Научная статья на тему 'Поиски "золотого ключика" от украинского фармацевтического "сезама"'

Поиски "золотого ключика" от украинского фармацевтического "сезама" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНСКИЙ ФАРМРЫНОК / ЛС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бронникова Ольга

Конференция «Ключевые факторы развития украинского фармрынка: ожидания, прогнозы, перспективы» традиционно прошла в Киеве в феврале под эгидой компаний «КОМКОН-Фарма Украина» и «МОРИОН». Зал с трудом вместил всех желающих конференция собрала топ-менеджмент крупных отечественных и зарубежных компаний, а также представителей всех ведущих аналитических компаний, работающих в Украине, выступивших с интереснейшими докладами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поиски "золотого ключика" от украинского фармацевтического "сезама"»

май 2007 РШШ1ШМ

Поиски «золотого ключика»

ОТ УКРАИНСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО «СЕЗАМА»

Конференция «Ключевые факторы развития украинского фармрынка: ожидания, прогнозы, перспективы» традиционно прошла в Киеве в феврале под эгидой компаний «КОМКОН-Фарма Украина» и «МОРИОН».

Зал с трудом вместил всех желающих — конференция собрала топ-менеджмент крупных отечественных и зарубежных компаний, а также представителей всех ведущих аналитических компаний, работающих в Украине, выступивших с интереснейшими докладами.

Впервой части заседания был представлен взгляд исследовательских компаний на украинский фармрынок. Доклад «Параметры украинского рынка в 2007 году», основанный на объединенных данных, предоставленных компаниями RMBC, SMD, ЦМИ «Фармэксперт» и «Фармстандарт», представил Олег Фельдман, гендиректор «КОМКОН-Фарма».

По данным RMBC, объем розничного рынка готовых ЛС по итогам 2006 г. в стоимостном выражении в ценах конечного потребителя составил 1,578 млрд. долл. США, практически такие же цифры представили «Фармстандарт» — 1,596 и «Фармэксперт» — 1,606 млрд. долл., и 1,799 млрд. долл. — по данным SMD. Отечественные производители в стоимостном выражении занимают 26,6% — по данным ШВС, 26,2% — по данным SMD, 25,7% — по данным «Фармстандарта» и 32% — по данным «Фармэксперта». Всеми компаниями отмечается незначительная тенденция к снижению доли ведущих производителей.

ПРОГНОЗЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПАНИЙ

В докладе «Факторы развития фармрынка Украины» Виктория Соколова, директор департамента маркетинговых исследований компании RMBC, предложила ответы на вопрос, ради которого и собрались участники конференции: «За счет чего развивается фармрынок Украины?» По данным компании, нет оснований говорить о замедлении темпов развития фарм-рынка Украины. Среднедушевое по-

требление лекарств растет, в 2006 г. оно составило 39 долл. США. Объем продаж тоже растет, в сравнении с 2005 г. рост рынка в денежном выражении составил 28%. Структура рынка характеризуется преобладанием на нем дженерических препаратов, которые занимают 74%, более 80% лекарств продается через аптеки, что делает их основным каналом продаж, соотношение ОТС- и рецептурных препаратов в общем на рынке составляет 43 к 57%, в розничной сети оно примерно 50/50. В среднем цена за упаковку ОТС-препарата ниже, чем рецептурного. В аптечном сегменте рынка, который является основным в Украине, наблюдается характерная и для других стран СНГ тенденция увеличения спроса на более дорогие ЛС, которая сохранится и разовьется в ближайшие годы. Более 80% прироста продаж в 2006 г. обеспечили розничные продажи. Среди стран СНГ в Украине наиболее высокая доля местного производства — около 30%, и этот показатель из года в год остается стабильным. В последние несколько лет наблюдается рост доли ведущих украинских производителей в аптечных продажах: «Дарницы», «Ар-териума», «Фармака», «Борщаговского ХФЗ», при этом основными игроками в целом на рынке остаются международные фармпроизводители. Лидируют на рынке брэндированные препараты. По данным RMBC, в 2006 г. цены на препараты снизились в аптечном сегменте примерно на 4,5%, инфляция в госпитальном сегменте составила 3%. На фоне инфляции на потребительском рынке, которая, по

данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, составила 9%, это значительный прогресс. Виктория Соколова завершила свое выступление прогнозом роста фарм-рынка, минимальный размер которого составит 6% в год. Прогноз составлен в реальных ценах 2006 г., не учитывает инфляцию и рассчитан по фиксированному курсу доллара. Колебания курса — очень важный фактор, который способен значительно повлиять на объем рынка. Таким образом, кроме макроэкономического и политического фактора на развитие рынка существенное влияние окажет рост доходов населения. Отечественные производители, за исключением лидеров, по-прежнему будут уступать международным в силу устаревшего портфеля и слабого маркетинга, следующий значительный фактор — это развитие госсектора на фармрынке и, конечно, развитие собственных брэндов.

Ирина Горлова, гендиректор компании SMD, рассмотрела движущие силы на украинском фармрынке и, опираясь на итоги 2006 г., сообщила, что по прогнозам SMD объем розничного фармрынка в Украине в 2007 г. возрастет на 28,72% в гривнях, или на 20,62% в долл. США, и составит 1,852 млрд. долл.

Сергей Ищенко, директор компании «Софтинформ», опираясь на данные компании «Фармстандарт», считает, что розничный рынок в 2007 г. увеличится на 22—25% при условии сохранения существующих на сегодняшний день тенденций.

Елена Лагутина, директор компании ЦМИ «Фармэксперт», представила и позитивный и сдержанный прогноз. Согласно сдержанному прогнозу объем рынка в 2007 г. возрастет до уровня 2,1 млрд. долл. (на 17%), согласно позитивному — до 2,25 млрд. долл. (на 25%).

70

ФАРМРЫНКИ СНГ. УКРАИНА

ршшиим 2007 май

фармрынки СНГ

ТРЕНИНГ

ПО ПРЕКВАЛИФИКАЦИИ

7 февраля в Киеве по инициативе и при поддержке Ассоциации фармпроизводителей Украины состоялся тренинг «Требования к проведению исследований стабильности. Активное вещество. Готовые лекарственные формы» в рамках программы ВОЗ по пре-квалификации. Тренинг, участниками которого были представители фармпроизводителей, сотрудники регуляторных органов Украины, Российской Федерации и Республики Беларусь, проводил Патрик Хоэт (Dr. Patrick Hoet), консультант ВОЗ по фармации. Программа преквалификации основана ВОЗ в 2001 г. для обеспечения доступа к ЛС, отвечающим унифицированным стандартам качества, безопасности и эффективности, для лечения ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и малярии. С момента создания программу поддерживают Детский фонд ООН UNISEF, Программа оОн по ВИЧ/СПИДу UNAIDS, Фонд ООН в области народонаселения UNFPA, Всемирный банк. Преквалификация изначально была создана для оказания помощи агентствам ООН, закупающим ЛС, — таким как UNISEF, в выборе качественных препаратов. В дальнейшем расширенный список ЛС, отвечающих унифицированным требованиям, стал полезным инструментом для различных организаций многих стран мира, которые закупают препараты. Например, Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией (UNAIDS) выделяет средства только на закупку продукции, преква-лифицированной ВОЗ. В списке препаратов, прошедших преква-лификацию, пока нет продукции украинских фармкомпаний. АФПУ при поддержке Европейского регионального бюро ВОЗ пытается исправить эту ситуацию. Участие в программе преквалификации способно помочь украинским производителям увеличить объемы производства в случае выхода на внешние рынки. Кроме того, знания, полученные на тренинге украинскими производителями бесплатно, являются ценными и очень дорого стоят.

Соб. инф.

Александр Ткачук, гендиректор компании «КОМКОН Фарма-Украина», в своем докладе «Ключевые факторы развития фармацевтического рынка Украины» в числе ключевых характеристик рынка назвал низкий уровень подушевого потребления, высокий уровень конкуренции, невысокую долю инновационных препаратов, невысокую маржинальность бизнеса, отсутствие госфинансирования и неминуемое снижение темпов роста рынка. Финансирование рынка также является ключевым вопросом. Рассчитывая на кошелек конечного потребителя, необходимо помнить, что существует предел эластичности покупательской способности, на которую влияет экономическая ситуация в стране.

Рост на глобальном рынке замедляется, и это, по мнению докладчика, может способствовать увеличению интереса к украинскому рынку. Но использовать этот интерес возможно будет только при условии создания реноме украинского рынка — как открытого и прозрачного, а также при осмысленном развитии системы здравоохранения.

ПРОГНОЗЫ УЧАСТНИКОВ РЫНКА

Вторую сессию открыл Игорь Крячок, директор компании «Морион». Докладчик отметил, что именно компании-производители сегодня формируют рынок и его структуру, воздействуя на потребителя набором маркетинговых инструментов. Подтверждение этому — опережающие рынок темпы развития группы препаратов, которые промотируются усилиями компаний-производите-лей. По итогам 2006 г. в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении доля группы промотиру-емых препаратов составила почти 80%. Безусловно, усиление борьбы за внимание потребителя сопровождается увеличением инвестиций в продвижение препаратов.

Пшемыслав Мелгеш, глава представительства компании Sanofi-Aventis, в докладе «Потенциал роста рынка 2007 г. Влияние глобальных изменений на его развитие, пример Польши и Укра-

ины» обратил внимание на то, что темпы развития рынков США, Франции, Германии замедляются, в то время как рынки Китая, России, Бразилии, в т.ч. и Украины показывают высокие темпы развития. Фармрынок Польши тоже замедлил темпы развития, не вызвало бума на рынке и вступление Польши в ЕС. До 68% рынка принадлежит рецептурным препаратам, 12% занимает госпитальный сегмент и 20% — сегмент ОТС. Ситуация с местными производителями отличается от украинской: только одна польская компания входит в Топ-10, еще одна — в Топ-20.

Евгений Заика, глава представительства компании Nycomed, в докладе «Драйверы рынка: люди или экономика» проанализировал влияние экономических и человеческих факторов на развитие рынка. Г-н Заика уверен, что при существующей сегодня в Украине ситуации фармрынок и его развитие жестко зависит от благосостояния населения. Его прогноз роста рынка — не более 17%.

Сергей Орлик, директор по маркетингу компании Berlin Chemie/Menarini Group, в докладе «Четвертая пятилетка украинского фармрынка. Резервы роста» в числе заинтересованных в развитии рынка назвал всех, кому этот рынок дает работу, деньги, ожидания, прогнозы и перспективы. Г-н Орлик прогнозирует, что рост рынка будет постепенно снижаться от 27 до 18% в течение ближайших 5 лет, а к 2011 г. объем рынка ЛС Украины сравняется с рынком Польши и немного превысит 4 млрд. долл. США.

Кирилл Черкашин, коммерческий директор представительства Actavis в Украине, выступил с докладом «Actavis и фармацевтический рынок. Ключевые факторы успеха, динамика и перспективы развития». По прогнозу докладчика, в 2007—2011 гг. на украинском фармрынке ужесточится конкуренция, среднегодовой прирост составит 18%, уменьшится доля рынка 20 лидеров, увеличится удельный вес более дорогих препаратов и брэндирован-ных дженериков, произойдет дальнейшая потеря доли рынка украинскими производителями.

Рей Маш, глава представительства компании Sandoz, считает, что украинский фармрынок в этом году будет успешно развиваться — и увеличение его объемов составит 15%.

Александр Партышев, коммерческий директор корпорации «Артериум», представил историю развития корпорации как непрерывный поиск ключевых факторов. Продуктовый портфель компании докладчик рассматривает в числе ключевых факторов развития. Ключевыми производственными направлениями корпорации являются брэндированные дженерики, препараты на растительной основе, брэндированные (оригинальные) препараты. На предприятии постоянно изучают возможность выпуска дженерических препаратов, которые эффективно зарекомендовали себя на ведущих мировых рынках. По личному мнению докладчика, рост объемов фармрынка в 2007 г. составит 20—25%.

Юрий Чертков, начальник отдела маркетинга «ФФ Дарница», проанализировал продуктовый портфель отечественного производителя, а также их маркетинговые усилия. Он считает, что, в принципе, отечественные производители еще не имеют права говорить о стратегических вещах, поэтому говорил о тактических задачах на текущий год и успехах предприятия за прошлый год. Одним из факторов успеха докладчик считает вложения в развитие компетенции и профессионализм персонала. Маркетинговая активность предприятия постоянно развивается. Ю.Чертков считает, что рост рынка в 2007 г. будет на уровне 26%, доля «ФФ Дарница», по его мнению, составит 17% в общем объеме в натуральном выражении.

Прагматичные, основанные на строгих аналитических данных доклады потеснили на этой конференции креативные. И все же в ее работе был неповторимый колорит.

май 2007 ршшиим

Выступления некоторых докладчиков, в т.ч. и украинских, оглашающих планы компаний на текущий год, напоминали былинные сюжеты, описывающие тот момент перед поединком, когда богатырь, вызывая на бой соперника, похваляется своей недюжинной силой и обещает ему полное и скорое поражение, желая то ли запугать противника, то ли ободрить самого себя, а может, и то и другое вместе. Большинство участников нынешней конференции присутствовали и на прошлогодней, но до обидного мало интересовались, насколько оправдались их тогдашние прогнозы. Возможной причиной слабого интереса могло быть то, что в прошлом году делалась попытка прогноза на ближайшую пятилетку. В этот раз прогнозируемый период органичили текущим годом. Тем легче будет по истечении года оценить точность объявленных прогнозов.

Ольга БРОННИКОВА, «Ремедиум» <§>

фармрынки СНГ

ПРОБЛЕМА АКЦИЗНОГО СБОРА

НА СПИРТ ТРЕБУЕТ НЕМЕДЛЕННОГО РЕШЕНИЯ

Ассоциация фармпроизводителей Украины провела пресс-конференцию, на которой присутствовали директор АФПУ Елена Алексеева, гендиректор ООО «Фармак» Филя Жебровская, финансовый директор Корпорации «Артериум» Юрий Ткачук, на которой была изложена позиция ведущих украинских фармпроизводителей относительно обложения акцизным сбором спирта этилового, который используется для производства лекарств.

В Украине спирт этиловый, используемый для производства ЛС, облагается акцизным сбором на общих основаниях, т.е. фактически, с точки зрения налогообложения использованного спирта в производстве, ЛС приравниваются к алкогольной продукции.

Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» предусмотрено выделение средств на компенсацию производителям дополнительных затрат, связанных с повышением с 1 января 2004 г. ставки акцизного сбора на спирт этиловый, используемый для изготовления ЛС, в сумме только 40 млн. грн., в то время как реальная потребность фармотрасли составляет около 135 млн. грн. Кроме того, проектом постановления КМ Украины на 2007 г. Министерством финансов Украины предлагается изменить условия компенсации путем исключения из списка лекарств, содержащих спирт этиловый, тех позиций, которые идут на экспорт, ограничив перечень только теми лекарствами, которые потребляются на внутреннем рынке, да и то не полностью. В результате такого нововведения перечень сократился на 92%. Таким образом, украинские ЛС становятся

неконкурентоспособными на внутреннем и других рынках, в связи с чем экспортный потенциал Украины в целом существенно снизится.

Реализация положений проекта постановления может привести к увеличению себестоимости производства жидкостей и сиропов от 2 до 55% (в среднем на 30%).

Украинские производители уже сейчас несут убытки в связи с задолженностью государства по части компенсации акцизного сбора. Возникла реальная угроза функционированию и стабильности фармпредприятий, на которых выпускаются ЛС, содержащие спирт этиловый.

В связи с этим АФПУ предлагает немедленно:

+ увеличить размер расходов государственного бюджета на 2007 г., направленный на компенсацию дополнительных затрат фармпроизводств на уплату акцизного сбора на спирт этиловый, используемый для производства ЛС до 135 млн. грн., путем внесения соответствующих изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2007 год»;

+ ускорить подготовку проекта и принятие постановления КМ Украины о продлении действия на 2007 г. Постановления КМ Украины от 13.03.2006 г. №275 с полным перечнем ЛС, для производства которых используется спирт этиловый;

Ф с целью прекращения действия несовершенного механизма компенсации акцизного сбора и приведения действующего законодательства в соответствие с мировыми нормами, до конца 2007 г. ввести нулевую ставку акцизного сбора на спирт этиловый, используемый для производства ЛС, путем внесения соответствующих изменений в Закон Украины «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки».

Соб. инф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.