Научная статья на тему 'Украинская миграция и взаимоотношения с Россией (1991-2014)'

Украинская миграция и взаимоотношения с Россией (1991-2014) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
465
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOR MIGRATION / ДЕПОРТАЦИЯ / DEPORTATION / ЭТНОС / ETHNICITY / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ДЕКЛАРАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ / FEDERAL MIGRATION SERVICE OF RUSSIA / "КАРТА РУССКОГО" / "RUSSIAN CARD" / "СИНЯЯ КАРТА" / "BLUE CARD" / INDEPENDENCE DECLARATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Агафонов А.И., Масленникова К.П.

Рассматриваются основные направления миграционной политики по обеспечению устойчивого социально-экономического и демографического развития стран, удовлетворению потребностей российской экономики в трудовых ресурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRAINIAN MIGRATION AND RELATIONS WITH RUSSIA (1991-2014)

The paper considers the main directions of migration policy to ensure sustainable socio-economic and demographic development of countries, as well as to meet the needs of the Russian economy in the labor force.

Текст научной работы на тему «Украинская миграция и взаимоотношения с Россией (1991-2014)»

УДК 331.556.4(477)

А.И. Агафонов, К.П. Масленникова

УКРАИНСКАЯ МИГРАЦИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ (1991-2014)

Рассматриваются основные направления миграционной политики по обеспечению устойчивого социально-экономического и демографического развития стран, удовлетворению потребностей российской экономики в трудовых ресурсах.

Ключевые слова: трудовая миграция, депортация, этнос, независимость, декларация, Федеральная миграционная служба России, «карта русского», «синяя карта».

История миграции давно уже стала неотъемлемой частью нашей истории. Миграция (от лат. migratio) - перемещение, переселение. Проблема миграции в условиях переживаемого Украиной экономического, политического и духовного кризиса, приобретающего системный характер, становится все более насущной. Она весьма актуальна и сложна как по сути своей, так и по ее многочисленным прямым и косвенным экономическим, социальным и политическим последствиям. Поэтому велика потребность в научном осмыслении тенденций, причин и условий реализации миграционных процессов, оценка их особенностей и перспектив.

Изучением причин и факторов миграции занимались многие известные российские ученые, в частности Л.Л. Рыбаковский, В.И. Переведенцев, А.В. Черных и др. Среди украинских ученых эта проблема поднимается в трудах А. Хомры, Е.М. Либановой, О.В. Позняка и др.

Политика миграции на Украине была определена принятием ряда законов и постановлений. Так, в Декларации о государственном суверенитете Украины, принятой 16 июня 1991 года, впервые сформулированы принципы миграционной политики, а также положения о государственном регулировании миграционных процессов. В мае 2011 года Президент Украины Виктор Янукович своим указом1 одобрил Концепцию государственной миграционной политики. Этот документ определяет направления, стратегические задачи государственной миграционной политики Украины, принципы и приоритеты

© Агафонов А.И., Масленникова К.П., 2014

Агафонов Александр Иосифович - канд. ист. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и истории ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (Россия, Пермь), e-mail: agafonovalex@mail.ru.

Масленникова Ксения Павловна - студентка гр. С-13-26 ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (Россия, Пермь), e-mail: kssyrnikova @yandex.ru.

1 Указ Президента УкраТни № 622/2013 «Про Концепцю державно!' мграцмноТ полiтики».

деятельности государственных органов в сфере миграции, направления совершенствования ее законодательного и институционального обеспечения, а также механизмы реализации Концепции.

Исследование миграции между Украиной и Россией после распада СССР обнаруживает новые закономерности в развитии миграционных процессов: переход внутренней (в границах одной страны) миграции во внешнюю (международную) миграцию. Прозрачность украинско-российской границы и обусловила рост числа мигрантов. Российские законы к настоящему времени не создали серьезных барьеров для переселения в Россию украинцев. Если раньше граница выполняла объединяющую функцию, то в условиях независимости государств она уже выполняет разделяющую функцию. Это существенно отражается на нынешнем процессе трансформации миграционных процессов в украинско-российском пограничье.

Начиная с 1990 года в результате развала Советского Союза между бывшими республиками Союза пошли обратные миграционные процессы. Значительное количество этнического населения стали добровольно возвращаться на этнические территории, не желая порывать связь с Родиной. Сейчас этот процесс хотя и не закончился, но потерял массовый характер и является наименее болезненным и наименее сложным миграционным процессом по сравнению с другими. Важным элементом миграционных процессов в Украине является иммиграция депортированных народов к прежним местам своего проживания.

Последние десять лет ранее депортированные крымские татары, болгары, армяне, греки, немцы после полувекового изгнания возвращаются на свою родину - в Крым. На сегодня в автономию вернулись более 250 тыс. депортированных крымских татар, около 12 тыс. лиц других национальностей, что составляет 12 % населения автономии.

Россия всегда была привлекательной для мигрантов, в последние годы эта привлекательность растет. Если в начале 2000-х годов в России работало до 1 млн трудовых мигрантов, то в 2008 году их количество возросло до 2 млн. По данным Центрального банка по учету иностранных граждан Государственной информационной системы миграционного учета (ГИСМЦ) ФМС России, за 2011 год на территорию Российской Федерации въехало свыше 13,6 млн иностранных граждан (2-е место в мире после США - 54 млн мигрантов), что на 15,63 % больше, чем за 2010 год (11,7 млн чел.). Наибольшее количество мигрантов приняла в 2011 году Московская область - 3 млн чел.

Основная масса мигрантов - граждане стран СНГ. Они составляют десятку лидеров, желающих приехать в Россию: из Украины прибывают 21,28 % от общего числа мигрантов, из Узбекистана - 13,86 %, Казахстана -10,88 %, Таджикистана - 3,7 %, Армении - 3,15 %. Чем же привлекательна Россия для украинцев? Во-первых, для большинства украинцев российский

рынок труда привлекателен ввиду сравнительно высокой заработной платы в 500-700 $ в месяц, а также ввиду отсутствия языковых барьеров. Во-вторых, между Россией и Украиной отсутствует визовый режим. В-третьих, трудовой миграции в России способствуют особенности развития ее экономики. По мнению эксперта по вопросам трудовой миграции РАН Т. Петровой, потребность России в трудовых мигрантах до 2025 года будет на уровне 20-25 млн чел. В-четвертых, законодательство РФ, в отличие от США, стран ЕС, крайне либерально по отношению к мигрантам. В частности, согласно закону РФ «О миграционном учете в РФ» 2007 года для учета гражданам стран СНГ увеличивается срок пребывания мигрантов без регистрации с 90 до 180 дней. В-пятых, в России существует нехватка рабочей силы в сфере строительства, сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, мелкой и розничной торговли, транспорта.

Процессы миграции остаются серьезной проблемой для многих стран, но особенно острой она остается для Украины. На сегодня Украина, по оценкам ООН, считается самой бедной страной в Европе и входит в число стран мира, лидирующих по количеству трудовых мигрантов, выезжающих за пределы страны по субъективным или объективным причинам. Уже сейчас на заработке за границей находится до 7 млн граждан Украины (15 %) при населении менее 46 млн, которые едут на заработки за границу, на родине называют «заробитчане», их число в некоторых населенных пунктах достигает 70 % взрослого населения [1].

Согласно данным Федеральной миграционной службы России за 2013 год, сегодня на российской территории находится около 1,5 млн граждан Украины, из них 111 тыс. работают полностью легально. Более 1 млн чел. работают без соответствующего оформления документов и являются кандидатами на закрытие въезда.

В структуре миграции граждан Украины по степени легальной миграции можно выделить три уровня, которые качественно отличаются друг от друга [2].

1. Официальная трудовая миграция - перемещение украинских граждан, которые, выезжая за границу, декларируют цель выезда. Они являются легальными трудовыми мигрантами в России.

2. Неофициальная легальная миграция - поездки граждан за границу с декларированной целью туризма, посещение родственников с дальнейшим трудоустройством и регистрацией в стране - реципиенте.

3. Нелегальная миграция - поездки за границу, связанные с незарегистрированной занятостью.

Несмотря на разнообразие оценок масштабов трудовой миграции, все они показывают, что поездки на заработки за границу стали типичным для многих украинцев источником дохода, а также имеют, благодаря этому, важное общественно-политическое и социальное значение.

По численности приезжих иностранных граждан Украина не просто лидирует среди других стран, выступающих по отношению к России крупными миграционными донорами, но и обгоняет их с большим отрывом. В 2012 году трудовая миграция Украины составила 1054,7 тыс. чел. и распределилась следующим образом: Россия - 417,7 тыс. (39,6 % от общего числа прибывающих); Польша - 167,8 тыс. (15,9 %); Италия - 153,3 тыс. (14,5 %); Чехия -150,5 тыс. (14,2 %); Испания - 52,6 тыс. (5,0 %); Португалия - 21,7 тыс. (2,1 %); Белоруссия - 21,5 тыс. (2,0 %); Венгрия - 23 тыс. (2,3 %), другие страны -около 46,6 тыс. (4,4 %) [3].

Численность мигрантов по субъектам Российской Федерации за 2012 год распределилась следующим образом: Центральный федеральный округ -128 129; Северо-Западный федеральный округ - 69 922; Южный федеральный округ - 32 829; Северокавказский федеральный округ - 10 323; Приволжский федеральный округ - 58 629; Уральский федеральный округ -42 339; Сибирский федеральный округ - 48 917; Дальневосточный федеральный округ - 26 593.

Особенно заметная динамика роста мигрантов из Украины в Россию наблюдалась в 90-е годы. Так, численность официально зарегистрированных трудовых мигрантов из Украины в Россию в 1 998 году составила 78,3 тыс. чел. Динамика этого показателя характеризовалась тенденцией к росту (с 55,1 тыс. чел. в 1994 году до 94,2 тыс. в 1995 году и до 98,7 тыс. чел. в 1996 году), однако в дальнейшем тенденция изменилась на противоположную. При этом следует учитывать, что в общем количестве трудовых мигрантов в России доля официально зарегистрированных оценивалась не более 25 %.

Иными словами, миграционный обмен между Россией и Украиной характеризовался наиболее высокой интенсивностью в сравнении с другими странами. По данным Всемирного банка, международные направления в данном коридоре (Россия - Украина и Украина - Россия) являются вторым и третьим по масштабам антропотока.

Также изменилась структура и образовательный уровень мигрантов. С самого начала трудового миграционного потока пределы Украины покидало большое количество людей с высшим и средним специальным образованием: инженеры, агрономы, учителя, врачи, медсестры, ученые, преподаватели вузов, а также высококвалифицированные рабочие. Например, за границу почти в полном составе эмигрировали Институт математики и Институт коллоидной химии, многие другие институты Украинской академии наук. Американцы забрали к себе почти в полном составе три выпуска факультета кибернетики Киевского политехнического института [4].

Однако не всем людям выпала удача работать по специальности. Сегодня основными сферами, где заняты украинские мигранты, являются: строи-

тельство, сельское хозяйство (сбор урожая), домашнее хозяйство (уборка дома, уход за детьми, инвалидами), сфера торговли и сервиса (в том числе гостиничный бизнес).

Для того чтобы приезжие могли нормально интегрироваться в российское общество, мигрантам помогают национальные объединения (диаспоры). Территориальные органы ФМС России во всех субъектах Российской Федерации взаимодействуют с 1225 национальными объединениями. В 2011 году было проведено 1898 встреч с их представителями, в том числе и украинскими. В целом ряде регионов при участии диаспор удалось организовать информирование мигрантов о российском законодательстве [5].

Следует отметить, что условия работы большинства украинских граждан не отвечают нормативам, установленным в Украине. Подавляющее большинство мигрантов имеют рабочий день продолжительностью 10 ч и больше. Только 10,15 % из них имеют письменные договоры с работодателем. Устные договоренности о трудоустройстве массово нарушаются, особенно в части оплаты труда [6].

Договор по обеспечению социальной защиты эмигрантов Украина подписала с Россией. Для повышения социальной защиты молодых эмигрантов необходимо обеспечить возможность платить налоги, чтобы иметь трудовой стаж и в дальнейшем получать пенсию; ликвидировать двойное налогообложение. Ведь работая за рубежом, трудовые мигранты остаются украинскими гражданами. Соответственно, рассчитывают на помощь и поддержку родного государства.

Международные эксперты считают, что трудовая миграция, как легальная, так и нелегальная, выгодна Украине. Статистика Национального банка свидетельствует: ежегодно трудовые мигранты присылают в страну 27 млрд евро, что составляет 8 % украинского ВВП.

Мигранты, работающие за рубежом, перенимают культуру труда более развитого общества и могут использовать ее в Украине. Их дети изучают языки для получения образования за границей [7].

В 1995-1999 годы численность населения Украины за счет миграции уменьшилась на 462 тыс. чел. После 1996 года миграционным потерям населения Украины была присуща тенденция к снижению (в 1997 году - 97,6 тыс. чел.; в 1998 - 93,6 тыс. чел.; в 1999 - 44,8 тыс. чел.). В Москве в 2006 году мигранты с Украины составляли 20 % от числа всех иностранных трудовых мигрантов, в 2007 - 26 % [8].

Численность прибывших из России в Украину, как и численность выбывших из Украины в Россию, в динамике характеризуется достаточно четко выраженной тенденцией к снижению (таблица).

Миграционный обмен населением Украины и Российской Федерации в 1979-1998 годы, тыс. чел.

Годы Прибыли из России в Украину Выбыли из Украины в Россию Сальдо миграции в обмене с Россией Суммарное сальдо миграции населения Украины

1979-1988 (в среднем за год) 376,5 352,5 24,0 169,6

1989 331,2 280,7 50,5 265,5

1990 310,8 247,7 63,1 239,2

1991 309,2 181,5 127,7 289,3

1992 342,4 176,8 165,6 288,1

1993 207,4 204,8 2,6 46,6

1994 116,9 241,3 -124,4 -143,2

1995 107,0 179,9 -72,9 -94,8

1996 85,1 171,6 -86,5 -131,2

1997 72,8 120,6 -47,9 -82,1

1998 49,7 84,6 -34,9 -93,6

1999 47,2 52,8 -5,6 -44,8

Примечание: подсчитано по данным форм статистической отчетности (см.: М^ацшнии процеси в Укра!ш у 1999 рощ в Держкомстат Украши. Кив, 2000. С. 357, 366).

В 1998 году по сравнению с 1989 годом количество прибывших из России в Украину уменьшилось в 6,7 раза, а выбывших из Украины в Россию -в 3,3 раза.

В результате миграционного обмена Украины и России численность населения Украины за период 1989-1998 годов в целом возросла на 15,5 тыс. чел.

По результатам социологического опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение», отношение россиян к мигрантам из Украины является нейтрально-положительным. Более того, в сравнении с приезжими из других регионов, украинские мигранты пользуются у россиян наибольшей привлекательностью. Так, на вопрос об отношении респондента к проживанию по соседству с семьей мигрантов из Украины 48 % опрошенных ответили положительно, 34 % выразили безразличие и лишь 15 % высказали отрицательное отношение.

Для легализации миграционного процесса 22 июня 2006 года была принята Государственная программа Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за пределами страны, рассчитанная до 2012 года. В рамках реализации программы переселения за весь период ее действия из Украины в Россию иммигрировало более 4 тыс. чел. При этом количество украинцев, желающих уехать на постоянное место жительства в Россию, возрастает, а возраст переселенцев уменьшается. Так, в 2007 году средний возраст переселенцев составлял 45 лет, в 2008 - 40 лет, в 2009, 2010 годах он приблизился к 35 годам [9].

Несмотря на сложные отношения Украины и России в последние несколько лет, с 2008 года взаимодействие и взаимопонимание миграционных служб двух стран постоянно укреплялось. Этому вопросу посвящены многочисленные встречи украинских и российских представительных органов.

25 июня 2009 года на совещании в Киеве экспертами, специалистами, политиками обсуждалась тема «Трудовая миграция в контексте российско-украинских отношений». В результате обмена мнений по трудовой миграции были приняты следующие рекомендации:

1. Россия обязана заняться разработкой сбалансированной миграционной политики для обеспечения запланированного экономического роста.

2. Надежным способом привлечь трудовых мигрантов стало бы введение «карты русского» (аналога американской Green Card). Карта давала бы возможность трудовому мигранту находиться на территории России без ограничений и пользоваться теми же правами, что и граждане России, кроме избирательного права.

3. Украина - единственное государство в СНГ, трудовое законодательство которого столь остро нуждается в обновлении. Примером в сфере трудовой миграции может служить проект «синяя карта», предназначенная для стран ЕС. Карта будет позволять мигранту трудиться на территории любой из стран ЕС по истечении двух лет после начального срока работы.

4. Чтобы эффективно решить проблемы трудовой миграции, Украине и России необходимо объединить экономические границы и в государстве прогнозировать ситуацию на рынке труда.

5. Следует создать многопрофильные центры по легальной миграции, которые бы предоставляли информационно-консультативные, медицинские, образовательные услуги и защищали интересы мигрантов.

Таким образом, миграционная волна продолжается. Она может только нарастать или спадать. Если социально-политическая и экономическая ситуация в стране стабилизируется, то миграция будет полностью зависеть от конъюнктуры внешних и внутренних рынков труда, жизненных условий.

Список литературы

1. Тимошенко В. Неожиданные плоды независимости // Союзное вече. -2013. - № 42. - С. 18-23.

2. Экспертный доклад о миграционной политике Украины // Фокус. -2011. - № 7. - С. 28-31.

3. Трудовая миграция с Украины [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.01.2014).

4. МИРПАЛ: сайт. Миграция и денежные переводы [Электронный ресурс]. - URL: http://catoday.org/economik (дата обращения: 15.01.2014).

5. Леденев В. Национальные общественные объединения в адаптации иностранных мигрантов // Государственная служба: научно-полит. журн. -2012. - № 5. - С. 75-78.

6. Стегний В.Н. Прогнозирование будущей социальной модели развития России // Вестник Перм. гос. техн. ун-та. Социально-экономические науки. -2010. - № 7 (26). - С. 3-6.

7. Ромадановский К.О. Доклад о миграционной политике Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tms.gov.ru (дата обращения: 15.01.2014).

8. Население и общество: электрон. версия бюл. - URL: http://www.demo-scope.ru/weekly/2007/0285/analito7.php (дата обращения: 15.01.2014).

9. Туризм, отдых и миграция [Электронный ресурс]. - URL: http://migrants.in/_государственная_программа (дата обращения: 15.01.2014).

Получено 4.03.2014

A.I. Agafonov, K.P. Maslennikova

UKRAINIAN MIGRATION AND RELATIONS WITH RUSSIA (1991-2014)

The paper considers the main directions of migration policy to ensure sustainable socio-economic and demographic development of countries, as well as to meet the needs of the Russian economy in the labor force.

Keywords: labor migration, deportation, ethnicity, independence declaration, the Federal Migration Service of Russia, "Russian card", "blue card".

Agafonov Aleksandr Iosifovich - Candidate of historical sciences, Associate Professor, Dept. of Government and History, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: agafonov_alex@mail.ru.

Maslennikova Kseniya Pavlovna - a first year student of Sociology, Faculty of Humanities, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: kssyrnikova@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.