из этих конфликтов будут реализованы другие сценарии - либо военная победа одной из сторон, либо, что более вероятно, окончательный распад соответствующих государств. А на Украине, где военные действия на последнем их этапе носили пре-

имущественно позиционный характер, возможен также вариант перерастания конфликта в «замороженную» стадию с разграничением по линии фактического контроля: по типу абхазского (с последующим официальным признанием ДНР и ЛНР со стороны России) или приднестровского (без такого признания). Данный вариант явно менее благоприятен для интересов России, но может быть ей навязан украинским руководством, если оно получит поддержку Запада.

Необходимо во всяком случае констатировать, что западная, и в первую очередь американская, политическая элита рассматривает и Россию, и ИГИЛ как угрозу для своих интересов [6], но приоритеты истеблишмента сильно разнятся, и поэтому политика Запада, особенно в Сирии, носит крайне противоречивый характер. Для неё характерны как стремление использовать военную мощь России в Сирии в виде её ВКС для разгрома ИГИЛ, особенно после того, как одной из основных целей его террористических атак стала Европа, так и опасения, что уничтожение этой и других радикальных группировок приведёт к усилению легитимного режима Б. Асада, обеспечивающего основную, наземную, часть операции и росту влияния России. Украинские же правые радикалы пока действуют почти исключительно на своей территории, причём терроризируют в первую очередь пророссийски

6 Богданов В. Угрозы миру по версии Обамы: лихорадка Эбола, Россия и Исламское государство // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1997840&cid=9

* Если на Украине поддержка такой автономии - краеугольный камень российской позиции, то в Сирии она лишь подразумевается между строк: Россия, в отличие от своих союзников -Ирана и сирийского правительства - никогда не высказывалась против данной идеи.

настроенных её жителей. Главная цель Запада на Украине - ослабление России путём как можно более глубокого втягивания её в украинский конфликт, что позволило бы отвлечь внимание Москвы от сирийской проблемы и обеспечить себе прежнюю «свободу рук» на Ближнем Востоке, который для него несравненно важнее, чем Украина. При этом полномасштабное участие России в военных действиях на Украине означало бы для Запада либо быструю потерю своего нового «союзника» в лице нынешнего киевского режима, либо необходимость собственного вооружённого вмешательства в конфликт на стороне последнего, к чему Запад явно не готов [7]. Поэтому попытка «заморозить» украинский конфликт и де-факто переложить на Россию проблему восстановления разрушенной войной экономики ДНР и ЛНР и поддержания их социальной сферы* может показаться привлекательной для западных лидеров. Впрочем, политика «коллективного Запада» в этом вопросе может значительно измениться после смены администрации в США.

Сирийский же конфликт «заморозке» не поддаётся ввиду его исключительно сложного характера. В нём участвует несколько десятков постоянно меняющих дислокацию вооружённых группировок, воюющих как с одной из основных сторон кон-

фликта - правительством и ИГИЛ (а зачастую сразу с обеими), так и между собой. При этом за большинством из них стоят также интересы других государств, главным из которых является Турция. В то же время наиболее мощная региональная держава - Иран - напрямую участвует в военных действиях на стороне сирийского правительства.

В таких условиях в Сирии Россия чувствует себя гораздо более уверенно. Здесь она проводит полноценную военную операцию против не только ИГИЛ, но и других террористических группировок, защищая от терроризма свою территорию на дальних рубежах. При этом зарубежные покровители последних (кроме Турции) ограничиваются чисто вербальными протестами. Поэтому потери среди российских военнослужащих минимальны, а сирийская армия смогла добиться ощутимых успехов.

Таким образом, эффективность операции России в Сирии превзошла эффективность аналогичной операции США и их союзников против ИГИЛ, начавшейся намного раньше и проводящейся с привлечением значительно больших сил [8]. Кроме того, Россия здесь решает и ряд сопутствующих внешнеполитических и военных задач (укрепление своего авторитета в арабском мире, тренировка личного состава и испытание новых вооружений в реальных бое-

7 Goldberg J. The Obama Doctrine // URL: http://www.theatlantic.com/magazine/ archive/2016/04/the-obama-doctrine/471525/#7

8 Мухин В. Пентагон не может справиться в Сирии без России // Независимая газета. 2016. 15 июля.

* По некоторым оценкам, только постоянное продовольственное снабжение жителей Донбасса потребует от российского бюджета до 100 млрд руб. ежегодно, что в нынешней экономической ситуации может оказаться непосильным (Комраков А., Сергеев М. ООН увидела в Украине угрозу голодомора // Независимая газета. 2016. 6 апреля).

вых условиях, рекламирование военной техники среди её потенциальных импортёров [9] и др.). На Украине же Москва официально признаёт лишь своё участие в гуманитарной помощи населению ДНР и ЛНР, а также наличие на их территории российских добровольцев, включая, возможно, и кадровых военных, но не регулярных войск или вооружений [3]. Запад же, вслед за украинским руководством, обвиняет Россию в поставках в Донбасс военной техники и даже приводит данные о массовой гибели там российских военнослужащих, не представляя убедительных доказательств.

Бывший командующий силами НАТО в Европе Ф. Бридлав, не замеченный в симпатиях к России, оценивал общее число российских военнослужащих на Украине всего в 250-300 чел. [10].

Это означает, что даже если Россия и поставляет в непризнанные ДНР и ЛНР вооружения (единичные факты, дающие основание предполагать это, зафиксированы наблюдателями ОБСЕ [11]), то это

не полномасштабное военное вмешательство, а всего лишь так называемая «гибридная война». Тем не менее именно в связи с событиями на Украине США и Евросоюз ввели и сохраняют жёсткие, хотя и малоэффективные, антироссийские санкции, угрожая их ужесточением в случае «эскалации ситуации» *.

Однако важность украинского направления для России намного выше, чем сирийского. С террористической угрозой российские спецслужбы пока в целом справляются. Массовое же возвращение в Россию и страны СНГ их граждан, воюющих в Сирии на стороне террористических группировок, возможно как раз после разгрома последних. Поэтому основная ставка для России в Сирии - не столько победа над террористами, сколько статус мировой (а не «региональной») державы, которую другие акторы рассматривали бы, согласно призыву Г. Киссинджера, «как ключевой элемент любого глобального равновесия» [12]. На Украине же ставки для России как никогда высоки: как писал один

9 Сафронов И. Хроника пикирующих бомбардировщиков. Что изменилось за год военной операции России в Сирии // Коммерсантъ Власть. 2016. № 38; Зауха А.. Иностранцы встали в очередь, чтобы оплатить сирийскую войну России // URL: https://russian.rt.com/inotv/ 2016-04-01/TVN24-Inostranci-vstali-v-ochered

10 Бридлав Ф.: «Нет никаких признаков того, что Россия собирается сдавать позиции в Украине» // URL: http://inosmi.rU/world/20141104/224071682.html#ixzz3IBdEMCec

11 Лейва М. Наблюдатели ОБСЕ обнаружили на Украине систему залпового огня «Буратино» // URL: http://www.rbc.ru/politics/02/10/2015/560e58709a7947e931992e4e

12 Цит по: Лавров С. Историческая перспектива внешней политики России // URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Istoricheskaya-perspektiva-vneshnei-politiki-Rossii-18017

* Существует мнение, что в связи с действиями России в Сирии Запад не вводит санкции только потому, что уже исчерпал все возможные средства воздействия на Россию (АлкснисИ. Запад нервничает из-за отсутствия рычагов давления на Россию // URL: http://www. vz.ru/world/2016/10/17/838507.html; Wadhams N. U. S. Stuck With Nobody Left to Sanction in Russia Over Syria // http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-10-26/u-s-stuck-with-nobody-left-to-sanction-in-russia-over-syria).

из российских аналитиков, «либо она решит украинский вопрос, либо её "решат" при помощи украинского вопроса» [13], т. е. ликвидируют как самостоятельный субъект международных отношений. Именно это неизбежно произойдёт, если НАТО (либо США вне рамок НАТО) * укоренится на Украине, граница которой сегодня проходит в пятистах кило-

метрах от Москвы. Данное обстоятельство резко ограничивает возможность для России идти на уступки. И не приходится сомневаться, что в достижении своих целей в этом конфликте, вполне приемлемых и для Запада - закрепление нейтралитета Украины и конституционных гарантий для населения Донбасса, - Россия пойдёт до конца.

Таким образом, украинское и сирийское направления внешней политики России объединяют следующие общие черты.

- В данный момент они выглядят практически как главные во внешнеполитической повестке дня России, полностью доминируя в её медийном пространстве, а прочие важнейшие проблемы, в том числе прямо связанные с безопасностью страны, зачастую подаются в СМИ через призму украинского или сирийского конфликтов (продвижение НАТО на Восток, международный терроризм и т. п.).

- Оба направления полностью вписываются в ведущую тенденцию российской внешней политики последних лет: самостоятельная роль в мировой политике, возвращение реального статуса великой державы, противодействие попыткам закрепить однополюсный миропорядок.

- События на Украине и в Сирии активно используются для патриотической мобилизации населения, хотя до 2013 г. российское руководство уделяло этим направлениям явно недостаточно внимания, что способствовало неконтролируемому «дрейфу» Украины на Запад и полной «свободе рук» для США и их союзников в арабском мире.

- И Украина, и Сирия находятся в состоянии острого гражданского конфликта, когда полномасштабные военные действия перемежаются более или менее удачными попытками переговоров противоборствующих сторон с целью снизить накал противостояния и попытками найти политическое решение.

- В качестве основной причины вовлечения России в эти конфликты выдвигается необходимость противодействия силам, угрожающим её национальной безопасности.

- В обоих конфликтах официально заявленная цель России - политическое урегулирование на основе сохранения существующих государственных границ при гарантировании законных прав меньшинств, имеющих особые

13 Ваджра А. Русские идут? Паника в Киеве // URL: http://www.regnum.ru/news/ polit/1867592.html

* Последний вариант сегодня представляется более вероятным (См.: У украинцев нет права войти в НАТО - русские этого не потерпят // Коммерсантъ. 2016. 25 октября; Пироженко В. Украина больше не хочет в НАТО? // Известия. 2016. 12 октября).

интересы. При этом очевидно, что в случае срыва переговоров будут реализованы другие сценарии.

Отличия между указанными направлениями заключаются в следующем.

- В Сирии Россия выступает на стороне законного правительства, легитимность которого не признаётся Западом. На Украине же она поддерживает регионы, отстаивающие своё право на автономию и борющихся против нынешнего руководства, пришедшего к власти путём государственного переворота, но официально признанного Москвой.

- В сирийском конфликте у России и стран Запада есть общий интерес -уничтожение ИГИЛ, особенно после его террористических атак в странах Западной Европы. Поэтому Запад, хотя и с многочисленными оговорками, до недавнего времени в целом поддерживал операцию ВКС России в Сирии, надеясь покончить с ИГИЛ за счёт российских усилий. Из этих же соображений Запад более не настаивает на немедленном уходе с политической сцены законного руководства Сирии. На Украине же его общий интерес с Россией сводится лишь к недопущению полного коллапса украинской государственности. В результате здесь Россия и Запад по-прежнему находятся «по разные стороны баррикад».

- Сирийский конфликт гораздо сложнее. В нём участвуют многочисленные вооружённые группировки, получающие явную или скрытую поддержку не только от Запада, но и от ближневосточных государств.

- В Сирии Россия ведёт полноценные военные действия, а на Украине как максимум «гибридную войну». Тем не менее именно в связи с событиями на Украине Запад ввёл санкции с целью ослабить Россию как одно из главных препятствий на пути к закреплению однополюсного миропорядка.

- И украинское, и сирийское направления во внешнеполитической стратегии для Москвы важны: сдача российских позиций по гуманитарной защите населения на юго-востоке Украины - это непосредственная угроза национальной безопасности России; уступки в сирийском вопросе - это не только возрастание рисков терроризма на собственной территории, но и потеря статуса великой державы.

Библиография • References

Алкснис И. Запад нервничает из-за отсутствия рычагов давления на Россию //

URL: http://www.vz.ru/world/2016/10/17/838507.html [Alksnis I. Zapad nervnichaet iz-za otsutstvija rychagov davlenija na Rossiju // URL:

http://www.vz.ru/world/2016/10/17/838507.html] Богданов В. Угрозы миру по версии Обамы: лихорадка Эбола, Россия и Исламское

государство // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1997840&cid=9 [Bogdanov V. Ugrozy miru po versii Obamy: lihoradka Jebola, Rossija i Islamskoe

gosudarstvo // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1997840&cid=9] Богданов К. Россия помогает Обаме в его желании не бомбить Сирию // URL:

http://ria.ru/analytics/20130911/962453638.html [Bogdanov K. Rossija pomogaet Obame v ego zhelanii ne bombit' Siriju // URL: http://ria.ru/analytics/20130911/962453638.html]

Бридлав Ф.: «Hет никаких признаков того, что Россия собирается сдавать позиции в Украине» // URL: http://inosmi.ru/world/20141104/224071682. html#ixzz3IBdEMCec [Bridlav F.: «Net nikakih priznakov togo, chto Rossija sobiraetsja sdavat' pozicii v Ukraine» // URL: http://inosmi.ru/world/20141104/224071682. html#ixzz3IBdEMCec] Ваджра А. Русские идут? Паника в Киеве // URL: http://www.regnum.ru/news/ polit/1867592.html

[Vadzhra A.. Russkie idut? Panika v Kieve // URL: http://www.regnum.ru/news/ polit/1867592.html]

Зауха А. Иностранцы встали в очередь, чтобы оплатить сирийскую войну России // URL: https://russian.rt.com/lnotv/2016-04-01/TVN24-Inostranci-vstali-v-ochered

[Zauha A. Inostrancy vstali v ochered', chtoby oplatit' sirljskuju vojnu Rossii // URL: https://mssian.rt.com/inotv/2016-04-01/TVN24-Inostranci-vstali-v-ochered] КомраковА., СергеевМ. GGH увидела в Украине угрозу голодомора // ^зависимая

газета. 2016. 6 апреля. [Komrakov A., Sergeev M. GGN uvidela v Ukraine ugrozu golodomora // Nezavisimaja

gazeta. 2016. 6 aprelja] Лавров С. Историческая перспектива внешней политики России // URL: http://www.globalaffalrs.ru/global-processes/Istoricheskaya-perspektiva-vneshnei-politiki-Rossii-18017 [Lavrov S. Istoricheskaja perspektiva vneshnej politiki Rossii // http://www. globalaffairs.ru/global-processes/Istoricheskaya-perspektiva-vneshnei-politiki-Rossii-18017]

Лейва М. ^блюдатели ОЬСЕ обнаружили на Украине систему залпового огня «Ьуратино» // URL: http://www.rbc.ru/polltics/02/10/2015/560e58709a7947 e931992e4e

[Lejva M. Nabljudateli GBSE obnaruzhili na Ukraine sistemu zalpovogo ognja «Buratlno» // URL: http://www.rbc.ru/politics/02/10/2015/560e58709a7947e 931992e4e]

Мухин В. Пентагон не может справиться в Сирии без России // ^зависимая

газета. 2016. 15 июля. [Muhin V. Pentagon ne mozhet spravit'sja v Sirii bez Rossii // Nezavisimaja gazeta. 2016. 15 ijulja]

Очень холодный мир // URL: https://www.gazeta.ru/comments/2016/10/

19_e_10259621.shtml [Gchen' holodnyj mir // URL: https://www.gazeta.ru/comments/2016/10/

19_e_10259621.shtml] Пироженко В. Украина больше не хочет в HATO? // Известия. 2016. 12 октября. [Pirozhenko V. Ukraina bol'she ne hochet v NATG? // Izvestija. 2016. 12 oktjabrja] Поливанов А. Газ до отказа, а там поглядим: Москва пошла на беспрецедентные

уступки Киеву // URL: https://lenta.ru/articles/2013/12/17/aid/ [Polivanov A. Gaz do otkaza, a tam pogljadim: Moskva poshla na besprecedentnye

ustupki Kievu // URL: https://lenta.ru/articles/2013/12/17/ald/] Путин В. Еольшая пресс-конференция 17 декабря 2015 года // URL:

http://kremlin.ru/events/president/transcripts/press_conferences/50971 [Putin V. Bol'shaja press-konferencija 17 dekabrja 2015 goda // URL: http://kremlin.

ru/events/president/transcripts/press_conferences/50971] Сафронов И. Хроника пикирующих бомбардировщиков. Что изменилось за год военной операции России в Сирии // Коммерсантъ Власть. 2016. № 38.

34

0Б0ЗPEBATEЛЬ-0BSERVER

12/2016

[Safronov I. Hronika pikirujushhih bombardirovshhikov. Chto izmenilos' za god

voennoj operacii Rossii v Sirii // Kommersant# Vlast'. 2016. № 38] Украина и проект «Большой Европы»: США ставят перед Россией «дилемму единственной альтернативы» // URL: http:// www.regnum.ru/news/polit/1768510. html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Ukraina i proekt «Bol'shoj Evropy»: SShA stavjat pered Rossiej «dilemmu edinstvennoj

al'ternativy» // URL: http:// www.regnum.ru/news/polit/1768510.html] «У украинцев нет права войти в НАТО - русские этого не потерпят» // Коммерсантъ. 2016. 25 октября.

[«U ukraincev net prava vojti v NATO - russkie jetogo ne poterpjat» // Kommersant#. 2016. 25 oktjabrja]

Goldberg J. The Obama Doctrine // URL: http://www.theatlantic.com/magazine/

archive/2016/04/the-obama-doctrine/471525/#7 Wadhams N. U. S. Stuck With Nobody Left to Sanction in Russia Over Syria // URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-10-26/u-s-stuck-with-nobody-left-to-sanction-in-russia-over-syria

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ BSERVER

12/2016 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.