Научная статья на тему 'Украинское гончарство в материалах Российского Этнографического музея'

Украинское гончарство в материалах Российского Этнографического музея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпова О. В.

The article describes the collection of ceramics in the Russian Museum of Ethnography as one of the most outstanding components of Ukrainian traditional culture. A distinctive feature of this collection is its representative and complete character (objects, photo-illustrative and archival materials). The collection enables retracing the changes in the ceramics of the Ukraine from the end of the 19 th to the end of the 20tli centuries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ukrainian ceramics in the collection of the Russian Museum of Ethnography

The article describes the collection of ceramics in the Russian Museum of Ethnography as one of the most outstanding components of Ukrainian traditional culture. A distinctive feature of this collection is its representative and complete character (objects, photo-illustrative and archival materials). The collection enables retracing the changes in the ceramics of the Ukraine from the end of the 19 th to the end of the 20tli centuries.

Текст научной работы на тему «Украинское гончарство в материалах Российского Этнографического музея»

Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 2, вып. 3

О. В. Карпова

УКРАИНСКОЕ ГОНЧАРСТВО В МАТЕРИАЛАХ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Изучение материальной культуры в целом либо тех или иных ее комплексов конкретных народов - тема для этнографических исследований в равной степени вечная и каждый раз новая.

Гончарство - одно из выдающихся достижений традиционной культуры украинского народа. Специалисты не без основания называют Украину «самой керамической страной мира», а в гончарстве видят «проявление души украинского народа». Сотрудница Этнографического отдела Государственного Русского музея (Российский Этнографический музей - РЭМ) М.А. Фриде писала в 1926 г., что изучение украинской керамики является одним из существенных моментов при изучении Украины в целом, потому что керамика, которую парод сам изготавливает «в своих формах и своем орнаменте полностью и целиком отвечает его потребностям и эстетическим возможностям».

Следует отметить, что украинское гончарство не обойдено вниманием специалистов - историков, лингвистов, археологов, искусствоведов, этнографов (И.А. Зарецкий, Ф.К. Волков, В.И. Василенко, П.А. Замятченский, A.A. Бобринский, В. Бережняк, Л.С. Данченко, Ю.Ф. Лащук, Е.И. Матейко, ЕЛО. Спасская, Л.С. Шульгина, Я. Рыжен-ко, А.Н. Пошивайло и др). Много пока еще неименитых современных исследователей продолжают свои исследования этого промысла и всего того, что с ним связано. Собственно история изучения украинского гончарства насчитывает более сотни лет. Вместе с тем находятся не исследованные в полной мере лакуны, требующие специального внимания. На рубеже XX-XXI вв., когда наблюдается очевидное угасание, а в отдельных случаях и исчезновение промысла, самое время обратиться к серьезному осмыслению имеющихся сведений, чтобы сберечь для истории память об уникальных центрах и предложить возможные формы дальнейшего их развития. В этой связи вещевые, фотоиллюстративные и архивные (экспедиционные отчеты сотрудников) материалы Российского Этнографического музея в Петербурге не теряют своей ценности и должны оставаться в центре внимания исследователей гончарства в целом.

Непреходящая ценность музейного собрания состоит в его комплексности и информативности. Эти два аспекта были изначально заложены в разработанной в 1902 г. Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III (ЭОРМИАШ, первоначальное название РЭМ) «Программе для собирания этнографических предметов», в которой каждая приобретенная для Музея вещь рассматривалась как документ, характеризующий с той или иной стороны данный народ, его творчество.

Сбор коллекций специалистами-этнографами и археологами (И.А. Зарецким -автором первой в России монографии по гончарству, Ф.К. Волковым, A.A. Макаренко, П.П. Ефименко), а также опытными музейщиками (особо выделим М.А. Фриде) определил высокий уровень документированного сопровождения материалов, содержащих-

© О.В. Карпова, 2006

ся в полевых записях собирателей, коллекционных описях и др. Это подробные изложения сведений о сырье, инструментарии, технологическом процессе, с фиксацией последнего изобразительными средствами - фотографиями, зарисовками, обстоятельные описания различных видов изделий, порядка организации их сбыта, персоналии выдающихся гончаров и др.

Само собрание РЭМ изделий гончарного производства насчитывает 3 тыс. ед. хр. В архиве находятся отчеты о полевых исследованиях сотрудников Музея, датируемые 1902-1990-ми годами. В фототеке представлены соответствующие материалы в объеме около 150 ед. хр. Немаловажным источником информации являются кальки с росписи изразцов, снятые М.А. Фриде, с печей крестьянских и городских домов в бывш. Черниговской губ. Некоторые изразцы датированы 1830-ми годами, что зафиксировано мастерами на самих изделиях. Такого рода источники существенно дополняют имеющуюся в фондах музея коллекцию глиняных изразцов.

Неукоснительное следование сотрудниками Музея рекомендациям Совета Этнографического отдела РМИЛП1, которые были сформулированы в Программе, позволило им за столетний период создать в Музее одно из крупнейших тематических собрании вещевого и информационного материалов по одной из важнейших отраслей традиционной культуры украинского парода - гончарству. В нем содержатся сведения по следующим темам:

1. Глины, их добывание и обработка: технические характеристики разных видов глин - собственно глины и глеи, образцы различных сортов глины из 10 гончарных центров, описания, состав смесей из глин в соответствии с их использованием - для посуды и др. Места добывания глины - глинища: природа их залегания: поверхностное, глубинное; способы добывания. Имеется описание шахтного способа (конструкция, размеры шурфов, способы добычи и подъема глины на поверхность, чертежи-схемы и рисунки шахт, способы опускания и подъема рабочих из шахт, орудия для добычи глины; условия работы; правовые отношения при использовании местных глин. Приемы обработки глины, а также используемые в процессе инструменты: довбня, толок, струг и дрот.

2. Изготовление посуды на гончарном круге: собственно процесс формовки миски, горшка (описание, фотоматериалы), орудия и инструменты гончарного производства - гончарный круг двух типов: шленский и волошский, гончарный нож, дрот, струган; способы сушки готовых изделий и декорирования посуды (с конкретизацией использовавшихся для этого красок, техники росписи и элементов орнамента), а также ее глазурования (с конкретизацией данных о составах приготовления глазури и двух способах глазурования: жидком и сухом). Совокупность указанных источников позволяет дать максимально развернутую характеристику главного технологического процесса гончарного производства, отметить его локальные особенности в тех или иных центрах гончарства, а в ряде случаев проследить изменения, которые происходили как в самом процессе, так и обеспечивавшими его инструментами, например замену шлен-ского гончарного круга волошским и некоторых деревянных конструкций круга металлическими.

3. Обжиг посуды и гончарные горны: конструктивные особенности горнов, обусловленные, 1) местом их расположения: в помещении или на открытом месте (огород, поле); 2) технологическими свойствами: для поливной (глазурованной) или неполивной (неглазурованной, простой) посуды; 3) типом посуды: для поливных мисок - четырехугольный, для всех прочих - круглый (по материалам архива). Типы горнов: четырех-

угольные и круглые, или ямные. Наиболее распространенные круглые - вертикальные и горизонтальные. Имеются подробные описания конструктивных особенностей горнов, чертежи и схемы, составленные М.А. Фриде. Фотоматериалы наземной части горна, процессов загрузки посуды в горн и др. Три глиняные модели горнов, выполненные по заказу Ф.К. Волкова и М.А. Фриде.

4. Основные виды гончарных изделий: посуда кухонная и столовая, ритуальная; декоративно-прикладные изделия - фигурные сосуды: куманцы, баклаги, барыльца (в том числе зооморфные: баран, лев, козел и др.), блюда, та рели, вазы, вазонники; игрушки: свистульки, посудка - монетка; скульптурные изделия - скульптура малой формы; технические и строительно-художественные предметы - бродильники для вина, покрышки па ульи, дымоходы, изразцы и декоративные плакетки и др. Кроме того, представлены рисунки изделий, па которых изображены основные орнаменты, соответствующие тем или иным их видам, а также локальной традиции орнамента и цветовой гаммы.

Представленные в Музее гончарные изделия по времени изготовления относятся в основном к концу XIX - началу XX в. Кроме того, имеются уникальные предметы, в основном изразцы из известных центров гончарства Восточной Галиции - Косова и Пистыня, некоторые из которых относятся к середине XIX в. Ряд изделий - авторские: О. Бахматюк, П. Кошак, Г1. Цвилык и др. Часть из них подписана авторами, большая атрибутирована на основании имеющихся авторских работ, представленных в Музее или же по публикациям. Значительная часть гончарных изделий принадлежит безымянным мастерам. Начиная с середины XX в. все чаще встречаются изделия, подписанные их создателями, а с 1970-х годов у творческих мастеров керамических заводов, например Опошни Полтавской обл., указание авторства становится нормой.

5. Организация и условия труда гончаров. В архивных материалах представлены сведения, характеризующие организацию гончарного производства: индивидуальная, в редких случаях семейная, условия труда гончаров, участие в производстве женщин; система счета посуды при подготовке ее на продажу, условия и порядок сбыта товара, его стоимость; цеховые организации гончаров и др.

Коллекционное собрание украинской керамики Российского Этнографического музея бесспорно представляет интерес тем, что очень представительной документальной базой (вещевой, архивной, фото-иллюстративной) фиксирует по-своему переходный период в развитии данной традиции - от кустарного производства, в основном ориентированного на удовлетворение хозяйственных, бытовых потребностей населения в начале XX в., к созданию изделий, отвечающих эстетическим и символическим («национально-ориентированным») функциям и запросам в конце этого же столетия.

В заключение снова обратимся к истории Музея. В самом ее начале Этнографический отдел Русского музея Императора Александра III ставил перед собой глобальную задачу - создать в музее «научное собрание памятников», т.е. собрание, которое могло бы стать базой для научных исследований. В данном случае имеем полное право утверждать - вещевые памятники гончарного производства украинцев и информация о них, а также информация, содержащаяся в научных отчетах сотрудников и запечатленная на фотографиях, все это, собранное на протяжении истории существования Музея, -бесспорно, научная коллекция.

Статья поступила и редакцию 30 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.