Научная статья на тему 'Ближневосточный и европейский вектор внешней политики России на современном этапе'

Ближневосточный и европейский вектор внешней политики России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
577
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СИРИИ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЕВРОПЕ / ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЕВРОСОЮЗЕ / США / СИРИЯ / ИРАК / ИГИЛ / УКРАИНА / RUSSIAN FOREIGN POLICY / RUSSIAN FOREIGN POLICY IN THE MIDDLE EAST / RUSSIAN FOREIGN POLICY IN SYRIA / RUSSIAN FOREIGN POLICY IN EUROPE / INNER POLITICAL SITUATION IN THE EU / USA / IRAQ / DAISH / UKRAINE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карпович Олег Геннадьевич

Предмет настоящего исследования тренды, особенности, тенденции реализации Россией своей внешней политики в зонах конфликтов: на Ближнем Востоке (в Сирии и Ираке), на Украине, а также реакция России на выборы в Испании и отношение Народной партии М. Рахоя к «Брексит». Целью настоящего исследования является оценка международной ситуации, сложившейся вокруг России на ключевых, стратегически важных для ее внешней политики направлениях: ближневосточном (сирийском), украинском, европейском. При этом отмечается, что обстановка в Сирии продолжает оставаться сложной с тенденцией к обострению (несмотря на снижение роли Турции), особенно в районе Алеппо; военно-политическая ситуация на Украине и Донбассе продолжает характеризоваться нестабильностью, активизация боевых действий в регионе маловероятна, поскольку не отвечает интересам более крупных акторов, в том числе США; внутриполитическая ситуация в рамках Евросоюза сохраняет тенденции к обострению, причем как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Европейский Союз вынужден в большей степени концентрировать внимание на внутренних вызовах, что ведет к дальнейшему падению значимости украинской проблематики и дистанцированию от Киева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Middle East and the European vector of Russian foreign policy at the present stage

The subject of this study is trends, particularly trends in the implementation of Russia's foreign policy in conflict zones: the Middle East (Syria and Iraq), Ukraine, and Russia's reaction to the elections in Spain and the attitude of the «People's Party» of M. Rajoyto the exit of Britain from the EU. The aim of this study is to assess the international situation around Russia in the key, strategically important for its foreign policy areas: the Middle Eastern (Syria), Ukrainian, European. It is noted that the situation in Syria continues to be challenging with a tendency to exacerbate (despite the decline of the role of Turkey), especially in the area of Aleppo; the military-political situation in Ukraine and the Donets Basin continues to be characterized by instability, the intensification of fighting in the region is unlikely, because it does not meet the interests of the bigger actors, including the United States; the political situation in the European Union retains the tendency to exacerbate, both in the short and in the long run: the EU has to focus mainly on domestic calls, leading to a further decline of the importance of Ukrainian issues and distancing from Kiev.

Текст научной работы на тему «Ближневосточный и европейский вектор внешней политики России на современном этапе»

Политические проблемы международных отношений, глобального

и регионального развития

О.Г. Карпович

Ближневосточный и европейский вектор внешней политики России на современном этапе

Предмет настоящего исследования - тренды, особенности, тенденции реализации Россией своей внешней политики в зонах конфликтов: на Ближнем Востоке (в Сирии и Ираке), на Украине, а также реакция России на выборы в Испании и отношение Народной партии М. Рахоя к «Брексит». Целью настоящего исследования является оценка международной ситуации, сложившейся вокруг России на ключевых, стратегически важных для ее внешней политики направлениях: ближневосточном (сирийском), украинском, европейском. При этом отмечается, что обстановка в Сирии продолжает оставаться сложной с тенденцией к обострению (несмотря на снижение роли Турции), особенно в районе Алеппо; военно-политическая ситуация на Украине и Донбассе продолжает характеризоваться нестабильностью, активизация боевых действий в регионе маловероятна, поскольку не отвечает интересам более крупных акторов, в том числе США; внутриполитическая ситуация в рамках Евросоюза сохраняет тенденции к обострению, причем как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Европейский Союз вынужден в большей степени концентрировать внимание на внутренних вызовах, что ведет к дальнейшему падению значимости украинской проблематики и дистанцированию от Киева. Ключевые слова: внешняя политика России, внешняя политика России на Ближнем Востоке, внешняя политика России в Сирии, внешняя политика России в Европе, внутриполитическая ситуация в Евросоюзе, США, Сирия, Ирак, ИГИЛ, Украина.

Одним из основных направлений реализации внешней политики Рос-

О-В ^

т ^ о:

к и 2

и

сийской Федерации на Ближнем Востоке по-прежнему остается Сирия ^ 2 г-с и развивающийся на ее территории вооруженный конфликт. В целом, 'о з °

текущая военно-политическая ситуация в Сирии и Ираке продолжает § ^

2 £

оставаться напряженной, что связано с продолжением боевых действий всеми сторонами конфликта. Радикальные элементы сохраняют и даже ^ на отдельных направлениях усиливают свою активность.

Так, боевики террористической группировки «Джабхат ан-Нусра» (недавно сменившей название на «Джейш аль-Фатх») продолжают обстрелы населенных пунктов в провинциях Дамаск, Идлиб, Латакия. Помимо этого, есть сообщения, что подразделения сил оппозиции продолжают оснащаться современным оружием (например, ракетами класса «земля-воздух», современными танками и др.), что говорит о потенциале усиления антироссийской активности [6]. Вместе с тем, одним из несомненных успехов российских военно-космических сил (ВКС) и других сил антиигиловской коалиции является освобождение г. Пальмиры, которую на некоторое время заняли боевики «Исламского государства) (ИГИЛ). Впрочем, на этом же театре военных действий намечается новая проблема: в северном Алеппо курды передадут сирийцам часть занимаемых территорий, что отрезает турецкие войска от Манбид-жа, который контролируют курды. Кроме того, курды получают коридор к курдскому анклаву в районе города Африн (провинция Алеппо), что разрушает планы Турции по недопущению курдского объединения. При этом западную часть обороны Манбиджа курды передают российским силам, а северную часть - американским. Это вынуждает президента Турции Р.Т. Эрдогана признавать случившееся либо разрабатывать новые планы по иному разделу Сирии на контролируемые зоны.

Россия и США продолжают предпринимать совместные усилия по поддержанию режима тишины (который был введен 27 февраля 2016 г.) и соблюдению этого режима всеми противоборствующими сторонами, хотя, фактически, он нарушается, и боевые действия продолжаются. Однако пока не в интересах обеих сторон заявлять о его отмене. США стремятся углубить военное взаимодействие с Россией для противостояния террористам в обмен на то, чтобы Россия убедила правительственные сирийские войска перестать наносить удары по поддерживаемым США местным вооруженным формированиям, которые ведут борьбу против режима Б. Асада. Однако данная инициатива США вряд ли полностью достижима на практике.

По сообщению американских «анонимных источников», Д. Трамп поручил министру обороны представить план по борьбе с ИГИЛ. По-видимому, администрация нового президента США отказалась

о

от разработанного командой Б. Обамы плана по освобождению сирийской Раки (план был представлен прежним президентом накануне его ухода 17 января 2017 г.). Д. Трамп, в свою очередь, пообещал предоставить своему новому министру обороны Дж. Мэттису полную свободу действий в борьбе с ИГИЛ. В этой связи реальными целями американской операции, как представляется, станет взятие под контроль проблемных регионов в Сирии и традиционный патронаж курдов, а также посредничество в их отношениях с Анкарой.

И, хотя на данном этапе можно говорить об успехе российской военной операции в Сирии, поскольку все больше населенных пунктов присоединяются к процессу примирения, однако, ввиду ограниченных возможностей сирийских правительственных сил (особенно после неудачных тяжелых боев под Раккой - «столицей» ИГИЛ), террористические элементы продолжают наращивать активность и вести боевые действия в ключевых районах [3]. Сирийские правительственные силы пока не перешли в решительное стратегическое наступление. В то же время, активизация Турции и США создает для Дамаска угрозу, что основные нефтеносные районы, расположенные на левобережной стороне Евфрата, после разгрома исламских группировок в Ракке и Дейр-эз-Зоре попадут под американский контроль, а ключевые города - Эль-Баб и Аазаз, расположенные на севере провинции Алеппо, - будут оккупированы Турцией.

Что касается ситуации в Ираке, то следует отметить, что 26 июня 2016 г. военное командование заявило о полном освобождении от боевиков ИГИЛ г. Эль-Фаллуджа в провинции Анбар в 50 км к западу от Багдада [2], при этом уличные бои в этом городе продолжались больше недели; в свое время, подразделения вооруженных сил США столкнулись именно в Эль-Фаллудже с наиболее ожесточенным сопротивлением террористов. Власти Ирака отмечают, что в ходе взятия города, захваченного террористами в январе 2014 г., погибли примерно 2 тыс. боевиков ИГИЛ [Там же], однако, учитывая ее международное финансирование и большое число желающих пополнить ряды этой группировки, у нее не возникнет проблем с привлечением новых добровольцев. Более того, снижение размера территории, которая находится под ее контролем, дает ИГИЛ преимущество, поскольку позволяет оперативно перебрасывать ресурсы и подразделения с одного направления на другое. На другом направлении вооруженные силы Ирака при поддержке курдских вооруженных формирований и шиитской милиции ведут ожесточенные бои по овладению Мосулом, неся при этом колоссальные потери: так, некоторые элитные подразделения иракской армии, такие как «Золотая» дивизия, практически полностью уничтожены в ходе боев с ИГИЛ.

В перспективе Россия и Иран продолжат поддерживать режим

о-в ^

т ^ о:

к и 2

и

Б. Асада (поставками гуманитарной, военной и финансовой помощи, ^ § ^ а также обучением личного состава сирийских вооруженных сил), 'о з °

а США - препятствовать России, однако противодействие будет, скорее § ^

2 £

всего, носить косвенный характер, чтобы не повышать уровень рисков в регионе. При этом попытки Вашингтона к сближению с Москвой ^ на сирийском направлении следует расценивать также в разрезе реализации цели ослабления России.

Что касается ситуации на Украине, то она продолжает оставаться стабильно тяжелой и напряженной. В реальности, боевые действия на Донбассе продолжаются на протяжении длительного времени (их интенсивность существенно выросла начиная с января 2017 г.; стороны применяли тяжелую артиллерию; при этом фиксируется увеличение численности техники и отрядов Вооруженных сил Украины на второй линии обороны). Однако, в связи с тем, что «украинская» тема перестала быть приоритетной в мировых (прежде всего, западных) СМИ, информация о боях практически не попадает в информационное поле. В тех же случаях, когда в СМИ попадают информационные вбросы о «полномасштабных боевых действиях», это делается специально в интересах, прежде всего, украинской стороны. Учитывая катастрофическое положение Украины, представляется, что такого рода вбросы могут быть использованы для привлечения внимания ОБСЕ (Запада) с целью оказания давления на Россию, поскольку украинская сторона во всем обвиняет ДНР и ЛНР. Довольно часто анонсируемые СМИ «бои», на самом деле, являются лишь попыткой вылазки со стороны вооруженных сил Украины. Тем не менее, следует отметить, что такое раздувание военной истерии выгодно не только Киеву (как повод для обоснования необходимости вооруженной миссии ОБСЕ), но и определенным силам в ДНР и ЛНР.

Президенту Украины П.А. Порошенко это выгодно еще и по внутриполитическим причинам, поскольку данная информация может стать поводом для усиления режима и для преследования политических оппонентов, которые сохраняют свои позиции и недовольны претензиями президента на всю полноту власти, что обуславливает объединение против него других ключевых игроков. «Противником номер один» остается олигарх И.В. Коломойский, который благодаря П.А. Порошенко сначала лишился поста губернатора Днепропетровской области, а затем потерял контроль над Одессой.

К успехам П.А. Порошенко следует отнести и наступление на позиции бывшего премьер-министра А.П. Яценюка. Вместе с тем, пока, несмотря на его отставку и назначение на пост премьера протеже

о

Порошенко - В.Б. Гройсмана, это следует расценивать как тактический результат. Недавнее выступление А.П. Яценюка в Конгрессе Соединенных Штатов, в ходе которого он заявил, что Запад должен быть благодарен Украине за защиту от «российской агрессии», позволяет сделать предварительный вывод о том, что американская администрация в недалеком будущем предпримет новую попытку его использования против президента Украины.

Команда Порошенко уже провела «зачистку» политического поля, выступив против мэра Львова А.И. Садового, а также Ю.В. Тимошенко. Вместе с тем, Ю.В. Тимошенко продолжает наращивать политический капитал, а также накапливает силы для нового этапа борьбы. Интересно, что опубликованный командой президента компромат на нее пока не привел к ожидаемому результату. В ее пользу играет не только огромный политический опыт и лояльность части местных элит, но и фактор Н.В. Савченко (которая заседает в Раде от Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и против которой сейчас идет серьезная информационная атака). Также Тимошенко использует факт повышения оплаты за ЖКХ, и против этого будет трудно выдвинуть контраргументы, учитывая продолжающееся снижение уровня жизни в стране. Кроме того, Ю.В. Тимошенко будет использовать и пакет законов о Донбассе, который Верховная Рада должна принять из-за позиции Запада.

Отдельно следует обратить внимание на ситуацию в украинской энергетике, которая продолжает оставаться тяжелой, что связано, в частности, со снижением запасов угля (при этом поставки из Донбасса приостановлены). Очевидно, что торг по этому вопросу между акторами продолжится, однако у Киева теперь нет важных рычагов (он, например, не может повлиять на поставки энергии в Крым). Дальнейшие перебои с поставками электроэнергии приведут к сокращению промышленного производства и, как следствие, усилению негативных тенденций в экономике. Так, например, в июне 2016 г. прекращена работа Алчевско-го и Днепровского металлургических комбинатов, что негативно сказалось на экономике Украины и на валютных поступлениях в первом квартале 2017 г. Указанные факторы еще больше ухудшают положение дел в Украине, поскольку расходы на ведение войны в Донбассе и на выплаты субсидий населению постоянно растут. 16 февраля 2017 г. украинское правительство объявило «режим чрезвычайного положения» в энергетике, что означает, что из-за нехватки мощностей по всей Украине будут в ручном режиме производиться «веерные отключения». Правительство успокаивает граждан уверениями, что больницы, школы и детсады отключаться не будут.

В начале марте 2017 г. эксперты «Укрэнерго» заявили, что даже при

введении чрезвычайного положения в электроэнергетике антрацитового ^

О

m ^ oi

к и ^ и з

Ф

— ^

угля хватит лишь на 40 суток. Напротив, организаторы блокады (в част- 'о з °

ности, депутат В. Парасюк) уверяют, что запасы имеются, «коллапса § ^

о ^

не намечается», а в случае «веерных отключений» активисты захватят ^ ^ ряд ТЭЦ.

При оценке деятельности внешних акторов следует отметить, что о

Европейский Союз сохраняет тенденцию к дистанцированию от Киева. Более того, все чаще раздаются призывы отменить антироссийские санкции, однако принимаемые по этому вопросу документы (например, резолюция французского Сената) пока носят рекомендательный характер. Что касается США и американской администрации, то в последнее время значение Украины для Вашингтона также снижается в связи с событиями на более приоритетных направлениях: в Сирии, Ираке и Турции, которая объявила о сближении с Москвой, что вызывает опасения Вашингтона. Несмотря на это, последний пока сохраняет определенный уровень антироссийской активности на Украине, действуя как самостоятельно, так и через НАТО. Например, с 27 июня по 8 июля 2016 г. во Львовской области проходили украинско-американские военные учения «Rapid Trident».

В контексте развития ситуации на Украине довольно интересно выглядят события в Европе. Южная Европа - особый регион для российской внешней политики: именно южные страны Европейского Союза, подверженные перманентным долговым кризисам (Португалия, Греция, Испания, отчасти Италия), наиболее скептически относятся к санк-ционный политике ЕС в отношении России. Кроме того, прецедент, созданный Великобританией, вышедшей из ЕС в ответ на давление со стороны Брюсселя, наибольшее впечатление оказал именно на страны юга Европы: и Испания, и Греция, и Португалия (которую Германия собиралась объявить банкротом и «распродать по частям» кредиторам) увидели в этом поступке Соединённого Королевства рецепт избавления от проблем и долгов перед ЕС. Южные страны Европы сейчас готовы последовать примеру Великобритании, что не может не пугать «ядро» Евросоюза - Германию и Францию. Россия, поддерживающая тесные связи со странами Южной Европы и, в отдельных случаях, имеющая на них определенное влияние, может использовать его для сдерживания регионализма и сохранения целостности Евросоюза, в котором Россия заинтересована как в партнере (при условии отказа ЕС от санкционной политики). Здесь открываются большие возможности для внешнеполитического маневра. Вместе с тем, следует отметить, что после «Брекси-та» ЕС погрузился в собственные проблемы и стал постепенно терять

о

интерес к продолжению конфронтации с Россией, что также является для РФ положительной тенденцией. При этом сохранение влияния России на политическую элиту южноевропейских стран зависит от того, насколько долго нынешние элиты этих стран будут удерживать власть в своих руках. И здесь в фокусе внимания вновь оказывается «Государство автономий» - Испания.

26 июня 2016 г. в Испании прошли внеочередные парламентские выборы, первое место по результатам которых заняла «Народная партия» М. Рахоя [1]. Их результаты показали, что политический кризис в стране все еще продолжается и вряд ли можно говорить о позитивных тенденциях. «Народная партия» неожиданно заняла первое место, заняв в парламенте 137 мест из 350 (33% голосов избирателей), усилив свои позиции по сравнению с результатами декабрьских выборов (123 мандата), хотя опросы предсказывали, что у нее будут слабые результаты. Результат, показанный на выборах правящей «Народной партией», обусловлен тем, что политические противники недооценили ее.

Кроме того, сказались раздоры и разногласия в лагере левых, которые, тем не менее, продолжают выступать против М. Рахоя и против одобрения его кандидатуры на пост премьер-министра. «Брексит» также сыграл свою роль в полученных результатах, поскольку он несет в себе определенный политический урон для страны, как с точки зрения сепаратизма, так и с точки зрения ухудшения экономической ситуации (товарооборот между Великобританией и Испанией приближается к 3% ВВП последней).

Еще одним фактором усиления позиций М. Рахоя можно назвать экономическое восстановление. В последние месяцы наблюдается дефляция, а темпы экономического роста являются стабильными. В то же время, сохраняется и негатив. Так, в 2015 г. соотношение долга Испании к ВВП составило почти 100%, дефицит бюджета в 2015 г. - 5,1% ВВП (выше целевого показателя), сохраняется высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи. К тем, кто больше всего проиграл, следует отнести партию «Подемос» и ее лидера П. Иглесиаса. Его партия ухудшила свои показатели по сравнению с декабрем 2015 г., что стало для него серьезным испытанием, поскольку на такой результат никто не рассчитывал. Социалисты, в целом, сохранили свои позиции, получив против ожиданий 85 мандатов (в декабре 2015 г. - 90 мандатов).

Отдельно следует отметить позицию Мадрида в отношении «Брекси-та». Так, Рахой выступил резко против намерения Шотландии сохранить членство в Европейском Союзе при выходе из него Великобритании (это связано с опасениями касательно развития ситуации в Каталонии), отметив, что у Шотландии нет полномочий вести соответствующие

переговоры с Брюсселем. Интересно, что ранее глава Европейской

о-в ^

т ^ о:

к и 2 и з

Комиссии Ж.-К. Юнкер заявлял, что у Шотландии есть право «быть ^ 2 г-с услышанной» в Брюсселе. Однако позднее его представитель отметил, оз" ° что вопрос членства Шотландии в ЕС должен решаться в рамках кон- § ^

о

ституционного порядка, закрепленного в Британии. В целом, Рахой ^ ^

намерен наложить вето на «шотландский вопрос», чтобы не провоци-

ровать ситуацию в Каталонии, избиратели которой в сентябре 2015 г. о выбрали правительство, настроенное на отделение от Испании. Более того, в марте 2016 г. новый лидер Каталонии К. Пьюджмонт заявил, что регион сделает это в любом случае.

И хотя лидеры других стран ЕС настроены в пользу Шотландии, учитывая механизм принятия решений в рамках Европейского Союза, маловероятно, что, пока Рахой остается у власти, следует ожидать существенных подвижек в данном направлении. Пока в Брюсселе стараются не обострять обстановку, а глава Европейского Совета Д. Туск отказался встречаться с первым министром Шотландии Н. Старджеоном. Впрочем, Шотландия все же провела встречи с бывшим премьером Бельгии Г. Верховстадом и главой Европарламента М. Шульцем.

При оценке результатов испанских выборов в общеевропейском масштабе следует отметить, что в будущем, вероятно, произойдет усиление внутриполитической нестабильности в Португалии (где левая коалиция является крайне слабой) и, в большей степени, в Италии, где в октябре 2016 г. прошел референдум по вопросу проведения конституционной реформы. Народ Италии, как известно, предложения правительства на референдуме не поддержал, что вынудило М. Ренци уйти в отставку.

Вместе с тем, в целом российскую внешняя политику можно признать успешной, поскольку на театрах военных действий, касающихся РФ, сохраняется относительное спокойствие. Кроме того, ожидающийся визит в Россию министра иностранных дел Великобритании Б. Джонсона, возможно, поможет найти выход из «украинской проблемы» и наметить пути разрешения «сирийского кризиса».

Библиографический список

1. В Испании состоялись внеочередные выборы в парламент // 24 канал. URL: http://24tv.ua/ra/v_ispami_sostojaHs_vneocherednye_vybory_v_parla-ment_n699856 (дата обращения: 26.07.2016).

2. Иракские военные полностью освободили Эль-Фаллуджу от боевиков ИГИЛ // РИА Новости. URL: http://ria.ru/world/20160626/1452258311.html (дата обращения: 26.07.2016).

3. Манойло А.В. Сирийский тупик Арабской весны // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2013. № 6. С. 49-56.

_ Е 4. Манойло А.В. Управление конфликтами. Модель психологической опера-т § ции // Акмеология. 2009. № 1. С. 64-74.

I 5. Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве / Под общ. ред. И.В. Бочарникова. М., 2016. у 6. Сирийский геополитический излом. Роль России в нейтрализации терро-^ ристической угрозы ИГИЛ / Гришин В.И., О.А. Гришина, И.В. Яблочкина

о. и др.; Под. ред. А.П. Кошкина. Вып. 4. М., 2015.

7. Karpovich O., Manoilo A. Color Revolutions: Techniques in Breaking Down Modern Political Regimes. Bloomington, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.