Научная статья на тему 'Выбор центральноазиатских республик: Россия или Китай'

Выбор центральноазиатских республик: Россия или Китай Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
734
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / КАЗАХСТАН / УЗБЕКИСТАН / ТУРКМЕНИЯ / ТАДЖИКИСТАН / КИРГИЗИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭНЕРГЕТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рамич Мирзет Сафетович

В данной статье рассматривается ситуация в Центральной Азии, которая сложилась после того, как в 2013 году Си Цзиньпин пришел был избран председателем КНР и начал проводить активную политику в Центральной Азии, в частности в бывших советских республиках. Автор сосредоточил свое внимание на том, как изменились отношения центрально-азиатских республик с Россией и Китаем в 2013-2017 годы. На основе анализа экономической, военной, социальной и культурной сфер взаимодействия был выявлен ряд тенденций, которые появились в указанный период. Данные тенденции были рассмотрены на примере анализа отношений Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана и Киргизии с Россией и Китаем. Такой подход наглядно показывает, какие направления взаимодействия наиболее важны в отношениях рассматриваемых стран, и какие инструменты применяются Россией и Китаем для увеличения и сохранения своего влияния в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор центральноазиатских республик: Россия или Китай»

ВЫБОР ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ РЕСПУБЛИК: РОССИЯ ИЛИ КИТАЙ

М.С. Рамич

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается ситуация в Центральной Азии, которая сложилась после того, как в 2013 году Си Цзиньпин пришел был избран председателем КНР и начал проводить активную политику в Центральной Азии, в частности в бывших советских республиках. Автор сосредоточил свое внимание на том, как изменились отношения центрально-азиатских республик с Россией и Китаем в 2013-2017 годы. На основе анализа экономической, военной, социальной и культурной сфер взаимодействия был выявлен ряд тенденций, которые появились в указанный период. Данные тенденции были рассмотрены на примере анализа отношений Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана и Киргизии с Россией и Китаем. Такой подход наглядно показывает, какие направления взаимодействия наиболее важны в отношениях рассматриваемых стран, и какие инструменты применяются Россией и Китаем для увеличения и сохранения своего влияния в регионе.

Ключевые слова: Россия, Китай, Центральная Азия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия, инвестиции, энергетика, образование.

CHOICE OF CENTRAL ASIAN

REPUBLICS: RUSSIA OR CHINA

M.S. Ramich

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. This article is devoted to the analysis of the situation in Central Asia that was emerged after Xi Jinping became the President of the PRC in 2013 and began to pursue an active policy in Central Asia, particularly in the former Soviet republics. The author focused on how the relations between the Central Asian republics (Kazakhstan, Uzbekistan, Turkmenistan, Tajikistan and Kyr-gyzstan), Russia and China changed in 20132017. Through the analysis of the economic, military, social and cultural spheres of inter-

action, the author found several trends which were emerged in that period. Those trends were analyzed on the example of the relations between the Central Asian republics, Russia and China. This method allows us to find the most important areas of their cooperation, and identify, what instruments can be used by Russia and China to increase and maintain their influence in the region.

Keywords: Russia, China, Central Asia, Kazakhstan, Uzbekistan, Turkmenistan, Tajikistan, Kyrgyzstan, investment, energy, education.

После того как Си Цзиньпин стал председателем Китайской народной республики (КНР) в 2013 г., он провел ряд официальных визитов в страны Центральной Азии (ЦА). В ходе своего визита в Казахстан в сентябре 2013 г., председатель КНР выступил с речью в Назарбаев Университете, которая называлась «Укреплять дружбу народов, вместе открыть светлое будущее». Именно там были высказаны тезисы о начале формирования «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП), который будет проходить через страны Центральной Азии1.

Если обратиться к истории не столь далекой, как времена древнего шелкового пути, то Центральная Азия длительное время была и остается сферой интереса Российской Федерации. В свете того, что распада СССР все эти страны были объединены пространством одной страны на этой территории, сформировалась единая экономическая система. Но после распада СССР, руководство РФ не предпринимало активных действий для развития отношений на восточном направлении. Это послужило причиной того, что правительства центрально-азиатских республик не могли однозначно выбрать в какую сторону должен быть направлен вектор их внешней политики, в сторону России, наследницы СССР, с которой уже сформированы крепкие экономические и политические связи

1 Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете (полный текст). [Электронный ресурс] URL: http://kz.china-embassy.org/rus/zhgx/t1077192.htm.

или на Китай, экономика которого стремительно развивается.

Активные действия Китая в регионе Центрально Азии начались после 2013 г., и некоторые эксперты расценивают подобные действия, как «экспансию» регион и считают, что это напрямую грозит потерей влияния РФ в регионе. Сейчас прошло 5 лет с начала этого процесса, и мы можем наблюдать первые результаты.

Казахстан.

Отношения КНР и Казахстана были установлены 3 января 1992 г. И, с самого начала, развивались по классической для Китая схеме. Так, например, вопрос границ КНР и Казахстана был урегулирован одним из первых, первое соглашение, касающееся данного вопроса, было подписано уже в 1994 г., в 1997 и 1998 гг. были подписаны два дополнительных соглашения, в 2002 г. была проведена демаркация границы1.

Одним из главных направлений сотрудничества двух стран является торгово-экономическая сфера. Подтверждение тому, что торгово-экономическое сотрудничество между странами стремительно развивается есть и в статье посла КНР в Республике Казахстан Чжана Ханьхуэя, там говорится о том, что с 1992 г. товарооборот между двумя странами увеличился в 40 раз, объем инвестиций КНР в Казахстан составляет более 33,4 млрд долл. [Чжан ХАНЬХУЭЙ, 2017].

Особый интерес для Китая представляет энергетическая отрасль. Последнее время наблюдается тенденция, когда китайские компании скупают казахстанские предприятия, в пример можно привести покупку Geo-Jade Pertoleum Corp (КНР) нефтегазовой компании «КоЖан» (Казахстан) с правом на разработку месторожде-

"2 ний2.

^ШР^РРЙШШЙ^Жо [Электронный ресурс] URL:

https://web.archive.Org/web/20140906133919/http://kz. china-embassy.org/chn/zhgx/zhgxgk/.

2 Агелеуов Г. Китай-Казахстан: Перспективы вза-

имодействия // «Фергана». 2017. [Электронный ресурс] URL: http://www.fergananews.com/articles/9422.

Кроме нефтегазовой сферы объектами интересов китайской стороны являются сельскохозяйственная, инфраструктурная и научная отросли. Там, где по закону купить предприятие или землю невозможно, Китай усиливает свое влияние посредством инвестиционных проектов, к которым активно привлекаются китайские рабочие. Казахстанская общественность зачастую негативно относится к тому, что иностранцы, а в частности китайцы могут арендовать пахотные земли под свои нуж-ды.3.

В культурной сфере Китай воздействует на Казахстан посредством подготовки кадров. В Казахстане осуществляют свою деятельность 4 института Конфуция, эти образовательные учреждения являются одним из главных инструментов «мягкой силы» Китая, их особенностью является то, что довольно просто можно получить возможность обучения в КНР. Так на 2017 г. 13 тыс. казахстанских студентов обучаются в Китае, в свою очередь 1300 китайских студентов учатся в Казахстане [Чжан ХАНЬХУЭЙ, 2017]. Но главная проблема заключается в том, что, поехав учиться в Китай студенты очень часто остаются, чтобы работать там.

В отношениях России и Казахстана последнее время наблюдаются неоднозначные для России изменения, в частности можно увидеть, что внешняя политика Казахстана разворачивается на Восток. Для России эти отношения очень важны, в большей мере для обеспечения безопасности страны, и для развития торговых отношений с азиатскими странами, потому что именно по территории Казахстана проходят многие торговые пути и трубопроводы.

Если обратиться к цифрам, наблюдается постепенный спад в экономическом сотрудничестве РФ и Казахстана, так, например, на 2016 г. торговый оборот двух стран составил 9,6 млрд долл., а в 2014 г. он составлял 17,7 млрд долл., когда как торговый оборот с Китаем составляет 40

3 Толеуханова А. Казахстан и Китай: страх, ненависть и деньги // Онлайн-издание «EurasiaNet.org» [Электронный ресурс]. URL:

http://inosmi.ru/politic/20160713/237171403.html.

млрд долл.1 Объем китайских инвестиций во много раз превышает российские, и здесь конкурировать с ними не выходит. Кроме того, под угрозой оказываются и инфраструктурные проекты РФ, так в 2015 г. Казахстаном, Китаем, Турцией, Азербайджаном и Грузией был учрежден консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России.

Разногласия между странами наблюдаются и на внешнеполитической арене, так во время всех происходящих в последнее время важных для России событий, таких как, конфликт с Грузией в 2008 г., кризис на Украине, воссоединение Крыма с Россией, военная операция России в Сирии, поддержки со стороны Казахстана не было. Уже это говорит о том, что отношения претерпевают серьезные изменения и не в лучшую сторону. [ Малышева]

Кроме того, Казахстан сам претендует на лидирующую роль в процессах евразийской интеграции в том числе и СНГ. Однако по мнению российских экспертов именно Россия должна стать «локомотивом интеграционного процесса в СНГ» [Курылев, 2009].

Говоря о вопросах безопасности, тут тоже нельзя четко сказать, чью сторону принимает Казахстан и дело тут не в сотрудничестве с Китаем, а в развороте на Запад, и укреплению сотрудничества с НАТО, и это при учете того, что Казахстан и Россия являются партнерами по ОДКБ. Пока что Китай не вмешивается в столкновение интересов РФ и НАТО в Центральной Азии, но в будущем это возможно.

Несмотря на это все хорошие отношения важны для РФ и Казахстана и обе стороны работают над их развитием всех уровнях взаимодействия. Камнем преткновения в улучшении отношений стало то, что на данный момент Китай в чем-то может предложить больше чем Россия.

В итоге мы видим, что экономической сфере Казахстан отдает явный приоритет Китаю, на это указывает, и рост торговли

1 Малышева Д. Казахстан и Россия: проблемы взаимодействия // «РИТМ ЕВРАЗИИ». 2016. [Электронный ресурс] URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2016-09-08--kazahstan-i-rossija-problemy-vzaimodejstvija-25616.

между странами, и обширное инвестиционное сотрудничество, и совместные инфраструктурные проекты. Россия же, не смотря на некоторые разногласия между странами, сохраняет свои позиции в вопросах безопасности. Кроме того, все же пока что велико влияние русской культуры и русского языка в Казахстане, что позволяет странам лучше сотрудничать.

Киргизия.

По своему характеру отношения КНР и Киргизии похожи на отношения Китая с другими странами Центральной Азии в том, что основной акцент делается на вопросах экономики, но здесь ключевым отличием является то, что для Киргизии, Россия считается главным экономическим партнером. Страна является членом ЕАЭС и Таможенного союза. Но несмотря на это, Китай постепенно завоевывает и киргизский рынок.

Главным инструментом воздействия Китая на Киргизию является кредитование, вице-председатель Торгово-

промышленной палаты Киргизии Рима Апасова заявила, что «За годы сотрудничества с Китаем было выделено 2 млрд долл. грантов и 1,8 млрд. долл. - кредитов» 2 . Данные кредиты поддерживают киргизскую экономику, но в этом есть и определенные риски. Государственный долг Киргизии на 2016 г., когда было сделано это заявление, составлял 4,1 млрд. долл., соответственно около 44% внешнего долга Киргизии составляют китайские займы3. Пока что Китай не выдвигает никаких требований, но статус кредитора так или иначе позволяет ему воздействовать на внешнеполитические решения, принимаемые руководством Киргизии.

Киргизия и КНР активно сотрудничают в сфере инфраструктурного строительства в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь». Китай является

2 На Китай приходится порядка 30% всех инвестиций, поступающих в Кыргызстан [Электронный ресурс]. URL: http://www.ca-portal.ru/article:28197.

3 Госдолг Кыргызстана достиг $4,1 млрд — за год вырос на $300 млн. // «Sputnik». 2017. [Электронный ресурс] URL: https://ru.sputnik.kg/economy/20170208/1031657778/r azmer-gosdolga-kyrgyzstana-za-god-vyros-na-300-mln.html.

одним из главных инвесторов стратегически важных для Киргизии проектов, таких как подстанции «Датка» и ЛЭП «Датка -Кемин»1.

Если говорить о сотрудничестве России и Киргизии, то пока что это направление сотрудничества является для Киргизии приоритетным. Этому способствует ориентация Киргизии на взаимодействие в рамках ЕАЭС и Таможенного союза, и стремление к интеграции ЕАЭС и программ «Шелкового пути». Россия так же заинтересована в развитии транзитного потенциала своих партнеров, и даже имеет ряд договоренностей по координации действий в данной сфере с КНР [Курылев, Нарышкин, Озинковская, Рахимов, 2016]. Обе страны стараются строить взаимовыгодные отношения.

Российская компания «Русгидро» имела ряд контрактов на постройку ГЭС на территории Киргизии, но в 2016 году Киргизия решила денонсировать соглашение с российской стороной, так как возникли сложности при строительстве данных объектов. В связи с этим заговорили о похолодании в отношениях, однако премьер-министр в своем интервью для «РИА Новости» призвал не политизировать данный вопрос, заявив, что это проблема сугубо хозяйственного характера2. В частности, киргизская сторона не против участия российских компаний в конкурсе на строительство данных объектов.

Неизменно приоритетным направлением сотрудничества двух стран является военная сфера. Тут большую роль играет географическое положение Киргизии, она находится в непосредственной близости от Афганистана, что делает эту страну ключевой в вопросах обеспечения региональной безопасности и противодействия международному терроризму. Россия и Киргизия активно сотрудничают в рамках ОДКБ и в Канте расположена военная база организации, укомплектованная российскими

1 Кыргызстан и Китай настроены на укрепление сотрудничества. 2016. [Электронный ресурс] URL: https://rus.azattyk.org/a727751653.html.

2 Сапар Исаков: идут переговоры о второй российской военной базе в Киргизии. URL: https://ria.ru/interview/20171002/1505981890.html.

военнослужащими 3 . Сейчас идут переговоры об открытии второй военной базы, которая будет располагаться на границе с Таджикистаном.

Между Россией и Киргизией укрепляются и культурные связи, активно производится обмен студентами. В Киргизии был открыт Киргизско-российский славянский университет имени Бориса Ельцина, одно из основных направлений действий университета: «Сохранение и развитие русского языка, культуры и русскоязычного образования»4. Это создает базу для развития «мягкой силы» России и укрепления культурных связей между государствами.

Ситуация в Киргизии отличается от ситуации в рассмотренном ранее Казахстане, главным отличием является то, что здесь свои позиции прочно сохраняет Россия, во многом успех этого сотрудничества заключается в более тесных исторических и культурных связах двух стран, но главными направлениями взаимодействия остаются энергетика и военное сотрудничество. Но, говоря о Китае, мы видим тут ту же модель взаимодействия, суть которой в поэтапном экономическом воздействии на государство, путем вовлечения в совместные инвестиционные проекты, и выдачи низкопроцентных кредитов.

Таджикистан.

Отношения Таджикистана и КНР после распада СССР выстраивались по тому же образцу, что и другими центрально-азиатскими республиками. Китай хотел, как можно скорее решить вопросы границ, в случае с Таджикистаном зачастую эти вопросы решались посредством передачи КНР части спорных территорий.

Как и в других центрально-азиатских республиках Китай предоставляет Таджикистану льготные кредиты на развитие экономики, но фактически мы видим ситу-

3 Кыргызстан и Россия: что объединяет наши страны? URL: https://ru.sputnik.kg/analytics/20161102/1030087406/c hto-obedinyaet-kyrgyzstan-i-rossiyu.html.

4 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кыргызско-Российский Славянский университет. Основные сведения. [Электронный ресурс] URL: https ://krsu. edu.kg/sveden/index. html.

ацию, когда задолженность выплачена не может, а китайская сторона пытается использовать этот рычаг давления во время переговоров [Попов Д. С., 2012]. Полученные средства идут на реализацию инфраструктурных, энергетических и ресурсодобывающих проектов, но обслуживают данные проекты китайские компании.

Еще одним приоритетным направлением сотрудничества КНР и Таджикистана является борьба против «трех сил зла». В 2016 г. Китай объединился с Таджикистаном, Пакистаном и Афганистаном для борьбы с терроризмом1. В том же 2016 г. прошли масштабные китайско-таджикские антитеррористические учения 2 . Это отнюдь не означает, что Китай намерен решать проблемы безопасности военным путем, это означает, что он готов показать миру готовность сделать это. Но для Таджикистана такое сотрудничество является очень выгодным, потому что проблема безопасности в стране стоит довольно остр°.

В Таджикистане свою деятельность осуществляют два института Конфуция, страны активно осуществляют обмены студентами, так в 2016 г. численность студентов из Таджикистана, обучающихся в КНР составила 2500 человек3.

Говоря об отношениях России и Таджикистана, стоит отметить, что они затрагивают все области взаимодействия. Так страны взаимодействуют на различных уровнях для развития внешнеэкономических связей, а также для обеспечения региональной и национальной безопасности.

Торговый оборот между двумя странами в 2016 г. составил 687,9 млн долл., тогда как в 2015 г. этот показатель составлял

1 Китай создает антитеррористический альянс с тремя мусульманскими странами. [Электронный ресурс] URL: https://rus.ozodi.org/a727914356.html.

2 Китай и Таджикистан «вступили в схватку» с афганскими террористами. [Электронный ресурс] URL:

https://www.news.tj/ru/news/tajikistan/security/201610 21/kitai-i-tadzhikistan-vstupili-v-shvatku-s-afganskimi-terroristami.

3 Юе Бин: Китай ведет бескорыстную политику в отношении Таджикистана. [Электронный ресурс] URL: http://avesta.tj/2016/12/20/60000/.

814,7 млн. долл.,4 это связано с уменьшением объемов российского экспорта в республику. Но несмотря на снижение данных показателей роль России в экономике Таджикистана все еще велика. Таджикистан является кандидатом на вступление в Таможенный союз. Кроме того, Россия остается самым популярным направлением трудовой миграции из Таджикистана.

Для двух стран приоритетным является сотрудничество по обеспечению безопасности в регионе, они активно сотрудничают в рамках международных организаций, таких как ОДКБ, ШОС, ОБСЕ и ООН. По мнению Президента РФ В. В. Путина отношения между Таджикистаном и Россией складываются на основе союзнических обязательств, кроме того президент России отмечает, что страны согласовывают свои позиции во всех международных органи-зациях5.

На территории Таджикистана находится действующая военная база РФ, которая будет там как минимум до 2042 г. 6 На базе размещены новейшие образцы российской техники и вооружения.

Кроме указанного выше страны также сотрудничают культурно-образовательной сфере, так в 1996 г. на территории Таджикистана был открыт Российско-Таджикский (Славянский) университет. Основными задачами деятельности университета являются подготовка квалифицированных кадров для РФ и Таджикистана, а также сохранение и развитие культурных связей между государствами.

4 Сайт Федеральной таможенной службы. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-декабрь 2016 г. [Электронный ресурс] URL: http ://www. customs.ru/index2 .php?option=com_conte

nt&view=article&id=24785:----------2016--

&catid=125:2011-02-04-16-01-54&Itemid=1976.

5 Путин: отношения с Душанбе основаны на союзнических обязательствах. [Электронный ресурс] URL:

https://ria.ru/politics/20150915/1252338935.html.

6 Российская 201-я база в Таджикистане получила 100 единиц бронетехники // МИР 24. [Электронный ресурс] URL: https://mir24.tv/news/14566709/rossiiskaya-201-ya-baza-v-tadzhikistane-poluchila-100-edinic-bronetehniki.

Как мы видим на данный момент для Таджикистана приоритетным направлением внешней политики является сотрудничество с Россией, это связано с тем, что страны активно взаимодействуют как двухстороннем, так и многостороннем формате. Китай же пытается сотрудничать с Таджикистаном посредством совместных инвестиционных проектов, кредитования, и совместных действий по обеспечению региональной безопасности в Центральной Азии.

Узбекистан.

Отношения КНР и Узбекистана носят характер всестороннего стратегического партнерства, такой статус они приобрели после визита председателя КНР Си Цзинь-пина в Узбекистан в 2016 г.1 После этого, китайский вектор стал доминировать во внешней политике Узбекистана.

В 2015 году Китай стал главным торговым партнером Узбекистана, оставив позади Россию, общий товарооборот между странами составил 3 млрд. долларов2. Общий объем китайских инвестиций в экономику Узбекистана и кредитов превышает 7,6 млрд долл. В Узбекистане действует около 700 предприятий с участием китайского капитала, часть из которых полностью являются китайскими3.

Две страны работают над совместными стратегическими проектами, такими как газопровод «Китай — Центральная Азия» и международный железнодорожный транзитный коридор «Китай-Центральная Азия-Европа». В рамках инфраструктурного строительства был построен уникальный тоннель, который связал Ферганскую долину и основную часть Узбекистана, Китай инвестировал в этот проект 455

1 Узбекистан и Китай: 25 лет дипломатическим отношениям. [Электронный ресурс] ERL: http://ru.sputniknews-

uz.com/society/20170111/4571072/kitay-uzbekistan-25-let.html.

2 Узбекистан и Китай — друзья в трудную минуту // EURASIA.net. [Электронный ресурс] URL: http://inosmi.ru/economic/20160627/236989499.html.

3 Сунь Лицзе Дружба и сотрудничество между Китаем и Узбекистаном на благо народов двух стран // Народное слово. 2016. [Электронный ресурс] URL: http://www.narodnoeslovo.uz/index.php/homepage/sijo sat/item/8561-druzhba-i-sotrudnichestvo-mezhdu-kitaem-i-uzbekistanom-na-blago-narodov-dvukh-stran.

миллионов долларов, а строительство осуществляла китайская компания China Railway Tunnel Group4 . Данный проект рассматривается в рамках инициативы создания единой современной транспортной сети в Центрально Азии.

На территории Узбекистана свою деятельность осуществляют институты Конфуция, и ведется активная популяризация китайского языка среди молодежи. После прохождения обучения в китайских ВУЗах узбекские выпускники становятся востребованы на родине, так как присутствие компаний из КНР в Узбекистане увеличивается с каждым годом. В отличии от рассмотренных ранее Киргизии и Казахстана к китайскому присутствию тут относятся более лояльно, рассматривая это, как положительный фактор для развития страны.

Россия и Узбекистан активно сотрудничают в международных организациях, постоянно осуществляются встречи на различных уровнях, но как уже упоминалось ранее интерес Узбекистана к России падает. Это касается как политической, так и экономической сферы.

Торговый оборот между странами в

2016 г. составил 2,7 млрд. долл.5 В основном торгово-экономическое сотрудничество сосредоточено на энергетической сфере. Так же стоит отметить, что большую строку доходов Узбекистана составляют поступления трудовых мигрантов, работающих преимущественно на территории России.

Ситуация изменилась, когда апреле

2017 г. Россию посетил президент Узбекистана Ш. Мирзияев, в ходе данного визита был подписан ряд контрактов, общая сумма которых перевалила за 15 млрд долл.6 В общем итоге после смены власти в Узбекистане страны смогли увеличить товарооборот на рекордные 260%7.

4 Узбекистан и Китай — друзья в трудную минуту.

5 Сайт Федеральной таможенной службы. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-декабрь 2016 г.

6 Узбекистан не спешит в Евразийский союз // Га-зета.ги. [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/04/05/10612535.s html

7 Там же.

В военной сфере Россия является традиционным поставщиком вооружения в Узбекистан и по словам Министра обороны РФ С. Шойгу, что до 2020 г. в Узбекистане будет реализовываться программа перевооружения армии современным российским вооружением 1 . Единственным конкурентом для России в данной сфере может стать США.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Узбекистан старается, как и прежде проводить многовекторную политику балансирования между своими партнерами, и даже если в определенный момент чаша весов склоняется в одну из сторон, в последствии наблюдется выравнивание ситуации. Это и можно наблюдать на примере «треугольника» Россия - Узбекистан - Китай. Сблизившись с КНР после начала реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь», Узбекистан после смены политической верхушки снова обратил свой взор на Россию.

Туркмения.

Когда были установлены отношения между КНР и Туркменией правительствам двух стран не нужно было решать традиционный для Китая вопрос границ. Несмотря на то, что страны не граничат, Туркмения крайне привлекательна для Китая в свете больших запасов природного газа [Ипполитов 2017]. Туркмения не является членом ШОС, поэтому взаимодействие в основном происходит в двухстороннем формате, который более привычен для Китая.

Логично отметить, что в отношениях двух стран приоритетным является энергетическое направление сотрудничества. Основная часть китайских инвестиций сосредоточена именно в этой области, это касается как разработки ресурсов, так и финансирования, и реализации транспортных проектов. В 2009 г. был запущен трубопровод «Центральная Азия - Китай», этот проект стал ключевым для двух госу-дарств2. И стороны не готовы останавли-

1 Россия и Узбекистан расширят военно-техническое сотрудничество // Regnum. [Электронный ресурс] URL: https ://regnum. ru/news/2211308. html.

2 Реджепова О. Туркменистан - Китай: стратегическое партнерство в развитии // Электронная газета

ваться на достигнутом, Китай постоянно наращивает объемы импортируемого газа. Кроме того, китайская компания Бторес занимается разработкой и обслуживанием ряда месторождений на территории Туркмении. Китайская сторона выделяет кредиты туркменским энергетическим компаниям для развития данной отросли в стране3. В общем на развитие газодобывающей отрасли Китай выделил 12 млрд. долл. , цель данных вложений наращивание экспортного потенциала Туркмении [Попов 2016].

Страны активно сотрудничают в рамках программы «Один пояс, один путь», в частности здесь осуществляется для создания в Туркмении сети современных железных дорог, для развития транспортной отросли.

Отношения России и Туркмении носят характер стратегического партнерства, соответствующий документ был подписан на встрече президентов двух стран в 2017 г. 4 В политическом плане Туркмения выделяет Россию в качестве основного партнера, Китай называется в качестве главного экономического партнера страны5. Это говорит о том, что Россия сохранила влияние в стране, но в экономической сфере уступила свое лидерство Китаю. В 2016 г. Газпром разорвал контракт на покупку туркменского газа из-за того, что не был согласована цена6. Потери для Туркмении от потери контракта с Россией составляют

"Золотой век". 2014. [Электронный ресурс] URL:

http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=6453.

3 Президент Туркмении одобрил газовые контракты с иностранными компаниями на сумму до 9,741 млрд долл. // РБК. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/20091230134405.shtm l.

4 РФ и Туркменистан подписали соглашение о стратегическом партнерстве // Российская Газета. 02.10.2017. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2017/10/02/rf-i-turkmenistan-podpisali-soglashenie-o-strategicheskom-partnerstve.html.

5 Бердымухамедов назвал Россию первой из стратегических партнеров Туркмении // РИА Новости. 19.02.2017. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/world/20170219/1488314702.html.

6 Газо-политические отношения: зачем Путин прилетел в Туркменистан // МИР 24. 02.10.2017. [Электронный ресурс] URL: https://mir24.tv/news/16270371/gazo-politicheskie-otnosheniya-zachem-putin-priletel-v-turkmenistan.

примерно 1 млрд. долл. в год1. Потери пытаются компенсировать за счет контрактов с Китаем.

Согласно Резолюции №50/80 Генеральной ассамблеи ООН Туркмения была признана нейтральным государством 2 , особенность данного события заключается в том, что данное решение не может быть отменено без участия ООН. Туркмения «выпадает» из системы региональной безопасности и может быть подвержена угрозам из вне, что будет явно не в интересах главных акторов в ЦА. Кроме того, Туркмения, ссылаясь на свой нейтральный статус, не является членом ни одного из крупных евразийских объединений, а если говорить об СНГ, то ей так и не был ратифицирован устав Содружества3.

По сути, в Туркмении мы наблюдаем ситуацию, когда Россия и Китай явно разделили области своего влияния. Россия уступила экономическую сферу, но сохранила при этом политическое влияние на страну. Но при детальном рассмотрении мы видим, что подобное сотрудничество является скорее вынужденной мерой, так как у Туркмении нет доступа к более приоритетному для нее Западному направлению.

Рассмотрев основные тенденции в отношениях центрально-азиатских республик с Россией и Китаем, можно сказать, что каждая из стран Центральной Азии обладает своим видением того, в каком направлении нужно выстраивать свою внешнюю политику, однако тут можно отметить определенные закономерности.

В становлении отношений со странами, имеющими общую границу с КНР, в больше степени это касается Казахстана и Таджикистана большую роль играл вопрос

1 Россия и Туркмения держат баланс // Известия. [Электронный ресурс] 01.11.2016. URL: https://iz.ru/news/642170.

2 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 50/80 // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс] URL:

http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp7symbol =A/RES/50/80&referer=/english/&Lang=R.

3 Россия не может позволить Туркмении оставаться «слабым звеном» // Взгляд. [Электронный ресурс] 01.11.2016. URL: https://vz.ru/world/2016/11/1/841394.html.

урегулирования границ, который зачастую решался путем отторжения части спорных территорий в пользу Китая. Такого исхода событий китайская сторона добивалась путем умелой дипломатии, апеллируя к тому, что продуктивное сотрудничество невозможно, когда между странами есть подобные споры.

Общим для всех стран будет являться то, что китайская сторона предоставляла или предоставляет им кредиты на льготных условиях. В некоторых центрально-азиатских республиках около половины государственного долга принадлежит КНР, что открывает для Китая определенные рычаги давления на правительства этих стран. Для России же подобная политика является угрозой потери влияния в регионе, потому что со своей стороны альтернативы Россия в данный момент предложить не может.

Вторым направлением общим для всех центрально-азиатских республик является инвестиционное сотрудничество с КНР и Россией. После 2013 г. здесь стали доминировать китайские инвестиции, на территориях стран партнеров начали создаваться совместные предприятия, а для реализации крупных проектов стали привлекаться китайские компании, это важно так, как даже Казахстан и Киргизия, которые являются членами ЕАЭС предпочитают привлекать для своих проектов китайских инвесторов и подрядчиков.

Подобное увеличение количества китайских проектов вызывало волну негодования среди населения центрально-азиатских республик, в основном жителей беспокоит то, что китайцы, получая в аренду землю и основывая свои предприятия привлекают для работы на них граждан своей страны, тем самым отнимая рабочие места у местного населения.

Кроме того, по программам обмена в КНР уезжает очень много студентов, часть которых в последствии остаются работать в Китае, фактически подобный процесс можно назвать утечкой квалифицированных кадров, который точно не способствует развитию государств ЦА. Это говорит о том, что китайская «мягкая сила» здесь эффективнее чем российская, и для сохра-

нения своих позиций России необходимо искать новые рычаги воздействия. Как эффективные примеры подобных проектов можно привести Славянские университеты, которые работают в некоторых странах ЦА.

Безусловное лидерство Россия сохраняет в сфере обеспечения региональной безопасности. Большинство вооружения страны ЦА закупают у России, кроме того, на территориях Таджикистана и Киргизии открыты российские военные базы. Страны ЦА и Россия взаимодействуют с Россией в рамках ОДКБ и совместно осуществляют борьбу с наркотрафиком и международным терроризмом. Китай несмотря на то, что до этого старался не становиться членом каких-либо военизированных международных объединений, сделал исключение вступив в 2016 г. в коалицию с Таджикистаном, Пакистаном и Афганистаном для борьбы с терроризмом.

В политическом плане многие страны отдают предпочтение сотрудничеству с Россией, но в последние годы, не многие из них не на словах, а на деле предоставляют России политическую поддержку. Так Казахстан, который является одним из основных союзников России, не поддержал РФ ни по одному из важных для нее вопросов.

В итоге мы видим ситуацию, когда Китай стал доминировать в регионе экономически, а Россия оставила за собой вопросы безопасности. Подобное распределение ролей прежде всего опасно для России потерей своего влияния в регионе, потому что, добивавшись полного экономического доминирования Китай может начать претендовать и на другие сферы взаимодействия, и как мы видим для этого уже предпринимаются первые шаги.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Базылева С.П., Черненко Е.Ф. Сотрудничество Узбекистана и России как стабилизирующий фактор на евразийском пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. -2016. - Том 16, №3. - С. 505-520.

2. Ван Г., Журавлева Е.В. Политика «мягкой силы» России и КНР в отношении стран Центральной Азии (на примере

Казахстана) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2015. -№1. - С. 60-69.

3. Ван Сяолинь О проблемах сотрудничества в сфере высокоскоростных железных дорог между КНР и странами Центральной Азии // Постсоветские исследования, 2018. Т. 1., №5. С. 481-494.

4. Внешняя политика стран СНГ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред. -сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 496 с.

5. Ипполитов И.В. Китайско-туркменские отношения: от взаимной выгоды к неравному партнёрству? // Проблемы национальной стратегии. - 2017. - № 3 (42). - С. 90-108.

6. Козьменко В.М., Сагиндиков Р.Е. Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси - основа их экономической безопасности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2014. -4. - С. 87-94.

7. Курылев К.П., Станис Д.В. Процесс развития евразийской интеграции: история, современные проблемы и перспективы // Современная наука. 2015. № 2. С. 13-18.

8. Курылев К.П. Специфика интеграционных процессов в СНГ // СНГ: проблемы, поиск, решения: 2010 Ежегодник. - 2009. - С. 22-32.

9. Курылев К.П., Нарышкин В.С., Озин-ковская Е., Рахимов К.Х. Евразийский экономический союз во внешнеполитической стратегии России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». - 2016. - № 1. - С. 75-86.

10. Курылев К.П., Савичева Е.М. Содружество Независимых Государств // Учебно-методическое пособие для бакалавров и магистров направлений подготовки «Международные отношения», «Политология», «История» 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во РУДН. - 2010.

11. Лузянин С.Г. Россия и Китай в Центральной Азии и на Дальнем Востоке:

конкуренция или сотрудничество? // Мир и Политика. - 2010. - №2. - С. 2437.

12. Методические рекомендации к выполнению курсовых, выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций по направлениям "международные отношения" и "зарубежное регионоведение". // Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН - 2016.

13. Ни Ваншу Концептуальные основы проектов Экономический Пояс Шелкового Пути и Евразийский Экономический Союз // Постсоветские исследования, 2018. Т. 1., №3. С. 285-296.

14. Пархитько Н.П. Военно-политическое сотрудничество на пространстве СНГ. Политика ОДКБ в итогах юбилейного саммита ОДКБ в Минске 30.11.2017 // Постсоветские исследования, 2018. Т. 1., №1. С. 9-19.

15. Попов Д. С. Китайско-таджикские отношения: проблемы и перспективы. // Китай на постсоветском пространстве: сборник докладов: [материалы международной научно-практической конференции, 7 июня 2012 г.] / Рос. ин-т стратег. исслед.; [под ред. К. А. Кока-рева и др.]. - Москва: РИСИ, 2012. -С .103-109.

16. Рахимов К.К. Инфраструктурные проекции геоэкономики в Центральной Азии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2014. - №4. - С. 137-147.

17. Рахимов К.Х. Этапы развития интеграционных процессов на пространстве СНГ // Постсоветские исследования, 2018. Т. 1., №3. С. 274-284.

18. Семкина Е. В. Интересы России и Китая в Центральной Азии: энергетический аспект // Актуальные проблемы международных отношений. - 2015. -№6. - С. 166-171.

19. Сыроежкин К. Л. Центральная Азия в треугольнике "Россия-Китай-Запад": выбор приоритетов // Мировая экономика и Международные отношения. -2007. - №10. - С. 12-23.

20. Сяофэнь Ц. Концептуальные подходы России и Китая в Центральной Азии:

сходство и различия // Проблемы постсоветского пространства. - 2015. - № 4.

- С. 74-83.

21. Чжан Ханьхуэй Китай и Казахстан: Грандиозные результаты, прекрасные перспективы // Газета «Казахстанская Правда». 2017. - № 15. - С. 4.

Сведения об авторе: Рамич Мирзет Сафетович - студент 4 курса бакалавриата кафедры теории и истории международных отношений РУДН. (e-mail: ramich_ms@mail.ru).

REFERENCES

1. Bazyleva S.P., CHernenko E.F. Sotrud-nichestvo Uzbekistana i Rossii kak stabi-liziruyushchij faktor na evrazij skom pros-transtve // Vestnik Rossij-skogo universi-teta druzhby narodov. Seriya: Mezhdu-narodnye otnosheniya. - 2016. - Tom 16, №3. - S. 505-520.

2. Van G., Zhuravleva E.V. Politika «my-agkoj sily» Rossii i KNR v otno-shenii stran Central'noj Azii (na primere Kazah-stana) // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarod-nye otnoshe-niya. - 2015. - №1. - S. 6069.

3. Van Syaolin' O problemah sotrudniche-stva v sfere vysokoskorostnyh zheleznyh dorog mezhdu KNR i stranami Central'noj Azii // Postsovetskie issledovaniya, 2018. T. 1., №5. S. 481-494.

4. Vneshnyaya politika stran SNG: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / Red.-sost. DA. Degterev, K.P. Kurylev. - M.: Iz-datel'stvo «Aspekt Press», 2017. — 496 s.

5. Ippolitov I.V. Kitajsko-turkmenskie otnosheniya: ot vzaimnoj vygody k neravnomu partnyorstvu7 // Problemy nacional'noj strategii. - 2017. - № 3 (42).

- S. 90-108.

6. Koz'menko V.M., Sagindikov R.E. Ta-mozhennyj soyuz Rossii, Kazahstana i Belarusi - osnova ih ehkonomicheskoj be-zopasnosti // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdu-narodnye otnosheniya. - 2014. - 4. - S. 87-94.

7. Kurylev K.P., Stanis D.V. Process razviti-ya evrazijskoj integracii: istoriya, sov-

nocTCOBeTCKHe HCcnegoBaHHa. T. 1. № 8 (2018)

remennye problemy i perspektivy // Sov-remennaya nauka. 2015. № 2. S. 13-18.

8. Kurylev K.P. Cpecifika integracionnyh processov v SNG // SNG: problemy, poisk, resheniya: 2010 Ezhegodnik. - 2009. - S. 22-32.

9. Kurylev K.P., Naryshkin V.S., Ozin-kovskaya E., Rahimov K.H. Evrazijskij ehkonomicheskij soyuz vo vneshnepoli-ticheskoj strategii Rossii // Vestnik Ros-sijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Mezhdunarodnye otnosheniya». -2016. - № 1. - S. 75-86.

10. Kurylev K.P., Savicheva E.M. Sodru-zhestvo Nezavisimyh Gosudarstv // Uchebno-metodicheskoe posobie dlya ba-kalavrov i magistrov napravlenij podgo-tovki «Mezhdunarodnye ot-nosheniya», «Politologiya», «Istoriya» 2-e izdanie, pererabotannoe i do-polnennoe. - M.: Izd-vo RUDN. - 2010.

11. Luzyanin S.G. Rossiya i Kitaj v Cen-tral'noj Azii i na Dal'nem Vo-stoke: konkurenciya ili sotrudnichestvo? // Mir i Politika. - 2010. - №2. - S. 24-37.

12. Metodicheskie rekomendacii k vypol-neniyu kursovyh, vypusknyh kvalifi-kacionnyh rabot bakalavrov i magi-sterskih dissertacij po napravleniyam "mezhdunarodnye otnosheniya" i "za-rubezhnoe regionovedenie". // Uchebnoe posobie. - M.: Izd-vo RUDN. - 2016.

13. Ni Vanshu Konceptual'nye osnovy proektov EHkonomicheskij Poyas Shel-kovogo Puti i Evrazijskij Ekonomicheskij Soyuz // Postsovetskie issledovaniya, 2018. T. 1., №3. S. 285-296.

14. 1Parhit'ko N.P. Voenno-politicheskoe sotrudnichestvo na prostranstve SNG. Politika ODKB v itogah yubilejnogo sammita ODKB v Minske 30.11.2017 // Postsovetskie issledovaniya, 2018. T. 1., №1. S. 9-19.

15. Popov D. S. Kitajsko-tadzhikskie ot-nosheniya: problemy i perspektivy. // Kit-aj na postsovetskom prostranstve: sbornik dokladov: [materialy mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 7 iyunya 2012 g.] / Ros. in-t strateg. issled.; [pod red. K. A. Koka-reva i dr.]. - Moskva: RISI, 2012. - S .103-109.

16. IRahimov K.K. Infrastrukturnye pro-ekcii geoehkonomiki v Central'noj Azii // Vestnik Rossijskogo univer-siteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2014. - №4. - S. 137-147.

17. Rahimov K.H. EHtapy razvitiya integracionnyh processov na prostranstve SNG // Postsovetskie issledova-niya, 2018. T. 1., №3. S. 274-284.

18. Semkina E. V. Interesy Rossii i Kitaya v Central'noj Azii: ehnergeticheskij aspekt // Aktual'nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij. - 2015. - №6. - S. 166-171.

19. Syroezhkin K. L. Central'naya Aziya v treugol'nike "Rossiya-Kitaj-Zapad": vybor prioritetov // Mirovaya ehkono-mika i Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2007. -№10. - S. 12-23.

20. Syaofehn' C. Konceptual'nye podhody Rossii i Kitaya v Central'noj Azii: skhod-stvo i razlichiya // Problemy post-sovetskogo prostranstva. - 2015. - № 4. -S. 74-83.

21. Chzhan Han'huehj Kitaj i Kazahstan: Grandioznye rezul'taty, prekrasnye per-spektivy // Gazeta «Kazahstanskaya Prav-da». 2017. - № 15. - S. 4.

About the author: Ramich Mirzet Safe-tovich - student of the Department of Theory and History of International Relations, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). (e-mail: ramich_ms@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.