МИГРАЦИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ, ПРИОРИТЕТЫ И ПРОБЕМЫ
Л.М. Низова, д-р экон. наук, профессор Е.А. Шалаева, студент
Поволжский государственный технологический университет (Россия, г. Йошкар-Ола)
Аннотация. В статье раскрывается эволюция миграционных процессов в Российской Федерации начиная от XVI в до современного периода. При этом выделена российская эмиграция, представленная тремя волнами. На основе мониторинга дана оценка приоритетам миграционной политики, а на основе социологического опроса и ранжирования мнений респондентов выявлены проблемы и трудности, которые испытывают иностранные студенты Поволжского государственного технологического университета. Представлены авторские меры по устранению экономических и административных факторов созданию достойных условий для проживания, трудоустройства и повышения образовательного уровня мигрантов.
Ключевые слова: миграция, эмиграция, иммиграция, нелегальная миграция, мигранты.
Миграция населения - сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.
Явление миграции существует давно, но лишь в рыночных условиях оно стало рассматриваться как важнейшая актуальная проблема внутренней и международной политики. Это связано с постоянным увеличением масштабов межгосударственной трудовой миграции, вовлечением в мировой миграционный оборот практически всех стран мира. Актуальность данной исследования состоит в том, что в Российской Федерации за 2015 год на миграционный учет было поставлено почти 8 млн. иностранцев, в Республике Марий Эл около 11 тысяч мигрантов, что выше предыдущего периода [5].
Россия во все времена характеризовалась активным участием в миграциях. Однако она не была страной сколько-нибудь заметной внешней миграции. Она носила в основном внутренний характер. В связи с мощным размахом колонизации происходило освоение и заселение преимущественно периферии Евразийского континента. Фактическая миграционная политика в этот период была направлена на заселение новых территорий, хозяйственное освоение окраин и использование их богатств
для удовлетворения потребностей страны. При этом постоянно существовала опасность обезлюдения и без того малонаселенных и уже обжитых в те времена территорий. Заселение присоединяемых окраин началось еще в XVI веке. Это, например, создание казачьих поселений и поселений государственных крестьян в Сибири, освоение степных районов Восточной и Южной Украины, бассейна Дона и Северного Кавказа. В XVIII веке - и первой половине XIX века в России выделялось несколько районов интенсивного заселения: Новороссия, Нижнее и Среднее Поволжье, Южное и Северное Приуралье, Сибирь. Численность населения росла там намного быстрее, чем в целом по стране.
Переселение преимущественно земледельческого населения было неразрывно связано с особенностями аграрного развития страны. Так, до 60-х годов XIX века основными причинами переселений были частые неурожаи и сопровождающие их голод и невзгоды. Другими причинами были гонения властей на раскольников, староверов, желание уклониться от ревизий и рекрутских наборов. С 1861 г. после отмены крепостного права многие из этих причин стали терять свою остроту и на смену им выступили причины экономического характера, среди которых ведущую роль играло малоземелье.
К началу XIX в. в России выделились четыре наиболее бурно заселяемых района: Новороссия, Южное Приуралье, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ. Новороссия поглощала до 50%, Нижнее Поволжье - более 20% всех переселенцев. Затем миграционная притягательность этих районов снизилась. К концу 50-х годов XIX века в Новороссии осталось 27-28% всех переселенцев, в Нижнем Поволжье -около 4%. В этот период возрастает роль Северного Кавказа и Сибири. Так, если в начале XIX в. Кавказ принимал 11 % переселенцев, а Сибирь - около 4%, то к середине XIX в. эти цифры возросли, соответственно, до 27% (или более чем в 2 раза) и 34% (почти в 11 раз).
Характеризуя миграцию 70-х гг. XIX в. и до начала XX в., следует отметить, что она имела следующие особенности:
- в пореформенный период быстро развивалась миграция, связанная с переселением в города. Происходит освоение неземледельческих районов, к которым относятся часть Новороссии, Московская и Петербургская губернии, т. е. проявилась новая тенденция, связанная с развитием промышленности и ростом городов, которые существенно расширили мотивы миграции;
- одновременно с этим заселяются районы исключительно сельскохозяйственного освоения: Северный Кавказ, Приура-лье, Нижнее Поволжье, Сибирь, Дальний Восток. Наиболее бурно заселяемым районом была Сибирь, куда направлялось около 60 % всех мигрантов, а с середины 90-х гг. XIX в. - Дальний Восток. Наибольший размах переселения безземельных крестьян наблюдался в 1861-1905 гг., и 1906-1910 годов. За эти годы в Сибирь, на Дальний Восток и Среднюю Азию переселилось 2,5 млн. чел., затем поток резко сократился.
Свои особенности имеет российская (советская) эмиграция. Она обусловлена последствиями двух мировых и гражданскими воинами. Выделяют три «волны миграции».
Первая волна (1917 - 1938 гг.) имела ярко выраженный политический характер.
Люди уезжали из России не в поисках лучшей доли, а гонимые своей родиной. Они считали свой отъезд временным, надеялись, что все в России изменится и они вернуться обратно. Их положение на чужбине было очень неоднозначно. Например, во Франции первоначально к ним относились хорошо, искренне сочувствуя и справедливо считая пострадавшими. Но по истечении некоторого времени к эмигрантам из России стали относиться как к отщепенцам, политическим врагам нового мира, который строился в СССР, хотя это был цвет нашей интеллигенции: философы Н. Лосский, С. Булгаков; писатели И. Бунин, Б. Зайцев, А. Ремизов; художники К. Сомов, К. Коровин, Д. Стелецкий; химик с мировым именем А. Чичибабин и другие. Из всей этой блистательной группы никто и никогда не был приглашен выступать в Сорбонне. Они оказались никому не нужны. Численность эмигрантов первой волны составляла около 4,0 млн. человек.
Вторая волна эмигрантов (19391952 гг.) носила принудительный характер, обусловленный Второй мировой войной и территориальными изменениями в составе СССР. По разным оценкам, в этот период из страны эмигрировало 5,5-8,0 млн. человек.
Третья волна (1953 - 1986 гг.), была значительно меньшей по размерам и добровольной. В 70-е годы она колебалась в пределах 10-15 тыс. человек (лишь в отдельные годы поднимаясь до 30-40 тыс.). В первой половине 80-х годов стала еще меньше, однако после 1986 года началось ее увеличение (с 1989 года была разрешена эмиграция немцев, евреев, греков). В 90-е годы ситуация коренным образом изменилась - в 1993 году был введен в действие закон о свободе въезда-выезда для всех граждан России. Это привело к тому, что в СССР (в том числе и в России) и на Западе были уверены, что открытие границы вызовет огромный всплеск эмиграции. По данным всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проводившего в 1990 году опрос "Отношение населения СССР к работе за
границей", были готовы к выезду по трудовым мотивам из бывшего СССР 1,5-2 млн. чел. и еще 5-6 млн. чел. рассматривали такую возможность [8].
В 1991 году, по мнению половины экспертов - представителей аппарата государственного управления, науки и бизнеса, в ближайшие 5 лет можно было ожидать выезда из страны 2-4 млн. человек, а еще 30% считали, что их число достигнет 4-5 млн. человек. По оценкам западных экспертов, масштабы эмиграции должны были достигнуть 20 млн. человек. Однако в действительности резкого увеличения эмиграции из России не произошло. Эмиграция в страны ближнего зарубежья за период 1992-2000 годы составила 1,7 млн. человек. Наибольшее количество эмигрантов уехало на Украину - 821,8, в Казахстан - 312,8, Беларусь - 202,4, Узбекистан -86,7, Молдавию - 63,9, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан, Армению - менее чем по 50, в страны Балтии - 28 тыс. человек. Эмиграция в страны дальнего зарубежья начиная с 1990 г. колеблется в пределах от 118,0 тыс. человек в 1995 г. (максимум) до 58,6 тыс. человек в 2001 г. (минимум). В целом за 11 лет - с 1990 по 2003 год - из России выехало около 1,2 млн.
человек.
Республика Марий Эл - республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.
Исследование миграционных процессов показало, что в Республике Марий Эл активные миграционные движения начались с 2011 года, когда число прибывших выросло почти вдвое, в том числе в пределах Российской Федерации на 85%, межрегиональная миграция - 69%, международная -52,3%.
Значительный рост обусловлен массовым прибытием в республику мигрантов из зон конфликта, основное количество прибывших за 2015 год иностранных граждан составляют граждане: из Украины 32,8%, Узбекистана 14,9%, Азербайджана 9,5%, Таджикистана 5,4%, Армении 5,1%, Казахстана 4,9%. По сравнению с 2014 годом на 19% снизилось количество граждан Украины первично поставленных на миграционный учет (2749 против 3404 в 2014 г.). Дальнее зарубежье в основном представлено гражданами Германии
(16,
Италии (6,2%), США (5:
Че-
хии (4,9%), Франции (4,9%) (рис.1) [6].
Рис. 1. Сведения о постановке на миграционный учет в 2015 году с указанием
стран происхождения
В 2015 году в Республике Марий Эл на миграционный учет поставлено 10748 (АППГ - 10671) иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 0,7% выше аналогичного показателя прошлого года. Из них 1428 иностранцев по месту жи-
тельства и 9320 - по месту пребывания. Рост количества поставленных на миграционный учет иностранных граждан в 2014-2015 годах обусловлен массовым прибытием в республику мигрантов из зон конфликта на Украине (рис.2).
Рис. 2. Динамика количества поставленных иностранцев на миграционный учет в
Республике Марий Эл
Приток в Республику Марий Эл мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья обусловлен многими причинами. Большая часть иностранных граждан указывает цель визита «частная» (37,1%), а также осуществление трудовой деятельности (16%) и в целях учебы (23%) (рис. 3) [5]
В целом трудовые мигранты в общей численности занятого населения в Республике Марий Эл занимают незначительную долю - менее 0,1%, что не оказывает су-
щественного влияния на демографическую, экономическую, социально-политическую обстановку и рынок труда РМЭ. Однако, для обеспечения экономики необходимыми трудовыми ресурсами целесообразно продолжить привлечение квалифицированной рабочей силы, особенно из государства СНГ и снимать для них административные барьеры, создавать необходимые условия для выхода их «тени» мигрантов с неурегулированным правовым статусом [4].
Заявленные цели въезда в Республику Марий Эл 2013 - 2015 годах
Рис. 3. Ранжирование иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на учет
по целям въезда
В Республике Марий Эл большое внимание уделяется трудовой миграции, постановлением Правительства от 22 февраля 2007 г. № 49 создана Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников.
В связи с тем, что с 1 января 2015 г. в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российскую Федерацию» [1] в части введения патентной сис-
темы оформления разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывшими на территорию Российской Федерации в безвизовом порядке произошло значительное снижение квоты на привлечение иностранных работников[1]. Общее число действительных разрешений на работу иностранных в Республике Марий Эл составляет - 4, а патентов -122 (рис. 4).
Рис. 4. Распределение лиц, оформивших патенты по странам гражданской
принадлежности
Особое место в миграционной политике занимает обучение иностранных граждан в вузах г. Йошкар-Олы. Наиболее крупными учебными заведениями, принимающими иностранных студентов, является ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет».
В целях более глубокого изучения миграции молодежи, нами было проведено
Ранжирование мнений респондентов по причинам выбора страны и республики для обучения показало, что приоритетными из них является: «хочу жить и работать
социологическое исследование среди студентов-иностранцев, обучающихся в ПГТУ. В настоящее время число обучающихся превышает 550 человек, основная масса которых представляет Узбекистан, Азербайджан, Армения, Таджикистан, Кыргызстан (рис. 5) [7].
в РФ» - 32%, «хочу стать наиболее конкурентоспособным» - 25%; «Российское образование ценится на родине» - 17% (рис. 6).
другое 13%
хочу стать более конкурентноспосо бным 25%
хочу жить и работать в РФ
32%
Российское образование ценится у Вас на родине 17%
в Вашей стране не обучает данной специальности 4%
уровень в стране в Вашей стране недостаточен 9%
Рис. 5. Распределение студентов ПГТУ по странам гражданской принадлежности
Рис. 6. Причины выбора Российской Федерации и Республики Марий Эл
для обучения
При этом мигранты испытывают такие трудности как материальные, отсутствие рабочего места и трудности в обучении
(причиной этого являются языковые проблемы) (рис. 7) [7].
проблемы с миграцинной _ службой 2%
отсутсвтие жильзя 5%
другое 19%
плохое знание русского языка 4%
Рис. 7. Ранжирование мнений респондентов по трудностям, которые испытывают иностранные студенты ПГТУ
В целях определения мер по улучшению пребывания мигрантов в Республике Марий Эл нами в социологическом исследовании был поставлен вопрос о предложениях в этой части самих респондентов. По их мнению решение задач: «возможно-
открыть курсы другое
русского языка на бесплатной основе 10%
снизить плату за обучение 17%
по/.
го получения второго гражданства» и «улучшение условий для трудоустройства» равнозначны для значимости (по 35%), «снижение платы за обучение» (19%), «открытие курсов русского языка» (11%) (рис. 8)[7].
возможное получение второго гражданства
33%
улучшить условия для
трудоустройства
33%
Рис. 8. Ранжирование мнений по предложениям для улучшения пребывания мигрантов-студентов в Республике Марий Эл
Особое беспокойство вызывает нелегальная миграция. К нелегальным мигрантам можно отнести лиц, которые нарушили правила въезда на территорию чужой страны, либо правила пребывания на ее территории.
Экономические проблемы, вызванные нелегальной миграцией, состоят в том, что иностранцы не платят налоги государству. Андрей Исаев, депутат Госдумы РФ сказал: «Основная проблема не в несчастных нелегальных мигрантах, а в тех работода-
телях, которые пытаются использовать их рабский труд для сверхобогащения» [3]. С данным высказыванием невозможно не согласиться, поскольку вместо того, чтобы создавать высокооплачиваемые рабочие места для граждан своей страны, работодатели предпочитают дешевый труд мигрантов, тем самым тормозят развитие производства, создавая безработицу среди коренных жителей.
По данным Автоматизированной системы аналитической отчетности почти 25% мигрантов превысили срок своего нахождения и составляют так называемую «группу риска». В их лидирующие позиции занимают граждане: Украины 303 человека или 38,2% от общего количества входящих в «группу риска»; Узбекистана 113 человек или 14,2%; Азербайджана 107 человек или 13,5%. По возрастному распределению «группы риска» лица в возрасте 18-29 лет составляют 38,7%, 30-39 лет - 22,9%, 40-49 лет - 13,0%, старше 49 лет - 38,4%/
Нередко нелегальные мигранты вступают в криминальные структуры. Так, в 2015 году на территории республики зафиксировано 43 преступления, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, что составило около 0,9% от всех расследованных преступлений, по которым лица установлены. Преступления совершены гражданами Украины (22 факта), Азербайджана (5 фактов), Узбекистана (4 факта). Основные составы преступлений, совершенных иностранными гражданами - это незаконное хранение или распространение наркотических средств - 14 преступлений, использование заведомо подложного документа - 10 преступлений, кража - 4 преступления.
Безусловно, в «группе риска» абсолютный показатель больше у представителей тех стран, которых в целом больше в республике. Но это не всегда означает, что они самые незаконопослушные. Если же рассчитывать соотношение «группы риска» к общему числу находящихся по каждой группе мигрантов (по стране), то может оказаться, что малочисленно представленные мигранты из определенной
страны имеют наивысший удельный вес «незаконности». Например, долгое время лидером как по находящимся в республике, так и «группе риска» в абсолютных цифрах были граждане Узбекистана, но соотношение «группы риска» граждан Узбекистана к общему числу находящихся граждан Узбекистана в 2015 году только 20,0%, тогда как у граждан Азербайджана такое соотношение составляет 34,3%.
В 2015 году депортировано 11 иностранных граждан, направлено 210 представлений о закрытии въезда, вынесено 95 решений о сокращении срока временного пребывания.
В ходе рассмотрения фактов нарушения миграционного законодательства в 2015 году выявлено 967 иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации с нарушениями режима пребывания (проживания) и/или осуществления трудовой деятельности [4].
В целях сокращения нелегальной миграции Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию обратил внимание на оформление патентов: «Нужно упорядочить приём на работу иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, усилить ответственность работодателей за использование труда иностранных работников»[2]. Раньше патенты выдавали только тем работникам, которые устраивались на работу к частным лицам. Получить такой документ было просто и стоил он недорого. Тысячи «домашних работников» трудоустраивались в крупных городах, фактически нарушая законодательство, и работали, где придется. Теперь порядок получения такого патента изменился. Чтобы его получить, нужно сдать тесты на знание языка, культуры и законов Российской Федерации. Приобрести полис медицинского страхования. Все эти процедуры платные, поэтому количество желающих уменьшается. Если через месяц мигрант не получил патент, он обязан вернуться на родину.
Из ограничительных мер, принятых к началу 2016 года, можно назвать повышение стоимости оформления документов и
увеличение срока, в течение которого разоблаченным и депортированным нелегалам запрещено пересекать российскую границу.
С целью фиксации (выявления) адресов «резиновых» квартир, в которых поставлено на регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания большое количество иностранных граждан, используются выгрузки из прикладного программного обеспечения «Территория». В настоящее время «резиновых» адресов на территории республики (где зарегистрировано более 10 иностранных граждан) нет.
Обобщая результаты мониторинга и социологического исследования, нами были выявлены основные проблемы: рост численности мигрантов, их низкий уровень образования, отсутствие рынка жилья и возможности для трудоустройства, высокая оплата за обучение. Для реализации выявленных проблем, по нашему мнению, целесообразно принять следующие меры:
1. Ужесточить контроль за реализацией Федерального закона №115 от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
2. Обеспечение возвратности временной трудовой миграции путем совершенствования механизма контрактации, предусматривающего повышение ответственности предпринимателей и посредников.
3. Принятие мер по устранению экономических и административных факторов, выступающих питательной средой для неформальной экономики и, соответственно, нелегальной миграции.
4. Создавать достойные условия проживания, возможность для трудоустройства, повышения образовательного уровня мигрантов.
По мнению авторов, реализация предложенных мер позволит решить многие проблемы мигрантов и качество их проживания на территории Республики Марий Эл.
Библиографический список
1. Федеральный закон №115 от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: [web-сайт].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/
2. Послание Президента Российской Федерации от 12 декабря 2013 г [Электронный ресурс]: [web-сайт].- Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825
3. Андрей Исаев, депутат Госдумы РФ [Электронный ресурс]: [web-сайт].- Режим доступа: http://www.klerk.ru/quotes/342978/#opheader
4. Низова Л. М. Человеческие ресурсы как фактор демографического развития: монография / Мар. гос. ун-т; Л. М. Низова. - Йошкар-Ола, 2014. - 236 с.
5. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл [Электронный ресурс]: [web-сайт].- Режим доступа: http://maristat.gks.ru/
6. Управление по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл [Электронный ресурс]: [web-сайт].- Режим доступа: https://12.fms.gov.ru/
7. Результаты авторского мониторинга и социологического исследования.
8. Миграция населения: теория, политика: Учебное пособие / [д-р экон. наук, проф. Воробьева О.Д., д-р экон. наук, проф. Топилин А.В., д-р социол. наук, Мукомель В.И. и др.] ; Под редакцией д-р экон. наук, проф., профессора О.Д. Воробьевой, д-р экон. наук, проф. А.В. Топилина - Москва: Экономическое образование, 2012. - 364 с.
MIGRATION: EVOLUTION, PRIORITIES AND PROBLEMS
L.M. Nizova, doctor of economic sciences, professor
E.A. Shalaev, student
Volga state university of technology
(Russia, Yoshkar-Ola)
Abstract. The article reveals the evolution of migration processes in the Russian Federation starting from XVI up to the modern period. Highlighting the Russian emigration, represented by three waves. Based on monitoring Yes-for the assessment of the priorities of migration policy, and on the basis of the sociological survey and ranking of the respondents ' opinions revealed the problems and difficulties experienced by foreign students of Volga state technological University. Presents the author's measures to address the economic and administrative factors on the creation of decent conditions for living, employment and improving the educational level of migrants.
Keywords: migration, emigration, immigration, irregular migration, migrants.