Научная статья на тему 'Будущее начинается вчера: итоги и прогнозы развития украинского фармацевтического рынка'

Будущее начинается вчера: итоги и прогнозы развития украинского фармацевтического рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ "ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ" / ФАРМРЫНКИ СНГ / УКРАИНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В начале февраля в Киеве прошла 5-я Ежегодная аналитическая конференция «Фармацевтический рынок Украины. Итоги-2009. Прогноз-2010», организованная компаниями «Морион» и «КОМКОНФарма-Украина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее начинается вчера: итоги и прогнозы развития украинского фармацевтического рынка»

(рармрынки сиг

БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ ВЧЕРА: ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОЗНИЧНЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ В 2009 г. УКРАИНСКИЙ РЫНОК РЕКЛАМЫ

В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СМИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Ad impossibilia nemo obligatur.

К невозможному никого не обязывают.

Будущее начинается вчера:

ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОГО

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

В начале февраля в Киеве прошла 5-я Ежегодная аналитическая конференция «Фармацевтический рынок Украины. Итоги-2009. Прогноз-2010», организованная компаниями «Морион» и «КОМКОН-Фарма-Украина».

ф ПОСЧИТАНО, ВЗВЕШЕНО И ИЗМЕРЕНО

Доклад Леонида Гуляницкого, д.т.н., профессора из Института кибернетики им. В.М.Глушкова НАН Украины, «Макроэкономика: мифы и реальность...», помог участникам конференции понять макроэкономическую ситуацию, влияние ее на украинскую экономику и возможные варианты развития, в том числе фармотрасли как части системы здравоохранения.

Расходы на здравоохранение в Украине сегодня составляют 2,2% от ВВП. Социальные индикаторы, по мнению Л.Гуляницкого, показывают, что в ближайшие три года может ожидаться рост расходов на здравоохранение до 291 долл. на человека (в 2008 — 275 долл., при этом смертность уменьшится на 1% — до 8,2%.

Прирост украинского фармрынка в долларовом выражении в 2010 г. может составить 5% согласно оптимистичес-

кому сценарию, или уменьшится более чем на 8% при пессимистическом сценарии. Восходящий тренд развития возможен уже в 2011 г. Олег Фельдман, генеральный директор компании «КОМКОН-Фарма», сравнил данные аудита украинского фармрынка компании IMS Health, системы исследования рынка «Фармстандарт» (PharmXplo-rer, компания Próxima Research) и компании SMD.

Объем розничного рынка ГЛС в стоимостном выражении в 2009 г. в USD выглядел следующим образом: 2,0 млрд. в ценах дистрибьютора по данным компании IMS; 1,6 млрд. в ценах дистрибьютора, 2,1 млрд. в ценах конечного потребления — согласно данным системы «Фармстандарт»; 2,1 и 2,6 млрд., соответственно, по данным компании SMD. Эти же показатели рынка в гривне (UAH): 16,0 млрд. в ценах дистрибьютора по данным компании IMS; 12,9 млрд. в ценах дистрибьютора, 16,7 млрд. в ценах конечного потребления — согласно данным системы «Фармстандарт»; 16,0 и 20,0 млрд., соответственно, по данным компании SMD. В натуральном выражении объем розничного рынка составил 1,2 млрд. упаковок по данным компании IMS, 1,1 — системы «Фармстандарт», 1,3 — компании SMD.

В 2009 г. объем розничного рынка ЛС в упаковках уменьшился на 8% по дан-

ФАРМРЫНКИ СНГ. УКРАИНА

67

2010 апрель РШШ1ШМ

ным IMS и системы «Фармстандарт»; по данным SMD — на 3%. В долларовом эквиваленте согласно данным IMS и «Фармстандарт» падение в ценах дистрибьютора составило 17%; по мнению SMD — 7%. Исследование рынка в ценах дистрибьютора в гривнах показывает его прирост. При этом данные трех компаний содержат разительное отличие. По данным IMS прирост составил 32%, данные системы «Фармстандарт» свидетельствуют об увеличении рынка на 24%; SMD настаивает на показателе в 39%.

Объем госпитального сегмента в USD в ценах дистрибьютора предоставила только одна компания, поэтому сравнения не получилось. По данным системы исследования рынка «Фармстандарт» этот объем составил 0,467 млрд. Рост средней стоимости упаковки в гривнах в 2009 г. в сравнении с 2008 г. составил 35% по данным «Фармстан-дарта», у IMS и SMD данные совпали и составили 43%.

На рынке отмечается незначительная тенденция к увеличению доли ведущих производителей.

Рыночная доля некоторых компаний, входящих в Топ-10 производителей, увеличилась. По данным «Фармстандар-та» в 2009 г. доля ООО «Фармак» увеличилась на 33%, «Дарницы» на 4%, «Арте-риума» на 2%, Nycomed на 14%. Данные IMS свидетельствуют о более скромном росте: «Фармак» — на 9%, Nycomed — на 8%, «Дарница» — менее чем на 1%. Ответы на вопросы: «Что общего у современных фармрынков стран СНГ? Или почему мы такие инвестиционно непривлекательные?» искал Николай Демидов, генеральный директор компании «Фармэксперт». По его мнению, отсутствие привлекательности заключается в высокой вола-тильности рынков, относительно невысокой покупательской способности населения, в устаревших подходах к регулированию, усилении влияния государства и прочее. В ушедшем году инвестиционная привлекательность рынков в странах СНГ не увеличилась. Падение в валютном выражении, в том числе и потреблении ЛС на душу населения, наблюдалось, по данным Мони-

торинга розничных продаж и госпитальных закупок в странах СНГ и Грузии в 2009 г. Статкомитета СНГ, во всех странах. В среднедушевом потреблении Украину опережают РФ, Беларусь и Казахстан. В 2009 г. этот показатель в Украине сократился с 54 до 46 долларов.

ф МЕДИА И ПРОМОЦИИ

Сергей Ищенко, директор компании Ргохта Research, сообщил, что по данным «Фармстандарта» украинский розничный рынок ЛС в 2009 г. в гривнах составил 16,7 млрд., показав рост в 27,4% в сравнении с

2008 г., в USD - 2,1 млрд., падение составило 14,8%. Количество упаковок ЛС, приобретаемых населением в аптеках к концу

2009 г., восстанавливается до уровня предыдущих лет.

По мнению С.Ищенко, действующие рыночные механизмы дали отечественным производителям преимущества в увеличении объемов потребления ЛС, к концу года наблюдается тренд увеличения доли ЛС украинского производства на рынке. Объемы вложений фармкомпаниями в промоции, направленные на конечных потребителей фармацевтической продукции, в 2009 г. в денежном выражении (USD) сократились. Вложения в ТВ-промоцию на 20%, в прессу — на 51% и на 19% в радио.

Визиты медпредставителей занимают 69% в промоционной активности, направленной на специалистов сферы здравоохранения. В прошлом году было отмечено, что количество упоминаний о визитах медпредставителей украинских производителей у врачей и фармацевтов увеличилось, о визитах зарубежных производителей — уменьшилось.

По мнению Андрея Колесника, директора компании Cortex, Publicis Groupe Ukraine, только ТВ и Интернет остаются интересными медиа. По данным исследования MMI Украина (TNS), проведенном на базе населения городов Украины 50 000+ в возрасте

18—40 лет в 2009 г. в сравнении с 2007 г. Интернет прирос на 193%, ТВ на 1%, все остальные носители потеряли свою аудиторию. Реклама на радио уменьшилась на 18%, в еженедельных журналах на 29%, в ежемесячных журналах на 20%.

При этом ТВ удерживает первое место, радио — второе. Основными трендами на ближайшие несколько лет останется стабильность телесмотрения, а также рост количества каналов, который дает возможность удовлетворить на диване любые запросы.

Это развлечение для жителей Украины остается основным и «почти» бесплатным. Кризис 2009 г. только усилил эту тенденцию. На ТВ рекламу приходится более 50% среди всех медиа-затрат, а фар-мотрасль тратит на нее более 80%.

Можно прогнозировать изменение в наружной рекламе, исчезновение некоторых ее форматов и трансформацию оставшихся. На сегодня наблюдается нагромождение щитов на улицах городов. Неадекватная политика местных властей приводит к тому, что вложения в наружную рекламу становятся рискованными. Внешний вид щитов не отвечает требованиям рекламодателей. Происходит превращение наружной рекламы в локальное медиа. В результате национальные рекламодатели уходят от использования стандартных носителей наружной рекламы. Основные тренды по прессе показывают постоянное падение чтения газет взрослой аудиторией, молодое поколение также предпочитает Интернет, который является заменой газеты и для среднего класса/ белых воротничков.

Количество журналов будет расти, но тенденция потери среди молодежи и общего интереса к журналам усиливается, что приведет к падению тиражей. Сегодня Украина входит в Топ-10 европейских стран по количеству пользователей Интернета. Ежемесячно это более 10 млн. пользователей. В Украине достаточно хорошие условия для роста подключений для широкополосного

68

ФАРМРЫНКИ СНГ. УКРАИНА

РШШииМ 2010 апрель

Интернета. Дальнейший рост Интернета напрямую зависит от роста экономики и наличия компьютера дома. На сегодняшний день 40% населения имеют компьютер и только 20% подключены, что дает основание прогнозировать возможный рост в 2 раза. Интернет — единственное медиа, которое показало в 2009 г. рост на 45%. В 2010 г. его ожидаемый рост составит 32%. Происходит перераспределение рекламных бюджетов наружной рекламы и прессы в пользу Интернета.

Фармацевтическая отрасль в 2009 г. 80% медиабюджетов потратила на ТВ, 14% на прессу, 6% на спонсорство.

ф УКРАИНСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ В КРИЗИС: КОМУ ВОЙНА, А КОМУ — МАТЬ РОДНА?

По данным исследования РгМех™ компании «КОМКОН-Фарма-Украи-на», в Топ-10 компаний в назначениях врачей входят два украинских производителя: «Фармак» и «Артериум». Обе

эти компании увеличили общее количество и улучшили структуру визитов медпредставителей к врачам (возросла доля визитов, которые проводятся с высокой частотой). На рынке сформировалось устойчивое убеждение о том, что кризис создал дополнительные возможности для украинских производителей. По мнению самих украинских производителей, выгод от кризиса было немного. В целом кризис не имел на них позитивного влияния, но его глубина была не большой. Особые преференции отсутствовали, выиграли местные производители благодаря более низким ценам. Александр Партышев, коммерческий директор корпорации «Артериум», сообщил о том, что прирост компании составил 34% в гривнах, рост цены 30%. Все исследователи отмечали значительный прирост «Фармака,» в частности, Игорь Литовка, генеральный директор компании «КОМКОН-Фар-ма-Украина», подтвердил значимый рост этой компании и в количестве

выписанных врачами рецептов, и в долевом отношении. Данные исследования РгМех™ свидетельствуют о наметившейся тенденции роста доли украинских препаратов в назначениях врачей. Рост в упаковках и в деньгах показали и другие украинские производители, например «ИнтерХим», при этом компания продолжила работу над выведением новых оригинальных препаратов, которая в ближайшее время завершится выведением на рынок новых препаратов.

Подведение итогов ушедшего кризисного года, взгляд в будущее в поисках наиболее эффективных маркетинговых инструментов, размышления о собственном пути и особенностях регионального развития, о взаимодействии локального рынка и мировой фарминдустрии также нашли свое отражение в докладах и панельных дискуссиях конференции.

Подготовила Ольга БРОННИКОВА ф

\л/ щ * Гг е ш е 4 ¡_ и т ■ г и

крупнейший интернет ■ ресурс б области фармации, здравоохранения и медицины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.