УКРАИНСКИЙ КРИЗИС В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И РОССИЕЙ
А.Г. Ибрагимов
Бакинский Государственный Университет, Баку, Азербайджан
Аннотация. В статье проанализирован украинский кризис в контексте противостояния Запад-Россия. Автором рассматриваются нынешнее положение на Украине и в Крыму, текущие геополитические процессы в черноморском регионе и динамика евроинтеграции страны.
В статье отмечено, что Москва в последние годы разработала и проводит стратегию уравновешивания влияния США. Благодаря В. Путину Россия впервые за годы после развала СССР смогла использовать мягкую силу. Существуют некоторые важные факторы, которые позволяют укрепить позиции Российской Федерации, это такие факторы, как защита администрацией США военной стратегии на Ближнем Востоке, экономический спад Европейского союза, падение Японии, экономические проблемы Индии и внутренние проблемы Китая. Однако, России нелегко поддерживать эту ситуацию, потому что, несмотря на все свои усилия и шаги в трубопроводной дипломатии. Российская Федерация, пережившая крупный геополитический коллапс после развала Советского Союза, в последние годы предприняла некоторые шаги под руководством В. Путина. Однако эти шаги в основном оборонительные действия для защиты российского влияния в регионе. По этой причине в XXI в. США и Западу необходимо представить новую идеологию, которая будет обнадеживающей для стран и народов Запада. То, что Россия будет предпринимать перед лицом гигантской КНР, которая быстро выходит на рынок Центральной Азии, является еще одной важной проблемой.
Ключевые слова: Украина, украинский кризис, Крым, Российская Федерация, Черноморский регион.
UKRAINIAN CRISIS IN THE CONTEXT OF CONFRONTATION BETWEEN THE WEST AND RUSSIA
A.G. Ibrahimov
Baku State University, Baku, Azerbaijan
Abstract. The article analyzes the Ukrainian crisis in the context of the West-Russia confrontation. The author examines the current situation in the Ukraine and the Crimea, the current geopolitical processes in the Black Sea region and the dynamics of the country's European integration.
The article notes that Moscow in recent years has developed and is pursuing a strategy of balancing US influence. Thanks to V. Putin, Russia for the first time in the years after the collapse of the USSR was able to use soft power. There are some important factors that can strengthen the position of the Russian Federation, such factors as the US administration's defense of the military strategy in the Middle East, the economic downturn of the European Union, the fall of Japan, the economic problems of India and the internal problems of China. However, it is not easy for Russia to support this situation, because, despite all its efforts and steps in pipeline diplomacy. The Russian Federation, which experienced a major geopolitical collapse after the collapse of the Soviet Union, in recent years has taken some steps under the leadership of V. Putin. However, these steps are mainly defensive actions to protect Russian influence in the region. For this reason, in the 21st century, the USA and the West need to present a new ideology that will be encouraging for the countries and peoples of the West. The fact that Russia will undertake in the face of the giant People's Republic of China, which is rapidly entering the Central Asian market, is another important issue.
Keywords: the Ukraine, Ukrainian crisis, Crimea, Russian Federation, Black Sea region.
В начале 2014 г. внимание мирового сообщества было приковано к развитию событий на Украине. Крым перешел под контроль Москвы после референдума о присоединении полуострова к РФ. После референдума, на котором 96,8% крымчан
проголосовали за присоединение к России, Крымская администрация провозгласила независимость от Украины и обратилась к России с просьбой о включении в состав РФ свою, которая приняла это обращение, объявив Крым частью своей территории.
В своем телефонном разговоре с президентом США Б. Обамой, российский лидер В. Путин заявил, что голосование было законным и соответствовало международному праву, в то время как президент США Обама и европейские лидеры объявили, что не признают референдум. Временный президент Украины А. Турчинов заявил, что референдум не будет признан Украиной и цивилизованным миром, а временный премьер-министр А. Яценюк заявил, что процесс референдума напоминает цирковое представление 1 .Министр иностранных дел Великобритании У. Хейг заявил, что его страна не согласится с результатами референдума. Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности К. Эштон заявила, что «ЕС хочет послать самое резкое послание России и что в этом направлении могут быть введены экономические санкции против Москвы»2. Таким образом, это событие еще более обострило противостояние между Западом и Россией.
Геополитические процессы начала 2000-х годов ознаменовались вторжением американских военных сил в Афганистан и Ирак с использованием огромного военного потенциала США, а также чередой «цветных» революций в Грузии, Украине и Кыргызстане, войной между Россией и Грузией в 2008 г. На Украине после «оранжевой» революции была установлена прозападная власть. Россия, используя карту природного газа, дала понять, что Москва не желает союзника НАТО у своих
1 "Crimean parliament formally applies to join Russia", BBC. 17.03.2014, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bbc.com/news/world-europe-26609667.
2 "La Crimée entame son rapprochement avec la Russie", Le Monde, 17. 03. 2014, [Электронный ре-
сурс] - Режим доступа: http: //www. lemonde.fr/ eu-rope/article/2014/03/17/crimee-le-parlement-ukrainien-approuve-une-mobilisation-partielle_4384161_3214.html
границ и не допустит американской экспансии в Черное море.
Процесс «арабской весны», начавшийся в 2011 г., показал, что в период правления президента Б. Обамы американская стратегия геополитической экспансии продолжалась на Ближнем Востоке и в Северной Африке. России не потребовалось слишком много времени, чтобы сбалансировать этот процесс. Начиная с 2011 г. Россия вновь стала «звонить в колокола тревоги». После событий, которые привели к ужасной смерти Каддафи в Ливии, Россия приняла стратегию предупреждения захвата и расчленения Сирии. Фактически при поддержке России и Ирана правительство Б. Асада в Сирии дало отпор радикальным исламистским группировкам, таким как Свободная сирийская армия и Фронт ан-Нусра3. Сегодня ситуация в Сирии, по мнению военных экспертов, изменилась в пользу Б. Асада. Другим «фронтом борьбы» для России была Грузия. В результате смены власти и ухода М. Саа-кашвили произошло смещение баланса военных сил в регионе в пользу России.
Кризис на Украине: возможные сценарии. В отношении Украины, придерживающейся прозападного пути после «оранжевой» революции в 2004 г., Россия применяла иную стратегию. В 2009 г. была применена тактика сокращения поставок природного газа, в конечном итоге к власти в Киеве пришел пророссийский президент В. Янукович. В конце 2013 г. заявление Януковича об отказе от подписания соглашения с ЕС дало толчок массовым выступлениям в пользу евроинтеграции страны. В результате жесткого противостояния В. Янукович бежал в Россию на специальном вертолете, на Украине было создано переходное правительство, а спикер парламента А. Турчинов был объявлен временным президентом. Результаты украинских выборов 2010 г. раскрывали разделенную структуру страны П. Поро-шенко, украинский бизнесмен, известный своей антироссийской и проевропейской риторикой, заявил, что хотел бы сделать свою страну членом ЕС и НАТО, после
3 Деятельность организации запрещена на территории РФ
чего был избран новым президентом страны. Россия ответила на эти шаги в Крыму. Действия России в Крыму были призваны сдерживать Украину от возможного членства в ЕС или НАТО.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на тот факт, что после выборов Украина стала прозападным государством и впервые перешла к полноценному партнерству с ЕС и различным видам сотрудничества с НАТО. Это вызвало естественную обеспокоенность у России, которая вскоре укрепилась в виде санкций и резкого снижения цен на энергоносители - основной источник доходов РФ. Страны коллективного Запада, не признающие присоединение Крыма к России, также не только включились в санкционную войну против России, но и, что наиболее опасно, в новую гонку вооружений, инициированную США. Подобное развитие процессов может привести к очень опасной региональной или даже мировой войне.
Впрочем, внешнеполитический и политико-экономический инструментарий ЕС в противодействии России достаточно ограничен. Ведь для проведения решительной политики Европа должна иметь возможность заменить природный газ, который она получает от России. В такой ситуации наиболее важными альтернативами являются запасы природного газа в Азербайджане, Иране и Восточном Средиземноморье, за пределами Кипра и Израиля. В случае продолжения ядерного соглашения с Ираном Европа может получить иранский газ, но в отсутствие соглашения Израиль может не отдавать предпочтение этому пути. Европейские страны, вероятно, также рассмотрят возможность использования Ирана в качестве инструмента диверсификации, а не основного источника. Вторым важным источником являются недавно обнаруженные запасы природного газа у побережья Израиля и Кипра, хотя, похоже, он не будет таким продуктивным, как ожидалось. Однако необходимо обеспечить безопасность на Средиземном море и достижение на Кипре хотя бы одного энергетического соглашения. Эта альтернатива намного лучше и безопаснее для Запада, учитывая инвестиции американ-
ской компании Noble и израильской компании Delek в регионе. Тем не менее, Европа может не иметь возможности удовлетворять энергетические потребности Европы в течение длительного времени, даже если ресурсы Кипра и Израиля связаны с TANAP и обеспечены для Европы. Следовательно, при таком варианте попытка Европы направить азербайджанский газ и доставить туркменский газ через Азербайджан в Европу станет шагом, который может реально разрушить энергетическую зависимость Европы от России1.
Другой сценарий заключается в том, что в будущем обе стороны снизят напряженность и вернут ситуацию в докризисное положение. В этом случае для Украины кажется неизбежным возвращение на орбиту России. Зависимость Украины от природного газа России составляет 66%2. Более того, неизвестно, как долго ЕС сможет продлить свою помощь Украине в условиях экономического кризиса. Влияние Германии, которое усиливается в странах Восточной Европы, которые были включены в ЕС в последнее время не вызывает восторга у других глобальных актеров, в частности США. Поэтому для них нежелательно оставлять Украину полностью под контролем ЕС и Германии.
Крымский вопрос. А каковы перспективы признания легитимности присоединения Крыма к Российской Федерации по итогам референдума? Прежде всего, необходимо констатировать, что Москва уже предприняла аналогичный шаг в Южной Осетии и Абхазии и признала эти образования в качестве независимого государства. То же самое сделали такие страны, кАк Венесуэла, Никарагуа и Вануату. Однако в вопросе Крыма Москва предпочла независимости полуострова его присоединение к РФ. В самой России при этом напоминают пример Косово в прошлом.
1 "Azerbaijan May Benefit from the Russia-Ukraine Crisis", 14.03.2014, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www. valuewalk. com/ 2014/ 03 / azerbaijan-russia-ukraine-wwiii/. (Дата обращения: 12.03.2019)
2 Kisacik, Sinai (2013),-Ukraine: A Country Trapped Between the Russian Federation and the Euro-Atlantic Blocks Politika, International Politics Academy, 14.03.2014.
Косово провозгласило свою независимость в 2008 г. и его признали более 100 стран. Но такие страны, как Россия, Республика Кипр, Греция и Сербия не признают независимость Косово, утверждая, что Косово по-прежнему является автономным регионом Сербии. По мнению эксперта Бру-кингского института Ст. Пайфера, который работал в посольстве США в Киеве в период с 1998 по 2000 гг., было бы неправильно сравнивать Крым и Косово. В Косово прошел долгий период дипломатического процесса в течение 9-10 лет до признания независимости, и число стран, признавших эту страну, превысило 1001. Независимость Крыма может затронуть и многие другие конфликтные зоны. Эта тактика может служить примером для регионов Северного Ирака, регионального правительства Курдистана, который сталкивался с различными проблемами с центральным правительством Ирака, и Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) и При-днестровья2.
Однако инструменты в руках Запада также крайне ограничены. По словам Г. Киссинджера, для предотвращения дальнейшего углубления кризиса в Украине и Крыму необходимо учитывать следующие принципы:
- Украинский народ должен иметь возможность решить, с кем заключить соглашение о партнерстве;
- Украина не должна вступать в НАТО;
- Народ Украины должен иметь возможность привести к власти желаемое им правительство, и Украина не должна взаимодействовать с Россией, одновременно наращивая свои отношения с Европой и Западом, подобно Финляндии;
1 "A new cold war? Why Crimea should matter to Americans", USA Today, 17. 03. 2014, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www. usatoday. com/ story/news/politics/2014/03/14/usa-today-capital-download-steven-pifer-ukraine-russia-crimea/6382965/. (Дата обращения: 12.03.2019) 2Tüysüzoglu, Göktürk (2014), "Kirim Sorunu ve eski Sovyet cografyasindaki 'Donmu§ Cati§ma Bölge-leri'", Al Jazeera Turk, 17.03.2014, [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.aljazeera.com.tr/gorus/kirim-sorunu-ve-eski-sovyet-cografyasindaki-donmus-catisma-bolgeleri. (Дата обращения: 12.03.2019)
- Россия должна прекратить «аннексию Крыма»3.
Наконец, на этом этапе следует более внимательно взглянуть на концепцию самоопределения. Самоопределение как право определять свое будущее, было одним из 14 пунктов В. Вильсона, объявленных американским президентом В. Вильсоном после Первой мировой войны. Тем не менее, самоопределение, по-видимому, имеет значение в контексте политики силы и сталкивается с трудностями при распространении общепринятого понятия в международном праве. Можно сказать, что различия во взглядах западной общественности на Косово и ТРСК являются наиболее конкретным показателем этого. По этой причине очевидно, что международное право не может объединить страны мира, по крайней мере, на данный момент, и что существует мировая система, основанная на политике силы.
Москва в последние годы разработала и проводит стратегию уравновешивания влияния США. Благодаря В. Путину Россия впервые за годы после развала СССР смогла использовать мягкую силу. В своей статье «Призыв к предостережению от России», опубликованной в американской газете «Нью-Йорк Таймс» он изложил аргументы против американской исключительности, став выразителем позиции всех стран, недовольных политикой этой страны. Конечно, существуют некоторые важные факторы, которые позволяют укрепить позиции России. По словам Дж. Адельма-на, это такие факторы, как защита администрацией США военной стратегии на Ближнем Востоке, экономический спад Европейского союза, падение Японии, экономические проблемы Индии и внутренние проблемы Китая4. Однако, по сло-
3 Kissinger, Henry(2014), "How the Ukraine crisis ends", The Washington Post, 17.03.2014, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.washingtonpost.com/opinions/he nry-kissinger-to-settle-the-ukraine-crisis-start-at-the-end/2014/03/05/ 46dad868-a496-11e3-8466-d34c451760b9_story.html. (Дата обращения: 12.03.2019)
4 Adelman, Jonathan (2013), "Russia is Back", Huffington Post, 02.11.2013, [Электронный ресурс] - Режим доступа:
вам Дж. Адельмана и многих других, России нелегко поддерживать эту ситуацию, потому что, несмотря на все свои усилия и шаги в трубопроводной дипломатии, российская экономика является лишь тенью по сравнению с былой советской экономикой и сегодняшней американской экономикой. Не следует забывать, что идеала коммунизма не существует, поскольку Россия была центром притяжения в прошлом. В этом случае привлекательность России и других альтернативных центров силы исходит только из тех возможностей, которые не могут реализовать США и страны Запада, столкнувшихся с проблемами. Россия, пережившая крупный геополитический коллапс в виде развала Советского Союза, в последние годы предприняла некоторые шаги под руководством президента страны В.В. Путина по реставрации своих позиций на международной арене. Однако эти шаги в основном оборонительные действия для защиты российского влияния в регионе. По этой причине в XXI в. США и Западу необходимо представить новую идеологию, которая будет обнадеживающей для стран и народов Запада. Вызовы, стоящие перед Россией перед лицом гигантской экономики КНР, которая быстро выходит на рынок Центральной Азии, является еще одной важной геополитической проблемой.
История международных кризисов учит нас, что самым плохим вариантом реакции на кризис является сворачивание налаженных контактов, замораживание привычных связей и отказ от диалога. Напротив, именно в кризисных ситуациях диалог важен как ни в каких других обстоятельствах. Вспомним, что один из самых опасных кризисов холодной войны - карибский кризис 1962 г. - имел своим результатом резкую активизацию советско-американского взаимодействия по ядерным вопросам, что в конечном итоге привело к созданию современного режима контроля над ядерными вооружениями. Этот урок не стоит забывать всем тем, кто сегодня призывает к замораживанию поли-
http://www.huifingtonpost.com/jonathan-adelman/russia-is-back_b_4087429.html (Дата обращения: 12.03.2019)
тических контактов между Россией и Западом, к новым и новым санкциям, к отказу от попыток найти взаимоприемлемые решения общих проблем, стоящих перед всеми нами1.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Romer J. The Weimar Triangle and The Ukrainian Crisis // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014; (4). С. 7-12.
2. Внешняя политика стран СНГ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред. -сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. -М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 496 с.
3. Гайстлингер М. Крымский референдум: международно-правовой аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014; (4). С. 13-19.
4. Крылов А.Б. Постсоветское пространство: проблемы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018; 18(2). С. 247-258.
5. Курылев К.П. Внешняя политика Украины в контексте формирования региональной системы безопасности в Европе. М. Изд-во РУДН, 2014. С. 114.
6. Курылев К.П. Украинский кризис 20132014 гг. и «арабская весна» 2011 г.: сходство и различие // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 4. С. 25-38.
7. Курылев К.П. Фактор Украины в обеспечении международной безопасности: региональный и глобальный уровни // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 2. С. 12-22.
8. Курылев К.П. Интеграция в ЕС как один из приоритетов внешнеполитического курса Украины // Вестник Рос-
1 Украинский кризис в системе международных отношений [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.mirprognozov.ru/prognosis/politics/ukrain skiy-krizis-v-sisteme-mejdunarodnyih-otnosheniy/ (Дата обращения: 12.03.2019)
сийского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2012. № 2. С. 76-91.
9. Курылев К.П. Украинский кризис и международная безопасность. — М.: ЛЕНАНД, 2018. — 272 с.
10. Курылев К.П., Станис Д.В. Этнокон-фессиональная ситуация на Украине как фактор внутриполитической нестабильности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-3 (43). С. 114-117.
11. Протопопов А.С. Исторические параллели // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014; (4). С. 2024.
12. Сушенцов А.А., Силаев Н.Ю. Сценарный прогноз развития украинского кризиса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018; 18(1). С. 107-123.
13. Худайкулова А.В. Эффективность международной системы защиты прав человека в контексте украинского кризиса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014; (4). С. 3946.
14. Чмырева В.А. Украинский кризис в исследованиях «фабрик мысли» США // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014; (4). С. 59-69.
Сведения об авторе: Ибрагимов Алимуса Гюльмуса оглу, доктор философии по политическим наукам, преподаватель кафедры «Международные отношения» Бакинского Государственного Университета (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Romer J. The Weimar Triangle and The Ukrainian Crisis // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014; (4). S. 7-12.
2. Vneshnyaya politika stran SNG: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / Red.-sost.
D. A. Degterev, K. P. Kurylev. - M.: Iz-datel'stvo «Aspekt Press», 2017. — 496 s.
3. Gajstlinger M. Krymskij referendum: mezhdunarodno-pravovoj aspekt // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014; (4). S. 13-19.
4. Krylov A.B. Postsovetskoe prostranstvo: problemy razvitiya // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018; 18(2). S. 247-258.
5. Kurylev K.P. Vneshnyaya politika Ukrainy v kontekste formirovaniya re-gional'noj sistemy bezopasnosti v Evrope. M. Izd-vo RUDN, 2014. S. 114.
6. Kurylev K.P. Ukrainskij krizis 2013-2014 gg. i «arabskaya vesna» 2011 g.: skhod-stvo i razlichie // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014. № 4. S. 25-38.
7. Kurylev K.P. Faktor Ukrainy v obespech-enii mezhdunarodnoj bezopasnosti: re-gional'nyj i global'nyj urovni // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014. № 2. S. 12-22.
8. Kurylev K.P. Integraciya v ES kak odin iz prioritetov vneshnepoliticheskogo kursa Ukrainy // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Vseob-shchaya istoriya. 2012. № 2. S. 76-91.
9. Kurylev K.P. Ukrainskij krizis i mezhdu-narodnaya bezopasnost'. — M.: LE-NAND, 2018. — 272 s.
10. Kurylev K.P., Stanis D.V. EHtnokonfes-sional'naya situaciya na Ukraine kak faktor vnutripoliticheskoj nestabil'nosti // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i is-kusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 5-3 (43). S. 114-117.
11. Protopopov A.S. Istoricheskie paralleli // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014; (4). S. 20-24.
12. Sushencov A.A., Silaev N.YU. Scenarnyj prognoz razvitiya ukrainskogo krizisa // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018; 18(1). S. 107-123.
13. Hudajkulova A.V. Effektivnost' mezhdu-narodnoj sistemy zashchity prav chelove-ka v kontekste ukrainskogo krizisa // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014; (4). S. 39-46.
14. Chmyreva V.A. Ukrainskij krizis v issle-dovaniyah «fabrik mysli» SSHA // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014; (4). S. 59-69.
About the author: Ibrahimov Ali-musa Gulmusa , Ph.D. in political sciences, lecturer at the Department of International Relations of the Baku State University (email: [email protected]).