Научная статья на тему 'Всем миром на помощь украинскому фармацевтическому рынку'

Всем миром на помощь украинскому фармацевтическому рынку Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ФОРУМ / КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бронникова Ольга

14-15 октября в Киеве прошла I Международная конференция Института Адама Смита «Украинский Фармацевтический Форум».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всем миром на помощь украинскому фармацевтическому рынку»

Всем миром на помощь украинскому

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ РЫНКУ

14—15 октября в Киеве прошла I Международная конференция Института Адама Смита «Украинский Фармацевтический Форум». Предметом обсуждения во время работы первой сессии Форума стали основные задачи и проблемы, стоящие сегодня перед фармрынком Украины: принципы разработки национальной политики в области лекарственного обеспечения населения; планируемое принятие закона об обязательном медицинском страховании и его влияние на развитие фармрынка; состояние системы контроля над применением лекарственных средств (ЛС); взаимодействие рынка и регуляторной системы, а также влияние общественных организаций на развитие фармрынка.

Рост цен на ЛС в течение последних месяцев остается самой острой проблемой украинского фармрынка. Олег Виноградов, зам. главы секретариата Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, подчеркнул, что рост цен привел к снижению доступности ЛС, особенно для социально незащищенных слоев населения. Происходит вымывание с рынка дешевых и качественных отечественных ЛС, наблюдается явное доминирование импортных. Г-н Виноградов назвал причины: неконтролируемое продвижение ЛС, отсутствие стандартов, неэффективное использование бюджетных средств для закупок ЛС, которые вместе с низкой эффектив-

ностью государственной политики в сфере регулирования ценообразования привели к необоснованному росту цен на ЛС.

Игорь Яковенко, зам. министра здравоохранения Украины, указал, что первоочередными должны стать следующие направления деятельности: регулирование ценовой политики и введение реимбурсации, а также усиление борьбы за качество ЛС. Г-н Яковенко полагает, что уже пришло время ввести фиксированные цены на небольшой перечень наиболее социально значимых ЛС. При этом необходимо фиксированные цены соединить с системой государственных закупок. Виктор Чумак, директор Государственного фармакологического центра

МЗ Украины, в очередной раз акцентировал внимание на отсутствии в Украине формуляров, протоколов, стандартов лечения. Таким образом, проблемы стандартизации медицинских услуг, контроля над применением лекарств стоят сегодня чрезвычайно остро. Обратившись к вопросу о стоимости ЛС, г-н Чумак подчеркнул, что растет не цена на ЛС, а стоимость назначения, и этому все, включая государственных чиновников, в последние четыре года активно способствовали.

Ирина Сурова, начальник отдела по работе с субстандартными ЛС Государственной инспекции по контролю качества ЛС МЗ Украины, привела данные ВОЗ, согласно которым доля фальсифицированных ЛС в мире составляет 15%. Докладчица обозначила стратегические направления борьбы с фальсифицированными ЛС в Украине и обратила внимание на необходимость создания условий для этой борьбы, в т.ч. введения уголовной ответственности за фальсификацию ЛС. Сергей Сур, директор по исследованиям и разработкам корпорации «Ар-териум», считает, что темпы развития фармрынка зависят как от развития игроков этого рынка, так и от уровня развития регуляторной системы, влияния государства на эту систему. Украинские государственные и законодательные приоритеты далеки от приоритетов, провозглашенных ВОЗ, требующей учитывать интересы пациента в первую очередь. Отсутствие целостной национальной лекарственной политики, несовершенная система государственных закупок, отсутствие системы возмещения стоимости ЛС, неэтичное продвижение ЛС и нарушение рекламного законодательства являются основными проблемами украинского фармрынка.

Отсутствие системы реимбурсации в Украине по-прежнему остается одной

из наиболее острых проблем, требующей немедленного решения. Именно поэтому организаторами Форума было уделено особое внимание обсуждению механизмов реимбурсации, принятых в различных странах.

Сабин Воглер, руководитель проекта «Информация по ценообразованию и реимбурсации на фармацевтическом рынке» Австрийского Института Здоровья, сделала обзор существующих механизмов реимбурсацион-ных схем на европейском фармрын-ке. Виктор Шафранский, директор представительства Ipsen в Украине, президент Ассоциации производителей инновационных лекарств, выступая с докладом о возможной модели реимбурсации в Украине, подробно рассмотрел модель социального страхования здоровья в Польше, его правовые принципы и основные нормы. Поиску успешной бизнес-модели и вопросам повышения эффективности производства была посвящена отдельная сессия Форума.

Ирина Горлова, гендиректор компании SMD, стремилась показать особенности украинского фармрынка и определить его позиции с точки зрения развития мирового фармрынка, с одной стороны, и рынков постсоветского пространства — с другой. По данным IMS Health, общий объем продаж ЛС на мировом фармрынке по итогам 2007 г. составил 712 млрд. долл., при этом его рост был всего лишь 6,4%. Г-жа Горлова считает целесообразным отнести рынки 12 стран постсоветского пространства (исключая Прибалтику) в одну группу, поскольку все они еще имеют очень много общего. Суммарный объем реализации ЛС этой группы рынков в денежном выражении за 8 месяцев 2008 г. составил 16,5 млрд. долл., показав общий рост в 14,4%. Фармрынок Украины занимает 2 место в этой группе, имея 14,5% от общего объема продаж, 1 место занимает Россия с почти 70%-ным объемом продаж, на 3 месте — Казахстан.

Евгений Сова, коммерческий директор ЗАО НПЦ Борщаговский химикофармацевтический завод, остановился на рассмотрении успешной биз-

нес-модели, которая смогла бы обеспечить производителю стабильное будущее. По его мнению, такая модель должна быть связана с разработкой и внедрением инновационных препаратов. В течение последних 10 лет определяющая стратегия развития БХФЗ заключалась в реконструкции предприятия в соответствии с требованиями GMP. Параллельно с этим изменялось и содержание продуктового портфеля компании. В 2006 г. было принято решение о прекращении производства ряда малоэффективных и морально устаревших препаратов. Это привело к уменьшению в 2006— 2007 гг. объема производства на 30 млн. упаковок, что позволило сконцентрировать внимание исключительно на современных высокоэффективных лекарствах, как дженериках, так и модифицированных препаратах. Разработка инновационных ЛС стала приоритетным направлением развития компании. Стратегия инноваций заключается в проведении рыночных исследований и формировании ассортиментной политики, направленной на обновление номенклатуры за счет инновационных препаратов, в применении фундаментальных научных подходов и их дальнейшем воплощении в технологии и продукты. В 2006—2007 гг. предприятие ощутило преимущества ориентации на производство инновационных препаратов: при незначительном увеличении объема выпуска упаковок произошел весьма существенный прирост доходов. В продуктовом портфеле завода основная доля принадлежит дженерикам: их 74%. И 26% составляют инновационные, в т.ч. модифицированные ЛС.

Эксклюзивность данных на ЛС стала темой доклада Ирины Кириченко, руководителя департамента интеллектуальной собственности юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры». Понятие эксклюзивности данных не определено украинским законодательством, есть только предпосылки для его применения и трактовки. Скоро два года, как это понятие присутствует в законодательстве, оставаясь дискуссионным. Принятие поправки

в Закон Украины «О лекарственных средствах» было связано с вступлением Украины в ВТО. Украина подписала ряд международных договоров, которые предполагают, прежде всего, защиту прав интеллектуальной собственности.

В рамках Форума состоялось интервью на сцене с Владиславом Страшным, гендиректором представительства PFIZER H.C.P. Corporation в Украине. Речь шла о тех проблемах, которые испытывают компании, занимающиеся разработкой инновационных ЛС. По окончании интервью в рамках дискуссии обсуждались наиболее важные факторы и тенденции развития фармотрасли в Украине.

Владимир Игнатов, глава представительства компании AstraZeneca в Украине, председатель группы европейских фармпроизводителей ЕБА, считает, что в настоящее время необходимо найти такую компромиссную модель, которая позволит не потерять перспективу быстрого роста в ситуации восстановления рынка. Украинский рынок по-прежнему остается потенциально привлекательным. Виктор Шафранский согласен с тем, что в выигрыше окажутся компании, которые лучше адаптируются и смогут быстрее и более адекватно реагировать на все требования времени. Вопросы управления персоналом стали темой обсуждения на одной из сессий Форума. О проблемах, с которыми приходится сталкиваться фарм-компаниям при подборе квалифицированного персонала (как правильно выбрать кадровое агентство, как верно определить набор компетенций для каждой позиции, развитие систем мотивации и поощрений, как оценить эффективность материальной и нематериальной мотивации), говорили в своих выступлениях Роман Гладкий, гендиректор по странам СНГ компании Ferring Pharmaceuticals Ukraine, Ирина Каракай, руководитель департамента по входу на рынки логистики и агентских операций в странах СНГ компании Novartis Pharma, Наталья Снимщикова, директор по работе с персоналом компании Nycomed, Шимоне Тачик Чила,

глава представительства компании Egis Ukraine. В фокусе работы сессии, посвященной дистрибьюции и розничному сектору лекарственных препаратов, находились вопросы консолидации и развития, преимущества оперативного выявления рыночных ниш на региональном уровне и формирования стабильного спроса на продукцию, а также проблемы места и роли дистрибьютора, выбора наиболее перспективного формата развития для крупных аптечных сетей, развития собственных торговых марок

(Private Label) как способа увеличения маржинальной прибыли.

На сессии, посвященной вопросам эффективного построения стратегии маркетинга и продаж, речь шла о создании оптимальной структуры портфеля с целью повышения стабильности, о том, как интегрировать маркетинговую стратегию и существующую систему продаж, о борьбе за внимание потребителя, зависимости прибыльности компании от эффективности ценовой стратегии и многом другом.

В рамках Форума состоялась специальная сессия с участием представителей Европейской Бизнес Ассоциации, на которой была дана оценка потенциала украинского фармрынка. Участники сессии провели анализ инвестиционной привлекательности, основных трудностей и рисков при финансировании украинских фарм-компаний, попытались определить, какие стратегии повышения инвестиционной привлекательности отечественных фармкомпаний являются наиболее эффективными. Об инвестици-

Объемы продаж

таблица г| 10 ведущих зарубежных

производителей по объему продаж в Украине

за 9 месяцев 2008 г. (в денежном выражении)

МЕСТО В РЕЙТИНГЕ КОРПОРАЦИИ

1 БЕРЛИН-ХЕМИ АГ/МЕНАРИНИ ГРУПП

2 НОВАРТИС (ВКЛ. САНДОЗ-ЛЕК)

3 САНОФИ-АВЕНТИС

4 СЕРВЬЕ/ЭГИС

5 БАЙЕР ХЭЛСКЭР

б ГЛАКСОСМИТКЛЯЙН

7 КРКА Д.Д.

8 БИОЛОГИШЕ ХАЙЛЬМИТТЕЛЬ ХЕЕЛЬ ГМБХ

9 НИКОМЕД

10 ГЕДЕОН РИХТЕР ЛТД

таблица 1| 10 ведущих отечественных

производителей по объему продаж в Украине

за 9 месяцев 2008 г. (в денежном выражении)

№ КОРПОРАЦИИ

1 ДАРНИЦА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ФИРМА ЗАО

2 АРТЕРИУМ

3 ФАРМАК АО

4 БОРЩАГОВСКИЙ ХФЗ

5 ЗДОРОВЬЕ - ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ФИРМА

б ЮРИЯ-ФАРМ ООО

7 БИОФАРМА

8 ИНТЕРХИМ СП ОАО

9 КИЕВСКИЙ ВИТАМИННЫЙ ЗАВОД АО

10 ФИТОФАРМ АРТЕМОВ

таблица з| 10 ведущих отечественных торговых

наименований по объему продаж в Украине

за 9 месяцев 2008 г. (в денежном выражении)

№ ТОРГОВОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

1 НАТРИЯ ХЛОРИД

2 ЦЕФТРИАКСОН

3 КОДТЕРПИН IC

4 ТИОТРИАЗОЛИН

5 РЕОСОРБИЛАКТ

б ГЛЮКОЗА

7 ЭНТЕРОСГЕЛЬ

8 L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТ

9 ПРОТЕФЛАЗИД

10 КАПТОПРЕСС

ТАБЛИЦА 4| 10 ведущих импортных торговых

наименований по объему продаж в Украине

за 9 месяцев 2008 г. (в денежном выражении)

МЕСТО В РЕЙТИНГЕ ТОРГОВОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

1 АКТОВЕГИН

2 ЭССЕНЦИАЛЕ Н

3 МИЛДРОНАТ

4 ПРЕДУКТАЛ МВ

5 МЕЗИМ ФОРТЕ

б НО-ШПА

7 ЛАЗОЛВАН

8 ТРАУМЕЛЬ С

9 КЕТАНОВ

10 АУГМЕНТИН

онных перспективах розницы говорили представители крупнейших аптечных сетей.

Владимир Игнатов заметил, что, возможно, кому-то разговор об инвестициях покажется несвоевременным, но он убежден, что стратегический инвестор имеет в виду перспективу не в 3—5 месяцев, а как минимум в 5—10 лет. С точки зрения долгосрочной перспективы украинский рынок, имеющий колоссальный потенциал роста, является очень привлекательным. Францес Клод, директор компании Nomura Code Securities Limited, считает, что низкое потребление ЛС на душу населения в настоящее время свидетельствует о наличии потенциала для дальнейшего роста. Стратегические инвесторы положительно оценивают долгосрочную перспективу, но события ближайших месяцев не будут способствовать принятию ими решений об инвестициях. Вступление Украины в ВТО и переход украинских фармпроизводителей на стандарты GMP являются положительным моментом для привлечения инвесторов. Этому благоприятствует также наличие крепкой украинской фармпромышленности, присутствие местных производителей в десятке лидеров. Однако состояние регуляторной системы, проблемы защиты интеллектуальной собственности и инвестиций вызывают некоторую обеспокоенность. Недостаточность роста ВВП тоже не будет способствовать притоку инвестиций.

И все же в Украине, несмотря на трудности в общей ситуации, есть много возможностей для заключения сделок по покупкам, особенно если все риски, как ожидают профессионалы, будут включены в их стоимость.

Форум, организованный Институтом Адама Смита в такой непростой для Украины период времени, все же стал очень заметным событием в жизни фармацевтической общественности. Он дал возможность профессионалам самого высокого ранга обсудить назревшие проблемы со всей откровенностью и высокой результативностью.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.