Научная статья на тему 'Украинский фармацевтический рынок в период экономической нестабильности'

Украинский фармацевтический рынок в период экономической нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украинский фармацевтический рынок в период экономической нестабильности»



фармрыжи снг

1 УКРАИНСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА РЕКЛАМА ЛС ОКАЖЕТСЯ ВНЕ ЗАКОНА? «АПТЕКА 2009» -РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ОБЪЕМ РЕКЛАМНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СМИ

Ad impossibilia nemo obligatur.

К невозможному никого не обязывают.

Украинский фармацевтический рынок

в период экономической нестабильности

Украинский Фармацевтический форум (2-я Международная конференция Института Адама Смита) прошел в Киеве 10—11 ноября.

ф ВЛАСТЬ И БИЗНЕС

Заместитель главы Комитета ВР Украины по вопросам здравоохранения Олег Виноградов убежден, что фармацевтическому рынку Украины необходимо эффективное взаимодействие с властью. Несоблюдение законов, непрозрачность деятельности операторов рынка, отсутствие надлежащей системы контроля качества, а главное, рост цен на лекарства даже при стабильном курсе доллара — только часть существующих на фармрынке проблем. Причиной тому, по его мнению, явилось решение правительства реорганизовать регуляторную систему, которое привело к объединению контрольных и разрешительных функций в одном органе, что является недопустимым. О.Виноградов подверг критике деятельность Гос-лекинспекции, эффективность контроля которой составила всего 0,06%. Выход из сложившейся ситуации в фармотрасли докладчик видит в усовершенствовании законодательной базы, в частности, в разработке и принятии новой редакции во многом потерявшего актуальность Закона «О лекарственных средствах». В I квартале 2009 г. цены на препараты, в т.ч. украинского производства, выросли на 10—92%, в то время как курс доллара вырос на 58%.

В этой ситуации ВР Украины была вынуждена установить мораторий на повышение цен на ЛС Если Минздрав не сумеет оперативно ввести регистрацию цен, страну ожидает очередной лекарственный кризис, на этот раз дефицит ЛС, заявил О.Виноградов.

Александр Мельниченко, исполняющий обязанности председателя Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), изложил результаты недавно проведенного подробного изучения украинского фармацевтического рынка, в ходе которого обнаружились факторы, ограничивающие или искажающие действие на нем конкурентных механизмов. В числе таких факторов было названо, в частности, создание избыточного спроса на препараты. Основным механизмом дезинформации потребителя в данном случае выступает недобросовестная реклама, которая должна быть ликвидирована. Вторая группа особенностей фармацевтической отрасли, негативно влияющих на действие конкурентных механизмов, — это ярко выраженная вертикальная функциональная дифференциация, которая заключается в том, что аптеки, работающие с конечными потребителями, в подавляющем большинстве случаев не имеют прямых договоров с производителями, полу-

чая препараты через посредников. Как правило, система посредничества состоит из двух звеньев, поэтому фактически лекарства на рынок поступают от довольно ограниченного числа операторов. Кредитование операторами высшего звена (производителей, дистрибьюторов) операторов низшего звена (аптек) дает первым дополнительные рычаги влияния на конкурентную ситуацию. Таким образом, условия реализации товара определяются не десятком тысяч аптечных заведений, а всего лишь несколькими десятками крупных производителей и оптовых дистрибьюторов. Докладчик более подробно остановился на факторах, которые привели к нарушению конкурентного законодательства во время эпидемии гриппа. В связи с этим, АМКУ открыл 72 дела по 26 регионам Украины. Все изложенное свидетельствует о том, что необходимо отказаться от взгляда на фармотрасль как на высококонкурентную сферу, отметил А.Мельниченко. Реакция участников Форума на выступление была более чем оживленной. Однако провести дискуссию немедленно оказалось невозможно: докладчик был жестко ограничен во времени и покинул разгоряченную аудиторию.

ф СТРАТЕГИИ УСПЕХА

Станислав Каспржик, директор отдела развития отношений с партнерами ком-

ФАРМРЫНКИ СНГ. УКРАИНА

59

пании IMS Health (Польша), в макроэкономическом обзоре рынка подчеркнул, что одной их важных особенностей его в последние годы стал рост количества и доли специализированных ЛС в сравнении с ЛС первой необходимости. Разница в цене между ними — 500-кратная: рынок стал сильно поляризированным. Это приводит к существенным изменениям в системе дистрибьюции, вплоть до потери дистрибьюторами традиционной роли и появления в товаропроводящей цепочке логистических компаний, как это происходит в Великобритании. Кризис оказывает также влияние на потоки импорта и экспорта ЛС в Европе, которые меняют свои направления. Несмотря на кризис, фармацевтический рынок чувствует себя очень хорошо и в целом растет.

Виктор Шафранский, глава представительства компании Ipsen (Украина), рассказал, что направлениями антикризисных действий компании являются пересмотр продуктового портфеля, четкий таргетинг промоционной активности и оптимизация расходов на продвижение. В начале года Ipsen заморозила, а по некоторым позициям и снизила цены на продукцию в евро. Компания сократила затраты на персонал, уменьшила расходы на командировки и тренинги. Смена стратегии дала положительные результаты. Евгений Заика, глава представительства Nycomed в Украине и Молдове, считает, что показатель развития компании — это доля рынка. В компании огромное внимание уделяется HR, используется скандинавская модель менеджмента. Продуктовый портфель компании сбалансирован, 90% в нем занимают Rx-препараты, сегмент которых во время кризиса страдает меньше ОТС-сегмента. В результате, по предварительным итогам, Nycomed в октябре увеличила свою долю рынка. Компания Actavis в качестве антикризисной меры объединила рынки Украины и 10 стран СНГ (за исключением России). В конце 2008 г. объем продаж на этих рынках был в 3,5 раза ниже, чем в Украине, сообщил Владимир Митин, региональный директор Actavis в Украине и СНГ. В 2009 г. в Украине рекламные инвестиции не имели такой отдачи, как в предыдущие годы, стратегии продвижения Rx-

препаратов были намного успешнее, чем препаратов ОТС, что потребовало от компании репозиционирования как продуктов, так и активности на рынке. Цены на препараты для конечного потребителя увеличились более чем на 50%. Невзирая на это, компании удалось не только сохранить, но и укрепить свою рыночную позицию.

ф РЫНОК В ЦИФРАХ

Гендиректор компании SMD Ирина Горлова привела данные, согласно которым общий объем фармацевтического рынка KC стран СНГ по итогам I полугодия

2009 г. составил 14 млрд. долл. США. Падение рынка по полугодию составляет около 7%, при неравномерной динамике отдельных стран. Вне зависимости от общей динамики рынка страны, показатели ОТС-сегментов по всем мониторируе-мым рынкам были хуже. По итогам 9 месяцев 2009 г. розничный сегмент фармацевтического рынка в Украине в натуральном выражении упал на 4%, в долларах США — на 11% . В гривне рост составил 40%. И 90% всех упаковок ЛС закупается в ценовом сегменте до 30 гривен. По предварительным оценкам компании SMD, объем рынка в 2009 г. составляет 2,3 млрд. долл., падение -10%, в

2010 г., по прогнозам, рост составит 2% к уровню 2009 г. и объем — 2,4 млрд. долл. Сергей Ищенко, директор компании Próxima Research, сообщил, что по итогам 9 месяцев 2009 г. общий объем украинского рынка ЛС составил 14,3 млрд. гривен и вырос на 27%. Восстановление потребления подтверждается динамикой всех показателей.

При этом у украинских препаратов темпы падения ниже, а динамика прироста выражена ярче, чем на рынке в целом. Доля украинских препаратов в январе — октябре 2009 г. к периоду январь — октябрь 2008 г. в упаковках уменьшилась на 5%, в долларах на 15%, а в гривнах выросла на 33,3%, в то время как весь рынок в упаковках упал на 11,8%, в долларах упал на 20,2%, а в гривнах вырос на 25,1%. Темп девальвации гривны значительно опережает темп роста цен на ЛС в гривнах Рост средневзвешенной стоимости упаковки импортных ЛС в августе 2009 г. в сравнении с июлем 2008 г. составил

2009 январь РШШ1ШМ

44%, украинских ЛС — 38%, в то время как курс доллара вырос на 61%. Аптечная наценка с начала текущего года до августа снизилась с 30 до 27%. По предварительным оценкам, розничный рынок в 2009 г. в гривнах вырос на 27—30%, в долларах упал на 15—19%. В 2010 г., по прогнозам, рост в гривнах может составить 5—12%, в долларах, в зависимости от курса, возможен рост в 3% или падение в 7%.

ф ДИСТРИБЬЮТОРЫ И РОЗНИЦА

Осенью прошлого года дистрибьюторы оказались перед необходимостью адаптироваться в новых экономических реалиях, вопросы дистрибьюции вышли на передний план, стали предметом дискуссий, в результате которых возникло даже предположение о возможности замены дистрибьюторов логистическими операторами. Евгений Никушин, директор по стратегии и проектам фармацевтической компании «Артур-К», считает, что если на украинском фармацевтическом рынке в будущем возникнет потребность в логистических услугах, то дистрибьюторы сумеют отреагировать на это. Александр Суходольский, директор по стратегическому планированию компании «БаДМ», выразил удовлетворение тем, какую колоссальную логистическую прочность продемонстрировали украинские дистрибьюторы в последние несколько недель. В условиях ажиотажного спроса в связи с эпидемией гриппа объем розничных продаж ЛС групп А, J, Ъ, N R в натуральном выражении увеличился на 65%. И украинские дистрибьюторы смогли обеспечить доставку продукции в необходимых объемах. Надежда Численко, директор аптечной сети «Виталюкс», напомнила, что год для розницы начался с нехватки оборотных средств, произошли серьезные изменения в продуктовых портфелях, шел процесс укрупнения игроков, и все это под шквал регуляторных актов со стороны государства.

Таким образом, Форум дал возможность обсудить наиболее актуальные правовые вопросы и вопросы фармацевтического маркетинга, выслушать мнения экспертов о Ш-стратегии и опыте взаимодействия индустрии с регуляторными органами.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.