Научная статья на тему 'Украинский фармрынок ПРЕОДОЛЕЛ РУБЕЖ В 2 МЛРД. ДОЛЛ. США'

Украинский фармрынок ПРЕОДОЛЕЛ РУБЕЖ В 2 МЛРД. ДОЛЛ. США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНСКИЙ ФАРМРЫНОК / ЛС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бронникова Ольга

В конце февраля в Киеве прошла 3-я ежегодная конференция "Стратегии развития бизнеса. Фармацевтический рынок Украины на рубеже 2007-2008 гг.", организаторами которой выступили компании "МОРИОН" и "КОМКОНФарма". Итоги прошлого года и прогнозы на будущее, поиск оптимальных путей развития стратегии и риски были в центре внимания ее участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украинский фармрынок ПРЕОДОЛЕЛ РУБЕЖ В 2 МЛРД. ДОЛЛ. США»

66

ФАРМРЫНКИ СНГ. УКРАИНА

Украинский фармрынок

Н^^^^НйН1д. д1

ПРЕОДОЛЕЛ РУБЕЖ В 2 МЛРД. ДОЛЛ. США

В конце февраля в Киеве прошла 3-я ежегодная конференция «Стратегии развития бизнеса. Фармацевтический рынок Украины на рубеже 2007-2008 гг.», организаторами которой выступили компании «МОРИОН» и «КОМКОН-Фарма». Итоги прошлого года и прогнозы на будущее, поиск оптимальных путей развития стратегии и риски были в центре внимания ее участников.

Евгений Заика, глава представительства компании Nycomed в Украине, выступил с пленарным докладом «Желаемое и действительное на современном этапе развития украинского фармацевтического рынка», в начале которого он рассмотрел движущие и/или «тормозящие» силы рынка. Затем г-н Заика изложил то, что желаемо было бы получить от фармрынка. Перечень открывался желаемым уверенным ростом рынка в деньгах и упаковках, а завершался тоже желаемой прозрачностью сегмента государственных закупок. Между первым и последним пунктом поместились: сохранение льгот по НДС, быстрый и прозрачный процесс регистрации продуктов, прием Украины в члены PIC/S, введение в Украине требований GMP с 2009 г., обязательное медицинское страхование и прочее. Действительность же украинского фармрынка такова: например, законопроект об обязательном медицинском страховании вот уже более 8 лет не голосуется Верховной Радой, существует конфликт интересов государства и частных страховых компаний, и оптимистически на этом фоне выглядит только активная работа Комитета ЕБА по вопросам

здравоохранения в части методической и аналитической работы по этому вопросу; например, отсутствует процедура пре-квалификации и допуска продуктов к участию в тендерах, законодательство о государственных закупках несовершенно, отсутствуют утвержденные стандарты лечения, механизм проведения торгов непрозрачный. И все же фармрынок Украины находится в фазе интенсивного роста (по скорости) и некоторой стагнации по объему, основными движущими силами рынка являются: экономическое развитие страны и активность производителей. Однако без активного и агрессивного маркетинга нет гарантий позитивного развития компаний на рынке, — считает Евгений Заика.

(комментарии и прогнозы

Олег Фельдман, гендиректор компании «КОМКОН-Фарма», открыл эту сессию сводным докладом «Украинский фармацевтический рынок: итоги 2007 г.» по данным исследовательских компаний. Цель доклада — посмотреть на картину украинского рынка с учетом цифр, предоставленных четырьмя исследователь-

скими компаниями (RMBC, SMD, «Фармстандарт», «Фармэксперт»), данные которых, в силу известных причин, разнятся. Согласно данным этих компаний по итогам 2007 г. общий объем розничного рынка ЛС составляет около 2 млрд. долл. в ценах конечного потребителя. Данные об объеме госпитального сегмента расходятся: по данным компании RMBC — 0,21 млрд. долл., по данным системы исследования «Фармстандарт» компании «МОРИОН» — 0,49 млрд. долл., SMD — 0,245 млрд. долл., «Фармэксперт» — 0,287. Виктория Преснякова, гендиректор компании RMBC Украина, в своем докладе «Фармацевтический рынок Украины: тенденции и перспективы развития» сообщила, что последние несколько лет стали для фармрынка Украины периодом динамичного развития. И 2007 г. не стал исключением: даже несмотря на сокращение госпитального сектора, фармрынок в целом вырос более чем на четверть по объему.

Глобальным фактором, определяющим столь бурное развитие фармрынка, является рост доходов населения. По итогам 2007 г. более 90% общего объема лекарств было куплено за счет средств потребителя; высокая доля данного источника финансирования является характерной чертой украинского фармрынка. Рецептурные препараты превалируют в общем объеме фармрынка.

Сегмент оригинальных и инновационных препаратов продолжает расти, однако его доля не достигает 20%.

Объем аптечных продаж в Украине вырос более чем на треть и преодолел в 2007 г. «психологический» барьер в 2 млрд. долл. Соответствующими темпами рос и уровень потребления ЛС: житель страны потратил за год на лекарства в среднем 48 долл.

Однако существенный рост аптечного сектора происходит на фоне относительной стабильности потребления в упаковках, что свидетельствует о смещении спроса в сторону более дорогих препаратов.

ФАРМРЫНКИ СНГ. УКРАИНА

67

Рост средней стоимости упаковки ГЛС был обусловлен ростом потребления препаратов дороже 5 долл. за упаковку. Однако почти 2/3 упаковок препаратов, купленных в аптеках в 2007 г., стоили менее 1 долл.

Украинский аптечный рынок является «импортным», почти половина товарооборота розничной аптечной сети приходится на долю «западных» лекарственных препаратов. Доля украинских производителей составляет менее 1/4 по объему.

Некоторое сокращение количества производителей ГЛС, реализующих свою продукцию через аптечную сеть, объясняется сделками по слиянию и поглощению, наблюдаемыми в течение последних лет. Однако аптечный рынок страны еще не достиг «точки насыщения» по количеству торговых наимено-

кроме того...

ваний, а также МНН. Отечественные препараты представлены менее чем для половины МНН.

Проблемы, наблюдаемые в госпитальном секторе, отразились на структуре розничного рынка. В «десятку» ведущих торговых наименований вошел Натрия хлорид, традиционно госпитальное торговое наименование, тогда как «больничный» антибиотик Цефтриаксон оказался в «тройке» лидеров.

Ситуация, когда госпитальные препараты занимают высокие позиции по объему продаж через аптечную сеть, говорит о существовании дефицита ресурсов в госпитальном секторе. Таким образом, с развитием украинского фармрынка нас ждет дальнейшее перераспределение сил между розничным аптечным и госпитальным секторами. Прогноз развития фармрынка страны в целом весьма пози-

тивен. В среднесрочной перспективе динамика по-прежнему останется на высоком уровне, а к 2010 г. объем фармрынка достигнет порядка 3,9 млрд. долл. в ценах конечного потребления.

С анализом состояния рынка и прогнозами выступили также Олег Добранчук, руководитель аналитической службы компании «МОРИОН», Ирина Горлова, гендиректор компании SMD, и Николай Демидов, гендиректор ЦМИ «Фармэксперт».

(вызовы и ожидания

Вениамин Мунблит, директор подразделения «Аналитика и консультирование» компании «КОМКОН-Фарма», доклад «Текущая фаза развития украинского фармацевтического рынка и возможные стратегии развития бизнеса компаний», начал с небольшого экскурса о своем вы-

ТАБЛИЦА 1| 10 Ведущих отечественных

производителей по объему продаж в Украине,

2007 г. (в денежном выражении)

№ корпорации

1 ДАРНИЦА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ФИРМА ЗАО

2 АРТЕРИУМ

3 ФАРМАК АО

4 БОРЩАГОВСКИЙ ХФЗ

5 ЗДОРОВЬЕ - ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ФИРМА

б БИОФАРМА

7 ЮРИЯ-ФАРМ ООО

8 КИЕВСКИЙ ВИТАМИННЫЙ ЗАВОД АО

9 ИНТЕРХИМ СП ОАО

10 БИОЛЕК - ХАРЬКОВСКОЕ АП ПО ПРОИЗВОДСТВУ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ

таблица 2| 10 ведущих зарубежных

производителей по объему продаж в Украине,

2007 г. (в денежном выражении)

МЕСТО В РЕЙТИНГЕ корпорации

1 САНОФИ-АВЕНТИС

2 БЕРЛИН-ХЕМИ АГ/МЕНАРИНИ ГРУПП

3 НОВАРТИС (ВКЛ. САНДОЗ-ЛЕК)

4 СЕРВЬЕ/ЭГИС

5 ГЛАКСОСМИТКЛЯЙН

б КРКА Д.Д.

7 БИОЛОГИШЕ ХАЙЛЬМИТТЕЛЬ ХЕЕЛЬ ГМБХ

8 БАЙЕР ХЭЛСКЭР

9 ПФАЙЗЕР ИНТЕРНЭШНЛ ИНК

10 ГЕДЕОН РИХТЕР ЛТД

таблица з| 10 ведущих отечественных торговых

наименований по объему продаж в Украине,

2007 г. (в денежном выражении)

№ ТОРГОВОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

1 НАТРИЯ ХЛОРИД

2 ЦЕФТРИАКСОН

3 РЕОСОРБИЛАКТ

4 ТИОТРИАЗОЛИН

5 ГЛЮКОЗА

б ЭНТЕРОСГЕЛЬ

7 КАПТОПРЕСС

8 УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ

9 КОДТЕРПИН 1С

10 АНАЛЬГИН

ТАБЛИЦА 4| 10 ведущих импортных торговых

наименований по объему продаж в Украине,

2007 г. (в денежном выражении)

МЕСТО В РЕЙТИНГЕ ТОРГОВОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

1 АКТОВЕГИН

2 ЭССЕНЦИАЛЕ Н

3 МИЛДРОНАТ

4 ЛАЗОЛВАН

5 НО-ШПА

б ПРЕДУКТАЛ МВ

7 ВИАГРА

8 КЕТАНОВ

9 МЕЗИМ ФОРТЕ

10 ФЕЗАМ

Источники: «Розничный аудит ГЛС в Украине»™, «Аудит госпитальных закупок в Украине»™, RMBC

кроме того...

В УКРАИНЕ

планируется квотирование производства трамадола

В начале марта на сайте Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Госслужба) был опубликован для публичного обсуждения проект приказа Министерства здравоохранения «Об утверждении Порядка распределения между отечественными предприятиями объемов производства лекарственного средства трамадол в пределах квоты, установленной КМ Украины». О самом проекте приказа и о причинах его появления рассказала «Ремедиуму» первый зам. руководителя Госслужбы Инна Демченко.

Согласно статистическим данным, существующие объемы производства трамадола превышают потребности Украины более чем в 10 раз. Поэтому Кабинетом министров Украины было принято решение о необходимости введения его квотирования. Путь к этому решению был долгим — он обсуждался в течение последних 3 лет. Однако теперь, когда решение о квотировании производства уже принято на государственном уровне, встает вопрос определения порядка квотирования трамадола.

Проектом приказа предусмотрено, что квотирование будет проходить на конкурсной основе. Планируется, что конкурсную комиссию возглавит министр здравоохранения, в состав будут входить представители МОЗ, Министерства экономики, Министерства финансов, департамента по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел, Антимонопольного комитета, представители конфедерации работодателей и Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств. И.Демченко подчеркнула, что к участию в конкурсе будут допускаться лишь предприятия, имеющие полный цикл производства. Также предполагается сохранить в пропорциональном отношении те доли на рынке производства трамадола, которые существовали среди его отечественных производителей по итогам прошлого года (без учета экспорта). Квоты были составлены по заявкам предприятий и с учетом реального потребления этого препарата на рынке Украины.

ступлении 3-годичной давности, на котором он поставил вопрос о степени зрелости фармрынка Украины и перешел к ответу на этот вопрос. По его словам, система здравоохранения не является приоритетной для украинских властей. Рынок потребления лекарств и Украины и России отстает даже от рынков Прибалтийских государств, и еще значительнее от других европейских. Хотя в Украине фармпромышленность более развита, чем в России, но и в той и в другой стране местные производители составляют меньшинство. Лидерами мирового фармрынка являются компании, производящие инновационные препараты, а лидерами фармрынков России и Украины — дженериковые компании (в т.ч. и местные). Ни один из препаратов — лидеров мирового фармрынка с объемами продаж свыше 3 млрд. долл. каждый — не входит в Топ-10 препаратов ни на российском, ни на украинском фармрынке.

Основные характеристики текущей фазы развития украинского фармрынка, сформулированные Вениамином Мун-блитом, такие: государственное финансирование фармацевтического рынка мало и перспективы его роста абсолютно не ясны; обязательное медицинское страхование отсутствует; подушевое потребление лекарств крайне низкое; объем рынка небольшой; темпы его роста высокие, но хотелось бы знать их более точно; положение ведущих компаний (препаратов) не соответствует зрелому рынку, тенденции изменения структуры потребления, которые наметились, являясь прекрасным результатом развития последних лет, находятся пока в зачаточном состоянии. К преимуществам украинского рынка г-н Мунблит отнес значительное количество населения и компактную географию, а также достаточно высоко развитые местные производители и активно внедряемая система GMP. Для всех зарубежных компаний украинский фармрынок — один из экспортных рынков, часто далеко не самый важный, поэтому их стратегия на этом рынке только часть общей экспортной стратегии. Для украинских фармпроизводите-лей украинский рынок — это основной рынок развития и роста, поэтому правильная стратегия жизненно необходима.

Применение выжидательной тактики на украинском рынке наиболее вероятно для транснациональных корпораций (MNSc). При ограниченном подушевом потреблении лекарств перспективы дорогих инновационных препаратов ограничены, что сдерживает инвестиции в развитие Sales Force, однако без его развития ни один препарат не имеет никаких перспектив. Возможно партнерство (MNSc) с местными производителями по отдельным препаратам. Осторожно-выжидательная тактика, умеренно-активное развитие Sales Force возможно для крупных компаний, для которых постсоветское пространство обеспечивает значительную долю общих продаж. Укрепление портфеля более современными, более дорогими и высокомаржинальными препаратами — это тактика и стратегия для любой из таких компаний. В отношениях с украинскими производителями возможно не только партнерство по отдельным препаратам, но и приобретение их, возможно строительство собственного производства.

Для украинских фармпроизводителей возможны две стратегии: самостоятельного развития или партнерства. Это вопрос выбора. При этом необходимо учитывать, что ориентация Украины на вступление в ВТО и ЕС предполагает более быстрое, чем в России, влияние процессов глобализации, а на глобальном фармрынке выживание небольших локальных игроков становится все более и более проблематичным.

Докладчиками и участниками конференции были представители отечественных и ведущих иностранных фармпроизво-дителей, которые в своих выступлениях обсудили также вопросы, связанные с маркетинговой активностью участников рынка, технологии продаж и управления бизнесом, оптимизация затрат и эффективность бизнеса, факторы развития украинского фармрынка: краткосрочная и долгосрочная перспективы — как рассчитать свои силы и выстроить правильную стратегию.

С каждым годом формат конференции меняется, расширяется круг обсуждаемых вопросов и возрастает интерес к ее работе ведущих игроков фармрынка.

Ф

Материалы рубрики подготовила Ольга БРОННИКОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.