Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 1 (5). С. 71-75.
УДК 93(314)
Т. Б. Смирнова
ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАЦИИ В СИБИРИ ПО ДАННЫМ СТАТИСТИКИ И НЕФОРМАЛЬНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ*
Проводится исследование миграционных процессов в Сибири в 1990-2010 гг. Источники: статистика, интервью, материалы непосредственного наблюдения. В настоящее время этнические миграции приобрели глобальный характер. По числу мигрантов Россия занимает второе место в мире после США. В России этнические миграции имеют региональную специфику. Например, миграционные процессы в Сибири обусловлены близостью Казахстана и других стран Средней Азии. Наиболее эффективным в изучении миграций является междисциплинарный подход, использование методов статистики, демографии, социологии, антропологии и этнологии.
Ключевые слова: миграции; Сибирь; диаспора; демография; этнология.
Т. В. Smirnova
ETHNIC MIGRATION IN SIBERIA,
ACCORDING TO STATISTICS AND INFORMAL OBSERVATIONS
The article presents a study of migration processes in Siberia in 1990-2010 gg. Sources: Statistics, interviews, direct observation of materials. Currently, ethnic migration have become global. According to the number of migrants Russia ranks second in the world after the United States. In Russian ethnic migration are regional specificity. For example, the migration processes in Siberia due to the proximity of Kazakhstan and other Central Asian countries. The most effective in the study of migration is an interdisciplinary approach, using methods of statistics, demography, sociology, anthropology and ethnology.
Keywords: migration; Siberia; diaspora; demography; ethnology.
Миграции на территории Российской Федерации и, в частности, сибирского региона являются частью глобальных миграционных процессов, которые имеют своим вектором движение с юга на север. Основной причиной обвальной миграции в настоящее время является демографический переход, то есть значительное превышение рождаемости над смертностью в азиатских аграрных странах. Это привело к росту численности населения в этих странах, можно сказать, в геометрической прогрессии. Собственных ресурсов там недостаточно. Речь идет не только о таких ресурсах, как земля, вода и продукты, но и о производстве и, соответственно, рабочих местах. Возрастная структура
населения этих стран является прямо противоположной структуре населения европейских индустриальных стран, в которых демографический переход уже закончился. Особенностью возрастной структуры азиатских государств является преобладание детей и молодежи, особенно молодых мужчин. Именно эта категория - молодые мужчины из азиатских неиндустриальных стран - и стала основным двигателем глобальных миграционных процессов. Все остальные факторы, такие как распад Советского Союза, изменения на рынке труда, разница в уровне жизни между Россией и азиатскими республиками, являются дополнительными и, можно сказать, отягчающими обстоятельствами
* Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 14-50-00036 «Мультидисциплинарные исследования в археологии и этнографии Северной и Центральной Евразии».
© Смирнова Т. Б., 2015
71
Т. Б. Смирнова
тех грандиозных миграционных процессов, которые развернулись на постсоветском пространстве в последние десятилетия.
Эти процессы, имея свою специфику, являются частью глобального общемирового тренда, особенно если учесть тот факт, что Россия занимает второе место в мире по численности мигрантов [1]. Все прогнозы и расчеты свидетельствуют об увеличении в ближайшем будущем миграционных потоков. Так, по оценке Международной организации по миграциям, количество международных мигрантов в мире составляло в 1980 г. 100 млн человек, в 2010 г. - 214 млн, к 2050 г. возрастет до 405 млн. Непредсказуемые причины, например, природные катастрофы, могут спровоцировать движение еще 200 млн человек [2].
Проблема все возрастающих миграций настолько острая, что обсуждается необходимость введения международного миграционного режима, регулирования потоков мигрантов и создания организации по типу Международного валютного фонда или Всемирной торговой организации, которые устанавливают общие правила передвижения финансов и товаров. Считается, что таким же образом нужно регулировать потоки мигрантов. Пока же все страны борются с проблемой в одиночку. Все развитые страны в настоящее время переполнены мигрантами, все они в последние годы приняли законы, ограничивающие миграции. Модернизация миграционного законодательства была проведена в США в 1996 г., в Канаде, Дании, Италии - в 2002 г., в Германии - в 2005 г., во Франции - в 2006 г., в Британии - в 2007 и 2009 гг. Что касается российского миграционного законодательства, то, по мнению большинства экспертов, оно отстает от потребностей экономического, социального и демографического развития страны [3].
Это отставание во многом связано с отсутствием со стороны руководства страны понимания той роли, которую играют миграции в жизни современных стран. По этой же причине государственный заказ на исследование миграционных процессов в России является минимальным, особенно это касается региональных исследований миграций. Между тем ситуация с миграционными потоками в разных регионах страны не просто име-
ет выраженную специфику, а зачастую является прямо противоположной даже в соседних регионах.
Сибирский регион в этом плане имеет свою специфику и свои проблемы. До 1990-х гг. численность населения Сибири неуклонно увеличивалась за счет мигрантов. В основном это были переселенцы из европейской части страны. Наиболее крупными волнами миграций были переселения крестьян в XVIII-XIX вв. и в период столыпинской аграрной реформы. Большинство из этих крестьян были русские, но довольно заметными в общем потоке были переселенцы из малороссийских губерний, белорусских земель, чуваши, мордва. Большую роль в формировании этнической карты региона сыграли принудительные миграции. Например, почти все живущие в Сибири финны, поляки, литовцы, латыши, эстонцы - это потомки ссыльных. Две трети немцев в Сибири - это потомки депортированных в 1941 г. из Республики немцев Поволжья.
В 1960-1970-е гг. приток населения осуществлялся за счет всесоюзных строек, освоения нефтяных и газовых месторождений. Так, на севере Западной Сибири образовались целые украинские поселки. В южных районах активно развивался агропромышленный комплекс, поэтому численность населения на протяжении всего советского периода росла, как за счет добровольных переселений, так и за счет эвакуации, переселения репрессированных, принудительной депортации. Так, если по переписи 1926 г. численность населения Сибири составляла около 9 млн человек (9 % всего населения России), то в 1959 г. -16,7 млн (14,2 %), а в 1989 г. - 22,8 млн человек (15,5 %) [4]. В Сибири, не знавшей голода, масштабных эпидемий и крупных боевых действий, всегда был высоким и естественный прирост населения. Большинство населения было занято в промышленности, работавшей на оборону и космос, сельском хозяйстве, во всех крупных городах открылись университеты, в Новосибирске был построен Академгородок. Мигранты ехали в Сибирь в основном на заработки, поскольку зарплата здесь была существенно выше. Многие оставались, потому что уровень жизни принципиально не отличался от других регионов России, а рабочие места были всегда.
72
Этнические миграции в Сибири по данным статистики и неформальным наблюдениям
Но в 1990-е гг. ситуация резко изменилась. Условия жизни в регионах Сибири стали экстремальными, даже на фоне общей разрухи. Никаких экономических или социальных компенсаций тяжелых условий жизни больше не существовало, поэтому реакция живущих здесь людей была предсказуемой: люди в массовом порядке начинают уезжать, сальдо миграции быстро становится отрицательным.
По последней советской переписи населения 1989 г. в России проживало 147 млн чел., из них в областях за Уралом - более 35 млн, т. е. 24 %. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в России проживало 145 млн, из них в областях за Уралом -32 млн чел. По данным последней переписи населения 2010 г., численность населения составила 143 млн чел., из них в азиатской части России, составляющей 75 % площади страны, проживало 29 млн чел., или 20 % всего населения [5; 6; 7].
В снижении численности населения сыграло свою роль и превышение смертности над рождаемостью, т. е. отрицательный естественный прирост населения, но основной причиной все же был отрицательный миграционный прирост: из Сибири стало выезжать намного больше людей, чем приезжать сюда, впервые за всю историю её освоения.
Лучшее по миграционным показателям положение в Новосибирской области, где существует положительное сальдо миграции. Небольшой положительный миграционный прирост наблюдается в Томской области. Это объясняется тем, что Новосибирск - это центр Сибирского федерального округа, соответственно, как всякая столица, хоть и местного масштаба, он притягивает население. Томск, являющийся студенческой столицей Сибири, принимает большое количество молодых людей, которые поступают сюда в университеты. Но в целом по Сибирскому федеральному округу (СФО) сальдо миграции за прошедшие годы было отрицательным.
Довольно значительный вклад в снижение численности населения внесли этнические миграции. Программы репатриации, принятые в Германии, Израиле, Греции, Польше, странах Прибалтики, вызвали волну эмиграции. Например, из Омской области
в 1990-е гг. выехало более 100 тыс. немцев, около 100 тыс. - из Алтайского края.
По данным Федеральной службы государственной статистики, миграционный прирост в СФО не является стабильным, хотя преобладает отрицательный прирост. В 2012 г. он составлял минус 7561 чел., в 2011 г. - плюс 2206, в 2009 г. - плюс 14 396, в 2008 г. - плюс 5324, в 2007 г. -минус 3440, в 2006 г. - минус 18 026, в 1990-2005 гг. прирост отрицательный [8].
В 1990-е гг. среди выезжающих преобладали эмигранты в дальнее зарубежье, в 2000-х гг. больше всего людей выезжало в другие регионы России, в основном в Москву и Санкт-Петербург, а также Сочи, Екатеринбург, Новосибирск. Этот человеческий вакуум быстро заполняется мигрантами. Среди приезжих, как и в других регионах России, резко преобладают иностранные рабочие. И хотя их намного меньше, чем в столице или Тюменской области, более благополучной в смысле заработной платы, но все же именно трудовые мигранты составляют значительную долю миграционной прибыли. И этот факт, естественно, влияет на этническую ситуацию в Сибири.
Среди стран, из которых прибывают трудовые мигранты, лидирует Казахстан. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2012 г. всего прибыло в СФО 48 917 чел. - граждан зарубежных стран. Из них 14 641 чел. - из Казахстана, 7272 чел. - из Киргизии, 6878 чел. - из Таджикистана, 5895 чел. - из Узбекистана, 3185 чел. - из Армении, 2937 чел. - из Азербайджана, 1994 чел. - из Украины, 1295 чел.
- из Германии, 505 чел. - из Грузии, 432 чел.
- из Молдовы, 318 чел. - из Беларуси, 148 чел. - из Туркмении, 94 чел. - из Израиля, 83 чел. - из США, 49 чел. - из Латвии, 32 чел. - из Литвы, 18 чел. - из Эстонии, 3141чел. - из других стран.
Специфика миграционных процессов в Сибири связана с приграничным положением с Казахстаном. Почти треть всех приезжающих в Россию из Казахстана оседают именно в сибирских регионах. По этническому составу среди мигрантов из Казахстана преобладают русские (67 %), на втором месте - украинцы (5,5 %), на третьем - казахи (4,2 %), на четвертом - немцы (2,8 %), на пятом - та-
73
Т. Б. Смирнова
тары (2,3 %) [9]. Причем если русские и украинцы из Казахстана едут как в Сибирь, так и в другие регионы, то казахи и немцы оседают преимущественно здесь. Казахи в основном переезжают в Омскую область, поскольку здесь существуют места компактного расселения казахов. По численности населения (81,6 тыс. человек) они занимают в Омской области второе место после русских. Немцы из Казахстана переезжают в основном в Алтайский край, Омскую и Новосибирскую области. Это также связано с компактным расселением немцев в этих регионах и с тем, что в Алтайском крае и в Омской области в 1991 и 1992 гг. были созданы немецкие национальные районы. Эти районы, которым на протяжении всего времени существования оказывалась значительная финансовая поддержка со стороны правительств России и Германии, выгодно отличаются от окружающих районов и являются для мигрантов центром притяжения.
Но основное внимание власти, СМИ и общественности сейчас приковано к проблемам миграций из республик Закавказья, Северного Кавказа, несколько в меньшей степени - из республик Средней Азии и Китая, поскольку все громкие и серьезные межэтнические конфликты последнего времени были спровоцированы именно мигрантами из этих регионов. Понять причины и сущность этих конфликтов только с помощью данных статистики невозможно, в этом случае правомерным является применение в исследовании качественных методов, в частности, методов интервью и непосредственного наблюдения.
В результате проведения таких качественных исследований становится очевидным, что сообщества мигрантов за последние годы приобрели четкую иерархическую структуру, социальные институты, лидеров и функции, характерные для диаспор. Заметной тенденцией является оформление лидеров диаспор с функцией внешнего представительства. Так, лидеры диаспор часто требуют от миграционных служб, полиции, представителей властей для себя каких-то дополнительных полномочий. В частности, лидеры диаспор говорят о том, что они не могут взять на себя ответственность за неадекватные или противоправные поступки, совершённые мигрантами, пока нет документа, в котором бы мест-
ная власть указывала на то, что все мигранты, выходцы из определенной страны, должны им подчиняться. Или, например, лидеры диаспор считают, что именно они должны определять тех, кому выдаются патенты и разрешения на работу. Естественно, что сотрудники миграционных служб не собираются нарушать российское законодательство, но эти постоянные попытки «договориться» и фактически купить лояльность власти очень напрягают.
Материалы проведенных интервью также показывают, что существуют серьезные противоречия между органами власти и работодателями, владельцами предприятий, где трудятся иностранные трудовые мигранты. Работодатели считают миграционное законодательство слишком жестким и настаивают на его пересмотре. В частности, при опросе владельцев тех предприятий, где работают иностранцы, многочисленные комментарии вызвал вопрос о комплексном экзамене, который становится обязательным с 1 января 2015 г. Большая часть работодателей считают, что такой закон вообще не нужен, так как он ломает сложившуюся систему, и если уж такой закон вводить, то только для тех иностранцев, которые претендуют на гражданство или вид на жительство, но никак не для сезонных рабочих. «Зачем сезонным рабочим сдавать этот экзамен, - говорят они. - Им вообще даже язык знать не обязательно, за них бригадир разговаривает. Они никуда не ходят - их привозят, они работают целыми днями и, когда сезон заканчивается, их увозят. Они даже в город не выходят, не ходят ни в кино, ни в театр. Да это и лучше, потому что если они пойдут толпами в город, то местным мало не покажется. Государство еще спасибо должно сказать, что мы (работодатели) их контролируем и никуда не выпускаем. И зачем им сдавать историю и право, вообще непонятно, если даже экзамен по русскому языку для них является лишним».
Также работодатели считают, что в случае введения экзамена предприятия встанут, прекратят платить налоги в бюджет и что государство, кроме того, что всё время давит на бизнес, так еще и не учитывает не только интересы граждан, но и собственные.
Понятно, что предпринимателям дешевый труд иностранных рабочих приносит
74
Этнические миграции в Сибири по данным статистики и неформальным наблюдениям
очень хорошую прибыль, поэтому негативная реакция на введение этого закона вполне закономерна. Причем для работодателей вообще не важно, где и в какой форме будет проводиться этот экзамен, им важно отменить его в принципе, потому что в противном случае под угрозу будет поставлена их сверхприбыль. Многие из них надеялись, что этот закон не будет введен, и хотя решение о введении экзамена было принято больше года назад, никто из них не принял никаких мер для того, чтобы начать обучать своих работников.
Более или менее позаботились о том, чтобы система трудовых мигрантов не рухнула те предприниматели, которые сами являются представителями диаспор и активно участвуют в найме на работу соотечественников. Так как экзамен мигрантам можно сдать не только в России, но и на родине и приехать на заработки уже с сертификатом, то эти работодатели (или посредники) начали искать возможности обучения и получения сертификата до приезда в Россию. Но все они говорили о том, что центров тестирования у них на родине недостаточно (например, по два центра в Китае и Узбекистане), или вообще нет, или они о них не знают.
Прогноз численности населения свидетельствует о том, что миграционное давление на Россию, в том числе на регионы Сибири, будет увеличиваться. По прогнозу ООН, к 2025 г. численность населения России сократится еще на 3,5 миллиона (и это с учетом прибывающих мигрантов), а население соседнего Казахстана, например, увеличится почти на 2 млн, Киргизии - на 1 млн, Узбекистана - на 4 млн. По соседнему с нами Китаю прогноз на увеличение к 2025 г. на 52 млн чел. (с 1350 млн до 1402 млн чел.). Считается, что примерно треть временных мигрантов остается в нашей стране, и в це-
лом миграционный прирост в России составляет 250 тыс. чел. ежегодно.
Роль Сибири в этих все нарастающих этнических миграциях является очень важной. Если принять во внимание географическое расположение сибирских регионов, огромные пространства, масштабы природных ресурсов и богатств, близость и фактическую прозрачность границы, уровень развития экономики, роль в обеспечении безопасности государства, то можно предложить образное сравнение Сибири с солнечным сплетением России. К слову сказать, Омск является самым солнечным городом в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новиков М. Россия занимает второе место в мире по числу мигрантов // Российская газета. - 2013. - 12 сент. ; URL: http://www.rg.ru/ 2013/09/12/migranty-site.html.
2. К 2050 году число международных мигрантов почти удвоится // Центр новостей ООН. - URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp7News ID=14648.
3. Денисенко М. Мигранты должны приезжать
надолго // OPEC.ru : экспертный сайт Высшей школы экономики. - URL: http://opec.ru/
1668591.html.
4. Национальный состав населения СССР: По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. / Госкомстат СССР. - М. : Финансы и статистика, 1991. - С. 9-14.
5. Всероссийская перепись населения 2002 года :
[сайт]. - URL: http://www.perepis2002.ru/
index.html?id = 17.
6. Демографический ежегодник России. 2009. -М. : Росстат, 2009. - С. 28-30.
7. Всероссийская перепись населения. 2010 :
[сайт]. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/
new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.
8. Демографический ежегодник России : сайт
Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/
connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publi-cations/catalog/doc_1137674209312.
9. Национальный состав мигрантов по странам в 2006 г. // Демографический ежегодник России. 2007 : [сайт]. - URL: http://www.gks.ru/ bgd/regl/B07_16/IssWWW.exe/Stg/07-12-01.htm.
75