Научная статья на тему 'Украинские этнолокальные группы в Восточной Европе (конец XIX – xx вв. )'

Украинские этнолокальные группы в Восточной Европе (конец XIX – xx вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНЦЫ / МИГРАЦИЯ / ДИАСПОРА / ЭТНОЛОКАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / СООБЩЕСТВО / UKRAINIANS / MIGRATION / DIASPORA / ETHNOLOCAL GROUPS / EAST EUROPE / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабута Марина Николаевна

Рассматриваются вопросы формирования и численности украинских диаспоральных сообществ в Восточной Европе. Показана роль украинской иммиграции в создании национальных культурных обществ, что повлияло на сохранение этнического самосознания, приверженности к основам духовной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers the issues of formation and quantity of Ukrainian diasporic communities in East Europe. The paper describes the role of Ukrainian immigration in development of national cultural communities; that influenced the preservation of ethnical self-consciousness, devotion to the bases of intellectual culture.

Текст научной работы на тему «Украинские этнолокальные группы в Восточной Европе (конец XIX – xx вв. )»

УДК 39

УКРАИНСКИЕ ЭТНОЛОКАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ (КОНЕЦ XIX - XX ВВ.)

М.Н. Бабута

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Рассматриваются вопросы формирования и численности украинских диаспоральных сообществ в Восточной Европе. Показана роль украинской иммиграции в создании национальных культурных обществ, что повлияло на сохранение этнического самосознания, приверженности к основам духовной культуры.

Ключевые слова:

Украинцы, миграция, диаспора, этнолокальные группы, Восточная Европа, сообщество.

Key words:

Ukrainians, migration, diaspora, ethnolocal groups, East Europe, community.

В настоящее время более трети представителей украинского этноса живут вне своего государства. Пребывание в диаспоре - состоявшийся факт исторической, культурной, политической реальности украинцев, и уже одно это обстоятельство позволяет говорить о проблематике исследования как чрезвычайно важной. Во многом история возникновения украинских диаспор в новейшее время может быть сопоставлена с процессами, происходившими в истории двух древнейших диаспор в мире -армянской и еврейской. Главной предпосылкой продолжения исторического бытия народа за пределами его первоначальной родины остается сохранение императива этнического самосознания, чувства принадлежности к материнской почве, особой приверженности к основам своей духовной и религиозной культуры.

Особый интерес для научного знания представляет изучение истории этнического сообщества в свете расширения географических ареалов его распространения. Народам, проживающим в ино-культурной среде, во избежание процессов ассимиляции, необходимы институты и учреждения, способствующие сохранению национальной идентичности. Поэтому одной из важных задач является исследование путей и механизмов сохранения этнической, языковой и культурной самобытности локальных групп, сменивших среду обитания и географическое пространство и оказавшихся меньшинствами в принимающих обществах. Одним из самых солидных исследований по истории украинской диаспоры является коллективный труд украинских ученых «Зарубежные украинцы» [1]. В нем содержится информация о причинах эмиграции с Украины на разных этапах ее истории, краткие сведения о состоянии украинских сообществ в странах дальнего зарубежья. Представление о состоянии украинской общины в Польше дает работа О.А. Ганцкой [2]. В изданном в серии «Народы и культуры» томе «Украинцы» [3] рассматриваются проблемы происхождения украинцев, их этническая история, антропологический облик. Для данного исследования представляет интерес раздел «Украинцы в дальнем зарубежье», где освещаются

вопросы размещения и формирования украинского этноса. Цель данной работы заключается в исследовании процессов складывания украинских диа-споральных сообществ в Восточной Европе.

«Западная» украинская диаспора за рубежом сформировалась в результате массовых переселений. Украинские ученые выделили три наиболее массовые волны иммиграции: последняя четверть XIX в. - 1914 гг., 1914-1939, 1947-1955 гг. [3].

По социальному статусу первые украинские иммигранты в Европе были безземельными крестьянами из Галиции и Закарпатья, которые стремились улучшить свое материальное положение. После поражения украинских правительств в 1918-1920 гг. солдаты, офицеры, чиновники, представители интеллигенции оказались в изгнании. Когда стабилизировалась ситуация в Галиции, многие предпочли вернуться на родину. Дальнейшее развитие украинской иммиграции связано с событиями Второй мировой войны. Иммигранты этого периода - преимущественно «перемещенные лица» («ди-пи» - «displacedpersons»). Большинство «ди-пи» - люди, насильственно вывезенные с территорий, оккупированных Германией, в качестве рабочей силы. Часть украинцев, оказавшихся в Германии и других странах Западной и Центральной Европы, - военнопленные, содержавшиеся в лагерях. Именно эти две группы стали основным источником пополнения украинских общин в США, Канаде, Южной Америке и положили начало формированию украинской диаспоры вАв-стралии.

В 1945 г. на Ялтинской конференции решалась проблема репатриации военнопленных и гражданских перемещенных лиц на родину. При подписании 11 февраля 1945 г. в Ялте договора трех держав были заключены секретные советско-британские и советско-американские репатриационные соглашения, гарантирующие возвращение перемещенных лиц союзных наций на взаимной основе. Вскоре, 26 июня 1945 г., подобное соглашение СССР заключил с Францией. Для получения материальной поддержки лицо, не подлежащее возвращению, должно было документально подтвердить,

что имел место факт насильственного вывоза в Германию на принудительные работы; что местом жительства до 1939 г. не был Советский Союз, и что заинтересованный в невозвращении человек не воевал против союзников. Все перемещенные лица, военнопленные или гражданские, юридически рассматривались как свободные граждане союзных держав. Вопросами репатриации занималась и Организация объединенных наций. Генеральная Ассамблея ООН в своих резолюциях от 12 февраля и 15 декабря 1946 г. постановила, что все государства - члены ООН должны содействовать скорейшей репатриации беженцев и перемещенных лиц, находящихся на их территории. В целях осуществления сотрудничества в этой области при ООН создана международная организация по делам беженцев, занимавшаяся организацией их обустройства в странах приема. С помощью ООН в Соединенных Штатах в 1947-1951 гг. осели 60,7 тыс. украинских и русских иммигрантов, в Канаде -30 тыс., в Великобритании и Австралии - по 20 тыс. в каждой из стран, в Бразилии - 7 тыс. и в Аргентине - 6 тыс. человек [4].

Украинские этнические группы в Польше, Румынии, Венгрии, Чехии и Словакии принадлежат к автохтонным (коренным). На исторических землях, которые сегодня входят в состав этих государств, предки украинцев жили с давних времен.

Мнения о численности украинцев в современной Польше существенно различаются. По данным В. Садзевича, она составляет от 250 до 500 тыс. человек, по другим - от 150 до 300 тыс. Это объясняется тем, что ни в одной переписи не было сведений о национальной принадлежности граждан страны. Судьба украинского населения в Польше в XX столетии складывалась достаточно драматично. Смешанное расселение в Восточной Галиции поляков и украинцев сформировалось в результате польской колонизации украинской этнической территории. В 20—30-е гг. XX в. правительство Польши приняло ряд законодательных актов, ограничивавших национальные права украинского населения, которые коснулись административного управления, преподавания на родном языке, школьного дела т. д. [4]. В то же время, в 1928 г. был основан Научный институт в Варшаве, в котором работали такие ученые, как О. Ло-тоцкий, В. Садовский, Б. Лепкий, Р. Смаль-Стоц-кий. Были изданы книги по истории Украины, такие как «Гетман Пилип Орлик» Б. Крупницкого, «Украинско-московские договоры XVII—XVIII столетий» А. Яковлева и т. д. Помимо научных сочинений, выходили работы по богословию, литературные творения. В 1939 г. после оккупации немцами Варшавы институт закончил свое существование [5].

О.А. Ганцкая выделяет шесть периодов этнической политики государственной власти Польши по отношению к украинскому населению с 1945 г. [2].

Первый период начался 9 сентября 1944 г., когда был заключен договор между Польским комите-

том народного освобождения и Украинской ССР «Об эвакуации украинского и русинского населения», с 15 ноября 1944 г. по 19 декабря 1946 г. из Польши выехали 483 тыс. украинцев, составившие 76,3 % от 633 тыс. их общего числа. Среди них были также бойки, лемки и люди смешанного происхождения. После этого договора украинцы утратили существовавшие ранее права в области школьного обучения и свободу в совершении религиозных обрядов по греко-католическому ритуалу.

Второй период - 1947-1951 гг. Это было тяжелое время для украинского населения, оставшегося в Польше. По решению Президиума Совета Министров и приказу Верховного главнокомандующего Войска Польского проводилась акция «Висла», с 28 апреля по 17 июля 1947 г. уачалась ликвидация Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии. В это же время началось переселение в западные и северные земли Польши, считавшихся украинцами жителей юго-восточных воеводств - Любельского, Жешов-ского, Краковского. Переселенческая акция, начатая в апреле 1947 г., активно продолжалась в 1948 г. и менее активно в 1949 г. Было выселено около 150 тыс. чел., из них около 80 % расселены в северном регионе страны, остальные - в западном. 3873 подозреваемых в антипольской ориентации были заключены в концентрационный лагерь в г. Явожне. Избежали выселения лишь немногие из лемков некоторых городов и предместий (Новый Сонч, Горлице и др.), а также из местных ветеранов подполья времен оккупации (всего около 5000 чел.). Основной целью переселения являлась ассимиляция украинцев в новом польском окружении. Это было связано с распространившимся в политических кругах намерением создать послевоенную Польшу как однонациональное государство. В каждой громаде их численность не должна была превышать 10 % от ее населения. При этом в одной деревне размещались обычно только несколько украинских семей среди численно преобладавших польских семей.

Украинцы и лемки, переселенные в северные и западные воеводства Польши в основном были крестьянами (примерно 95%); большая их часть вела индивидуальное хозяйство, меньшая была занята на государственных сельскохозяйственных предприятиях. Городских жителей среди переселенцев немного.

Третий период - 1952-1955 гг. В это время произошли изменения в государственной политике по отношению к украинцам. Это было связано с решениями, принятыми Политбюро ЦК ПОРП в апреле 1952 г. На его заседании критиковалась национальная политика того времени; в принятом решении говорилось о необходимости урегулирования имущественных прав украинцев, обучения на родном языке, об общественно-культурных объединениях и прессе. Новым являлось то, что политические и административные власти обращались к украинской общественности с предложе-

нием сообщить об этнических потребностях и предложениях по реализации последних. В результате в местах жительства украинцев происходило создание сети украинских школ, ускорилось приведение в порядок имущественных дел переселенцев. Первые результаты деятельности переселенцев появились в конце 1952 г. в Ольштынском, Щецинском и Варшавском воеводствах. В 1954 г. во Вроцлавском воеводстве появилась Украинская культурно-просветительская комиссия.

Положительные преобразования, начавшиеся в 1956 г. во многих областях жизни польского общества, привели к активной деятельности этнических меньшинств. Им было разрешено создавать культурные общества. С 15 по 17 июня 1956 г. в Варшаве состоялся первый Главный съезд украинцев, в котором приняли участие 239 делегатов-ук-раинцев, а также представители от ЦК ПОРП и правительства. По решению съезда было создано Украинское общественно-культурное товарищество с Главным правлением в Варшаве, а также принят устав этого товарищества. В 1956 г. вышел первый номер еженедельника «Наше слово» и издан «Украинский календарь». Министерством просвещения был урегулирован статус украинского школьного образования, что способствовало дальнейшему его развитию. В период с 1956 по 1965 гг. власти старались отчасти компенсировать украинцам материальные потери во время переселений, оказывали финансовую помощь в хозяйстве, разрешали вновь поселяться в прежних местах жительства. Вопрос об этом рассматривала правительственная комиссия. Одной из задач Комиссии было изыскать возможности для возвращения украинцев на прежние места их жительства без нарушения имущественных прав, которые получили там польские поселенцы. В течение этого времени так и не был решен до конца вопрос о статусе гре-ко-католиков (униатов), хотя богослужения по униатскому обряду уже проводились.

В 1966-1988 гг. произошли изменения в политике польских властей, в целом неблагоприятные для национальных меньшинств, в том числе и украинского населения. Сокращается активность Украинского общественно-культурного товарищества. В финансовом отношении оно становится подотчетным Министерству внутренних дел. Украинское население стремится изолироваться от контактов с Украиной и украинцами в других странах.

В 1989-1991 гг. осуществляется ряд политических государственных преобразований в Польше по отношению к национальным и этническим меньшинствам. Формирование позитивной политики государства в отношении меньшинств имело целью создание условий для роста их общественной и культурной деятельности. В 1989 г. в Сейм избрали представителя украинцев В. Мокра. Возникают новые организации - Товарищество лем-ков, Союз лемков, Фонд украинской культуры, Украинский народный дом. В 1990 г. на съезде в Варшаве было объявлено о прекращении деятельности

Украинского общественно-культурного товарищества. На смену ему пришел Союз украинцев в Польше, в который вошли польские украинцы вне зависимости от их политических взглядов, религиозных верований, социального происхождения. Важным событием в жизни этнических меньшинств в 1989 г. стало образование Комиссии национальных и этнических меньшинств. Расширилось использование средств массовой информации, радио и телевидения. Активизировалась деятельность школ, лицеев, их работа была направлена на распространение украинского языка. Были организованы молодежные, христианские организации.

В 1996 г. состоялся Съезд Союза украинцев, на котором была объявлена основная цель этой организации - поддержка народной культуры. Особое внимание должно быть сконцентрировано на деятельности молодежи, школьном образовании.

В Румынии украинцы живут преимущественно в Сучавском и Маламуренском уездах, которые граничат с Черновицкой и Закарпатской областями Украины. Кроме этого, они проживают компактно в Банате (юго-запад) и Добрудже (юго-восток). В основном это переселенцы из Закарпатья и Галиции. Численность украинского населения Румынии точно определить трудно. В литературе приводятся разные цифры: 50, 70, 100 и 120 тыс. [1, 4]. Это можно объяснить тем, что национальная политика в Румынии, как и в Польше, основывалась на концепции мононационального государства, что приводило к отказу от этнических корней. Из периодической печати, выходящей в Румынии, можно выделить газеты «Новый век» и «Вольное слово», которые повествовали о жизни украинцев в Румынии.

В Венгрии, по неофициальным данным, насчитывается около трех тысяч человек украинского происхождения. В основном они живут на северо-востоке страны [3].

В Восточной Словакии с давних времен проживают украинцы-русины. Общая численность, по данным 1980 г., составляла 39260 человек (0,9 % от всего населения). В настоящее время местами их наибольшей концентрации являются города Гу-менне, Бардеев, Старая Любовня, Конище, Попрад и т. д. В местах компактного расселения украинцев открывались национальные школы. К 1945 г. действовало 270 русинских школ, 25 городских, три гимназии, учительская семинария. В 1950-е гг. началась украинизация. В г. Братиславе выходили украинские учебники; учителя и ученые проходили курсы украинского языка. Но в 60-е гг. XX в. этот процесс прекратился. Преподавание вновь стало двуязычным, а в некоторых школах обучение украинскому языку прекращено [1]. До 50-х гг. XX в. газеты и журналы выпускались на русском и украинском языках. Традиционным центром украинской общественно-культурной жизни является Прешов, где проживает более двух тысяч украинцев. Радиостанция ежедневно выпускает передачи, касаю-

щиеся культурной жизни украинцев. Постоянно ведутся музыкальные передачи. Музей украинской культуры издает научные сборники, там хранятся 20 тыс. экспонатов, иллюстрирующих историю и культуру украинцев. В Пряшеве действует профессиональный музыкально-драматический украинский театр. Бардеев, один из центров расселения украинцев, является местом, куда перенесены объекты народной архитектуры, типы поселений, церковь.

По данным 1980 г., в ЧССР проживало 15322 человека (0,1 % от всего населения). Украинцы в этой стране составляют вторую по численности, после словаков, этническую группу среди национальных меньшинств. В 20—30-е гг. XX в. в Праге существовала довольно многочисленная украинская колония литераторов-эмигрантов. Среди них можно выделить Юрия Дарагана, Алену Телегу, Евгения Маланюка, Александра Олеся. По инициативе украинской интеллигенции в Праге были объединены несколько гуманитарных кафедр Пражского, Свободного, Карлового университетов. В последнем одну из кафедр возглавлял известный историк и общественный деятель М.С. Грушевский. В 1922 г. был основан Центральный союз украинского студенчества, который стал объединяющей молодежной украинской организацией. Следует также отметить создание Украинского социологического института в 1924 г. под руководством М.Ю. Шаповала. Наиболее успешный период деятельности пришелся на 1930-е гг. За это время было опубликовано 6 выпусков сборника «Общество», включивших в себя статьи украинских и зарубежных ученых. Среди пятидесяти монографий, вышедших в это время, можно отметить «Село и город», «Зарубежная социология», «Современная украинская социологическая мысль» М.Ю. Шаповала, «История украинского народа», «Мораль», «История государственных теорий»

H.А. Григорьева, «Происхождение названия Русь и Украина» С.П. Шелухина [6].

Среди десяти тысяч современных мигрантов из 67 стран мира украинцы составляют почти четверть, около 25 %. По мнению чешских экспертов по вопросам иммиграции, столь значительное присутствие украинских мигрантов в стране объясняется тем, что им разрешено работать в продолже-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Зарубгжш украшцг Довщник / Я. Балан. - Ки1в: Украша, 1991. - 252 с.

2. Ганцкая О.А. Проблемы меньшинств в государственной политике Польши (1945-1947 гг.) // Этнографическое обозрение. -2000. - №1. - С. 88-100.

3. Евтух В.Б., Каминский Е.Е., Ковальчук Е.А. и др. Украинцы в дальнем зарубежье // Украинцы / Отв. ред. Н.С. Полищук, А.П. Пономарев. - М.: Наука, 2000. - С.81-94.

4. Кабузан В.М. Украинцы в мире: динамика численности и расселения. 20-е годы XVIII века - 1989 год: формирование этнических и политических границ украинского этноса. - М.: Наука, 2006. - 658 с.

ние всего периода процедуры получения гражданства [7].

На Балканах первые поселенцы украинского происхождения появились еще в XVIII в. Это были выходцы из Прешовщины и Закарпатья. Они осели в области Бачка на территории нынешней Воеводины. Массовой миграцией закарпатских украинцев был отмечен 1763 г. Основной ее причиной было тяжелое социально-экономическое положение крестьянского населения в стране исхода. В 90-е гг. XIX в. в Боснию прибыло около 15 тыс. переселенцев, к началу Первой мировой войны в Боснии оставалось 10 тыс. украинцев, в Словении - 5 тыс. человек. После окончания Второй мировой войны, из-за начавшейся в Словении аграрной реформы, в Боснию перебралось еще 8 тыс. украинцев, а затем на протяжении 1945-1960 гг. около 5 тыс. украинцев выехало на постоянное проживание в Австралию [1].

По роду занятий закарпатские переселенцы были в основном лесорубами и овцеводами, которые стремились обзавестись собственным хозяйством, но не могли этого сделать на родине. На Балканах переселенцы продолжали сохранять преимущественно крестьянский образ жизни. Что касается групповой идентичности, большинство переселенцев по-прежнему отождествляют себя русинами. По переписи 1981 г. в Югославии русинами назвали себя 23 тыс. человек, а украинцами - 13 тыс. По подсчетам самих украинцев и русинов их численность в СФРЮ в 1980-е гг. достигала 40-50 тыс. человек. По-прежнему большая часть украинских иммигрантов (до 80 %) проживает в сельской местности, и лишь 20 % от общей численности украинского населения - обитатели крупных городов [1].

Важную роль в расселении украинцев за пределами Украины сыграли несколько факторов: естественное движение населения, миграционные и этнические процессы. Для деятельности большинства украинских сообществ становится наиболее важным решение проблем, связанных с сохранением языка, обычаев. Сохранению культурной и этнической самобытности диаспоры способствует самое широкое использование средств массовой информации: радио, телевизионных программ, газет и журналов.

5. Ключковська I., Гумницька Н. Українська діаспора в об 'єктиві сучасності - національно-політичний та духовно-культурний феномен. 2012. URL: Шр://тюк.икгЬо§1.сот/тёех.рЬр?ор-йоп=сот_сойай&Иетиё=3, (дата обращения: 06.06.2012).

6. Трощинський В.П. Український соціологічний інститут у Празі: організація і наукова праця (1924-1932 рр.) // Українська діаспора. Київ. - 1992. - № 2. - С. 143.

7. Тысячи «заробитчан» в поисках счастья // Славянский базар. Газета белорусско-украинской диаспоры. - 2005. 2012. URL: http: //¥™Ьа/аге1ауе.сот/агііс1е807//агоЬксЬапе.Мт1, (дата обращения: 06.06.2012).

Поступила 06.06. 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.